Доклад митрополита Варсонофия на праздновании 280-летия епархии июля 2022 " Санкт-Петербургская епархия - история и современность " ДОКЛАД митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на торжественном акте, посвященном 280-летию Санкт-Петербургской епархии (1 июля, Синий зал епархиального управления, 11:00) Ваши Преосвященства, дорогие владыки! Досточтимые отцы, братья и сестры! Сегодня праздник всей митрополии, всего нашего многочисленного духовенства, всей нашей паствы во главе с преосвященными владыками. 280-лет - это повод отдать дань памяти многим архипастырям и пастырям, церковным служителям - всем, кто потрудился в этом святом граде и его окрестностях на благо Христовой Церкви. За минувшее время епархию возглавлял 31 архиерей, каждый из них внес посильный вклад в христианское благовестие на невской земле. За каждым стоит целая эпоха, подвиг святости, исповедничества и даже мученичества. Восемь лет назад я принял эстафету от моих приснопамятных предшественников. Церковная жизнь на невских берегах, конечно, существовала задолго до образования самостоятельной епархии. Эти места освящены удивительными подвигами преподобных Александра Свирского и Арсения Коневского, Мартирия Зеленецкого и Антония Дымского. Мы не знаем истинных мотивов императора Петра Великого, почему он не создает после основания новой столицы, церковно-канонического центра во главе с архиереем. Можно предположить, что опасался он возвышения столичного иерарха до уровня фактически патриарха, который мог бы создать серьёзные проблемы в осуществлении избранного государем западного курса развития России. Тем более реформы только внедрялись и у них было много противников. Наверняка и Северная война, полностью поглотившая внимание Петра, не давала ему возможности сосредоточиться на этом вопросе. Отсутствие правящего архиерея как наставника духовенства и мирян, особенно в политическом центре страны, не могло благоприятно сказываться на церковной жизни. Чтобы сиротство не было полным, в новую столицу в порядке череды на год вызывался иногородний архиерей для совершения праздничных богослужений, рукоположений клириков, проповеди.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

«Когда весь народ начнет молиться» Беседа с архимандритом Тихоном (Ильговым), настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Луганске 2015 год в Луганске объявлен годом духовности. Для духовенства и верующих людей это, в том числе, награда и за молитвенный подвиг – непрерывные молебны возле бывшего СБУ, на блокпостах, на дому и за многие крестные ходы с чудотворными иконами, которыми исходили наши батюшки с паствой своей вдоль, вокруг и поперек всю Луганщину. Есть в Луганске храм Казанской иконы Божией Матери. Находится он в конце улицы Карла Маркса, которая, как и весь старый центр Луганска, сильно пострадала в летне-осенний период от артобстрелов. Настоятель храма архимандрит Тихон (Ильгов) благодарит Бога за то, что храм остался цел, а самое главное – невредимыми остались его старинные иконы, среди которых и особо почитаемые Казанская икона Божией Матери и чудотворная икона Спасителя Иисуса Христа, приложиться к которым приезжают верующие со всех уголков республики. Кроме многих икон внимание привлекает деревянный короб. Он содержит мощевики таких святых, как преподобные Сергий Радонежский, Александр Свирский, Серафим Саровский, благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, великомученица Параскева, преподобный Кукша Одесский, великомученица Варвара. Из истории известно, что еще в 1864 году за счет общества купцов и мещан Луганского Завода неподалеку была построена каменная трехпрестольная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В те годы она была единственной пятикупольной церковью в городе. В 1910 году к ней была пристроена тоже единственная в городе трехъярусная колокольня. В 1935 году собор был закрыт советской властью, а в последующие годы и вовсе снесен. А улица Казанская, на которой находился храм, переименована в улицу Карла Маркса. Сейчас службы отправляются во временном помещении. Отец Тихон уже многие годы молится о том, чтобы появилась возможность на месте старого основания восстановить утраченный типовой белокаменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Но для этого его нужно еще построить, воплотить в жизнь задуманное, а тут война…

