Чудо 21 О святой Лавре Афонской и об источнике водном преподобного отца нашего Афанасия Раз мы уже обратились к великой Лавре Афонской, то подобает сказать об этом дивном и известнейшем монастыре, когда и как он был построен. В 6469 году от Сотворения мира (961 г. по Р.Х.) жил в Трапезунде некий муж мудрейший, благоговейный и богоносный, по имени Аврамий, который очень любил все божественное. Желая удалиться из мира, он пошел на гору, называемую Кимина, где подвизался святой старец Михаил Малеинос. Аврамий стал у него монахом, получив имя Афанасия, и был в послушании, строго сохраняя весь суровый образ жизни и неся подвиг: ел единственный раз в неделю и причащался Божественных Таин. Святой старец повелел ему есть раз в три дня и спать на циновке, а не стоя, как он делал раньше. В то время к святому старцу пришли два брата предводителя, благороднейшие князья, племянники названного Малеиноса. Одного, по имени Никифор, царь Роман назначил военачальником, чтобы тот уничтожил весь флот, напавший на Крит. А другой, Лев, был патрикием и попечителем школ западной части острова. Преподобный им сказал: «Знайте, чада мои любезнейшие, что в учениках моих есть один великий человек, которого зовут Афанасий. Добродетель его выше естества, и я желаю, чтобы вы исповедовались ему с сегодняшнего дня и впредь. Этот человек, воистину, достоин направлять души людей». Князья, беседуя с тем старцем, удивились его мудрости и рассудку, и исповедовались ему. Никифор сказал затем и следующее: «Знай, отче, что я очень стремлюсь удалиться из мира и безмолвствовать в монастыре». Старец ответил: «Имей, чадо, эту благую мысль в своем сердце, и Бог поможет тебе на пользу». Старец прочел разрешительную молитву, и они ушли восвояси. С тех пор Михаил, сколько бы предводителей и знатных людей ни приходило к нему ради исповеди, посылал их к Афанасию, который жил вне монастыря один. Он был чужд славе и смирен. Зная, что святой старец Михаил собирается после смерти назначить Афанасия преемником в предстоятельстве братьев, он удалился оттуда и пришел на Святую Гору Афон, где обрел в Кариях простейшего старца, безмолвника (исихаста), и подчинился ему, притворившись, что сам неученый земледелец. Старец написал ему алфавит и учил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ III ПАТЕЛЛАРИЙ Свт. Афанасий III Пателларий. Икона. 1809 г. (собрание банка Амбровенето в Виченце) Свт. Афанасий III Пателларий. Икона. 1809 г. (собрание банка Амбровенето в Виченце) [Пателар; греч. Πατελλριος] (1597, Ретимнон, о-в Крит - 5.04.1654, г. Лубны, Миргородский полк), свт. (пам. 2 мая и в Соборе Афонских преподобных), Лубенский чудотворец, Патриарх К-польский (25 февр.- нач. апр. 1634; кон. июня - нач. июля 1652). Происходил из знатного рода, связанного с визант. династией Палеологов; отец его, Григорий, был ученым, философом и публицистом, а старший брат Евстафий - врачом. До 26 лет А. П. жил на Крите, к-рый находился под властью венецианцев; получил образование в мон-ре Аркадиу, хорошо знал философию, древнегреч., лат., евр., араб. и итал. языки. Монашество принял в критском подворье Синайского мон-ря и вскоре прославился в Кании (совр. Ханья), одном из городов острова, как выдающийся проповедник и толкователь Свящ. Писания. В 1626 г. А. П. был назначен учителем в Валахию, где по поручению К-польского Патриарха Кирилла I Лукариса перевел с евр. языка на новогреч. Псалтирь. Патриарх Кирилл вызвал своего земляка А. П. в К-поль и назначил проповедником при К-польском Патриархате. В 1631 г. А. П. был рукоположен во митрополита Фессалоники. Чтобы покрыть огромные долги своей кафедры, он обращался за помощью к царю Михаилу Феодоровичу . После того как Патриарх Кирилл II Кондарис , добившийся низложения Кирилла Лукариса, сам был низложен и сослан (1633), в февр. 1634 г. А. П. был избран Патриархом К-польским; интронизация его состоялась 25 марта, но уже через неск. дней он уступил престол вернувшемуся из ссылки Кириллу Лукарису и удалился на Афон; на месте его кельи впосл. возник рус. Андрея апостола скит . Чин архиерейского совершения литургии на Востоке свт. Афанасия III Пателлария. 1653 г. (ГИМ. Син. греч. 245 (Вл. 266). Л. 5 об.) Чин архиерейского совершения литургии на Востоке свт.

