Чем заслужил этот святой всенародное почтение, какие из его пророчеств уже сбылись, а какие еще ждут своего часа? 9 февраля в просветительском лектории портала «Правмир» прочитал свою лекцию «Равноапостольный Косма Этолийский (житие, пророчества, учение, иконография и народное почитание)» кандидат исторических наук Афанасий Георгиевич Зоитакис. Предлагаем нашим читателям текст этой лекции, а также её видеозапись. Афанасий Георгиевич Зоитакис — кандидат исторических наук, в 2004 г. окончил Исторический факультет МГУ по кафедре Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки. В 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец» (научный руководитель – доц. О.Е.Петрунина). Участник международных научных и церковных конференций. Область научных интересов – история Церкви, история Греции и Балкан, новая и новейшая история, история монашества и монастырей, православный традиционализм, исихазм, старчество. – Добрый вечер, уважаемые братья и сестры, дорогие слушатели и зрители. Сегодня речь пойдет о святом равноапостольном Косме Этолийском. Годы жизни этого святого 1714–1779. Этолийским он назван, потому что родился в Этолии, одной из областей Центральной Греции. У этого святого есть еще много разных имен, его называли и Новым, и Афонским, и Албанским. Наименование «Этолийский» появилось уже во второй половине ХХ века, под этим именем он был канонизирован. Также он был прославлен как равноапостольный, но при этом раньше, до прославления, во многих письменных источниках он упоминался и как священномученик, и как преподобномученик, а официальное прославление состоялось в начале 1960-х годов. Прежде чем начать рассказ о святом Косме, надо сделать небольшое отступление и сказать о том, какая ситуация сложилась на Балканах к началу XVIII века. Когда родился святой Косма и когда он начинал свою просветительскую деятельность, жизнь Балкан определяли два процесса – кризис образования и массовая исламизация, причем массовая добровольная исламизация, когда сотни тысяч православных становились мусульманами.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

Μ.С. Егорова Аскетический текст в древнерусской традиции: поучения преподобного Исаака Сирина и автокоммуникация Источник История текста поучений преподобного Исаака Сирина в русской культуре насчитывает уже более 600 лет. Самая ранняя рукопись «восточнославянского извода», содержащая полный текст первого тома поучений преподобного Исаака, датируется рубежом XIV–XV вв. Это список, хранящийся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в собрании М. П. Погодина (Погод. 1028) 1 . В русском списке «Пандектов» Никона Черногорца 1381 г. из Синодального собрания ГИМ также находятся обширные выписки из «Постнических слов» – так обычно именуются в славянской рукописной традиции сочинения сирийского старца. Современного читателя от первых русских иноков, познакомившихся с переводом на славянский язык, отделяет огромная временная дистанция. Что мы знаем о ранней славянской и, собственно, русской рецепции поучении прп. Исаака? Благодаря источниковедческим разысканиям А. в. Горского и К. И. Невоструева 2 архимандрита Леонида (Кавелина) 3 еще в XIX в., И. С. Маслова 4 в начале XX в. и Е. Э. Гранстрем и Н. Б. Тихомирова 5 в 80-е гг. XX в. ранняя история славянской версии памятника оказалась в достаточной степени осмыслена и описана. Все исследователи единогласно связывают появление славянского перевода поучений прп. Исаака с возрождением древних монашеских практик в Византии на рубеже XIII–XIV вв. Распространение среди славян идей исихазма обусловило повышенный интерес к творениям таких святых отцов, как Григорий Синаит , Иоанн Лествичник , авва Дорофей , Никита Стифат , Афанасий Александрийский , Диадох Фотики йский , Исихий, Филофей Синаит, Василий Великий , Симеон Новый Богослов , Дионисий Ареопагит (Псевдодионисии). Особенно активно в начале XIV столетия в многоязычных книгописных мастерских монастырей Константинополя и Афона редактируются старые и создаются новые славянские переводы аскетических текстов. Terminus ante quem для сочинений прп. Исаака Сирина в славянской рецепции – это конец XIII – начало XIV в., когда, возможно в Болгарии, появляется самый ранний перевод с греческого языка на славянский первого тома трудов сирийского старца. Чуть позднее, приблизительно в 30-е гг. XIV в., в одном из монастырей Афона (скорее всего, в Лавре св. Афанасия) создается новый, независимый от первоначального перевод «Постнических слов», содержащий в себе более полный текст поучений Исаака также из 1-го тома 6 . Композиция первого тома разнится в обоих переводах и не находит себе прямого соответствия в греческой рукописной традиции, о чем можно судить на основании последнего исследования греческих списков, осуществленного М. Пираром 7 . В ближайшее столетие тексты сирийского подвижника получают широкое распространение среди южных славян, о чем свидетельствует масса болгарских и сербских списков этого времени. На Руси сочинения прп. Исаака во втором – «афонском» – переводе появляются, как уже было сказано, не ранее конца XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/as...