Археологическое описание древностей, найденных в 1853 году Археологическое описание древностей, найденных в 1853 году в монастырях Санкт-Петербургской Епархии: в первоклассном Спасо-Преображенском Валаамском, в третьеклассном Троицком Зеленецком, Рождественском Коневском и Успенском Старо-Ладожском женском, в заштатных Введенском Островском и Николаевском Старо-Ладожском, составленное архимандритами Сергиевой ПустыниИгнатием и Зеленецкого монастыря Иннокентием. I. По Валаамскому монастырю Отдел первый. Вообще о древних зданиях Валаамского монастыря. Оставшиеся в нем памятники древности. Валаамский монастырь в начале XVII столетия был совершенно опустошен шведами, которые владели им около ста лет и изгладили самые следы существования обители. По восстановлении монастыря в начале XVIII столетия все здания воздвигнуты в нем деревянные, которые вскоре, а именно в 1754 году, истреблены пожаром. Монастырь снова выстроен из дерева, и это-то строение заменено в конце того же столетия каменным. Оно составляло правильный четыреугольник, в средине которого стояли соборный храм с колокольнею. Единственными памятниками древности остались: Пещера преподобного Александра Свирского . На Святом острове – так называется один из малых островов, раскиданных вокруг главного острова, на котором находится монастырь, – показывают валаамские иноки пещеру, называя ее по местному преданию пещерою преподобного Александра Свирского . Этот угодник Божий, как известно, начал иноческую жизнь свою в Валаамском монастыре. Пещера выдолблена в каменной скале, почти на средине ее высоты, достигающей 20 саженей над уровнем озера. В нее входят чрез отверстие, имеющее в ширину и вышину не более аршина; внутреннее пространство ее менее кубической сажени. Могила на вершине острова, оканчивающегося небольшою площадкою. То же местное предание приписывает устроение этой могилы преподобному Александру Свирскому . Могила выложена внутри камнем; на дне ее лежит булыжник, своими формою и величиною напоминающий череп человеческий. Темные пятна на этом камне, как бы означающие места глаз, носа и рта, умножают упомянутое сходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В Церкви, которая видит своим призванием удовлетворение потребностей мещанки и обывательницы – в ней нет места яппи с айподом. Яппи с айподом, даже если и найдет для себя подходящий приход и духовника с айподом, даже если по выходным будет напускать на себя простоватый вид, все равно будет испытывать центробежное давление среды, в которой спасение мыслится посредством сухариков из горшочка преподобного Серафима и тапочек, освященных на мощах преподобного Александра Свирского ( " ...Я купила в монастыре специальный тапочек, освященный на мощах Александра Свирского (тапочки уложены рядами прямо вдоль мощей), когда прикладываешься, их хорошо видно. Теперь надеваю на ногу... " ). Я не против сухариков, я двумя руками за, если они кому-то нужны. Пусть будет, как в " Молитве " Окуджавы: " мудрому дай голову, трусливому дай коня " . Проблема в том, что почитатели сухариков не способны оставить место в церковной жизни человеку с айподом. Сухарики и горшочки приняты единственной нормой Православия, все прочее – в той или иной степени допустимости – отклонением. В таких ограничениях – один из стимулов расцерковления. Обидный, повторюсь, стимул. Обидный, наверное, как и любое расцерковление... Церковь, призванная к мультикультурности, точнее, к Духу, объединяющему культуры ( " ...несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос " , Кол. 3, 11), тем не менее, зафиксировав как норму одну субкультуру, отсекает субкультуры иные... Однажды Россия уже прошла по этому болезненному пути. Русское духовенство к 19-му веку фактически окончательно признало нормой бытовую культуру крестьянства, поповства и мещанства, таким образом отсекло дворянству, а затем и интеллигенции пусть причастия Спасителю через Церковь. К началу 20-го века это привело к тому, что из церковных людей лишь единицы оказались способны – а желания, похоже, не имел никто – на то, чтобы вести диалог с интеллигенцией – о чем рассказывает печальная история религиозно-философских обществ и кружков.

