Владимирская церковь первоначально была построена иноком Порфирием в XVI веке. В 1812 году церковь была перестроена. В уцелевшей от 1804 года описи церковного имущества говорится: «Владимирская церковь деревянная, об одной главе с железным крестом, крыта тесом, глава обита деревянною чешуею; с правой стороны придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы – освящен, а левый придел не освящен». Строителями храма в 1812 году были Нижегородские купцы Вологдин и Загибенин, некоторые жертвователи. Построенный ими храм был пятиглавым, с колокольней. Главный алтарь был освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Все иконы шестиярусного иконостаса были греческого письма, с левой стороны царских врат находилась редко встречающаяся икона " Единородный Сын " . Стены и купол были расписаны водяными красками. Храм делился на летний и зимний, состоял из двух приделов: северный – в честь святителя Николая Чудотворца, южный – в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского. В 1878 году северный придел переименован в честь преподобного Макария, а южный – в честь святителя Николая. В северном приделе находилась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» старинного письма. В южном приделе, устроенном нижегородским купцом В. В. Монаховым, находилась почитаемая Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. В 1878 году северный и южный приделы были поставлены на одной линии с алтарем. Полы были сделаны из простого белого камня, в дальнейшем выложены мозаикой, в некоторых местах были положены чугунные плиты. Внизу, под церковью, были оборудованы «духовые печи», вся церковь стала теплой. Иконостасы были резные, у главного алтаря – липовый. В 1897 году было совершено поновление храма: иконостасы и киоты были покрыты позолотой, поновлена живопись на некоторых иконах, окрашены своды и колонны. В 1895 году Владимирская церковь имела святыни: старинные иконы Спасителя, Боголюбская икона Божией Матери, " Всех скорбящих Радость " . Боголюбская икона считалась чудотворной с 1771 года, когда по молитвам перед ней Господь прекратил моровое поветрие. После этого был установлен крестный ход в день Святого Духа с вынесением Боголюбской иконы; Евангелие напрестольное (1627 г.), напечатанное при царе Михаиле Феодоровиче и Патриархе Филарете; Служебник времени патриархов при царе Алексее Михайловиче; Триодь постная времени Патриарха Филарета (1622 г.).

http://sobory.ru/article/?object=30172

http://kenozerjelive.ru/arhonega-kargopol.html На этом месте издавна существовали два храма. «В Красном посаде две церкви строение приходцких людей древяные. Одна Живоначалные Троицы, другая Иоанна Богослова», – сообщает Переписная книга 1712-1713 годов. Они не раз поновлялись, перестраивались. В 1751 году священник Федор Григорьев и церковный староста Александр Марков наняли работников, чтобы перекрыть кровлю Троицкой церкви и сделать новое крыльцо. А в 1767 году вместо второй деревянной церкви заложили каменную. Строили ее долго, и в 1785 году она не была достроена. Хотя великий каргопольский пожар не затронул этой территории, но почти весь город тогда восстанавливали из руин. Когда в 1790 году освятили престолы в нижнем этаже, то прихожане задумали надстроить 2-й этаж и перенести туда обветшавшую к тому времени Троицкую церковь. Строительство Троицкой церкви длилось 12 лет, работы были закончены в 1802 году. А несколькими годами позже построили рядом деревянную колокольню. Но в 1878 году случилась беда: от неосторожного обращения с огнем белильщика крестьянина Андрея Белобородова сгорели деревянная колокольня и верхний этаж церкви. Когда же восстанавливали здание, пятиглавую конструкцию завершения полностью изменили, увенчав её большим куполом. Как гласила народная молва, таково было желание жертвователей, купцов Константина Немчинова и Александра Лаврентьева, на средства которых в основном и отстроили церковь. По словам архитектора А.Б. Бодэ в аркаде барабана видятся псевдо-византийские мотивы, распространенные в архитектуре 2-й половины XIX века. Колокольню соорудили каменную над папертью. Наконец, в 1898 году освятили верхний храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Главный престол в нижнем этаже – во имя Живоносного Источника, справа – в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, слева – преподобного Александра Ошевенского. Непродолжительный период Троицкая церковь не имела своего причта и приписывалась то к Свято-Духовскому, то Владимирскому приходам. В середине XVII века в Троицком приходе священником служил Герасим Анфимов. Его имя упоминается в Житии Кирилла Челмогорского и Сказании о чудесах в Хергозерской пустыни от иконы Макария Унженского и Желтоводского. В XVIII веке прихожанами были состоятельные купцы Марковы, девица Матрона из этого рода стала женой Александра Баранова.

