1.1.7. Таким образом, можно констатировать, что во многих акафистах произошел переход 1) от воспроизведения конкретной лексемы «звезда» (как правило, в составе словосочетания «боготечная звезда») к употреблению синонимов и квазисинонимов и далее — 2) к более абстрактному уровню: к раскрытию темы света при помощи различных лексических и грамматических средств. 1.2. И6. 1.2.1. В абсолютном начале этой строфы у подавляющего большинства акафистов из анализируемого сборника обнаруживаем различные формы глагола «возсияти»: « Возсияли есте нам святии, украшеннии обильно многоразличными дары» (акафист всем русским святым [АРС 1: 26]), « Возсия и прославися обитель твоя» (акафист преподобному Александру Ошевенскому [АРС 1: 150]), « Возсияв от Римския страны ... просветил еси чудным твоим житием землю Новоградскую» (акафист преподобному Антонию Римлянину [АРС 1: 273]) т. п. 1.2.2. Вполне естественно, что субъектом «воссияния» (или объектом уподобления святому и его житию) часто являются всё те же «звезда», «свет», «светило», «свеща», «светильник» и др.: «Возсия свет радости в богоугодней души твоей» (акафист преподобному Авраамию Городецкому [АРС 1: 77]), «Возсиял еси ... яко солнце пресветлое , лучами добродетелей сияющее, души и сердца верных духовно просвещающее» (акафист преподобномученику Адриану Пошехонскому [АРС 1: 106]), «Возсия в богохранимей души твоей истинный боговедения свет » (акафист преподобному Александру Куштскому [АРС 1: 137]), «Возсиял еси в пустыни Свирстей богосветлое светило » (акафист преподобному Александру Свирскому [АРС 1: 164]), «Возсиял еси яко свеща многосветлая в земли Российстей, просвещая всякаго человека ... светом истины» (акафист преподобному Амвросию Оптинскому [АРС 1: 195]), «Возсия богоугодное житие твое яко красная заря » (акафист преподобной Анне Кашинской [АРС 1: 224]), «Возсиял еси на горах киевских ... яко денница светлая » (акафист преподобному Антонию Печерскому [АРС 1: 240]), «Возсиял еси яко звезда светлая , лучами святыни озаряя Россию» (акафист преподобному Антонию Сийскому [АРС 1: 310]), «Возсиял еси ... яко светильник , светяй на свещнице истинныя веры Христовы ... озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия» (акафист преподобномученику Афанасию Брестскому [АРС 1: 395]), «Возсиял яко лучезарное солнце ... Новград блистанием премудрых учений твоих чудно озарил еси» (акафист святителю Евфимию Новгородскому [АРС 2: 177]), «Возсиял еси житием твоим ... лучезарнее сияния севернаго, светом Евангелия Христова отечество наше просвещая» (2-й акафист праведному Иоанну Кроштадтскому [АРС 2: 323]) и др.

http://bogoslov.ru/article/486196

Хотя многие из блаженных старцев были достойны такого сана, но ни один не хотел его принять по своему смирению и обету безмолвия: им казалось лучше быть в повиновении и находиться в уединении, чтоб своего сокровища добродетели, собранного упорным трудом, не расточить в заботах и печалях, которые обыкновенно неразлучны с начальствованием. Горько тужили и скорбели братия: нельзя было такому большому стаду ни одного часа быть без пастыря. Во вторник ударили в било; собрались вся братия в церковь и начали молиться о своей нужде Пресвятой Богородице и преподобным отцам Антонию и Феодосию, призывая на помощь подвижника – новопреставленного блаженного Поликарпа и прося его, чтоб умолил Бога указать им вместо себя игумена, и через то показал бы, угодил ли он Господу, или нет. Совершилось чудо: словно одними устами многие сразу сказали: – Пойдем к благочестивому священнику Василию на Щековицу 4869 , пусть он будет нашим игуменом и управляет иноками печерского монастыря. Пришли все с поклоном к священнику Василию и сказали: – Мы все, братия печерского монастыря, кланяемся тебе и хотим тебя себе в отцы и игумены! Священник Василий был весьма изумлен, поклонился им в свою очередь земным поклоном и сказал: – Отцы святые! я думал только о монашестве; куда мне недостойному быть игуменом. И долго отказывался он, пока, наконец, не уступил их настойчивых просьбам. Тогда братия взяла его с собой в монастырь. В пятницу на пострижение этого Богом избранного Василия прибыли преосвященный митрополит киевский Никифор 4870 и боголюбивые епископы: Лаврентий туровский и Николай полоцкий, и все пречестные игумены: преосвященный митрополит Никифор постриг его собственноручно. Так стал он начальником и пастырем добрым иноков святого печерского монастыря после его молитвами, он был