Из слова после Литургии и молебна в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, 8 октября 2014 года Источник духовной силы – молитвенный подвиг Думаю, не было бы преувеличением сказать, что возрождение русского монашества в значительной степени зависит, в том числе, и от игумений и игуменов нынешних обителей. Пусть примером для вас остается преподобный Сергий, явивший высочайший образец игуменского служения. Он поистине стал всероссийским игуменом, наставником наставников. Если же мы не будем стараться «жить по преподобному Сергию», подражать ему, то нам будет трудно, а может, и невозможно по-настоящему возродить подлинный общежительный дух и стиль жизни наших монастырей.      Авва Сергий был для братии настоящим духовным отцом – известно, как он заботился о внутреннем состоянии насельников. Благодаря послушанию ему братия представляла собой крепкую, единодушную монашескую семью. И в настоящее время очень большое значение имеет общение игумена или игумении с монашествующими. Это общение укрепляет единство братии, рождающееся от опыта совместной жизни в обители, от участия в богослужении, от общего приобщения от единой Чаши Христовой. Преподобный всегда был рядом со своими учениками, участвовал в их жизни, разделял с ними тяготы и невзгоды, являл образец смирения, простоты, кротости, воздержания, христианской любви. В подвигах и трудах он был первым из братии. Каждый день Преподобный приходил на богослужение, не позволяя никому уклоняться от общей церковной службы. В его лице братия видела убедительный пример того, как следует проводить иноческую жизнь. Но что было главным в служении аввы Сергия? Благодаря чему он сам смог достичь святости и зажечь в сердцах других людей пламень любви к Богу, взрастить многих святых? Источником его духовной силы был молитвенный подвиг. Он сам был первым в свершении этого подвига. Он никогда не опускал келейного правила, с особенным усердием молясь о своих учениках, и сподобился от Бога видения о будущем умножении братии.

http://pravoslavie.ru/74286.html

Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси. Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества. Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения. И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет. Град Радонеж Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители. Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества. Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь. А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте. Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.

http://foma.ru/nasledie-sergiya-radonezh...

- Вслед за императором Александром III Сергий Александрович ввел в Москве новогодние благодарственные молебны, участвовал в традиционном Крещенском крестном ходе к иордани на Москве-реке. Он был организатором церковных парадов и крестных ходов. Первым делом он благоукрасил церковь генерал-губернаторского дворца, которая была посвящена святому благоверному князю Александру Невскому. Достойное место в алтаре рядом с иконой Александра Невского с тех пор занял образ небесного покровителя Сергия Александровича - преподобного Сергия Радонежского - святого, которого великокняжеская чета почитала всю жизнь. Огромные труды великий князь положил на организацию празднования 600-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского . Он стал инициатором проведения крестного хода из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. В 2014 году подобный крестный ход и торжества по случаю празднования 700-летия Сергия Радонежского прошли в Лавре с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента России Владимира Путина . Промыслительно, что это еще и день памяти святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, которая отошла в вечность именно в день памяти преподобного Сергия, в день именин своего супруга. Празднование 700-летия Игумена земли Русской завершилось освящением полностью восстановленного замечательного храма преподобного Сергия Радонежского в Царском селе. Храм был построен для воинов лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового батальона (с 1910 г. - полка). Шефом воинского подразделения был великий князь Сергий Александрович. Почти за два месяца до своей кончины, в декабре 1904 года, он обновил и отреставрировал храм на свои средства и принял участие в его освящении. Труды по его благоустройству стали самыми последними трудами великого князя. - В 2014 году мы праздновали не только 700-летие преподобного Сергия Радонежского, но и 150-летие со дня рождения Елисаветы Феодоровны. Сейчас мы отмечаем 110-летие со дня кончины ее супруга. Все три имени промыслительно связаны со Святой землей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) . Служба преподобному составлена игум. Старо-Голутвина мон-ря Кириллом в 2001 г. и тогда же утверждена правящим архиереем Московской епархии митр. Ювеналием (Поярковым) (не опубл.). Ист.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 1853 [литогр. изд. Троицкого списка Жития]; Леонид (Кавелин), архим. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV в.//ПДП. 1885. Вып. 58; Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 19162. Отд. 1-2; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М., 1950. С. 458; Описание о российских святых. С. 237-239; Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998; ПСРЛ. Т. 18. С. 151. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 738; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 137-138; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 152-153; Альтшуллер Б. Л. Бесстолпные храмы XIV в. в Коломне//Сов. Арх. 1977. 4. С. 166; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого рус. гос-ва. М., 2001. С. 196-197, 237-240. Иконография Прп. Григорий Голутвинский. Икона. 2005 г. (старо-Голутвин мон-рь) Прп. Григорий Голутвинский. Икона. 2005 г. (старо-Голутвин мон-рь) Наиболее ранние изображения Г. сохранились в составе миниатюр лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 250 об.- 252), посвященных основанию Старо-Голутвина Богоявленского мон-ря («О Голутвинском монастыре»). В 1-м сюжете блгв. кн. Димитрий Донской просит прп. Сергия Радонежского благословить в Коломне «место поставити монастырь во имя святого Богоявления» - за спиной преподобного во главе группы монахов, очевидно, изображен Г. На 2-й миниатюре прп. Сергий благословляет основание обители и постройку церкви, затем дает блгв. князю для создания мон-ря «от ученик своих единого Григория священноинока», к-рый собирает братию и устраивает общежитие.

