Это делается потому, что о жизни и подвигах преподобного Сергия издавна были и теперь есть и подробные, и краткие сказания, в числе коих из древних следует упомянуть сочинение блаженного Епифания Премудрого , ученика преподобного Сергия, а из составленных за более позднее сравнительно время довольно упомянуть труды Платона, митрополита Московского, Филарета, митрополита Московского, и наше издание под заглавием: «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца», с картинами и многими рисунками (до 122). Москва, 1885 и 1891 гг. Дай Бог , чтобы наш патерик доставил своим читателям возможность хотя на несколько часов оторваться от сокрушающей наш дух житейской суеты и перенестись духом в тихие пустыни, в дремучие леса и дебри, где витали святые подвижники, где протекала их равноангельная жизнь, вся посвященная подвигам духовного самоиспытания и очищения сердца, вся устремленная к Богу и вечному блаженству... Не забудем, что если крепка наша Русь православная, если стоит она скалою незыблемой в виду треволнений, обуревающих другие народы христианские, то всем этим первее всего она обязана именно сим, бежавшим от мира, великим в своем смирении носителям духа Христова: они, как благодатные светильники, всюду зажигали в пределах северной Руси тот небесный огонек, который называется жизнью духовной, везде возбуждали и поднимали дух человеческий, привлекая к Богу сердца людские своим примером и молитвою. У них учился наш русский народ, как надобно жить по-Божьи, служить Богу в доброй христианской совести и любить ближнего истинною смиренною любовью. Напрасно укрывались от народа смиренные отшельники в глубину лесов дремучих и болот непроходимых – народ везде находил их, а любовь к ближнему, несмотря на глубокое их смиренномудрие, не позволяла им отказывать приходящим в слове назидания и утешения и побуждала делиться с ними сокровищем своего опыта духовного. Велик был монашеский подвиг сих избранников Божиих и сам по себе; но велико было и служение их Церкви и обществу, как избранных на сие служение орудий промысла Божия! Каково же было их смирение, когда и на мысль им не приходило, что они совершают великое дело Божие, что в их видимой немощи столь очевидно совершалась всемогущая сила Господа Бога, дивного во святых Своих!.. И поныне светят нам жития святых угодников Божиих, как звезды с неба церковного, и поныне, читая их, мы не только удивляемся их дивным подвигам, но и чувствуем в своем сердце тайное влечение хотя в некой малой мере проводить в свою личную жизнь те спасительные правила, коими они жили, идти, по мере сил, тем путем, каким они шли; чувствуем некую душевную тоску: отчего сами мы не живем так, как жили они?.. О, как были бы мы счастливы, если бы хотя издалече за ними следовали!..

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Редакции А и Б близки между собой; в них еще ничего не говорится об обретении мощей Преподобного Сергия и посмертных чудесах. Близка к редакции А летописная редакция, помещенная в Никоновской летописи; она имеет ряд совпадений с редакцией Е. Остальные редакции В, Г, Д, Ε включают описание обретения мощей святого и посмертные чудеса, т. е. включают прибавления, сделанные уже после смерти Епифания Премудрого Пахомием Сербом. Каково же взаимоотношение редакций А и Б? Прежде всего отметим разницу в заглавии Жития. Редакция А Редакция Б «В той же день житие и жизнь и подвизи преподобного и богоносного отца нашего Сергия. В нем же имать и от бо жественных чудес его. Списано от Пахомия, иеромонаха Святыя горы. Благослови отче». «Житие и жизнь преподобнаго отца нашего игумена Сергия. Списано учеником его священоиноком Епифанием. В нем же имат И от божественных чудес его» Редакция А по заглавию приписывается Пахомию Сербу. При сопоставлении текстов этих редакций легко заметить, что редакция А имеет разночтения с редакцией Б, носящие характер прямых заимствований из переводных житий. В литературе уже отмечались параллели между редакцией А и «Житием Ксенофонта и Марии» и «Житием Феодора Едесского» 8 . Чтобы показать, как протекала эта редакторская правка, остановимся на одном примере. Редакция Б «Не по мнозе же времени и родителие его сподобишася иноческаго образа и поидошя кажды въ монастырь и мало лет поживши в великом въздръжании итако предашя душя своя Господеви. Честный же тъи юношя, проводив их с плачем, и надгробные песне отпев, и тако скутав честная их телеса, погребе честно.