Вместе с подлинниками Геннадий препроводил к митрополиту тетрадь, по чему они (еретики) молились по жидовски и где псалмы были превращены на их обычаи 135 . После того Геннадий обратился с посланием к Прохору, епископу Сарскому, жившему в Москве, на Крутицах, причём объяснял ему отчасти саму ересь и изобличал притворство еретиков. В Москве не горячо взялись за дело о еретиках, тянули его и Геннадию не слали ответа. Сам митрополит повёл себя двусмысленно в этом деле. Таков был характер Геронтия: мстительный, придирчивый, скорее упрямый, чем самостоятельный. Прежде он отказывался от митрополии, когда в нем была надобность; теперь, когда великий князь Иван Васильевич, воспользовавшись отъездом митрополита на Симоново, советовался со старцем Паисием о замещении Геронтия другим лицом, митрополит не хотел расстаться с своим престолом и, по выражению современника, боялся державного 136 . Он утратил уже прежний авторитет в то время, как получены были в Москва Геннадиевы грамоты о еретиках, почему и не стал крепко за дело, к которому великий князь относился мягко, оказывая покровительство некоторым из еретиков. Недовольный замедлением и проволочкою дела, Геннадий вновь обратился с посланием и на этот раз к Нифонту, епископу Суздальскому, прося его печаловаться перед великим князем и митрополитом, чтобы «потщалися тому делу исправление учинити, занеже ныне, как продлилось то дело, обыск ему не крепок чинитца» 137 . В этом же послании Геннадий описывает ужасный для слуха верующих поступок двух еретиков, из которых один оказался племянником еретика Гриди Клоча, внесённого Геннадием в подлинники. Вскоре (через месяц) после этого послания к Нифонту, противень с которого был отправлен к другому епископу, Филофею Пермскому, Геннадий получил от великого князя и митрополита ответ о еретиках 138 . В нём Геронтий говорит о получении грамот Геннадия к нему и великому князю и отдельно упоминает о списках: «Да и списки еси на тех ересников прислал к нам, почему еси обыскивал, как они хулили Сына Божия и пречистую его Матерь».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

«Начну говорить о том, как Батюшка в первый раз посетил нашу обитель. – Незначительна была убыль для Оптиной Пустыни, из которой перешло нас в Тихонову, считая с настоятелем, только семь человек. Время от 15 ноября 1837 г. до следующего лета проведено было нами вообще пополам с горем. Одна была в виду отрада, что преосвященный Николай благоволил к о. Геронтию более, нежели к оптинскому настоятелю, – на что были особые причины. Потому общее наше желание было попросить Владыку, чтобы дозволил старцу о. Леониду, если конечно он сам не откажется, погостить в Тихоновой пустыни. Просьба эта имела успех. Владыка с удовольствием согласился исполнить желание тихоновцев, но в сущности, по рассказам г. Брюзгина, с насмешкой сказав: „Ну, пусть-пусть ваш святой освятит вашу голую обитель. Посмотрим на его святость. Пусть сначала и у меня побывает“. – С своей стороны и Старец преклонился на наши вопиющие нужды. Когда же о. Геронтий с Батюшкой явились к преосвященному, Владыка, обращаясь к Старцу, сказал: „Вот, о. Леонид, тихоновцы-то без тебя соскучились; поезжай, утешь их“. – „Благословите, ваше преосвященство, постараюсь», – ответил Старец. – „Да, кстати, постарайся обращать раскольников в Скаковском и Дворце“, – прибавил Владыка. (Скаковское и Дворец – это две большие деревни, наполненные одними раскольниками, неподалеку от Тихоновой пустыни.) Старец не был подготовлен к состязаниям с раскольниками и потому сказал: „Ваше преосвященство! Готов беспрекословно принять ваше архипастырское приказание; но благословите объяснить вам ощутительное к тому неудобство». – Владыка: „Какое может быть неудобство для святого?» – Старец: „И святые не всеми удобствами владели, а я к этому делу вовсе не подготовлен». – Владыка: „А благодать-то! А святость-то! Вот тебе и приготовление!“ – Старец: „Но как же благословите, ваше преосвященство, мне приступить-то к сему? Извольте письменно преподать мне на это право». – Владыка: „Нет, не нужно. А ты просто явись в их моленную и от моего имени скажи, чтобы собрались их передовые начетчики. Тогда ты им и передай ораторски, что нужно для их обращения. А на обратном пути передашь мне свой успех“. – Приняв от Владыки на словах такое поручение, Старец, наконец, прибыл в Тихонову пустынь к нашей общей неописанной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

