Слобода. Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь расположен в с. Слобода Любимского р-на Ярославской области. Основан преподобным Геннадием Костромским и Любимоградским Чудотворцем, учеником преподобного Корнилия Комельского, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 году. Преподобный Геннадий (в миру Григорий) родился в городе Могилеве в богатой семье. Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частое посещение монастырей вызывали недовольство его родителей. Однако Григорий твердо решил посвятить себя Богу и, переодевшись в бедную одежду, тайно покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив московские святыни, он, однако, не нашел себе здесь прибежища по духу и отправился в Новгородскую землю. Судьбу будущего подвижника решила встреча с преподобным Александром Свирским. По его благословению Григорий направился в Вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому, принял от него пострижение с именем Геннадий и стал его близким учеником. Преподобный Корнилий вместе с Геннадием в 1505 году ушли за 90 верст в Костромские леса к Сурбскому озеру. В этом месте в то время жили бортники (пчеловоды), которые с радостью встретили преподобных и помогли построить келью. Преподобные Корнилий и Геннадий выкопали четыре пруда и колодец. Два из них и колодец существуют по сей день. По просьбе князя Василия Иоанновича преподобный Корнилий вернулся в свой монастырь в Вологодские пределы, а преподобный Геннадий остался в новооснованной обители. Он трудился и во всех делах «являл братиям образ смирения и терпения, носил на себе вериги и кресты железныя, и тяжкия цепи». Был удостоен от Господа даром прозрения и чудотворения. Преставился преподобный Геннадий в 1565 году 23 января (5 февраля по н. с.). Но  построенная в глухом месте обитель не долго оставалась в неизвестности. Ее возвышение связано с тем значением, которое имело имя преподобного Геннадия в истории всего Российского государства. Во время одной из поездок в Москву, он предсказал юной Анастасии Романовне, что она будет царицей. Предсказание сбылось. Анастасия стала женой царя Иоанна Васильевича Грозного. Преподобный был восприемником их детей, в монастыре получал духовное воспитание юный царь Феодор. Эпизод этого брака был безусловно важен для легитимности Романовых, основанной на родстве с царицей. Стараясь обрести «собственные» святыни, новая царская династия Романовых чтила преподобного Геннадия и его монастырь еще более, чем это делала до них династия Рюриковичей.

http://sobory.ru/article/?object=03457

«Да соберет храм в стенах своих множество благочестивого народа…» Участники конференции Так возвестил в своем благословении Иоанновскому монастырю в день его освящения всероссийский пастырь, святой праведный Иоанн Кронштадтский, 100-летие со дня преставления которого мы отметим в скором времени (2 января 2009 года). Этой дате была посвящена прошедшая во второй половине мая III Международная конференция сообщества «ДелоРус» на тему «Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности», в которой приняли участие более 250 человек практически из всех регионов России, а также из Белоруссии и Украины. Собравшиеся на этой встрече имели не только возможность принять участие в деловой части конференции – пленарных заседаниях и «круглых столах», но и время для неформального общения, а молитвенная атмосфера вносила соборный дух. Уже по сложившейся традиции работа конференции проходила на борту теплохода, следовавшего из Ярославля в Санкт-Петербург с заходом в монастыри и другие святые места русского севера. А отправлялись в паломничество как раз из Иоанновского монастыря, явившегося, по определению отца Иоанна, «чудом на берегу реки Карповки – притоке царственной Невы-реки». Там, в монастыре, в первый же день прошел молебен у святых мощей батюшки Иоанна. И лишь затем поездом участники конференции отбыли в Ярославль, где их ожидал теплоход. Паломнический маршрут выглядел так: Толгский, Кирилло-Белозерский, Александро-Свирский монастыри и прошедшие там молебны у мощей святых, дивный остров Валаам с его неповторимыми гранитными крестами, уединенными среди высоких сосен и скал храмами, общей молитвенной обстановкой, сложившейся за много веков… И снова Санкт-Петербург, молебен в Александро-Невской лавре, посещение храма во имя преподобного Серафима Вырицкого. Последний пункт оказался, можно сказать, прямо по теме, ведь преподобный Серафим был до принятия монашеского пострига известным петербургским купцом и благотворителем; потом, избрав путь монашеского жития, он повторил подвиг преподобного Серафима Саровского, простояв в молитве на камне тысячу дней и ночей. Будучи предпринимателем, он создал общество кредита на доверии, где сделки заключались без бумаг; он высоко оплачивал труд своих работников и заботился о них, кормил тысячи нищих… Это ли не достойный пример для подражания современным предпринимателям?!