Видев же тъии, яко никым же браним есть, пришел въ дом отца своего и елика обрете в дому ова раздасть требующим, иная же остави брату своему Петру. Он же, исшед из дому отча, не взем с собою ничто же от стяжаниа отча по божественному апостолу рекшу: «Уметы вся вмених, да Христа единаго приобрящу«» (стр. 219). Редакция А «Не по мнозе же времени родитилие его оставлеше мир и вся, иже въ мире, и поидошя кыиждо в манастырь, и сподобишася иноческого образа. И мало лет отживше в великом въздержании и тако предаша душа своа в руце Богови и в обитель вечныа отидоста чистаа жителя и съпруга. Доблии же убо Варфоломеи обычнаа възаконениа на ошествие родителем сътворь, и слезами почет умершаа отца и матере, погребе честно и священными службами того украси память, и все имение родителю своего раздасть требующим, рабы же вся свободив, и просто рещи, единою нынешняго жития растерзав, и яко некыи орел легкими крилома опрятав по въздуху преходя, и ошед мирьскых печалей и оставль дом отца своего, не взят съ собою ничто же от стяжаниа отча по божественному апостолу рекшу: «уметы вмених все, да Христа единаго приобрящу»» (с. 82). Житие Феодора Едесского

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Преподобный Андрей Рублев Преподобный Андрей Рублев: История в картинках Андрей Рублев. Звенигородская история Созерцая «Троицу» Благоверного князя Андрея Боголюбского Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству Святителя Андрея Критского, архиепископа Почему святителю Андрею Критскому молятся как преподобному? Великий канон Преподобной Марфы Антиохийской, матери Симеона Дивногорца   Обретение мощей преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца   Православные праздники 18 июля Преподобного Афанасия, игумена Афонского Афон Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца Преподобный Сергий Радонежский в миру имел имя Варфоломей. С детских лет он веровал в Бога. После смерти своих благочестивых родителей жил в глухом лесу, где основал вместе с 12 иноками Троице-Сергиеву лавру. В то время святой предсказал победу русским войскам в борьбе с татарским игом. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, который одержал победу в Куликовской битве. Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобной мученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой) Княгиня Елисавета была женой великого князя Сергея Александровича Романова. После его убийства она первая поехала собирать останки мужа, просила у царя о помиловании преступника, увившем его. Елисавета открыла Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. Всю свою жизнь она посвятила благотворительности и помощи больным и обездоленным. Елизавета Федоровна Романова Дармштадтские принцессы при русском дворе Православные праздники 19 июля Собор Радонежских святых Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобных Сисоя Великого и Сисоя, схимника Печерского   Православные праздники 20 июля Преподобной Евфросинии (в инокинях Евдокии), великой княгини Московской Святая Евдокия была женой Дмитрия Донского и имела 12 детей. После смерти мужа она надела вериги, наложила на себя пост и стала каждый день ходить в церковь. Она построила женский монастырь в Кремле, несколько храмов в Переяславле-Залесском, занималась благотворительной деятельностью. Евфросиния способствовала перенесению чудотворной иконы Владимирской Божией Матери в Москву, тем самым отвратив нашествие Тамерлана на Москву.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Послание клиру и пастве Саранской епархии по случаю канонизации монаха Филарета (Кулакова), земли Ичалковской чудотворца.//Сар. ЕВ, 1999, 9, с. 9-13. Приветствие епископа Саранского и Мордовского Варсонофия при встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре 3 августа 1993 г.