http://pravoslavie.ru/76798.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ (Евстафий; † 1486, Перекомский (Перекопский) Николаевский мон-рь), прп. (пам. 26 сент., 16 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Перекомский (Перекопский), Новгородский, игум. Перекомского Николаевского мон-ря. Прп. Ефрем Перекомский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Прп. Ефрем Перекомский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Житие Основные сведения о Е. содержатся в Житии святого, сохранившемся в 2 редакциях: основной и проложной. Вопрос о времени составления основной редакции (известна в 4 списках XVIII-XIX вв.) по-разному решался исследователями. В Житии указывается, что оно было написано учеником Е. игум. Романом. Однако исследователи, выделяя в тексте многочисленные анахронизмы, ставят под сомнение раннее создание Жития. В. О. Ключевский , а вслед за ним и др. исследователи полагали, что Житие Е. было написано в сер. XVI в. (ок. 1554 игуменом Перекомского мон-ря был Роман; при этом Ключевский, не доверяя сообщению Жития Е. о кончине святого в 1486, полагал, что преподобный умер в нач. XVI в.). По мнению Н. А. Охотиной-Линд, сочинение было создано во 2-й пол. XVII в., когда Перекомский мон-рь был возрожден ( Охотина-Линд. 1996. С. 56-57). Основная редакция Жития Е. была составлена на основе Жития прп. Александра Свирского (написано в 1545), почти полностью вошедшего в посвященный Е. текст, и Жития прп. Саввы Вишерского (создано Пахомием Логофетом между 1464 и 1470). Житие прп. Саввы стало источником проложной редакции Жития Е. (известна в единственном списке - ЯИАМЗ. 15544. Л. 243-243 об., 1807 г.), через службу прп. Савве, оказавшую влияние на службу Е. Биография Согласно Житию, родители Е., в миру носившего имя Евстафий, Стефан и Анна, жили в Кашине, недалеко от жен. монастыря в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/182091.html

Матушка Георгия. Напитанная благодатью Святой Земли ФОТОГАЛЕРЕЯ В Горненской обители Иерусалима простились с матушкой Георгий (Щукиной) — почетной настоятельницей, три десятилетия возрождавшей и созидавшей монастырь. Молитвенницей за наше Отечество у величайших святынь Святой земли. Матушка Георгия преставилась ко Господу на Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, празднуемый в этом году 6 февраля. Пережившая в детстве блокаду, потерявшая всех близких, она и сама по ошибке была отправлена некогда в морг, но Господь дал ей долгую жизнь до 90-летия, отмеченного в конце прошлого года, жизнь, которую матушка Георгия всю без остатка посвятила служению Его Святой Церкви. Отпевание и погребение матушки Георгии состоялось сразу на второй день по кончине – 7 февраля. Сегодня, на третий день по отшествии матушки Георгии, – день кончины ее ближайшей подруги пюхтицкой схиигумении Варвары (Трофимовой; †8.02.2011). Пока сестры Горненской обители сосредоточились в молитве о любимой и дорогой духовной матери, мы публикуем фотогалерею памяти игумении Георгии, чья жизнь вмещает всю эпоху, как ее называют, Второго Крещения Руси и возрождения Русской Православной Церкви. К юбилею матушки мы публиковали ее воспоминания: Надеемся, что наши читатели пришлют свои рассказы о матушке Георгии или сообщат свои контакты при желании устно поделиться воспоминаниями для записи нашим журналистом: editor@pravoslavie.ru vk fb tw ok @ g+ lj Валя Щукина до пострига vk fb tw ok @ g+ lj Монахиня Георгия (Щукина) vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия с отцом Николаем Гурьяновым в домике батюшки vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия с матушкой Варварой (Трофимовой) vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтица vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтицкий Успенский монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтицкие поленницы vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия с матушкой Варварой (Трофимовой) на Соловках vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтицкие игумении vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия и отец Николай Гурьянов у домика батюшки vk fb tw ok @ g+ lj Паломничество в монастырь преподобного Александра Свирского

