Мать дала мальчику христианское воспитание, он обучился грамоте и стал учеником аптекаря, а впоследствии заведовал больницей. Обладая прекрасным голосом, Андрей пел в церковном хоре. В 1812 году, прикомандированный к Нижегородскому ополчению, Андрей Гаврилович Медведев получил официальное разрешение на врачебную практику. По указанию явившегося ему во сне преподобного  Андрея Критского , его Небесного покровителя, 27 июля 1818 года Медведев стал послушником в Саровской пустыни. Пробыв полтора года в Сарове, Андрей перешел в Высокогорскую пустынь в Арзамасе. 27 июня 1822 года он принял монашество с именем в честь преподобного Антония Киево-Печерского. 20 июля 1822 года его рукоположили во иеродиакона, а 22 июля – во иеромонаха. 9 июля 1826 года иеромонах Антоний был определен строителем Высокогорской пустыни. Благодаря усердным трудам нового строителя пустынь стала процветающей. Личность настоятеля, его служение и дар слова привлекали из Арзамаса и окрестностей многих богомольцев, которые обращались к нему с просьбой быть их духовным отцом. Отец Антоний неоднократно ездил в Саров для беседы со старцами, особенно с преподобным  Серафимом Саровским . Преподобный Серафим предсказал отцу Антонию назначение наместником Троице-Сергиевой Лавры, и, действительно, 26 февраля 1831 года митрополит Московский святитель  Филарет (Дроздов)  предложил отцу Антонию стать наместником монастыря. 15 марта он был возведен в санархимандрита и 19 марта приехал в Троице-Сергиеву Лавру. При отце Антонии был основан лаврский Гефсиманский скит, стали отапливаемыми Троицкий собор, Никоновская, Духовская, Смоленская церкви, была построена Варваринская церковь  и отремонтирована крепостная стена, устроена странноприимная мужская больница, за стенами Лавры – женская больница и богадельня. Странники получали питание. В Угловой (Пятницкой) башне был организован приют и училище для 100 сирот, которые жили и учились на полном содержании монастыря, еще 100 учеников приходили учиться и обедать; дети осваивали ремесла, из способных к пению был составлен хор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На правом берегу Днепра южная природа дохнула мне сквозь бурю роскошным запахом своих тополей и лип, разросшихся по оврагам в их дикой свободе; а с горной вершины, как белые волны широкого потока, устремилось ко мне на встречу огромное стадо тучных питомцев Украины; их конный вожатый с трудом прочищал дорогу длинным своим шестом, и живописна была в глубоком ущелье и в бурную ночь сия дикая картина. Я подвигался медленно по скользким оврагам, и вот зашумел ливень, повсюду заструились воды, и буря разыгралась во всей ее силе: едва, едва можно было достигнуть в темноте до высокой площади Печерской. Било два часа по полуночи; – при шуме непогоды внезапно раздался из лавры тихий, утренний благовест, призывающий к молитве обуреваемых. Утомленный ночною дорогою, не мог я воспользоваться молитвенным зовом: но еще до поздней литургии я стоял уже у гроба преподобного основателя лавры, и при чтении акафиста спустилась предо мною чудотворная икона Богоматери, дивный дар ее св. отшельникам Антонию и Феодосию. Благосклонно принял меня наместник лавры в отсутствие Владыки Киевского, который любит посвящать безмолвию пустынному часы, свободные от пастырских забот; но я отложил посещение святыни Печерской до его возвращения и воспользовался сим временем, чтобы устроить себе малый приют в остатках сгоревшего дворца Императрицы Елисаветы, который обращен теперь в заведение искусственных вод. Роскошный сад столетних тополей и лип, раскинутый по глубоким оврагам к старому Киеву и над крутым берегом Днепра, примыкает к убогому зданию, заменившему царские палаты дочери Петровой; и в отрадной тени сего сада посреди очаровательных видов и живописной природы Киева мало заботился я о недостатках своего помещения. Поздний вечер и раннее утро одинаково влекли меня на крутой обрыв реки, где устроена легкая сень для утомленных народным гульбищем или для сладкого забвения ищущих уединиться в мыслях о былом. Оттоле во всем великолепии святыни открывался старый Киев на горах своих, и у ног его кипящий жизнью Подол и все Заднепровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На правом берегу Днепра южная природа дохнула мне сквозь бурю роскошным