Балахнинским Макарием (Миролюбовым) . Этот вариант текста получил одобрительный отзыв того же еп. Платона, о чем он сообщил в донесении от 12 нояб. 1867 г.: «Я нахожу сей акафист согласным с историей жизни преподобного Макария и исполненным благочестивых чувств, изложенным искусно и православно, и потому заслуживающим одобрения к напечатанию». Первое издание акафиста в церковной печати появилось в Москве в 1868 г. (переиздавался: СПб., 1887, 1889), в гражданской - в 1879 г. (СПб.). И. В. Фёдорова Почитание М. в XVIII-XXI вв. Рака с мощами прп. Макария Желтоводского в Макариевом Унженском мон-ре. Фотография. 2011 г. Рака с мощами прп. Макария Желтоводского в Макариевом Унженском мон-ре. Фотография. 2011 г. М. постепенно стал почитаться как покровитель купечества и торговли. Указом царя Михаила Феодоровича от 10 июня 1641 г. Желтоводскому мон-рю было дано право производить таможенные сборы с торгующих у его стен. Открытие ярмарки ежегодно происходило в день памяти преподобного - 25 июля. В 1817 г. ярмарку из мон-ря перевели в Н. Новгород, но она сохранила за собой наименование «Макарьевская». В 1818-1822 гг. по проекту О. Монферрана в Н. Новгороде был построен Спасский (Староярмарочный) собор. В 1868-1881 гг. на Стрелке по проекту архит. Л. В. Даля возвели Александро-Невский (Новоярмарочный) собор. Оба собора имели приделы во имя прп. Макария. В 1866 г. на набережной р. Оки по проекту архит. Д. Н. Гущина на средства, собранные купечеством, была построена 5-главая Макариевская часовня, приписанная к Макариеву Желтоводскому мон-рю. 19 авг. 1866 г. ее освятил еп. Балахнинский Макарий (Миролюбов) в присутствии цесаревича Александра Александровича (впосл. имп. Александр III ) и вел. кн. Владимира Александровича. К открытию ярмарки из Желтоводского мон-ря в часовню приносили старинный образ М., перед которым служили молебен, а затем происходил подъем флагов. М. традиционно почитали нижегородские старообрядцы. По преданию, Оленевский скит, старейший старообрядческий скит на р.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

управления). Оп. 2. 1426: «Акафист прп. Макарию Унженскому (Д. 1865 г. 172)» позволили А. В. Попову восстановить историю его создания. Интерьер ц. прп. Макария Желтоводского (1809) Макариева Желтоводского мон-ря. Фотография. 2012 г. Интерьер ц. прп. Макария Желтоводского (1809) Макариева Желтоводского мон-ря. Фотография. 2012 г. В 1864 г. акафист, составленный иеромонахом Николаевского Лухского мон-ря Костромской епархии Филуменом, поступил в С.-Петербургский духовный цензурный комитет. Однако цензором, еп. Костромским Платоном, он был отклонен. В отзыве рецензент отметил, что акафист «составлен по образцам других акафистов и имеет довольно полезного, но в настоящем виде не может быть одобрен к напечатанию». Недостатки текста рецензент видел в следующем: «кондаки и икосы слишком растянуты и многословны», многочисленные реминисценции из Жития М. «недоступны для разумения простого народа и неприятно действуют на слух»; икос 11 «неприличен для церковного чтения, как основанный не на житии преподобного, а на гражданской истории, не относящейся к жизни преподобного Макария». Сомнительными рецензенту показались и сведения в 10-м икосе, где «без нужды внесены» имена людей, принадлежащих «гражданской и церковной истории» (возможно, имелись в виду посмертные чудеса). Рецензент обнаружил в акафисте и неверные фактические сведения. Так, из текста 9-го икоса можно было понять, что мощи М. открыты («радуйся, его же мощи честныя аки благовонное миро благоухаютъ»), хотя они находились под спудом. «Неприличным» еп. Платон посчитал восхваление М. за то, что он имел отношение к организации Макарьевской ярмарки (икос 11), названной по имени мон-ря и широко известной с XVII в.; а похвалу Унженской обители, «которая аки крин цветет и всюду прославляется», счел неуместной, т. к. слава мон-ря, по словам рецензента, «далее Костромской и соседних епархий едва ли простирается». По указу Цензурного комитета рукопись была возвращена автору на доработку, и через полтора года исправленный акафист был представлен в комитет, но уже еп.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

