«На осмодесятое же лето возраста своего сиротство прият отчее. И по сем, по едином лете, и мати его остави житие и во обители вечныя отидоста честная жителя и супруга. Доблии же Феодор взаконенная и уставленная на отшествие родителем сотворь и слезами почет умершия отца и матерь, и щедротами убогих и молитвами, и священными детелми службами тоя украси память. И себе прочее от мира отлучити желает, и всяко соприимаше держатися иноческаго, паче же рещи, аггльского жития, имение убо родителей своих разделив и часть сестре своей дав.., прочее же притяжание все, злато и сребро вся убогим радость, рабы же вся свободи и просто рещи, единою вся юзы нынешняго жития разтерза и яко некыи орел легкими крилома опрятався по воздуху преходя, и отшед мирскых печалей и оставль землю свою, и род и дом отеческий» 9 . Если бы даже мы не имели в заглавии Жития указания на Пахомия Серба,то и тогда без каких-либо натяжек можно было бы приписать эту редакцию Пахомию, поскольку редакторская правка этого Жития, включающая заимствования из переводных житий, аналогична работе Пахомия над «Житием Варлаама Хутынскаго». Более того, напрашивается предположение, не шла ли работа над «Житием Преподобнаго Варлаама Хутынскаго» параллельно с работой над «Житием Преподобнаго Сергия Радонежскаго» во время пребывания Пахомия в Новгороде. Тогда станет понятным, почему Пахомий, работая над Житием Преподобного Сергия, не дополнил его описанием обретения мощей и посмертных чудес. Отметим также, что рукопись, содержащая эту редакцию (ГПБ, собрание Петербургской духовной академии, 1358),–новгородская по происхождению и входила первоначально в Софийское собрание. Что же касается предположения В. Яблонского о том, что редакция А ближе стоит к оригиналу, то оно основано на недоразумении. В. Яблонский, следуя за В. О. Ключевским , рассматривал редакцию Б по рукописи Троице Сергиевой Лавры 746 и не обратил внимания на то, что конец Жития Преподобного Сергия был утерян и восстановлен в XVI в. уже по тексту редакции Пахомия Серба, которая включала описание посмертных чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) . Служба преподобному составлена игум. Старо-Голутвина мон-ря Кириллом в 2001 г. и тогда же утверждена правящим архиереем Московской епархии митр. Ювеналием (Поярковым) (не опубл.). Ист.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 1853 [литогр. изд. Троицкого списка Жития]; Леонид (Кавелин), архим. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV в.//ПДП. 1885. Вып. 58; Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 19162. Отд. 1-2; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М., 1950. С. 458; Описание о российских святых. С. 237-239; Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998; ПСРЛ. Т. 18. С. 151. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 738; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 137-138; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 152-153; Альтшуллер Б. Л. Бесстолпные храмы XIV в. в Коломне//Сов. Арх. 1977. 4. С. 166; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого рус. гос-ва. М., 2001. С. 196-197, 237-240. Прп. Григорий Голутвинский. Икона. 2005 г. (старо-Голутвин мон-рь) Наиболее ранние изображения Г. сохранились в составе миниатюр лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 250 об.- 252), посвященных основанию Старо-Голутвина Богоявленского мон-ря («О Голутвинском монастыре»). В 1-м сюжете блгв. кн. Димитрий Донской просит прп. Сергия Радонежского благословить в Коломне «место поставити монастырь во имя святого Богоявления» - за спиной преподобного во главе группы монахов, очевидно, изображен Г. На 2-й миниатюре прп. Сергий благословляет основание обители и постройку церкви, затем дает блгв. князю для создания мон-ря «от ученик своих единого Григория священноинока», к-рый собирает братию и устраивает общежитие.

