20. Поющим в церкви (Из жизни преп. Афанасия и Иоанна Кукузеля. Пат. ч. I, стр. 166–187) Некоторые из христиан любят церковное пение и участвуют в нем. Не говоря уже о том, что пение вообще должно быть делом приятным для певцов, оно, вместе с тем, есть дело и полезное для них. Ибо во 1-х Церковь Божия особенно поминает их в одном из своих прошений ко Господу и тем испрашивает им особенную Его милость; а во 2-х потому полезное, что из житий Святых мы узнаем, что и Пресвятая Богородица любит тех, которые поют в церкви, и оказывает им особенное Свое благоволение. Так относительно последнего, в житии преподобного Афанасия Афонского , пишется следующее: один из учеников Афанасия Матвей раз во время утрени увидал, что в церковь вошла некая жена, облеченная небесною славою и честью, с двумя, в белых как свет одеждах, юношами, из которых один держал горящую свечу и освещал ей путь, идя пред нею как раб, а другой следовал за нею, и оба относились к ней с великим благоговением. Когда эти необыкновенные посетители стали осматривать всех присутствующих в церкви, чудная та жена разделяла всей братии дары: – тем, которые были на клиросах, она давала каждому по золотой монете, а находившимся в притворе по 6 серебреников всякому; некоторым же из братии дала даже по 6 золотых монет. Сам же благоговейный Матвей получил лишь 6 серебряных монет, ибо он стоял в притвор. Лишь только кончилось это видение, он тотчас пошел на клирос, возвестил о нем отцу своему, и просил у него позволения поместиться в лик поющих (Пат. ч. I, стр. 98). Подобное сему чудо находим и в жизни преподобного Иоанна Кукузеля (пам. 1 окт.). Раз, пропевши в субботу акафист, после бдения, сел Иоанн в форму, (так называются братскиее седалища) – напротив иконы Богоматери, пред которою читался акафист, и тонкий сон упокоил утомившиеся его чувства. „Радуйся, Иоанн!» вдруг произнёс кроткий голос. Иоанн смотрит... В сиянии небесного света стояла пред ним Богоматерь. „Пой и не переставай петь,» продолжала Она, „Я за это не оставлю тебя.» При этих словах, Богоматерь положила в руку Иоанна червонец, и стала невидима. Иоанн проснулся, и видит, что действительно в правой руке его лежит червонец (златница). Слезы искренней признательности потекли из очей певца; он заплакал и благословил неизреченную милость и благоволение к нему Царицы Небесной. Червонец был привешен к Богоматерней иконе, пред которою пел Иоанн и удостоился явления небесного, и поразительные чудеса совершались от иконы и от самой златницы. С тех пор Иоанн усерднее прежнего начал проходить клиросное свое послушание (Пат. ч. I, стр. 186–187).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобные Лазарь и Афанасий Мурманские, Г Или Муромские (XIV-XV вв.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 8 марта в день преставления прп. Лазаря и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Лазарь был грек Родился он в Константинополе. Преподобный был учеником старца Афанасия и архиепископа Василия Великого (Кесарийского, + 379), который послал его в Россию просить у святителя Василия Новгородского подобие новгородской иконы Софии Премудрости Божией. Сначала несколько лет он жил в Новгороде при своем покровителе архиепископе Василии (память его 10 февр.), а после его кончины удалился на Мурманский остров на Онежском озере, где жили дикие язычники лапландцы. Однажды толпа разъяренных язычников окружила хижину преподобного, чтобы убить его, но не нашли его и подожгли хижину. Преподобный успел вовремя укрыться в ископанной им пещере; более всего он скорбел об оставленной им в хижине иконе Успение Божией Матери, которой его благословили при постриге. Вдруг луч света осиял его. Подняв глаза, он увидел святую икону на дереве и услышал от нее голос: «Призрю на смиренных рабов Моих и на место сие и не оставлю его. Повелеваю тебе: воздвигни на месте сем церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы!» Преподобный от ужаса упал на землю и не мог говорить. Придя в себя, он стал молиться: «Матерь Божия, Владычице всех, слава православных, Ты уничтожаешь еретические шатания, Ты сокрушаешь не чтущих Твои святые иконы!» Голос послышался опять: «Неверные станут верными, и будет одно стадо и один Пастырь». И святая икона спустилась над головой преподобного. Он взял ее и отнес в пещеру. В другой раз он увидел в воздухе дивную Жену и