Закрыть Иван-Покштей Издательство «Царское Дело» выпустило книгу о Кузнецком старце Иоанне Сергей Астахов   11:17 16.08.2022 719 Время на чтение 11 минут Фото: предоставлено автором На родине Ивана Павловича Афанасьева, урожденного Никитина, уважительно называли «Иван­ Покштей». «Покштей» — по-мордовски значит старче. Старец. Всей своей судьбой он опровергал широко распространенное мнение, будто в миру спастись почти никому невозможно. Сам он жил в страшное время гонений на Церковь, но, по слову преподобного Ефрема Сирина, «Лот праведный и в Содоме себя сохранил», и, спасаясь сам, Кузнецкий старец спасал вокруг себя других. Со дня его смерти (23 ноября 1966 года) минуло уже более полувека, но тропинка к его могиле не зарастает. Сюда приходят и приезжают не только жители Кузнецка и его окрестностей, но и паломники из Пензенской, Ульяновской и Самарской областей. Как и прежде, они испрашивают у старца молитвенного заступления в их бедах и скорбях. Потому что верят — на его молитвы призирает Бог. О старце-отшельнике, подвизавшемся под руководством афонского схиигумена Дорофея в барановских лесах близ Поповых родников, о старце-исповеднике, дважды отсидевшем в советских лагерях, о старце-молитвеннике, старце-прозорливце рассказывает книга Александра Калмыкова «Иван-Покштей», выпущенная издательством «Царское Дело». В основу повествования о Кузнецком подвижнике легли воспоминания его духовных чад и родственников, в том числе сына старца Василия Ивановича Никитина и его внучек схиигумении Анастасии и Марии Васильевны Никитиных, а также материалы из следственного дела 8869­п архива УФСБ Пензенской области. О чем же поведали читателям современники и очевидцы богоугодной жизни Кузнецкого подвижника? Познакомимся с некоторыми свидетельствами. Варвара и Екатерина Казаковы, келейницы старца: «Многие к нему ходили за советом и молитвенной помощью, но свое старческое служение он старался держать в тайне. Старец ничем не выделялся, вёл себя как простой дедушка. Всех отправлял в церковь молебны заказывать. Они пойдут в церковь, а он дома молится о них, и люди исцелялись…».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/16/iv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (не ранее 1180 - 124), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе святых Брянской митрополии, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246) МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ блгв. кн. Муромский (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) - см. Константин, Михаил и Феодор, благоверные князья Муромские МИХАИЛ МАЛЕИН (894-961), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св., Афанасия Афонского МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ УЛУМБОЙСКИЙ [Микаел, Микел Улумбели, Улумбули], прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), один из 12 сир. отцов, основателей груз. монашества и учеников прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХЕЙ ветхозаветный пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг Малых пророков МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МИХЕЙ (Подкорытов Петр Игнатьевич; 1876-1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_48.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь прп. Ксенофонта По местному монастырскому преданию, К. п. м. был основан ок. 520 г. прп. Ксенофонтом (пам. 26 янв.), к-рый построил здесь маленький храм вмч. Димитрия Солунского (ныне пристроен к старому кафоликону). Др. легенда гласит, что во время иконоборческих гонений к обители чудесным образом приплыла икона вмч. Георгия Победоносца, пущенная по воде одним благочестивым христианином, чтобы спасти от еретиков, которые пытались сжечь ее и пронзили ножом (следы огня и рана под подбородком видны до сих пор; искусствоведы датируют эту икону XIII в.). На берегу, в том месте, куда была вынесена волнами икона вмч. Георгия Победоносца, забил источник целебной воды. Над ним возведена часовня. Однако благодаря историческим источникам установлено, что ктитор мон-ря прп. Ксенофонт (пам. греч. 24 апр.) жил в кон. Х - нач. XI в.: он упоминается в актах афонских мон-рей с 998 (Actes de Vatopédi. 