http://religare.ru/2_85548_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Афанасий Сяндемский. Литография П.Ф. Бореля. XIX в. Афанасий Сяндемский [Сямженский] (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в субботу между 31 окт., 6 нояб.- в Соборе Карельских святых и 7 авг.- в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Сяндемской в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь О жизни преподобного известно из сказаний, собранных Е. В. Барсовым и игум. Дамаскином (Кононовым) в монастырских архивах Олонецкого края. Существовала древняя традиция отождествлять А. С. с Афанасием, учеником и сотаинником прп. Александра Свирского , присутствовавшим при явлении прп. Александру Пресв. Богородицы, к-рое случилось за неск. лет до преставления прп. Александра ( 1533). Прп. Александр рассказал о чуде Иродиону (Кочневу), позднее составившему житие преподобного, будто бы со слов своего ученика Афанасия (РГБ. Унд. 1253. Л. 183об.-186). Барсов и архим. Никодим (Кононов) предполагали, что А. С. был одним из наиболее юных учеников прп. Александра и пришел к нему в Александров Свирский мон-рь приблизительно в кон. 20-х гг. XVI в. Церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сяндемской пуст. Литография П. Ф. Бореля1855 г. Церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сяндемской пуст. Литография П. Ф. Бореля1855 г. Кто были родители А. С., неизвестно. В XIX в. в Сяндемской пуст. хранился древний монастырский синодик, в к-рый был вписан род «игумена Афанасия, начальника Сяндемския пустыни», в числе первых в нем упомянуты имена Алексия, Иоанна, монахини Анны, Агафии ( Дамаскин. С. 21-22). Согласно преданию, после преставления прп. Александра Свирского А. С. ушел в Валаамский мон-рь , где начинал свой монашеский подвиг прп. Александр Свирский. Пробыв здесь нек-рое время, он вернулся на олонецкий берег Ладожского оз. В 30 верстах от г. Олонца на перешейке между Сяндемским и Рощинским озерами А. С. основал Сяндемскую пуст., впервые упоминаемую в тарханной грамоте Новгородского архиеп.

http://pravenc.ru/text/77032.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2020-04-18 14:24:50 Владелец: Rachel Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Помогите узнать кто изображен на иконе. Спасибо! Попытки опознаний [ 2020-04-24 14:12:12 ] marinakova : Здравствуйте! Будьте любезны, если не очень трудно, возьмите, пожалуйста, лупу и попробуйте прочитать имена над образами.Видно достаточно хорошо.Только имя св.мч отсвечивает, пожалуйста, напишите его сюда. Если появятся трудности, напишите ещё раз, подскажем. [ 2020-04-28 15:52:34 ] larisskin : здравствуйте, Rachel и marinakova! На кионе чётко видно - преподобный Александр. Скорее всего это александр Свирский. Здесь среди прочих его образов, можно видеть точно такое же его изображение: Читается текст, который открыт в его руках: это слова из псалтири: пою Богу моему, дондеже есмь. В переводе: пою Богу моему, пока существую. Александр Свирский был долгое время в уединённом молении, а считается первоначальником обители Неусыпающих - то есть необрывающегося [ 2020-04-28 16:08:56 ] larisskin : с пасхальным красным яйцом в руке- это св равноапостольная Мария Магдалина. До встречи С Иисусом хрситом, она была великой блудницей, но Иисус Христос изгнал из неё семь бесов и она стала Его верной ученицей. Сопровождала Его до конца до крестной казни и была на погребении. по обычаю полагалось помазание умершего на второй день погребения и Мария Магдалина пришла ко гробу самая первая, не дождавшись рассвета ,и она удивилась когда увидела что камень от пещеры огромный и тяжёлый был отвален а во Гробу тела Иисуса Христа - нет. Она побежала к апостолам чтобы им сообщить об этом, на место немедленно прибежали Пётр и Иоанн. И не зная, почему так вскоре ушли. А Магдалина осталась, скорбя об исчезнувшем теле Господа. И Воскресший Господь явился ей, она была первой, которая видела Господа воскресшим. И стала проповедовать Воскресение Христово. Угощать пасхальными яйцами , неся радость воскресения и Жизни Вечной. По преданию, она принесла императору в подарок красное пасхальное яйцо, пропведуя Господа и Его Воскресение. Таким образом, традиция угощать яйцами восходит к марии Магдалине. по некоторым упоминаяниям, яйцо само покрасилось в крансый цвет в руке Марии Магдалины, когда Тиверий выразил недоверие к чуду всокрсеения Христова. здесь подробно:

http://pravicon.com/unknown-2938