http://pravoslavie.ru/144341.html

митрополит Вениамин (Федченков) Содержание Предисловие    Знаменитый в истории русского монашества Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, стяжавший славу «Северного Афона», расположен на самом большом острове в северо-западной части Ладожского озера. Сам остров Валаам и множество более мелких островов образуют архипелаг, который в старину населяли исключительно иноки.    Дивная природа «Русского Афона»: отвесные скалы, поднимающиеся из вод Ладожского озера, лесные озёра и высокие сосны, очарование белых ночей, утреннее пение птичьего хора, тихие часы летнего заката — всё это нерукотворное великолепие словно призывает к прославлению Творца, настраивает душу на особенный лад. Лесные тропинки хранят поступь древних отшельников, остатки одиноких келий в отдаленных уголках островов свидетельствуют об их трудах и молитвенных подвигах. А величественные монастырские строения напоминают о многих поколениях валаамских насельников — создателей «пречудного острова».    Некоторые источники, которые, впрочем, подвергаются критике со стороны историков, относят начало монашеской жизни на островах Валаамского архипелага к XI и даже X веку. Большинство же современных исследователей считает, что обитель на Валааме была основана в XIV веке трудами преподобных Сергия и Германа Валаамских (память 28 июня11июля), которые поселились на острове в 1329 году и тем самым положили начало монашескому братству и миссионерскому центру в тогда ещё не просвещённом светом Христовой веры крае. С Валаамом связаны имена многих подвижников Русской Церкви: преподобных Арсения Коневского, Александра Свирского и Савватия Соловецкого, святителя Геннадия, архиепископа Новгородского.    Находившийся на северо-западных рубежах Руси монастырь неоднократно подвергался нападениям иноземцев и разорению. Трагические страницы истории обители связаны с новым религиозным движением, возникшим на Западе в первой трети XVI века. В 1578 году фанатиками из числа обращенных в лютеранство окрестных жителей были убиты 34 инока монастыря. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года преподобномученики Валаамские были прославлены в лике святых (память 20 февраля5 марта). Особенно сильное разорение Валаамский монастырь претерпел от войск шведского полководца Якоба Делагарди в 1611 году. С этого времени шведы на целое столетие завладели Валаамом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4092...

На восточном берегу Ладожского озера, при небольшому заливе, красуется древняя Андрусова обитель. Местоположение ее в высшей степени веселое и чарующее – особенно летом; с одной стороны окружают ее живописные горы, с другой – пред нею рисуется необозримый бассейн древнего озера Нево, с большими и малыми островами, покрытыми зеленью. Красоты природы в это время оживляются еще и деятельностью человеческою. Но синей поверхности вод то реют большие суда, то плывут и колышутся рыбачьи лодки 1 . Создателем этой пустыни был один из Московских бояр, по имени Андрей Завалишин, тот самый, который Иваном III сослан был за неизвестную провинку его в свое поместье 2 , в Олонецкий уезд 3 . Проживая здесь, Завалишин нечаянно встретился со знаменитым пустынником Александром Свирским , и, по примеру его, сам сделался монахом. Вот как это случилось. Завалишин любил звериную ловлю, держал у себя охотников и псов и с своей дружиной часто потешался травлею зверей в соседних дремучих лесах. Однажды в густой чаще пред глазами ловца показался олень; Завалишин бросился за зверем и преследовал его с такой быстротой, что далеко оставил за собою своих спутников. Но легкий зверь увлекал охотника все дальше и дальше; наконец взбежал на высокий холм, быстро бросился в восточную сторону и исчез. Изумленный охотник должен был отказаться от преследования и хотел воротиться к своей дружине, которую между тем потерял вовсе из виду. Но Промысл приготовил ему другой лов. Отойдя немного, Андрей видит пред собою маленькую хижину и следы ног человеческих. Он подошел к хижине и, догадываясь, что тут живет какой-нибудь отшельник, постучался в дверь. Дверь отворилась, и на пороге встретил его труженик, изнуренный молитвой и постом, в одежде ветхой и разодранной, – то был преподобный Александр Свирский . Сначала пустынник испугался посетителя, видя давно уже невиданное им лице человеческое, но затем, собравшись с духом, приветствовал Андрея и вступил с ним в искреннюю духовную беседу. Боярин рассказал пустыннику о своем звании, занятиях и о том, как открыл он его жилище. Угодник в свою очередь поведал собеседнику о своей внутренней борьбе с помыслами, о болезни утробы, питаемой быльем и о том, как изнемог он до умертвия и как в видении некий преславный муж исцелил его и заповедал работать до конца жизни. Рассказ пустынника о своих аскетических подвигах произвел глубокое впечатление на душу боярина. Он заставил Андрея задуматься над своей судьбой и позаботиться о высших интересах своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