2001. N 2) по 1018 г. (Ibid. N 5). Он построил небольшой собор во имя вмч. Георгия Победоносца. О прп. Ксенофонте также говорится в Житии прп. Афанасия Афонского, который исцелил от смертельной болезни его брата Феодора (Vitae duae antiquae Sancti Athanasii Athonitae. Turnhout, 1982. P. 97-99. (CCSG; 9)). В старости прп. Ксенофонт передал Феодору руководство мон-рем, и тот занимал пост игумена по крайней мере до 1035 г. (Actes de Lavra. 1970. N 29). На Афоне подвизался еще один член этой семьи: двоюродный брат прп. Ксенофонта Феодул основал обитель свт. Николая Чудотворца «ту Хрисокамару», которую он в нач. XI в. передал К. п. м. (Actes de Xénophon. 1986. N 1). Путешественники XIX в. видели над входом в старый монастырский собор надпись с годом основания обители: 976 или 979 г. Эта надпись не сохранилась, но дата основания, по мнению исследователей, вполне вероятна ( Παπαχρυσνθου. 1997. Σ. 24-25). В любом случае мон-рь возник после 972 г., т. к. составленный в этом году Типикон Иоанна Цимисхия не упоминает ни прп. Ксенофонта, ни его мон-рь. Официально в мон-ре считают 998 г. датой своего основания по 1-му упоминанию в источниках; монастырские власти приурочили к 1998 г. празднование 1000-летия мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Монастырь Ватопед (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Ватопедский монастырь (греч. Βατοπδι или Βατοπαδι, от греч.Βατος — куст и πας — дитя, отрок; куст отрока) – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе , ныне он второй по чести после Лавры прп. Афанасия . Согласно сохранившимся рукописным источникам обитель была построена в X веке на развалинах древнего монастыря. По устным преданиям первостроителем Ватопеда был в первой половине IV века святой равноапостольный Константин Великий , но в том же столетии монастырь был разорён богоотступником Юлианом. В конце того же века обитель была восстановлена византийским императором Феодосием Великим как благодарение Богу за спасение от потопления его сына Аркадия; с этим связывают происхождение названия монастыря: «вато педи» в переводе с греческого обозначает «ребёнок в кустах» (корабль утонул во время бури, но младенец Аркадий был найден невредимым в прибрежных кустах. Первым известным игуменом обители стал ученик преподобного Афанасия Афонского , монах Николай. Вместе со сменившими его Афанасием и Антонием он почитается как ктитор Ватопеда. Ватопед быстро обрёл могущество и уже во втором афонском уставе (1046) указан как второй по чести среди прочих обителей. Вскоре из-за множества насельников и величественности строений монастырь стали называть Лаврой. В конце XII века в Ватопеде подвизались будущие ктиторы Хилендара : свв. Симеон и Савва Сербские. Монастырь пережил непростые годы латинского и турецкого владычества, как и другие афонские обители столкнулся с набегами пиратов и каталонцев. В 1287 году он был провозглашён «царским монастырём». Это название неоднократно встречалось в различных документах в последующие годы, что свидетельствовало об особо тесных связях Ватопеда с византийским двором. В XIV веке из обители вышли многие выдающиеся представители исихастского движения. В этот же период Ватопед стал убежищем для отшельников, скрывавшихся за его высокими стенами от пиратских набегов.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Вато...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней На Афоне произошло сильное землетрясение. Наконец-то Гора проснулась и ожила!     На Афоне произошло сильное землетрясение   Вот Милостивый Господь хочет, чтобы мы каялись   13 февраля в 3.35, как раз во время начала службы в монастырях, на Афоне произошло землетрясение. Всю Святую Гору Афон хорошенько тряхнуло. Сейсмологи оценили силу толчка в 5,1 - 5,4 балла по шкале Рихтера. Затем Афон некотрое время подтряхивало. Зафиксировано 65 несильных толчков. Так что последний толчок возвестил окончание литургии. Это было примерно в 10 утра. Афон затих. Эпицентр толчков впервые зафиксирован по одним данным в 16 км от Кареи, а по другим - в самом цернтре или на вершине Святой Горы. Это наводит, с одной стороны, на приятные, а с другой, - на неприятные размышления. Еще более сильный толчок произошел в море, напротив Григориата.   Наконец-то Гора проснулась и ожила! С чем мы поздравляем всех насельников Святой Горы, особенно приближенных к центру Горы о. Силуана, о. Памво и о. Афанасия.   