При чем я имею честь поздравить Вас с наступившим днем Ангела Вашего, который на многие лета Всеусерднейше желаю Вам провождать в добром здравии и спокойствии духа благополучно. И поручаю себя продолжению Вашей о Господе любви и молитвам святым, в надежде коих остаюсь к Вам с нижайшим высокопочитанием моим и с искреннейшим желанием временных и вечных благ Вашего Высокопреподобия нижайший послушник   Строитель Иеромонах Геронтий 13 Декабря 1838 года Калужская Тихонова пустынь. Ваше Высокопреподобие! Достопочтеннейший Батюшка Отец Архимандрит Игнатий!   Принимаю смелость беспокоить Вас моею всенижайшею просьбою в надежде любви Вашей к общему нашему старцу покойному Батюшке отцу Льву и ко мне милостивого Вашего расположения. Вам известно определение меня в Строителя Тихоновой пустыни, с каким болезненным принужденным чувством и слезами вступил я в управление оной; к сему много содействовал и Ваш отеческий благоразумный совет. Я покорился воле Божией и начальству, принял обитель, расстроенную во всех частях, и в течение шестилетнего моего управления хотя и с большими скорбями и затруднениями, но молитвами угодника Божия преподобного Тихона, благословением Архипастырским и наставлением отца нашего батюшки Льва обитель устроилась как в церковном и монастырском строении, так и в собрании братства, с благим произволением ищущих и пекущихся о своем спасении, равно и порядок в чиноположении службы и послушаниях исполняется по примеру протчих общежительных обителей, по силе наших человеческих немощей. В таком состоянии обители богособранное стадо Христово увеличилось до 40 человек, и содержание имеем при Божией помощи хотя и небогатое, но безнужное, только по малочисленному штату монашествующих нашей пустыни, коих только семь человек, не могу укрепить их и обнадежить в получении монашества или по крайней мере определению в духовное ведомство. Хотя они и живут, еще не ища сего, но совершенно не развязавшись с миром, и на долгое время не имея сего в виду, не могут не иметь смущения, колеблющего их пребывание в обители. Во избежание сего я имею намерение, и вижу на сие согласие нашего Архипастыря, просить о прибавке штата монашествующих, по крайней мере хотя 13-ти человек. Только опасаюсь приступить к сему, не знав, как это будет принято высшим начальством, а так как Вам более известно мнение тамошних властей и расположение к сим предприятиям, то я всепокорнейше прошу Вашего совета и наставления, можно ли предпринять сие намерение и взойтить с прошением о прибавке штата? Сим средством возникнувшая обитель могла бы много поддержаться в своем благолепии и послужить пристанищем спасения ищущих онаго, а также к созиданию и мирских людей, пользующихся образом жизни обители; и о сем сам Преосвященнейший благословил мне Вам написать и сам он усерднейше Вас просит принять в сем Ваше участие ощастливить Вашим ходатайством нашу убогую обитель; и с сим словом посылает Вам Архиерейское свое благословение и почтение. Это истинные и собственные Его преосвященства слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

г.] Записка Поделите всем все обязательно: и конфеты и апельсин. Калоши мои при случае, они не экстренно нужны. Тогда можно и подрясник другой мой прислать. Иер. Н. 1/14 июля 1927 г. Записка Усердно прошу св. молитв и благословения на начало занятий. Гр. N. отв.: Бог благословит и хранит. Иер. Н. г.] Записка Прошу провезти вещи по списку для М.М. Чулки шерстяные пришлите, требуются одному уезжающему. Фунтов пять овса простого. Кисет для табаку 19 . За все благодарю. Спаси Господи. Всем мир и Божие благословение. Записка Все получил. Благодарю. Господь благословит вас, чада мои дорогие. 17/30 августа г.]