Преподобный Антоний Великий. Икона середины XVI в Имена не даются случайно. Каждый знает это на своем опыте. Постриженный на Афоне в монастыре Есфигмен (по другим данным – в Иверском) во имя преподобного Антония Великого Антоний Печерский вместе с именем принял на себя и труды своего небесного покровителя. Истинный христианин должен стремиться следовать Христу. Но трудно подражать Самому Господу. Гораздо легче, когда дан уже образец, когда можно идти за первопроходцем. «Умоляю вас, – находим мы в Послании к коринфянам святого апостола Павла, – подражайте мне, как я Христу». Таким первопроходцем, учителем, наставником и был египетский подвижник Антоний (251–356) заслуживший от Церкви именование Великий, признанный основатель пустынножительства и отец монашества. Его заветов держались и афонские иноки. Эти же традиции суждено было перенести на родную землю отцу русского монашества преподобному Антонию Печерскому. Имя Антоний означает приобретение. Став приобретением для Господа, и тот и другой Антоний через себя приобрели для Господа сотни тысяч верных последователей. Чем увлек Антоний Великий сонм последовавших его путем иноков – египетских, палестинских, сирийских, византийских русских, наконец, да и многих других? Ведь подвиг его был настолько суров, что, казалось, должен не привлекать, а отпугивать. Полный отказ от мира и «нормальной человеческой жизни», скудная пища, непрестанные труд и молитва, жестокая борьба с демонскими искушениями и напастями – и все это с юных лет. Но, чередуя труд и молитву, ни на мгновенье не расслабляясь, преподобный Антоний Великий достигает полной победы над собой, над князем мира сего, обретает спокойствие духа и мир в помыслах. К нему, таким образом укрепленному, стекаются ученики; гора, где он подвизается, покрывается монастырями; его наставлений ищут и монашествующие, и миряне; сам византийский император равноапостольный Константин Великий с сыновьями пользуются его советами, просят молитвенной помощи. Труд и молитва, суровый образ жизни строгость и воздержание во всем – вот что завещал своим ученикам Антоний Великий. А что было приобретено взамен? Радость. Радость о Господе и любовь истинная, спокойствие души и свет неизреченный. Пустые слова для алчущих только «радостей жизни». Но тот, кто чуть прикоснулся, хоть краем глаза сподобился видеть нечто подобное, знает: эти дары ценнее всех сокровищ мира, и обладающий ими владеет таким созидательным оружием – судьбоносным и жизнеутверждающим, – что ему не может противостоять никто и ничто.

http://pravoslavie.ru/2432.html

Прошло уже несколько лет, как Симон вручил преподобному Антонию пояс и венец, и вот однажды к преподобному Антонию и Феодосию приходят из Царьграда четыре церковных мастера, – строители каменных церквей, люди весьма богатые: – Где вы желаете начать постройку церкви? – спросили они их. – Где Господь укажет, – отвечали преподобные. – Удивительная вещь, – говорили строители, – вы знаете время своей смерти и в то же время не можете указать места для церкви, хотя при найме и вручили нам столь большое количество золота. Призвав всю братию, преподобные начали расспрашивать греков: – Расскажите нам без утайки, о чем вы стали говорить. Строители сказали: – Однажды, когда мы спали в наших домах, рано утром, – только что взошло солнце, – к каждому из нас приходят благообразные юноши и говорят: – Вас зовет во Влахерну 5072 Царица. Мы, взяв с собою друзей и родственников, все пришли ко Влахерну в одно и то же время и, разговорившись, узнали, что призваны к Царице одними и теми же посланцами и словами. Там мы увидели Царицу, окруженную множеством воинов; мы поклонились Ей, а Она сказала нам: – Я хочу в России, в Киеве, соорудить Себе церковь ; поэтому повелеваю вам, – возьмите на три года золота и отправляйтесь на сооружение церкви. Поклонившись, мы отвечали: – О, Владычица – Царица, Ты отсылаешь нас в чужую сторону, – к кому мы там пойдем? – Вот сих, – сказала Она, – предстоящих здесь, Антония и Феодосия Я посылаю тоже. – К чему же, Владычица, – вопрошали мы, – даешь нам на три года золота? скажи им только, чтобы мы могли получать пищу и всё необходимое, а Ты Сама знаешь, чем нас наградить. – Антоний – отвечала Царица, – он отходит на вечный покой 5073 , туда за ним во второе лето пойдет и Феодосий ; берите же, как можно больше золота, и идите, а наградить вас никто так не может, как Я: дам вам чего «не видел… глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор.2:9 ). И Сама Я приду видеть церковь , в которой хочу жить; после этого Она дала нам мощи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора, сказав: положите их в основании церковном. Мы, взяв святые мощи и золота даже больше необходимого, спросили Царицу о размерах церкви:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Двоицу великих отец и правило иноков светлое,/умныя зари онебесившия Российскую Церковь/кто по достоянию хвалами воспоет?