http://sobory.ru/article/?object=02753

Монастырь и Архангельское подворье были закрыты в 1920-х годах. До конца 1941 года в селе Сура жила монахиня Ангелина (Трухина). Она была арестована за то, что в её доме «совершались тайные богослужения», и 22 июня 1942 года расстреляна. Единственный на данное время в Архангельской епархии женский монастырь был основан 31 октября 1994 года, по благословению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона. Адрес : Архангельская обл., Приморский р-н, д. Ершовка Телефон : (8182) 25-51-94 Подробнее... Кожеозерский Богоявленский женский монастырь [ править править код ] Мужской монастырь основан на полуострове озера Кожозеро монахами Нифонтом и Серапионом. Несколько раз горел с утратой всех храмов. В 1758 из-за малочисленности приписан к Спасо-Преображенскому монастырю, в 1764 упразднён с обращением церквей в приходские. Возобновлён в 1851 как приписной к Николо-Корельскому монастырю. В 1853 получил самостоятельность в миссионерских целях, начато каменное строительство. В 1918 закрыт и разграблен, на территории располагалась коммуна, позднее посёлок ссыльных. В 1950-х местность заброшена. В 1991 установлен поклонный крест, с 1998 возобновляется монашеская жизнь. В 2009 преобразован в женскую обитель. Адрес: Россия, Архангельская обл., Онежский р-н, Кожеезерский (Кожозерский) монастырь Подробнее... Макариевская пустынь Соловецкого монастыря [ править править код ] Церковное предание связывает основание монастыря с именем знаменитого русского святого - преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Преп.Макарий, отпущенный из плена ханом Улу-Мухаммедом (факт исторический, это было в 1438 году), возвращался в родную Кострому, останавливался на несколько дней на высоком берегу Волги, на месте будущей пустыни, восхищался природной красотой этого края и позже завещал основать на этом месте монастырь. Это завещание осуществил много позже, в середине XVII века, схимонах Исайя, инок монастыря преп.Макария Желтоводского (этот монастырь находился на берегу озера Унжа). Адрес: 164070, Архангельская область, Соловецкий район, остров Большой Соловецкий

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельская_...

