сост. прот. Владимир Чугунов Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Киево-Печерския» Кондак 1 Избранной от всех родов Пресвятей Деве Марии Богородице, яко воистину плотию рождшей Иисуса Христа, Спаса и Бога нашего, Владычице всея вселенныя, избравшей вто­рым земным жребием своим гору Печерскую, и обитель для иноков на ней создавшую, пох­вальная приносим пения. Та же, о Всечестная наша Мати и Заступница, храни и спаси обитель Твою и всех нас от враг видимых и невидимых, да зовем Ти: Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Печерская похвало и наше утешение. Икос 1 Ангел земный и человек небесный пре­подобный Антоний прииде в земный жребий Твой на гору Афонскую, хотя спасти душу свою от суеты мира сего и скончати тамо житие свое земное. Ты же, Пресвятая Дево, избравши вто­рым жребием Своим гору Печерскую в новопросвещенней стране Русской, послала его яко апостола, да устроит обитель на ней во славу Твою и соберет иноков, и да воспевают Ти тако: Радуйся, Всечестная наша Мати; радуйся, див­ная наша Игумения. Радуйся, надеждо нашего спасения; радуйся, горы Печерския хранительнице. Радуйся, живущих на ней иноков руко­водительнице; радуйся, приходящих на ню православных христиан на поклонение покровительнице. Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Печерская похвало и наше утешение. Кондак 2 Видящи скорбный путь спасения для всех иночествовати хотящих Господь наш Иисус Христос, повеле Матери Своей, да про­стрет Свой Божественный покров над горою Печерскою, да вси спасающиеся на ней видяще сие, с преподобными Антонием и Феодосием вкупе взывают непрестанно Спасителю Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум имея Божественный преподобный Феодосий, от души возлюбив славу небесную, мир со всеми его прелестями возненавидя, прииде в Киев ко преподобному Антонию в пещере сушу, в нюже вселися, и вкупе со всеми отцы, подвизающимися тамо, воспевая Тя, Честнейшую всех ангел, тако: Радуйся, нашего спасения главизно; радуйся, радосте наша в сей и будущей жизни. Радуйся, отрадо Божественная христовых подвижников; радуйся, яко Тобою вси святии спасаются. Радуйся яко вся вселенная Тобою украшается; радуйся, яко имя Твое от всех небесных чинов прославляется. Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Печерская похвало и наше утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Троице-Сергиева лавра Православная Русская Церковь вместе со св. Верою заимствовала от Церкви Апостольской древние священные обычаи, в том числе посещение св. мест; этот благочестивый обычай, ведущий свое начало из глубокой Христианской древности, освященный примером Святителей и Царей, поставляется наряду с подвигами Христианского благочестия. 1 Св. Григорий Нисский от посещения мест, освященных воспоминанием Святых, ожидает «спасительных действий на душу и тело». Вера в помощь небесную возбуждает желание идти к св. месту; любовь, возбужденная верою, привлекает к нему. Собственно святыми называются места, освященные на земле пребыванием Господа Святости, потом уже и те, где хранятся останки великих угодников Божиих и чудотворные иконы. Первый, известный нам в XII веке паломник, или странник во св. землю Даниил, игумен Русской земли, свидетельствует нам, что ещё прежде его многие Русские путешественники ходили на поклонение в Иерусалим; современная ему Полоцкая Княжна св. Евфросиния также оставила нам описание своего странствования в Палестину, совершенного в духе Христианского благочестия. За ними следовали многие Русские люди. Отечеству нашему Бог даровал многие сокровищницы благодати в нетленных, чудодейственных останках Святых в Русской земле. Из благочестивого усердия, по обещанию и с ожиданием помощи в нуждах и утешения в скорбях, особенно направляются стопы богомольцев к трем обителям Святынь: на юге Киево-Печерской, в сердце России к Троицко-Сергиевой лавре, а на севере к Соловецкому монастырю. Начало Христианского обычая в России ходить на богомолье к св. угодникам Божиим, сближается с началом Киево-Печерской лавры. Еще при жизни св. основателей Киево-Печерского монастыря Антония и Феодосия, к ним в пещеры притекали многие благочестивые люди и даже Князья Русские для принятия от них благословения и духовных наставлений. Князь Изяслав часто приходил к Преподобному Феодосию «наслаждаться медоточных его словес». Обличенный Феодосием Печерским в похищении братнего престола, Святослав посылал спросить его, позволит ли он ему прийти в монастырь. Преподобный принял его и беседовал с ним. 2 После блаженной кончины преподобных отцев Антония и Феодосия, не только простые люди, но и сами Великие Князья приходили к святым их останкам на поклонение и по обещанию. Пред гробницами святых основателей Киево-Печерской обители приносил благодарность Великий Князь Святополк Изяславич за победу, одержанную им над врагами, по молитвам его к Божьей Матери и преподобным Антонию и Феодосию. Так было и в последующие времена. Так и теперь тысячи богомольцев из разных концов России стекаются в Киево-Печерскую лавру, помолиться Святым печерским и, по мере веры своей, получают исполнение своих прошений и молитв. Многие с усердием и верою предпринимаюсь трудный путь в Соловецкий монастырь на поклоненье св. мощам Зосимы и Савватия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

