Вот почему похороны Святейшего Патриарха превратились в настоящее торжество Православия. Сотни тысяч людей шли в храм Христа Спасителя, а затем в Богоявленский собор, стояли вдоль дороги, по которой двигался погребальный кортеж. Они готовы были провести по пять-восемь часов под проливным дождём, на холоде, чтобы поклониться памяти Святейшего Патриарха, а это говорит о том, что все они испытывали к нему глубоко личные чувства любви и признательности. Архимандрит Макарий, иеромонах Филофей Троице-Сергиева лавра и предстоятель русской церкви Особую роль в возрождении русского общества и государства в тяжёлое время золотоордынского ига сыграли монашеские обители. Примерно за столетие 1340–1440 годы куликовское поколение русских людей основало на Руси около 150 монастырей. Как пишет замечательный историк В. О. Ключевский, “древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нём возвышались нравственные силы”. Это были молитвенники и ходатаи пред Богом за землю Русскую. И среди них ярко сияет имя великого светильника нашей Церкви — преподобного Сергия, игумена Радонежского (†1392; пам. 25 сент.). Монашеский постриг Преподобный восприял в 1337 году и этот год является датой основания Троицкого монастыря. По благословению Всероссийского Митрополита Феогноста (†1353; пам. 14 марта) преподобный Сергий основал на горе Маковец храм во Имя Живоначальной Троицы. Слава о молитвенных подвигах Радонежского подвижника постепенно стала известна не только в России, но и в столице Византии. Константинопольский Патриарх Филофей прислал Преподобному крест и параманд в благословение на последующие молитвенные подвиги. В его грамоте подавалось благословение Радонежскому игумену ввести общежительный устав в монастыре. Преподобный Сергий испросил на это благословение и у святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). “Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители и советовался с ним, желая иметь его своим преемником”. Святые подвижники “подвизались каждый на своём поприще, делали одно общее дело Это дело — укрепление Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились Московские князья XIV в. Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии величайшим святителем Руси Митрополитом Петром”.

http://pravmir.ru/konchina-svyateyshego-...

Значительным вкладом в почитание прп. Сергия Радонежского стало издание классического современного жития великого русского святого: «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Архиепископ Никон издал также «Толковое Евангелие от Матфея» и множество статей и дневников. С 1904 года – епископ Муромский, с 1906-го – архиепископ Волгодский и Тотемский, член Св. Синода. С 1916 года на покое проживал в Троице-Сергиевой Лавре. В годы революционного лихолетья выступил как резкий противник революции и защитник монархии. Могила архиепископа Никона давно уже стала местом почитания лаврских паломников. Отметим, что владыка Никон был убежденным монархистом, состоял в ряде монархических организаций, в том числе в Союзе русского народа. Приведем также выдержки из дневников владыки Никона за 1910-1917 гг., которые и сегодня не потеряли своей актуальности: «Вот уже несколько лет будто туманом ядовитым заволокло нашу Русскую землю и идет по ней такая духовная смута, какой не знала она во времена злой татарщины: нужно ли подробно говорить о том, что в наши дни творилось и доселе творится у нас на Руси?.. Забыты, попраны все заповеди Божий, кощунство, богохульство, все виды распутства, и, наконец, такие преступления, которые доводят до ужаса верующее сердце, о коих рука отказывается писать, язык немеет говорить... Чувствует грешное сердце, что вот-вот гнев Божий, как страшный гром небесный, разразится над нами и не будет нам помилования... А эта сила есть: она в Церкви, в вере православной, в благодати Христовой, которою столь обильно располагает Церковь. К несчастью, в нашей интеллигенции есть непреодолимое препятствие к тому, чтобы использовать эту силу: наш интеллигент смотрит на Церковь глазами западного полуинтеллигента, в Православии видит какое-то жалкое подобие римского католицизма, в духовенстве – невежественных фанатиков и корыстолюбцев, по подобию иезуитов, и, с высоты какого-то величия просвещенного человека, судит о том, чего не знает и знать не хочет…»

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/12/so...