http://pravenc.ru/text/166541.html

На рубеже XVII–XVIII вв., работая над «Книгой житий святых», Димитрий Ростовский включает в нее свою редакцию «Жития преподобнаго отца нашего Сергиа, игумена Радонежского, новаго чудотворца». Из его примечания к 25 сентября следует, что в основу своего сокращенного текста он взял Ж. из ВМЧ. Некоторые из житийных чудес (например, о видении Сергия Симеону Суздальскому и тверскому послу Фоме на пути из Флоренции) помещены Димитрием Ростовским под 26 апреля, днем памяти Сергия. В широком смысле слова сочинение житий Сергия Радонежского продолжалось и в XIX в., когда над созданием популярных переложений древних источников о Сергии трудились такие духовные деятели, как митрополит Филарет (Черниговский) (Житие препод. Сергия Радонежского, составленное московским митрополитом Филаретом. Изд. с другими словами и речами, произнесенными во время управления московской епархией. М., 1835; 2-е изд. М., 1848) и иеромонах Никон (Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца/Сост. иеромонахом Никоном. М., 1885; 2-е изд. М., 1891; 3-е изд. М., 1898). К типу этих изданий близка и публикация П. И. Бартенева, представляющая собой, как установлено А. Н. Пыпиным в комментарии к сочинениям Екатерины II (Соч. имп. Екатерины II/Изд. акад. А. Н. Пыпиным. СПб., 1911, т. 11, с. 639), не сочиненное императрицей Ж., а всего лишь выписки о Сергии Радонежском из Никоновской летописи. В составлении подобных исторических подборок для Екатерины II, как указывает Г. Н. Моисеева, принимали участие профессора Московского университета X. А. Чеботарев и А. А. Барсов. Литературная история древнерусских текстов Ж., создаваемых на протяжении XV–XVII вв., чрезвычайно сложна и полностью до сих пор не исследована. По выражению Л. Мюллера, все поставленные еще Н. С. Тихонравовым текстологические проблемы до сих пор «остаются открытыми» (Особая редакция..., с. 71). Основное внимание исследователей сосредоточено на судьбе древнейших редакций Ж., Епифаниевской и Пахомиевской, и их последующих переработок в XV–XVII вв. Мнения ученых относительно количества редакционных переработок колеблется от 7 (В. П. Зубов) до 12 (Л. Мюллер). Перечень 12 редакций Ж. с указанием их списков и изданий текстов приведен Л. Мюллером в работе 1973 г., в которой он обосновывает выделение в «особую» редакцию списка ГБЛ, ф. 310, собр. Ундольского, 370. О. Аппель завершает текстологическое исследование Ж. воссозданием его литературной истории по установленным им редакциям памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Ни одно важное решение не принимается без участия начальника Русской духовной миссии, и он лично несет ответственность перед Церковью за благополучие Горненского монастыря. Я желаю Вам, отец Исидор, помощи Божией, мудрости, духовной силы и способности духовного прозрения, чтобы не только быть руководителем, администратором, но и духовным отцом для монашествующих». В память о великом освящении в Горненской обители храма Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Кирилл передал для новоосвященного собора икону Покрова Пресвятой Богородицы. «Пусть под Ее покровом, Ее заступлением, Ее молитвами направляются ко спасению пути иночествующих и всех, кто с верой притекает к этому святому месту, посещая палестинские земли», — сказал Его Святейшество. В благословение на дальнейшие игуменские труды Святейший Владыка вручил игумении Георгии (Щукиной) икону преподобного Сергия Радонежского. Далее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл огласил указ, согласно которому храм Всех святых, в земле Российской просиявших, и храм Казанской иконы Божией Матери Горненского женского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме были удостоены права служения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш». Святейший Патриарх удостоил церковных наград ряд людей, оказывавших помощь и содействие в восстановлении храма Всех святых, в земле Российской просиявших. Член Попечительского совета благотворительного фонда поддержки образования, культуры и спорта «ЮТИС» Е.В. Анисимова награждена орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, I степени. Чрезвычайному и Полномочному Послу России в Израиле С.Я. Яковлеву вручен орден преподобного Сергия Радонежского II степени. Ордена преподобного Сергия Радонежского II степени также удостоен А.Н. Рудаков, представитель Российской Федерации при Палестинской национальной администрации. Ордена преподобного Андрея Рублева II степени получил Г.И. Лысак, директор предприятия «Седанка»; орден III степени вручен Б.А. Соколу, генеральному директору ООО Объединенная химическая компания «Щекиноазот». Медаль святого благоверного князя Даниила Московского вручена А.Л. Юркову, советнику-посланнику Посольства Российской Федерации в Израиле. Медалью «Славы и чести» I степени награждены Сезар Марджи, руководитель Департамента МВД Израиля по делам христианских общин, и доктор Дани Хаймович, председатель Общества иудео-христианской дружбы. Председатель Вифлеемского отделения Императорского православного палестинского общества Дауд Матар удостоен медали преподобного Сергия Радонежского I степени. Казначей Горненского женского монастыря монахиня Михаила и благочинная обители монахиня Алевтина награждены медалями преподобной Евфросинии Московской. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 18 февраля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2585864.ht...