К Антонию Архиепископу Воронежскому С высокопреосвященным Антонием, Архиепископом Воронежским (1826−1846 гг.), архим. Макарий познакомился во время своей жизни в Киево-Печерской лавре, в которой первый был наместником (1815−1826). Письменные сношения между ними, насколько можно судить по сохранившимся в библиотеке Казанской дх. семинарии письмам, начаты о. Макарием в 1833 r., в связи с канонизацией свят. Митрофана. В своем ответе, архиепископ просил о присылке ему для снятия копии огласительных слов преп. Феодора Студита . Вместо того о. Макарий сам стал переписывать для преосв. Антония эти слова, но вел дело за недосугом медленно. 7 апр. 1835 г. архиеп. Антоний благодарил архим. Макария за присылку собственноручно переписанных им слов, но последние не все были готовы. Ниже печатаемое письмо о. Макария, при котором были препровождены остальные слова преп. Феодора, заканчивает историю Макарьевского перевода этих творений. Сохранилось оно в копии. Подлинник же, как видно из карандашной на ней отметки рукой архиеп. Владимира, находится при рукописи перевода Ф. Студита в библиотеке Московской дух. академии. 177 Высокопреосвященнейший Владыко милостивый Архипастырь и Отец! Болезненное состояние, в каком я нахожусь теперь, не позволяет мне подробно объяснять, каким образом я очутился в Санкт-Петербурге, и какие тут происходили со мною приключения. Поспешу сказать о важнейшем. Праведный и Милосердый Господь поверг меня на одр болезни, и удары Его Отеческой десницы, ввели меня в видение неверностей моих и в сокрушение сердца. Итак, сколь благодетельны сии удары! Но помолитесь о мне милостивейший Архипастырь, да воспользуюсь ими вполне, и да утвердят они меня на всю жизнь в покаянии и преданности Господу Богу Спасителю моему Иисусу Христу. Слабость зрения удалила от меня всю надежду самому переписать остальные слова Преподобного Отца нашего, Феодора Студита . Посему и решаюсь представить их Вашему Высокопреосвященству в той самой черновой рукописи, какая была составлена мною в Святой Киевской Лавре. В одной синей тетради, помнится, листы перепутаны, а я не могу нисколько заняться рассмотрением. Итак, всепокорнейше прошу великодушно простить меня, что я столь слабо оканчиваю дело послушания пред Вами, Святитель Христов и незабвенный мой благотворитель и милосердый молитвенник о душе моей!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

