Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР И ГЕННАДИЙ Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1895 г. Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1895 г. Никифор († 9.02 после 1557) и Геннадий († 8.01.1516 или ок. 1520?), преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца. Источниками скудных сведений о Н. и Г. являются «Сказание о преподобном отце нашем Никифоре, игумене и основателе монастыря святаго Преображения Господня, иже есть Задня пустыня» (опубл.: Докучаев-Басков. 1887, 1889) и церковная служба Г. (РНБ. СПбДА. А I/315, XX в.); оба текста не старше XVIII в. Согласно службе, Г. в юном возрасте оставил своих родителей, раздал имущество нищим, принял постриг в некой киновии и после этого ушел в пустыню, в «места непроходные», где «в пещере пребывал» и «безмолствовати изволил». Еще при жизни Г. на Важеозере поселились иноки, его «ученики», но мон-рь, согласно пророчеству святого, возник только после его преставления: «По моем отшествии ко Господу на сем месте хощет Бог воздвигнути церкви во славу пресвятому имени Своему и киновию соградити на спасение многим» (канон 2, песнь 7, тропарь 2). «Честныя мощи» Г. подавали «неоскудное исцеление» недужным - инокам и мирянам. По церковной традиции Г. являлся учеником прп. Александра Свирского, общепринятые даты преставления святого источниками ранее XIX в. не подтверждаются. Н., как утверждается в «Сказании…», род. в крестьянской семье в Важинском погосте близ Олонца. Уже будучи монахом (место пострижения Н. автору «Сказания...» неизв.), он пришел в обитель прп. Александра Свирского и стал его учеником. Через некоторое время Н. захотел отправиться на богомолье в Киево-Печерский монастырь, но прп.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

Промысел Божий действует удивительным образом, не нарушая свободу человека. Бог - не полицейский. У МИКРОФОНА ИЕРЕЙ ВЛАДИМИР СОКОЛОВ НАСТОЯТЕЛЬ СТРОЯЩЕГОСЯ ХРАМА ВО ИМЯ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ И КЛИРИК ХРАМА СВЯТЫХ ДЕВЯТИ МУЧЕНИКОВ КИЗИЧ 13.11.2013 07:30:39 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.  Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Сегодня у микрофона иерей Владимир Соколов. Настоятель строящегося храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и клирик храма святых Девяти Мучеников Кизических. И вот сейчас получил новое назначение, стал помощником председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами.  Завтра- а вообще-то по православной традиции сегодня, ибо с вечера начинается церковный день - память святого благоверного князя Александра Невского, его сына Даниила Московского и преподобного Александра Свирского. Для меня эти святые являются покровителями, потому что я был рукоположен во священника именно в этот день. В день их памяти. И вот прошло уже сколько времени, и я только недавно осознал, что они мои покровители, и все, чем я занимался, будучи священником, связано с их именами, с их деятельностью. К примеру, я долгое время издаюсь в издательстве «Даниловский благовестник». То есть меня Господь заранее свел с моим покровителем, когда я еще не был священником. С преподобным Александром Свирским я познакомился очень давно. Я был на Валааме, когда там еще не был восстановлен ни один храм, была полная разруха. И мы с одним дьяконом поехали на турбазу. Совершили там паломническую поездку по всем святым местам. И попали как раз на остров Святой, на котором подвизался Александр Свирский, и видели там его пещеру. Он нас встретил полем клубники, которая уже созрела. И мы испытали такое благодатное чувство!  Я до сих пор вспоминаю пронзительную внутреннюю тишину, такой мир христов, который посетил нас. И это молитвенное состояние я сохранял долгое время. И вообще этот святой стал мне очень дорог. А теперь он оказался еще и моим покровителем. И темы, которыми я занимаюсь в последнее время, напрямую связаны с именами этих святых. Например, я занимаюсь проблемой исихазма, аскетики. Александр Свирский аскет, который удостоился вершины аскетического делания. Он удостоился видения Святой Троицы, посещения Богородицы и стал чудотворцем. И мощи его находятся в таком нетленном состоянии, что до сих пор светские люди недоумевают, как это возможно.