http://pravenc.ru/text/166541.html

24 августа 2014 года, в рамках празднования памяти преподобного Сергия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Николо-Пешношский мужской монастырь поселка Луговой Дмитровского района Московской области. Обитель была основана по благословению преподобного Сергия Радонежского одним из его учеников — преподобным Мефодием Пешношским. 21 сентября 2014 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, на который приходится годовщина Куликовской битвы, в связи с церковно-государственной программой празднования, Предстоятель Русской Православной Церкви и Председатель Правительства Российской Федерации Д.А Медведев приняли участие в торжествах на территории Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» в Тульской области. Его Святейшество совершил Божественную литургию в храме преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле — подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Святейший Патриарх Кирилл и Д.А Медведев возложили венки к памятнику-колонне князю Димитрию Донскому на Красном холме Куликова поля, а позднее возглавили церемонию открытия памятника «Благословение князя Дмитрия Донского на битву преподобным Сергием Радонежским» на Красном холме Куликова поля (деревня Ивановка Куркинского района Тульской области). 7 октября 2014 года, в канун памяти преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение, а в сам день праздника Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В тот же день Его Святейшество открыл собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое продлилось 8-9 октября. 14 октября 2014 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Покровском академическом храме Московской духовной академии. По окончании богослужения Святейший Владыка возглавил торжественный акт по случаю 200-летия пребывания Московских духовных школ в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Также Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение нового общежития Московской духовной академии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3804585...

Перед своей кончиной игумен Сергий повелел братии похоронить себя на братском кладбище. Однако Митрополит Киприан (†1406; пам. 16 сент.) благословил погрести останки почившего первого игумена обители в созданной им Троицкой церкви. В Похвальном слове старца Епифания Премудрого говорится об этом: “…преосвященный Митрополит Киприан, пересмотрев и рассудив в себе, како и где погребется блаженный, и благослови, и повели им положити его в церкви, на правей стране, еже и бысть”. В 1422 году, тридцать лет спустя после кончины Преподобного, при Митрополите Фотии (†1431; пам. 2 июля) и при игумене Никоне (†1426; пам. 17 нояб.) началось строительство нового каменного собора и при этом произошло открытие мощей основателя Троицкой обители и светильника земли Русской. Со временем настоятели Троицкой обители начинают избираться в Предстоятели Русской Церкви. В конце XV века был поставлен Митрополит Симон (1495–1511). Недолго занимал кафедру Митрополит Иоасаф (1539–1542), скончавшийся затем на покое в Троицком монастыре. В XVI веке происходит возвышение обители преподобного Сергия: она становится первейшей в Русской Церкви, её настоятель становится архимандритом. В Соборной грамоте святителя Макария (†1563; пам. 30 дек.), данной в 1561 году первому Троицкому архимандриту Елевферию, говорится об особенностях совершения им богослужения, указаны также приписные к Троицкой обители монастыри. Предстоятели Русской Церкви возводили Троицких настоятелей на архиерейские кафедры. Троицкий постриженик, Митрополит Кирилл III (1568–1572), поставил игумена приписного Махрищского монастыря Варлаама (†1585; пам. 21 авг.) на Суздальскую кафедру. Последний Митрополит Московского царства, святитель Дионисий (1581–1586), освятил в 1585 году Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре и совершил переложение мощей преподобного Сергия в новую раку. В 40-х годах XVII века старец Троицкой обители Симон (Азарьин) написал новую редакцию Жития преподобного Сергия. Он максимально собрал все письменные источники XV–XVII вв. о жизни и чудесах преподобного Сергия и его труд был издан Московским печатным двором. Автор-составитель отметил первые визиты Восточных Патриархов в обитель преподобного Сергия Радонежского: “Первое бысть во Святей России и в Сергиеве монастыре Святейший Иоаким Патриарх Великия Антиохии. И потом Святейший Вселенский Иеремия Патриарх Царяграда, иже и Патриаршества саном украсил престол Российский, поставил на Москве в Патриархи преосвященнаго Митрополита Иова”. Совершали паломнические поездки в обитель Радонежского угодника Всероссийские Патриархи. У его святых мощей получил исцеление от своих недугов Патриарх Иосиф (1642–1652).