для всех образцом добродетелей, во славу и честь небесному Наставнику и Начальнику пастырей, Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, Ему же со безначальным Отцом и с Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает от всего создания непрестанное славословие и поклонение, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Во дни игуменства Феодосия, направляющего монастырь по новому уставу, с помощью молитв святого Антония, пришел в Печерскую обитель семнадцатилетний юноша, которого с любовью принял преподобный Феодосии и благословил преподобный Антоний, – это был Нестор, составивший впоследствии житие Феодосия, наш славный летописец. В летописи, ради назидания верующим, рассказал преподобный Нестор о подвигах основателя Печерского преподобного Антония. Расскажем теперь о чудесах преподобного Антония и о его честной кончине. Преподобный Антоний, живший в уединенной пещере, прошел по всей русской земле, прославившись различными чудесами и особенно даром исцеления и пророчества. Обладая даром чудотворных исцелений, преподобный Антоний из смирения прикрывал его, давая болящим для вкушения зелень, которой он сам питался, вкушая эту зелень, недужные становились здоровыми, а исцеляла их молитва преподобного Антония. О даре провидения, которым обладал преподобный Антоний, есть много свидетельств, расскажем же об этом. Три князя Ярославича – Изяслав, Святослав и Всеволод, отправляясь в поход на половцев, пришли к Антонию за благословением. Но он предвидел гнев Божий, который падет на них, и сказал им: «Вы будете побеждены, обратитесь в бегство, и воины ваши или утонут в реке, или будут взяты в плен, или падут от меча». Так и было в битве на реке Альте в 1066 году. Предсказал Антоний и Шимону, сыну варяжского князя Африкана, его судьбу: что Шимон не погибнет в битве при Альте, хотя и будет лежать среди трупов, и что впоследствии он первый будет погребен в каменной печерской церкви, которая чудесным образом воздвигнется в Печерском монастыре. Узнав о предсказании преподобного Антония, Шимон принес ему золотой пояс и венец, снятые им с иконы Христа Спасителя у себя на родине, в Варяжской земле. Шимон рассказал, что был ему голос Божий, повелевший, чтобы этим поясом было измерено основание церкви – и образ этой церкви видел Шимон на воздухе – в которой Шимон будет похоронен, – а венец должен быть помещен над жертвенником. Вот как дивно подтвердилось предсказание преподобного Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Затем преподобный отец сообщил братии: – Живите одни, – я поставлю вам игумена; я же хочу жить один, как привык к тому в прежние годы. И поставил им игуменом блаженного Варлаама. Сам же, избегая мятежа и молвы, сначала затворился в одной келлии, здесь же в пещере, а потом переселился на другой холм, где начал копать новую пещеру, которая находится под нынешним великим печерским монастырем 4548 . Блаженный игумен Варлаам и братия, приняв благословение преподобного Антония, остались на жительство в прежней пещере. Когда же число братии возросло настолько, что пещера не могла вместить всех во время соборного моления, то задумали поставить малый храм вне пещеры. Игумен и братия пришли к преподобному Антонию в его новую пещеру и сказали ему: – Отче! братия умножаются, и мы уже не можем помещаться во время соборной молитвы в пещере: повелением Господним и Пресвятой Богородицы, а также твоею святою молитвой благослови, поэтому, поставить малую церковь вне пещеры. Преподобный дал свое благословение. Они же, поклонившись ему до земли, удалились и начали постройку над пещерою малого храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. После совершения малой надпещерной церкви, князь Изяслав, во святом крещении Димитрий, создал каменный храм в честь святого, христианское имя которого носил, то есть в честь великомученика Димитрия, при храме он устроил монастырь. На игуменство для этого монастыря князь Изяслав взял блаженного Варлаама – игумена братии, живущей в пещере: надеясь на богатство, он хотел свой монастырь возвысить пред монастырем печерским. Но хотя и существуют многие монастыри, поставленные богатством царей и бояр, однако, они не могут сравниться с теми, которые поставляются молитвами святых, слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими слезами возрастил обитель, несравнимую с другими. Впрочем, блаженный Варлаам был взят в монастырь святого великомученика Димитрия еще в то время, когда