/Тии бо Престолу Божию предстоят./Но яко имущии дерзновение к Святей Троице,/Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне,/молитеся о молебная к вам приносящих,//и любовию песньми вас ублажающих. Кондак преподобному Антонию, игумену Киево-Печерскому , глас 8 Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне,/Тому от всея души любовию последовал еси;/мира же тленная нивочтоже вменив, в земли пещеру соделал еси,/и в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався,/яко светозарное солнце во вся концы земли возсиял еси,/отонудуже веселяся прешел еси к Небесным Чертогом./И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти://радуйся, Антоние, отче наш. Ин кондак преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским, глас 2 Твердыя столпы благочестия,/недвижимая иноческих законоположений основания,/и необоримыя стены Российския восхвалим:/Антония, возлюбльшаго Бога,/и Феодосия, возлюбленнаго Богом:/труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия,//Един во святых прославляемый. Ин кондак преподобному Антонию, игумену Киево-Печерскому, глас 8 В мире яко Ангел, отче, пожил еси,/в земли пещеру себе соделав,/в нейже добре подвизався противу невидимаго врага козней,/и оттуду, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом./Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти://радуйся, Антоние, отче наш. Величание преподобному Антонию, игумену Киево-Печерскому Ублажаем тя, преподобне отче Антоние, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов. Молитва преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, к вам мы грешнии и смиреннии, яко к теплым заступником и скорым помощником и известным предстателем, усердно прибегаем, смиренно просяще вашея помощи и заступления в бездне зол и бед погружаемии, яже на всяк день и час нам и от человек лукавых приключаются и от духов злобы поднебесныя, всегда и везде и всякими образы погибели души и телес наших ищущих, находят на ны.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/архиереев богодухновенное удобрение,/Феодосие премудре,/ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским, глас 8 Двоицу великих отец и правило иноков светлое,/умныя зари онебесившия Российскую Церковь/кто по достоянию хвалами воспоет?/Тии бо Престолу Божию предстоят./Но яко имущии дерзновение к Святей Троице,/Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне,/молитеся о молебная к вам приносящих,//и любовию песньми вас ублажающих. Кондак преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому, глас 3 Звезду Российскую днесь почтим,/от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны/содеянием и благодатию монашескаго устава,//блаженнаго Феодосия. Ин кондак преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским, глас 2 Твердыя столпы благочестия,/недвижимая иноческих законоположений основания,/и необоримыя стены Российския восхвалим:/Антония, возлюбльшаго Бога,/и Феодосия, возлюбленнаго Богом:/труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия,//Един во святых прославляемый. Ин кондак преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому, на перенесение мощей, глас 8 Наследник отцев был еси, преподобне,/тех последуя житию и учению,/обычаю и воздержанию,/молитве же и предстоянию./С нимиже, имея дерзновение ко Господу,/прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти://радуйся, отче Феодосие. Величание преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому Ублажаем тя,/преподобне отче Феодосие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов//и собеседниче Ангелов. Молитва преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, к вам мы грешнии и смиреннии, яко к теплым заступником и скорым помощником и известным предстателем, усердно прибегаем, смиренно просяще вашея помощи и заступления в бездне зол и бед погружаемии, яже на всяк день и час нам и от человек лукавых приключаются и от духов злобы поднебесныя, всегда и везде и всякими образы погибели души и телес наших ищущих, находят на ны.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-08-...