4) Новая коллекция Древлехранилища Пушкинского Дома//ТОДРЛ. СПб. 2003. Т. 54. С. 668−683. 5) Памятники книжной старины из Каргополья в хранилищах Петрозаводска. Рябининские чтения-2007: Материалы V науч. конф. по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С. 427−431. 6) Повесть об основании Лебяжьей пустыни – малоизвестное произведение Каргопольской книжности XVIII века//ТОДРЛ. СПб. 2008. Т. 58. С. 753−772. 7) Каргопольская агиография: к изучению региональных литературных традиций//А.М. Панченко и русская культура: Исслед. и материалы. СПб. 2008. С. 56−66. 8) Заметки к статьям К.А. Докучаева-Баскова об истории Челмогорского монастыря//Православие в Карелии. Петрозаводск, 2008. С. 33−39. 9) Литературные сочинения о преподобном Пахомии Кенском, Каргопольском чудотворце//Вестник церковной истории. 2009. 1/2 (13/14). С. 100−120. Некоторые предварительные результаты изучения «Сказания» и истории Хергозерской пустыни изложены нами в статьях: Пигин А.В. 1) Сказание о иконе Макария Желтоводского в Хергозерском монастыре//Словарь книжников. СПб. 2004. Вып. 3, ч. 4. С. 603−605. 2) Материалы к истории Макарьевской Хергозерской пустыни в Каргопольском уезде//Кенозерские чтения: Материалы Первой всерос. науч. конф. «Кенозерские чтения». Архангельск, 2004. С. 264−276. 3) О почитании святого Макария Желтоводского и Унженского в Каргополье// Жизнь провинции как феномен духовности. Н. Новгород, 2009. С. 184–188. 322 Макарий Желтоводский и Унженский (1349−1444; память 25 июля), уроженец Нижнего Новгорода, постриженик Печерского Нижегородского монастыря, основатель трёх монастырей в Нижегородской и Костромской землях – на р. Лух, на Жёлтых водах и на р. Унже. 323 См. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб. 1892. Т. 2. 1340. 324 Кипреев А., свящ. Чудотворная икона преподобного отца нашего Макария Унженского и Желтоводского чудотворца, находящаяся в Хергозерском приходе Каргопольского уезда//Олонецкие епархиальные ведомости. 1910. 33. Ч. неоф. С. 687−689.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды услышал ее отец о чудесах преподобного чудотворца Макария Желтоводского и Унженского, взял дочь свою и пришел к обители Святой Троицы к целительному гробу святого. Было это 25 июля, в день памяти святого. Во время молебна поставили слепую девушку близ раки, и начала она молить с теплой верой и со слезами: «О раб Божий преподобный Макарий! Молю тебя и призываю себе на помощь. Будь ходатаем и молебником ко Христу Богу нашему и ко Святой Богородице обо мне, грешной. Я овца из ограды истинного пастыря Иисуса Христа. Не знаю, где я заблудилась, и отошла от пути истинного, и впала в ров погибели. Восстала буря ветреная, взметнулся песок и ослепил мне глаза. Уже 17 лет не вижу я ни света, ни чего-либо другого. Но ты, преподобный, умилосердься, глядя на мое убожество, направь меня на путь спасения своими ко Христу молитвами. Онемел язык мой, постоянно вопрошая: „Ночь сейчас или день?” Ослабели руки от осязания стен, и голова моя болит от ударов об углы или о столпы, ноги мои одеревенели, спотыкаясь о камни, очи же иссохли от потоков слез. Святче Божий Макарий! Если ты захочешь, то сможешь умолить Всемилостивого Бога, дающего свет всякому дыханию, чтобы твоими молитвами отверз он мне зеницы, чтобы могла я узреть твоих мощей многоцелебную раку». Игумен с клирошанами сотворил молебен. И внезапно Милосердный Господь по молитвам преподобного даровал девице свет. Возопила она со слезами: «О великое Божие милосердие, о пресветлый светильник, о пресветлое светило чудотворец Макарий! На мне, убогой, во мгновение ока сотворил ты свое преславное чудо. Семнадцать лет я не видела ни света, ни солнца, ныне же, с твоей помощью, вижу твою многоцелебную раку». Родители тоже проливали от радости слезы и воспевали хвалебные песнопения преподобному, повторяя слова Давида: «Сей день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в этот день». И, радуясь, пошли домой. Здесь кончается повествование о предивных чудесах преподобного отца нашего Макария. МЕСЯЦА ИЮЛЯ В 25 ДЕНЬ ЖИТИЕ И ЖИЗНЬ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКАГО И УНЬЖЕСКАГО ЧУДОТВОРЦА