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Псалмы на разные случаи жизни В этом уникальном издании собрано десять различных указателей чтения псалмов на разные случаи жизни. Указатели составлены по наставлениям святых отцов: святителя Афанасия Великого, преподобного Ефрема Сирина, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Филарета Московского, святителя Димитрия Ростовского, святого праведного Иоанна Кронштадского, преподобного Арсения Каппадокийского и афонского старца Паисия Святогорца. В состав книжечки вошли тексты не всех псалмов, а лишь избранных: входящих в Шестопсалмие и в правило чтения псалмов на каждый день седмицы. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Псалмы на разные случаи жизни Составитель Т. С. Олейникова Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя! Псалом 83, стих 13 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 12-212-1157) Предисловие Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Преподобный Ефрем Сирин Псалтирь – священная книга, содержащая в себе собрание священных песней Ветхозаветной Церкви. Содержание Псалтири разнообразно – в ней есть и учение веры, и учение нравственности, и пророчества о Христе и Церкви Новозаветной, и повествования о чудесах Ветхого Завета, и полные священного восторга изображения силы Божией, являющейся в творении мира, в промышлении о нем и особенно в промышлении о тех, которые знают и чтут Бога. Сам Давид, творец псалмов, отмечает, что «благолепны псалмы Израилевы», и объясняет причины этого благолепия: Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем (2 Цар. 23, 2). Это внутреннее высокое достоинство псалмов было причиною того, что с начала христианства Псалтирь вошла в употребление между верными. Святые отцы, и особенно пустынножители, почти все время свое проводили в пении псалмов, не прерывая его и во время своих телесных занятий. Таким образом, Псалтирь вошла в обширное употребление в Церкви христианской и, оставаясь книгою богодухновенною, сделалась в то же время и книгою богослужебною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Григорий Палама Григорий Палама          Святитель Григорий Палама               Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, защитник православного учения о Божественном свете, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер. Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика, обладавшего прекрасными способностями и большим прилежанием.       Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий Палама , едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преподобного Никодима Ватопедского начал путь подвижничества и принял монашеский постриг. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество. После преставления преподобного Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия Афонского. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители Григорий стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века. После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. исихия - покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. Из-за угрозы нападения турок вместе с братией святой Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

http://isihazm.ru/1/?id=572

Сознают ли лица, бывшие по рождению, крещению и воспитанию в Церкви православной и уходящие, или ушедшие, в католичество или другое какое-либо не православное вероисповедание или же в штунду, пашковщину и толстовщину, – сознают ли они все то, что они оставляют и то, что принимают, и до какой крайности и до какого лишения они доходят?Установим определенную точку зрения на православную Церковь и на другие вероисповедания и секты.Что же? Неужели Церковь и вера православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности, – или же это есть твердое и непоколебимое здание Небесного, Вечного, Премудрого и Всемогущего Архитектора-Бога, как гора великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава церкви – Иисус Христос?Имя ли одно – Церковь православная, без действительного православия и без величайшей, неописанной силы, непобедимой никакими силами ада? Разве ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями?Разве Церковь православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей её истины и православия, её чудной животворности и спасительности, даже до нашего времени? Разве не за нас непрестанно стоит Сам Всеистинный и Всемогущий, Всеспасающий Глава церкви – Христос, исполняющий ее славою и спасением и непобедимою силою Своею? Разве не с нами всегда пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно-верующим и усердно молящимся? Разве не за нас и не с нами все Апостолы и Пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на йоту? Разве не с нами и не за нас все Мученики, добре веру сохранившие и подвиг окончившие и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления? Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский и Златоустый Иоанн? Разве не с нами и не за нас – адаманты православия – преподобные отцы: Антоний Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней, Иоанн Дамаскин, и наши русские преподобные отцы: Антоний и Феодосии Печерские, Сергей Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши? Знают ли лица, отрекающиеся от православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, – знают ли они, каковы были столпы православия, все наши благоверные святые князья: Равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер – православную, особенно же св

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1009...