. Записка Все получил. Усердно благодарю. Призываю Божие благословение и сочувствую в скорбях ваших. Надо смиренно терпеть. Близ Господь. Молюсь о вас. 7/20 сентября 1927 г. Греш. Иеромонах Никон. Записка Все получил. Спаси Господи. Взаимно приветствую с праздником. Всем Божие благословение. О здравии болящей Л. молюсь. Да хранит ее Господь. Газету возвращаю. Хорошо бы ее сохранить или списать. Мир и спасение. 14/27 сентября 1927 г. Грешный Иеромонах Никон. Записка Купите для меня около полбутылки нашатырного спирта и при передаче скажите, чтобы мне его передали через нашу больницу, я с доктором говорил. 18 сентября/1 октября 1927 г. Иер. Никон. Записка Все получил. Спаси Господи. Да утешит вас всех Господь. Молюсь. Да будет воля Божия. Мир и Божие благословение всем вам. 25 сентября/8 октяброя 1927 г. Иер. Никон. Записка Усердно благодарю всех за поздравление меня ко дню моего Ангела. Спаси Господи! Всем мир и Божие благословение. о. Геронтию на его вопросы затрудняюсь дать точные ответы. Мне было бы желательно решением всех вопросов еще повременить, ибо мне думается, что если Господь даст мне жизни, я буду иметь возможность вырешить их так или иначе, как Бог даст. М.И. благодарю и прошу пока квартиру оставить за мной и даже сделать необходимую заготовку продуктов, они не пропадут, придется или не придется ими пользоваться. Надеюсь, что Господь не лишит свидания с вами хотя бы даже и временного, ибо не знаю, что меня ожидает. Можно предполагать, что дело решится в течение месяца. О всех помню и молюсь. Всем желаю всех милостей Божиих. Прошу молитв. Простите. Сообщите хозяйке, что к 1 ноября требуется представить квартирный список, надо в нем поместить, как и прошлый год, всех нас троих. Мое занятие: «певчий и мелкие случайные заработки».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

314 Ср. следующее определение аскетики: «Аскетика – наука о подвижничестве, необходимая для всякого человека, ибо каждый из людей в жизни несет какой-либо подвиг, именуемый в христианстве крестом или последованием Христу Богу, Спасителю всего человечества. Преподобные и богоносные святые отцы науку о монашестве – науку о подвижничестве -называли наукою всех наук. Посему аскетика есть наука всех наук, так как без нее в жизни никто не обходится и каждый имеет нужду стремиться к лучшему бытию, т.е. подвизаться во всяком добре» (Вениамин, иеродиак. Краткий эскиз – очерк аскетики. М., 1912. С. 3). 315 Подобного взгляда на христианский аскетизм и монашество придерживались и придерживаются в России, так сказать, «либеральствующие православные», т.е., как правило, «православные» по внешнему обличью своего мировоззрения, по его «овечьей шкуре», а по сути его склоняющиеся в лучшем случае к протестантским, если не откровенно антихристианским воззрениям. Это «либеральствующе-протестантское» течение, появившееся в нашем Отечестве со времен Петра и так называемого «Просвещения», всегда носило ярко выраженный антимонашеский характер, и это еще раз свидетельствует о том, что подлинное Православие немыслимо без монашества и его светлых идеалов, поскольку иночество представляет собой самую сердцевину православной веры (хотя, естественно, отдельные иноки, в силу собственных немощей и грехов, могут искажать суть монашества). Когда сторонники названного течения берутся судить и писать о монашестве, то из-под пера их обычно рождается жалкий пасквиль и бездарная карикатура на иночество. См., например, суждение: «...в изречениях и рассказах этих патериков и геронтиков, отечников и старчеств как будто слышатся запреты и угрозы той свирепой аскетики, которой ненавистны самые скромные услаждения человеческого существования, самые невинные чувственные восприятия: чириканье воробья и шелест тростника представляются уже опасными развлечениями для мыслей того, кто ищет спасения в удалении от мира; восхваляется отшельница, которая, прожив шестьдесят лет над Нилом, ни разу не взглянула на его воды, не полюбовалась великолепием его разливов; боязнь согрешить словом побуждает избегать разговоров даже о Священном Писании. Послушание ставится выше не только постничества и нестяжательности, но и выше великой любви, и все потому, что те три добродетели приобретаются волею того, кто их приобретает, а послушание есть умерщвление своей воли, порабощение чужому приказу» (Никитин П.