И. Хитрова «Св. праведный Филарет милостивый». В 1901 г. издано исследование иером. Фаддея (Успенского) (впосл. архиепископ, сщмч.) «Единство книги пророка Исайи». Также издавались труды святителей Василия Великого (1900-1902), Афанасия Великого (1902-1903), прп. Макария Египетского (1904), различные исследования по истории Троице-Сергиевой лавры. Н. сотрудничал со многими авторами, среди которых были С. А. Нилус , А. П. Лебедев и др., чьи труды он публиковал в виде статей в журналах и отдельными изданиями. Книгоиздательская деятельность Н. позволила Троице-Сергиевой лавре на скопленный от продажи этих изданий капитал открыть собственную типографию. Позднее, находясь на Вологодской кафедре, Н. продолжал издательскую деятельность. С 1906 по 1912 г. он печатал Жития святых, в т. ч. Жития учеников прп. Сергия Радонежского преподобных Павла Обнорского, Арсения Комельского, Димитрия Прилуцкого, также вышли Жития преподобных Игнатия Прилуцкого, Евфросина Синозерского, Нила Сорского, Иоанна Устюжского, Феодосия Тотемского, Галактиона Вологодского и прав. Анны Кашинской. 26 февр. 1908 г. Н. было предоставлено право «самому быть цензором своих изданий и ответственным за них лицом» (РГБ НИОР. Ф. 765. К. 1. Ед. 6). В 1917 г. он издал книгу Нилуса «Близ есть при дверех». Сочинения Н. явились значимым вкладом в церковную духовно-просветительскую и публицистическую деятельность. В 1885 г. вышла книга Н. «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Это издание было удостоено Синодом премии митр. Макария в 1885 г. и до 1917 г. выдержало 5 изданий. В 1897 г. Н. напечатал популярное «Толковое Евангелие от Матфея». Он активно сотрудничал во многих периодических изданиях, в т. ч. в «Церковных ведомостях», «Голосе Церкви», «Душеполезном чтении», «Приходском чтении», «Русском обозрении», «Русском слове» и др. Свои сочинения он печатал в редактируемых им изданиях. Статьи Н., к-рые в 1910-1915 гг. публиковались практически в каждом номере ж.

http://pravenc.ru/text/2577559.html

Анна Ольшанская 10 октября 2013 г. 19:00 На философском факультете МГУ открылась Первая патрологическая научно-богословская конференция Общецерковной аспирантуры и докторантуры, посвященная богословскому наследию святого Исаака Сирина. В ней участвуют ведущие российские и зарубежные специалисты в области сирийской патристики и ориенталистики, пять епископов Сирийских Церквей, духовенство и студенты духовных и светских вузов. Алексей Реутский 10 октября 2013 г. 15:01 В день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392) Святейший Патриарх Кирилл при большом стечении народа возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужил сонм епископов и духовенства. По окончании богослужения Святейший Патриарх поклонился честным мощам преподобного Сергия в Троицком соборе и обратился к молящимся с Первосвятительским словом. 9 октября 2013 г. 13:13 Продолжается поклонение одной из самых крупных в мире частиц Честного и Животворящего Креста, принесенного по благословению Святейшего Патриарха Кирилла с ходатайства митрополита Астанайского и Казахстанского Александра из афонского Преображенского монастыря Кутлумуш в Митрополичий округ в Республике Казахстан. В Алма-Ате святыне поклонилось около сотни тысяч человек, в двух других казахстанских мегаполисах — Павлодаре и Усть-Каменогорске — еще пятьдесят тысяч. Сегодня Крест прибыл в Костанай. Дмитрий Анохин 7 октября 2013 г. 14:30 В Высоко-Петровском монастыре состоялась I Международная конференция «Фандрайзинг в России: привлечение средств на социальные и религиозные проекты». В мероприятии приняли участие руководители благотворительных фондов, представители бизнеса, вузов, юристы и духовенство. Алексей Реутский 4 октября 2013 г. 16:01 В своих докладах каждый из выступавших на конференции рассказал о какой-либо из сторон творческого наследия выдающегося философа и правоведа, религиозного и общественного деятеля князя Евгения Трубецкого. В частности, это философская полемика с философом Владимиром Эрном, отношение к Канту и неокантианству, критика Трубецким Владимира Соловьева и Павла Флоренского.