светозарных мужей, поклоняющихся Ей. На этом месте он воздвиг крест. После этого он исцелил слепого ребенка — сына вождя одного племени, и вся эта семья крестилась, а отец этого ребенка стал впоследствии иноком. Тогда к преподобному стали сходиться люди, и он основал монастырь в память Воскрешения Лазаря. В Новгороде его с любовью принял святитель Моисей (память его 25 янв.). Он получил не только бумаги на вечное владение островом, но ему вернули деньги, которые он за него некогда уплатил. Перед кончиною прп. Лазарь поставил по просьбе братии вместо себя инока Феодосия, бывшего пришельцем с горы Афонской. Скончался прп. Лазарь 8 марта 1391 г. и был погребен там, где он поставил крест. В XV в. настоятелем его обители был прп. Афанасий, причисленный в XVIII в. к лику святых. Он почивает в особой часовне, и на гробнице его лежат его вериги. В последнее время Свято-Лазаревский монастырь был обращен в женский, и в нем призревались престарелые и убогие.

http://sedmitza.ru/lib/text/437000/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 19 июля 2024 года 6. Пятница. Прп. Афанасия Афонского (с 5 июля) . Прп. Сисоя Великого. Собор Радонежских святых. Обретение мощей прав. девы Иулиании, кн. Ольшанской. Блгв. кн. Глеба Городенского. Прп. Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Приводим порядок совершения полиелейной службы прп. Афанасия Афонского (с 5 июля). Примечание. Рядовая служба Минеи (прп. Сисоя Великого) может быть перенесена на повечерие. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 2й – 8 (первая и вторая стихира – трижды, третья – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6й: «Яко Божественная жизнь…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На стиховне стихиры преподобного, глас 5й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6й: «Отеческую доброту…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3го часа). По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 3й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую…». Кафизмы 19я и 20я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен преподобного, глас 4й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие преподобного. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6й: «Безсмертия тезоименитаго…». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – седален преподобного, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Симеон Босой, Филофеевский, Афонский, прп. - житие Преподобный Симеон Босой был сыном священника и с 15-ти лет находился под духовным окормлением епископа Димитриады (Ларисская епархия) Пахомия, который постриг его в монашество и рукоположил во иеродиакона. Чтобы научиться строгой иноческой жизни, святой Симеон ушел вскоре в монастырь близ горы Олимп, а оттуда удалился на Святую Афонскую Гору, в Лавру святого Афанасия. Там своим смирением и ревностным послушанием он снискал уважение братии и был рукоположен во иеромонаха. Когда преподобный перешел в Филофеевскую обитель, он умножил свои Богоугодные труды, стал примером для братии, заслужил всеобщую любовь и был единодушно избран настоятелем этого монастыря. Впоследствии, по коварным ухищрениям ненавистника добра, святому Симеону пришлось претерпеть несправедливое недовольство со стороны слабых душой иноков. Предоставив Воле Божией рассудить виновных, святой Симеон безропотно покинул обитель и ушел на гору Фламурию. Там, в уединении и безмолвии, без крова и огня, в ветхой одежде, почти без пищи, в постоянном молитвенном стоянии и коленопреклонениях, вел внутреннюю брань святой отшельник. Через три года его нашли Боголюбивые люди и, проникнувшись благоговением к его жизни, упросили принять их в сожитие. За семь лет заботами и усердием святого Симеона постепенно составился целый монастырь. Была построена церковь во Имя Пресвятой Троицы, где преподобный совершал ежедневно Божественную литургию. Когда жизнь братии в пустынной обители наладилась, мудрый служитель оставил монастырь и стал проповедовать Слово Божие в Эпире, Фессалии и Афинах. Своими поучениями и наставлениями святой утверждал колеблющихся в вере, заблудших наставлял на путь спасения, твердых в вере подкреплял, учил всех любить друг друга, чтить воскресные и праздничные дни посещением храмов Божиих. Дерзновение святого исповедника вызвало завистливую злобу противников христианской веры.

