22 января 1885 г. о. Никона возвели в звание соборного иеромонаха ставропигиального Московского Донского монастыря. 15 июля того же года он был награжден набедренником. 27 ноября 1885 г. император Александр III «во внимание к издаваемым им «Троицкими листками» пожаловал 500 руб. к капиталу, употребляемому на издание. В том же году была издана книга о. Никона «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца» (выдержала пять изданий; последнее — в 1989 г.). В 1885 г. книга будущего владыки Никона была удостоена Св. Синодом премии митрополита Макария. 17 марта 1887 г. о. Никон был награжден наперсным крестом. 8 апреля 1891 г. за полезные труды по изданию «Троицких листков» ему было преподано благословение Св. Синода с выдачею грамоты. В 1892 г. иеромонах Никон был утвержден действительным членом учрежденного Собора Лавры с исключением из Донского монастыря. 25 сентября 1892 г. иеромонах Никон был возведен в сан архимандрита, а 15 июня 1893 г. — утвержден в должности казначея Лавры. 14 мая 1896 г. в честь коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны архимандрит Никон был награжден орденом св. Анны III ст. При посещении Лавры в июле 1898 г. королем Румынии Карлом I архимандрит Никон был пожалован орденом Румынской короны III степени. 6 мая 1899 г. о. Никон получил орден св. Анны II ст. За особые труды, усердие и ревность по благоустройству Чашниковской им. Императора Александра III второклассной школы Московской губернии архимандрит Никон был награжден Библией, выдаваемой от Св. Синода. В 1890-х гг. о. Никон сотрудничал с несколькими периодическими изданиями, в том числе с «Русским обозрением» и «Русским словом». 9 июля 1901 г. архимандрита Никона назначили председателем Совета училища иконописания. 1 февраля 1904 г. за 25-летнюю выдающуюся деятельность по изданию «Троицких листков» (они вышли общим тиражом свыше 114,5 млн. экземпляров) и усердное проповедание в храме слова Божия о. Никон был награжден орденом св. Владимира III ст. В 1902 г. им же стал издаваться школьный журнал «Божия Нива», который выходил до 1917 г. Книжно-издательская деятельность о. Никона дала возможность Троице-Сергиевской лавре приобрести собственную типографию, обеспеченную значительным капиталом, скопившимся от продажи его изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Во внимание к многолетней всесторонней помощи Русской Православной Церкви и Представительству Московского Патриархата в Каире Святейший Патриарх Кирилл наградил посла России в Египте М.Л. Богданова орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. «Мы очень ценим все, что Вы делаете для поддержки этой общины, — сказал Святейший Владыка, вручая награду М.Л. Богданову. — Я знаю Вас долгие годы, и где бы Вы ни работали, всегда интересы Церкви были близки Вашему сердцу». Предстоятель Русской Православной Церкви особо поблагодарил настоятеля подворья игумена Леонида (Горбачева) за пастырскую работу и труды по реставрации храма великомученика Димитрия, а также за деятельность в Представительстве Московского Патриарха при Александрийском Патриаршем Престоле. Игумен Леонид удостоен ордена святого благоверного княза Даниила Московского III степени и возведения в сан архимандрита. Патриаршие грамоты были вручены тем, кто внес весомый вклад в осуществление реставрации храма и принимает активное участие в жизни прихода и развитии паломничества к святым местам Египта. К Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обратился настоятель храма. «Сегодняшний день для нас для всех станет историческим памятным днем — еще не закончились светлые радостные Пасхальные дни, как эта седмица озарилась радостью визита Вашего Святейшества в пределы Александрийской Церкви, — сказал, в частности, отец Леонид. — Как Предстоятель Русской Церкви Вы всегда уделяете особое внимание людям, которые находятся вокруг Вас, зная нужды и печали тех, кто живет вдали от своего Отечества… Мы делаем и будем делать все возможное, чтобы наши люди не остались без духовного окормления». «Я сердечно благодарю Вас за высокую оценку, которую Вы сегодня дали моим скромным трудам, — сказал далее настоятель goдbopья, обращаясь к Предстоятелям Александрийской и Русской Православных Церквей. — Это командная работа — все люди, которые присутствуют здесь, усердствуют, чтобы этот храм процветал и укреплялся. Мы просим Ваших молитв, Ваше Святейшество и Ваше Блаженство!»