Надеемся на естественное просхождение толчков - портал Афон   Подобное землетрясение было в 1932 году, упоминание о нем есть в писаниях преподобного Силуана Афонского.   «14 сентября 1932 года на Афоне было сильное землетрясение. Произошло оно ночью, в четвертом часу, во время бдения на Воздвижение. Я стоял на хорах, близ исповедальни о. Наместника, а сам Наместник стоял рядом со мной, вне исповедальни. В исповедальне из потолка упал кирпич и посыпалась штукатурка. Сначала я немного испугался, но скоро успокоился и говорю Наместнику: “Вот Милостивый Господь хочет, чтобы мы каялись”.   И смотрели мы на монахов, и внизу в храме и на хорах, и мало кто испугался, человек шесть приблизительно вышло из Церкви, а остальные оставались на месте, и бдение продолжалось своим порядком, и так тихо, как будто ничего не случилось. И думал я: как много благодати Святого Духа в монахах, что при столь сильном землетрясении, когда трепетал весь огромный корпус монастырский, сыпалась известка, качались паникадила, лампады и подсвечники, на колокольне зазвонили колокола, ударил даже большой колокол от сильных сотрясений, а они остались покойны».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=990

Основание, или появление русской обители на св. горе Афонской теряется в глубокой древности. Мы не имеем точных и положительных сведений о первом ее основании, но делать об этом предположения, не назначая определенно года, можем. По крайней мере, не обинуясь можем сказать, что стремление русских людей на Афон было в России современно просвещению ее христианскою верою. Ибо фактически известно, что отец русских иноков, св. Антоний, до водворения своего в Киеве, двукратно был на Афоне. Путешествие преподобного Антония на Афон, конечно, не могло не возбудить в русских подражания, и, разумеется, не осталось оно бесследным. Припомним, что Афон в это самое время наполнялся славою подвигов св. Афанасия, привлекавшего к себе почитателей, можно сказать, чуть не со всех концов вселенной. Само собою разумеется, что первые просветители русских греки, передавая им правила христианской веры, не могли при этом не сообщать им и о святых местах, где совершилось спасение рода человеческого. Рассказы эти, конечно, не могли не возбудить ревнителей путешествий по св. местам, что мы действительно и видим на преп. Антонии печерском. Как в таком нашем мнении ничего нет несовместного с истиною, так не будет ничего невероятного и в предположении об участии в устроении особого для русских виталища на Афоне супруги равноапостольного Владимира «Анны Грекини». Она могла или испросить у своих братьев, византийских императоров, для русских пришельцев на св. гору один из тогдашних многочисленных Афонских монидрионов 1 , или убедить русских князей устроить там особое обиталище для русских. Но, так или иначе, было дело, только теперь положительно известно, что русские в XI веке на Афоне уже были, и имели свой особый, с правами самостоятельности, монастырек, который слыл под именем: «Богородицы Ксилургу» (древоделя), с придаточным названием: «Руссов», и был с храмом во имя Успения Богоматери, – обстоятельство, которое нельзя пройти молчанием, потому что оно роднить первую русскую на Афоне обитель с славным монастырем Киевопечерским. Как бы невольно при сем случае обращает на себя внимание следующий факт. Препод. Феодосий печерский еще во дни детства своего видит поклонников, проходивших чрез Курск. Отсюда ясно видно, что поклонничество развилось у нас на Руси очень рано. В русских летописях упоминается, что в Иерусалиме еще до половины XII в. существовал русский монастырь Пресв. Богородицы, который носил это имя, разумеется, потому, что служил пристанищем для русских пилигримов 2 . Все это ведет нас к тому неоспо риваемому убеждению, что русские со времени принятия ими христианской веры не только устремились на места проявления ее в мире с поклонническою целию, но начали избирать и постоянное пребывание на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный отец наш Киприан родился около 1330 года в Болгарии, в г. Тырнове, который в то время был столицей болгарского царства. По окончании своего школьного воспитания в родном городе Киприан, чувствуя