http://pravenc.ru/text/76940.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Григорий Новый Григорий Новый       Григорий Новый († 1380), прп. (пам. греч. и серб. 7 дек.), основатель мон-рей Григориат (Григория преподобного мон-рь) на Афоне и Горняк в Сербии. Г. Н. почитается на Балканах, где за ним закрепились разные прозвания: Горняцкий, Молчальник (Исихаст), Новый Синаит, Синаит Младший, Ктитор и Каллиграф (Доброписец).   Разрозненные и хронологически противоречивые сведения о жизни Г. Н. содержатся в неск. источниках. Житие Г. Н. на греч. языке, время составления к-рого неизвестно, после пожара 1761 г. в мон-ре Григориат, по сведениям С. Станоевича, было увезено серб. монахами, и дальнейшая его судьба неизвестна (см.: Gruji). Греч. служба с Похвальным словом, написанная ранее 1761 г., сохранилась в списках 1847 и 1850 гг. (Ath. Gregor. 145, 167). Г. Н. изложил нек-рые факты своей биографии в оставленном им Житии св. Ромила (Видинского). На основании этих источников, а также с учетом сведений из Жития предполагаемого сподвижника Г. Н. прп. Афанасия Метеорского, преданий мон-рей, в к-рых Г. Н. подвизался или был известен, архим. Иустин (Попович) составил полное Житие святого.   Служба сообщает, что Г. Н. род. в Сербии (хотя выдвигались предположения о его греч. происхождении - см.: Γερϒιος (Καψνης), ρχιμ. Σ. 113, 117), подвизался в пещерах в горах на Афоне, где стал учеником прп. Григория Синаита. Среди чудес Г. Н. в службе упоминается избавление афонских мон-рей от набега пиратов-«варваров», когда по его молитве их корабли затонули. Иером. Амфилохий (Радович) высказал предположение, что Г. Н. является одним лицом со старцем Григорием, учителем прп. Афанасия Метеорского (см.: Aмфuлoxuje jepoм. Синаити и зhaчaj у животу Cpбuje XIV и XV в.//Манастир Раваница: Споменица о шecmoj 1381-1981. Београд, 1981. С. 132), хотя, по мнению Н. Вейса и др. исследователей, наставником Афанасия был прп. Григорий Синаит (Βης. Σ. 241). Соглашаясь с иером. Амфилохием, ряд исследователей (см.: Jycmuh архим.; Петр (Пиголь), игум.) дополнили биографию Г. Н. сведениями из Жития прп. Афанасия о том, что Г. Н. познакомился с Григорием Синаитом и стал его учеником на Афоне. После ухода учителя он долгое время оставался на Св. Горе с одним из соучеников, Моисеем.