Пожаловали дому Пресвятой и Живоначальной Троицы и Преподобного Отца Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца, что на Жёлтых Песках Архимандрита Пахомия с братией, велели им дать Нашу Царскую жалованную грамоту, что ему Архимандриту Пахомию, по благословению Святейших Вселенских и Московского Патриархов, Кир Паисия, Папы и Патриарха Александрийского и Судии Вселенского, и Кир Макария, Патриарха Антиохийского и всего Востока, и Кир Иоасафа, Патриарха Московского и всея России, во время церковного служения действовать и служить с рипидами, и стоять на ковре; для того в нынешнем роз (1669) году били челом Нам, Великому Государю Царю и Великому Князю Алексию Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой России Самодержцу, того монастыря Архимандрит Пахомий с братией: в прошлом, де, в роз году Святейший Вселенский Кир Макарий, Патриарх Божьего града Антиохии и всего Востока, идучи из Нашего Царствующего града Москвы в Антиохию, был в обители Преподобного Отца Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца и благословил для Пр. Отца Макария стоять в церкви Божьей ему Архимандриту, или кто по нём в том монастыре иные Архимандриты будут, на ковре, иметь честные рипиды, и дал им о том в монастыре письмо за своей рукой, и чтоб Нам, Великому Государю, их пожаловать велеть о том на подтверждение дать Нашу Государскую жалованную грамоту; да Архимандрит же Пахомий подал к челобитью своему письмо, каково дал в монастырь Макарий Патриарх Антиохийский. А в письме написано: в прошлом году Июля в к (20) благоволением Божиим идучи, он Макарий Патриарх восвояси, пришёл во святую обитель Преподобного Отца Макария Желтоводского помолиться и ради веры и благоговения ко Святому Отцу Макарию Желтоводскому и Унженскому Чудотворцу благословил и почтил ту святую обитель иметь в том монастыре честные рипиды и стоять Архимандриту Пахомию, и еже по нём во освящении служения на ковре, как есть обычай и в иных святых монастырях. И Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексий Михайлович, всея Великой, Малой и Белой России Самодержец, по прошению Отца Нашего и богомольца, Святейшего Кир Макария, Патриарха Антиохийского, пожаловал Макарьевского монастыря, что на Жёлтых Песках Архимандрита Пахомия с братией, или кто по нём в том монастыре Архимандриты будут, велел им, и по благословению Отца Нашего и богомольца Святейшего Иоасафа, Патриарха Московского и всея России, в священнослужении иметь честные рипиды и стоять на ковре, как обычай Архимандритом и в иных честных Лаврах, и для вечного утверждения указали им дать сию Нашу Государскую жалованную грамоту. Помета о том на челобитной их думного Нашего Дьяка Герасима Дохтурова. Писана Государства Нашего в царствующем граде Москве лета зроз (7177) года в (11) день.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Однако, в первое время обитель не особенно была обеспечена и жизненными припасами, и потому ее немногочисленные иноки должны были прибегать к сборам по окольным волостям, особенно «в годы недорослые» – неурожайные... нося с собой и образ преп. Макария 516 . В праздник же пасхи ездили в г. Каргополь славить у воеводы 517 и, вероятно, у более или менее зажиточных посадских людей. Построенный основателями, иноками Сергием и Логгином, храм стоял очень недолго, не более 6 – 17 лет... В книгах судеб предопределено было принести его в жертву огню, заменив его новым, лучшим, о чем и открыто было пресвитеру г. Каргополя Троицкой церкви Герасиму в сонном видении таким образом. Видит он Хергозерскую пустынь и в ней новую, большую «шатровую» церковь , и спрашивает монаха: когда построен храм этот? (Тогда была здесь маленькая церковь , с трапезой). – Что удивляешься? отвечал инок. Через пять лет будет такая церковь, а теперешная сгорит! – А ты, отче, здесь живешь? – Нет, из Унжи. В новой церкви должен быть придел во имя преподобного Макария, пояснил инок. Так и случилось 518 . В это время обитель видимо приходила в цветущее положение. На место сгоревшего маленького храма, она построила больший, шатровый, с приделом во имя препод. Макария Унженского чудотворца. Вот что записано по сему случаю в синодике Ошевенского монастыря, который служил в то же время и маленькой летописью... «Лета 7161-го (1653), декабря 16 освящена церковь Живоначальныя Троицы в Хергозерской пустыни... по благословению преосвященного митрополита Макария Новгородского. Того ж году июня в 13 день освящен предел Преподобного отца нашего Макария Желтоводского и Унжеского чудотворца». Через пять лет после построения Троицкого храма видим уже воздвигнутым другой, деревянный же, двух-престольный храм во имя Введения Пресвятыя Богородицы, с приделом св. Николая Чудотворца, который и был освящен в 1658 г.: «7166, ноября в 9 день – читаем в Синодичной же записи Ошевенского монастыря – освящена церковь Введения Пресвятыя Богородицы в той же пустыне. Того ж году маия в 25 день освящен предел Николая Чудотворца».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В январе 1994 года монастырские здания были полностью возвращены епархии, и уже 7 августа 1994 года - в день памяти преподобного Макария - архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение первого возрожденного храма обители, Макарьевской церкви. В 1995 году в монастырь вернулась и его главная святыня, мощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского, вновь пребывающие сейчас в Макарьевском храме. В 1999 году Костромская епархия торжественно отметила 555­летие преставления ко Господу преподобного Макария; центром юбилейного празднования стал Макариево­-Унженский монастырь. В послании по случаю знаменательного юбилея архиепископ Костромской и Галичский Александр указывал: " История свидетельствует, что этому месту по молитвам преподобного сопутствовало особое Божие благословение. Свято­-Троицкий Макариево­Унженский монастырь стал со временем великой обителью, одной из первых по значению в России после Троице­-Сергиевой Лавры... Времена воинствующего безбожия исказили облик обители. Многое здесь было предано разрушению. Но милость Божия не оставила сего святого места " . 25 марта 2004 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода настоятельницей Макариево­Унженского женского монастыря назначена игумения Вера (Морева). Сейчас в обители - 10 сестер, в монастырском приюте для девочек-сирот имени святителя Митрофана Воронежского - 6 воспитанниц. http://www.makariev.ru/0.htm В XVII в., тогда еще село Коврово относилась к Унженской осаде Галичского уезда. В 1627 г. упоминается церковь " святых мученик Фрола и Лавра у Макария Желтоводскаго в монастыре да церковь преподобнаго отца Макария " . В марте 1716 г. " Макарьева-Унженскаго монастыря вотчины села Коврова староста Сава Савин в патр. каз. приказ писал: " По указу и по благословкеию преосв. Стефана в Галицком уезде в вотчине Макарьева монастыря Унженскаго в селе Коврове построили церковь во имя Пр. Богор. Тихвинския, да в приделе св. муч. Бориса и Глеба, и ныне та новопостроенная церковь с приделом к освящению совсем изготовлены...