Феодосий, архиепископ Новгородский и Псковский (в схиме Феофил) Родился в 1491 году. Около 1523 года принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре, где состоял клириком. В монастыре на него обратил внимание великий князь Василий III, по непосредственному распоряжению которого 21 ноября 1531 года Феодосий был назначен игуменом Новгородского Хутынского монастыря. По благословению игумена Феодосия в монастыре была построена каменная церковь великомученика Георгия. Об авторитете игумена Феодосия свидетельствует тот факт, что в 1539 году настоятель Хутынского монастыря входил в число кандидатов на вакантный митрополичий престол. В марте 1542 года Новгородский владыка Макарий († 1563; память 30 декабря/12 января) возглавил Русскую Церковь , а игумен Феодосий стал его преемником на архиепископской кафедре. 18 июня 1542 года игумен Феодосий был хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа. 1 августа 1542 года он отправился на место своего нового назначения. Здесь он ревностно приступил к исполнению своего архипастырского долга. Непрестанно следил за религиозно-нравственным состоянием своей паствы. По благословению архиепископа Феодосия в 1544–1545 годах игумен Александро-Свирского монастыря Иродион написал Житие основателя обители преподобного Александра Свирского († 1533; память 30 августа/12 сентября). При владыке Феодосии в 1545 году были обретены мощи преподобного Иакова Боровичского († около 1540; память 23 октября/5 ноября); в 1547 году на Соборе Русской Церкви было установлено празднование преподобному Савве Вишерскому († 1461; память 1/14 октября); в 1548 году был основан Сырков монастырь близ Новгорода. В 1551 году архиепископ Феодосий участвовал в заседаниях Стоглавого Собора, однако в мае того же года уволен от управления епархией. Проживал на покое в Иосифо-Волоколамском монастыре. Скончался 26 февраля 1563 года. Перед смертью принял схиму. В Житии преосвященного, написанном его учеником Евфимием Турковым, Феодосий характеризуется архипастырем просвещённым и гуманным. Архиепископ Феодосий был довольно активным книгописцем. В собрании рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря сохранилось двадцать две книги, принадлежащие архиепископу Феодосию. Некоторые рукописи были частично переписаны архиепископом Феодосием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(10-20-е гг. XVI в.- между 1583 и 1600, Корнилиева Паданская пуст. (недалеко от совр. с. Винницы Подпорожского р-на Ленинградской обл.)), прп. (пам. в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Паданский, основатель Корнилиевой Паданской Никольской пуст. на Падострове на р. Шокше (Шокша соединяет реки Паданка и Оять). По преданию, К. был одним из учеников и келейником прп. Александра Свирского: именно во имя прп. Александра Свирского на Падострове была освящена 2-я из построенных церквей. Преподобный создал мон-рь в 1549 г. (дата указана в жалованной грамоте царя Бориса Феодоровича Годунова Паданской пуст. 1600 г.). Наиболее раннее упоминание К. и созданной им пустыни содержится в писцовой книге 1563 г. при описании Ильинского погоста Лодейнопольского у.: «Деревня на Шокше речке словет на Падострове, и тое деревни на пашне стал монастырь ново после Юрьева писма Костянтиновича Сабурова, а в нем церковь теплая Никола Чюдотворец, а в монастыри игумен Корнилий да 6 старцов, сеют в поле ржы 3 коробьи, сена косят 15 копен, пол обжи» (упом. писцовая книга 1496 г. Ю. К. Сабурова - древнейшее описание Обонежской пятины). Следующее известие содержится в писцовой книге 1582/83 г., К. в это время оставался игуменом мон-ря: «В Ыльинском же погосте в Виницком монастырь общей Николы Чудотворца на реке на Шакше на Пада-острове, на отхожей пустоши в Ывановской волостке Берденева. А на монастыре церковь Николы Чюдотворца теплая с трапезою, древяная. На монастыре ж келья игумена Корнилья, да семь келей, а в них живут одиннатцать братов черноризцов. А строил церковь и монастырь игумен Корнилий. Да за монастырем дворец коровницкой, а живет в нем коровник Федоско Конанов. Пашни перелогом около монастыря и около коровницкого дворца и с отхожею пашнею шесть чети в поле, а в дву по тому ж; сеня и с отхожими лушки сорок копен. Да пониже монастыря на реке на Шакше мелница монастырская, мелет однем колесом, а у мелницы мелник Микитка Кореленин» ( Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в., с прил. карты. СПб., 1853. С. 179-180; Писцовая книга Заонежской половины Обонежской пятины. 1582/83 г.: Заонежские погосты//История Карелии XVI-XVII вв. в док-тах. 1993. С. 340). Мон-рь был общежительным, находился на черной земле и платил Вел. Новгороду оброк полностью.