http://isihazm.ru/1/?id=588

Глава пятая. Всенощное бдение на Афоне Единственным местом на Православном Востоке, где до сего времени совершается чин агрипнии в течение всей ночи, как указывает Иерусалимский устав, является Афон. Монашество на Афоне появилось около 680 года, когда этот полуостров, представлявший собой выморочную государственную землю, был передан императором Константином Погона-том константинопольскому патриарху для заселения монахами, бежавшими из разных мест империи вследствие погромов арабов-магометан 464 . Прибывающие на Афон монахи, как правило, жили одиночно в шалашах-келиях или в домах с небольшим числом обитателей. Уклад жизни их, таким образом, весьма приближался к укладу палестинских келиотов 465 . Насколько авторитетным на Афоне считался келиотский уклад жизни монахов даже с появлением здесь общежительных монастырей, в частности лавры преп. Афанасия (X век), получившей от последнего общежительный устав – Диатипосис, написанный по образцу Ипотипосиса преподобного Феодора Студита , это видно из того, что киево-печерский игумен Досифей в XIII веке заимствовал для русских монахов устав келейного правила с Афона 466 , а несколько позднее митрополит Киприан (1390– 1406) редактировал Псалтирь под знаком афонских порядков келейного совершения суточного богослужения 467 . Прямым следствием келиотского быта афонского монашества было постепенное отклонение афонских уставов, возникших на основе Диатипосиса преп. Афанасия, от студийских обычаев в сторону иерусалимских 468  и, наконец, появление на Афоне Иерусалимского устава. В 1190 году его вводит в Хиландарской обители преп. Савва Сербский 469 . Сохранившиеся в большом количестве в монастырских библиотеках Афона и относящиеся по времени своего появления к XIII и XIV столетиям списки Иерусалимского устава 470  свидетельствуют о широком его распространении в это время на Афоне. Принадлежа по своему содержанию к иеру-салимо-константинопольской редакции, они лишены в части порядка отправления всенощного бдения тех особенностей, какие присущи были этому чину в период действия его в Палестине и в тяготевших к последней монастырях, например Синайском, Антиохийском преп. Симеона Дивногорца. Иерусалимский устав вошел в употребление на Афоне в период повсеместного распространения его на Православном Востоке 471 , когда в нем исчезли местные богослужебные особенности упомянутых монастырей и когда их место заняли порядки, создавшиеся под влиянием богослужебной практики Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 18 июля 2024 года 5. Четверг. Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского. Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары . Прп. Афанасия Афонского . Иконы Божией Матери, именуемой «Домостроительница» («Экономисса»). Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Обретения мощей прп. Сергия Радонежского (А) , а также порядок соединения полиелейной службы прп. Сергия Радонежского со славословной службой прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (Б) . Примечание. Полиелейная служба прп. Афанасия Афонского может быть перенесена на 6 июля. А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8й: «Приидите, вси вернии…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На стиховне стихиры преподобного, глас 4й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…». Кафизмы 13я и 14я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 3й: «Милостивому Христову угоднику…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Недомысленно и непостижимо есть…». Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен преподобного, глас 4й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие преподобного. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 8й: «Преподобне отче…». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