26/8 Великомученика Димитрия Солунского, мироточца (ок. 306). Преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, в Дальних пещерах почивающего (1482). Святителя Антония, епископа Вологодского (1588). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Константинополе 26 октября 740 года. Тропарь великомученику Димитрию Солунскому, мироточцу, глас 3 Велика обрете в бедах/тя поборника вселенная, страстотерпче,/языки побеждающа,/якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/и, на подвиг дерзновенна сотворив Нестора,/тако, святе Димитрие,/Христу Богу молися даровати нам велию милость. Кондак, глас 2 Кровей твоих струями, Димитрие,/Церковь Бог обагри,/Давый тебе крепость непобедимую,/и соблюдая град твой невредим;/того бо еси утверждение. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый Димитрие,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь преподобному Феофилу Печерскому, архиепископу Новгородскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 4 Правило веры и образ кротости,/и воздержания известный учитель Христову стаду воистинну был еси,/уча е выну смирению,/не мудрствовати еже высокая,/сего ради стяжал, яже желаше,/отче святителю Феофиле,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Яко воистину, по имени твоему житие, ты,/Боголюбезне святителю Феофиле и преподобне, соблюл еси,/явися тебе Христос Спас,/обещая ти живот вечный и Царствие Свое,/в немже днесь ликуя, не забуди нас, рабов твоих. Величание Величаем тя,/святителю отче Феофиле,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Антонию, епископу Вологодскому, глас 4 Иже от юности, Богомудре, возследуя Христу,/во бдениих и в пощениих пребывая,/и паству, от Бога дарованную ти, добре пасый,/и учений Божественных исполняя, и в жизненный путь наставляя;/отнудуже и архиерейства саном почтеся,/Церковь и люди возвеселил еси;/и по преставлении своем чудес лучи испущаеши,/недугом с верою приходящим к тебе исцеление подая,/и слепу младенцу свет дарова,/угодниче Христов, святителю Антоние,/предстоя престолу Христову с лики ангельскими,/с нимиже моли Его о нас, притекающих к тебе,/получити от Него оставление грехов и велию милость. Кондак, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 1Кор.15:29-38 Ев.- Мф.21:23-27 за среду: Лит.: Ап.- 1Кор.16:4-12 Ев.- Мф.21:28-32 прп.: Лит.: Ап.- Гал.5:22-6:2 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским Тропарь преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским, глас 4 Звезды мысленныя,/просиявшия на тверди Церковней,/иноков Российских основание/песньми, людие, почтим,/радостныя похвалы сим воздающе:/радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние с Феодосием богомудрым,//присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу. Тропарь преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому, глас 8 Возвысився на добродетель,/измлада возлюбив монашеское житие,/к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру,/и, украсив житие твое пощением и светлостию,/в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским, глас 3 Двоицу начальных Российских светил почтим:/Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго./Тии бо первии,/равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских,/осветиша отечествия нашего вся концы,/и путь к Небеси правый многим показаша,/и первоотцы иноком бывше,/лики спасаемых Богови приведоша,/и ныне, предстояще в вышних/немерцаемому Божества Свету//молятся о душах наших. Ин тропарь преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому, на перенесение мощей, глас 8

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-08-...

Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон Об афонских корнях русского монашества Сергей Шмель «Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские». Художник Сайда Афонина      10/23 июля Православная Церковь совершает память преподобного Антония Печерского , основателя Киево-Печерской обители. Этот подвижник занимает особое место в сонме древнерусских святых и издревле почитается как «начальник всех русских монахов», поскольку основанная им на Киевских горах Печерская обитель многие столетия служила центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Руси. Однако, несмотря на такое центральное значение личности преподобного Антония в истории Русской Церкви и Руси, сохранившиеся сведения о нем довольно скудны и противоречивы. Особенно мало информации о периоде пребывания подвижника на Святой Горе Афон. В последнее время в популярной литературе утвердилась мысль, будто бы преподобный Антоний Печерский на Афоне подвизался в монастыре Есфигмен , чему в качестве подтверждения демонстрируется небольшая пещерка с надстроенной над ней в конце XIX века церковкою во имя святого Антония Есфигменского. Однако действительно ли эта пещера принадлежала киевскому Антонию? И действительно ли святой Антоний Есфигменский тождественен преподобному Антонию Печерскому? Вопрос этот до сих пор остается открытым, поскольку весомых доказательств есфигменской гипотезы, распространившейся с середины XIX века, представлено так и не было. Монастырь Есфигмен      Помимо известной ныне пещеры Антония Есфигменского существовала на Афоне в XIX веке и другая пещера, которую тоже приписывали преподобному Антонию Печерскому, – неподалеку от Великой Лавры святого Афанасия. О ней упоминается в паломнических отчетах иеромонаха Ипполита (Вишенского) и других. По мнению большинства исследователей, здесь имела место попытка благочестивых русских паломников, активно начавших приезжать на Афон в XIX веке, самостоятельно отыскать место подвига почитаемого на Руси «начальника всех русских монахов». Но если Великая Лавра отказалась признать паломническую идентификацию пещеры, находящейся в ее пределах, то обитель Есфигмен – сочла это возможным и позволила российским паломникам над пещерой воздвигнуть храм во имя святого Антония Есфигменского.