Олонецким краем, в древности, называлась длинная полоса северной территории России, простирающаяся в виде треугольника от реки Свири до Кольского полуострова, между двумя громадными озерами: с востока – Онежским и с запада – Ладожским, составлявшая тогда часть Карелии. В последствии из этой полосы образовались три уезда: Олонецкий, Петрозаводский и Повенецкий и весь край стал известен под именем Олонецкого. Местность была пустынная, покрыта дремучими, девственными лесами; население было редкое и то состояло, главным образом из Карелов и Чуди. Несмотря на то, что край этот издавна принадлежал России, до XV века его почти не знали. Изредка приезжали сюда только Новгородские и Финляндские купцы для закупки пушных зверей, да чиновники для сбора царской дани. Что же касается до религиозно-нравственного состояния здешнего населения, то хотя христианство официально существовало здесь и давно, но оно не могло быть прочно и жизненно среди невежественного карельского населения. С покорением Новгорода, при Великом Князе Иоанне III, судьба Олонецкого края несколько изменяется. Начались более близкие отношения между новгородцами и олонецкими карелами. Мало по малу установилось более или менее правильное торговое движение, а вместе с тем началось и умственное развитие края. Но сближаясь с Новгородом, для карельского населения Олонецкого края была опасность заразиться влиянием господствовавших тогда в Пскове и Новгороде ересей и духом неостывшего еще новгородского вольничанья. А что особенно волновало тогда умы народа и беспокоило религиозное его чувство, так это распространившееся мистическое убеждение о близкой кончине мира. Как сильна была эта вера, можно судить уже потому, что Московский митрополит Филипп, в виду сношений новгородцев с Литвой, о поставлении им особого митрополита, писал им, что „в последнее время стоит ли изменять Православию?» Эта вера давала еще больший простор для распространения еретических мнений, и Олонецкий край представлял для этого не неудобную почву. Нужны были особенные средства, чтобы укрепить и поддержать в народе истинную веру и повиновение Православной церкви. В числе этих средств наиболее важными и действительными были именно те высокие образцы христианского благочестия и подвижничества, какие явила собою Свирская обитель в лице Преподобного Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