13 МАЯ Память преподобного отца нашего Иоанна Иверского 129 Богоносный отец наш Иоанн был родом из Иверии (Грузии), из области Тао, происходил от царского рода иверского и славился в своем отечестве, но из любви к Богу оставил мир и вся, яже в мире, и, приняв на себя иноческий образ, подвизался сначала в находящихся в Иверии монастырях. Сперва поступил он в братство монастыря, находившегося близ его родины; потом, как мудрая и трудолюбивая пчела, желая более собрать меду добродетелей с цветов сада духовной мудрости, перешел в монастырь, тоже в Иверии, бывший на горе, называемой Колпа, а отсюда – на Олимп, где и безмолвствовал довольно времени. Но слава добродетели Афанасия афонского достигла и высочайших гор, и неприступных высот, и таким образом оттуда привлекла сего подвижника, как магнит железо, к подвижнику афонскому. Пришедши на Афон к Афанасию, Иоанн сделался искренним его другом и истинным послушником, поэтому впоследствии святой Афанасий отзывался о нем с особенной похвалой. Чрез некоторое время, оставив лавру святого Афанасия, он, иждивением Василия, сына Романа, греческого царя, создал славную обитель, которая и доныне известна под названием Иверской, – вместо дотоле бывшей малой и скудной, называемой Климентовой. Житие преподобного и богоносного отца нашего Евфимия нового (Иверского) 130 Преподобный отец наш Евфимий был родом грузин (иверец) из области Тао. Отец его, именитый и богатый, по сердечному влечению к ангельской жизни оставил богатство и славу мира и, в духе нищеты Христовой шествуя крестным путем жизни под именем Иоанна, принятым в пострижении, удалился из Грузии в Константинополь. Между тем, Евфимий, бывший в то время еще в младенческих летах, оставался на родине со своим дедом – под старческим руководством которого и воспитывался в правилах строгой христианской нравственности. Впрочем, и дед недолго оставался с ним в Грузии: взяв с собой Евфимия, он отправился тоже в Константинополь, чтоб найти там сына своего Иоанна и убедить его возвратиться в отчизну.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

28 ОКТЯБРЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Афанасия I-ro, патриарха Константинопольского 290 Это пресветлое светило вселенной и истинный раб Владыки Христа был родом из Адрианополя. Отец его именовался Георгием, а мать – Ефросинией; оба они были люди благочестивые, благородные и добродетельные. Афанасий во святом крещении был назван Алексием. Родившись от благочестивых родителей, он с юного возраста показывал, что из него будет после. Он не предавался играм, по обыкновению детскому, и не желал вещей суетных, но все его тщание было – о церковной службе и об изучении грамоты. Во избежание растления благих обычаев беседами злыми он не имел знакомства с безчинными юношами: напротив, замечая благоговейных и добродетельных, дорожил их знакомством, для получения себе душевной пользы, и входил с ними в беседы. По кончине отца своего оставшись сиротою, он преуспевал более и более в добродетели, так что при постоянном упражнении в Божественном Писании в короткое время достиг такой силы разума и ведения, что все удивлялись ему, как превосходившему в благоразумии самих старцев. Такая жизнь сама собою предрасполагала юного Алексия к безмолвию и уединению, а потому он и положил в уме своем – отречься от мира и суеты его и достигать вышней мудрости и небесного блаженства. Сильным к этому побуждением было для него слово Господа: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» ( Мф. 10, 37 ). Кроме того, читая чудную жизнь дивного Алипия Столпника 291 и видя, что он, ради Бога, оставил не только мир, но и мать свою, которая была также вдовица и видела в нем единственное утешение, Алексий решился подражать ему – уйти из дому, из отечества, от друзей и сродников и от самой матери. Не объявляя