Телеканал «Культура» покажет фильм митрополита Волоколамского Илариона «С Патриархом на Афоне» 17 мая, 2016. Новостная служба Показ фильма приурочен к паломническому визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Гору 17 мая. ПРАВМИР. 21 мая 2016 года на телеканале «Культура» будет показан фильм «С Патриархом на Афоне». Автор и ведущий — митрополит Волоколамский Иларион. Начало фильма — в 16:15, сообщает Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви. Показ фильма приурочен к паломническому визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Гору, ожидаемому в конце мая 2016 года и посвященному 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Афон. Картина, режиссером которой выступил Алексей Сутормин, снималась во время и по следам предыдущего паломничества Предстоятеля Русской Православной Церкви на Афон в 2013 году. Четырьмя десятилетиями ранее он впервые посетил Святую Гору в сане архимандрита. Тогда, в 1971-м, Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь пребывал в запустении, в нем жили всего семеро монахов. В бытность председателем Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) многое сделал для того, чтобы Пантелеимонов монастырь возродился в благолепии и красоте, чтобы возобновилось русское паломничество на Святую Гору. Русские монахи появились на Афоне еще в X веке, при жизни преподобного Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры, привнесшего в отшельническое монашество систему общежития (киновии) и уже тогда стремившегося превратить Святую Гору во всемирный православный монашеский центр. Первое документальное свидетельство о русском монастыре относится к началу XI века: под одним из актов Великой Лавры (февраль 1016 года) стоит подпись Герасима, «монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса». В XI веке преподобный Антоний Печерский принял на Афоне постриг, возвратился на Киевские горы и основал там братство по афонскому образцу. Об этом есть рассказ в «Повести временных лет» под 1051 годом. Антоний сказал братии: «Да будет благословение на вас, первое от Бога, а второе — от Святой Горы».

http://pravmir.ru/telekanal-kultura-poka...

«Я был одним из последних, кто говорил со старцем по телефону» Памяти преподобного Порфирия Кавсокаливита Митрополит Афанасий Лимасольский «На море скоро поднимется буря» Старец Порфирий Кавсокаливит Когда я был на Святой Горе, то слышал и от моих однокурсников, и от разных людей, и от афонских монахов о многих чудесах святого Порфирия, жившего тогда в Афинах, в монастыре Пендели. О всякого рода сверхъестественных и удивительных вещах, которые совершал своей молитвой этот святой старец. И меня охватило доброе любопытство – мне захотелось с ним познакомиться. Но я уже жил на Афоне, и это было непросто – обычно мы не покидали пределов Афона, я не мог путешествовать, взять и поехать в Афины. В какой-то момент, где-то в 1984–1985 годах, если не ошибаюсь, я находился с братьями в Новом Скиту. И мы услышали о том, что старец Порфирий – в Кавсокаливии (он часто приезжал туда, это недалеко от Нового Скита). И можно к нему пойти пешком – правда, это далековато, – или отправиться на лодке. Тогда некоторые из братии попросили меня сопроводить их на лодке в скит Кавсокаливию, чтобы встретиться со старцем. Да и сам я очень хотел с ним встретиться, получить его благословение. Мы благословились у нашего геронды и вместе с приснопамятным отцом Хризостомом, «капитаном спасательной лодки», как его называл старец Иосиф, приснопамятным отцом Гервасием и еще одним братом, он жив поныне, отправились в Кавсокаливию. Погода была ясная. Условия для навигации благоприятные. По тем приметам, которые мы знали, ничто не предвещало перемены погоды – море должно было на протяжении дня оставаться спокойным. Мы поднялись в каливу Святого Георгия, где жил старец. Он завтракал во дворе. Подошли, взяли благословение. Старец недолго поговорил с нами прямо во дворе на разные темы, о которых спрашивали его отцы. Я слушал, от себя задал всего один-два вопроса. Старец с большой любовью говорил о том, о чем его спрашивали. Потом очень деликатно сказал: «Простите меня, отцы. Я не могу больше беседовать с вами.