24 августа 2014 года, в рамках празднования памяти преподобного Сергия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Николо-Пешношский мужской монастырь поселка Луговой Дмитровского района Московской области. Обитель была основана по благословению преподобного Сергия Радонежского одним из его учеников — преподобным Мефодием Пешношским. 21 сентября 2014 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, на который приходится годовщина Куликовской битвы, в связи с церковно-государственной программой празднования, Предстоятель Русской Православной Церкви и Председатель Правительства Российской Федерации Д.А Медведев приняли участие в торжествах на территории Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» в Тульской области. Его Святейшество совершил Божественную литургию в храме преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле — подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Святейший Патриарх Кирилл и Д.А Медведев возложили венки к памятнику-колонне князю Димитрию Донскому на Красном холме Куликова поля, а позднее возглавили церемонию открытия памятника «Благословение князя Дмитрия Донского на битву преподобным Сергием Радонежским» на Красном холме Куликова поля (деревня Ивановка Куркинского района Тульской области). 7 октября 2014 года, в канун памяти преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение, а в сам день праздника Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В тот же день Его Святейшество открыл собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое продлилось 8-9 октября. 14 октября 2014 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Покровском академическом храме Московской духовной академии. По окончании богослужения Святейший Владыка возглавил торжественный акт по случаю 200-летия пребывания Московских духовных школ в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Также Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение нового общежития Московской духовной академии.

http://patriarchia.ru/db/text/3804583.ht...

Перед своей кончиной игумен Сергий повелел братии похоронить себя на братском кладбище. Однако Митрополит Киприан (†1406; пам. 16 сент.) благословил погрести останки почившего первого игумена обители в созданной им Троицкой церкви. В Похвальном слове старца Епифания Премудрого говорится об этом: “…преосвященный Митрополит Киприан, пересмотрев и рассудив в себе, како и где погребется блаженный, и благослови, и повели им положити его в церкви, на правей стране, еже и бысть”. В 1422 году, тридцать лет спустя после кончины Преподобного, при Митрополите Фотии (†1431; пам. 2 июля) и при игумене Никоне (†1426; пам. 17 нояб.) началось строительство нового каменного собора и при этом произошло открытие мощей основателя Троицкой обители и светильника земли Русской. Со временем настоятели Троицкой обители начинают избираться в Предстоятели Русской Церкви. В конце XV века был поставлен Митрополит Симон (1495–1511). Недолго занимал кафедру Митрополит Иоасаф (1539–1542), скончавшийся затем на покое в Троицком монастыре. В XVI веке происходит возвышение обители преподобного Сергия: она становится первейшей в Русской Церкви, её настоятель становится архимандритом. В Соборной грамоте святителя Макария (†1563; пам. 30 дек.), данной в 1561 году первому Троицкому архимандриту Елевферию, говорится об особенностях совершения им богослужения, указаны также приписные к Троицкой обители монастыри. Предстоятели Русской Церкви возводили Троицких настоятелей на архиерейские кафедры. Троицкий постриженик, Митрополит Кирилл III (1568–1572), поставил игумена приписного Махрищского монастыря Варлаама (†1585; пам. 21 авг.) на Суздальскую кафедру. Последний Митрополит Московского царства, святитель Дионисий (1581–1586), освятил в 1585 году Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре и совершил переложение мощей преподобного Сергия в новую раку. В 40-х годах XVII века старец Троицкой обители Симон (Азарьин) написал новую редакцию Жития преподобного Сергия. Он максимально собрал все письменные источники XV–XVII вв. о жизни и чудесах преподобного Сергия и его труд был издан Московским печатным двором. Автор-составитель отметил первые визиты Восточных Патриархов в обитель преподобного Сергия Радонежского: “Первое бысть во Святей России и в Сергиеве монастыре Святейший Иоаким Патриарх Великия Антиохии. И потом Святейший Вселенский Иеремия Патриарх Царяграда, иже и Патриаршества саном украсил престол Российский, поставил на Москве в Патриархи преосвященнаго Митрополита Иова”. Совершали паломнические поездки в обитель Радонежского угодника Всероссийские Патриархи. У его святых мощей получил исцеление от своих недугов Патриарх Иосиф (1642–1652).

http://pravmir.ru/konchina-svyateyshego-...