влечение к иноческой жизни, направился, по совету своего духовного наставника и родственника 227 блаженного Евфимия (впоследствии патриарха болгарского), на святую Гору Афонскую, как в высшую школу духовного подвижничества. Он прибыл на Афонскую Гору в то именно время, когда она обратила на себя внимание всего православного иночества после выдержанной с успехом борьбы с Варлаамом и Акиндином и их последователями за дело высшей важности для жизни иночества. Спор, как известно, был о плодах умного делания, которое было постоянным упражнением безмолвствующих иноков на Афоне. Многие из них по сему поводу раскрыли свои опыты в духовной жизни писаниями 228 . Общее уважение православной церкви к подвижникам Афона свидетельствовалось ясно тем, что многие из его иноков были возведены на престолы святительские; оттуда свет их разливался еще обильнее 229 . О житии своем на Святой Горе говорит сам Киприан в своем послании к игумену Афанасию 230 . Но в каком именно из святогорских монастырей подвизался блаженный Киприан, положительных указаний на это нет; очень вероятно, что в одном из славянских монастырей, ибо со времени посещения Афона сербским царем Стефаном Душаном (в 1347–48 гг.) 231 некоторые из афонских обителей его царственной щедростью были усвоены славянскому иночеству 232 . Впрочем, судя по характеру послания к преподобному Киприану Евфимия, патриарха Болгарского, можно предполагать, что он подвизался вне монастыря в пустыне 233 . Преподобный Киприан, приняв на Святой Горе иноческое пострижение, не прерывал своих сношений с отечеством; он вел переписку со своим духовным наставником и воспитателем, блаженным Евфимием, который в то время (после 1360 г.) уже занимал патриарший престол в родном им обоим городе Тырнове. Переписка эта ясно свидетельствует о близком их родстве не только по духу, но, вероятно, и по плоти. Дошедшее до нас послание носит такое заглавие: «Евфимия патриарха Терновского послание к Киприану монаху, живущему на святой Горе Афонстей и просившу написатисе ему о некиих церковных винах нужных и послатисе ему тамо» 234 . Вопросы «о церковных винах» заключались в следующем: 1) о поклонах в дни Пятидесятницы и в двенадцать дней между Рождеством Христовым и Богоявлением. 2) О причащении Св. Таин в отсутствие священника в пустынях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Продолжается паломническая поездка делегации Русской Православной Церкви на Афон 16 апреля 2013 г. 09:40 14 апреля 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в паломнической поездке на Святой Горе Афон, посетил Иверский монастырь. В поездке владыку Илариона сопровождают заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь приходов Московского Патриархата в Италии иеромонах Антоний (Севрюк) , помощник председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), сотрудник ОВЦС А.Г. Чуряков, православные миряне И.И. Саввиди, Р.Н. Чайковский, Л.М. Севастьянов и М.У. Паркер. Перед чудотворной Иверской иконой Божией Матери митрополит Иларион совершил акафист Пресвятой Богородице на греческом языке. Владыка и сопровождающие его члены паломнической группы также поклонились хранящимся в обители многочисленным мощам святых угодников Божиих, после чего имели общение с игуменом обители архимандритом Нафанаилом и братией. В тот же день паломники посетили келию святого Никодима, где подвизался преподобный Никодим Святогорец, и келию Милопотам, основанную в Х веке преподобным Афанасием Афонским. Затем митрополит Иларион и сопровождающие его лица направились в монастырь Кутлумуш. Поклонившись святыням обители, гости молились за уставным великопостным великим повечерием, общались с братией, среди которой есть несколько русских монахов. Вечером председатель ОВЦС и его спутники прибыли в монастырь Ватопед, где они были тепло встречены игуменом обители архимандритом Ефремом. Гости поклонились Поясу Пресвятой Борогодицы и чудотворным иконам Царицы Небесной «Алтарница» и «Всецарица», честным главам святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, другим мощам святых угодников Божиих. Затем они были приглашены на трапезу, после которой состоялась встреча митрополита Илариона с братией Ватопедского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/2911680.ht...