http://pravicon.com/info-3379

18. Не наше дело судить о загробной участи внезапно умерших. ( Из жизни преп. Евфимия и препод. Афанасия. Пат. ч. I, стр. 132 и 116). Некоторые из простецов, когда видят, что человек умирает обыкновенною смертью , исповедавшись и причастившись св. Таин, говорят: „этому хорошо на том свете будет, потому что он умер как христианин;» а когда видят, что он умирает внезапною смертью, то говорят: „этот наказан Богом такою смертью за грехи и ему в будущей жизни худо будет.» Последнее суждение есть неосновательное и греховное; что и можно прежде всего доказать тем, что Господь иногда и Святым, по неисповедимым судьбам Своим, посылал внезапную кончину, но она однако не мешала им быть прославленными от Него и на небе и здесь на земле. В доказательство сего приведем два примера. Преподобный Евфимий, именуемый Новым-Иверским (пам. мая 13), бывши однажды в Константинополе по надобности, отправился на муле, в сопутствии инока, в часть города, называемую Платиа. В одной улице сидел нищий и просил милостыни. Сострадательный Евфимий, не сходя с мула, хотел подать просившему что-нибудь, но бессмысленное животное, испугавшись движений нищего, понеслось вдоль улицы, и преподобный, не в силах будучи удержать его, был сброшен на землю и разбился на смерть. Но Господь после кончины тотчас прославил его: от святых мощей преподобного потекло много исцелений и чудес–(стр. 132). Также внезапно скончался и преподобный Афанасий Афонский . Раз он с шестью человеками из братий взошел на верх храма посмотреть строения и помочь зиждущим. Как скоро взошли они туда, под ногами их расселся верх храма, и все они ринулись вниз. Пятеро тотчас же предали души свои в руки Божии. Преподобный же Афанасий и зодчий Даниил хотя и были завалены каменьями, но остались живы. Все слышали, что преподобный, лежа под каменьями, до трех часов говорил: „слава Тебе, Боже! Господи Иисусе Христе, помоги мне!» Братия, плачущие и обливающиеся слезами, кто чем мог, откапывали своего отца, но откопав, нашли его уже скончавшимся. Но и Афанасия Господь тотчас же прославил, ибо прославилось лицо его, сделавшись необыкновенно благообразным и белым как снег (ч. I, стр. 116–117). Впоследствии же при гробе его было явлено множество чудес, так что писатель жития его говорит: „кто может исчислить звезды небесные, или песок морской, тот лишь мог бы пересказать и бесчисленные чудеса преподобного (ч. I, стр. 119).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Принято решение о канонизации Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева) 20 июля. ПРАВМИР. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении к лику святых известного афонского подвижника и ревностного поборника православия преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева), нетленные мощи которого были найдены в Киево-Печерской Лавре. Во время заседания Синода были также утверждены иконописные изображения и представленные проекты тропарей и кондаков святым ( журналы и 30 ). Почтение памяти преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) Священный Синод УПЦ установил 16/29 июля (старый/новый стиль), а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого – 7/20 июня (старый/новый стиль), в день его преставления. Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) – один из выдающихся подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. Еще при жизни его глубоко почитали монашествующие Волыни и Галиции, называвшие его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксировали даже официальные соборные акты. Так, Церковный Собор Киевской Митрополии, прошедший в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цветущим». Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, и оказал серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Среди многочисленных заслуг подвижника, помимо ревностного отстаивания чистоты православной веры, стоит также назвать участие в основании Великого Манявского скита в Карпатах и возрождении афонских уставов в монастырях в Галицко-Волынском крае в XVII ст.