http://pravoslavie.ru/72420.html

В Тамани найден один из первых русских монастырей Краснодар, 10 февраля 2005 г. Тамань Во время раскопок в Тамани новороссийские археологи обнаружили один из первых русских монастырей, сообщает интернет-газета «Новороссийский рабочий». Такую гипотезу высказали заведующий археологическим отделом городского музея-заповедника Александр Шишлов и его заместитель, научный сотрудник Наталья Федоренко. Предполагается, что это тот самый монастырь, который в XI веке основал преподобный Никон, игумен Киево-Печерской Лавры. " Среди ученых были разговоры о том, что этот монастырь сейчас смыт морем, а находился он в районе мыса Панагия, – рассказал А.Шишлов. – Примерно в этом месте мы начали раскапывать античный курган на горе Зеленской и наткнулись на культурный слой XI-XIII веков " . Сначала были найдены остатки помещения апсидной (овальной) формы. В нем находилось возвышение, вероятно, амвон, откуда читали Евангелие. Там же обнаружили фрагменты стекла (возможно, от лампадок), крючок для лампадок, множество кусков византийской черепицы (ею в то время крыли общественные здания). Маленький крестик из серебряной фольги, найденный там же, скорее всего, был элементом отделки на одежде священника. Но самой удивительной находкой стала землянка, которая располагалась под культовым помещением, отмечают краеведы. Она и натолкнула археологов на аналогию с Киево-Печерской Лаврой – там монахи жили в пещерах. Вероятно, и тмутараканские иноки вырыли себе кельи в кургане, предполагают ученые. А.Шишлов уже рассказал о результатах раскопок местному священнику, а тот передал сообщение обо всем в Московскую Патриархию. Чтобы быть уверенными в своем открытии, археологи должны будут провести дополнительные исследования. Наша справка: Преподобный Никон был первым, кто пришел к преподобному Антонию, основателю и первоначальнику Киево-Печерской Лавры, и стал его добрым сотрудником в подвижничестве. Когда приходили к Антонию желающие принять монашество, сам он поучал их, а Никону повелел постригать. По мере умножения братии в пещере восхотел блаженный Никон отправиться в уединение и безмолствовать. Посоветовавшись с Антонием, он отправился в путь. Никон пришел на остров Тмутараканский и, обретя вблизи города чистое место, поселился там, безмолствуя и служа Богу.

http://pravoslavie.ru/12634.html

«Пещера святая являет ваши мощи» Памяти преподобных Киево-Печерских отцов, почивающих в Ближних пещерах Матвей Славко Ближние пещеры Киево-Печерской лавры. Мощи прп. Марка Гробокопателя      Если во вторую неделю Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) и Дальних (преподобного Феодосия) пещерах, то есть и отдельные «попещерные» почитания: скажем, 11 октября по новому стилю сугубо почитается Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах. В целом сонм русских Киево-Печерских старцев разных веков поражает своим изобилием. Это воистину рать духовная, наши небесные защитники, по земной кончине своей продолжающие духовное стояние за Русь на Небесах. Годом основания Киево-Печерского монастыря принято считать 1051 год, когда, по мнению большинства исследователей, преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер. Позднее к преподобному Антонию примкнул монах Феодосий. Оба святых являются родоначальниками всего русского монашеского подвижничества. Мощи преподобного Антония Печерского пребывают под спудом. Считается, что основатель обители сам не пожелал открыть свои честные мощи для обретения Мощи преподобного Антония Печерского остались в скрытом под спудом месте. Считается, что основатель обители сам не пожелал открыть свои честные мощи для обретения. Между тем, в древнейших вариантах Киево-Печерского патерика не упоминается даже факт пребывания мощей преподобного «под спудом». Предание же об утвержденной особыми знамениями недоступности мощей подвижника отражено в другом, многими забытом документе. Это дневник немецкого посла Э. Лясоты, посетившего Киев и осматривавшего лаврские пещеры в 1594 году. Сопровождавший Лясоту инок рассказал гостю, что перед своей кончиной преподобный Антоний преподал братии назидание, а затем направился вглубь пещеры. В этот миг между подвижником и его учениками обрушилась земля. Когда же иноки попытались откопать завал, то навстречу им вырвались огонь и вода.