http://patriarchia.ru/db/text/1135617.ht...

Кстати, с 5 по 10 октября Светлана дала три благотворительных концерта (в Воронеже, Задонске и Липецке). Все вырученные средства от концертов пойдут на восстановление храма. Отец Аристарх особо отметил вклад Светланы Копыловой и ее неоценимую бескорыстную помощь в дело возрождения некогда попранной богоборцами святыни. ...Быстро и стремительно, но как-то уж хаотично летит нынче время. И снова густой желто-розовый туман мешает узреть горизонты. И не ясно народу нашему, какую же Россию мы теперь строим? Каким идеалам служим? Не повторим ли роковые ошибки и заблуждения прошлого? Туда ли идем?.. В 1952 году, за два года до своей кончины, Сергей Сергеевич Бехтеев писал: Моя душа осталась там - Она на родине блуждает И каждый уцелевший храм Слезами скорби орошает... ( " Не здесь, а там " ). Верил в возрождение России и каждого изувеченного извергами храма поэт, истово верил и слезно молился, вспоминал, наверняка, и свой любимый храм в Липовке, где пред революцией был церковным старостой и специально ездил откуда в Задонский монастырь, чтобы сверить тона одеяний святителя Тихона Задонского на новой иконе липовского храма с иконой-подлинником в Задонском мужском монастыре... (См. статью " Бехтеевы и святитель Тихон Задонский " ) Помолимся же и мы, дорогие братья и сестры, чтобы восстановлен был на родине нашего замечательного поэта Сергея Бехтеева его родовой старинный храм во имя покровителя рода Бехтеевых - преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца. Кстати, в строительстве храма принимал участие некогда сам святитель Тихон Задонский, более всего любивший жить и молиться именно в Липовке в доме у господ Бехтеевых. А кто-то, быть может, и сможет помочь реальными делами в восстановление нашей дорогой и бесценной святыни. Да и брошенное село Липовку давно пора обживать и благоустраивать. Места здесь чудные, благодатные! Дон... родники... бескрайние просторы... лес... Аж дух захватывает! " Я бы здесь, ей, неисходно жил! " , - писал о Липовке некогда святитель Тихон Задонский.

http://ruskline.ru/analitika/2008/10/11/...

Недавно, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Патриарх, в слове после Литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры, вновь напомнил о нашем общем долге – хранить единство: «Мы должны молиться о нашем общем Отечестве, об исторической Руси, чтобы никакие перипетии, искушения и соблазны не разорвали единое тело Святой Руси». Понимают ли это, слышат ли этот призыв «иже во власти суть»? Ну, или эксперты, ими привлекаемые для тех или иных проектов. Потому что иногда вываливается же что-то совсем удивительное. Вот персонаж из 90-х сообщил, что все беды (и этнопреступность в том числе) – от совка. Просто был такой Советский Союз – от того и все. Вот же «дотянулся проклятый Сталин»! Впечатленный уровнем экспертизы интервьюер зачарованно поинтересовался – мол, а вот же в советское время взятка, убийство были случаем исключительным и однозначно порицаемым обществом и наказываемым законом. Сегодня-то далеко не так. Выходит, что закон тогда уважали больше, чем в нынешней РФ? – Нет, конечно, бестрепетно ответствовал профессор. Да вообще правовое сознание времен Советского Союза можно сравнить с периодом правления Ивана Грозного. Занавес. Это даже не Сталин дотянулся, это вообще Грозный, за свою жестокость, как известно, прозванный Васильевичем. А нам, с таким уровнем постижения истории и правосознанием остается, видимо, тянуться до «Русской Правды». Чтоб убийцы хоть виру платили за убитого русского, а не отпускались на свободу по воле той или иной диаспоры… Все это происходит на фоне очевидных успехов мультикультурализма в деле постепенного упразднения Христианства в Европе. Хоть бы посмотрели в сторону, как еще недавно говорилось, «цивилизованных стран» – а что у них-то в этой сфере? Процесс ведь давно пошел, какие результаты? Результаты есть. Из Англии, например, сообщают, что в Бирмингеме здание католической церкви из-за резкого снижения количества прихожан продали общине мусульман. Церковь закрыли еще в июле прошлого года, когда количество прихожан упало с более чем 150 человек до 40. Построенное в 1930-х годах здание было выставлено на торги. На него претендовали коммерческие компании и представители различных религиозных групп, но попечители выбрали именно мусульманскую общину. «Представитель архиепархии Бирмингема отмечает, что нынешняя сделка отражает изменения в местном обществе». Умри, представитель архиепархии, лучше не скажешь! И рядом в ленте новостей сообщение о том, что несколько десятков «выходцев из Великобритании» – в террористических бандах в Африке, например, некоторые участвовали в недавнем налете на торговый центр в Кении. Ну, это то самое «второе поколение», как правило. Бирмингем, кстати, давно уже известен, как город с «небелым большинством», причем значительным большинством, населения.