http://pravoslavie.ru/1363.html

«Когда я был послушником и стоял за свечным ящиком, то поддался однажды искушению и сомнению относительно освященного маслица с миром от мощей преподобного Александра. Думал: «Мы столько лет уже разбавляем маслице, а новое миро не добавляем». Ну, и тому подобное… И вот как бы в ответ на моё недоумение и смятенное состояние души, подходит к прилавку, за которым я стоял, очень старенькая бабушка, как она сказала, ей было 83 года. И просит дать ей много бутылочек с маслом, как больших глиняных, так и маленьких простых, за бабушкой выстроилась целая группа паломников в очередь, так как обслуживал я медленно, учился. Я, находясь под воздействием маловерия, насчёт маслица спрашиваю бабушку: «Зачем вам так много надо, возьмите пару бутылочек и хватит». А она мне отвечает: «Я, сынок, живу уже 83 года, последние 20 лет была полностью слепа на один глаз из-за катаракты, год или 2 назад (не помню точно её слова) я узнала о преп. Александре Свирском и о чудесах от его мощей, мне подарили его иконочку, житие и маслице. С верой и мольбой я обратилась к преподобному и помазала глаза маслицем и прозрела, да так что читаю теперь без очков. А маслице я теперь и в пищу добавляю и вот родственникам своим беру». Вся группа, стоявшая за бабушкой подивились её рассказу, прославили Бога действующего во святых своих и преп. Александра. А я остался с двумя чувствами: со стыдом в сердце перед Богом за своё маловерие и конечно с радостью, что сомнения мои были напрасными. А вот ещё одно чудо и тоже про маслице. Как-то звонит мне моя мама и просит выслать ей по почте или передать с паломниками из Украины , маслице от мощей преп. Александра Свирского и акафист ему. И рассказала, что у одной девушки из их прихода были какие-то проблемы с вынашиванием ребенка, и она чуть его не потеряла. Она очень плакала, переживала и молилась Богу о сохранении плода. И вот однажды в послеобеденное время когда она прилегла отдохнуть, в тонком сне явился ей преп. Александр и сказал: «Я преподобный Александр Свирский, читай мне акафист и мажься моим маслицем, и всё у тебя будет хорошо, родишь сына, назови его в честь меня». Так всё и случилось, я передал маслице и акафист, а когда родился здоровенький мальчик, то счастливая мама назвала его Александром.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/13/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Коняев внес существенный вклад в дело христианского просвещения Некролог Секретариата правления Союза писателей России 17.09.2018 1083 Время на чтение 3 минуты Вчера, 16 сентября, на 70-м году жизни скончался известный русский писатель, секретарь Правления Союза писателей России, член приемной комиссии СП России, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга, член редсоветов журналов «Молодая гвардия», «Роман-журнал XXI век», «Проза», «Немига литературная», «Русское воскресение», «Родная Ладога», газеты «Литературный Петербург», почетный гражданин Подпорожского района Ленинг радской области и Ретровского округа Санкт-Петербурга Николай Михайлович Коняев . Он родился в посёлке Вознесенье на берегу Онежского озера, закончил Литературный институт имени А.М. Горького, работал редактором на киностудии «Беларусьфильм», в издательстве «Советский писатель», в 1986-1988 годах заведовал отделом прозы в журнале «Нева». Свой первый рассказ Николай Коняев опубликован в альманахе «Молодой Ленинград» в 1974 году. С тех пор его произведения и книги переводились на английский, немецкий, французский, китайский, иранский и сербский языки. Особо хотелось бы отметить жертвенное служение Николая Коняева Русской Православной Церкви, чьим верным чадом он был до самого конца. Почивший внес существенный вклад в дело христианского просвещения. Его книги и труды стали для многих соотечественников опорой в деле обретения веры. Достаточно вспомнить созданный им пантеон подвижников Валаамской обители, честное описание эпохи времен преподобного Иринарха Затворника, непревзойденное жизнеописание преподобного Александра Свирского, блаженной Ксении Петербургской… В течение 25 лет Николай Михайлович активно участвовал в создании и работе Всемирного Русского Народного Собора, Всероссийских Иринарховских чтений, Православного общества писателей Санкт-Петербурга, пользовался заслуженным авторитетом в среде православной интеллигенции, а его труды заслуженно отмечены наградами Русской Православной Церкви, Патриаршей литературной премией имени святых Кирилла и Мефодия.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/17/ni...