http://pravoslavie.ru/74238.html

Торжества по случаю дня памяти преподобного Антония Печерского прошли в Киево-Печерской лавре 24 июля 2017 г. 10:37 23 июля 2017 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов, Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий совершил Божественную литургию на площади перед Успенским собором Свято-Успенской Киево-Печерской лавры . Его Блаженству сослужили митрополит Каменец-Подольский Феодор , наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , митрополит Луганский и Алчевский Митрофан , управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний ; представители Поместных Православных Церквей: митрополит Вострский Тимофей ( Иерусалимская Православная Церковь ), митрополит Русенский Наум ( Болгарская Православная Церковь ), митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия ( Кипрская Православная Церковь ), митрополит Китрусский, Катерининский и Платамонский Георгий ( Элладская Православная Церковь ), архиепископ Вроцлавский и Щецинский Георгий ( Польская Православная Церковь ), сонм архиереев Украинской Православной Церкви, духовенство Лавры, гости монастыря в священном сане. После чтения Святого Евангелия Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к многочисленным паломникам и прихожанам Киево-Печерской обители со словом проповеди, в которой рассказал о подвиге преподобного Антония и силе Евангельского слова. За богослужением была вознесена молитва о мире на Украине. В слове по завершении Литургии Блаженнейший митрополит Онуфрий подчеркнул важность монашеского подвига в духовной жизни Церкви. Блаженнейший владыка поздравил митрополита Бориспольского и Броварского Антония с тезоименитством, пожелав молитвенной помощи преподобного Антония в его служении Церкви Христовой. Управляющего делами Украинской Православной Церкви также поздравили представители Поместных Православных Церквей, вручив владыке Антонию высокие награды за заслуги перед Церковью и в связи с предстоящим 50-летием со дня рождения.

http://patriarchia.ru/db/text/4966849.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранный учениче великаго учителя преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония дивный подражателю жития его святаго, святче отче Агапите, песнью восхвалим тя с любовию заступника нашего; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молися выну о спасении нас грешных, от всяких бед избавляя зовущих ти: Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю. Икос 1 Ангелов любезную чистоту от юности твоея возлюбил, блаженне Агапите, к добродетелей подвижнику, преподобному Антонию притекл еси, и от него во иночество облеченный, подражатель ревностный подвигов его был еси; темже славим тя воззвании сими: Радуйся, богоноснаго Антония добродетелей и даров наследниче. Радуйся, на высоту совершенства духовнаго возшедый. Радуйся, молитвами усердными дар врачевания и чудотворения от Господа получивый. Радуйся, из глубины души воздыханиями чистоту душевную стяжавый. Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю. Кондак 2 Видев Всевидец Господь благое души твоея изволение, блаженне Агапите, еже поработати Ему безленостно, внуши преподобному Антонию благословити тя на жестокое и острое в пещернем затворе житие. Ты же благословение святое с верою прием, в пещере покой вечный обрел еси Единому Богу работая в пениих, бдениих и пощениих немолчно воспевая Ему: Аллилуиа. Икос 2 Разумев преподобный Антоний произволение Божие возсияти в сем иноце вельми благоугодным начинаниям и душевноспасительным намерениям, изобильно насытил духовною сладостию и в добродетелех укрепил есть, чесо ради вопием ему таковая: Радуйся, преподобнаго Антония нравы себе усвоивый. Радуйся, тою житию усердно поревновавый. Радуйся, сыновью любовь к нему стяжавый. Радуйся, и от него зело возлюбленный. Радуйся, самовидче его подвигов. Радуйся, во врачевании недугов ему споспешествующий. Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю. Кондак 3 Силою Божиею укрепляемый, святе Агапите, великия иноческия труды подъял еси, да благословит дело рук твоих во славу имени Его святаго на спасение и врачевание всех с верою и надеждою к тебе притекающих и неленостно возносящих песнь Пресвятей Троице: Аллилуиа. Икос 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010