http://pravenc.ru/text/2458679.html

Глава 2. Жительство иеромонаха Леонида в Валаамском скиту. – Его переход в Александро-Свирский монастырь, затем в Площанскую пустынь и, наконец, в Оптину Пустынь Калужской епархии Слава милосердому нашему Богу, – писал вскоре по прибытии на Валаам отец Феодор подвижнику Площанской пустыни отцу Афанасию, – слава милосердому нашему Богу, что сподобил и меня недостойного и скверного сожительствовати со отцы моими в скиту Валаамском. Уже теперь перед милосердым нашим Создателем и Искупителем не можем никакого извинения и оправдания принести. Он исполнил все наше желание... Вправду можно похвалиться милосердием Божиим, на нас недостойных явленным. Привел нас в место безмолвное, спокойное, от человек удаленное, молвы свобожденное. Отец Леонид определен у нас в скиту смотрителем. Только помолитесь милосердому Богу, да даст поне отныне начало положити Его возлюбити, и по Его святой воле жити, и Божественные Его заповеди сохраняти». Около шести лет пробыли три доблестных сподвижника, отцы Феодор, Клеопа и Леонид, в Валаамском скиту как в надежном пристанище спасения и, как выражался иносказательно живший в то время в тех пределах юродивый Антон Иванович, «торговали здесь хорошо», чем намекал он, с одной стороны, на их происхождение из купеческого звания, а с другой – на духовную их куплю – приобретение Христу душ чрез честнейшие злата и сребра их мудрые советы и наставления. Ибо и здесь великие старцы своей духовной мудростью и смирением привлекли к себе многих братий, которые начали к ним ходить, желая пользоваться их духовным руководством. Ученик же их, прежде переместившийся из Белобережской пустыни в Валаамский монастырь, иеромонах Гавриил, хотя имел с ними духовное общение, но вместе с ними в скиту не жил. В числе пользовавшихся духовными наставлениями о. Феодора и о. Леонида был келлиарх Валаамского монастыря о. Евдоким, духовник Валаамский. Прежде он проходил жизнь монашескую без духовного руководителя, уповая достигнуть духовного преуспеяния одними внешними подвигами и совершенной покорностью своему о. настоятелю, игумену Иннокентию, которого он считался присным учеником. Но ни послушание, изъявляемое готовностью умереть во исполнение заповеди настоятеля, ни внешние подвиги его не приносили существенных плодов монашеской жизни. Отец Евдоким не замечал в себе ни кротости, ни смирения, ни слез, ни любви. Напротив, сухость, жестокость души, зазрение всех и другие, хотя и скрываемые, страсти томили подвижника. Он не находил себе покоя, хотя исполнял все, по его мнению должное и по книгам, и по опыту. Отец Евдоким доходил до отчаяния, и лукавые помыслы склоняли его к самоубийству, советуя броситься со скалы в залив. Но вот Господь внушил ему, оставив надежду на свою праведность, прибегнуть к о. Феодору и к о. Леониду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Как сейчас созидаются монастыри. Записки очевидца План Александро-Свирского монастыря 1912 г. 30 июля 2006 года отмечает 500-летний юбилей Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Полтысячелетия назад пришел в глухой северный край преподобный Александр Свирский, и еще при его жизни обитель прославилась на всю Русь. Столетиями стекались в далеко отстоящий от шумных городских центров монастырь тысячи паломников. Ныне имя святого известно далеко за пределами нашей страны. Много чудес творил преподобный Александр при жизни, но еще больше совершилось их после его отшествия в отечество небесное. А я сейчас хочу рассказать о самом большом чуде, которое произошло по молитве к преподобному Александру за последние несколько лет – об удивительно быстром и качественном восстановлении монастыря после многолетней разрухи. Так как все эти годы я исполняла в монастыре послушание пресс-секретаря, возрождение проходило у меня на глазах, и теперь, в канун 500-летия обители, настало время рассказать о событии, которое можно назвать «чудом веры народной». Но начнем по порядку. Первые иноки – настоятель и два послушника – по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира поселились в монастыре летом 1997 года. В первые же дни приехали помогать братии и духовные чада отца настоятеля, тогда еще иеромонаха Лукиана (Куценко). Разбирали помойку, которая оскверняла собой двор и заброшенные помещения, чистили, мыли, стирали, убирали десятилетиями скапливавшуюся «мерзость запустения на святом месте». Потом началась холодная осень и зима. Братии монастыря очень нелегко жилось в ту зиму. Келий еще не было. Спали в холодном большом помещении. Печку топили, но тепло быстро улетучивалось, хватало его ненадолго. В храме во время богослужения от холода сводило руки и горло перехватывало. А главное, глядя на страшную разруху вокруг, казалось, что пройдут десятилетия, прежде чем хоть немножко будет приведена в порядок некогда славная обитель. Но для этого нужны огромные денежные средства, а где их взять? У монастыря не было ни государственных дотаций, ни помощи от епархии, ни каких-то солидных спонсоров. Теперь, оглядываясь назад, в девятилетнюю уже даль, понимаешь, что надо было иметь огромную веру, дерзновение и бодрость духовную, чтобы не сдаться, не отступить перед трудностями.