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) На «Северный Афон». Записки студента — паломника на Валаам Очерк «На «Северный Афон»», записки студента — паломника на Валаам, представляет собой первое опубликованное произведение митрополита Вениамина (Федченкова, 1880-1961). Жанровые сцены и бытовые зарисовки в этих записках соседствуют с глубокими размышлениями, явственно звучат апологетические и полемические нотки, литературные портреты людей отличаются яркостью и выразительностью. Очерк написан молодым человеком двадцати четырех лет от роду, студентом-«академиком», «солидным» богословом, свободно цитирующим святоотеческие творения, и одновременно — жизнерадостным юношей, живым и непосредственным, распевающим ирмосы «о воде». На «Северный Афон». Записки студента — паломника на Валаам Предисловие Знаменитый в истории русского монашества Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, стяжавший славу «Северного Афона», расположен на самом большом острове в северо-западной части Ладожского озера. Сам остров Валаам и множество более мелких островов образуют архипелаг, который в старину населяли исключительно иноки. Дивная природа «Русского Афона»: отвесные скалы, поднимающиеся из вод Ладожского озера, лесные озёра и высокие сосны, очарование белых ночей, утреннее пение птичьего хора, тихие часы летнего заката — всё это нерукотворное великолепие словно призывает к прославлению Творца, настраивает душу на особенный лад. Лесные тропинки хранят поступь древних отшельников, остатки одиноких келий в отдаленных уголках островов свидетельствуют об их трудах и молитвенных подвигах. А величественные монастырские строения напоминают о многих поколениях валаамских насельников — создателей «пречудного острова». Некоторые источники, которые, впрочем, подвергаются критике со стороны историков, относят начало монашеской жизни на островах Валаамского архипелага к XI и даже X веку. Большинство же современных исследователей считает, что обитель на Валааме была основана в XIV веке трудами преподобных Сергия и Германа Валаамских (память 28 июня/11июля), которые поселились на острове в 1329 году и тем самым положили начало монашескому братству и миссионерскому центру в тогда ещё не просвещённом светом Христовой веры крае. С Валаамом связаны имена многих подвижников Русской Церкви: преподобных Арсения Коневского, Александра Свирского и Савватия Соловецкого, святителя Геннадия, архиепископа Новгородского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Перечитывая записки преподобного Силуана Афонского , всегда останавливаюсь на одном и том же удивительном месте. «Скучает душа моя о Боге всегда и молится день и ночь», – писал святой. Что здесь удивительного? Оказывается, можно молиться день и ночь и при такой молитве… скучать о Боге. Молитвенное делание днем и ночью, упоминаемое преподобным, именуется у древних отцов «самодвижущейся молитвой». Так называлось непрерывное богообщение, которого достигали немногие избранные святые. И вот преподобный Силуан, годами великого духовного труда стяжав такую молитву, признается, что ему… мало Бога. «Скучает душа моя о Боге», – вздыхает старец. На недостаточность богообщения сетует тот, кому являлся Христос; тот, кто имел множество благодатных даров Святого Духа. Больше всего поражает слово «всегда». Допустим, мы тоже иногда скучаем о Господе. Особенно когда согрешили и потеряли благодать. Или когда долго не посещали храм – и тоже лишились благодати. Но вот мы пришли на службу, исповедались, причастились, согрелись церковной молитвой. Мы снова чувствуем Божие присутствие в нашей жизни, нам хорошо и радостно, и мы идем домой – «отдохнуть». А преподобный Силуан ежедневно был в храме, причащался часто, молился непрестанно и все же при этом говорил: «Скучает душа моя о Господе всегда». Как это? Ничего не понятно. Мысль останавливается в недоумении, чувствуя великую тайну святости. Всех святых объединяет некая ненасытимость в богопознании: им всегда было мало Бога! Пожалуй, всех святых объединяет некая ненасытимость в богопознании. Например, преподобному Александру Свирскому мало было в юности убежать из дома на Валаам, мало было подвизаться в общежительном монастыре со строжайшим уставом. Недостаточным для него оказалось и отшельничество на уединенном острове, где для памяти смертной он выкопал себе могилу и в редкие часы отдыха ложился в нее. Но и это не удовлетворило преподобного: он нашел небольшую щель в скале, куда прятался для сугубой молитвы. Там его божественный голод находил благодатное насыщение.