Печерский монастырь только что устроялся. По удалении игумена и после общего совещания, братия, находившиеся в пещере, решили идти к преподобному Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Никон. Неизвестно, кто он был родом, но будучи в сане священника, постригал, по приказанию о. Антония, тех, кто приходил к ним для иноческого жития. В след за о. Никоном и прежде всех других иноков к преподобному Антонию пришёл 17-летний юноша Феодосий. С самого раннего детства Феодосий возлюбил смиренную богоугодную жизнь. Много огорчений пришлось испытать ему прежде, чем пришёл он к преподобному Антонию. Его детская жизнь протекла в городе Васильеве, недалеко от Киева. Родители его были люди богатые и знатные, были благочестивы и добры, они и сына своего старались сделать таким же добрым и хорошим, но мальчик Феодосий удивлял их своим обширным умом и своим странным поведением: не имел он между своими сверстниками – детьми товарищей, не любил он играть с ними и забавляться, не любил также и одеваться – богато и нарядно, его видели постоянно в одежде худой, заплатанной, не слушался он матери, когда та, принарядив его, заставляла играть с товарищами. Все эти поступки часто огорчали родителей его. Н о вот наступило время и Феодосия отдали учиться грамоте. Он оказался весьма способными учеником и быстро выучивался всему, чему только его учили; а учили тогда не многому: уметь мальчику читать церковные книги, да выводить хорошо славянские буквы – и учение считалось оконченным для мирского человека, a Феодосий всему этому научился изрядно, полюбил он всей душою Божественные книги и постоянно был готов слушать и читать их. Одна только и была у него радость: уйти в церковь , стоять там и слушать чтение Божественных книг. Только в церкви и был он спокоен и весел; когда же он возвращался домой, то здесь ожидала его недовольная им и поступками его мать. Она крепко любила своего сына, но не могла понять его высоких стремлений, его боговдохновенных душевных наклонностей. Ей неприличным казалось, как это сын её, из такой богатой и знатной семьи, как была их семья, ходит в заплатанном платье, да еще пойдет, бывало, вместе с работниками в поле и работает там наравне с ними; а то возьмётся просвиры печь для церкви и ходит всегда ненарядный, словно простой работник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Древнейшее изображение преп. Антония и Феодосия Печерских. Свенская икона Богоматери около 1288 года. Спустя несколько лет, святой Антоний покинул пещеру и продолжил свой путь в Киев. Житие не говорит когда достиг святой Антоний киевских пределов. Известно лишь, что недалеко от княжеских владений в селе Берестове, на горе он выбрал себе пещеру, где и поселился. Это уединенное место вновь напомнило ему любимый Афон. Но очень скоро об отшельнике стали говорить. Молва в мгновение разнесла весть, что в пещере живет подвижник благочестия. Многие знатные люди стали приходить к нему за советами и благословением. Обращались к Антонию и киевские князья. Немало приходило к святому Антонию и тех, кто желал уподобиться его подвигу. Получая позволение, они селились рядом, выкапывая в горе себе кельи. Очень скоро это была уже целая сеть келий, соединенных между собой переходами и тоннелями. В самой большой пещере, которую монахи строили вместе, была устроена подземная церковь и трапезная. Сегодня первые появившиеся в Берестове пещеры называют Дальними, они положили начало Печерскому монастырю. Ища уединения, святой Антоний поставил над братией настоятелем преподобного Варлаама. Сам же удалился ниже по склону, на ближайший холм. Здесь он вырыл себе новую пещеру. Антоний, будто уподобляясь образу жизни своего небесного покровителя, отшельника и пустынника Антония Великого, затворился в своей келье. Но люди шли и шли. Рядом с пещерой Антония появлялись новые. Сегодня их называют Ближние пещеры. Когда число братии достигло ста человек, а по повелению князя Изяслава игумен Варлаам перешел в Дмитриевской монастырь, встал вопрос кому руководить монахами. С согласия братии, святой Антоний благословил стать настоятелем достаточно молодого и скромного инока Феодосия. Князь Изяслав, не раз прибегавший к молитвенной помощи и советам святого Антония, активно оказывал помощь монахам. Он подарил им во владение холм, выделил немалые средства для строительства большого храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

http://foma.ru/imya-antoniy-personazh-mu...