http://radonezh.ru/text/promysel-bozhy-d...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Жития и жизнеописания отдельных святых (в алфавите имен) Общехристианские святые 1262. Муравьев А. В. Алексий, человек Божий: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 7–12. Аммон, прп. – см. 282. Андрей, ап. – см. также 296, 540 и ИУ. 1263. Робинсон А. «Маршрут» ап. Андрея//Страницы. 1996. 2. С. 57–74. 1264. Шохин В. К. Святой равноап. АнсгариЙ – просветитель Скандинавии [Дании и Швеции]//АиО. 1999. 2(20). С. 227–250. Венедикт Нурсийский, прп. – см. 407. Григорий Великий , свт. – см. 346. 1265. Житие святой Женевьевы/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев//АиО. 1996. 4(11). С. 126–139. Иоанн Златоуст , свт. – см. 342. Киприан Карфагенский , сщмч. – см. 440. Кирилл и Мефодий, свв. равноап. – см. ИУ. 1266. Михайлова Т. А. Святой Колумба Ирландский//АиО. 1997. 3(14). С. 239–244. 1267. Житие Колума Килле/Пер. с ирландского, примеч.: С. В. Лопухова//АиО. 1997. 3(14). С. 245–258. 1268. Размышления о жизни св. Марии Магдалины/И. Т.//ВРЗЕПЭ. 1950. 4. С. 24–27. 1269. Сульпиций Север. Житие св. Мартина [Турского], епископа и исповедника/Пер. с лат., примеч.: А. И. Донченко//АиО. 1998. 2(16). С. 224–247. Никита Исповедник, прп. – см. 359. 1270. Крутова М. С. Святитель Николай Мирликийский в русской исследовательской традиции//БСб. 1999. 3. С. 197–221. Нина, св. равноап. – см. 605. 1271. Мельникова Е. А. Предания о чудесах св. Олава Норвежского и его почитание в Новгороде//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 94–101. Петр Александрийский , сщмч. – см. 455. Симеон Новый Богослов , прп. – см. 337. 1272. Житие св. Симеона Столпника, написанное Антонием, его учеником/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев//АиО. 1996. 4(11). С. 115–125. Фотий, свт. – см. 558, 572 и ИУ. См. также 1999. Русские святые Канонизированные до 1988 г. Александр Свирский , прп. – см. также 1242. 1273. Макарий (Веретенников) , архим. Преподобный Александр Свирский , «новый чюдотворец» – русский подвижник XVI в.: К 450-летию со дня кончины/Игум. Макарий (Веретенников) //БТ. 1982. Сб. 23. С. 321–336.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ярославль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Рубленый Город). Карта и ближайшие объекты Единственная сохранившаяся в первозданном виде церковь Ярославского кремля, сооружена в 1695 году напротив церкви Спаса на Городу. Как и многие другие храмы позднего периода ярославского зодчества, это пятиглавый, трапезного типа храм с высокой шатровой колокольней. Декоративное оформление - скромное, почти аскетическое. Все объемы храма трактованы в виде элементарных геометрических фигур, что придает постройке особую пропорциональность. По преданию, деревянный Никольский храм был построен на берегу Которосли в Рубленном городе еще князем Ярославом Мудрым. Возможно это была надвратная церковь во въездных воротах в кремль. В 1695 году на средства посадских людей, владельцев располагавшихся здесь верфей, была построена каменная бесстолпная трапезного типа церковь с одной апсидой. Композиция храма построена на соотношении крупного четверика и противопоставленных ему крыльца и колокольни. На четверике расположено изящное пятиглавие на тонких сплошных барабанах. Высокая и стройная шатровая колокольня расположена над притвором с арочным крыльцом. Декор храма скуп: лопатки, несложные карнизы барабанов и архивольты арок колокольни. В трапезе размещался придел Александра Свирского, позднее переоборудованный в теплую церковь. Храм был расписан. В конце 18 – начале 19 века деревянные покрытия были заменены на железные, а главы вместо черепицы тоже покрыли железом. В июле 1918 г. здание сильно пострадало от артобстрелов. Закрыли его в конце 1920 г. С 1980 г. здесь разместился отдел реставрации Ярославского художественного музея. Литература: Архитектурные шедевры Святой Руси. Ярославль. Ярославль. – Самара: Издательский дом «Агни», 2007 Церковь Святителя чудотворца Николая, что в Рубленном городе, основание ее относится к 1695 году. Престолов здесь два: Святителя и чудотворца Николая и Преподобного Александра Свирского. Прихожан при ней 76 душ муж. и 107 жен. пола. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль. В типографии Германа Фалька, 1861 г.

