4 е изд. М. в типографии Бахметева, 1865 г., 8°, стр 32. 22)       Преподобный Сергий Радонежский чудотворец М. в типографии Бахметева, 1867 r., 16°, стр. 15. 23)       Житие преп. и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всей России чудотворца (На сорочке: Житие и чудеса преп. и бог. о. н. Сергия игумена). Изд. Π.А. Глушкова. (Нач.: Господь, благоволивший возжечь великий светильник в земле Русской, не попустил, дабы благочестивая отрасл сия возникла от неблагоговейного корня...). М. в типографии Глушкова, 1867 г., 12°, стр. 54. По началу сходно с житием изд. 1863 года. 19). Сокращение его или новое его издание? 24)       Описание жизни и чудес преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского. Г. Лаврентьева. 1       изд. СПб. 1862 г, 8°. (Отзыв свящ. И. Флерова см. в «Духе Христианина» за 1862/3 год, октябрь, стр. 29–32). 2       изд. СПб. 1876 г. 8°. 25)       Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. Составлено соборным иеромон. Никоном (Изд. редакции Троицких листков) С картинами и рисунками (до 65). 1-е изд. М. 1885 г., в Синодальной типографии, 4° (8°), стр. X+238. 2-е изд. исправленное и дополненное многими рисунками. М. 1891 г, в типолитографии И.Н. Кушнерева, 8°, стр. Х+257 26)       Сказание о жизни преподобного отца нашего Сергия игумена Радонежского. Сост. Сергей Кратч. М. 1889 г., 8°, стр. 27)       Житие преп. Сергия Радонежского и описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и ее окрестностей. Кн Е. Горчакова. 1-е изд. М. 1888 г., 4°, (Свято-Троицкая Сергиева Лавра и ее окрестности. Изд. журнала «Воскресный День»). 2-е изд. (с заголовком, приведенным в начале). Изд. И. Сытина. М. 1892 г., 8°, стр. 96. 28)       Житие и подвиги преп. и богон о. н. Сергия игумена Радонежского чудотворца. Издание В.А. Абрамова. M., в типографии Иогансон, 1890 г., 16°, стр. 36 (В обложках, на коих различные изображения; на одной: Явление пресв. Богородицы преп. Сергию; на другой: Преп. Сергий у гробниц родителей).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Драгоценная книга. Житие преподобного Сергия Радонежского. Из собраний научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки. [Буклет]. (Авторы текста: Левочкин И. В., Зеленцов А. С., Молчанов В. Ф.) Калининград, Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. Евлогий (Смирнов), игумен. Братский молебен//Журнал Московской патриархии. 1972. 7. С. 18–20. Евлогий, архимандрит. Собор радонежских святых – престольный праздник Сергиевой лавры//Журнал Московской патриархии. 1981. 10. С. 17–19. Евстратова Е. Н. Сергий Радонежский и его эпоха в шедеврах Третьяковской галереи//Преподавание истории в школе. 2004. 8. С. 2–9. Епифаний Премудрый . Житие Сергия Радонежского//Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV в. М., 1981. С. 256–429, 570–579. Перепеч.: Сергий Радонежский. М., 1991. С. 9–106. Епифаний Премудрый . Похвальное слово преподобному отцу нашему Сергию, составленное учеником его священноиноком Епифанием//Журнал Московской патриархии. 1972. 8. С. 37–44. Перепеч.: Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергию. Создано было учеником его священноиноком Епифанием//Преподобный Сергий Радонежский. Житие, чудотворения, молитвы. М., 2002. С. 107–129. Еремина Т. Чтобы понять Россию, надо понять Лавру//Россия молодая. 1996. 8. С. 37–42. Жижина С. Г. Иконография Сергия Радонежского в резьбе народных мастеров Сергиева посада//Древнерусская скульптура. Сб. научных трудов. Вып. 3. М., 1996. С. 175–195. Жижина С. Г. О ложкарном искусстве Сергиева посада//Научные чтения памяти В. М. Василенко. Сборник статей. Вып. 1. М., 1997. С. 96–106. Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991. Жизнь и подвиги великого печальника и заступника Русской земли преподобного отца Сергия, игумена радонежского. Иваново, 1992. Жизнь и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, радонежского и всея России чудотворца с историческим описанием Сергиевой лавры и ее окрестностей. В картинках. М., (Репринт издания 1889 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6       изд. M., там же, 1855 г., 8°, стр. 78. 7       изд. М. в Университет. типографии, 1857 r., 8°, стр. 76. 8       изд. М. в Синод. типографии, 1859 г., 8°, стр. 76. 9       изд. M., там же 1860 г., 8°, стр. 76. 10       изд. М. в типографии Готье, 1867 г., 8°, стр. 63. (С стр. 37: Некоторые черты...). 11       изд. М. 1888 г. 12       изд. М. в типографии И. Ефимова, 1891 г., с 6 рисунками, 8°, стр. 54. (С стр. 35: Некоторые черты). б)      на славянском языке. 