архимандрит Херувим Карамбелас Часть 2. Старец Афанасий из Григориата Вторая часть книги «Образы современных святогорцев» переносит нас из атмосферы скитской жизни, которую мы могли наблюдать на примере отца Иоакима из скита святой Анны, к другому виду афонского подвижничества – общежитию. В одном из общежительных монастырей с наиболее суровым и строгим уставом, в обители преподобного Григория, жил и прославился отец Афанасий, которому посвящена вторая часть нашей книги. Вехи биографии отца Афанасия известны мне в основном от нынешнего игумена киновии архимандрита Виссариона, который является духовным чадом старца. Я пользуюсь случаем поблагодарить его за помощь и выразить радость по поводу его глубокого уважения к своему приснопамятному старцу. Это уважение подобно тому, которое святой Симеон Новый Богослов питал к своему духовному отцу. В 1950 году мне и самому выпало счастье встретиться с блаженной памяти старцем, так что я мог при личном общении оценить его духовное величие, достойное восхищения. Общее свидетельство всех отцов Святой Горы, достигших духовной высоты, служит подтверждением нашей уверенности в том, что это был великий подвижник и муж великой добродетели. Я убежден, что Господь, Который награждает подвижников, уже причислил его к сонму получивших свой венец. Я хотел бы выразить здесь свою глубокую благодарность мудрому и талантливому игумену монастыря архимандриту Георгию, который оказал нам большую помощь в сборе материалов для жизнеописания старца Афанасия. Я могу также от всей души пожелать ему, чтобы его киновия сделалась духовным братством монахов, готовых подражать добродетелям отца Афанасия, и чтобы она стала яко маслина износящая плоды и яко кипарис возрастали, до облак 20 . Январь 1976 г. Архимандрит Херувим Каким был блаженный Афанасий-григориат? Скажу лишь одно. Если бы я был иконописцем и мне поручили бы изобразить какого-нибудь святого, о чертах лица которого было бы ничего не известно, то я создал бы точный портрет святого иеромонаха Афанасия. Высокий, с тонким и стройным телом, отрешенным от плоти, неизменно сдержанный и приветливый, со спокойным взором, кроткой речью, с глазами, излучающими глубинный свет, с печатью глубокого душевного умиротворения и святого бесстрастия на правильных чертах лица, он сочетал мужественную любовь и умеренную строгость к своим чадам. Духовный свет разлит был по всему его святому облику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне - 2 ...«лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать»... Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне - 2         Старец Нил учит Россию Афонскому Преданию         Недалеко от лавры святого Афанасия   ...«лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать»...                   Недалеко от лавры святого Афанасия старцы Нил и Инно­кентий нашли пещеру святого Петра Афонского, житие которо­го преподобный Нил хорошо знал и любил. Святой Петр был первым афонским святым, имя которого сохранило предание Афона. Пятьдесят три года прожил Петр Афонский в своей пе­щере в совершенном безмолвии, не видя лица человеческого. Бес в виде ангела не раз искушал святого Петра, говоря ему: «Оставь пещеру, иди в мир на утверждение многим и будешь наставником для ищущих спасения». Но исчезал после моли­твы святого. Сама Божья Матерь явилась святому, укрепляя его, и пообещала, что ангел будет приносить ему пищу раз в сорок дней. Любопытное свидетельство о пещере Петра Афон­ского оставил русский писатель Б. К. Зайцев, побывавший на Афоне в 1928 году. «Около пещеры, где он жил, откуда видно море, скалы да великая гора Афон, теперь стоит часовня, и живут два иеромонаха. Но в самой пещере жить не дозволяется: слишком холодно зимой, у «ревнующих» подражать святому не хватает сил, и они гибнут».     Некоторые историки предполагают, что Нил Сорский во время своего пребывания на Афоне подвизался в русском Пан-телеимоновом монастыре. Эта обитель, в древности именуемая монастырем Фессалоникийца и освященная во имя святого целителя Пантелеймона, возникла примерно в то же время, что и лавра святого Афанасия - в X веке. В XI веке монастырь пе­редали русской монашеской общине, однако во второй полови­не XV века его населяли преимущественно сербские монахи.     В южной части афонского полуострова, в пустынных и труд­нодоступных местах, находились пустыни монахов, проводивших самое суровое и аскетичное житие.