– По молитвам Пречистой Твоей Матери и преподобных Антония и Феодосия избавь меня, Господи, от этой горькой смерти. И вдруг какая-то сила исхитила его из среды мертвецов, и он мгновенно исцелился от ран, снова сделавшись совершенно здоров. Возвратившись после этого опять к преподобному Антонию, Шимон всё рассказал ему, поведав кроме того еще следующее: – Отец мой Африкан сделал большой, около десяти локтей, крест с изображением на нем подобия Христова; почитая изображение Господа, он возложил на чресла его золотой пояс весом около 50 гривен 5071 , а на главу венец; когда же дядя мой Якун выгнал меня из моей области, я взял пояс и венец и услышал голос от обратившегося ко мне образа Спасова: – Никогда, человече, не возлагай венца сего на свою голову, но неси его на приготовленное для него место, где преподобный создаст церковь Моей Матери; ему и отдай в руки, чтобы повесил над Моим жертвенником. – Я, – рассказывал Шимон, – упал от страха и, оцепенев, лежал как мертвый, потом поднялся, вошел на корабль; во время плавания приключилась сильная буря, – так что мы отчаялись остаться в живых. Тогда я вспомнил о поясе, о котором совершенно забыл, и начал громко молиться: – Господи прости меня, ибо я умираю сейчас за этот пояс, который взял у Твоего честного образа, – и вдруг я увидел церковь вверху и думал: какая это церковь? и свыше был голос: – (Это та самая церковь ), которая будет создана преподобным во имя Божией Матери; она будет также величественна и высока, как ты сейчас видишь; размер ее преподобный произведет тем золотым поясом, – двадцать поясов в ширину, тридцать в длину и пятьдесят в вышину; в этой церкви ты будешь положен. После этого на море настала тишина. Мы же все прославили Бога и очень обрадовались, сознавая, что избавились от горькой смерти. Рассказав всё это, Шимон обратился к преподобному Антонию: – Вот, отче, я не знал, где создастся показанная мне церковь , пока не услышал от тебя, что я буду положен здесь в имеющейся создаться церкви. И, взяв золотой пояс, он отдал его преподобному Антонию со словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А преподобный Антоний в это время был на Святой горе. И опять игумену было видение, в котором Господь повелел ему послать Антония в русскую землю. «Он мне нужен там!» – сказал Господь. И вновь благословил игумен Антония в дальний путь, в русскую землю, и предсказал ему, что явится он в русской земле отцом и наставником многих черноризцев. И пришел преподобный Антоний в Киев, и взошел он на холм, где Иларион выкопал себе пещерку, и полюбилось ему это место. И помолившись Богу, он сказал: «Да будет на сем месте благословение Святой Афонской горы! Утверди, Боже, мое вселение сюда!» И стал Антоний жить в Иларионовой пещере в непрестанной молитве и суровом воздержании. Питался он небольшим количеством сухого хлеба, через день, а то и раз в неделю, проводя время в молитве и бдении и своими руками копая большую пещеру. Узнав о том, что Антоний преподобный поселился в пещере, многие христолюбивые люди приходили к нему за благословением, принося ему все потребное для жизни. Многие же захотели остаться там жить, в числе прочих блаженный Никон, бывший уже пресвитером. В это же время пришел и двадцатилетний Феодосии, и велел Антоний Никону постричь Феодосия во иноки. Прошло много лет. Благоверный князь Ярослав скончался, власть в Киеве принял его сын Изяслав. Преподобный Антоний Печерский в то время прославлен был по всей русской земле, подобно тому, как в древности прославился в Египте Антоний Великий 48 . И пришел к нему великий князь Изяслав со своей дружиной, прося благословения и молитв. И многие христиане со всей Руси стекались к нему, прося пострижения. И он принимал их и постригал. Среди других пришел и блаженный Варлаам, сын знатного киевского боярина Иоанна, ставший впоследствии игуменом Печерского монастыря, и Ефрем-скопец, княжеский приближенный. Они приняли постриг, и много скорбей от этого произошло для преподобного Антония и братии. Страшно разгневался боярин Иоанн, узнав, что сын его ушел к Антонию. Он явился в пещеру со множеством своих слуг, разогнал братию, силой увел сына своего, переодев его из монашеских риз в боярскую одежду. Князь Изяслав, узнав о пострижении боярского сына и своего придворного, пришел в ярость – он велел схватить блаженного Никона, постригавшего обоих, и приказал ему убедить Варлаама и Ефрема отказаться от монашества, угрожая заточением преподобному Антонию и всем, живущим в пещере. И самую пещеру грозился засыпать. Страшный гнев князя заставил Антония с братией удалиться из пещеры в другое место. Княгиня усердно молила князя не трогать угодников Божиих, не прогонять черноризцев, чтобы не постиг князя Изяслава гнев Божий, как