http://sobory.ru/article/?object=00211

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА († после 1592, близ Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст.), прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст. (близ совр. пос. Ладва, Карелия). Сведений об И. и о ранней истории основанной им обители сохранилось не много. В синодике, хранившемся в Ивинской ц., к которой в XIX в. были приписаны храмы упраздненной Яшезерской пуст., сообщается, что И. был родом «из Шокши, недальнего от пустыни селения» (цит. по: Барсов. 1870. С. 95). Принято считать, что И. был вепс. О жизни святого и об истории мон-ря можно также узнать из хозяйственных документов XVI-XVII вв. и преданий, записанных в XIX в. По преданию, И. был учеником прп. Александра Свирского или пострижеником Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря , однако этот факт не подтверждается источниками. Святой создал мон-рь в безлюдном месте, между озерами Яшезеро (Яшозеро) и Сенное. Наиболее ранним свидетельством о Яшезерском мон-ре следует признать надпись на деревянном кресте, датируемую 18 янв. 1579 г., об освящении монастырской ц. Благовещения Пресв. Богородицы (крест хранился в храме в XIX в.). В надписи сообщалось, что это событие произошло «при боголюбивейшем приосвященнейшем отце нашем при архиепископе Александре Великаго Новаграда и Пскова и при строители при священноиноки Ионы, а святил церковь игумен Иаков» ( Елпидинский. 1900. С. 411). Александр был хиротонисан во архиепископа Новгородского 12 сент. 1576 г., в 1589 г. возведен в сан митрополита († 26 июня 1591). Храм освятил преподобный Иаков , настоятель Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , в 1578/79 г. перешедший в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , где впосл. стал настоятелем. Т. о., освящение Благовещенской ц. в Яшезерской пуст. можно датировать кон. 1576 - нач. 1578 г.; к тому времени И. был иеромонахом (встречающиеся в справочной лит-ре указания на основание пустыни в XV в. ошибочны).

http://pravenc.ru/text/578262.html

О постройке трех больничных келий в монастыре сохранилось архивное дело, из которого следует, что строительство келий велось с 1643 до 1685 года (7191-1793). В.И. Троицкий и С.А. Торопов писали: «В 1684 г. была построена каменная больница рядом с Ксенофонтовской церковью, рассчитанная на помещения в ней 12 «старцев»...». Далее, характеризуя больничный храм, «уцелевший здесь лишь в массиве стен и известный под именем Свирского», авторы анализируют имевшийся в музее его чертеж XVIII века и приходят к выводу, что он сделан после первой переделки храма. «Сейчас его фасады, в результате многократных переделок, представляют характерную отделку 50-х годов XIX в. и более поздних. Вследствие этого выяснение вопроса о его изначальных формах представляется делом довольно трудным». Из текста о больничном корпусе можно предположить, что авторы считали, что ко времени его возведения церковь уже существовала, однако по поводу её наименования в XVII веке пока ничего не известно. На самом раннем плане Симонова монастыря, датируемом XVIII веком (1730-ми г.г.?), она уже названа «преподобнаго Ксенофонта при болнишных келиях». И это понятно: в документах она упоминается как устроенная «благоверною государынею Великою Княгинею Мариею Алексеевною». К. Тромонин, называя церковь «прежде бывшая больничная во имя Преподобных Ксенофонта и Марии», даты её посвящения не называет. Наиболее полно характеризует храм В.В. Пассек: «Церковь - Сошествия Св. Духа, близ северной ограды, двухэтажная, об одной главе. Длина её с олтарем и трапезою 12, ширина 3!4, а вышиною 12 саженей. Иконостас покрыт краскою и по местам позолочен. Она построена иждивением Благоверной Государыни и великой Княжны Марии Алексеевны около 1700 года, во имя Препод. Ксенофонта и Марии...». С определённой долей уверенности можно допустить, что в 1700 году уже существовавший ранний храм просто переименовали, и с этим допущением придётся смириться, потому что исследовать его перед сносом никому не удалось и археологические раскопки на территории Дворца культуры вряд ли в ближайшее время возможны.