1       изд. М. в Синод. типографии, 1859 г., 8°, стр. 118. 2       изд. M., там же, 1867 г., 8°, стр. 94. (С стр. 35: Некоторые черты). 3       изд. M., там же, 1872 г.. стр. 96. (С стр. 57. Некоторые черты). 16)       Житие преп. Сергия из Миней-Четьих сентября месяца (на славянском языке). 1 изд. М. в Синод. типографии, 1851 г., 8°, 38 стр. 2 изд. M., там же, 1858 г., 8°, стр. 34. 17)       Житие преп. Сергия, игумена Радонежского с приложением хромолитографированного изображения. СПб. (Базунов 334). 18)       Житие Преп. Сергия игумена Радонежского с изображением вида Троице-Сергиевой лавры и 3 картинами подвижнической жизни. М. 1863 г. (Бузунов 310). 19)       Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всей России чудотворца. (С одним рисунком преп. Сергий повелевает каждому из братий своих построить себе келию). Нач.: Едвали из всех житий святых русских (предисловие); 1-я глава: Господь, благоволивший такому светильнику воссиять в земле русской... М. в типографии Μ.П. Захарова, 1863 г., 12°, стр. V+101. У меня имеется экз. сего издания с цензурными поправками и дозволением печатать (от 23 марта 1864 г. Для второго издания?). 20)       Преподобный и богоносный Сергий Радонежский и всея России чудотворец. Новое издание. М. в типографии В. Семена, 1865 г , стр. 35. (Базунов 414). 21)       Житие преп. и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всей России чудотворца. (Нач.: Преп. Сергий родился в Ростове, в 1315 г., от родителей благородных и благочестивых Кирилла и Марии и назван был Варфоломеем.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Какие основания имеются у нас приписывать .редакцию Б, вслед за Н.С. Тихонравовым, перу Епифания? В этой редакции еще не сообщается о таком важном событии, как обретение мощей, и нет рассказа о посмертных чудесах. Трудно представить, чтобы редакция, возникшая после обретения мощей, умолчала об этом событии. Древнейшая рукопись, содержащая список " редакции Б (ГБЛ, ф. 304, 746), была написана при игумене Троице-Сергиевой Лавры Зиновии (1436–1445) в большей части рукой Угрешского игумена Ионы (1436–1445) и является списком с рукописи афонского старца Афанасия; выбор этого списка не случаен: в нем помещено Житие священномученика Зиновия, небесного покровителя игумена Троице-Сергиевого монастыря. Игумен Зиновий, заказчик книги, пожелал включить в сборник древних житий святых и Житие преподобного Сергия. Нельзя предположить, чтобы он не дал переписчику Житие в новой редакции Пахомия Серба, включавшей описание обретения мощей и посмертных чудес, если бы таковая к этому времени была написана. Остается одно: рукопись ГБЛ, ф. 304, 746 создавалась еще в то время, когда Пахомий Серб не написал новой редакции Жития Преподобного Сергия, которая им была создана между 1438–1443 годами. С этим полностью согласуются данные археографического обследования рукописи, приведенные ниже. Епифаниевская редакция «Жития Преподобного Сергия Радонежского» издается по рукописи первой половины XV в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (ГБЛ, ф. 304. 746), разночтения приводятся по рукописи 1524 г. из собрания Троице-Сергиевой Лавры (ф. 304, 771). Список ГБЛ, ф. 304, 746 представляет собой рукопись первой половины XV в. с двумя вставками начала XVI в. Она написана полууставом и скорописью разных почерков, в ней 415+1 листов. Размер 20,3X13,6 см. Переплет кожаный, тисненый, поновлен в 1862 г., лопнул по корешку. Одна застежка оборвана. Бумага с филигранями: три горы – два варианта – 1) Брике 11701–1431 г. (лл. 2–70, 213–242); 2) Брике 11725–1423–1425 гг. (лл. 321–332); сердце под короной – Брике 4326–1495–1520 гг. (лл. 89, 91);

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

голова быка – Пиккар, раздел 7, 198–14701480 гг. (лл. 247–261); корона – Брике 4621–1392–1433 гг. (л. 301–306): цветы – точного соответствия не обнаружено, подобный тип у Брике 6690–1452–1454 гг., у Лихачева 959–1431 г. (л. 271). Книга не имеет начала, по счету тетрадей отсутствует 29 листов. Первый лист пергаменный, на нем запись скорописью XVIII в.: «Жития разных святых и часть Ефрема Сирина » и запись XIX в.: «Переплетена бысть сия книга 1862 года, переплет сохранен прежний». На л. 336 летопись: «В лето 6939 списася книга сиа в святой горе Афонсце в обители царстве в лавре велика Афанасиа, под крылием святаго Григория Паламы и преподобного отца нашего Петра Афонского, в кущи святого и славнаго пророка Илии. Преписана многогрешного и смиренного инока Афанасиа Русина. Последи же, повелением