http://pravmir.ru/konchina-svyateyshego-...

Сергия в редакции прп. Епифания (ни в одной др. редакции помянника рода прп. Сергия Радонежского имя М. не встречается ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 214-219)). Поминание 1-го духовного наставника троицкого игумена носило исключительно местный характер. По-видимому, напрямую оно не было связано с Троице-Сергиевым мон-рем. В пользу этого свидетельствует факт, что имя М. не попало ни в синодик иером. Троице-Сергиева мон-ря Мартиниана в 1645-1649 гг. (РГБ. Ф. 178. 9255. Л. 19-19 об.), ни в «Месяцеслов» троицкого келаря Симона (Азарьина) в сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201), ни в «Книгу, глаголемую Описание о российских святых» в кон. XVII в., ни в «Книгу, обдержащую в себе собрание всех российских святых чудотворцов…», принадлежавшую П. И. Савваитову , где были списки святых «Града Радонежа и монастыря», в нач. XVIII в. (Описание о российских святых. С. 76-83; Барсуков. Источники агиографии. 1882. С. IV. 8). В 1854 г. в очередной раз была обновлена роспись Троицкой ц. ( Горский. С. 18). До 1874 г. о М. вспомнили при создании надписи за правым столбом в юго-зап. углу этого собора. В ней было отмечено, что Варфоломей пострижен «игуменом Митрофаном в 1337 году, на 23 году от рождения» ( Бурейченко. 1958. С. 5). В 1981 г. имя М. было включено в Собор Радонежских святых по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева ), празднование Собору установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 132, 135-136; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 309-312, 320, 322, 348-349, 383-384. Лит.: Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1882. Серг. П., 1910, 1996р. С. 4, 62; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 5; Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. С.

