Придел преподобного Александра Свирского снова действует В приделе преподобного Александра Свирского Примечательно, что это долгожданное событие пришлось именно на нынешний год, когда отмечаются три даты, связанные с именем глубоко почитаемого в народе русского святого и чудотворца: 560-летие его рождения (15 июня 1448), 500-летие явления преподобному Святой Троицы (1508) и 475-летие со дня его преставления (30 августа 1533). Солнечным утром 25 сентября на торжественное открытие реконструированного юго-восточного придела Покровского собора, где изначально была заложена церковь преподобного Александра Свирского, и на молебен собрались ученые, историки, богословы, представители СМИ. А спустя пару часов в Государственном Историческом музее состоялся «круглый стол», посвященный памяти преподобного Александра Свирского, с участием церковных и светских ученых. Здесь же были представлены экспозиция икон святого Александра XVII–XIX веков и уникальная иллюстрированная 80 миниатюрами рукопись жития преподобного XVIII века из коллекции ГИМ. …Сияет, переливается всеми красками, словно грани драгоценного пасхального яйца Фаберже, обновленный храм Василия Блаженного. Высокое крыльцо со стороны Москва-реки ведет к юго-восточному приделу, освящение которого в честь преподобного Александра Свирского состоялось в 1561 году. И связано это было вот с чем. 30 августа 1552 года под Казанью была одержана важная в стратегическом отношении победа русских войск над ханом Епанчею. На этот день по православному церковному календарю приходилось два праздника – преподобного Александра Свирского и трех Константинопольских патриархов. Так что посвящение двух отдельных приделов каждому из праздников подчеркивало исключительное значение нашей победы. Главный же, восточный, алтарь собора посвящен Святой Троице. По отношению к нему юго-восточный придел является ближайшим правым – этот факт, по мнению историков, свидетельствует о том, что царю Иоанну Грозному, митрополиту Московскому Макарию и народу было известно о явлении Александру Свирскому Пресвятой Троицы.

http://pravoslavie.ru/4481.html

Обитель Божия Олонецкой земли Более чем 500-летняя история Важеозерской обители, основанной в суровом Олонецком крае преподобными Никифором и Геннадием Важеозерскими, полна драматических поворотов, но каждый раз милостью Божией монастырь возрождался. И сегодня в Спасо-Преображенском Важеозерском монастыре вновь возносятся Господу молитвы иноков, вновь сюда едут паломники: кто помолиться, а кто и потрудиться во славу Божию. 9/22 февраля, в день, когда Церковь чтит память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских, в обители праздник. Основание Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря (другие исторические названия обители: Задне-Никифоровская, Спасская Важеозерская Геннадиево-Никифоровская пустынь) положено около 1500 года преподобным Геннадием († 1516) и продолжено преподобным Никифором († 1557), его сотрудником. Наименование Важеозерской она получила от имени озера Важа, на котором стоит. Пустынь эта находится в Карельской епархии; от обители до города Петрозаводска – 112 км, а от Александро-Свирского монастыря – 92 км. Преподобным Никифором около 1520 года по благословению Новгородского архипастыря была сооружена деревянная церковь в честь Преображения Господня. Преподобные Геннадий и Никифор были учениками преподобного Александра Свирского. В монастыре сохранилась икона (список) семи старцев, также учеников преподобного Александра Свирского. Это старцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий. Ректор Олонецкой духовной семинарии архимандрит Никодим (Кононов, с 1911 – епископ; † 1919) относил их к подвизавшимся в Задне-Никифоровской пустыни в XVI веке. Также и в книге «Святые новгородской земли XVI–XVIII веков», изданной в 2006 году, читаем: «В Задне-Никифоровской пустыни лежат еще мощи преподобных: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия – учеников Александра Свирского. О житии и подвигах сих иноков достоверных сведений нет». Но двумя страницами выше в этой же книге дается статья И.П. Барсукова «Сведения о преподобных отцах наших Никифоре и Геннадии Важеозерских, Задне-Никифоровских и об Афанасии, Дионисии, Игнатии, Корнилии, Леониде, Феодоре, Ферапонте Островских, Оятских, учениках преподобного Александра Свирского», из одного названия которой очевидно, что семь Оятских, или Островских, старцев были ошибочно причислены к Важеозерским святым. Впрочем, возможно, архимандрит Никодим (Кононов) располагал какими-то не дошедшими до современных исследователей материалами. Икона же почиталась в Важеозерской обители, потому что старцы, как и основатели пустыни, были учениками преподобного Александра Свирского.