запахом своих тополей и лип, разросшихся по оврагам в их дикой свободе; а с горной вершины, как белые волны широкого потока, устремилось ко мне навстречу огромное стадо тучных питомцев Украины; их конный вожатый с трудом прочищал дорогу длинным своим шестом. Я подвигался медленно, по скользким оврагам, и вот зашумел ливень, повсюду заструились воды и буря разыгралась во всей её силе; едва, едва можно было достигнуть в темноте до высокой площади Печерской. Било два часа по полуночи 1 ; при шуме непогоды, внезапно раздался из Лавры тихий, утренний благовест, призывающий к молитве обуреваемых. Утомлённый ночною дорогою, не мог я воспользоваться молитвенным зовом; но, ещё до поздней литургии, я стоял уже в великой церкви Лаврской у гроба преподобного Феодосия, основателя Лавры, и, при чтении акафиста, спустилась предо мною чудотворная икона Богоматери, дивный дар Её святым отшельникам Антонию и Феодосию. Благосклонно принял меня наместник Лавры, в отсутствие Владыки Киевского, который любит уединяться по временам в пустынное безмолвие, чтобы там с большим удобством заняться обязанностями своего пастырского и монашеского звания; я отложил посещение святыни Печерской до его возвращения, и воспользовался сим временем, чтобы устроить себе малый приют в остатках сгоревшего дворца императрицы Елизаветы, который обращён теперь в заведение искусственных вод. Роскошный сад столетних тополей и лип, раскинутый по глубоким оврагам к Старому Киеву и над крутым берегом Днепра, примыкает к убогому зданию, заменившему царские палаты дочери Петровой; и в отрадной тени сего сада, посреди очаровательных видов и живописной природы Киева, мало заботился я о недостатках своего помещения. Поздний вечер и раннее утро одинаково влекли меня на крутой обрыв реки, где устроена лёгкая сень для утомлённых народным гульбищем, или для сладкого забвения ищущих уединиться в мыслях о былом. Оттоле, во всём великолепии святыни, открывался Старый Киев, на горах своих, и у ног его кипящий жизнью Подол, и всё Заднепровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ум. 7 мая 1073 года на 90 году от рождения. Мощи его почивают под спудом в той самой пещере, где происходили последние его подвиги. Память 7 мая и 10 июля. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар и сед, брада аки Иоанна Богослова, в схиме, и кудерцы мало из-под схимы; ризы преподобническия, исподняя санкирная, в руке свиток, а в нем написано: «се удалихся бегая и водворихся в пустыни, Господи! утверди мя на месте сем, и да будет на нем благословение Святыя Горы и моего игумена, иже мя постриг во иноческий чин». (Филимонов, стр. 379). Житие преподобного Антония не дошло до нас, хотя оно существовало и в конце XI века. Печерские иноки его читали, и оно известно было Симону и Поликарпу (Филарет, Обзор Р.Д. литер., стр. 39). А.Н.Кубарев собрал из их сочинений те места, в которых упоминается ими о житии Антония (Исслед. о Патерике Печерском, стр. 13–15). Проложное же житие пр. Антония, по указанию высокопреосвященного Макария, встречается в начале XV в., в Прологе 1406 г. Московского Успенского собора (VIII, 31). 40. Преподобный Феодосий игумен Печерский, преставися в лето 6582 месяца маия в 3 день Родился в Василеве; пришел в пещеру к преподобному Антонию и там принял пострижение в 1032 году. По удалении в 1057 году преподобного Никона (см. ниже 41), избран братиею в игумены с согласия преподобного Антония. Пред кончиною заложил новый храм на горе. Ум. 3 мая 1074 года. Память празднуется 3 мая и 14 августа. Мощи, погребенные в Феодосиевой или Дальней пещере, обретены в 1091 году нетленными и перенесены в новопостроенную Великую церковь , а при нашествии Батыя скрыты в неизвестном месте. Феодосий впервые ввел у себя в обители общежительный Студийский устав, и с того времени началось правильное устройство монастырей в Русской земле. Из сочинений преподобного Феодосия дошли до нас, поучения братии и народу и ответы князю Изяславу о «вере Варяжской», о воскресном дне и о посте среды и пятницы (Филарет, Обзор. Р. Дух. литерат., стр. 17–21). Житие Феодосия, написанное преподобным Нестором, было издано в 1858 году Бодянским по пергаменному списку XII века Московского Успенского собора; а Похвала св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В