http://sobory.ru/article/?object=00163

Мы этому рады и будем продолжать свое начинание, пока в нем имеется большая нужда. К тому же, если дети играют при храме, видят купола, слышат малиновый звон колоколов, у них с детства зарождается любовь к Родине. Нам нужны будущие поколения, которые любят свою землю, душу положат за свое Отечество. Поэтому даже такое делание, как детские площадки, тоже, надеюсь, внесет свой вклад в воспитание патриотизма и верности своему народу. - Говоря о духовном возрождении, воспитании патриотизма, нельзя забывать и об экономической стабильности, финансовом укреплении каждой отдельной семьи. Есть ли у нижегородцев особые молитвенники, к которым следует прибегать в деловых начинаниях? - Каждый подвижник благочестия играет знаковую роль в свое время. Но я бы хотел начать с личности человека, который жил несколько столетий назад, и для Поволжья, несомненно, являлся святым номер один - это преподобный богоносный отец наш Макарий, Желтоводский и Унженский чудотворец. Этот человек, уже много столетий причисленный к лику святых, является для нижегородцев и всего Поволжья той духовной путеводной звездой, которая помогает им идти по жизненному пути. А Нижний Новгород занимает особое положение, так как преподобный Макарий в нем жил и родился близ храма Святых Жен-Мироносиц. Свой монашеский путь он начал в Свято-Вознесенской Печерской древней славной обители. Потом основал на реке Волге Свято-Троицкий монастырь, где многие годы проходили знаменитые Макарьевские ярмарки, куда приезжали купцы из многих стран мира, и это имело в материальном плане непреходящее значение для всей Русской земли. Поэтому преподобный Макарий в веках освящает нашу экономическую деятельность, является покровителем купцов, всех торговых и деловых людей, и это тоже немаловажно, так как через экономические вопросы развивается жизнь. Он всегда был очень почитаем в Поволжье, и сегодня, приезжая в древние храмы, во многих местах мы находим приделы в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Сегодня настало время собирать камни и сеять семена, и на кого нам опираться, как не на преподобного и богоносного отца нашего Макария, ведь многие люди и Слова Божия не слышали, и совершенно разрушены духовные устои, и своими обычными, немощными человеческими силами мы можем сделать очень мало, а зачастую и ничего.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

— Как же вас приняли? — В 1978 году там был первый набор людей с высшим образованием. И мне удалось. За два года, экстерном. А потом Духовная академия, тоже экстерном, за полтора. В 80-м году меня назначили вторым священником в Крестовоздвиженский храм села Алтуфьево. Он стал для меня родным с первого дня. Райское место: пруд, лес, в алтаре слышно, как птицы поют. Рядом святой источник преподобного Макария Желтоводского, откуда мы всегда брали воду. Мечтал служить там всю жизнь. Однажды даже мысленно выбрал там себе место для будущей могилы. Эдакий самовлюбленный романтизм… А в конце 80-х начал узнавать о своих предках, поехал к сестре моего покойного деда, и она открыла новость: оказывается, именно этот, Крестовоздвиженский храм – наш родовой, в нем до революции служили пять священников Смирновых и здесь же, около храма, они похоронены. — Поразительное совпадение! — Не совпадение. Есть присловье: кто верит в случай – не может верить в Бога. Всё по молитвам предков. Фото из книги " Протоиерей Димитрий Смирнов Проповеди. Книга 2 " — Настоятель у вас был строгий? — Отец Михаил создал для меня как начинающего тепличные условия. Все хозяйственные заботы были на нем. За десять лет мы повздорили два раза: в первый помирились через полчаса, во второй – на следующий день. — В 90-м году вас назначили настоятелем в храм святителя Митрофана Воронежского – без колокольни и купола, рядом помойка. Контраст с «райской жизнью» в Алтуфьеве был разительным. Это не вызвало уныния? — Нет, воспринял новое назначение удивительно легко. Думаю, попал в митрофаниевский храм по молитвам святого Макария Желтоводского, в честь которого позже был освящен престол Алтуфьевского храма. Между святыми существовала особая духовная связь: святитель Митрофан в 17-м веке стал настоятелем Унженского монастыря, основанного в 15-м веке святым Макарием, а незадолго до кончины принял схиму с именем Макарий. Тут промысел Божий. Позже стало известно, что до революции здесь, в церкви Митрофана Воронежского, служил настоятелем дядя моей бабушки.

http://pravmir.ru/protoierej-dimitrij-sm...