об этом никому, он удалился в Фессалоники, в пределах которых находился дядя его, инок в одном богатом монастыре. Придя туда, принял он пострижение под именем Акакия, но здесь оставался недолго: видя, что братия не исполняют в точности обязанностей своего звания и увлекаются суетой, он удалился оттуда на святую Гору Афонскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архимандрит Херувим (Карамбелас) Скачать epub pdf Старец Афанасий из Григориатской обители Каким был старец Афанасий Григориатский? Скажу лишь: если бы я был агиографом и получил бы благословение написать о ком-либо из святых, чья жизнь неведома, я стал бы писать о святом отце Афанасии. О его высоком стройном стане, о его хрупкой, утонченной фигуре, о мирном выражении лица его, его манере говорить, его светлых, лучистых глазах, о глубоком мире его святой бесстрастной души, отражавшейся на его лице, о его мужественной любви, кроткой требовательности к сыновьям духовным. И, наконец, о том духовном свете, который сиял во всем его святом облике. –Монах Феоклет Дионисиатский. Призвание к монашеству Детские годы В городе Пиргосе Илейаса, далеко от Горы Афон, более ста лет назад благословил Бог родиться будущему афонскому монаху. Благочестивая семья имела одиннадцать детей, что в те времена было явлением обычным. Большую часть своего времени отец того семейства проводил в одной из церквей города: он служил пономарем. Его маленьких детей часто видели под куполом храма, особенно же Андрея (такою мирское имя будущего отца Афанасия), которому было по нраву находиться в церкви с отцом. Случается порой, что служители Церкви, когда близость к святости становится обыденной, утрачивают чувство высокого. Однако отец Андрея был исключением.– в душе его не переставал гореть огнь веры и любви к Богу, и ему удалось передать огнь тот детям своим и – в первую очередь – Андрею. Первые божественные ростки в невинной детской душе Андрея возникли в священной атмосфере Церкви. Какие чистые молитвы возносил этот ребенок во время заутрени, когда в сумеречном свете утра медленно зажигал лампаду в алтаре перед Распятием Господа! А какую безграничную радость он испытывал на Литургиях, облаченный в стихарь и прислуживающий священнику! Церковь стала его вторым домом. Глас Господень Стремление к монашеской жизни родилось у Андрея, должно быть, при изучении писаний Отцов Церкви. Он любил читать жития Отцов и их труды и особенно – творения преподобного Никодима Святогорца . Он имел почти все религиозные книги, которые тогда в Греции можно было достать. С чтения этих книг Андрей начал познавать жизнь, эти книги возвысили его душу. Его юное сердце волновали чудеса и пути духовных восхождений святых Отцов, его ум возрастал глубокими мыслями и возвышенными чувствами преподобного Никодима.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е.Н. Никулина Источники и литература Жития святых 1 . Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившаго оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. – М., 1900. 2 . Афанасий Великий , свт. Житие Антония Великого /Творения. В 4 т. – М., 1994. Т. 3. С. 178–251. 3 . Афонский патерик, или Жизнеописания святых, на святой Афонской горе просиявших [Электронный ресурс]. – М., 1897. < http://ww.omolenko.com/zhitiya/index.html > (3.09.2008). 4 . Великие русские старцы XX века/Под общ. ред. игум. Аристарха (Лоханова). – М.: Трифонов Печенегский монастырь; Ковчег, 2002. 5 . Византийские легенды. – Л.: Наука, 1972. 6 . Византийские легенды. – СПб.: Наука, 2004. 7 . Григорий (Борисоглебский) , архим. Сказание о житии оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. – М., 1893. 8 . Григорий Турский , свт. Житие отцов/Предисл. и ред. иером. Серафима (Роуза) , пер. с лат. и фр. На англ, иером. Серафима (Роуза) и Пола Батлера, пер. на рус. Л. Васениной. Изд. Братства Преподобного Германа Аляскинского. Платина, Калифорния. – М.: Изд. дом «Русский паломник», 2005. 