http://pravoslavie.ru/put/29341.htm

Оять. Введено-Оятский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1545. (первое письменное упоминание). Ссылки:     Адрес: 187725, Ленинградская область, Лодейнопольский район, ст.Оять Координаты: 60.461983, 33.139417 Проезд:автомобилем от Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе до 185-го километра, далее поворот к станции Оять, 4 км по асфальту и 1 км по грунтовой дороге; пригородным поездом с Московского и Ладожского вокзалов Санкт-Петербурга; автобусом из г.Лодейное Поле до ПО " Рассвет " Изменить описание объекта Автор: Борис Снято: 12 августа 2008 Добавлено: 12 августа 2009 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Сортировка: Карта и ближайшие объекты В 200 км к северо-востоку от Петербурга на берегу реки Оять расположен монастырь, известный как Введено-Оятский. Раньше он назывался Введенский Островской. Время основания Введенского Островского мужского монастыря с точностью неизвестно. Как видно из жития преподобного Александра Свирского, монастырь на левом берегу реки Оять существовал уже в XV в. Известно, что родители преподобного Александра Свирского схимонах Сергий и схимонахиня Варвара были пострижены во Введенском Островском монастыре и здесь же потом и были погребены. Долгое время Введенский Островской монастырь был приписан к Александро-Свирскому монастырю и лишь в 1764 г. получил самостоятельность. Храмов было два: каменный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери (построен в 1817 г.) и 2-х этажный деревянный (построен в 1782 г., перестроен в 1836 г.). Верхний храм был освящен в честь Богоявления Господня с приделами во имя апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Александра Свирского, нижний - в честь Преображения Господня (освящен в 1829 г.). В Преображенском храме находились могилы родителей преподобного Александра Свирского. Сейчас на месте этого храма стоит крест. В декабре 1992 г. монастырь возрожден как женский. Первая настоятельница обители - матушка Фекла. При ней вновь ожил целебный, известный многими чудесами святой источник.

http://sobory.ru/article/index.html?obje...

Сортировать по Исключить новости После революции она была утеряна и долгое время находилась за пределами России, но в XXI веке была выкуплена российским меценатом и преподнесена Патриарху 18 апреля. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар Александро-Свирскому монастырю в Ленинградской области старинную икону преподобного Александра Свирского. 17 апреля 2016 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил литургию в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре в деревне Старая Слобода Лодейнопольского района Ленинградской области. Торжественные мероприятия приурочены к 375-летию со времени обретения честных мощей преподобного Александра Свирского, сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви передал в дар обители старинную икону преподобного Александра Свирского, написанную по заказу святителя Макария, митрополита Московского, в XVI веке, вскоре после кончины святого. После революции она была утеряна и долгое время находилась за пределами России, но в XXI веке была выкуплена российским меценатом Вадимом Николаевичем Жимировым и преподнесена Патриарху. «Это почти прижизненный образ святого Александра Свирского, святитель Макарий лично знал Александра Свирского. Здесь запечатлен реальный облик преподобного Александра», — сказал Патриарх Кирилл. Преподобный Александр Свирский (1448 — 1533) — игумен, один из широко почитаемых Русской Православной Церковью. 17 лет жил в уединении сначала на Святом острове Валаамского архипелага, а затем на берегу Рощинского озера в Олонецком лесу, где со временем образовалась обитель, ныне известная, как Александро-Свирский монастырь. Святой прославился чудесами и праведным образом жизни, воспитал в монастыре немало учеников и привел к вере множество мирян. Согласно житию, преподобный Александр Свирский — единственный из русских святых, кто был удостоен явления Святой Троицы. Скончался в 1533 году в возрасте 85 лет. Через 14 лет после его кончины, в 1547 году было установлено общецерковное почитание преподобного. Мощи Святого были обретены нетленными 30 апреля (17 апреля по старому стилю) 1641 года.