http://pravoslavie.ru/98371.html

Святые проповедники евангелия на северо-западе России и на востоке Финляндии На долю нынешнего поколения православных русских людей выпало счастливое время – быть свидетелями и участниками торжеств тысячелетия утверждения христианства на Руси. В 988 г. святой Владимир, прозванный благочестивым народом «красным солнышком», вместе с рукой византийской царевны Анны принял сам крещение, а затем крестил и киевлян. Значение этого события, введшего Русь в общую семью христианских народов, было для неё настолько велико и важно, как в IV в. для всего мира объявление святым римским императором Константином Великим христианства дозволенной религией. За истекшее тысячелетие Русская Православная Церковь прошла большой исторический путь, вписала много славных страниц в летопись великих и светлых событий. В данном сообщении открывается лишь небольшая часть летописи, посвящённая святым проповедникам Евангелия на северо-западе России и на востоке Финляндии. Для православных русских людей дорога, священна память тех тружеников, которые, с помощью Божественной благодати, просветили светом Христовой веры наш северный край. В истории русской святости и в её религиозной феноменологии изучение подвигов этих тружеников Христовых весьма важно, ибо в них православный русский народ чтит не только своих небесных покровителей, но и видит откровение для своего духовного пути. К таким подвижникам относятся, прежде всего, святые иноки, духовно связанные с Валаамской Преображенской обителью. Это преподобные Сергий и Герман Валаамские (ок. 1353 г.), Арсений Коневский († 1447), Александр Свирский († 1533) и Афанасий Сяндемский (ок. t 1580) 79 . Согласно местному преданию, хранимому Финляндской Православной Церковью , Валаамская обитель, названная Предстоятелем Финляндской Православной Церкви Архиепископом Павлом «колыбелью Православия в Карелии», основана была в 960 г. 80 Организаторами монашеского жития на Валаамских горах явились преподобные Сергий и Герман, пришедшие на остров Ладожеского озера в начале XIV столетия. В Новгородском свитке конца XVI в. сообщается следующее: «6837 (1329) старец Сергий пришёл на Валаам» 81 . Подвижники с усердием потрудились в деле благовестия христианской веры местным жителям. Им пришлось и защищать православие от действия шведов-католиков, которые во главе с королём Магнусом насаждали латинство среди карелов огнём и мечом. Насилия католиков вызвали обратную реакцию – население стало возвращаться в язычество и искать помощи у старых богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Скачать epub pdf Служба Всем святым, в земле Карельской просиявшим Текст службы утвержден на заседании Священного Синода 8 декабря 2020 года (журнал 99). Месяца мая в 21-й день Всех святых, в земли Карельстей просиявших На велицей вечерни Б лажен муж: 1-й антифон. На Г осподи, воззвах: стихиры на 8: праздника 3, и святых 5. Стихиры святых, глас 6. Подобен: В се отложше: Земля веселится и Небо радуется,/святии отцы в земли Карельстей просиявшии,/восхваляюще подвиги и труды ваша,/душевное благомощие и ума чистоту,/законом бо естества не победистеся./О, соборе святый и полче Божественный,/земли нашей утверждение вы есте воистину. Восхвалим Андрея Первозваннаго/и святаго равноапостольнаго Владимира,/яко тех трудами в земли Русстей вера насадися,/и доныне благодатию Божиею напаяется/и плод сторичный приносит. Благоверный княже Александре,/князей русских похвало,/воинов соблюдение,/врагов побеждение,/сирот и вдов заступниче!/Приими ныне похвальное пение,/еже во храмех Божиих совершают людие твои,/почитающе память твою. Евангельски Христа возлюбивше,/преподобнии Зосимо, Савватие и Германе,/мира отвратистеся,/в непроходимыя же и пустынныя острова Соловецкия зашедше,/всякия добродетели образу навыкосте,/мудрой пчеле подобящеся,/и приятелище изрядно Духу Святому бысте, премудрии. Радуйся, пустыне, прежде безплодна и необитаема,/послежде яко крин цветущая,/взыграйте, горы Валаама и вся древа дубравная,/хваляще с нами Сергия и Германа,/вкупе же Арсения и Германа,/отцы всехвальныя. Приидите, празднолюбцы,/воспоим дивнаго подвижника Церкве Русския,/ Александра Свирскаго ,/с праведными ученики его/Афанасием, Игнатием, Дионисием и Корнилием,/Леонидом, Макарием, Ферапонтом и Феодором,/яко звезды бо возсияша на тверди церковней./Тех молитвами, Христе Боже наш,/православных веру утверди,/яко Человеколюбец. Преподобнии отцы Никифоре и Геннадие,/Пахомие и Кирилле,/Корнилие и Авраамие,/вы слепым даете свет, болящим исцеление,/милостиво приклоняющеся к приходящим с верою/и просящим помощи вашея./Мы же, заступники и предстатели вас обретше,/с теплою молитвою к вам прибегаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