http://pravoslavie.ru/135745.html

Закрыть itemscope itemtype="" > " Щит и меч " православных христиан 26.02.2008 562 Время на чтение 8 минут Приходит в храм женщина: - Мне надо за сына помолиться. Кому тут свечку поставить? - Богу! - КАКОМУ Богу?!! Иконе какой свечку поставить?!.. А и правда: КАКОМУ Богу, и по какому поводу мы, православные христиане, молимся? Чтобы лучше это узнать, давайте откроем наши молитвословы, например, наиболее популярный из них: " Молитвенный щит православного христианина " . Как сказали бы сейчас книгоиздатели, молитвослов этот является бестселлером, то есть, в переводе: " наилучше продаваемой " книгой среди православных. Этот " щит " скован в Воронеже (Издательство НПО " МОДЭК " ) и выдержал уже несколько переизданий. Благословение " Епископа Задонского Никона " , как оказалось, липовое... Особую популярность этот " щит " приобрёл благодаря огромному количеству молитв " на всякую потребу " . Но центральная " молитва " , ради которой в церковные лавки регулярно приходят и прихожане, и захожане - это " молитва задержания " . О чём же предлагают помолиться составители " Молитвенного щита " ? Помимо обычного набора любого молитвослова (утреннее, вечернее правило, Последование к Причащению, тропари, кондаки праздников, молитвы наиболее почитаемым святым) есть и молитвы, взятые из священнического требника: " Молитва на освящение всякия вещи " , " Молитва на освящение воды " , причём нет никакого указания на то, что молитвы сии могут использоваться только священником. Мирянин, читающий их, по сути, становится самосвятом, дерзающим восхищать благодать священного сана. Ещё мирянину предлагается взять на себя страшную ответственность - читать молитву " о больном, которому нет надежды на выздоровление, который мучится и мучит других, чтобы он скорее был призван к Богу " . Православным адептам эвтаназии (лёгкой смерти ближних) предлагается молиться преподобному Афанасию Афонскому, который в таких случаях служил всенощное бдение, и страждущий к утру отпускался с миром. Правда, следуя этой логике, тем, кто дерзает взять на себя роль Афанасия, надо ещё и набраться Афанасиевой святости, при этом самому отслужить всенощную на кухне... Вряд ли сейчас найдётся священник в трезвом уме, который возьмётся читать подобную молитву, а она предлагается для употребления мирянам, которых " замучил " страждущий родственник!

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/26/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 65  голосов:  4.1 из  5) Отзыв о книге «Молитвенный щит православного христианина» «Щит и меч» православных христиан Приходит в храм женщина: — Мне надо за сына помолиться. Кому тут свечку поставить? — Богу! — КАКОМУ Богу?!! Иконе какой свечку поставить?!.. А и правда: КАКОМУ Богу, и по какому поводу мы, православные христиане, молимся? Чтобы лучше это узнать, давайте откроем наши молитвословы, например, наиболее популярный из них: «Молитвенный щит православного христианина». Как сказали бы сейчас книгоиздатели, молитвослов этот является бестселлером, то есть, в переводе: «наилучше продаваемой» книгой среди православных. Этот «щит» скован в Воронеже (издательство НПО «МОДЭК») и выдержал уже несколько переизданий. Благословение «Епископа Задонского Никона», как оказалось, липовое… Особую популярность этот «щит» приобрёл благодаря огромному количеству молитв «на всякую потребу». Но центральная «молитва», ради которой в церковные лавки регулярно приходят и прихожане, и захожане — это «молитва задержания». О чём же предлагают помолиться составители «Молитвенного щита»? Помимо обычного набора любого молитвослова (утреннее, вечернее правило, Последование к Причащению, тропари, кондаки праздников, молитвы наиболее почитаемым святым) есть и молитвы, взятые из священнического требника: «Молитва на освящение всякия вещи», «Молитва на освящение воды», причём нет никакого указания на то, что молитвы сии могут использоваться только священником. Мирянин, читающий их, по сути, становится самосвятом, дерзающим восхищать благодать священного сана. Ещё мирянину предлагается взять на себя страшную ответственность — читать молитву «о больном, которому нет надежды на выздоровление, который мучится и мучит других, чтобы он скорее был призван к Богу». Православным адептам эвтаназии (лёгкой смерти ближних) предлагается молиться преподобному Афанасию Афонскому , который в таких случаях служил всенощное бдение, и страждущий к утру отпускался с миром. Правда, следуя этой логике, тем, кто дерзает взять на себя роль Афанасия, надо ещё и набраться Афанасиевой святости, при этом самому отслужить всенощную на кухне… Вряд ли сейчас найдётся священник в трезвом уме, который возьмётся читать подобную молитву, а она предлагается для употребления мирянам, которых «замучил» страждущий родственник!