нач. 40-х гг. XV в. П. Л. поселился в Троице-Сергиевом мон-ре и прожил там до 1459 г. «Чудо о пресвитере Семионе» в составе Жития прп. Сергия Радонежского («О пресвитере и о мужи, бывших в Латинских странах»), в к-ром повествуется о бегстве священника с Ферраро-Флорентийского Собора и об отправке его в Троицкий мон-рь к игум. Зиновию, было написано П. Л. между 1441 (после того, как митр. Исидор покинул Москву) и 1443 (год преставления игум. Зиновия) гг. 1459 годом датируется переписанная П. Л. в Троицком мон-ре Псалтирь (РГБ. Ф. 173/I. 23). В этот период он работал над Житием прп. Сергия Радонежского, создав неск. редакций произведения, в т. ч. Проложную, а также Службу святому. Параллельно П. Л. трудился над циклом, посвященным прп. Никону Радонежскому, составив неск. редакций Жития и Службу. Ко 2-й пол. 50-х - нач. 60-х гг. XV в. относят работу П. Л. над циклом, посвященным свт. Алексию, создание к-рого велось по заказу вел. кн. Василия II Васильевича и по благословению митр. Ионы, о чем агиограф сообщил во Второй редакции Жития. Существует предположение, что в 1459-1461 гг., т. е. в начале архиепископства Ионы (1459-1470), П. Л. 2-й раз посетил Новгород, где по заказу архиепископа дополнил свои старые произведения и написал новые. В Житии архиеп. Ионы сообщается, что «искусный книжным слогням» «Пахомий поп сербин, от Святыя Горы пришелец» пребывал у архиепископа в 1460 г., когда в новгородском Хутынском мон-ре произошло чудо с постельничим вел. князя Григорием Тумгенем. «Одаривъ его множеством сребра, куны же и соболми почтивъ», архиеп. Иона «повел же и житие с похвалным словом и канонъ преподобному Варламу списати, еще же и великому Ануфрию такоже послдование бднию списати повел… Повел же каноны и житиа списати и еще блаженныя княгини Олги началницы христианству в Русти земли… и преподобному Сав, создавшему монастырь на Вшер рк, и преже его бывшему архиепископу блаженному Еуфимию» (БЛДР. 1999. Т. 7. С. 232-253). Считается, что в это время П. Л. работал над Второй редакцией Жития прп. Варлаама и над циклом, посвященным свт. Евфимию (пахомиевские Служба прп. Онуфрию и сочинения о кнг. Ольге неизв.). По поручению архиеп. Ионы в Новгороде П. Л. также составил Службу прп. Антонию Печерскому, о чем сообщается в акростихе в составе канонов, и Похвальное слово на праздник Покрова Пресв. Богородицы, о чем агиограф пишет в послесловии. Возможно, работа над произведениями велась во 2-й приезд П. Л. в Новгород. Над сочинениями, посвященными прп. Савве Вишерскому, он работал, по-видимому, позднее.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Возвратился преподобный Антоний в свою пещеру и неустанно молил Бога о даровании ему сил и мужества переносить напасти, происходящие по наущению дьявола, ненавидящего добро и не желающего спасения людей. Внял Господь его молитве, не оставил исповедающих Его – и снова собралось к преподобному Антонию рассеянное его стадо, и не только те, кто с ним были, но и многие еще. Всех принимал преподобный Антоний с любовью, а желающих повелевал блаженному Никону постригать. И так собралось около преподобного Антония двенадцать монахов. Общими усилиями выкопали они большую пещеру и устроили в ней церковь и келий, которые существуют и доныне. Однажды преподобный Антоний сказал братии: «Бог собрал вас, братья, а я вас постриг по благословению Святой горы. Да будет с вами благословение от Бога и пресвятой Богородицы, а также от Святой горы Афонской. Но теперь, братие, я хочу уйти от вас и жить один, как я жил в прежние годы. А вы живите одни, я поставлю вам игумена». И поставил им игуменом Варлаама. А сам, избегая молвы и мирской славы, затворился в келий. Потом он поселился на другом холме, выкопав себе новую пещеру, которая находится под нынешним Печерским монастырем. Игумен Варлаам с братией остались в прежней пещере. Но число братии возросло настолько, что невозможно было оставаться в прежней пещере, и решили они поставить церковь вне пещеры. Они просили благословения у святого Антония, и он благословил их поставить церковь для соборной молитвы вне пещеры, и поставили они церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы 50 . А в это время князь Изяслав создал каменный храм в честь святого великомученика Димитрия 51 , ибо во святом крещении он носил