прот. Владимир Сорокин Часть I. 1870–1889. Любознательный ученик в школе Митрополит Григорий, в миру Николай Кириллович Чуков, происходил из старинного трудового русского рода Олонецкой губернии. «Происходя из крестьянского сословия, – писал он, – я имею среди крестьян Пудожского и Повенецкого уездов несколько родственников (двоюродных и троюродных; ни братьев, ни сестер родных у меня нет), но таких, которые не занимают решительно никакого общественного положения 3 . Олонецкая земля (современная Карелия, в древности – Обонежье) – суровая, но обильная природными богатствами область, осваивается новгородцами, начиная с XI–XII вв. Край не знал крепостного гнета, и поэтому здесь, как нигде в России, расцветает народная культура – и материальная, и духовная, – творцом которой была сама крестьянская община. Христианство на этой земле возрастало под благотворным влиянием Великого Новгорода. Важную роль в духовной жизни края имели монастыри и пустыни. Из них особое значение приобрели Валаамская 4 и Александро-Свирская 5 обители. Почитаемыми подвижниками веры и благочестия в Олонии стали преподобные Сергий и Герман Валаамские († около 1353, память 28 июня и 11 сентября); Александр Свирский († 1533, память 30 августа и 17 апреля) и его ученики: Адриан Андрусовский († 1550, память 26 августа), Афанасий Сяндемский († XVI в., память 18 января), Геннадий († около 1516) и Никифор († около 1557) Важеозерские (память 9 февраля); Пахомий Кенский († XVI в., переходящее празднование в субботу по Богоявлении); Иона Климецкий († 1534, память 6 июня); Лазарь († 1391) и Афанасий († XV в.) Муромские (память 8 марта); Иона Яшезерский († около 1590, память 5 октября) и многие другие 6 . С конца 1860-х годов было установлено совершать празднование собора Олонецких святых в пещерном храме кафедрального собора в Петрозаводске, на второй день после Покрова, а с 1913 года – в храме Петрозаводского Духовного училища, в первое воскресенье после Покрова 7 . Чтимая икона собора Олонецких святых ныне находится в петрозаводском храме св. великомученицы Екатерины, что на Неглинском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) 10. Тихие подвижники Какие иногда сильные искушения посылает Господь монахам, видно из жития скитского насельника инока Макария (Грузинова), ставшего в Александро-Свирском монастыре учеником старца Льва, с которым он впоследствии и перешел в Оптину. По благословению старца он писал иконы и портреты, хотя и не очень искусно. Зная его детское незлобие и тихий нрав, иноки нередко подшучивали над ним, он же переносил это благодушно. С 1836 по 1841 год, до кончины старца, о. Макарий был возле него в монастыре, а после вернулся в Скит. В 1849 году вот что случилось с ним. Зимой решил он пойти в Козельск без благословения. Пошел, – а тут замела вьюга, да сильная, – он потерял дорогу, а скоро остался и без одного валенка, с босой ногой. Наткнувшись на стог сена, залез в него поглубже, провел тут ночь, а ногу обморозил. Козельский доктор предложил ему отнять стопу, но он не согласился. До конца жизни нога его нестерпимо болела, но он терпел, считая это наказанием за самочиние. Братия удивлялись такому его терпению и брали себе от этого духовный пример… Скончался о. Макарий восьмидесяти лет 5 мая 1869 года. Иеромонах Иларий в детстве часто бывал в Оптиной и ходил на исповедь к старцу Льву. Но в Скит поступил уже после его кончины. Сначала он был поваром, потом келейником у старца Макария, который как-то сказал о нем: «Иларий не из таких людей, что, по общепринятому выражению, “схватывают звезды с неба”, а в дело годится». Иларий был помощником монастырского духовника. Келейным его занятием была каллиграфия: он переписал весьма искусно уставным письмом книгу преподобного Исаака Сирина с рукописи (она еще тогда не была издана). Эта книга трудов о. Илария хранилась в библиотеке Скита. Скончался он от простуды на 65м году жизни в 1872 году. Такие же келейные занятия, как у о. Илария, были у схимонаха Сергия, и он, так же уставом, переписал «Лествицу» св. Иоанна Лествичника . Кроме того, он весьма замечательно вырезал из дерева и кости параманные кресты. Скончался в 1884 году.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   10 (23) июля Священномученик Петр Зефиров Священномученик Петр родился в 1879 году в семье священ­ника Павла Ивановича Зефирова, служившего в селе Ваулове Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. Село было имением Мордвиновых, и вауловские храмы, в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Александра Свирского, были бесприходными и содержались владельцами имения. Па­вел Иванович родился в 1843 году в семье диакона. В 1872 году он окончил Ярославскую духовную семинарию и был определен на священническое место в село Ваулово. В 1881 году, когда Петру было два года, отец Павел овдовел и сам воспитывал троих мало­летних детей. По окончании в 1902 году Ярославской духовной семинарии Петр поступил учителем в церковно-приходскую школу в селе Полтеве Ярославского уезда. В 1903 году Владимир Павлович Мордвинов подарил имение протоиерею Иоанну Кронштадтскому, который благословил устроить в имении Успенский скит основан­ного им в Санкт-Петербурге Иоанновского монастыря. Среди зе­леной рощи были расположены две белые старинные церкви, белая колокольня и большой барский дом. Местный ямщик, в первый раз везший отца Иоанна Кронштадтского в Ваулово, заметил: «Хо­рошее имение; хорошо будет здесь монахиням, и колокольня эта замечательная, так в ней колокола подобраны, что „Коль славен“ играть можно. И звонарь такой есть, что играет . Священ­ник редкостный. Не священник, а отец родной! Тридцать шесть лет уже здесь служит. Да как служит-то! И певчих здесь нет, а из других приходов народ к нему идет, потому служит с душой... Постник он и праведной жизни человек», – сказал ямщик об отце Павле. Впоследствии отец Иоанн часто бывал в Ваулове. Он писал от­сюда супруге 22 мая 1905 года: «В летнее время здесь дивная красота природы. Но в духовном отношении храмы Божии здесь – первая красота. Они и выстрое­ны в доброе старое время весьма архитектурно . Внутреннее изящество храмов – великолепное; порядок во всем образцовый. Я служу ежедневно, причащаюсь и монахинь и мирян причащаю часто. Луга, леса – загляденье, рай земной. Благодарю Господа, даровавшего нам этот земной рай. Монахини все за послушанием; поют стройно и умилительно».

http://fond.ru/kalendar/550/petr/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010