http://azbyka.ru/fiction/molitvennyj-shh...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Старец Иосиф Исихаст, Никакой подвиг не приносит стольких благословений, сколько лишение себя сна   На Святой Горе: старец Иосиф  Исихаст 1897-1959 и братство    Старец Иосиф  Исихаст, Никакой подвиг не приносит стольких благословений, сколько лишение себя сна      В начале своего пребывания на Святой Горе старец Иосиф  Исихаст, не найдя себе духовника, жил некоторое время рядом с пещерой Преподобного Афанасия Афонского, неподалеку от Великой Лавры. Он проводил там весьма суровую жизнь, и даже случилось ему однажды пробыть восемь дней на ногах без еды и без сна. Старец говорил:   —    Никакой подвиг не приносит стольких благословений,сколько лишение себя сна. Поистине бдение упраздняет тело. Еще он говорил: —    Самое страшное проявление страсти многоспания —это когда благодать уходит от нас и душу охватывает нерадение и мрак, не оставляя нам и самого малого утешения.Однажды я претерпел серьезное испытание с этой стороны. Я изо всех сил старался не прерывать бдения, но силымои почти закончились.   Тогда я прекратил свой подвиг, чтобы помолиться Господу со слезами скорби: «Господи, онихотят ослабить мое доброе стремление». Тотчас после этогово мне прозвучал сладчайший голос: «И ты не потерпишьэтого ради любви Моей?».   Утомление мое сразу же рассеялось, как облако, скрывавшее солнце, и со слезами на глазах я скакал от радости, как ребенок.   —    Да, Господи, ради Тебя! Помоги мне в моей немощи!   В другой раз он сказал: — Сон должен быть рабом, а не господином Комментарии Всего комментариев: 16 2015/06/17, 18:56:54 Иногда полезно недоспать. Даже в психиатрии есть метод депривации (лишения) сна (при лечении депрессии). Надо,чтобы кто-то не спал. А то Господь придёт - а мы все спим тут.. Господи, прости. Надежда 2013/06/03, 16:57:34 Не стоит монашеские правила, тем более таких аскетов, буквально пытаться выполнить, живя в миру. Надорваться легко... Анатолий 2013/01/01, 05:01:49 Странные, однако, комментарии, Люди, что с вами???? Ощущение, що написавшие выше уже в полудреме!!!!!!!! Очнитесь!!!! Каждому свое, и ищущему спасения Благодать укажет средство, но само средство (неспание ночное) по воле человека погубит его. Мы ищем формы, но не ищем духа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=128...