//Сар. ЕВ, 1993, 10-11, с. 6-7. Приветствие участникам Сретенских чтений.//Сар. ЕВ, 1994, 2, с. 8. Приветствие участникам выставки «Живи, икона!» 9 апреля 1997 г.//Сар. ЕВ, 1997, 4-5, с. 11-13. Приветствие участникам конференции, посвященной памяти священника А.И. Масловского.  // Сар. ЕВ, 1998, 11-12, с. 6-9. Приветственное слово к участникам конференции «Преподобный Серафим и духовная жизнь народов Поволжья».//Сар. ЕВ, 1993, 10-11, с. 20-21. Привественное слово участникам IV Сретенских образовательных чтений.//Сар. ЕВ, 1999, 3, с. 7-10. Саранской епархии — 5 лет. Слово епископа Саранского и Мордовского Варсонофия на торжественном акте.//Сар. ЕВ, 1996, 2 (спецвып.), с. 1-4. Слово, произнесенное на вечере, посвященном 600-летию со дня блаженной кончины преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.//Сар. ЕВ, 1992, 7, с. 5-10. Слово на празднике «День Победы» 9 мая 1993 г.//Сар. ЕВ, 1993, 5, с. 6-7. Слово на III Сретенских образовательных чтениях 19 февраля 1998 г.//Сар. ЕВ, 1998, 3-4, с. 19-22. Слово по случаю 1-го выпуска Саранского духовного училища.//Сар. ЕВ, 1997, 7, с. 7-9. Слово на Кирилло-Мефодиевских чтениях «Пушкин и Православие».//Сар. ЕВ, 1999, 7, с. 26-32. В неделю святых жен мироносиц. Проповедь.//Сар. ЕВ, 1999, 4, с. 19-22. Второе посещение удела Божией Матери.//Сар. ЕВ, 1996, 11-12, с. 17-45. Выступление на Епархиальном совете 14 декабря 1999 г.//Сар. ЕВ, 2000, 2, с. 15-21. Домашняя молитва.//Сар. ЕВ, 2000, 2, с. 42-44. «Монастыри — это опора для людей»: Беседа с епископом Саранским и Мордовским Варсонофием, священноархимандритом Санаксарского монастыря./Интьервью Огудиной Н.//Сар. ЕВ, 1999, 8, с. 22-28.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197785...

Мы чтим наших русских святых не только как небесных покровителей святой и грешной России. В них мы ищем откровение и наставление для духовной жизни каждого из нас, для собственного духовного пути. Вот почему и следует знать, в чём же особенность нашей русской святости. Сегодня мы всматриваемся с особенным чувством в великое наше прошлое, в лики наших святых, появляющиеся у самых истоков, в самом начале истории нашего народа. Вот XI век — первые святые русские. Кто они были? Миряне, братья и сестры. Страстотерпцы Борис и Глеб, а за ними идут святые Киево-Печерской Лавры во главе с преподобным Феодосией, духовным начальником этой Лавры. Потом видим святых князей, святителей. Потом, наконец, Московская Русь. Мы видим святых московских, около Москвы подвизавшихся, святого Сергия преподобного Радонежского игумена всея России Чудотворца, наконец, нашу святую северную Фиваиду… Потом Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоколамский (или Волоцкий), которые, между собой спорят о том, как надо устраивать монастырскую , монашескую духовную жизнь. Один говорит — так, а другой — иначе. И один и другой несколько по-разному устраивают монашескую жизнь, но оба — святые, оба — подвижники. За ними идут юродивые, блаженные и святые жёны — Ефросинья Полоцкая, Анна Кашинская и многие другие святые жёны, подвизавшиеся в России. Наконец, почти наш современник — святой Серафим Саровский, святой Тихон Задонский. Вот — золотая цепь, тянущаяся от самых истоков нашей истории и до наших дней. Никогда не прерывалась и не прервётся эта золотая цепь. Были, есть и будут всегда на нашей земле подвизающиеся святым подвигом особенной русской святости и особенного русского благочестия чистые сердцем люди. Всматриваемся в эту золотую цепь, всматриваемся в это великое прошлое Русской Церкви, и что видим? Какие черты характерны для русской святости? Прежде всего, братья и сестры, видим светлую-светлую мерность жизни, т.е. отсутствие какого бы то ни было радикализма. Нет резких отклонений от завещанных древностью христианских идеалов в монашестве, а мы особенно почитали, почитаем и будем почитать монашество. Нет жестокой практики какого-нибудь особенного самоистязания, нет так называемой аскезы, есть тихий труд и пост, пост и труд. Так живут наши монастыри.