http://e-vestnik.ru/news/page/59/

Вот отошел Преподобный Сергий ко Господу. Оплакали его русские люди, но веровали, что угодник Божий не умер, а только преставился от земли на Небо и теперь не забудет их пред Престолом Божиим. И действительно, Преподобный Сергий явился теплым молитвенником за всю Землю Русскую, помогая своим молитвенным предстательством в годы народных испытаний и скорбей. Нет возможности перечислить все те чудесные знамения, в которых Преподобный Сергий являл свою благодатную помощь всем, кто с верою и смирением призывал его в молитвах. Поэтому всем своим необъятным миром ходил и ходит русский народ на поклонение своему крепкому печальнику и молитвеннику в святую его обитель. Здесь, среди беспрестанных чудес у преславной раки мощей его, верующее сердце получает утешение и благодатную помощь в своих скорбях и житейских невзгодах. Дорогие братия и сестры, ни мудрость, ни святость, ни начальствование и слава, ни скорби – ничто не поколебало смирения Преподобного Сергия и не возбудило в душе его гордости. Оно, смирение, возвело его на высочайшую степень нравственного совершенства и, приведя в обитель Отца Небесного, сделало нашим молитвенником, помощником и заступником от видимых и невидимых врагов. Он и доселе остается для прибегающих к нему с молитвою тем же любвеобильным отцом и утешителем, каким являлся для наших предков, с верою приходивших к нему. Преподобный Сергий с любовью взирает на собравшихся в его обитель почтить его память и всегда готов помочь нам и утешить нас. Веруя, что он имеет великое дерзновение к Богу и любит нас, помолимся ему с любовью и верою, чтобы он не оставил нас без своего молитвенного покрова, помог нам стяжать дух смирения, кротости и любви – ибо мы немощны и не имеем смирения, раздражительны, гневливы, нетерпеливы, горды – и чтобы сохранил обитель свою для нашего утешения и нравственного преуспеяния, дабы переплыть нам бурное море этой суетной жизни и достигнуть тихой пристани блаженной вечности. Помолимся ему все и из глубины сердца с любовью воззовем к нему: Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Преподобный Сергий своим нравственным влиянием и молитвой вдохнул в русское общество чувство нравственной бодрости, духовной крепости, поднял упавший дух русского народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, веру в свое будущее, помог нашему народу после двухсотлетнего порабощения снять оковы иноземного владычества. Его благословением и молитвами русский народ обрел нравственную и гражданскую свободу. Но вот, дорогие братия и сестры, отошел Преподобный Сергий ко Господу, и было это более пятисот лет тому назад. Оплакали его православные русские люди, но крепко веровали, что угодник Христов не забудет их пред Престолом Божиим, ибо неложно слово Господне, что праведники во веки живут (ср.: Прем. 5:15 ). И действительно, после смерти своей угодник Божий еще более стал источать благодатной помощи, еще ближе стал к прибегающим к нему с молитвой. Нет возможности перечислить все те чудесные знамения, в которых Преподобный Сергий являл свою благодатную помощь после своего прославления всем, кто с верою притекал к его святым мощам и со смирением призывал его в молитве. Преподобный Сергий был и является доныне теплым молитвенником за всю Землю Русскую и за русских православных людей, помогая им своим молитвенным предстательством в самые тяжелые годы испытаний и скорбей. Поэтому всем своим необъятным миром ходил и ходит русский православный народ на поклонение своему крепкому начальнику и молитвеннику в его святую, благодатную обитель. Здесь, среди непрекращающихся чудес, у преславной раки мощей Преподобного Сергия, верующее сердце почерпает для себя утешение и благодатную помощь в своих скорбях и печалях, в невзгодах житейской жизни. Дорогие братия и сестры, Преподобный Сергий и доселе остается для приходящих к нему тем же любвеобильным отцом и утешителем, каким был он для наших предков, и теперь Преподобный с любовью взирает на собравшихся в его святую обитель, чтобы почтить его святую память, и готов подать помощь и утешение всем нам, с усердием и теплым упованием к нему притекающим.