Но помните, мои возлюбленные и дорогие, что Сам Раздаятель неизреченных благ, Господь наш Иисус Христос , сойдя на землю, избрал не пустынное, не столпническое и не другое какое-либо из указанных житий, но закон и заповедь послушания. Ибо Он Сам говорит: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю Пославшаго Мя Отца ( Ин. 6:38 ), яже Аз глаголю, о Себе не глаголю ( Ин. 14:10 ), но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю ( Ин. 12:49 ). Он препоясался полотенцем и, приняв на Себя обязанности слуги, умывал ноги ученикам и отирал их полотенцем. При этом Он сказал: Аз посреде вас есмь яко служай ( Лк. 22:27 ). Видя, чада мои и братия мои, это служение Господа, а также то, как Он ради всех принял наш образ жития, неужели вы не чувствуете радости, веселия, не исполняетесь наслаждения и восторга пред тем, что вы своею жизнью подражаете Господу? Можно ли вам после этого хвалить что-либо другое и стремиться к иным видам жития? Если вы только строго выполняете свой образ жития, вам не следует паче него хвалить еще какой-либо другой. Поэтому-то во святом Геронтике 195 чрез откровение и указано было, что из трех видов спасения – пустынного, в болезни и в послушании – послушник оказался самым славным, когда исполнял послушание 196 . Жить так, как будто предстоит сегодня умереть Да, повторяю вам, братия мои, житие наше велико, и вы, совершая изо всех сил свой бег, прославитесь с Авраамом, возликуете с мучениками и вселитесь с праведниками. Посему бегите же хорошенько, диавол вас да не обольщает (см. Гал. 5:7; 3:1 ), не спотыкайтесь, помажьте свои ноги елеем крепости, чтобы, размягчив душевные жилы, вы могли выполнять свой бег. Облекитесь в одежду правды и веселия, пейте воду чистоты и целомудрия (см.: 1Тим. 4:12 ; 2Тим. 1:7 ). Не спрашивайте, как долго еще продолжится все это. Так говорят только лентяи. Мы живем не тысячу лет. В Ветхом Завете когда-то жили по девятьсот, семьсот, триста или, самое меньшее, по сто лет; так, например, жили Ной, Енох, Енос, Авраам, Иов 197 и прочие благоугодившие Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Для сего они сначала старались напугать архиереев Собрания, обвиняя их в нарушении пользы церковной; когда же им не удалось поколебать их твердость, они притворились, что подчиняются желаниям Собрания с условием, что оно в основание своих трудов приимет списки архиерейских доходов в каждой епархии, которые с этою целью были бы вытребованы в Константинополь. Хотя, очевидно, геронты предположили эту меру единственно с целью выиграть время, утомить терпение Собрания продолжительным застоем в занятиях и таким образом добиться того, чтобы оно разошлось, однако Собрание согласилось с тем условием, чтобы начать ревизию с списков доходов самых синодальных митрополитов, в ожидании присылки в определенный срок областных списков. Геронты, видя себя уличенными, решительно объявили, что они тогда только представят списки своих доходов на усмотрение Церковно-Народного Собрания, если оно формально обяжется не касаться вопроса о их главных доходах и заниматься только ревизией доходов второстепенных и неопределенных, каковы взносы при освящении церквей, посвящении священников и тому подобные. С другой стороны, патриарх, слабохарактерность которого сделалась пословицей, несколько времени в нерешительности колебался между двумя партиями, потом окончательно был привлечен к партии геронтов митрополитом Халкидонским, который всегда имел сильное влияние на Его Святейшество, и, так как он сам геронт, ввиду общей опасности наконец соединился с остальными товарищами своими, несмотря на личную свою неприязнь к некоторым из них. Тогда доведенное до крайности колебаниями своего председателя патриарха и кознями синодальных митрополитов Собрание решило представить Фуад-паше прошение, подписанное всеми светскими членами, чтобы Порта употребила энергические меры для ограждения успеха его дальнейших занятий. Эти меры, как объяснили Фуад-паше словесно члены депутации, вручившей ему сие прошение, должны были состоять в удалении патриарха от председательства в Собрании и даже от патриаршего престола и в назначении на место его временного местоблюстителя, которому было бы поручено управление церковными делами до избрания нового патриарха» 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