(Волж. новь, 1997, 31 мая). По материлам сайта " ЦБС Верхнеуслонского района " Свияжская подгородная Макарьевская пустынь основана монахом Унженского монастыря Исайей в середине 17 в. и названа в честь русского святого – преподобного Макария Унженского и Желтоводского, основателя Унженского монастыря. В 1764 она была приписана к Свияжскому Богородицкому монастырю и фактически закрыта. Лишь в 1798 Павел I, будучи здесь в поездке по Волге и восхищенный красотой местности, удовлетворил ходатайство о восстановлении монастыря. До 1956 монастырь располагался на правом берегу р.Свияги, в 3 км от ее впадения в Волгу и в 1,5 км от уездного г.Свияжска. После открытия Куйбышевского водохранилища монастырь оказался на правобережье Волги. Монастырь размещен на террасе берега, укрепленной подпорной стеной из известняка с кирпичными контрфорсами. Его территория имеет прямоугольное очертание, нарушаемое в северо-восточном углу многогранным выступом. Ограда пустыни возведена в 1898 из кирпича: северная часть ее состоит из кованых решеток и кирпичных столбов. В северо-восточном и северо-западном углах комплекса размещены въездные ворота, соединенные дорогой. Живописная композиция, обусловленная размещением построек по периметру участка, рассчитана на фронтальное восприятие со стороны реки. В состав комплекса входят: Вознесенская церковь, Богородице-Скорбященская церковь, часовня, настоятельский корпус, два братских корпуса, ледник, пекарня и хозяйственные постройки. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан. 13 марта 2013 г. в Макарьевском мужском монастыре состоялось долгожданное событие - совершено освящение памятника основателю обители прп. Макарию Желтоводскому. Торжественный чин освящения и молебное пение преподобному возглавил глава Татарстанской митрополии митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий. Совершив богослужение, Владыка поздравил братию обители с этим знаменательным событием и пожелал всем несущим монашеское служение стать подражателями подвижнической жизни преподобного Макария. Идея увековечения памяти основателя обители возникла еще семь лет назад – говорит настоятель монастыря игумен Глеб (Владимиров). Сам памятник был сконструирован по проекту известного скульптора Андрея Балашова, но по причине нехватки средств работы по его установке сильно затянулись.

http://sobory.ru/article/?object=02903

акт и б) Модениха неизвестно от кого и когда приложена. Сверх сих покосов на продовольствие священноцерковнослужителей 1656 г. царем Алексеем Михайловичем пожаловано 43 дес. земли, которая с 1844 г. состоит во владении, но план на оную еще не прислан. Здания принадлежащие сей церкви: каменный дом в церковной ограде. В приходе сей церкви находится 2 часовни: Гарцинская, зданием деревянная и при Талицком заводе г.г. Машковцевых зданием деревянная. Ближайшие церкви: с северной стороны Бобинская в 10, с востока Волковская 11, с юга Никулицкая в 4, с запада вятские градские церкви в 4 верст. Опись церковного имущества с 1855 г. Церковные метрические книги с 1801 г. Исповедные росписи с 1802 г. ЦГАКО ф. 237 оп. 70 д. 418 лл. 1-2 об. В 1646 г. 15 апреля Иоасафом, патриархом Московским, дана храмозданная грамота на построение храма (первого) в честь Преподобного Макария Желтоводского. Таковая же грамота дана 19 августа 1652 г. патриархом Московским Никоном. Впоследствии, кроме Макарьевской церкви, построена была другая церковь во имя Св. Троицы. В 1768 г. возбуждено ходатайство о сооружении, вместо обветшавшей деревянной Троицкой церкви, вновь каменной во имя Святой Троицы с приделом в честь Св. Макария. Настоящая церковь каменная, построена в 1770 г. по храмозданной грамоте от 31 июня 1768 г. Престолов в церкви ныне три: главный - Троицкий, освящен 25 июля 1775 г., два в трапезной церкви - правый в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», освящен 25 июля 1772 г., левый в честь Св. Преподобного Макария Желтоводского, Унженского Чудотворца, освящен 1 ноября 1772 г. По построении каменной церкви в 1775 г. старую деревянную церковь разрешено разобрать (дело архива Вятской духовной консистории 295/1775). В 1848 г. вятским епархиальным начальством разрешено старую ветхую деревянную церковь (?) перенести на кладбище, каковая и была перенесена и освящена в июне месяце того же года во имя Живоносного Источника Божией Матери (дело архива Вятской духовной консистории 10/1848). В.И.

http://sobory.ru/article/?object=05185

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010