Здесь хотелось бы сказать несколько слов о преподобном Никоне Печерском, который на начальном этапе существования Печерского монастыря являлся фактически лидером монахов Киевской Руси. Личность преподобного Никона наиболее загадочная в истории монастыря. Доныне невыясненным остается его происхождение, место пострига, обстоятельства и время прибытия к преподобному Антонию . Высокое положение преподобного Никона дало повод исследователю М.Д. Приселкову предположить, что под именем Никона принял схиму митрополит Илларион, ведомости о котором теряются около 1053-54 годов. Это предположение не имеет доказательной базы. Достоверно известно, что преподобный Никон ушел из Печерского монастыря из-за конфликта с Киевским князем Изяславом. Причиной тому послужил постриг в иноки великокняжеского придворного Ефрема и боярского сына Варлаама. Преподобный Никон отправился на остров Тмутаракань, где основал монастырь Богородицы по примеру Печерской обители. С 1062 года вплоть до своей смерти в 1074 году игуменом Киево-Печерской обители был преподобный Феодосий.   Преподобный Феодосий – основатель общежительного устава в главном монастыре Руси Если преподобный Антоний преимущественно созидал тайный, мистический вид пастырского служения, то святой Феодосий как монах воплотил открытое миру и людям деятельное начало. «Земной ангел и небесный человек» –так назвал его Печерский Летописец. С увеличением числа иноков в 1062 году Лавра основала наземные монастырские сооружения для проживания братии, но благоговейно хранила пещеры для погребения усопшей братии и подвига отдельных иноков. Еще до постройки наземного монастыря прп. Антоний уединился от подвижников, выкопав себе пещеру «под новым монастырем». Что это был за «новый монастырь»? Ответ на этот вопрос находим в «Житие преподобного Феодосия» , которое  гласит, что невдалеке от монастыря, построенного при первой пещере, есть место, где перед своей кончиной прп. Феодосий, управляя общиной, начал строить каменный храм, и куда по окончании строительства переселилась братия, оставив в старой обители лишь немногих иноков .

http://bogoslov.ru/article/4722495

Именно преподобным Феодосием был введён монашеский устав по примеру Студийского общежительного монастыря, но ещё более преподан личный пример общежительного подвига, глубочайшего смирения и неустанного иноческого труда. И хотя не Антониев, а Феодосиев тип монашеского делания был воспринят и получил распространение в Русской Церкви, но вспомним, что именно к преподобному Антонию пришёл юный Феодосий учиться христианскому смирению и монашескому послушанию. В конце концов, именно с пещерки преподобного Антония, как от некоего русского «Вифлеема», началась великая Лавра, без которой немыслимо было бы укоренить христианское благовестие в едва лишь обращенной языческой Руси. Таким образом, преподобного Антония Печерского по праву можно назвать родоначальником русских иноков, отцом русского монашества. Память преп. Антония совершается 20 мая/23 июля (день преставления — согласно разным святцам, одинаково принятым сегодня), (преп. Антония и Феодосия) и 11 октября (Собор преподобных Киево-Печерских, в «Ближних» (Антониевых) пещерах почивающих) (даты по нов. стилю), 2-я неделя Великого поста (Собор всех Печерских святых). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 23 июля 2019, 20:52 Преподобный Антонией!моли Бога о нас! римма 22 июля 2016, 13:50 Преподобнй Антоний Печерский, благослови на многие добрые дела, помоги мне и моим детям и внучке в работе и учебе. ОСН СКИФ 17 сентября 2015, 12:38 Прости Бог, грехи наши вольные и невольные и сохрани Русь Православную. Мария 15 сентября 2015, 16:22 Моли Бога о нас Святой преподобный Отче!!! Спасибо тебе за помощь!!! Зинаида 22 июля 2014, 20:37 Святый Божий угодниче Антоний моли Бога о святой Руси опять пришли сатанисты на землю русскую и убивают ни в чем не повинных людей.уже почти весь мир сатанисты покорили и люди пошли за ними. Моли Господа нашего и Матерь Божию защитить святую Русь. р 22 июля 2014, 16:53 Святой преподобный Антоний, моли Бога о мне грешной. Благослови отремонтировать родительский дом и дом, в котором живем. Во ИмяОтца и Сына и Святого Духа! Аминь! ЗАХАР 25 октября 2013, 19:07 скажите ответ Антоний Киево-Печерский начал свои подвиги на месте будущего Киево-Печерского монастыря с того, что... А. ПОСЕЛИЛСЯ В ПЕЩЕРЕ Б. ПОСТРОИЛ ХРАМ В. ПОСТРОИЛ ЧАСОВНЮ Г. СОБРАЛ МНОЖЕСТВА ИКОН Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/1763.html