«Геронты пользуются своим могуществом единственно для своих личных выгод, которым готовы пожертвовать все, – писал преосвященный Софроний. – Каждый из них весьма мало заботится об общем благе и думает только о себе, как бы накопить побольше богатств. По корыстным расчетам геронты вступают в союз с влиятельными константинопольскими вельможами и совершенно подчиняют Патриарха своему влиянию или начинают против него глухую борьбу, которая обыкновенно оканчивается или временным удалением некоторых геронтов из столицы, или свержением патриарха и избранием нового, причем геронты и другие влиятельные лица разделяются на разные партии, которые то соединяются, то снова враждуют между собой». Еще обвиняют геронтов в том, что они раздают епархии не по заслугам, а по произволу своим любимцам, вместе с тем дают им деньги взаймы по высоким процентам и за то позволяют им всячески грабить и обирать епархии и во всяком случае поддерживают их, какие бы справедливые жалобы на них ни поднимались. Наконец, частые перемещения епископов, делаемые по мере их заслуг не в отношении к церкви, а скорее в отношении к своим эфорам, подавали повод к ропоту в народе и даже к неудовольствию некоторых епископов, которые иногда видели себя перемещенными, не будучи спрошенными. Таким образом, геронтов обвиняют и в том, что они главная причина неудовлетворительного состояния и всего низшего духовенства. По таким-то причинам Церковно-Народное Собрание решило уничтожить геронтию, тем более что, по словам г. Стефана Карафеодори, исключительные права геронтов не подтверждаются ни канонами церковными, ни султанскими Указами. Патриаршему берату, в котором, со времен Магомета 2, поименно упоминается о пяти первых геронтах и о праве их избирать патриарха и просить Порту о его низложении в совокупности с другими архиереями, пребывающими в Константинополе, г. Карафеодори дал особенное толкование, совершенно противоположное толкованию геронтов, и не признает, чтобы этим бератом было предоставлено им какое-либо особенное право.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

После сего патриарх получил от Порты буюрульди (визирское предписание) оставаться на патриаршем престоле, а вслед за тем письмо Фуад-паши, в котором ему передавалось приказание правительства предложить синодальным членам, известным под именем геронтов, отправиться на некоторое время в свои епархии. «Хотя, – писал князь Лобанов от 11/23 июля 1859 г., – о высылке геронтов патриарх заранее согласился с Портой, однако он почел своей обязанностью выразить вслух великому визирю и министру иностранных дел свое сожаление о том, что подобное решение приняли, не испросив предварительно его согласия». Министры оттоманские отвечали ему, что, вместо того чтобы выражать свои сожаления, ему следовало бы скорее извиняться перед ними в том, что не он первый подумал об осуществлении этой меры, которой давно желает весь народ и которую признала необходимой сама Порта. Приказание Порты было сообщено патриархом шести геронтам, заседающим в Синоде, которые отвечали, что они подчиняются воле правительства и отправятся тотчас по окончании сборов. Таким образом, так как по прежним правилам Константинопольский Синод состоял из бессменных членов и всех временно присутствующих в Константинополе архиереев, а Церковно-Народное Собрание изменило это правило и постановило, чтобы впредь в Синоде бессменных членов не было, то удалением из Синода всех присутствовавших в столице бессменных членов сие новое правило Церковно-Народного Собрания приведено в исполнение, хотя оно не получало еще никакого утверждения, точно так как не утверждены новые правила об избрании патриарха. Кроме того, Святейший Синод лишился внезапно всех своих бессменных членов не по решению патриарха, не по предложению его, даже без официального согласия его, единственно вследствие приказаний Порты, переданного патриарху в частном письме Фуад-паши, а по существующим законам ни один синодальный член не может отправиться в свою епархию без разрешения патриарха, без предварительного извещения великой Церкви и без султанского указа. Пятеро из них (все, кроме Деркосского митрополита) перед отъездом своим представили патриарху протест, который впоследствии был публично прочитан в Церковно-Народном Собрании и по распоряжению патриарха напечатан вместе с возражением на оный и речью С. Карафеодори об уничтожении геронтии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Внешняя обстановка жизни о. Амвросия в этот период оставалась такой же простой, как и в первые годы. В келье его по-прежнему царила полная нищета. В переднем углу стояло несколько икон. Около двери висели ряса и подрясник с мантией. Затем кровать с постланным на ней холщевым, набитым соломой, тюфяком и такой же подушкой. Под койкой у него была корзинка, которая, вероятно, служила ему вместо комода или сундука. В употреблении пищи о. Амвросий, как и прежде, соблюдал крайнее воздержание 61 . И во