I. Во имя св. бл. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (Празд. 2 Августа). Построен в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем. В этом храме пред иконостасом сзади правого клироса почивают под спудом мощи блаженного. Над местом, где лежат мощи, под деревянною резною золоченою сеныо устроено медное высеребренное надгробие (прежняя серебряная, вызолоченная, рака, устроенная в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем и украшенная жемчугом и дрогоценными камнями, в 1612 г. была поляками ободрана). Храм неоднократно поновлялся (см. выше). В 1772 г. алтарь его за ветхостью перестроен. В 1812 году этот храм был обращен французами в конюшни; по изгнании неприятелей был освящен 1 декабря 1812 года. Иконостас (теперешний) устроен в 1896 году, (см. рис. 24) при чём написаны вновь все иконы, за исключением местных: Смоленской Божией Матери (по левую сторону царских дверей и св. бл. Василия по правом клиросе – сбоку) (см. рис. 28). Кроме этих икон еще замечательны: три в малом иконостасе близ левого клироса: (см. рис. 25) а) в середине особо чтимая чудотворная икона Покрова Пресвятого Богородицы, писанная на кипарисной доске (размер иконы 1 3 / 4 х 5 1 / 4 арш.) и обложенная серебряной вызолоченной ризой с жемчугом; перед нею служится много молебнов, по субботам поется молебен с акафистом, с нею соборный причт выходит на встречу идущим из Спасских ворот крестным ходам. б) Слева этой иконы тоже чтимый образ Василия Блаженного (размером 1 арш. х 7 верш.), очень древний, клейма кругом его нового письма; на этой иконе прежде бл. Василий был изображен без опоясания, совершенным «ногоходцем» 15 ; опоясание написано после 16 . Справа в) икона св. Троицы, (размере иконы 13/4 х 1 арш. 6 верш.), по мнению некоторых, современная икона Св. Троицы в Троице – Сергиевой Лавре (сзади иконы св. Василия на правом клиросе есть ход наружу из храма). По правую сторону сени над надгробием Василия Блаженного чтимая икона св. Николая; пред нею в особом поставце в ковчегах части мощей: трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; святого Николая чудотворца; св. благоверного князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского и три креста с мощами некоторых других святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(XVI в.), прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), Оредежский, основатель Успенского мон-ря на р. Оредеж . Биографические сведения о М. крайне скудны, Житие святого отсутствует. Согласно записям в месяцесловах, «преподобный отец наш Макарий начальник Успенскаго монастыря иже за Ладогским езером на реце Оредеже, ученик Александра Свирскаго [† 1533], новый чудотворец...» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 66). В ряде исследований Макариева Успенская Оредежская пуст. локализована в Олонецком у. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 370; Ратшин. Монастыри. С. 422; Барсов. 1867. С. 19; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Голубинский. Канонизация святых. С. 334), в справочнике В. В. Зверинского - в Новгородском у. на р. Лезна ( Зверинский. Т. 2. С. 202). Составитель Олонецкого патерика архим. Никодим (Кононов), как и Зверинский, отождествлял М. с прп. Макарием Римлянином ( Никодим. 1903. С. 73-77). Совр. фин. исследовательница И. Карвонен предположила, что М. не являлся реальной исторической фигурой, его «прототипом» был основатель Ильинского мон-ря на р. Свирь с тем же именем, а традиция почитания М. оформилась только в XIX в. ( Karvonen. 2013. P. 100-101). Предположение Карвонен основано на сведениях жалованной грамоты Новгородского архиеп. Пимена, выданной в 1556 г. игум. Макарию с братией Ильинского Свирского мон-ря (в последующее время Ильинская обитель была приписана к Александрову Свирскому мон-рю и упразднена в ходе реформы 1764 г. (Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 185-187; Кожевникова. 2009. С. 64, 295)). Однако память М. встречается в святцах XVIII в.: РНБ. Мих. Q. 348 («Перечень новгородских святых»). Л. 15; Q. 511 (То же). Л. 170; Q. 532 (То же). Л. 192; Собр. Рус. Археол. об-ва. 31 («Книга глаголемая...»). Л. 21-21 об.; Q. I. 603 (То же). Л. 23; Q. I. 382 («Повесть о российских святых угодниках»). Л. 16 об.; Тит. 3117 (Иконописный подлинник). Л. 185-185 об. (под 9 авг.); Тит. 4765 (То же). Л. 240 (под 9 авг.); Тихан. 413 (То же). Л. 183 об. (под 9 авг.) - ЭК ИРЛИ (ПД). 30 авг.- в день памяти прп. Александра Свирского М. упомянут в перечне учеников преподобного в Месяцеслове ростовского купца Н. А. Кайдалова, составленном им в 1868 г. (РГБ. Ф. 231/V (М. П. Погодин). Карт. 2. Ед. хр. 14 - совр. шифр установлен Е. В. Романенко).

http://pravenc.ru/text/2561302.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010