http://pravmir.ru/svyatost-i-svyatyie/

Отсутствие паломников не повредит возрождаемому монастырю, более того, поможет в сосредоточении на его главной задаче – молитве за Россию и за весь мир. Следует понимать, что вновь созидаемая обитель – это не прежняя Саровская пустынь. Это – лишь возможность вновь ею стать, и не посредством механического воспроизведения былого и ушедшего, но посредством трудного прохождения заново пути к благодатному преображению человеческой личности, тесного и тернистого пути, известного нам по опыту святых отцов. Тем же православным, которые сегодня стремятся ускорить ход событий, стоит напомнить о необходимости здравомыслия, терпения и духовной трезвости. Стремление не только заложить сад, но и вырастить его, чтобы насладиться плодами, по-человечески понятно. Но надо отчетливо сознавать, что исчерпывающее исполнение наших чаяний находится, скорее всего, за горизонтом нашей собственной земной жизни. Пока же тихая работа монастыря, без сомнения, станет полезна жителям Сарова, прежде всего молодым. Это связано с весьма актуальными задачами нравственного оздоровления той социальной среды, в которой живут горожане и осуществляет свою важнейшую для страны работу Ядерный центр. Не случайно одновременно с возобновлением монашеской жизни в Сарове обсуждается вопрос о создании приходского просветительского общественного центра, который расположится в части возвращенных Церкви монастырских строений. Братия монастыря, расположенного близ крупнейшего в мире научного центра, могла бы заниматься учебно-просветительской, издательской, научно-богословской деятельностью. Впереди немало трудностей. Мы верим, что Господь даст силы их преодолеть всем нам – и тем, кто чаял возрождения Саровской обители, и несогласным с этим. Совершаемое сегодня по своему значению может сравниться лишь с первым прибытием в Саров Святейшего Патриарха. В эти дни мы все заново ощущаем, что Саров – достояние всей России. Сегодня перед ним, а значит и перед Россией, открываются новые горизонты. Решение Синода принято в день памяти святых Царственных Мучеников, накануне обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского и день спустя после перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца.

http://foma.ru/sarovskaya-pustyin-vossta...

Отец Никон сделал многое для того, чтобы Благая Весть распространялась по всей России, чтобы люди знали своих святых и молитвенников. До революции большой популярностью в народе пользовались его «Троицкие листки», которые распространялись миллионными тиражами. В 1885 году о. Никон Рождественский издаёт книгу «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца». Он сотрудничал в различных периодических изданиях, например, «Русское обозрение», «Русское слово», с 1902 по 1917 годы он издавал школьный журнал «Русская нива». Епископ Никон Рождественский считал, что в смутные времена особенно важно духовное просвещение народа, оно позволит сохранить его историческое единство и соборность. Он писал: « Исстрадавшаяся душа ищет опоры, ободрения, нравственной поддержки, и мысль невольно обращается к векам минувшим, и хочется раскрыть летописания церковные или жития святых, даже – даже наши русские летописи, чтобы перенестись хоть на несколько минут в иной мир, совсем на современный нам мир непохожий. Какая была тогда горячая, младенчески простая, но могущая и горы переставлять вера! Наши предки, не говорим уже о Божьих угодниках, были – это чувствуется как непреложная истина – были как бы в непосредственном общении с небом: для всего у них была одна мерка – согласно или несогласно известное деяние, даже намерение, с волей Божией; грех они грехом и называли, правда, грешили, но и каялись в своих грехах от всего сердца сокрушенного и духа смиренного: приходила беда – к Богу и Его угодникам обращались; Матерь Божия всегда была первым прибежищем русского человека; Церковь являлась всемощною заступницей, руководительницей в жизни, которой слушались и властители, и смиренные земли; история нашего народа была историей церкви, а так как Церковь в своей сущности есть живой, неумирающий организм, части коего находятся в живом непрестающим общении друг с другом, и люди, живущие на земле, присно пребывают в общении с отшедшими к Богу, то народ наш возрастал, как единый цельный организм, для которого прошлое было столь же жизненно, как и настоящее. Он черпал силы и жизненную мощь из прошлого не в уроках только истории, как у других народов, а в живом общении со святыми предками своими посредством молитвы, посредством божественной Евхаристии, посредством дел любви, творимых от имени тех, кого уже нет на земле. – Да, то была настоящая христианская жизнь!