всем он хранил полное послушание старцу Макарию. “Казалось, что у о. Амвросия не было своей воли в распоряжении даже келейными мелочными вещами, а во всем воля старца, и во всем давался им отчет старцу о. Макарию” 62 . Вся иноческая жизнь о. Амвросия, протекавшая под окормлением мудрых старцев, шла ровно, без особых преткновений. Оказывая о. Макарию значительную помощь в его переписке, о. Амвросий многое черпал из богатейшего источника мудрости этого старца. Многие письма, приходившие на имя о. Макария, о. Амвросий тоже читал. Ответы писались или под диктовку о. Макария, или непосредственно самим о. Амвросием. Все это способствовало тому, что он основательным образом познавал человеческую душу с ее тайными изгибами, с ее немощами и силами, это знакомило его с мирским человеком. Тут он научился любить страждущего человека до самопожертвования. С 1846 года старец о. Макарий благословлял некоторым из братий обращаться за духовными советами к о. Амвросию. Один из них (о. Геронтий) рассказывал: “Ходили на совет к о. Амвросию только немногие из монастырских и скитских братий и не иначе, как по благословению старца Макария: о. Амвросий, хотя и старчествовал, но как бы прикровенно” 63 . Но уже в 1852 году старец Макарий, уезжая по личным делам в Москву, объявил, что во время его отсутствия по всем духовным вопросам за советами обращаться к иеромонаху Амвросию. А советовал о. Амвросий, всегда основываясь на учении святых отцов. “Придешь, бывало, к нему..., – вспоминал один из иноков, – скажешь, что нужно; а он развернет книгу и заставит меня прочитать ответ на мое недоумение. В то время я возымел было ревность к высоким иноческим подвигам, но о. Амвросий вразумил меня, что ревность моя была не по разуму, и заставлял меня прочитывать св. Исаака Сирского в Добротолюбии” 64 . Наставления о. Амвросий преподавал не от своего мудрования, а непременно из учения свв. отцов. Для этого он обычно раскрывал книгу того или другого отца, находил, сообразно с устроением пришедшего брата, главу писания, давал ему прочитать и затем спрашивал, как брат понимает ее. Если кто не понимал прочитанного, то старец мудро разъяснял содержание святоотеческого учения своими словами. Но очень часто самыми простыми словами он поучал братию находить внутренний мир и успокоение в самоиспытании и самоукорении, ибо сам опытно убедился в спасительности этих действий. И несомненно, что это внимание себе способствовало самому старцу в приобретении умной молитвы и созерцании Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Об отпущении Вараввы Нимало не удивительно, что город кровей и сыны убийц освободили подобного им по дерзости убийцу Варавву и отпустили, как невинного. Посему, мало беспокоясь об убийствах, как привыкшие к убийствам, они то давали прощение виновникам убийств, то присуждали Крест и гроб Сокровищнице жизни и нетления, но за то и другое в свое время понесли наказание. 293. Ориону Евангельскую проповедь слово Божие уподобляет приточно вину то источающемуся из Владычнего ребра, то напояющему сладостью учеников. Иудеи, не изведав веселья от сего вина, упорно старались сокрушить истину ложью. Учителю премудрости поднесли оцет, примешав к нему и горечь, потому что уста их полны суть клятвы и горести ( Пс.9:28 ). А таковы и пития их, Насадителю винограда жизни воздающих оцтом и Услаждавшему, как медом, Божественными словесами и законами подающих горечь желчи. 294. Геронтию Если желаешь ты одержать верх над врагами, то воинство свое руководи страхом Божиим: потому что правда придает нам доблесть, а неправда наша – пособие сопротивным. 295. Проэресию Творец положил естеству предел, и закон угрожает страхом делающим не то, что должно. Посему пребывающие в должных пределах оказывают тем честь естеству, а отринувшие закон в удел себе приемлют страх. 296. Ему же Естеством допускается законное сочетание, а блуд изобрел злоухищренную похотливость. Посему беззаконно, с неистовством преступившее пределы естества обучаемы были целомудрию страхом закона. 297. Евлампию Обличение убийцы Что бегаешь по городу, человек высокомерный? Для чего возмущаешь тихую жизнь? Для чего объявляешь войну скромности, ни Бога не боясь, ни поступка своего не стыдясь? За то, что убил ты человека доброго, порицают тебя многие, а еще больше число укоряющих тебя за то что хвалишься убийством, как умертвивший какого-либо негодяя. Посему, рассуди, недальновидный, если убил ты, как Моисей, если поревновал, как Финеес, если отомстил за Бога, как Самуил, если наказал, как Илия, то можешь тогда высоко думать о том, на что ты отважился. А если ни закон не уполномочивал тебя на это, ни заведенный на войне порядок не давал оружия в руки, ни Божие Слово, предписывающее любовь даже к самым врагам, не дозволяло пролить кровь своего единоплеменника, то лучше тебе теперь же омыть от крови руки свои, отдав на излияние собственную свою кровь, нежели хранить грех на душе и беречь себя для тамошних судилищ на вечное мучение. 298. Архимандриту Луке