это было с ее отцом, польским королем Болеславом, который за пострижение Моисея Угрина изгнал монахов из Польши 49 , и Бог прогневался на него, король внезапно умер, и в междоусобной войне было убито много епископов и бояр. Князь Изяслав наконец образумился: он послал старцу просьбу о возвращении. Три дня разыскивали святого Антония княжеские послы и уговорили его возвратиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Узнав о поселении преподобного в пещере, некоторые христолюбцы приходили к нему сюда, принося потребное для поддержания тела и испрашивая себе благословения; находились и такие пришельцы, которые выражали желание жить с преподобным; из числа последних был и блаженный Никон 4541 . В это именно время пришел 4542 к преподобному Антонию и преподобный Феодосий , будучи двадцатилетним юношей: преподобный Антоний велел постричь Феодосия блаженному Никону, – иерею и опытному черноризцу. По прошествии многих лет, когда преставился благоверный князь Ярослав 4543 , власть принял старший сын его Изяслав, севший на великокняжеском столе в Киеве 4544 . Преподобный же Антоний Печерский в это время уже прославился во всей русской земле за свою многодобродетельную жизнь, подобно тому как в древности прославился в Египте Антоний Великий . Узнав о подвижнической жизни преподобного Антония, христолюбивый князь Изяслав пришел к нему со своею дружиною, прося молитв и благословения; и еще более возросла известность преподобного, почитаемого всеми. И начали к нему стекаться христолюбцы, желая пострижения: он же принимал их и постригал. Среди этих христолюбцев пришли к преподобному Антонию: сначала блаженный Варлаам, сын знатного Киевского боярина Иоанна 4545 , а потом – Ефрем, княжий евнух 4546 . Согласно выраженному ими желанию преподобный Антоний велел блаженному Никону их обоих постричь, что доставило преподобному с братией много неприятностей. Не только разгневанный боярин Иоанн, придя в пещеру со множеством челяди и разогнав богоизбранное стадо преподобного отца нашего Антония, извлек из пещер сына своего, блаженного Варлаама и, заменив его монашеские одежды светлыми боярскими, насильно повел к себе домой; но и сам великий князь Изяслав, узнав о пострижении сына боярского и своего любимого евнуха, тоже сильно разгневался на стадо, собранное во имя Христово преподобным Антонием; он повелел схватить блаженного Никона, постригавшего иноков, питая к нему за это особенное нерасположение; он приказывал Никону убеждать Варлаама и Ефрема снова жить в мире, угрожая ему заточением с его наставником Антонием и всеми находившимися в пещере; самую же пещеру князь намеревался раскопать.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так, трудом и молитвой преподобных Антония и Феодосия, была создана образцовая обитель, постриженники которой несли монашеские идеалы дальше по всей Руси – и южной, и северо-восточной. Во все последующие века «в Киев по обещанию» поклониться преподобным Антонию и Феодосию шли со всей России. Поэтому цель данного сборника – рассказать об основателях русского монашества, заложивших традицию благочестивого общения между миром и монастырем. В книге, посвященной преподобным Антонию и Феодосию, представлены их развернутые жития, а также поучения преподобного Феодосия. Молитвенный раздел включает в себя акафист и молитвы преподобным. Сборник также содержит подробный рассказ о созданной преподобными Антонием и Феодосием обители, ее храмах и пещерах. Помимо этого, в приложениях представлен ряд исследований, посвященных жизни и деятельности преподобных Антония и Феодосия, а также отрывки из «Повести временных лет», созданной в Киево-Печерской обители. Анна Маркова Житие преподобного Антония Печерского Докиевский период Преподобный Антоний – уроженец города Любеча, близ Чернигова. В миру будущего преподобного звали Антипа. Точная дата его рождения неизвестна; согласно преданию, он родился во время правления великого князя Владимира Святославича – святого крестителя Руси. С детства он имел в душе страх Божий и желал принять монашество. Поэтому в ранней юности Антипа оставил родительский дом и отправился в путь по Руси, Болгарии и Византии. Так он достиг Царьграда (Константинополя), а затем и Афонской горы. Там обошел он монастыри и видел жизнь иноков, во плоти подражающих Ангелам. И, еще более воспламенившись любовью ко Христу, желая последовать жизни тех отцов, пришел он в один из находящихся там монастырей (согласно преданиям, это был монастырь Ксилургу или Эсфигмен) и молил игумена принять его в обитель. Игумен исполнил его просьбу, и вскоре Антипа был пострижен с именем Антоний. Будучи научен иноческому житию, преподобный Антоний, угождая во всем Богу, подвизался в добродетелях, преуспевая в покорности