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/18/...

Сознавая всю великую важность складывавшегося в душе его жизненного решения, Александр Михайлович страшился принять его на свою единоличную ответственность. Ему хотелось найти для себя нравственную опору в другой сильной и святой воле, которая благословила бы его на избранный путь и освободила бы его душу от мучительного чувства одиночества при принятии столь решительного шага. Наступило лето 1839 года. Экзамены в духовном училище окончились, и школьники разбрелись по родительским домам. Наступил отдых и для преподавателей. Александр Михайлович проводил лето у своего друга, сына священника села Сланского, Павла Степановича Покровского. Недалеко от с. Сланского жил в то время знаменитый Троекуровский затворник о. Иларион, к которому многие обращались за советами и лично, и письменно. Задумали побывать у затворника и наши друзья, чтобы испросить у него совета и благословения на дальнейший образ жизни. Отдохнув некоторое время в Сланском, молодые люди отправились пешком в Троекурово, находившееся от Сланского в 30 верстах. Отец Иларион принял их ласково. Глубоко трепетало сердце Александра Михайловича, когда, изложив старцу свои думы и чувства, он услышал от него слова: «Иди в Оптину! Можно бы и в Саров пойти, но там уже нет теперь таких старцев, как прежде». При этом, как передают некоторые, о. Иларион прибавил: «Ты в Оптиной нужен!» Итак, жребий, казалось, был брошен. Но благоразумный и осторожный Александр Михайлович все еще не спешил осуществить желание своего сердца – он хотел получить еще одно благословение, благословение великого игумена всея России, преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, основателя монашеской жизни в северных пределах нашего отечества. Так как времени до начала учебных занятий в училище оставалось еще не мало, то он уговорил своего друга предпринять новое путешествие в Троице-Сергиеву Лавру. Павел Степанович, сам чувствовавший влечение к монашеству и любивший посещать святые обители, с радостью согласился. Начались сборы. Александр Михайлович своими руками гнул из молодых веток дуги, прикреплял их к задней части простой деревенской телеги и укрывал их войлоком и рогожами, чтобы иметь защиту от дождя и солнечного зноя. Священник Стефан Покровский, отец Павла Степановича, сочувствовавший поездке молодых людей, дал им с радостью, несмотря на рабочую пору, собственную лошадь. Наконец все было готово для пути. Погода благоприятствовала, и юные друзья двинулись в дорогу, бодрые и веселые, напутствуемые благословениями и благожеланиями родных и знакомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Так, пророка Иеремию Бог от чрева матери предызбрал и освятил. То же свидетельствует о себе другой пророк – Исаия. А святой и великий пророк и Предтеча Христов Иоанн, еще будучи во утробе матери, познал Господа, носимого в ложеснах Пречистой Приснодевы Марии: И взыграся младенецъ радощами во чреве ( Лк.1:44 ) матери своей Елисаветы, и ее же устами пророчески возопил: Откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? ( Лк.1:43 ). О святом пророке Илии есть сказание, что родители его видели, как светлые и благообразные мужи повивали сего младенца огненными пеленами и питали его пламенем огненным». Далее Епифаний приводит подобные же рассказы о святых: Николае Чудотворце, Ефреме Сирине , Алипии и Симеоне столпниках, Феодоре Сукеоте, Евфимии Великом, Феодоре Едесском и Петре, митрополите Московском , – рассказы, которые мы опускаем, дабы, по выражению самого блаженного Епифания, «долготою слова послушателем слухи ленивы не сотворити», и приводим здесь только заключительные его мысли. «Досточудно, – говорит