имя этого святого и при храме устроил монастырь. И взял на игуменство блаженного Варлаама, бывшего игуменом братии, живущей в пещере. Надеялся князь, что богатством своим возвысит он свой монастырь над другими. Многие монастыри поставлены богатством князей и бояр, но не могут они сравниться с теми, которые поставлены слезами и молитвами, постом и бдением. Так и преподобный Антоний, не имевший золота, обитель свою, не сравнимую с другими, возрастил слезами и молитвами, и монашескими трудами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве «небеси подобной» церкви. По молитвам преподобного Антония Господь чудесными знамениями указал место будущего храма. В 1075 г. начались основные строительные работы. В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие призванные Богородицей византийские зодчие. Как повествует Патерик, денег, врученных Царицей Небесной на строительство, было «на три лета». Вчерне возведение храмового строения к 1077 г. было закончено. В период игуменства Стефана вокруг Успенской церкви были построены новые келии. Здесь образовался большой «новый» монастырь, поскольку сюда была переведена из пещер братия. Завершалось строительство Успенской церкви в игуменство прп. Никона, ставшего настоятелем монастыря в 1078 г. В 1083 г. пришли из Царьграда иконописцы, чудесно нанятые прпп. Антонием и Феодосием, а греческие купцы, бывшие свидетелями этого чуда, пожертвовали мозаику на украшение храма. Трудясь пять лет над росписью церкви, иконописцы стали свидетелями дивных чудес: Господь помогал братии украшать церковь, как прежде помогал ее строить. Согласно предсказанию Божией Матери, они приняли здесь постриг и остались в монастыре. В 1088 г., спустя пятнадцать лет после основания, церковь была готова к освящению. Она отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Недаром современники называли ее «боголепной» и «небеси подобной». Освящение Великой лаврской церкви, также сопровождаемое многими знамениями благоволения Господня, состоялось в 1089 г. и было приурочено к празднику Успения Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=05643

Вернулся святой Феодосии к прежнему своему подвижничеству и каждый день ходил в церковь . Стал он печь просфоры для церкви. Сверстники насмехались над ним, ибо враг их тому научил, но он все сносил в смиренном молчании. Вечно ненавидящий добро дьявол , видя, что побеждает его смирение божественного отрока, внушил матери его, чтобы запретила она Феодосию его дело. И она пыталась заставить его то лаской, то побоями покориться ей. Не выдержал отрок, тайно ушел из дома, ушел в другой город и поселился там у священника. Не сразу отыскала его мать, но все же нашла, опять избила, привела домой и заперла. «А если убежишь, – сказала она, – все равно найду тебя и приведу назад». Попросил святой отрок кузнеца сковать ему тяжелую цепь, опоясался ею под рубашкой и так ходил. Однажды мать это увидела и опять побила его. И разгорелось в юноше стремление к Богу, и стал он думать о постриге. Когда мать уехала из дому на несколько дней, тайком покинул он дом и ушел и направился в Киев, ибо много слышал о тамошних монастырях. Попались ему попутчики-купцы, и шел он за ними следом, пока не достиг Киева. Обошел монастыри, желая постричься в монахи, но нигде не приняли скромного, бедно одетого отрока. Тогда услышал Феодосии о блаженном Антонии, живущем в пещере. Пришел он к Антонию, со слезами пал ниц, умоляя разрешить остаться. Сказал великий Антоний: «Чадо, уныло место сие и неприглядно. Сможешь ли ты, живя здесь, снести все лишения?» Так говорил он, испытывая его, ибо духовным оком видел, что перед ним тот, кто создаст здесь монастырь со множеством монахов. А Феодосии отвечал ему: «Отче, Господь привел меня к твоей святости, чтобы Ты спас меня. Что ты мне повелишь, исполню». И благословил старец Феодосия, и отвел его к великому Никону, чтобы тот постриг его и облек в монашескую одежду. Всей душой отдался Феодосии Богу и предался трудам и подвигам, проводя целые ночи за молитвой, преодолевая сон, тело свое изнуряя трудами, а душу смиряя воздержанием. И дивились преподобный Антоний и Никон его смирению и покорности, а также твердости духа и бодрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды ранним утром в Константинополе Царица