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

4 . Священноинок Геронтий. Сказка соловецких иноков, поданая архимандриту Сергию 6 октября 1666 года. 5 . Священноинок Геронтий. Ответ вкратце соловецкого монастыря к востязающим нас, чесо ради не оставляем истинныя своея благочестивыя веры. Имамы же о сем сказати сице. 6 . Священноинок Геронтий. Ответ соловецкий священноинока Геронтия Соловецкого монастыря к востязующим мя, чесо ради не приемлют новых книг и яже в них предания. 7 . Священноинок Геронтий. Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу о вере соловецкого келаря Азария, архим. Никанора и прочих, посланная по отъезде архимандрита Сергия. 8 . Священноинок Геронтий. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу о вере тех же иноков, более пространная. 9 . Священноинок Геронтий. Челобитная (четвертая) о вере соловецких иноков царю Алексею Михайловичу, поданная через архимандрита Иосифа. 10 . Священноинок Геронтий. (Пятая челобитная). Список с челобитныя, которая послана великому государю из Соловецкого монастыря о старом пении в лето 7176 года сентября в 22 день (с) старцем Кирилом Соловецкия же обители от всего собора. 11 . Священнодиакон Игнатий. Челобитная царю Алексею Михайловичу. 12 . Священнодиакон Игнатий. Книга о титле на кресте Христове. 13 . Священнодиакон Игнатий. Показание соловецкого диакона и эклисиарха Игнатия, о новопоявившейся в России на крестах IHЦI, титле. 14 . Священнодиакон Игнатий. Челобитная царю Федору Алексеевичу. 15 . Священнодиакон Игнатий. Исповедание. 16 . Аноним. Сказка, написанная в Словецком монастыре по приезде сотника Чадуева, 1668 г. 23 февраля. 17 . Аноним. Повесть о видении инока Ипатия. 18 . Аноним. Повесть о грозном пророчестве соловецких чудотворцев царю Алексею Михайловичу. 19 . Аноним. Повесть о видении неверного работника Феодора. 20 . Аноним. Повесть об исцелении инока Исайи. 21 . Аноним. Чюдо преподобных отец наших Зосима и Соватея Соловетских чюдотворцев во 177-м году июня в 14 день. 22 . Симеон Денисов князь Мышецкий. История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Давно уже оптинский о. настоятель Моисей занят был, для расширения главного в монастыре Введенского храма, пристройкой к нему двух приделов с северной и южной стороны. К осени 1837 г. оба эти приделы доканчивались. Освятить придел с южной стороны во имя святителя и чудотворца Николая Преосвященный Калужский Николай сам изъявил свое желание, что и совершил 5 сентября того же года, посвятив при этом строителя о. Моисея в сан игумена. В это же время по указанию о. настоятеля Владыка назначил строителем в Калужскую Тихонову пустынь, пришедшую в совершенный упадок, одного из учеников старца Леонида о. Геронтия. Сколько он пред Владыкой ни отказывался от настоятельства, представляя свое бессилие, болезненность и другие причины неспособности, однако чрез несколько времени в силу полученного указа о. Моисей, будучи в это время благочинным калужских монастырей, должен был лично сдать новому о. настоятелю пришедшую в упадок обитель, и о. Геронтий невольно должен был расстаться с Оптиной. Но хотя новый настоятель и принял в свое управление монастырь, и хотя поневоле остался там на жительство, однако вздумал во что бы то ни было упорствовать. Часто он являлся к преосвященному и просил уволить его от настоятельской должности. Так прошла остальная часть сентября и весь октябрь. Наконец в начале ноября о. Геронтий получил письмо от настоятеля Сергиевской пустыни Петербургской губ. архимандрита Игнатия (бывшего Димитрия Александровича Брянчанинова), которому хорошо были известны как старец о. Леонид, так и все его обстоятельства. Таков был смысл этого письма: «Если о. Геронтий будет далее упорствовать, то вся вина за это обрушится на его старца о. Леонида. Тогда и Владыка в этом не погрешит». Несмотря на это предостережение, о. Геронтий еще обратился к преосвященному с своею докучливой просьбой, но тотчас же и получил от него подтверждение написанного к нему о. архимандритом Игнатием. Владыка выразился так: «Вот чему вас учить знаменитый ваш Старец! Не покоряться власти от Бога же учиненной. Против сего я вынужден буду принять меры». Услышал тут же о. Геронтий и еще много такого, чего и не хотел бы слышать о своем