10. В горе или несчастии своего места оставлять не должно (Из жизни преподобн. Афанасия. Пат. ч. I, стр. 95–96 и 100–101). Когда кого-либо из нас постигает какое-либо горе или несчастие – на месте, на котором мы живем; то нередко случается, что мы оставляем свое место и идем искать счастья на новом месте. Дело, в большинстве случаев, не похвальное. Нас постигло горе на нашем жительстве: а кто поручится, что избежим его и на новом? Нам трудно на ста- ром мест? Но, кто же сказал, что будет легче и на новом? Затем: разве без попущения Божия что может быть? Господу угодно было попустить на нас несчастие; но в Его же руках и избавить от несчастия, и скорбь преложить на радость. А если бежали в другое место, то уже сейчас видны и не- достаток веры и надежды на Бога и малодушие. Нет, уж где Господь велел что терпеть, там и терпи, и Господь обратит злое в благое; а уйдешь, пожалуй и Бога прогневишь, да и счастия не получишь. Когда преподобный Афанасий Афонский строил свою лавру, попущением Божиим, случилось, что в один год сделался в ней такой неурожай и голод, что во множестве стекшиеся к нему братия, не вынося строгих подвигов и постигшего лавру искушения, один по одному разошлись, так что наконец остался один только святой Афанасий, и при том – без куска хлеба. Как ни был силен в подвигах и тверд в духе терпения святой Афанасий, но голод превозмог его, – твердость духа поколебалась, и он решился оставить лавру и идти куда-нибудь в другое место. На утро, святой Афанасий, с железным своим жезлом, в смутном расположении духа, уныло шел по дороге к Кареи, и в пути провел уже два часа: наконец силы его истощились, и он хотел было присесть, чтобы отдохнуть, как вдруг некая Жена, под глубоким воздушным покрывалом показалась идущею к нему на встречу. Святой Афанасий пришел в смущение и, не веря собственным глазам, перекрестился. „ Откуда взяться здесь женщине, « спросил он сам себя, „когда вход женщинам сюда невозможен?» Удивляясь виденею, пошел он навстречу Незнакомке. „Куда ты, старец?» скромно спросила Незнакомка святого Афанасия, повстречавшись с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Архиерейский Собор прославил ряд местночтимых святых ноября 2017 Как было отмечено в докладе, Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента , установила, что ряд подвижников благочестия, ранее причисленных к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви , широко почитается за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви. В их числе - мученик Даниил Черкасский (Кушнир); святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готский и Кафский; святитель Афанасий Полтавский (Вольховский); преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев); святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский; святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский; преподобный Иоанн Святогорский (Крюков); преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский; преподобный Паисий Киевский (Яроцкий); преподобный Гавриил Афонский; преподобный Иона Киевский (Мирошниченко); преподобный Алексий Голосеевский, Киевский (Шепелев); а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: преподобный Василий (Кишкин); преподобный Филарет (Данилевский); преподобный Феодот (Левченко); преподобный Макарий (Шаров); преподобный Мартирий (Кириченко); преподобный Евфимий (Любимченко); преподобный Досифей (Колченков); преподобный Илиодор (Голованицкий); преподобный Иннокентий (Степанов); преподобный Лука (Швец); преподобный Архипп (Шестаков); преподобный Иоанникий (Гомолко); преподобный Серафим (Амелин); преподобный Андроник (Лукаш); преподобный Серафим (Романцов); преподобный Зиновий (Мажуга). При этом Грузинская Православная Церковь , в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых. Синодальная комиссия по канонизации святых, поддержав выводы Комиссии по составлению месяцеслова, представила их на рассмотрение Священного Синода, который, в соответствии с ранее принятыми решениями о порядке общецерковного прославления местночтимых святых передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Неделя 4-я по Пятидесятнице. 5. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского. Прп. Афанасия Афонского. Прмц. вел. кн. Елисаветы. Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня) . Собор преподобных отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице) . Иконы Божией Матери, именуемой «Домостроительница» («Экономисса»). Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь Обретения мощей прп. Сергия Радонежского. Примечание. Полиелейная служба прп. Афанасия Афонского может быть перенесена на 6 июля. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, и преподобного, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Приидите, вси вернии…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 6-й и глас 1-й (см. на литии). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Приидите, монашествующих множество днесь…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево...» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом . «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 1-й: «Приспе днесь память твоя…», седален преподобного по 2-м стихословии, глас тот же: «Великий пастырь…». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 3-й: «Милостивому Христову угоднику…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Недомысленно и непостижимо есть…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://patriarchia.ru/bu/2021-07-18/