В. Греческий «Скитский» Патерик и его древний латинский перевод//Византийский Временник. Т. XXII. 1916. С. 127–128).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Пахомий перед своей кончиной назначил своим преемником. Через два месяца управления скончался. – Ред. 185 В NPB слова: «молитвами нашего отца» отсутствуют; во французском издании TSGC присутствуют. – Ред. 187 В NPB: " Не нам, Господи, не нам, говорит божественный Давид, но милости Твоей и истине Твоей». – Ред. 188 Более точный перевод: «единотелесно и сотелесно Ему». Здесь преп. Феодор использует такие греческие слова, как ομσωμον (единотелесное) и σσσωμον (сотелесное) (ср. Еф. 3:6 ), имеющие в святоотеческой традиции евхаристический смысл сопричастности Христу. – Ред. 189 В NPB и TSGC слова из ТФС: «и не оказались вместе с Господом на месте Его пребывания» отсутствуют, а вместо этого: «и достигнем даже до последних Его». – Ред. 191 Невидимые враги – нечистые духи; говоря о врагах видимых, преп. Феодор, возможно, намекает на гонителей (см.: TSGC. Р. 329). – Ред. 192 Зосима и Ефрем – любимые монахи-студиты преп. Феодора. Ефрем упоминается в письмах преп. Феодора за 817–820 гг. как кандидат на игуменскую должность в Лавру, а также как один из мучеников (см.: Преп. Феодор Студит . Письма 68; 181). Зосима упоминается в «Малом оглашении», 38 – за его нелицемерное послушание. Письмо 114 за 816 г. сообщает о его смерти в кораблекрушении. Лукиан также упоминается в разных письмах преп. Феодора (см.: TSGC. Р. 331). – Ред. 195 «Геронтикон» – первоначальное ядро собраний «Апофтегм» – «достопамятных сказаний» о святых подвижниках. По-видимому, здесь дается ссылка на: Достопамятные сказания. Авва Руф, 2 (см.: TSGC. Р. 337). Однако, похоже, что преп. Феодор цитирует это сказание по памяти. В этой апофтегме речь идет не о трех, а о четырех чинах праведников. Говорится еще и о чине принимавших странников и служивших им. – Ред. 197 В NPB добавлен Авель (перед Авраамом). Ной жил 950 лет, Енох – 365 лет, Енос – 905 лет, Авраам – 175 лет, Иов – значительно более 140 лет. – Ред. 201 Греческий текст NPB дает возможность сделать несколько отличный перевод: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу и хвалу в тот день стоянием одесную Тебя». – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

184. Образ подвижничества в общежительном послушничестве выше всякого другого: он Христоподражателен. Теките же сим путем добре. 9] Стойте доблестно, мужайтесь и претерпевайте все в порядке жизни вашей. Вознеситесь мыслью горе и небошественно созерцайте небесное. Там с Исаией узрите вы Господа на престоле высоком и превознесенном сидящего, окруженного предстоящими Ему Херувимами и Серафимами и всеми сонмами Ангелов. Так узрим мы Его в страшный день второго пришествия Его. – Тогда услышат преблагословенный оный Его глас добре совершившие предлежащий им подвиг в отвержении телесных удовольствий и в недопущении сластям века сего овладеть собою. Тогда праведники просветятся, как солнце в неизреченной радости, когда подвигоположник наш Господь и Бог раздаст дары по достоянию всем и каждому. Ей, братия мои, какого блаженства вкусят все святые, получив тамошние блага, по тому чину, в каком благоугодили здесь! Велики конечно, ради Бога укрывавшиеся в горах, вертепах и пропастях земных, – столпники, пещерники, затворники. – (Я не имею в мысли говорить здесь о высших чинах – св. Апостолов, судей вселенной, также о всеблаженных мучениках, божественных Пророках и о некоторых других родах праведников). Но и наш чин ничем ни меньше их. – Ведомо вам, что Сам раздаятель даров, сошедши на землю, не пустынный избрал себе род жизни, не столпничесий и не другой какой, но благоволил пожить в послушании, как Сам негде говорит в Евангелии: «снидох с небесе не да творю волю мой, но волю пославшего мя Отца» ( Ин. 6, 38 ). И опять: «яже Аз глаголю, о себе не глаголю; но пославый Мя Отец, той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» ( Ин. 14, 10; 12, 49 ). Потом на тайной вечери, препоясавшись лентием и прияв служительское дело, омыл ноги