он, – было это возглашение младенца во чреве матери; досточудно было его воспитание от младенческих пелен; досточудна была и вся жизнь этого поистине досточудного мужа! Господь еще до рождения отметил его Своею благодатью и необычным случаем предуказал Свое особенное Божественное о нем промышление». Всегда преданные воле Божией и внимательные к путям Провидения, Кирилл и Мария поняли указания Промысла Божия и, сообразно с этими указанием, должны были вести дело воспитания дитяти. После описанного происшествия особенно мать сделалась необыкновенно внимательна к своему состоянию. Всегда имея в мыслях, что она носит во чреве младенца, который будет избранным сосудом Святого Духа, Мария во все остальное время беременности готовилась встретить в нем будущего подвижника благочестия и воздержания, а потому и сама, подобно матери древнего судии Израильского Сампсона ( Суд.13:4 ), тщательно соблюдала душу и тело в чистоте и строгом воздержании во всем. «Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала, – говорит святитель Платон, – чрез свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Василий Васильевич Циблиев Валерий Григорьевич Корзун также оказал неоценимую помощь, обратившись к главнокомандующему и получив у него разрешение на строительство. И уже в декабре 2008 — январе 2009 года были освящены и подняты на храм купола и кресты. Архитектурный проект храма был воплощен в жизнь Родионом Исламовым, талантливым резчиком по дереву из Красноярского края. Храм построен из ангарской сосны и кедра в древнерусском стиле, высота его составляет 39 метров, а площадь — 212 квадратных метров. Строение венчают тринадцать глав: они символизируют Самого Спасителя и Его двенадцать апостолов. Внешне храм напоминает устремленную в небо ракету. Первая Божественная Литургия в храме Преображения Господня была совершена игуменом Иовом в Прощеное воскресенье 14 февраля 2010 года. С этого времени здесь регулярно совершаются богослужения суточного круга и все таинства Церкви. В июле 2010 года в храме был установлен резной, искусно выполненный из сибирского кедра иконостас. Из-за своеобразной формы храма иконостас заметно приближен к центру, что создает эффект особой близости Горнего мира к молящимся. Во время возведения храма Патриарх Алексий II интересовался у В.В. Петрова, как идет строительство, и обещал передать для общины две иконы — преподобного Илии Муромца и святой великомученицы Варвары. Но сделать это он не успел… Только через два года после кончины Святейшего его келейнику удалось найти Валентина Васильевича и выполнить данное Патриархом обещание. Так в храме оказались иконы, побывавшие в космосе на беспилотном космическом аппарате «Кобальт». Великое освящение храма 28 ноября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великое освящение храма. По окончании торжественного богослужения Святейший Патриарх поблагодарил игумена Иова за труды по устройству храма и удостоил права ношения креста с украшениями. Предстоятель Церкви объявил, что храм Преображения Господня в Звездном городке получает статус Патриаршего подворья. После этого совершили вручение церковных наград: ордена Преподобного Сергия Радонежского II степени удостоился строитель храма Анатолий Николаевич Кузнецов, орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени были награждены Герои России летчики-космонавты Василий Васильевич Циблиев и Юрий Валентинович Лончаков. Святейший Патриарх сказал теплое слово всем присутствовавшим на службе и особо поблагодарил космонавтов старшего поколения — Валентину Владимировну Терешкову и Алексея Архиповича Леонова .

http://pravoslavie.ru/147808.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010