господина Зиновия, игумена Сергеева монастыря, списася грешным Ионою игуменом Угрешским». При переплете, вероятно, еще в начале XVI в., ряд листов рукописи был перепутан: так, за л. 54 (об.) должен следовать л. 58, затем 59 и т. д., лл. 55, 56 и 57 должны стоять в начале рукописи перед л. 2. Открывать рукопись должно было «Житие Преподобного Сергия Радонежского» (память 25 сентября), а уже за ним следовать Житие священномученика Григория Армянского (память 30 сентября). В начале XVI в. была утеряна тетрадь, содержащая окончание Жития Сергия и начало Жития Григория. Житие Преподобного Сергия было восстановлено по рукописи, содержащей Житие в редакции Пахомия Серба, а Житие священномученика Григория Армянского так и осталось без начала. Житие Сергия было переставлено в середину–между похвальным словом Георгию Победоносцу (память 23 апреля) и .похвальным словом Феодора Студита на обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна (празднуется 25 мая), нарушив тем самым первоначальный последовательный круг чтения. Рукопись содержит: Житие (без начала) священномученика Григория Армянского со слов: «Елма убо ревностию паче о благочьсти дышяща виде, вторыим того въдает мукам ничим же пръвых человеколюбнеишимь».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Филарета выдержали многочисленные издания и были переведены на многие иностранные языки: греческий, польский, немецкий, английский, грузинский, арабский, алеутский и др. К указанного рода сочинениям м. Филарета близко примыкает его сочинение под заглавием: Историко-Догматическое обозрение учения о Таинствах, извлеченное из Академических лекций 1819 года и напечатанное в приложении к журналу: «Радость христианина» за 1900 год, кн. VI. Из так называемых агиографических сочинений м. Филарета нужно отметить здесь такие труды его no жизнеописанию святых: 1. Житие Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия, Радонежского и всея России Чудотворца, которое почерпнуто было автором из достоверных источников и читано было им в Троицкой Лавре, на всенощном бдении, 5-го июля 1822 года. Это житие выдержало тоже несколько изданий и переведено было на французский язык самим автором его. Мы имеем второе издание его, сделанное в 1896 году, под таким заглавием: „La vie de Saint Serge, fondateur du couvent de Troïtza, (de La Très-Sainte Trinité), par Philarète Métropolitain de Moscou“; 2) Житие Преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика Преподобного Сергия, читанное тоже на всенощном бдении в Троицкой Сергиевой Лавре, ноября 17-го, 1843 года. Перу м. Филарета принадлежит еще, как известно, одно лирическое сочинение. Это именно стихотворение его под заглавием: «Жизнь», начинающееся словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана» и написанное им в 1828 году в ответ поэту A. С. Пушкину на его, исполненное горечью разочарования, стихотворение: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана»?.. Что касается проповеднической деятельности м. Филарета и проповеднических трудов его в этой области, то они, эти труды его, как церковного оратора и проповедника, начались весьма рано в его жизни. Они начались, можно сказать, с того времени, как он принял монашеский чин и из Василия Дроздова стал Филаретом, и продолжались все время, вплоть до его кончины. Эти ученые труды его сначала появлялись в печати, по мере выхода их из-под пера знаменитого проповедника, в разных современных периодических журналах и газетах a потом стали выходить уже отдельными изданиями в тех или иных собраниях, приготовляемых рукою самого автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Всячески уклонялся прп. Сергий от славы человеческой, но слава его возрастала: его почитали как единого от древних; иноки стремились спасаться под его руководством, князья и простолюдины жаждали его видеть. А в обители все было «худостно, нищенски, сиротински», как выразился один крестьянин, желавший увидеть прославленного игумена. Велико было его разочарование, когда ему показали святого старца, копавшего гряды в худой, заплатанной одежде. Но в это время в обитель прибыл князь с многочисленной блестящей свитой и смиренно поклонился св. игумену в ноги. Пораженный виденным, богомолец вскоре вернулся в обитель, чтобы остаться в ней трудником навсегда. Но, вероятно, из-за введения общежития, не известного еще в той местности, среди братии возникло неудовольствие против преподобного, и среди недовольных был его брат Стефан. Кроткий подвижник не стал возражать и ушел на реку Киржач, где и основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но в Радонежской пустыни жизнь стала расстраиваться, многие стали переходить на Киржач, и наконец братия через митрополита Алексия умолила преподобного вернуться и встретила его с великой радостью. А на Киржаче игуменом остался ученик его прп. Роман. С тех пор мир в пустыни прп. Сергия более не нарушался. Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память его 26 апр.), проезжая невдалеке от монастыря прп. Сергия, остановился в 8 верстах напротив него (там сооружена была потом часовня) и поклонился преподобному со словами: «Мир тебе, духовный брат!» В это время преподобный сидел с братией за трапезой. Он встал, сотворил молитву и поклонился епископу со словами: «Радуйся и ты, пастырь стада Христова, и благословение Господне да будет с тобой!» Братии же он сказал после трапезы: «В тот час против нашего монастыря остановился епископ Стефан на пути в Москву, поклонился Пресвятой Троице и благословил нас, грешных». (В память этого события в лавре сохранился обычай за трапезой перед последним блюдом звонить в колокольчик. Все встают. Чередной иеромонах говорит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас!» И все садятся кончать трапезу.)

http://sedmitza.ru/lib/text/437687/

23. 414 Священный Синод 23. 414–1 Определения. Постановления, назначения 23. 414–2 Синодальные учреждения: 1. Управление делами Московской Патриархии 2. Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) 3. Отдел по религиозному образованию и катихизации 4. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (ОЦБСС) 5. Отдел по взаимодействиюс Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. 6. Миссионерский отдел 7. Издательский совет (до 1994г. Издательский отдел) 8. Хозяйственное управление (ХОЗУ) до 1997 г. 9. Учебный комитет 10. Комиссия по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты работающих в РПЦ (до 1991 г. Пенсионный комитет) 11. Богословская комиссия (до 1993 г. Комиссия по вопросам христианского единства) 12. Богослужебная комиссия 13. Комиссия по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян РПЦ, репрессированных в советский период. 14. Комиссия по вопросам канонизации святых 15. Комиссия по вопросам издательства и церковной печати 16. Библейская комиссия 17. Комиссия по управлению и использованию конференц-центра и гостиничного комплекса 18. Комиссия по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности… 19. Комиссия по делам монастырей РПЦ. 20. Комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам. 23. 415 Выдающиеся события в жизни РПЦ 1. 1000-летие Крещения Руси 2. Празднование 400-летия учреждения Патриаршества… 3. Празднование 600-летия со дня преставления Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца… 4. Празднование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия Московского … 5. 2000-летие Рождества Христова 23. 416 Из жизни внутренних епархий Московского Патриархата 23. 416–1 Русская Православная Церковь 1. Абаканская и Кызылская… 2. Анадырская и Чукотская… 3. Архангельская и Холмогорская (Архангельская и Мурманская 1985–1995)… 4. Астраханская и Енотаевская 5. Бакинская и Прикаспийская 6. Барнаульская и Алтайская 7. Белгородская и Старооскольская… 8. Благовещенская и Тындинская

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Немного, конечно, таких родителей, да едва ли и найдутся в наше грешное время такие счастливцы, которые могли бы так решительно и непогрешительно определить судьбу своих детей еще до их рождения: опасно и неразумно давать обеты, исполнение которых не зависит от воли обещающих. Праведные родители Сергиевы могли сделать это потому, что имели уже таинственное указание на будущую судьбу их дитяти; но кто из христианских родителей не желал бы видеть в детях своих будущих граждан Царства Небесного? А если все желают, то пусть же все и полагают в сердце своем твердый и неизменимый обет – делать со своей стороны все, что от них зависит, чтобы их дети были истинными чадами Божиими по благодати, чтобы они были покорными сынами нашей общей матери – святой Церкви Православной, чтобы ни дети, ни родители не испытали потом горькой участи сынов Царствия, которые будут изгнаны, по слову Господню, во тьму кромешную. Для чего человек создан от Бога? – спросили одного простого старца. Чтобы быть наследником Царствия Божия, – отвечал он... 3 мая 1319 года в дом боярина Кирилла была общая радость и веселие: Марии Бог дал сына. Праведные родители пригласили своих родных и добрых знакомых разделить с ними радость по случаю