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Когда же подошла я к колодцу, то увидела там честного мужа в прекрасных сединах, облаченного в иноческую одежду». Ужаснулась женщина, недоумевая и не смея приблизиться к колодцу. «И не знала я, что сказать. Едва поборов страх, смогла я спросить у него: „Кто ты, господин отец?” Он же отвечал мне: „Женщина, отойди от колодца, чтобы не пострадать тебе горче прежнего. С этого времени не будет у тебя больше скорби. Я Макарий Желтоводский, пришел избавить тебя от потопления”. Я поклонилась ему земным поклоном, и с той минуты он стал невидим. Наполнилось радостью сердце мое, возвратилась я домой и рассказала мужу и соседям о том, что видела». С тех пор переменилась скорбь этой женщины на радость, и вместе с мужем восславила она Бога и угодника его чудотворца Макария. Сказание о чудесах преподобного отца нашего Макария Желтоводского и Унженского чудотворца Благослови, отче! Велика и разнообразна милость Божия, и человеколюбие Господа нашего Иисуса Христа, и благодать Святого Духа, дарованные обильно человеческому роду. Говорю вам, братья доблестные, христолюбивые послушники, чада церковные, сыновья света и причастники Царства Небесного, и не от своего сердца изношу слова, – в душе грешной не рождается ни дела доброго, ни слова полезного, – но творю повесть эту о чудесах преподобного отца нашего Макария. Неизмерима небесная высота, неиспытана преисподняя глубина, как несчетно песчинок на морском берегу или число звезд. Таково же и таинство Божественного домостроительства: велика и неизреченна милость Божия на человеческом роде, помилованы мы были ее ради, и поэтому должны сейчас, братья, петь и прославлять Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, исповедуя великие его чудеса, которые он творил через своих святых, среди которых и блаженный отец наш Макарий. Желание похвалить его ныне движет нашим языком и заставляет вспомнить это преславное чудо. Было это в 1615 году, во дни благочестивого и христолюбивого царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, во второе лето его царствования. В Кинешме на посаде жил человек по имени Варфоломей, и была у него трехлетняя дочь. И внезапно случилась с ней лютая глазная болезнь, так что свет пропал из очей. Семнадцать лет она не видела солнца и ничего другого. Ходила, осязая вокруг руками, или с провожатым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

336 Докучаев-Басков К.А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера: Хергозерская Макарьевская пустынь//Христианское чтение. 1890. Ч. 2, 11/12. С. 787−814. 337 Докучаев-Басков К.А. Сказание о чудесах в Каргопольской Хергозерской пустыни от иконы преп. Макария Унженского и Желтоводского//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. 4. С. 1−34. 340 См., например: Bushkovitch P. Religion and Society in Russia: The Sixteenth and Seventeenth Centuries. New York; Oxford, 1992. P. 115; Критский Ю.М., Синяговский С.А. Монастыри и пустыни Кенозерья. С. 120−121. 341 См. Старицын А.Н. Каргопольские чудеса и повседневность XVII в.//Рябининские чтения, 2007. С. 446−449. 342 См. Тарасенко Л.П. Иконография преподобного Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства. Автореф. дис. (...) канд. искусствоведения. М., 2006. С. 13−14, 16. 343 См.: Ушаков Н.Я. Хергозерско-Макарьевская пустынь – жемчужина исцелений. (Каргополь (Архангельская обл.)), 2009. 345 Ещё более ранний список, согласно монастырской описи, хранился в Хергозерской пустыни в 1769 г.: «тетрать о чюдесех от образа преподобнаго Макария» (указана среди рукописей «в десть») (РГИА, ф. 834, оп. 3, 2457, л. 142 об.). 346 См.: Строев П.М. Список иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб. 1877. Стб. 995. По-видимому, в 1640−1646 гг. и в 1657−1664 гг. настоятелями монастыря были два разных человека с одним именем. Трудно сказать, кто из них упоминается в «Сказании». 349 См. Старицын А.Н. Каргопольские чудеса и повседневность XVII в. С. 448; Шеломов П. Хронологический список управителей города Каргополя//Памятная книжка Олонецкой губернии на 1867 год. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 103. 351 Об Иоанне и Житии Кирилла Челмогорского см.: Прохоров Г.М. Иоанн//Словарь книжников. СПб. 1993. Вып. 3, ч. 2. С. 59; Мороз А.Б. Спор историка и художника: (Литературная история Жития Кирилла Челмогорского)// Христианство и Север. М., 2002. С. 29−37. 