http://pravoslavie.ru/561.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (Климентов Иван Иванович; 1464, Вел. Новгород - 6.06.1534, Клименецкий (Климецкий) Свято-Троицкий мон-рь), прп. (пам. 6 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Клименецкого во имя Святой Троицы монастыря . Основным источником сведений об И. служит краткое Житие, созданное на основе монастырского предания не позднее 1766 г. (этим временем датируется список, использованный Е. В. Барсовым ( Барсов. 1869. С. 41)). Житие И. известно в единичных списках XIX в.: РНБ. Собр. П. Н. Тиханова. Оп. 3. 445 (опубл.: Пигин. 2010. С. 214-218), в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии ( Беловолова (Украинская). 1993. С. 399). В 1840 г. Олонецкий и Петрозаводский архиеп. Игнатий (Семёнов) написал «Краткое сказание о монастыре преподобнаго отца Ионы Климецкаго», в к-ром использовал «краткое рукописное Житие» И., грамоты и «другие памятники, в монастыре отыскавшиеся». Еще один список Жития И. (ГИМ. Барс. 861, 50-е гг. XIX в.) представляет собой извлечение из «Краткого сказания…» архиеп. Игнатия (утверждение И. У. Будовница, что именно этот список лег в основу работы Барсова об истории Клименецкого мон-ря ( Будовниц. 1966. С. 331-332), не соответствует действительности). Преподобные Корнилий Комельский, Иона Клименецкий и Александр Свирский. Роспись галереи рус. святых в Почаевской лавре. Кон. — гг. XIX в. (поновление — гг. ХХ в., ок. 2010) Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Преподобные Корнилий Комельский, Иона Клименецкий и Александр Свирский. Роспись галереи рус. святых в Почаевской лавре. Кон. — гг. XIX в. (поновление — гг. ХХ в., ок. 2010) Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Согласно Житию, святой род. в семье новгородского посадника Ивана Климентова (посадник с таким именем в Новгороде неизвестен) и его супруги Феодоры. Достигнув зрелого возраста, И. занялся торговлей. Возвращаясь по Онежскому оз. из сел. Повенцы в Вел. Новгород на нагруженной солью ладье, Иван едва не погиб во время бури.

http://pravenc.ru/text/578264.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в., г. Галич (ныне Костромской обл.) - 4.02. 1532, Новоезерский Воскресенский мон-рь), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых), основатель Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря на Красном о-ве (ныне Огненный) Нового оз. (близ Белозерска Вологодской обл.). Житие К. Житие К. было написано, вероятнее всего, игуменом Новоезерского мон-ря Пименом между нояб. 1581 г. (дата последнего записанного чуда) и июлем 1582 г. (в грамоте от 5 авг. 1582 в качестве настоятеля обители назван строитель Герасим). Созданная Пименом редакция (др. произведения этого автора неизвестны) получила название Первоначальной и сохранилась в одном списке - РНБ. F.I.894. Литературными источниками Жития послужили 6 русских житий: преподобных Александра Свирского, Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Макария Калязинского и Саввы Вишерского, а также блж. Исидора Твердислова. Житие прп. Александра Свирского стало композиционной моделью для Жития К. Первоначальная редакция Жития К. содержит много фактической информации. В данной редакции зафиксированы основные сведения о святом, описание его 10 прижизненных чудес, преставления и 19 посмертных чудес; текст не имеет вступления и похвалы святому. Данная разновидность Жития К. не получила широкого распространения в отличие от последующей, Основной, редакции, известной более чем в 100 списках. Основная редакция была создана в 1623-1625 гг. Житие К. подверглось стилистической правке, были добавлены 20-е чудо и предисловие (на основе предисловия к Житию прп. Евфимия Великого). Основная редакция стала источником всех последующих переработок Жития К., вошла в крупные минейные своды (Тулуповский, Милютинский, Сийский, братьев Денисовых ), к ней дописывались чудеса святого. До кон. XVIII в. этот текст по крайней мере 3 раза редактировался, приспосабливался к новым языковым и стилистическим нормам, отражал изменения в почитании святого. Выделяют 4 варианта Основной редакции, созданные в Новоезерском мон-ре: ранний (1623-1625), поздний (2-я пол. 40-х гг. XVII в.), текст со Словом на обретение мощей и чудом о царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1652-1659), текст Лицевого сборника (РГБ. Муз. 4660, нач. XVIII в.). Слово на обретение мощей в посвященном К. агиографическом цикле выполняет роль Похвального слова; это предназначение памятника было усилено при его редактировании (в нач. XVIII в. была создана 2-я редакция Слова).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010