http://pravmir.ru/sinod-upts-blagoslovil...

Аскетические приюты афонского монашества Все афонские монастыри приобрели свой современный вид в результате растянувшихся на века процессов их строительства и расширения. 6 октября, 2014 Все афонские монастыри приобрели свой современный вид в результате растянувшихся на века процессов их строительства и расширения. В реальности монашеская жизнь в ее древнейших формах зародилась на Святой Горе задолго до Великой Лавры – первого афонского общежительного монастыря, основанного в 963 году. Рассматривая в качестве трех знаковых фигур раннего афонского отшельничества преподобного Петра Афонского, святого Евфимия Нового и Иоанна Колова, мы можем проследить за значительными изменениями, произошедшими в образе жизни афонских аскетов на протяжении IX века. Петр отрекся от мира, подвизаясь на протяжении всей жизни в суровой и строго монашеской аскетической жизни. Евфимий же и Иоанн, оба ставшие основателями монастырей, начав свой монашеский подвиг по примеру Петра со строго отшельнической аскезы, продвинулись на ступень вперед к организации общежительной жизни под покровительством государства и церковных иерархов. Именно эта ступень несколько десятилетий спустя открыла путь святому Афанасию Афонскому и его детищу – Великой Лавре. Создание Великой Лавры вызвало острое противостояние между двумя видами аскетизма на заре афонского монашества. Первый Афонский Устав, вышедший в свет в 972 году, примирил обе стороны, косвенно признав нововведения Афанасия. С тех пор все монастыри на Афоне создавались по образцу Лавры святого Афанасия. По сути, утверждение первого Афонского Устава показало, что государство поддерживает прежде всего организованные общежительные монастыри и в меньшей степени монахов-пустынников. Несмотря на это, идеал монашеской отшельнической жизни не переставал жить на Афонском полуострове, сосуществуя с общежительным принципом, хотя и был оттеснен в самые отдаленные и труднодоступные его уголки. Часовые Эгейского моря Процесс перехода от уединенно живущих аскетов к организованным общежительным монастырям на Афоне должен быть истолкован в свете геополитической и военной ситуации означенной эпохи. Вслед за последним взлетом, пришедшимся на период царствования императора Юстиниана (527–610), Средиземноморье перестало быть «римским озером». По мере решительного продвижения вперед арабских племен, захватывавших все большие земли на Ближнем Востоке и в Северной Африке, возрастает стратегическая роль Афонского полуострова, разрезающего с севера Эгейское море и контролирующего фракийские берега, иными словами, сухопутный путь между Константинополем и Солунью, а также Дарданеллы – морской путь, ведущий в Константинополь и в Черное море.

http://pravmir.ru/asketicheskie-priyutyi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Волынских святых (10 октября) АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИОВ (Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551-1651)), игумен, прп. Почаевский (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская) КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси КОРНИЛИЙ Иванович Удилович (1877-1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых, в Соборе Волынских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/128851.html

17.Как нужно поступать, когда из места, в котором легче чем в другом мы можем спастись, враг будет гнать нас вон? (Из жизни преподоб. Афанасия Афонского . Пат. ч. I, стр. 89). От чего это бывает, братья, что в месте, в котором мы окружены мирскими удовольствиями, нам большею частью нравится жить, а в месте тихом, безмолвном и где удовольствий мирских нет – неприятно? В первом нравится от того, что диавол, зная, что мы скорее тут можем подпасть под его власть, не беспокоит нас; а во втором от того неприятно и мы всякий час бываем готовы бежать из него, что враг нашего спасения, зная, что мы в тихом и безмолвном месте скорее можем спастись,– не дремлет, объявляет нам жестокую брань и старается всеми силами выгнать из оного. Поскольку же подобная брань может встретиться