352 Герасим Анфимов, несомненно, сыграл очень важную роль в становлении культа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чудо святого Макария о некоем боярине Некто Алексей Коровин, сын боярский из города Галича, 3 года лежал парализованным на своем одре, не владея ни единым своим членом. В те времена разнесся слух о чудесах преподобного отца нашего Макария Желтоводского. Алексей тогда начал молить своих слуг, чтобы отвезли его поскорее в обитель святого. Слуги, как всегда, выполнили повеление своего господина, привезли его в монастырь и отнесли в церковь ко гробу святого. Игумен начал по обычаю петь молебен. И тут Алексей встал и со слезами просил преподобного о прощении. Это было славное чудо, ибо 3 года он не вставал с одра, и носили его на руках. Ныне же молитвами преподобного он получил прощение и выздоровел. Отошел он от гроба святого сам, без поддержки. И возвратился домой со своими слугами, радуясь, славя Бога и угодника его чудотворца Макария. Слово о некоем христианине, как святой Макарий избавил его от лютого недуга Некий человек по имени Карп из города Унжи сильно страдал пьянственным недугом (я не осуждаю его, но судит нас всех и во всем общий Владыка наш Иисус Христос ). Кроме того, был тот Карп очень злобен. Жена Карпа, Елена, была добродетельной и боголюбивой женщиной и имела великую веру ко преподобному Макарию. Каждый год в день памяти святого приносила Елена в церковь свечи и ладан и заказывала иерею принести святую и бескровную жертву Господу нашему. Дома же в этот день устраивала трапезу для иерея и для страждущих нищетою во имя Христово, а после трапезы оделяла нищих подарками. И все это она делала в честь преподобного Макария. Ее муж Карп был ослеплен пьянством, и от того безмерного пьянства лишился он ума, часто попадая в бесовские сети. Невзлюбил он жену свою, мучая ее разными муками, да так, что от побоев трещали кости. Много дней он мучил ее, не переставая. У женщины той истощилось терпение, да еще вмешался тут дьявол , искони ненавидящий род человеческий. Стала женщина замышлять на себя, чтобы повеситься или утопиться: не могла она больше терпеть мук. И однажды она решилась наконец утопиться. Встала она ночью и пошла к колодцу, плача горько Господу Богу, призывая благоговейно святого Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В житии преподобного Максима Грека, являющемся поздним памятником, говорится о роли Чудовского архимандрита Ионы в осуждении инока-князя Вассиана (Патрикеева) и преподобного Максима Грека (Белокуров С. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1899. Приложения. С. LIX). 17 Зимин А. А. Выпись о втором браке Василия III//ТОДРЛ. Т. 30: Историческое повествование Древней Руси. Л., 1976. С. 143. См. также: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1997. С. 732–733; Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М., 1972. С. 290. 19 ААЭ. Т. 1. СПб., 1836. С. 161. См. также: Архимандрит Макарий. Митрополит Иоасаф и Троицкий монастырь//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы Международной конференции 29 сентября — 1 октября 1998 г. М., 2000. С. 85–102. 20 Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца, Повесть о обретении мощей и Чудеса его. М., 1908. С. 62. 21 Там же. С. 64. Описание обретения мощей князя Андрея, можно сказать, аналогично описанию мощей преподобного Макария Калязинского (Die grossen Lesemenaen des Metropoliten Makarij Uspenskij spisok. Великие Минеи Четьи Митрополита Макария Успенский список. 12–25 марта. Weiher–Freiburg, 1998. С.810–812). 24 Там же. С. 65. Объяснить происшедшее можно так. Преподобный Даниил, несомненно, говорил Митрополиту Иоасафу об открытии мощей, но конкретно не оговорил точное время и т. д., что вызвало такую реакцию Первосвятителя. В качестве исторического примера можно указать на аналогичный случай несостоявшегося открытия мощей преподобного Макария Желтоводского (†1444; пам. 25 июля) при Патриархе Иоакиме (См.: Житие и чудеса преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. Макарьев, 1997. С. 48–51). 26 Позднее он принял монашество и после святителя Макария возглавлял Русскую Церковь (см. о нем: Игумен Макарий. Всероссийский МитрополитАфанасий (1564–1566)//БТ. Сб. 25. М., 1985. С. 247–259).