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Настоятельство в этом монастыре с самого начала было Игуменское, а с 1694 года, по просьбе братии Вологодских граждан, Патриархом Адрианом рукоположен в Архимандрита из Рождественского Сямского монастыря Игумен Сергий, и дана ему в служение среброкованая шапка. С тех пор до Штатов 1764 года продолжалось там начальство Архимандрическое. Крестьян имелось за монастырем до 1764 года, 1.964 души. По Штатам положен в 3 классе степенью 3 с настоятельством Игуменским; но ныне там Настоятелем Архимандрит Август Албенский на Игуменской вакансии, переведённый из Вологодского Спасокаменного монастыря в 1799 году Декабря 16 дня. Из зданий замечательны в этом монастыре: 1) СОБОРНАЯ каменная ЦЕРКОВЬ во имя Святой Троицы, пристроенная к приделу Иоанна Предтечи; 2) примыкающая с правой стороны к сему приделу ЦЕРКОВЬ во имя Преподобного Павла, основателя сей обители, и в оной мощи его почивают под спудом: но когда почитание их началось, не известно; 3) наверху соборной церкви, в самой главе церковной – ЦЕРКОВЬ во имя Сергия Радонежского Чудотворца; 4) при Настоятельских кельях – ЦЕРКОВЬ во имя Успения Пресвятой Богородицы; 5) каменные двое Настоятельских ПОКОЕВ двухэтажные, из коих одни предоставляются для приезжих, а внизу под оными кладовые; 6) при святых воротах – каменный КОРПУС двухэтажный братских КЕЛИЙ, а с другой стороны – конюшни каменные же; 7) ОГРАДА вокруг монастыря деревянная, рубленная в террасы. Вне монастыря на горе построена ЧАСОВНЯ над колодезем, ископанным самим Преподобным Павлом, коего и келья отшельническая была при оном. Из вещей его сохранились в монастыре только: 1) КРЕСТ медный литой, коим благословил его Преподобный Сергий Радонежский, на коем сверху припаяны после две другие иконки; 4) дупло того дерева, в коем Преподобный Павел жил три лета. При монастыре, на речке Нурме, находится монастырская мельница и пашня, обрабатываемая братией и служителями. Грамоты, относящиеся к истории Павлова монастыря I. Hecyдuмaя, данная от Государя Царя Михаила Феодоровича. Божьей милостью Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Русии Самодержец, пожаловал Вологодского уезда Живоначальной Троицы Павлова монастыря Игумена Алимпия с братией, или кто по нём в том монастыре иной Игумен и братия будут, что они Нам били челом и положили Нашу жаловальную грамоту рве (7125/1617) года за подписью Дьяка Нашего Ивана Болотникова с прежней жаловальной грамоты блаженной памяти Деда Нашего, Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея России, на их монастырскую вотчину и на всякие угодья, а владеть им той вотчиной и всякими угодьями по-прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В том же году 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря, обитель получила статус Спасо-Преображенского монастыря. Современное состояние [ править править код ] Много трудов положили матушка Настоятельница и сестры на благоустройство обители. И сегодня предстает перед взорами горожан монастырь, украшением которого является полностью востановленый трехпрестольный храм с шатровой колокольней, увенчанной пятью позолоченными главами с узорчатыми крестами. Восстановлен игуменский корпус с домовой церковью в честь игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Заново отстроены сестринские корпуса. Хозяйственные помещения, восстановлен старинный некрополь. У входа в него поставлена часовня. Первый постриг состоялся в марте 1992 года. Сестры торжественно приняли в свои ряды двух новопостриженых мантийных монахинь – так было положено начало обряду, открывающему двери к высокой духовной жизни. Насельницы Спасо-Преображенского женского монастыря – уроженки разных уголков России, здесь есть сестры из Чувашии, Мордовии, Татарстана, Ростова, Киева. Среди них – бывшие филологи, врачи, технологи, кулинары, швеи, и представители других профессий. У каждой своя судьба, свой путь в обитель, а идут в монастырь в наши дни так же, как и в прошлые века – по промыслу Божьему, по зову сердца и души. В 19 веке в женской общине были заложены традиции изготовления церковных облачений и митр. Эти традиции восстановили современные насельницы монастыря. Сестры шьют облачения для священнослужителей и алтаря с использованием современной вышивальной машины, и монашескую одежду. В 2015 году состоялся первый приезд в Чебоксары, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В честь этого события, по благословению игумении Сергии, сестры вручную вышили икону Владимирской Божией Матери с использованием техники золотного шитья, в дар Святейшему Патриарху Кириллу. Непрестанно печется о духовной жизни и благоустройстве быта сестер, матушка Настоятельница. Вот уже 25 лет ее заботами и стараниями ведутся работы, направленные на благоустройство и расширение обители. Особая забота – устройство духовной жизни монашествующих. Игумения Сергия стремится к тому, чтобы сестры сочетали труд умственный и физический, развивали духовные начала.