http://pravmir.ru/v-aleksandro-svirskiy-...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Радостью для всякого христианина является пребывание с Богом» Митрополит Варсонофий напомнил, что Господь хочет от нас только одного – сердца 01.05.2023 264 Время на чтение 4 минуты Фото: mitropolia.spb.ru В воскресенье, 30 апреля, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, память преподобного Александра Свирского , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Александро-Свирского монастыря , сообщает сайт Митрополии. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Тихвинского епархиального управления иеромонах Николай (Бестужев), наместник обители игумен Антоний (Гутник) с братией, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Среди молящихся был глава Лодейнопольского района Илья Дмитренко. Был совершен крестный ход вокруг собора с мощами преподобного Александра Свирского. Митрополит поздравил верующих с 3-й Неделей по Пасхе, памятью святых жен-мироносиц и основателя обители преподобного Александра Свирского. «Мы вспоминаем сегодня первых святых новозаветной Церкви – жен-мироносиц, – сказал владыка в проповеди. – Эта история уже две тысячи лет передается из поколения в поколение. Несколько женщин пошли за Христом, когда увидели в Нем необыкновенного Учителя, Спасителя, Чудотворца, Сына Божиего. Постепенно их становилось все больше. Они помогали Ему и ученикам, каждый, чем мог, оказывали содействие в миссии, которую Господь совершал на земле. Они прошли с Ним до самого конца, были на Голгофе, видели Его страдания на Кресте, наблюдали за погребением, которое совершали праведные Иосиф Аримафейский и Никодим. Вместе с Божией Матерью они сострадали и видели, что погребение происходит поспешно, и решили прийти в третий день после субботы ко Гробу, чтобы получше умаслить тело Спасителя. Они очень ждали, когда закончится суббота, чтобы рано утром прийти и исполнить задуманное. А когда пришли, увидели на месте, где лежало тело Спасителя, двух ангелов, сообщивших им радостную весть, что Христа здесь нет, Он воскрес. Когда же Господь явился им, сказал одно слово: " Радуйтесь " (Мф. 28:9). Эту радость они передали потом апостолам и всем людям, свидетельствуя своей жизнью, что видели воскресшего Христа и от Него получили такое благословение и такую заповедь – всегда радоваться. Радостью для всякого христианина является пребывание с Ним не только в земной жизни, но главное – в жизни вечной. Эта радость самая подлинная, глубокая, дающая ощущение счастья.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/01/ra...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Александр Свирский Александр Свирский ( 1448 - 1533 ), игумен , преподобный Память 17 апреля в день обретение мощей, 30 августа в день кончины, в Соборах Новгородских , Санкт-Петербургских и Карельских святых Родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса и при крещении назван в честь его. Родители его, Стефан и Васса (Василиса) , были крестьяне приладожского села Мандеры, на берегу реки Ояти, притока реки Свири. У них было двое детей, которые уже выросли и жили отдельно от родителей. Но Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились и услышали голос свыше: " Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам " . Амос рос особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегал игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. По исполнении совершеннолетия он однажды встретился с валаамскими монахами, пришедшими на Оять для покупки необходимых монастырю вещей и по другим хозяйственным нуждам. Валаам к этому времени уже слыл монастырем высокого благочестия и строго подвижнической жизни. Разговорившись с ними, юноша заинтересовался их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам. Под видом спутника ему явился Ангел Божий, указавший путь на остров. Семь лет жил Амос в монастыре как послушник, ведя суровую жизнь. Дни проводил он в трудах, ночи - в бдении и молитве. Иногда обнаженный до пояса, весь покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утреннего пения птиц. В 1474 году Амос принял постриг с именем Александр. Через несколько лет родители случайно узнали от пришедших в Мандеру карелов, куда пропал их сын. По примеру сына, родители вскоре также ушли в монастырь, приняли постриг с именами Сергий и Варвара , и сподобились преподобнического жития. После их смерти преподобный Александр, по благословению игумена монастыря, поселился на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келлию и продолжил свои духовные подвиги.

http://drevo-info.ru/articles/11321.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Тайнозритель Святой Троицы " . К 470-летию блаженной кончины преп. Александра Свирского (комментарий в русле истории) Александро-Свирский монастырь Свирский Александров Монастырь (Свирский Александров монастырь. Исторический очерк по документам монастырского архива, СПб. 1874, С. 8 - 47) I. Александр Свирский: рождение его в первые годы детсва. Удаление на Валаам и пострижение в монашество. Основание Свирском обители и первоначальное ея устройство. Сношение Преподобного Александра с московскими Князьями и средства к материальному обеспечению монастыря. В древней обонежской пятине, на берегу реки Ояти, близ Введенского островского монастыря находилось небольшое селение Мандера, которое давно уже не существует и где до ныне сохранились лишь едва заметные следы его существования. — Это место было родиной основателя свирской обители преподобного Александра. Родители Преподобного Стефан и Васса, как известно из жития его, были простолюдины и жили своими трудами, любили принимать странных, подавать милостыню, посещать храмы Божии, и слушать там церковные службы, — словом были люди благочестивые. Детей своих они воспитывали в том же благочестии и страхе Божием. Но рождение детей у них прекратилось преждевременно. Опечаленные этим, Стефан и Васса обратились с молитвою к Богу и по молитве их, рождается у них сын, названный при крещении Аммосом. Это было во время Княжения Василия Васильевича Темного 1448 г., Июня 15 дня. Далее, из того же жития Преподобного известно, что когда Аммос достиг тех лет, когда детей обыкновенна отдают учиться, он был отдан для обучения грамоте и Божественному Писанию одному благочестивому и сведущему человеку. Но несмотря на все старание учителя, Аммос учился малоуспешно. Недовольный своими успехами в книжном учении, Аммос приходит однажды в Введенский монастырь и, припав пред иконою Богоматери, со слезами молил Ее о просвещении его ума. После молитвы Аммос почувствовал в себе новыя силы, стал учиться успешно и скоро превзошел своих товарищей по учению. С юных лет в Аммосе была заметна особенная любовь к аскетизму и подвижничеству. Почти в детстве еще он подвергал себя таким строгим подвигам воздержания, что родители его удивлялись и немало даже скорбели за него. «3ачем, любезный сын, так изнуряешь ты тело свое, однажды заметила ему мать; — ты еще молод; твое воздержание для нас — скорбь. Послушай нас, родителей твоих — причащайся пище и сну, якоже и мы.»