http://sobory.ru/article/?object=39885

Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг. – 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.). Монашество АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/127165.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Возвращение преподобного Серафима 14.01.2020 730 Время на чтение 5 минут Источник: Православие и современность Святой Серафим Саровский — великий угодник Божий, особенно любимый русскими православными людьми. Хотя его почитание в народе началось сразу после блаженной кончины — 14 января 1833 года, прославление в лике святых состоялось только в 1903 году по инициативе императора Николая II. Мощи преподобного Серафима были открыты для всенародного почитания 19 июля (по старому стилю), в день рождения святого. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесами и исцелениями. Прославление святого произошло накануне страшных потрясений, которые обрушились на нашу страну. Можно сказать, что святой Серафим пережил все ужасы гонений на веру вместе с нашим народом. 15 января, в день памяти преподобного Серафима, мы празднуем и Второе обретение его мощей. Как они были обретены и почему — во второй раз? Об этом — в нашем сегодняшнем материале. Антицерковная кампания Как только большевики пришли к власти, они начали борьбу с религией на всех уровнях. Центральное место в антирелигиозной пропаганде занимала организованная в 1918–1920 годах кампания по вскрытию святых мощей, которые советская власть рассматривала как «орудие для затемнения сознания трудящихся». Чтобы ввести людей в заблуждение и отвратить их от Бога, идеологи атеизма стали говорить, будто бы непременным условием святости в Православии является нетленность останков святого. Они хотели показать, что многие мощи тленны — и тем самым уверить народ в «поповском обмане». Но на самом деле никаких канонических правил, касающихся нетленности, в Церкви нет. Христиане издревле почитали останки убиенных мучеников, вне зависимости от их физического состояния, и совершали Литургию на их гробах. Надругательство над православными святынями происходило повсеместно и принимало самые гнусные формы. Раки вскрывали, с мощей срывали облачения. Чтобы придать этим кощунственным актам видимость законности, комиссии составляли протоколы об освидетельствовании, а затем увозили останки в неизвестном направлении. Богоборцы не смущались даже в случаях, когда сталкивались с фактом нетленности: так, когда безбожники обнаружили нетленные мощи преподобного Александра Свирского, они, недолго думая, объявили их «восковой куклой». Гонимый после смерти

http://ruskline.ru/opp/2020/01/14/vozvra...

Закрыть О мироточении, исцелениях и чудесах, явленных от мощей святого преподобного Александра Свирского во время второго обретения их Главы из книги «Преподобный Александр Свирский и его ученики». Часть II Людмила Ильюнина   00:35 07.08.2012 1642 Время на чтение 10 минут Часть I Рождение ребенка по молитвам к прп. Александру Свирскому За прошедшие годы после второго обретения мощей поступило много сообщений о рождении детей по молитвам у мощей преподобного Александра. Приводим текст одного из писем, рассказывающего об этом счастливом событии. «В 1998 г. в церкви святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии находились мощи прп. Александра Свирского. Я со своей дочерью Еленой (имена изменены) приложилась к мощам святого с одной и той же просьбой, чтобы Бог даровал ей ребенка. Дочь рано вышла замуж — в 18 лет. Сейчас ей 38 лет. Все годы замужества были годами напрасного ожидания ребенка. И вот чудо свершилось: в сентябре дочь приложилась к мощам, а в октябре, как выяснилось позже, забеременела. В положенный срок родилась прекрасная девочка. Это чудо, дарованное Богом по молитвам у мощей преподобного, свершилась через 19 лет ожидания. Нам была явлена и заботливость преподобного Александра о благополучном рождении этого ребенка, о которой без умиления и чувства благодарности невозможно вспоминать. Дело в том, что существование ребенка в утробе матери было сокрыто от всех, даже сама мать узнала о своей беременности всего лишь за десять дней до родов. На притяжении нескольких лет она находилась на учете эндокринолога. В период своей беременности, обращаясь к врачу, Елена говорила ему, что ее живот становится все больше и больше. Врач посоветовала ей сесть на диету и похудеть, объясняя это дисбактериозом. Все были как слепые, дочь ни ее муж — люди с высшим образованием, им и в голову не приходило, что это — беременность. Если бы Елена пошла к гинекологу, то можно предположить, что ее залечили бы, закололи бы лекарствами, так как бере­менность поздняя, а это, по мнению врачей, означает, что существует угроза и для ребенка и для матери.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/07/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010