Иконостас главного алтаря состоит из резной по дереву вызолоченной стены в пять ярусов. Иконы, числом 64, богато убраны и дивно изображены. Главнейшая из святынь храма находится над царскими вратами, на металлическом круге, окружённом серебряными лучами: это – чудотворная икона Успения Божией Матери. Икона эта спускается перед началом и после окончания каждой обедни, при чем богомольцы присутствуют тогда при особом для них торжестве, долго ими жданном и давно составлявшем их заветнейшее желание. Лаврский хор певчих чудным, особым напевом, полным торжественности, поёт молитву: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная»; тихо, на шёлковых шнурках, спускают священнослужители икону; богомольцы сплошной стеной подвигаются ближе и ближе, каждый спешит приложиться к святой иконе. Как не вспомнить при этом того предания, которое записано в сказаниях преподобного Симона, епископа Суздальского, об этой иконе! Сказание это заключает в себе историю создания великой церкви, и потому для нас оно имеет особенно важное значение. Мы приведём его здесь, хотя подробно о начале Киево-Печерского монастыря будем говорить ниже. Пришли, говорится в предании, в пещеру к блаженным Антонию и Феодосию четыре мужа из Царьграда, принесли с собою много золота, и спросили: «где хотите начать церковь ?» И рассказали они удивлённым инокам Киево-Печерского монастыря вот что: «Однажды, когда мы спали (так говорили эти мужи) в своих домах, рано на восходе солнца, пришли к каждому из нас благообразные юноши и сказали: зовёт вас Царица во Влахерну. Пришли мы все... и увидели Царицу и при Ней множество воинов. Мы поклонились Ей, и она сказала нам: хочу Я построить себе церковь на Руси, в Киеве, и вот вам велю это сделать. Возьмите золота на три года. Мы же поклонившись, сказали: Госпожа Царица! Посылаешь Ты нас в чужую страну, – к кому же мы там придём? Она же сказала: Я вас посылаю вот с ними, с Антонием и Феодосием... Я сама приду видеть церковь и в ней жить буду. Дала Она нам также и мощи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора, и сказала: это положите в основание... и Она сказала нам: выйдете на двор, посмотрите величину церкви. Мы вышли и увидели церковь на воздухе. Вошедши опять к Царице, мы поклонились и сказали: какое имя церкви? Она же сказала: Я хочу назвать ее Своим именем. Мы не смели спросить, как Её имя, и Она сказала опять: Богородицына будет церковь . И давши нам эту икону, сказала: она будет в ней наместной. Мы поклонились Ей и пошли в дома свои, неся с собою икону, полученную из рук Царицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще только начал набирать силу процесс собирания земель вокруг Москвы, и Церковь не могла стоять в стороне от этого общенационального течения, прекрасно помня о том, что княжеские междоусобицы и феодальная раздробленность уже привели к нашествию монголов. Своим авторитетом " игумен земли Русской " попытался предотвратить повод для новых раздоров, а потому действовал решительно. Хотя ни одна из редакций Жития преподобного Сергия Радонежского не называет времени, которое тратил преподобный на свое путешествие, они рассказывают о том, что все свои странствия святой совершал только пешком. Чтобы приблизительно представить себе продолжительность одного из хождений, давайте вспомним, что между Сергиевым Посадом и Спасо-Андроньевским монастырем примерно 76 километров. Известно, что в Средние века даже по территории Франции летом нельзя было пройти в сутки более 20 километров пешком, если человек не был королевским гонцом. Во время своих путешествий, святой был уже весьма пожилым человеком, так что путь в одну сторону мог занимать больше недели, если он проходил в сутки 10 километров, увеличив скорость до 15 километров, можно уложиться в 5 с половиной суток. Реально же с учетом пребывания в другой обители отсутствие преподобного Сергия в Троицком монастыре могло продолжаться месяц и более. Еще более впечатляющими были путешествия преподобного в Серпухов и Калугу, где в 1374 году был основан Высоцкий монастырь, а в 1385 – в Голутвин. В житии подчеркивается, что оба путешествия преподобный Сергий Радонежский совершал пешком, несмотря на то, что в первом случае святому было более 60, а во втором более 70 лет. Стоит отметить, что мотив пеших путешествий широко распространен в русской агиографии. Преподобный Феодосий Печерский в юности пытался убежать из Курска в Иерусалим, но был настигнут своей матерью, а затем пешком вслед за купцами ушел из Курска в Киев, обошел все монастыри и пришел к преподобному Антонию Печерскому. Уже игуменом преподобный Феодосий шел пешком рядом с лошадью, присланной за ним одним из князей. Молодой возница, решив, что у монаха много свободного времени, предложил ему поменяться местами, на что святой с радостью согласился, и лишь перед конечной целью путешествия попросил дерзкого юношу поменяться снова, чтобы тому не попало от правителя за непослушание.

http://religare.ru/2_97173.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010