и многим из нас, то не бесполезно знать и средства против неё. Какие же это средства? Примеры Святых показывают, что лучше всего в этом случае побеждать диавола терпением и молитвою. Когда мы вооружимся ими, Господь увидит оныя и за них даст нам помощь, чтобы устоять против козней диавольских, и место спасительное за собой удержать. Однажды по всей Святой горе разнеслась молва о преподобном Афанасии Афонском , и многие стали приходить к нему для душевной пользы. Но он, любя безмолвие и избегая поводов к тщеславию, удалился на самый конец Афона–на мыс его. Там преподобный устроил себе небольшую каливу, и в подвигах восходил от силы в силу. Место это называлось Мелана т.е. черным. Между тем диавол, видя великие подвиги преподобного, не мог быть равнодушным и готовил войну на своего противоборца. Сначала он уязвлял святого стрелами нерадения и всячески старался возбудить в нем ненависть к избранному им месту, чтобы таким образом удалить его оттуда. Так как там не было никого, с кем бы преподобный мог посоветоваться, что ему делать, то утвердился в следующей мысли: „буду терпеть год,–и тогда уже, что Господь устроит со мною, то и сделаю.» Решив таким образом свою судьбу, святой остался там, и весь год терпел беспрерывную брань. В последний день, когда он заутро намеревался идти на Карею, чтоб тамошним отцам исповедать обстоятельства своей жизни, внезапно; по прочтении им третьего часа, облистал его небесный свет и окружил его всего. Супостат дьявол , не вынося этого небесного сияния, удалился от Афанасия с темными своими наваждениями,–и сердце преподобного исполнилось неизреченного веселия, которое источало обильные и сладкие слезы. С этого времени, святой получил дар умиления, и плакал без труда, когда только хотел, и столько полюбил то место Мелана, сколько прежде ненавидел его (Пат. ч. I, стр. 89–90).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

5-е Преподобного Афанасия Афонского Пр. Афанасий, в крещении Аврамий, родом из Трапезунта, осиротевши ещё в младенчестве, воспитан был некоторою монахиней и, по смерти её, отправился в Константинополь для довершения образования и жил в доме знатного сановника, родственника своего. Таким образом стал он известен и царю Роману Лекапену, который скоро назначил его учителем в училищах наравне с бывшим его учителем; но, заметив недовольство со стороны последнего, преподобный вскоре оставил должность учителя. Некогда родственник его послан был с поручением в Эгейское море и взял с собой Афанасия; Афанасий увидел Афонскую гору, полюбил её и начал думать о жительстве на ней. По возвращении в Царьград, услышал он о прибытии пр. Михаила Малеина (12 июля) из Кименского монастыря у горы Афонской, пошёл к нему и открыл ему своё намерение принять монашество. Когда они беседовали, пр. Михаила посетил племянник его, военачальник Никифор Фока, впоследствии император, и таким образом стал знать Афанасия. Вскоре по возвращении преп. Михаила в свою обитель, прибыл туда и Афанасий, принял пострижение и усердно проходил все монастырские послушания, наставляемый Михаилом в подвижнической жизни. Чувствуя близость кончины, Михаил желал оставить его после себя игуменом; но Афанасий, узнав о том, бежал и странствовал по горе, живя уединённо. Между тем, узнав о смерти преп. Михаила и бегстве Афанасия, военачальник Никифор разыскивал его через Солунских властей по всей горе, но Афанасий упросил прота горы (первенствующего игумена) не говорить о нём, – и тогда Никифор дал Кименской обители другого настоятеля. Прот позволил Афанасию безмолвствовать в пустынной кельи, версты за три от лавры Карейской; тут он жил и снискивал пропитание трудами рук своих, потому что писал книги хорошо и скоро. Однажды Лев, брат Никифора, посетил Афонскую гору и, беседуя с Афанасием, плакал от радости. Монахи, видя любовь воеводы к преподобному, просили Афанасия попросить его о постройке новой церкви в Карейской лавре. Воевода с радостью дал золота и серебра на построение церкви и, возвратясь в Царьград, возвестил Никифору об Афанасии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010