Сергия в редакции прп. Епифания (ни в одной др. редакции помянника рода прп. Сергия Радонежского имя М. не встречается ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 214-219)). Поминание 1-го духовного наставника троицкого игумена носило исключительно местный характер. По-видимому, напрямую оно не было связано с Троице-Сергиевым мон-рем. В пользу этого свидетельствует факт, что имя М. не попало ни в синодик иером. Троице-Сергиева мон-ря Мартиниана в 1645-1649 гг. (РГБ. Ф. 178. 9255. Л. 19-19 об.), ни в «Месяцеслов» троицкого келаря Симона (Азарьина) в сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201), ни в «Книгу, глаголемую Описание о российских святых» в кон. XVII в., ни в «Книгу, обдержащую в себе собрание всех российских святых чудотворцов…», принадлежавшую П. И. Савваитову , где были списки святых «Града Радонежа и монастыря», в нач. XVIII в. (Описание о российских святых. С. 76-83; Барсуков. Источники агиографии. 1882. С. IV. 8). В 1854 г. в очередной раз была обновлена роспись Троицкой ц. ( Горский. С. 18). До 1874 г. о М. вспомнили при создании надписи за правым столбом в юго-зап. углу этого собора. В ней было отмечено, что Варфоломей пострижен «игуменом Митрофаном в 1337 году, на 23 году от рождения» ( Бурейченко. 1958. С. 5). В 1981 г. имя М. было включено в Собор Радонежских святых по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева ), празднование Собору установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 132, 135-136; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 309-312, 320, 322, 348-349, 383-384. Лит.: Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1882. Серг. П., 1910, 1996р. С. 4, 62; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 5; Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. С.