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

Воистину преславны чудеса твои, святой Макарий! Три дня ее вели в плен, с твоею же помощью она вернулась обратно за одну ночь. Слава Богу, давшему тебе творить такие чудеса! Так славили они Бога и угодника его чудотворца Макария. Чудо об одном христианине, как избавил его от недуга святой Макарий В городе Юрьевце, что на Волге, один человек по имени Григорий два года был нем. Ни единого слова никому не мог сказать – язык его прилип к гортани. Услыхал однажды тот Григорий о богоносном отце Макарии Желтоводском и Унженском чудотворце и великих чудесах, происходящих у гроба преподобного. Глухие там начинали слышать, немые – говорить, прокаженные очищались, и все, приходя с верою ко гробу святого, исцелялись. Тогда Григорий пришел в обитель святого. Привели его ко гробу чудотворца и начали, по обычаю, молебен. Григорий же, припав на коленях к чудотворцу, бил себя в грудь и плакал. И в то время, когда игумен начал читать святое Евангелие, разрешился язык у немого по молитве чудотворца Макария. И стал он говорить так же хорошо, как говорил прежде. После этого пошел он домой, славя Бога и угодника его преподобного Макария. Чудо святого Макария о избавлении от болезни некоего христианина Был некто Иван, по прозванию Выродков, человек знатного рода, почтенный от царя воеводским чином и веру имевший к преподобному Макарию; сильно страдал он внутренней болезнью. Однажды, когда болезнь особенно донимала Ивана, пришло ему от царя послание с приказом выйти на брань против зловерных казанских варваров. Опечалился воевода, не зная, сможет ли пойти в бой, так сильна была его лютая внутренняя болезнь, ведь до этого в битве он был ранен варварской стрелою. Болела утроба его, ослабли от боли мышцы. В царском послании Ивану было велено идти в страну казанских варваров против их войска на завоевание Казанских пределов. Слышал воевода, что близ страны Казанской имеется гроб преподобного отца нашего Макария, Желтоводского чудотворца, и великие чудеса происходят от того гроба. Иван верил, что примет исцеление от святого; знал он и то, что нельзя воеводе ослушаться царского приказа, как нельзя воину ослушаться воеводу. Потому отправился он из дому к войскам, но из-за болезни несли его слуги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С того времени прекратилось у Ивана воспаление внутренностей, и принял он молитвами святого великое облегчение. Начался молебен, после которого Иван отправился своим путем, вознося радостные молитвы Макарию, давшему ему исцеление. О юноше, укравшем мед из улья В обители преподобного Макария жил некий юноша клирошанин по имени Алексей. Однажды этот Алексей, прельщенный бесовским обманом, похитил мед из монастырского улья, из которого брали воск на свечи к иконе святого и для панихид. Игумен узнал, что украл мед Алексей, и начал расспрашивать его. Отрицая свою вину, тот поклялся именем Макария чудотворца. И в тот же миг померкли его глаза, и стал он слеп. Ожесточившись сердцем, но так и не раскаявшись, покинул Алексей святую обитель. Через несколько дней, осознав свои прегрешения и раскаявшись, юноша вернулся в обитель и исповедался в грехе своем перед игуменом, прося прощения. Настоятель тогда привел его ко гробу преподобного Макария и стал служить молебен по обычаю. Начал юноша плакать у гроба и просить прощения, и был возвращен свет глазам его. Восславил Алексей Бога и угодника его чудотворца Макария и остался с радостью жить в обители. Чудо святого Макария о избавлении от болезни некоей боярыни Жила в городе Чухломе некая боярыня, вдова по имени Мария. Она сильно страдала от болезни, сопровождавшейся судорогами. Узнала она однажды, что у гроба Макария происходят великие чудеса, и повелела слугам своим отвезти ее в обитель чудотворца Макария. И они привезли ее. Принесли ее ко гробу святого, и игумен по обычаю начал молебен. Она же лежала и не могла шевельнуть ни единым членом своим, только плакала и молила преподобного о прощении. И понемногу стали освобождаться члены ее, она, не вытерпев боли, заплакала еще сильнее. Тут все окружающие услышали, как затрещали ее сухожилия, и весьма удивились этому. После окончания молитвенного правила игумен по обычаю окропил Марию водою чудотворца Макария. С того часа она полностью выздоровела молитвами святого, встала сама с ложа своего, получив прощение от святого, отошла от гроба, никем не поддерживаемая. Отправилась она в обратный путь, радуясь и хваля Бога и угодника его чудотворца Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010