http://pravenc.ru/text/2563406.html

Житие Святого Петра, Прежде Бывшего Мытарем 1 ] Память 23 Сентября Слово На Зачатие Честного И Славного Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна Память Святых Мучеников Андрея, Иоанна, Петра И Антонина Память Святой Мученицы Ираиды Житие Преподобной Поликсении Память 24 Сентября Житие И Страдание Святой Первомученицы, Равноапостольной Феклы Память Преподобного Коприя Житие Преподобного Отца Нашего Никандра Псковского Память 25 Сентября Житие Преподобной Матери Нашей Евфросинии Житие И Чудеса Преподобного И Богоносного Отца Нашего Сергия, Радонежского Чудотворца 1 ] Житие Преподобной Евфросинии Суздальской Память Преподобномученика Пафнутия Память 26 Сентября Житие Святого Апостола И Евангелиста Иоанна Богослова Память 27 Сентября Житие И Страдание Святого Мученика Каллистрата Житие Преподобного Отца Нашего Савватия Соловецкого, Чудотворца Память Святых Апостолов Марка, Аристарха И Зины Память Святой Мученицы Епихарии Память Преподобного Игнатия Память 28 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Харитона Исповедника Память Святого Пророка Варуха Память Святых Мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка, Никона, Неона И Илиодора Житие Святого Вячеслава, Князя Чешского Память 29 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Кириака Память Святых Мучеников Дады, Гаведдая И Каздои Память Преподобного Феофана Память 30 Сентября Житие И Страдание Святого Священномученика Григория, Епископа Великой Армении, И С Ним Тридцати Семи Дев Житие Преподобного Отца Нашего Григория, Игумена Обители На Пельшме Реке, Вологодского Чудотворца Память Святого Михаила, Митрополита Киевского И Всея России Чудотворца Жития Святых — месяц сентябрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц сентябрь Память 1 сентября Слово в первый день индикта, или нового года Царь веков, Господь Бог наш, «положил времена или лета в своей власти» (Деян. 1:7) [ 1 ], Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мирских дел их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Житие Святого Петра, Прежде Бывшего Мытарем 1 ] Память 23 Сентября Слово На Зачатие Честного И Славного Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна Память Святых Мучеников Андрея, Иоанна, Петра И Антонина Память Святой Мученицы Ираиды Житие Преподобной Поликсении Память 24 Сентября Житие И Страдание Святой Первомученицы, Равноапостольной Феклы Память Преподобного Коприя Житие Преподобного Отца Нашего Никандра Псковского Память 25 Сентября Житие Преподобной Матери Нашей Евфросинии Житие И Чудеса Преподобного И Богоносного Отца Нашего Сергия, Радонежского Чудотворца 1 ] Житие Преподобной Евфросинии Суздальской Память Преподобномученика Пафнутия Память 26 Сентября Житие Святого Апостола И Евангелиста Иоанна Богослова Память 27 Сентября Житие И Страдание Святого Мученика Каллистрата Житие Преподобного Отца Нашего Савватия Соловецкого, Чудотворца Память Святых Апостолов Марка, Аристарха И Зины Память Святой Мученицы Епихарии Память Преподобного Игнатия Память 28 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Харитона Исповедника Память Святого Пророка Варуха Память Святых Мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка, Никона, Неона И Илиодора Житие Святого Вячеслава, Князя Чешского Память 29 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Кириака Память Святых Мучеников Дады, Гаведдая И Каздои Память Преподобного Феофана Память 30 Сентября Житие И Страдание Святого Священномученика Григория, Епископа Великой Армении, И С Ним Тридцати Семи Дев Житие Преподобного Отца Нашего Григория, Игумена Обители На Пельшме Реке, Вологодского Чудотворца Память Святого Михаила, Митрополита Киевского И Всея России Чудотворца Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/book/zhitiya-sv...

Многолетно, сотвори Бог святое царство их на многа лета. Паки се глаголет по ряду. Многолетно сотвори Бог , державное и святое царство их на многа лета. Таже еще Патриарха. Сице убо творим в Царствующем граде во святой Софии: Многолетно сотвори Бог Богом венчанное, Богом нареченное, Богом соблюдаемое державное и святое царство их, на многа лета. В нашей же России подобает инако, но пременить глаголя, зане несть царствия зде, ни Царя, глаголати же сице подобает; Многолетные сотвори Бог Князи наших на многа лета. Таже сице многолетны устроит Бог, благородные и Христолюбивые и Богом избранные Князя наша на многа лета. Посем же и Митрополиту рцем сице: Многолетне устрой Бог Преосвященного Господина нашего Митрополита Киевского и всея России имярек на многа лета.» Февраль 12-го. Преставление Отца нашего Алексия Митрополита нового Чудотворца Русского. 67 Март 30. Иже во Святых Отца нашего Ионы Митрополита всея России нового Чудотворца. 68 Апрель 26. Память иже во Святых Отца нашего Стефана Епископа Перми. 69 Май 2.Перенесение мощей св. мученик Князей Русских Бориса и Глеба. 3.Преподобного Отца нашего Феодосия Печерского первого начальника общему житию в России. 70 7. Преподобного Отца нашего Антония Печерского. 14. Святого Исидора Христа ради юродивого Чудотворца Ростовского. 71 22. Преподобного Отца нашего Никиты Столпника Переяславского Чудотворца. 72 25. Обретение честного тела Святого Отца нашего Леонтия Епископа Ростовского. 73 Июнь 9. Преставление Преподобного Отца нашего Кирилла Игумена Белоозерского, процветшего в постницех Русской земли нового Чудотворца. 74 Июль 2. Против сего числа на полях другой рукой написано: «В сий же день перенесение мощей Преподобного Отца нашего Сергия Чудотворца Радонежского. 75 11.Успение Преподобной Княгини Ольги бабы Великого Князя Владимира Киевского. 15. Успение и Святаго и Равноапостольного Великого Князя Владимира Киевского, нареченна во св. крещении Василий просветитель земли Русской св. крещением. 24. Св. Праведных страстотерпиц Князей Русских обою братья по плоти Бориса и Глеба, во Святом крещении наречена Романа и Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010