http://radonezh.ru/analytics/esche-o-pos...

Прославляет Господь Бог святых угодников Своих и награждает их нетлением и чудесами для нашего преимущественно назидания и утешения. Во-первых, во свидетельство истинности и спасительности нашей веры и Церкви, а во-вторых, во утверждение нас в вере и благочестивой жизни. Стремясь к богоугодной жизни и святости, Божии святые явили нам высоту христианской жизни и добродетели и необыкновенную твердость, мужество и чистоту веры. А потому они и служат украшением и славой Церкви, столпами нашей веры. Они, как светозарные светильники, ярко блистают в Церкви Христовой красотой своих подвигов и добрых дел и далеко распространяют свет ее правой и истинной веры перед всеми другими народами. Поэтому и Господь, прославляя их и отличая особенной Своей благодатью, прославляет через них Свою Святую Церковь , святую православную веру. Нам же через них Господь дает урок подражать их вере и благочестию. Он показывает нам, что вера, которой они спаслись и которую мы содержим, есть правая вера и что дела и подвиги, которыми они послужили Ему в своей жизни, действительно богоугодны и спаси­тельны. Они, таким образом, освещают нам истинный путь христи­анской жизни и спасения, дабы, взирающе на скончание их житель­ства, мы подражали их вере. Кроме того, нетление мощей святых угодников Божиих убеждает нас, что смерть побеждена. Свет Воскресения Христова показал всему миру, что владычество диавола ниспровергнуто Крестом Христо­вым и царство смерти разрушено. Но очень часто этот свет – свет, не мерцающий при окружающем нас мраке, скрывается от нас, и наша все еще колеблющаяся вера с недоумением спрашивает: «Где же победа над смертью, если она сама побеждает всех, если и после Воскресения Христова люди так же умирают, как умирали и прежде?» Правда, Господь наш Иисус Христос разрешает это недоумение, говоря: Аз есмь воскрешение и живот; веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. Грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут ( Ин. 5:25 ). Но когда это будет и как это будет? Как мертвые восстанут со своими телами? Подобные воп­росы рождаются в душе каждого здравомыслящего человека, когда видит он, что тело человеческое после смерти превращается в горсть праха, развеваемого ветром.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Радуйся, добрый пастырю овец своих; Радуйся, игумене, достойный преподобнаго Сергия преемниче. Радуйся, твердый исполнителю его велений; Радуйся, любимый посреде монашествующих селений. Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение. Кондак 8 Странно безмолвия любителю обителью иноков управляти и игуменом братии бытии и по шести летех на подвиг совершеннаго уединения, преподобне отче, устремися, да единою душею неразлучно Богу предстоя вопити Ему: Аллилуиа. Икос 8 Весь горе возвысися и созерцая сердцем неизреченная и преславная, не можаше отринути моление братии: «Попекись и о спасении ближних твоих», с любовию приял паки бремя трудов в обители: сих ради и мы паки зовем ти: Радуйся, скорый послушателю верных молений; Радуйся, теплый ходатаю наших прошений. Радуйся горе предстоящий; Радуйся, доле усердием горящий. Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение. Кондак 9 Вся братия обители Святыя Троицы печали исполнишася, егда хан Едигей опустоши землю Российскую и к обители их приступи, токмо молитвами Никона игумена своего не остави пети песнь: Аллилуиа. Икос 9 Ветии многовещании недоумевают, что и глаголати о пречудном видении преподобнаго, егда святителие Московские Петр и Алексей, а с ними и преподобный Сергий явишася и рекоша ему: «Угодно сие Господу, да коснутся сего места иноплеменницы, да не скорбите и не смущайте сердец ваших; искушение скоро прейде и обитель не токмо не запустеет, но более расцветет». За сие откровение тебе достойне воспевати похвалы сия: Радуйся, Никоне, молитвенниче теплый и преизрядный; Радуйся, откровений Божиих зрителю. Радуйся, будущих яко настоящая созерцателю. Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение. Кондак 10 Спасти хотя святыни неким удалихся временно с братию своею из обители и в изгнании не преста с надеждею воспевати Богу: Аллилуиа. Икос 10 Царю Превечный, Утешителю, Троице Пребожественная, не даде погибнути месту избранному и по удалении Едигея с полчищами, превратившаго всю обитель в развалины, возвратишася преподобный с братиею и нача восставляти обитель своего чуднаго наставника, за сию ревность пламенную и за великое множество трудов твоих, прими всеблаженне Никоне, песнь сию к тебе возносимую:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Внимая кроткому слову Преподобного, смирялись гордые князья, дотоле непокорные Великому князю, и утверждались с тех пор между ними великий мир и дружба. Так глубоко чтили Радонежского подвижника его современники, и не было уже такого уголка в нашей необъятной земле, где бы не слышали имени Преподобного Сергия, и не было такой христианской семьи, в которой молитвенно не призывалось бы это имя. Но вот в 1391 году отошел ко Господу Преподобный Сергий. Оплакали его русские люди, но твердо верили, что угодник Божий не забудет пред Господом своей земной родины. И действительно, Преподобный являлся и является поныне теплым молитвенником за всю Землю Русскую, а наипаче – в тяжелые для нее времена испытаний и скорбей. Справедливо один из жизнеописателей Преподобного Сергия говорит, что время общественных бедствий – его время. Когда кажется, что все уже погибло, что русские люди уже ничего не могут сделать для своего спасения, тогда-то и приходит на помощь Преподобный Сергий, и его молитвенное предстательство пред Богом спасает православную Русь. Так во время польского нашествия является он в Нижнем Новгороде Косьме Минину и повелевает ему собирать войско для защиты Родины, и под водительством князя Пожарского Москва и вся наша страна освобождается от поляков. Преподобный Сергий есть великий угодник Божий, Самим Богом данный страж земной своей родины, с любовью призирающий на все ее скорби и обстояния и присно предстательствующий за нее пред Господом. Поэтому православный русский народ идет вереницей в его обитель, чтобы поклониться его святым мощам и излить перед ним свои душевные скорби и печали. Бог прославил Своего угодника за его смирение, ибо Преподобный Сергий любил смирение и старался подражать в этом своему смиренному Учителю – Господу нашему Иисусу Христу. Вся его жизнь была непрерывным подвигом смирения и самоуничижения, по которому и старался он видеть только лишь слабости свои и недостатки, скрывая от самого себя и от мира свои подвиги, труды и добродетели. Ни мудрость, ни святость, ни начальствование и слава, ни скорби – ничто не поколебало его смирения и не возбудило в душе его гордости. Оно, то есть смирение, возвело его на высочайшую степень нравственного совершенства и, приведя в обители Отца Небесного, соделало нашим молитвенником и помощником, защитником от всех видимых и невидимых противников.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Но, несмотря на все недостатки и нужды, Преподобный, как истинный воин Христов, никогда не унывал, всегда был терпелив и спокоен. Не было, по слову преподобного Епифания, места унынию в мужественном сердце Сергия, с радостью принимал он все скорби, как от руки Самого Господа. Крепкий верою в Бога, он крепко и уповал на Него, как говорит Писание: Надеющиися на Господа, яко гора Сион, не подвижится в век ( Пс. 124:1 ), а потому, переплавляемый, как золото в огне, в искушениях, он восходил от силы в силу. За то и Господь так прославил Преподобного Сергия, исполнив его даром сердечной чистоты и душевного мира, о котором мы и понятия не имеем, а также сподобив его дара прозрения и чудотворения. Имя Преподобного еще при земной жизни его было известно во всех уголках нашей страны, и шли к нему люди всякого сословия и звания со своим горем и со своими скорбями, и был он для всех утешителем. Ему хорошо были известны людские искушения и немощи, и потому он с такой нежной любовью и отзывчивостью всех принимал к себе и подавал всем приходящим к нему благовременную помощь. Сегодня мы празднуем обретение честных мощей его, состоявшееся спустя тридцать лет после его преставления. Нетлением святых мощей Господь прославил Своего угодника и засвидетельствовал тем перед всем миром, что жизнь Преподобного была праведна и свята. Не только его душа, очищенная и просвещенная, соделалась обителью Святаго Духа, но и самое тело, подвигами и трудами телесными очищенное от всяких греховных влечений и вожделений, соделалось также сосудом Божественной благодати, а потому общему закону тления оно не подлежит, но сохраняется в нетлении. Этим нетлением и нас