Скачать epub pdf Как благодатный брат Христа, Савва приходил ко всем крещенным народам как к братии Христовой, а не как к чужестранцам. Народы это ощущали, и потому Савву принимали с любовью, почтением и грустью провожали. Он не ходил по свету, чтобы прославить сербский народ, но чтобы прославить Христа, любовь над любовью. Святитель Николай Сербский 1174 г. Родился будущий святитель Савва Сербский . Он был третьим сыном Великого жупана (самодержца Сербии) Стефана Немани (позднее монаха Симеона) и матери Аны (позднее монахини Анастасии). При рождении получил имя Ростислав – Растко Неманич. Место рождения – город Рас. 1191 г. Принц Растко оставил управление над Хумуской областью, которую ему доверил отец Стефан Неманя, и уходит на Святую Гору, где постригся в монахи в монастыре Святого Пантелеймона (сегодня также называется и Русским монастырем, основан между 1016 и 1030 годами). Растко получил монашеское имя Савва, по имени преподобного Саввы Иерусалимского – Освященного. 1192 г. На Благовещение (25 марта) уходит в греческий монастырь Ватопед (посвящен Благовещению, основан между 972 и 985 годами). 1196 г. На соборе в Расе Великий жупан Стефан Неманя уступает власть жупана в пользу второго сына Стефана (позднее Стефан Первовенчанный). Самому старшему сыну Вукану Стефан дал в управление Зету. Удалившись от власти, Стефан Неманя принял монашеский постриг в монастыре Студеница, получив монашеское имя Симеон. 1197 г. Великий жупан Стефан Неманя (Симеон) встретился со своим сыном Саввой 2 ноября в святогорском монастыре Ватопеде, где начали жить оба. После этого Неманя и Савва обходят все монастыри Святой Горы, чтобы поклониться святогорским святыням. Монастыри, которые посетили, богато одаривали деньгами, особенно Протатскую церковь в Кареи (Успение Пресвятой Богородицы, построена в 962 году), Иверский монастырь (посвящен Успению Пресвятой Богородицы, основан около 975 года, а, вероятно, в предыдущие века существовал как келия) и монастырь Великую Лавру (Святого Афанасия Афонского , основан в 963 году). Кроме денежных даров, обновили церковь Святого Симеона в Просфоре и воздвигли около церкви город, а посреди большую башню, построили палаты, посадили виноград и присоединили к все к монастырю Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Скачать epub pdf Преподобный Антипа Валаамский (Афонский) I. Детство, юность Иеросхимонах Антипа родился в Молдавии, в селе Калаподешти Текунчского уезда в 1816 году. Родители его были люди православные и весьма благочестивые. Жили они в большой бедности. Отец его, Георгий Константинович Лукиан, служил диаконом в убогой церкви села Калаподешти; мать, Екатерина Афанасьевна, впоследствии поступила в женский монастырь и с именем Елисавета скончалась в схиме. Долго у Лукианов не было детей; наконец, по молитвам жены, у них родился сын Александр, впоследствии в схиме получивший имя Антипа. Рождение будущего подвижника ознаменовалось особенным благоволением Божиим: мать родила его без болезни; затем, до конца жизни, осеняла его чудная благодать Божия. Еще в детстве, когда он пас овец своего отца в глухом лесу, где водилось множество ядовитых змей, брал он их живыми без малейшего вреда в свои руки и тем приводил в ужас сторонних зрителей. Одаренный от Бога высокими духовными дарованиями, отрок Александр был как бы лишен обыкновенных, естественных способностей: от природы он был очень простоват и крайне непонятлив. Долго, несмотря на самое усердное прилежание, не мог Александр научиться грамоте. Видя его неспособность, учителя даже советовали ему оставить школу и обучаться какому-либо ремеслу. Усердием, трудом и молитвой преодолел он все трудности, и священные книги стали для него единственным постоянным источником духовного назидания и самых сладостных утешений. Когда Александр еще учился, скончался его отец, и все семейство осталось без опоры. Его, как старшего, как будущего кормильца, отдала мать в обучение переплетному мастерству. Мужественно претерпев все тяжкие невзгоды в чужом доме у жестокого хозяина, беззащитный сирота с помощью Божией быстро достиг звания переплетного мастера и, возвратясь на родину и обзаведясь собственным хозяйством, еще юношей сделался опорой и единственной отрадой вдовствующей своей матери и всей семьи. Полное довольство царило в семействе Лукиана, но сердце молодого хозяина не находило утешений в земном. Часто вдали от всех, обливаясь слезами, недоумевая, где обрести покой душе, мысленно взывал он к Богу: «Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою!» ( Пс. 142, 8 ). Во время одной из таких уединенных мысленных бесед, на двадцатом году своей жизни, юноша внезапно был озарен дивным, неизъяснимым светом. Свет этот наполнил сердце его невыразимой радостью, из очей его потоками полились неудержимые, сладостные слезы. Тогда, как бы ощутив Божественный зов, он в радости воскликнул: «Господи, я буду монахом». Но Господь промыслительно попускал на него и разнообразные бесовские искушения. Кроме искушений от бесов, много скорбей и поношений в разное время претерпел будущий послушник и от враждебно настроенных против него людей за его прямоту и неудержимую ревность к благочестию. Так «десными и шуийими» возводился он по степеням лествицы совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010