учеников, и спустя немного сказал: «Аз посреди вас есмь, яко служай» ( Лк. 22, 28 ). Так Господь, воплотившись, не другой какой, а наш послушнический образ жизни благоволил приять. Не утешительно ли и не радостно ли должно быть для нас, что мы проводим жизнь в подражании Ему? Уместно ли потому нам ублажать другие виды подвижнической жизни предпочтительно пред нашим? Да вы, если, как следует, в точности проходите сию жизнь, и сами не захотите ублажать другую какую. Почему и в Геронтике читается сказание, в коем из трех подвижников состоящий в послушании по откровению предпочтен пустыннику и больному, с радостью переносящему болезнь. Ей, братия мои, воистину велика жизнь наша и проходящие ее, без сомнения, прославлены будут с Авраамом, с мучениками и праведниками. Теките же добре. Да не остановит вас завидующий вам дьявол, и сами не останавливайтесь по разленению. Помажьте ноги елеем терпения, облекитесь в хитон радования, пейте воду чистоты и целомудрия. Не говори никто: доколе же? -Это слово ленящегося.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Чем это все кончится? Помолитесь, милостивый батюшка, чтоб Господь укрепил душевные и телесные силы нашего доброго начальника. В Константинополе созвано собрание из духовных и еще более светских лиц. Предполагаются преобразования в церковном управлении. В избрании патриарха и архиереев хотят предоставить участие и мирянам, мирянам же предоставить отчасти управление церковными имушествами; будут учреждены смешанные комиссии из духовных и мирян, и эти комиссии во многих случаях будут заменять архиереев, а архиереям будут предоставлены одни чисто духовные дела, под которыми разумеют только то, что касается до догматов. Хотят Синод из бессменных, пожизненных членов (геронтов, старцев) заменить Синодом из 12 членов, из которых одна половина будет ежегодно заменяться другими, так что каждому члену придется заседать не более 2-х лет. Теперешний Патриарх 276 , недовольный своим Синодом, соединился с светскими и согласен на эти преобразования. Митрополит Филарет написал об этих делах прекрасное мнение, которое и было послано в Константинополь нашему посольству. Теперь прислано оттуда возражение на него, написанное, вероятно, не без содействия нашего первого там драгомана Аргиропула, человека нецерковного и лукавого. Между тем акты этого собрания, по желанию некоторых членов, присланы на усмотрение нашего Синода. Их отправили мы прежде всего к митрополиту Филарету. Хотелось бы мне к Страстной приехать к вам, не знаю, каковы будут дороги. Благословите, батюшка, когда мне выезжать? Не привезти ли или не послать ли к вам «Слова» Аввы Исаии в издании Минье, которое гораздо лучше Голландова? Помолитесь, чтобы в литографировании портретов Господь помог нам: не без затруднений. Прошу Вашего прощения и отеческого благословения и поручаю себя и родных своих вашим святым молитвам. Ваш недостойный сын Константин 3. Санкт-Петербург, 16 марта 1859 г. 74 277 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Достопочтеннейший о Господе Константин Карлович! Мы находимся у тебя в долгу по вопросам твоим о некоторых статьях, присланных тобою к нам, но и теперь ничего не можем сказать, так как предметы оные щекотливы и не всегда можно доверять их писанию. Ты располагаешь быть у нас, то, может быть, и не застанет тебя посылка твоих бумаг и на оные рассуждения. Я послал к тебе 28 февраля 50 руб. серебром, но из последнего твоего письма от 16 марта не видно, получил ты оные. Не знаю, почему так долго не дошли до тебя. Желательно бы знать, известны ли членам Святейшего Синода написанные мнения Константина, принявшего Православие, о некоторых отличиях Русской Церкви от Греческой 278 , и Ласкариса и Веглериса о переводе Библии? 279 И как думают об этом? Жаль доброго нашего поборника святого Православия; да укрепит Господь его силы душевные и телесные ко благу Церкви и чад ее, смиренно молим Его Благость.