http://sedmitza.ru/text/397680.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИГНАТИЙ ОСТРОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные Леонид и Игнатий Островские, Адриан Ондрусовский. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Биографические данные об Островских преподобных и сведения об их почитании в XVI-XIX вв. отсутствуют. Святые не упоминаются в Житии прп. Александра Свирского (ок. 1545) и в рукописных синодиках Александрова Свирского мужского монастыря XVII в. (в некоторых списках синодиков назван Дионисий Александровский , игум. Александрова Свирского монастыря до 1608). По сообщению Жития прп. Александра Свирского, во Введенском Островском монастыре принял монашеский постриг отец преподобного. Таким образом, монастырь был основан во второй половине XV века. Однако в описании Обонежской пятины 1582 года Введенский Островский монастырь упомянут как недавно возникший (возобновленный?) на месте Введенского погоста . В литературе встречается утверждение, что ученики прп. Александра первоначально жили в Важеозерской пустыни , позднее перешли во Введенскую пустынь, где умерли и были погребены. По-видимому, в XVII-XVIII веках существовало местное почитание святых, поскольку описание их внешности встречается в иконописных подлинниках XVIII века. Место захоронения Островских преподобных было неизвестно в XIX веке. Согласно архим. Леониду (Кавелину) , Дионисий был основателем Введенского монастыря в с. Архангельском (Сермакса), был похоронен там в церкви; остальные перечисленные в «Описании о российских святых» ученики прп. Александра, а также прп. Никифор Важеозерский были погребены в пещере при Преображенской церкви. Задненикифоровой пустыни. По предположению архиеп. Сергия (Спасского) , эти сведения являются результатом смешения Задненикифоровой пустыни на оз. Важе и Задней пустыни на р. Ояти. По его же догадке, основателем Оятского Введенского монастыря мог быть Игнатий, упоминаемый первым в перечне Островских преподобных в «Описании о российских святых».

http://drevo-info.ru/articles/13678934.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448, с. Мандера, Обонежская пятина Новгородской земли - 30.08. 1533), прп. (пам. 30 авг.- общецерковное празднование, 17 апр.- местное празднование в день обретения мощей и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых). Основным источником сведений о жизни святого является его житие (самые ранние списки: РГБ. Троиц. 629. Л. 290-395об., здесь же повесть о преставлении святого: л. 396-400 и РГБ. Унд. 1253; оба списка - XVI в.). А. С. упоминается также в лит. памятниках XVI в.: в «Истории о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского , в Послании Иоанна IV Васильевича в Кириллов Белозерский мон-рь ; в Никоновской летописи сообщается о кончине преподобного (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 74), сохранилась и духовная грамота А. С., адресованная архиеп. Новгородскому и Псковскому свт. Макарию , попечению к-рого А. С. передал свой мон-рь (АИ. 1841. Т. 1. 135. С. 195-196). Прп. Александр Свирский. Покров. 1644 г. (ГРМ) Прп. Александр Свирский. Покров. 1644 г. (ГРМ) А. С. был сыном благочестивых родителей Стефана и Вассы, к-рые в конце своей жизни приняли монашеский постриг с именами Сергий и Варвара. Житие рассказывает, что святой был вымолен матерью после долгих лет бесплодия, при Крещении был назван во имя прор. Амоса . Когда отрок подрос, его отдали учиться, но учился он «косно и не скоро» - так устраивал Бог, чтобы книжный разум был дан ему от Бога, а «не от человек» (РГБ. Троиц. 629. Л. 297об.). Отрок долго молился о научении грамоте у икон Спасителя и Божией Матери в Введенском храме Оятского мон-ря, к-рый находился близ с. Мандера. Однажды в село, где жил А. С., пришли монахи из Валаамского мон-ря , после беседы с ними он принял решение уйти на Валаам. Вскоре А. С. тайно от родителей покинул дом. В 26 лет, как сообщает житие, он принял постриг в Валаамском мон-ре, подвизался на близлежащем пустынном о-ве Ладожского оз., получившем наименование Святой (на острове сохранилась пещера, в к-рой жил преподобный, и установленный им, как утверждает предание, крест).

http://pravenc.ru/text/Александр ...

монах Афанасий Преподобный Александр Свирский Скачать epub pdf Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному Александру Свирскому . Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра. Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра». Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца. Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии. Преп. Александр Свирский чудотворец Родился прп. Александр 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на «северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать – с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010