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Пещера Нила мироточивого афон         Пещера Нила мироточивого афон     Пещера преподобного Нила иссечена в отвес­ной скале над небольшим заливом, где был, по преданию, высажен на берег преподобный Петр, первый афонский молчальник. Сто четыр­надцать ступеней сводят пришельцев к церкви, которая воздвигнута в небольшом объеме над могилою преподобного Нила.    От нее, близ север­ной стены, начинается подъем по 27 ступеням в самую пещеру, в которой уединялся строгий афонский подвижник XVI века.   Рассказывают, — «по смерти Бог прославил останки его точением целительного мира, что привле­кало сюда страдальцев из самых отдаленных стран Востока.   Оставшийся после святого Нила ученик, видя чудеса и не вынеся молвы стека­ющихся поклонников и хворых, будто бы осме­лился однажды, ставши над гробом мироточца, упрекнуть его за то, что, уча его при жизни смирению и сам подавая изумительный образец искания славы только небесной и удаления себя земной, по смерти забыл то и славою имени своего наполнит скоро весь мир.      Послушный Нил с тех пор не стал чудодействовать в своих мертвенных останках. "   Часть его головы и теперь хранится при его пещере, а остальные мощи в Лавре святого Афанасия, которой принадлежит келлия и самое место, где она воздвигнута и где безмолвствовал преподобный Нил.     Отсюда можно было и следовало бы нам пройти к пещере преподобного Петра Афонского, но товарищи мои, утомленные дорогою, не согла­сились, как я ни убеждал их, со своей стороны, почтить пустыню первого подвижника Святой Горы. Делать было нечего: я уступил требо­ванию усталых поклонников и вместе с ними направился к Лавре святого Афанасия. Солнце уже село, когда мы вступили в портик лаврский, и после утомительного дневного странствия сладко отдохнули и освежились.   Наутро следо­вал Петров пост...         Перед ужином беседы наших русских меня чрезвычайно заинтересовали. В одно с нами время пришли в Лавру и сардары, то есть охра­нители Святой Афонской Горы; при них была собака. Пока набирали стол, собака, почуяв запах макарон,подошла к столу, я приласкал ее, и она спокой­но растянулась при ногах моих. Я не переставал гладить цербера.

http://isihazm.ru/?id=954

16. Благочестивые родители не должны чрезмерно сокрушаться о том, как будут жить после смерти их малолетние дети. (Иъ жизни препод. Афанасия Афонского . Пат. ч. I, стр. 74–79). Родителей, имеющих малолетних детей, часто преследует мысль: „как будут жить мои дети, если я умру, не успев вырастить их? С кем они останутся после меня? Кому будут нужны? Кто призрит их? и т. п. Как смотреть на эту мысль? Да, с одной стороны, если эта мысль не переходит границ, она есть мысль естественная. Кому же и заботиться о судьбе детей, как не родителям? Но если эта мысль переходит границы, например, доводит человека до уныния, или ведёт его к корысти, то она есть мысль греховная. Ты чрезмерно заботишься о том, как будут жить дети после тебя? Но разве ты забыл, что у твоих детей есть еще Отец Небесный, Который и больше тебя любить твоих детей и все может сделать для них? Поручи их Ему, и дети твои проживут хорошо и после тебя. А особенно же, если хочешь, чтобы дети твои были счастливы после тебя, веди себя благочестиво. Истина несомненная, что детей благочестивых родителей Господь особенно не оставляет после смерти последних и особенную милость являет им. Родители преподобного Афанасия Афонского (пам. июля 5) славились своим благочестием; но Господь не привёл им порадоваться здесь на земле на своего сына. Отец Афанасия умер еще до рождения его, а мать, родив его и освятив крещением, едва успела воспоить его своим молоком как перешла вслед за мужем из временной жизни в вечную. Но, лишившись змных родителей, Афанасий не остался без попечения о себе Небесного Отца сирот (ч. I, стр. 74). Господь возбудил к милосердию о нем сердце одной благочестивой монахини, и она взяла его к себе и стала заботиться о нем, как о своем дитяти; усердно старалась, как можно более посеять в нем семян благочестия и, питая сердце его благочестивыми назиданиями, не пренебрегала и образованием его ума. Отрок отдан был воспитательницею его в научение книжное (стр. 75). Но, когда Афанасию минуло семь лет, он опять остался сиротою, ибо заменившая ему место матери монахиня также умерла. Господь, пекущийся о сиротах, и тут не оставил Афанасия. По устроению Божию, его узнал один вельможа греческого царя Романа Старшего, полюбил его, взял с собою в столицу и отдал там в научение одному славному наставнику (стр. 76). Потом, когда одна из сродниц Афанасия вышла замуж за сына одного военачальника, тогда эта взяла его к себе в дом и доставляла ему все нужное (76–77). Потом и сам царь узнал Афанасия и дал ему наставническую должность (78). Когда же наконец Афанасий пожелал сделаться иноком, то и тут Господь послал ему мудрого руководителя в духовной жизни игумена монастыря Кишинского, преподобного Михаила Малеина, который и удостоил его ангельского образа (79).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010