Старце, которому, нужно заметить, предан был всею душой. Тогда уже он, сознавши свою вину, вполне расположился на волю архипастыря, который, будучи удовлетворен его послушанием, промолвил: «Ну, давно бы так-то». – Здесь же о. Геронтий просил у Владыки помощи и содействия касательно возможного улучшения вверенной ему бедной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Преподобный Геронтий, основатель скита святой Анны (версия для печати)/Православие.Ru Преподобный Геронтий, основатель скита святой Анны Православие.Ru , 8 августа 2012 г. Память 26 июля/8 августа Святые на Горе Афонской просиявшие Время жизни преподобного неизвестно. Мы знаем, что Геронтий был игуменом древнего Вулевтирийского монастыря , расположенного на южном побережье Афонского полуострова. Поскольку эта обитель была подвержена частым нападениям пиратов, монахам пришлось оставить ее и укрыться в пещерах и ущельях на крутых склонах Афонской Горы. Вновь обретя покой, святой Геронтий собрал своих монахов уже не на берегу моря, а на возвышенности, где они могли укрыться в случае опасности. Там они построили простые хижины и вели жизнь, во всем подобную древним отцам-пустынникам . Святой Геронтий, стремясь к большему уединению, поселился с одним учеником в Свято-Пантелеимоновой пустыни, на крутом склоне над морем. Когда ученик, не выдержав трудностей, связанных с добыванием воды, захотел вернуться к братии, святой старец призвал его к терпению и обратился с молитвой к Пресвятой Божией Матери. Покровительница Святой Горы явилась ему во сне и открыла место, где находился источник чистой воды. Вскоре после того, как они с большой радостью обнаружили этот источник, ученик стал использовать воду для того, чтобы мыть овощи, и для других хозяйственных нужд. Источник сразу же высох. Тогда Матерь Божия вновь явилась святому Геронтию и предупредила, что эта вода дана им только для питья, а не для того, чтобы они заботились о своем хозяйстве и отвлекались от созерцательной молитвы. Она велела им копать глубже, и они обнаружили новый источник, неизменно дающий воду в любое время года, который и в наши дни служит благословением и утешением монахам скита. Пребывая в безмолвии и молитве под покровом Пресвятой Девы, преподобный Геронтий дожил до преклонных лет и почил в Господе. Многие иноки, среди которых было тринадцать святых подвижников и новомучеников, пошли по его стопам, живя в скиту святой Анны, который известен строгостью и приверженностью традициям святых отцов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Преподобный Геронтий, основатель скита святой Анны Память 26 июля/8 августа Святые на Горе Афонской просиявшие Время жизни преподобного неизвестно. Мы знаем, что Геронтий был игуменом древнего Вулевтирийского монастыря , расположенного на южном побережье Афонского полуострова. Поскольку эта обитель была подвержена частым нападениям пиратов, монахам пришлось оставить ее и укрыться в пещерах и ущельях на крутых склонах Афонской Горы. Вновь обретя покой, святой Геронтий собрал своих монахов уже не на берегу моря, а на возвышенности, где они могли укрыться в случае опасности. Там они построили простые хижины и вели жизнь, во всем подобную древним отцам-пустынникам . Святой Геронтий, стремясь к большему уединению, поселился с одним учеником в Свято-Пантелеимоновой пустыни, на крутом склоне над морем. Когда ученик, не выдержав трудностей, связанных с добыванием воды, захотел вернуться к братии, святой старец призвал его к терпению и обратился с молитвой к Пресвятой Божией Матери. Покровительница Святой Горы явилась ему во сне и открыла место, где находился источник чистой воды. Вскоре после того, как они с большой радостью обнаружили этот источник, ученик стал использовать воду для того, чтобы мыть овощи, и для других хозяйственных нужд. Источник сразу же высох. Тогда Матерь Божия вновь явилась святому Геронтию и предупредила, что эта вода дана им только для питья, а не для того, чтобы они заботились о своем хозяйстве и отвлекались от созерцательной молитвы. Она велела им копать глубже, и они обнаружили новый источник, неизменно дающий воду в любое время года, который и в наши дни служит благословением и утешением монахам скита. Пребывая в безмолвии и молитве под покровом Пресвятой Девы, преподобный Геронтий дожил до преклонных лет и почил в Господе. Многие иноки, среди которых было тринадцать святых подвижников и новомучеников, пошли по его стопам, живя в скиту святой Анны, который известен строгостью и приверженностью традициям святых отцов. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/55200.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010