http://azbyka.ru/palomnik/Чебоксарский_С...

Отец Кирилл, как председатель Региональной общественной организации «Комитет защиты культуры», много проводил различных конференций, участвовал в форумах. Молился дома и в храме о России. Однажды он составил и собственную молитву: «Боже Великий и Дивный, неисповедимою благостию и богатым промыслом управляяй всяческая, егоже премудрыми, но неиспытанными судьбами разнообразныя пределы жизнь и сожительство человеческое приемлет! Просвети ослепшие и отпавшие от веры Православныя. Воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти землю Русскую. Возвыси ея яко росток из сухой земли, ибо умален род Твой пред не чтущими Имя Твое. Приими, Господи, покаянную молитву рабов Твоих и прости беззакония наша. Мы блуждали яко овцы и совратились каждый на свою дорогу и за это истязаемы от волков хищных. Помяни, Господи, скорби и болезни наша и не отвращай Лице Твое от нас. Отцы наши принесли жертву умилостивления, ибо мучимы и убиенны были от врагов Твоих. Воздвигни, Владыка, вскоре рог спасения рода нашего. Да восстанет из рода православного Вождь Великий, стоящий за сынов народа Твоего. И да восстанет Держава Российская и да процветет яко крин небесный. Дабы возгорел свет Твой во откровении языков и славу людей Твоих православных. Молитвами Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Святого апостола Андрея Первозванного, святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного великого князя Александра Невского, святителей Московских и всея Руси Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена и Тихона, святого страстотерца царя Николая и иже с ним пострадавших, преподобного Сергия игумена Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святого праведного Иоанна пресвитера Кронштадтского, всех новомучеников и исповедников Российских и всех святых в земле Российской просиявших. Благоприятно сотвори молитву нашу, иждени от нас всякого врага и супостата и спаси души наша. Аминь». Всегда и везде была с отцом Кириллом была и его любимая матушка. Сочиняла стихи о России, а батюшка на ее слова сочинял музыку. Иногда и Валера сочинял собственные мелодии на ее слова.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/05/...

Грозные и опасные знаки являет нам нынешний день Мы видим, какие грозные и опасные знаки являет нам нынешний день. Действительно, совсем рядом, у границ наших, идет война, от результатов которой будет зависеть в том числе и благополучие Святой Руси, и державы Российской. Иногда самые опасные и страшные кровопролития начинались далеко за пределами Родины нашей, а потом получалось так, что на нас ложились тяжелые последствия тех войн. Достаточно вспомнить все то, что произошло в XX веке. Вот почему и сегодняшняя война, которая идет за южными пределами России, может превратиться в большую войну, если не будет остановлена сейчас. Поэтому мы просим Господа остановить кровопролитие, отодвинуть опасности от Отечества нашего. И одновременно просим, чтобы Он помог всем нам осознать важность переживаемого момента, возжег в сердцах наших любовь к Отечеству, друг к другу, помог преодолеть наши местные невзгоды, проблемы, конфликты и разделения, которые ослабляют жизнь народа. Мы действительно вступили в особую эпоху. В прошлом бывало, что люди приступали к какому-то еще неведомому, но страшному опыту, разрешение которого сопровождалось многими страданиями. Будем просить Господа, чтобы милость Его пребывала со всеми нами, чтобы Отечество наше в результате происходящих сегодня военных действий было ограждено и от нападения вражия, и от тлетворных ветров, и от смертоносной язвы, и от всякого зла. Из слова после Литургии в Успенском соборе и молебна на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 8 октября 2015 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотвор скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии владимир 13 октября 2015, 22:28 Бог для нас есть Все!храни вас всех Господь! Алексей 12 октября 2015, 20:57 Господи ! Помоги нам всем пройти через :,,Прощаются вам все грехи ваши . Что вам еще необходимо ... ВРАЗУМЛЕНИЕ ,, Алексей . Наталья 12 октября 2015, 18:34 " ...мы просим Господа...чтобы Он помог всем нам осознать важность переживаемого момента, возжег в сердцах наших любовь к Отечеству, друг к другу, помог преодолеть наши местные невзгоды, проблемы, конфликты и разделения, которые ослабляют жизнь народа...

http://pravoslavie.ru/86665.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010