http://pravenc.ru/text/2563406.html

Память Святых Мучеников Андрея, Иоанна, Петра И Антонина Память Святой Мученицы Ираиды Житие Преподобной Поликсении Память 24 Сентября Житие И Страдание Святой Первомученицы, Равноапостольной Феклы Память Преподобного Коприя Житие Преподобного Отца Нашего Никандра Псковского Память 25 Сентября Житие Преподобной Матери Нашей Евфросинии Житие И Чудеса Преподобного И Богоносного Отца Нашего Сергия, Радонежского Чудотворца 1 ] Житие Преподобной Евфросинии Суздальской Память Преподобномученика Пафнутия Память 26 Сентября Житие Святого Апостола И Евангелиста Иоанна Богослова Память 27 Сентября Житие И Страдание Святого Мученика Каллистрата Житие Преподобного Отца Нашего Савватия Соловецкого, Чудотворца Память Святых Апостолов Марка, Аристарха И Зины Память Святой Мученицы Епихарии Память Преподобного Игнатия Память 28 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Харитона Исповедника Память Святого Пророка Варуха Память Святых Мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка, Никона, Неона И Илиодора Житие Святого Вячеслава, Князя Чешского Память 29 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Кириака Память Святых Мучеников Дады, Гаведдая И Каздои Память Преподобного Феофана Память 30 Сентября Житие И Страдание Святого Священномученика Григория, Епископа Великой Армении, И С Ним Тридцати Семи Дев Житие Преподобного Отца Нашего Григория, Игумена Обители На Пельшме Реке, Вологодского Чудотворца Память Святого Михаила, Митрополита Киевского И Всея России Чудотворца Жития Святых — месяц сентябрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц сентябрь Память 1 сентября Слово в первый день индикта, или нового года Царь веков, Господь Бог наш, «положил времена или лета в своей власти» (Деян. 1:7) [ 1 ], Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мирских дел их. Еще в Ветхом Завете Он повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу. Ибо так написано в книгах Моисеевых: «Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу» (Лев. 23:24-31). 2 ] Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мир Словом Своим, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения (Быт. 2:2-3; Исх. 20:11; Евр. 4:4); и как впоследствии дал и человеку заповедь: «Шесть дней работай, в день седьмой — суббота Господу Богу твоему не делай никакого дела ты» (Исх. 20:9-10) [ 3 ], так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в это время отдыхать отдел мирских. Об этом Господь вторично заповедал Моисею, «говоря, месяца седьмого, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень» (Лев. 23:39) [ 4 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Многолетно, сотвори Бог святое царство их на многа лета. Паки се глаголет по ряду. Многолетно сотвори Бог , державное и святое царство их на многа лета. Таже еще Патриарха. Сице убо творим в Царствующем граде во святой Софии: Многолетно сотвори Бог Богом венчанное, Богом нареченное, Богом соблюдаемое державное и святое царство их, на многа лета. В нашей же России подобает инако, но пременить глаголя, зане несть царствия зде, ни Царя, глаголати же сице подобает; Многолетные сотвори Бог Князи наших на многа лета. Таже сице многолетны устроит Бог, благородные и Христолюбивые и Богом избранные Князя наша на многа лета. Посем же и Митрополиту рцем сице: Многолетне устрой Бог Преосвященного Господина нашего Митрополита Киевского и всея России имярек на многа лета.» Февраль 12-го. Преставление Отца нашего Алексия Митрополита нового Чудотворца Русского. 67 Март 30. Иже во Святых Отца нашего Ионы Митрополита всея России нового Чудотворца. 68 Апрель 26. Память иже во Святых Отца нашего Стефана Епископа Перми. 69 Май 2.Перенесение мощей св. мученик Князей Русских Бориса и Глеба. 3.Преподобного Отца нашего Феодосия Печерского первого начальника общему житию в России. 70 7. Преподобного Отца нашего Антония Печерского. 14. Святого Исидора Христа ради юродивого Чудотворца Ростовского. 71 22. Преподобного Отца нашего Никиты Столпника Переяславского Чудотворца. 72 25. Обретение честного тела Святого Отца нашего Леонтия Епископа Ростовского. 73 Июнь 9. Преставление Преподобного Отца нашего Кирилла Игумена Белоозерского, процветшего в постницех Русской земли нового Чудотворца. 74 Июль 2. Против сего числа на полях другой рукой написано: «В сий же день перенесение мощей Преподобного Отца нашего Сергия Чудотворца Радонежского. 75 11.Успение Преподобной Княгини Ольги бабы Великого Князя Владимира Киевского. 15. Успение и Святаго и Равноапостольного Великого Князя Владимира Киевского, нареченна во св. крещении Василий просветитель земли Русской св. крещением. 24. Св. Праведных страстотерпиц Князей Русских обою братья по плоти Бориса и Глеба, во Святом крещении наречена Романа и Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Это делается потому, что о жизни и подвигах преподобного Сергия издавна были и теперь есть и подробные, и краткие сказания, в числе коих из древних следует упомянуть сочинение блаженного Епифания Премудрого , ученика преподобного Сергия, а из составленных за более позднее сравнительно время довольно упомянуть труды Платона, митрополита Московского, Филарета, митрополита Московского, и наше издание под заглавием: «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца», с картинами и многими рисунками (до 122). Москва, 1885 и 1891 гг. Дай Бог , чтобы наш патерик доставил своим читателям возможность хотя на несколько часов оторваться от сокрушающей наш дух житейской суеты и перенестись духом в тихие пустыни, в дремучие леса и дебри, где витали святые подвижники, где протекала их равноангельная жизнь, вся посвященная подвигам духовного самоиспытания и очищения сердца, вся устремленная к Богу и вечному блаженству... Не забудем, что если крепка наша Русь православная, если стоит она скалою незыблемой в виду треволнений, обуревающих другие народы христианские, то всем этим первее всего она обязана именно сим, бежавшим от мира, великим в своем смирении носителям духа Христова: они, как благодатные светильники, всюду зажигали в пределах северной Руси тот небесный огонек, который называется жизнью духовной, везде возбуждали и поднимали дух человеческий, привлекая к Богу сердца людские своим примером и молитвою. У них учился наш русский народ, как надобно жить по-Божьи, служить Богу в доброй христианской совести и любить ближнего истинною смиренною любовью. Напрасно укрывались от народа смиренные отшельники в глубину лесов дремучих и болот непроходимых – народ везде находил их, а любовь к ближнему, несмотря на глубокое их смиренномудрие, не позволяла им отказывать приходящим в слове назидания и утешения и побуждала делиться с ними сокровищем своего опыта духовного. Велик был монашеский подвиг сих избранников Божиих и сам по себе; но велико было и служение их Церкви и обществу, как избранных на сие служение орудий промысла Божия! Каково же было их смирение, когда и на мысль им не приходило, что они совершают великое дело Божие, что в их видимой немощи столь очевидно совершалась всемогущая сила Господа Бога, дивного во святых Своих!.. И поныне светят нам жития святых угодников Божиих, как звезды с неба церковного, и поныне, читая их, мы не только удивляемся их дивным подвигам, но и чувствуем в своем сердце тайное влечение хотя в некой малой мере проводить в свою личную жизнь те спасительные правила, коими они жили, идти, по мере сил, тем путем, каким они шли; чувствуем некую душевную тоску: отчего сами мы не живем так, как жили они?.. О, как были бы мы счастливы, если бы хотя издалече за ними следовали!..

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010