Господь научает, что неодинаковая будет участь праведника с беззаконником, что в будущем веке воздаст Он праведно каждому по делам его. Дорогие братия и сестры, Преподобный Сергий за свое смирение прославлен Господом, так что, хотя он и старался самого себя смирять, уничижать и видеть только свои недостатки и слабости, скрывая от себя и от мира свои добродетели и подвиги, Господь тем не менее вознес его на высоту нравственного совершенства, и он теперь соделался нашим ходатаем пред Престолом Божиим. Помолимся же ему сегодня, чтобы он, любвеобильный, испросил нам от Бога милости: «Преподобне отче наш Сергие, воззри милостиво на чад твоих, собравшихся почтить память твою со всех концов нашей страны, и не престай моляся о нас пред Господом о спасении наших душ. Молися и об обители твоей, чтобы сохранялась она неприкосновенна и была бы для нас всегда благодатным местом прибежища; спасенные твоею благодатью, будем мы прославлять тебя всегда и с любовью взывать: Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Была совершена молитва об упокоении «рабов Божиих православных христиан, вождей и воинов, на поле брани за веру, царя и Отечество в Первой мировой войне жизнь свою положивших». Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан священника диакона Сергия Виноградова, клирика храма в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, что в Леонове, г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес священник Александр Косых, клирик Георгиевского храма на Поклонной горе. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Наро-Фоминского Иоанна на служение и вручил ему архиерейский жезл. Новорукоположенный владыка по традиции преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем было совершено славление преподобному Серафиму Саровскому. Настоятель Георгиевского храма протоиерей Серафим Недосекин приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству икону преподобного Сергия Радонежского, написанную к 700-летию святого. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом и поздравил с днем тезоименитством протоиерея Серафима Недосекина. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/3699180.ht...

Шли к нему и простые люди, шли и знатные, шли неученые, шли и ученые, и все черпали от смиренного старца для себя назидание и утешение. Поэтому русский народ из поколения в поколение неизменно с любовью чтит Преподобного Сергия, как своего покровителя и молитвенника за землю нашу. Вот уже более пятисот лет православный русский народ беспрерывным потоком устремляется к раке Преподобного со своими думами, мольбами и желаниями и всегда получает у его гробницы утешение и отраду. Преподобный Сергий был плоть от плоти и кость от кости русского человека, поэтому ему близки и дороги все православные люди, возносит он за них пред Престолом Божиим свои молитвы, которыми мы и спасаемся. Преподобный Сергий являлся и доныне является теплым молитвенником за Церковь и за всю Землю Русскую, а наипаче – в самые тяжкие годины испытаний и скорбей. Справедливо один жизнеописатель говорит, что время общественных бедствий – его время. Когда кажется, что все уже погибло, что русские люди уже ничего не могут сделать для своего спасения, тогда воздвигается Преподобный Сергий, и его молитвенное предстательство пред Богом и Матерью Божией спасает нашу православную Русь. Благодаря своим подвижническим трудам и подвигам он достиг высоты и святости жизни. Обладая основными христианскими добродетелями – смирением и кротостью, он всех привлекает к себе. Еще при жизни его верующие люди стекались к нему, как к своему родному отцу. И теперь стекаются, зная, что Преподобный Сергий как в земной жизни отличался необыкновенной кротостью, простотой и доступностью, так тем более теперь, когда предстоит он во славе Божией, постоянно лицезрея Господа. Веруя, что Преподобный Сергий имеет великое дерзновение у Господа и у Матери Божией, со слезами умиления все сегодня попросим Преподобного, чтобы он нас, сирых, не оставил и в дальнейшем, но чтобы своим предстательством сохранил свою обитель для нашего блага и утешения, чтобы испросил нам у Бога дар любви друг ко другу, испросил нам душевного мира и взаимного согласия и очищения от всякой скверны, телесной и душевной, чтобы с радостью прославлять его: Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010