http://isihazm.ru/?id=420

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Афанасия, основателя Преображенского монастыря в Метеорах, и его преемника преподобного Иоасафа 560 Св. Афанасий родился ок. 1308 г. в Новых Патрах, вероятно, в знатной и зажиточной семье, поскольку никогда не позволял себе говорить о своем происхождении. В крещении он был назван Андроником. Оставшись сиротой, он воспитывался дядей. Когда город захватил Альфонсо Федерико Арагонский, во главе каталонского войска покоривший латинское герцогство Афинское (1317–1330), Андроник бежал вместе с дядей и нашел прибежище в Фессалонике. Охваченный горячим желанием учиться, но лишенный средств, молодой человек слушал уроки философии и классической литературы, стоя у окон прославленных наставников города, и они, растроганные его рвением, соглашались зачастую преподавать ему бесплатно. Однажды он отправился на Святую Гору, где в беседах с духовными отцами получил глубокие наставления об истинной философии, но ему не позволили там остаться из-за юного возраста. Тогда он сел на корабль, идущий в Константинополь. Там Андроник поклонился главным святыням и познакомился с такими прославленными людьми, как прп. Григорий Синаит нояб.] и св. Исидор, будущий патриарх (1347–1349), которые укрепили его в намерении избрать равноангельную монашескую жизнь. Прибыв на Крит, Андроник попытался начать там подвижническую жизнь, но, рассудив, что восхищение со стороны его светских покровителей может вовлечь его в сети лукавого, решил вернуться на Афон. Он направился прямо в скит Магула, один из центров исихазма. Там ученики прп. Григория Синаита посоветовали ему поступить под руководство двух старцев, весьма преуспевших в добродетели, – Моисея и Григория, которые подвизались в гористом холодном месте, называемом Милея. Там в тридцать лет Андроник принял монашеский постриг с именем Афанасий и служил двум старцам во всех их нуждах со смирением и безропотно, словно вьючное животное, не обращая внимания ни на суровый климат, ни на предел, положенный человеческим возможностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн В праздник Рождества Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя г. Москвы Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. 21 сентября 2016 г. 16:03 21 сентября 2016 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Храм Христа Спасителя стал в этот день центром торжеств, посвященных 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и 150-летию рождения преподобного Силуана Афонского. Накануне сюда  был принесен  ковчег с честной главой русского святогорского подвижника преподобного Силуана Афонского. За Литургией Его Святейшеству сослужили:  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ;  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ;  митрополит Астраханский и Камызякский Никон ;  митрополит Смоленский и Рославльский Исидор ; митрополит Лимассольский Афанасий ( Кипрская Православная Церковь );  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Троице-Сергиевой лавры ; епископ Адрианопольский Евлогий, игумен Рыльского монастыря ( Болгарская Православная Церковь );  епископ Видновский Тихон ;  епископ Штутгартский Агапит ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  епископ Касимовский и Сасовский Дионисий ;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Рубцовский и Алейский Роман ;  епископ Колыванский Павел ;  епископ Вилючинский Феодор . Также среди сослужащих были:  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.

http://patriarchia.ru/db/text/4620224.ht...

Серпухов. Высоцкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1374. Ссылки:     Адрес: 142200, Московская область, город Серпухов, ул. Калужская, 110 Координаты: 54.901235, 37.418132 Проезд: Город Серпухов расположен на трассе Москва — Симферополь (М-2), в 100 км к югу от Москвы. В Серпухов из Москвы можно добраться на электричке, автобусе или автомобиле. Электрички следуют от Курского вокзала до станции «Серпухов» (подходят также электрички до Тулы), время в пути до 2 часов. Автобусы ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Город Серпухов расположен на трассе Москва — Симферополь (М-2), в 100 км к югу от Москвы. В Серпухов из Москвы можно добраться на электричке, автобусе или автомобиле. Электрички следуют от Курского вокзала до станции «Серпухов» (подходят также электрички до Тулы), время в пути до 2 часов. Автобусы отправляются от станции метро «Южная» (первый вагон из центра), время в пути полтора-два часа, конечная остановка — железнодорожный вокзал г. Серпухова. От железнодорожного вокзала до монастыря идут автобусы 3, 8, 20, а также маршрутное такси «Высоцкий монастырь». На автомобиле следует двигаться из Москвы по старому Симферопольскому шоссе, которое в черте города Серпухова переходит в Московское шоссе, затем по 1-й Московской и 2-й Московской улицам. Со 2-й Московской улицы нужно повернуть направо (Б. Высоцкий переулок) по указателю к монастырю. Изменить описание объекта Автор: Сергей Зорин Снято: 15 января 2015 Добавлено: 15 января 2015 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Основан в 1374 г. Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, по Благословлению преподобного Сергия Радонежского, поставившего первым настоятелем монастыря преподобного Афанасия Высоцкого Старшего. Соборный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы. С северо-восточной стороны церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и святого Николая Чудотворца. С другой стороны церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и придел во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Церковь во имя св. Афанасия Афонского, построенная в 1878 г., в советское время была разрушена. Надвратная церковь под колокольней освящена во имя Трех Святителей, сооружена в 1840 г. Часовня Всех святых - построена в 1846 г. на средства Н.И. Коншина. Возрождена в 1991 г. Церковь Всех Святых в Высоцком монастыре построена в 1896 году архитектором Р.И. Клейном по заказу серпуховского фабриканта Н.Н. Коншина в стиле псевдоромантики.

http://sobory.ru/article/?object=00621

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010