и послушании, так что все радовались за него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Как известно, в результате княжеских междоусобий годом ранее князь Изяслав был изгнан из стольного града, и киевские бояре посадили на престол князя Всеслава Полоцкого. Однако через год Изяславу удалось вновь воцариться в Киеве. Не исключено, что преподобный Антоний благоволил князю Всеславу и вынужден был удалиться из Киева после переворота, возможно, будучи даже изгнан разгневанным князем (в то же время и Никон вынужден был бежать под угрозой ареста со стороны Изяслава в Тмутаракань (Крым); позднее известен даже случай пыток князем Мстиславом Печерских иноков). Так или иначе, но в 1073 г. княжеская распря возгорелась с новой силой и Изяслав вновь вынужден был бежать из Киева, а престол занял его брат Святослав. Вполне вероятно, что именно это и дало возможность преподобному Антонию вернуться в Печерскую обитель, чтобы сотворить там последнее свое начинание — благословить закладку Великой Печерской церкви и с миром отойти в вечные обители.         Когда братия была собрана, преподобный отец Антоний Печерский сказал: «Вот, братие, Господь избрал вас, и на вас благодать Святой горы, игумен которой постриг меня, а я — вас; да будет на вас благословение первое от Бога и Пресвятой Богородицы, второе же — от Святой горы». Затем Антоний Печерский Печерский сказал им: «Живите сами, без меня; я поставлю вам игумена, а сам хочу жить один, как привык к тому прежде».   И Антоний Печерский  поставил им игуменом блаженного Варлаама, а сам, избегая молвы и суеты житейской, затворился в одной из келий той же пещеры. Потом переселился Антоний Печерский Печерский оттуда на другой холм и начал копать другую пещеру, находящуюся под нынешним Печерским великим монастырем. Игумен, же блаженный Варлаам, и братия, приняв от преподобного Антония благословение, остались жить в первой пещере. При умножении братии, так как уже нельзя было им во время соборного служения вместиться в пещерах, задумали они поставить малую церковь вне пещеры. Тогда пришел игумен с братией к преподобному Антонию в другую пещеру и сказали ему: «Отче, братия умножается, и не можем мы более вместиться во время соборной молитвы в пещере; итак, повелением Господним и Пресвятой Богородицы и святой твоей молитвой благослови поставить нам малую церковь вне пещеры».

http://isihazm.ru/?id=818

Когда собралась братия, сказал им великий Антоний: «Это, братия, бог объединил нас, и благословение на нас Святой Горы, с которым меня постриг игумен Святой Горы, я же вас постриг, и да будет же на вас благословение, во-первых, от бога и пречистой богородицы, во-вторых, от Святой Горы!» И сказал он им еще: «Живите теперь сами по себе, и я поставлю вам игумена, а сам пойду на другую гору и там останусь один. Ведь я уже и прежде привык уединяться». И поставил он игуменом Варлаама, а сам пошел на гору и выкопал себе другую пещеру, которая теперь под новым монастырем, в ней он и умер, живши в добродетели сорок лет, не выходив из пещеры, в ней же лежат честные мощи его, творящие чудеса и доныне. Игумен же и братия продолжали жить в пещере. И умножилось их число, и не могли они уже в пещере вместиться, и задумали они рядом с пещерой поставить монастырь. И пришли игумен и братия к святому Антонию, и сказали ему: «Отче! Братии стало так много, что не можем поместиться в пещере, да благословит бог и пречистая богородица, и твоя молитва, чтобы нам поставить маленькую церковь вне пещеры». И разрешил им преподобный. Они же поклонились ему до земли и вышли. И поставили церковку маленькую над пещерой во имя Успения святой богородицы. И стал бог, молитвами пречистой богородицы и преподобного Антония, умножать черноризцев, и братия, посоветовавшись с игуменом, решили построить монастырь. И пошли опять они к Антонию, и сказали ему: «Отче, братия умножается, и хотим мы построить монастырь». Антоний же возрадовался и сказал: «Благословен бог за все, молитва святой богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами!» И сказав это, послал одного из братии к князю Изяславу, говоря так: «Княже благочестивый, бог умножает братию, а местечко маленькое, просим у тебя, чтобы дал ты нам гору ту, что над пещерой». Князь же Изяслав, услышав это, обрадовался и послал к ним боярина своего, чтобы передать им гору ту. Игумен же и братия заложили церковь большую и монастырь, обнесли оградой, и много келий поставили, и, поставив церковь, украсили ее иконами. И с тех пор прозвался монастырь Печерским, потому что черноризцы прежде жили в пещере. И с тех пор называется он Печерским монастырем, и на нем благословение Святой Горы.

http://sedmitza.ru/lib/text/438044/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010