Небесная призвала к Себе зодчих и сказала им: «Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве». Она дала им Свою икону, золото и велела выйти из Влахернской церкви наружу. Выполнив повеление, мастера увидели церковь на небе. Они спросили о ее размерах и в ответ услышали слова Богородицы: «Я меру послала – пояс Сына Моего, – по Его повелению». По прибытии в Киев мастера рассказали обо всем преподобному Антонию, и тот ответил им: «Благословен приход ваш, и добрую спутницу имеете вы, эту честную икону Госпожи, и Она даст вам, как обещала, чего ухо не слышало и что на сердце человеку не всходило: этого никто не может дать, кроме Нее и Сына Ее, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, пояс Которого и венец, принесенные сюда варягами, являются мерой ширины, и длины, и высоты той пречестной церкви, – голос с неба известил это от великой славы». Собор в Киево-Печерском монастыре был заложен в 1073 году. Мерной единицей при его сооружении послужил золотой пояс, привезенный в Киев варягом Шимоном. Преследуемый злобным родственником, варяг Шимон бежал из Скандинавии на Русь, где стал служить князю Ярославу Мудрому и получил при нем большую власть. С собой Шимон взял золотой пояс, весом в пятьдесят гривен, (1 гривна=409,5 граммам) и золотой венец, изготовленные его отцом для украшения Распятия. Дважды, в моменты опасности, Шимону на небе была показана «церковь превеликая». Оба раза это видение служило его спасению – сначала во время бури ветром прибило к берегу его корабль, а позже чудом Шимон был перенесен с поля боя в Киев. Он видел величину и высоту церкви: если размерить ее тем золотым поясом, то двадцать мер – в ширину, тридцать – в длину, тридцать – в вышину стены, а с верхом – пятьдесят. Длина пояса – 120 сантиметров. Современная жизнь обители [ править править код ] 6 ноября 2011 года в Серафимо-Дивеевский монастырь был доставлен с Афона ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Святыню пронесли по Канавке, которую, как прежде говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим пояском измерила». Место будущего строительства митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Радуйся, юноше, Богом возлюбленный; радуйся, отроче десницею Всевышняго освященный. Радуйся, пророка Божия Илии, в пещере жившаго, благий подражателю; радуйся, Крестителя Христова Иоанна, в пустыни обитавшаго, ревностный последователю. Радуйся, пещерное подвижническое житие усердно возлюбивый; радуйся, многая благодатная дарования стяжавый. Радуйся, закон Бога твоего на скрижалех сердца твоего написавый; радуйся, заповеди Евангелия Христова свет стезям твоим имевый. Радуйся, Христа премного возлюбивый; радуйся, непорочно и свято на земли поживый. Радуйся, мир и вся красная его презревый; радуйся, о горних благах выну помышлявый. Радуйся, Антоние, монашескаго на Руси жития первоначальниче. Кондак 3 Силою Божиею укрепляемый, Отечествие твое земное оставил еси, Антоние богомудре, и в жребий Богоматере, Святую Афонскую гору, удалился еси, да тамо обрящеши пристанище тихое ко спасению и навыкнеши иноческому равноангельному житию, егоже возжелел еси, да сподобишися благоприятно славословити Творца всяческих Бога и пети Ему: Аллилуиа. Икос 3 Имея помысл чист и душу непорочну, отче Антоние, яко овча кроткое, на пажить Богоматернюю, Святую Афонскую гору, притекл еси и к доброму пастырю иноческия обители обратился еси, прося его, да причтет тя к стаду словесных своих овец; тот же, провидев в тебе сосуд избран Духу Святому, с любовию тя прия и во иноческий чин облече. Мы же ублажаем тя звании сими: Радуйся, иноче боголюбезный; радуйся, постниче нелицемерный. Радуйся, воине духовный, не обязавыйся куплями житейскими; радуйся, куплю небесную совершивый. Радуйся, Христа, бисера драгаго, обретый; радуйся, Того ради Отечествие земное оставивый. Радуйся, Того ради странник и пришлец на земли чуждей бывый; радуйся, любовию крепкою с Ним навеки соединивыйся. Радуйся, Афонския горы жителю добрый; радуйся, жребия Богоматерняго прозябение благодатное. Радуйся, преподобных отец Афонских духовный учениче; радуйся, богоносных пустынножителей Святыя горы неленостный сподвижниче. Радуйся, Антоние, монашескаго на Руси жития первоначальниче. Кондак 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010