рождения нового члена семьи, и все благодарили Бога за сию новую милость, явленную Им на дом благочестивого боярина. В сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь , чтобы совершить над ним святое крещение, и в то же время исполнить свое обещание представить дитя в непорочную жертву Богу, Который дал его. Благоговейный иерей, по имени Михаил, нарек младенцу во святом крещении имя Варфоломей, конечно потому, что в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея, ибо сего требовал тогдашний церковный обычай. Но это имя и по самому значению своему – сын радости – было особенно утешительно для родителей сего младенца, ибо можно ли описать ту радость, которая переполняла их сердца, когда они видели пред собою начало исполнения тех светлых надежд, которые почивали на этом младенце со дня его чудесного проглашения во чреве матери? Кирилл и Мария рассказали этот случай священнику, и он, как сведущий в Священном Писании , указал им много примеров из Ветхого и Нового Заветов, когда избранники Божии еще от чрева матери были предназначаемы на служение Богу; привел им слова пророка Давида о совершенном предведении Божием: Несодеянная моя видесте очи Твои ( Пс.138:16 ), и апостола Павла: Бог избравый мя от чрева матере моея, явити Сына Своего во мне, да благовествую Его во языцех ( Гал.1:16 ), и другие подобные места Священного Писания , и утешил их благодатною надеждою относительно их новорожденного: «Не смущайтесь, – говорил он им, – а паче радуйтесь, что сын ваш будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святой Троицы».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Поставление митрополитом Филаретом монахини Антонии во игуменьи Страстного монастыря исключительно по личному его желанию, без влияния или представления преосвященных викариев, консистории или монастырского благочинного, подтверждается кроме рассказов лиц, помнящих обстоятельства этого события, также и делом консистории: «О производстве монахини Аносина монастыря Антонии во Игуменьи Страстного монастыря» (Дело 366, 1861 г.). Дело это начинается справкой, присланной в консисторию из канцелярии митрополита от 23 октября 1861 г. следующего содержания: «Сего 1861 г. октября 22 д. Борисоглебского Аносина общежительного девичьего монастыря монахиня Антония произведена в Московский Страстной третьеклассный девичий монастырь во Игуменью Его Высокопреосвященством Святейшего Правительствующего Синода членом Высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским, Свято-Троицкой Сергиевы Лавры священно-Архимандритом и разных орденов кавалером в домовой церкви Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, что на Троицком Сухаревском подворье». На этой справке положена митрополитом Филаретом резолюция: 3803, окт. 22. Консистория учинит по сему надлежащее исполнительное распоряжение по прежним примерам. Первые впечатления, произведенный на игуменью Антонию Страстным монастырем, были нерадостные. Монастырь этот не имел в то время вида благоустроенной обители. Большинство зданий монастырских были ветхи и грязны; храмы тоже поражали своею запущенностью. Митрополит Филарет, назначая Антонию настоятельницей Страстного монастыря, поставил ей на вид, что от нее ожидается приведете монастыря в надлежащий порядок. Настоятельские кельи помещались в довольно ветхом здании и поражали своею не уютностью и нечистотой; мебели было в них чрезвычайно мало. На последнее обстоятельство обратил внимание даже митрополит Филарет. На донесении благочинного Московских монастырей архимандрита Богоявленского монастыря Иннокентия о водворении игуменьи Антонии в Страстной монастырь митрополит Филарет в своей резолюции, между прочим, прописал: «Странно, что вовсе нет мебели, а ее и в кельи оказывается очень мало. Консистория обратит на сие внимание по донесении о принятии монастыря». По дознанию, произведенному архимандритом Иннокентием, оказалось, что часть мебели из настоятельских келий была взята себе монахиней Афанасией, родственницей покойной игуменьи Паисии и жившей с ней вместе. По объяснению монахини Афанасии мебель эта была личною собственностью игуменьи Паисии и издавна была предназначена покойной в собственность ей, монахини Афанасии. Игуменья Антония со своей стороны заявила, что считает для себя достаточным той мебели, которая ей оставлена. На донесении об этом митрополиту Филарету он положил такую резолюцию: «принадлежность мебели монахине Афанасии, по ее личному показанию, оставить на ее ответственности» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010