9 . Димитрий Ростовский , свт. Жития святых, на русском языке изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – Репр. воспр. изд. 1904–1912. (М.), – [Козельск]: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1993. 10 . Епифаний Премудрый . Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца. [Сергиев Посад]: Изд. ТСЛ, 2001. 11 . Жизнеописание Оптинскаго Старца Иеромонаха Леонида (всхиме Льва). – [Козельск]: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1876. 12 . Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. – М., 1997. 13 . Житие блаженного Мар-Евгена, начальника иноков в стране Низибийской на горе Изла/Пер. с сир. архим. Пимена, помощника начальника Русской духовной миссии в Урмии (Перси)/ Феодорит Кирский , блж. История Боголюбцев. – М.: Паломник, 1996. 14 . Житие и писания Молдавскаго старца Паисия Величковскаго с присовокуплением предисловий из книги св. Григория Синаита , Филофея Синайскаго, Исихия Пресвитера и Нила Сорскаго , сочиненных другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским , о умном трезвении и молитве. – М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1847.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если Российская Православная Церковь достойно хвалится, имея начальниками иноческого жития в нашем отечестве таких мужей, как Преподобные Антоний и Феодосий Печерские , то и сербская Церковь тоже хвалится о Господе, имея начальниками иноческого жития в Сербии таких мужей, каков св. Симеон Неманя и сын его, св. Савва, самоотверженно променявших Царские почести на иноческую власяницу. Стремление на поклонение св. местам нашего искупления, столь понятное в христианине, современно как у нас, так и в Сербии, принятию христианской веры. Из жития св. Саввы Сербского видно, что он двоекратно посещал Палестину, уже бывши в сане архиепископа Сербского народа (с 1222 года), первый раз в 1230 году по смерти брата своего, Первовенчанного Краля Стефана, после торжественного венчания на Царство сына своего Радослава, а именно, после праздника Светлого Христова Воскресения. Пробывши после этого краткое время с Кралем племянником, св. Савва вознамерился исполнить свое давнее желание – поклониться святому и живоносному Гробу Христа Спасителя и обойти другие святые места. Напрасно Краль и все знатные духовные и светские лица молили Святителя не оставлять своей земли. Он утешил их обещанием возвратиться вскоре, сел в Далматии на корабль и, хранимый Богом, скоро прибыл в Св. Град; теплыми слезами оросил он гроб Господа Иисуса и св. Голгофу, с почтением и радостию был принят тогдашним Иерусалимским Патриархом Афанасием. На другой день они вместе отслужили св. литургию в церкви Христова Воскресения. Учинивши богатые дары церкви и раздавши обильную милостыню бедным, он пошел посетить и другие св. места: был на Иордане, в монастыре Преподобного Герасима, был и в Лаврах св. Саввы Освященного и св. Евфимия Великого, и в киновии Преподобного Феодосия, а оттуда достиг Назарета, восходил на Фавор, обошел и все Палестинские монастыри, заглянул и к пустынникам и отшельникам и вступал с ними в духовные беседы, приобретал св. мощи, церковные древности, иконы и книги, и, опять посетивши Иерусалим, отправился в обратный путь. В Акре сел он на корабль и благополучно достигнул Никеи, где по смерти императора Феодора Ласкаря (ум. 1221) царствовал тогда Иоанн Дука Ватаци. Он с почтением и любовью встретил св. Савву и часто беседовал с ним о святых местах, им посещенных. Из Никеи на царском корабле с данными ему Императором проводниками Савва совершил последний свой путь на св. Афонскую Гору, а оттуда через Солунь вернулся в свое отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010