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Леонид учил их словом, как понимать Евангельское учение, как приводить его в исполнение и как врачевать им душевные немощи; учил и делом, что более действует на сердце человека и убеждает его; учил и собственным примером или своей жизнью: и, таким образом, для всех, относившихся к нему за духовными советами и наставлениями, был, так сказать, живой книгой. О том, каких вообще правил держался Старец в обращении с духовными своими детьми, можно видеть из следующего его наставления своему ученику, настоятелю Калужской Тихоновой пустыни, о. игумену Геронтию. «Вы, прелюбезнейший наш Отец, – так писал ему Старец, – просите мою худость, дабы я, непотребнейший из непотребных, преподал вашей любви благопотребный совет, как вам управлять и назидать врученные вам от Бога словесные овцы и распоряжаться по обители делами. Хотя благопотребный вопрос ваш, с верою и благоговением предлагаемый, всячески превосходит смысл мой и силы, но по мере только веры вашей предложу вам возложить себя и вас окружающих всемогущему Господу и всемилосердой Его воле; поскольку Самим Спасителем сказано в Св. Евангелии: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин. 15, 5 ). А потому мы должны внимать сим Христовым словам при всяком начинании. Если призовем Его всещедрую помощь, то все благопоспешно устроится и невидимо благодатию Божию умиротворится. Также прошу вас и молю, как и прежде вам советовал, не быть тонким истязателем, но всячески держаться умеренности. Что потребует исправления, – действия употреблять с рассмотрением и долготерпением». – Таков был общий характер духовного окормления старцем Леонидом своих духовных чад, – усердная о них молитва , рассмотрительность и долготерпение. Теперь скажем о приемах сего окормления или старчествования. О старце о. Леониде и его сотруднике и преемнике по старчеству иеросхимонахе Макарии епископ Игнатий Брянчанинов в своих «Аскетических опытах» 53 говорит так: «Оба старца были напитаны чтением отеческих писаний о монашеской жизни; сами руководствовались этими писаниями, руководствовали сими и других, обращавшихся к ним за назидательным советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

«Жизнь, како умираеши? Како и во гробе обитаеши?.. Иисусе, сладкий мой и спасительный свете, во гробе како темном скрылся еси?.. Иосифе треблаженне, погреби Тело Христа Жизнодавца». Верующий настолько глубоко вовлечен в литургическую драму Страстной седмицы, что вступает в диалог со всеми ее участниками и с Самим Иисусом. Страдания Христа переживаются православным христианином и становятся частью его личного молитвенного опыта. Если говорить о православной монашеской традиции толкования Священного Писания, то прежде всего надо отметить, что у монахов было особое отношение к Священному Писанию как к источнику религиозного вдохновения: они не только читали и толковали Писание, но еще и заучивали его наизусть. Монашеская традиция знает совершенно особый способ использования Писания – так называемое «размышление», «прилежное изучение», предполагающее постоянное повторение, вслух или шепотом, отдельных стихов и отрывков из Библии. Монахи в Восточной Церкви, как правило, не интересовались «научной» экзегетикой Писания: они рассматривали Писание как руководство к практической деятельности и стремились понимать его посредством исполнения написанного в нем. В своих сочинениях святые отцы-аскеты настаивают на том, что все сказанное в Писании необходимо применять к собственной жизни: тогда станет понятным и скрытый смысл Писания. Такой подход к Писанию особенно характерен для «Изречений пустынных отцов». «Исполняй то, что написано», – говорит авва Геронтий, и в этой простой формуле обобщен весь опыт толкования и понимания Писания в раннем монашестве. Знаменательно также высказывание Антония Великого : «Куда бы ты ни шел, всегда имей перед глазами Господа; что бы ты ни делал, имей на это свидетельство Священного Писания». Таким образом, Писание должно присутствовать в жизни монаха так же неизменно, как и Сам Господь: каждый отдельный поступок следует сверять с евангельским свидетельством. Монашеский подход к Писанию, который можно определить как экзегезис через опыт, обобщен в следующих словах преподобного Марка Подвижника (IV век):

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010