В «Сказании об обретении мощей Макария Желтоводского и Унженского» ( Ерофеев. 1997. С. 14-19; Седов. 2006. С. 272-273), созданном в М. У. м. современником описываемых событий, рассказывается, что в июле 1670 г. в связи со строительством Макариевского храма в подножии раки преподобного нашли останки некоего монаха. Решив, что это один из ближайших учеников прп. Макария, 12 окт. того же года игум. Никита приказал их захоронить (РНБ. ОЛДП. F. 21. Л. 195). Но когда стали копать яму, обрели мощи основателя мон-ря: «Многим нетлением от Бога почтени, и кости в составех тверди и нерушимы, власи главнии и брада седы, видом же всем таков, якоже и на иконах пишется. Одежда же иноческая на мощех, яже есть схима и мантиа, и прочее весма целы и крепки и опеленание нетленно» (Там же. Л. 195 об.- 196). Игум. Никита с насельниками положил мощи в новый гроб и поставил его в гробнице, но не сообщил об этом событии ни царю Алексею Михайловичу, ни патриарху Московскому и всея Руси Иоасафу II . В 1675 г. мон. Иосиф Свияжанин (т. е. уроженец Свияжска) бежал из М. У. м. в Москву, будучи перед этим наказанным игум. Никитой. В столице он подал патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму жалобу на игумена, в к-рой поведал, что настоятель выдает за мощи прп. Макария останки неизвестного монаха. Частицей этих мощей во время своих визитов в Москву игум. Никита освящал воду, к-рую подносил царю и патриарху. Царь Алексей Михайлович приказал расследовать дело, была учреждена комиссия во главе с бывш. Тобольским и Сибирским архиеп. Симеоном , в к-рую входили желтоводский архим. Тихон Макариевский и бывш. желтоводский игум. Варлаам. 28 февр. 1675 г. комиссия прибыла на Унжу. Игум. Никита был сослан в Желтоводский мон-рь «в чин новоначальных послушников». По результатам работы комиссии архиеп. Симеон написал патриарху, что игум. Никита с братией нашли «кости монашеския». Патриарх дал распоряжение закопать мощи под гробницей преподобного. Архиепископ дождался патриаршей грамоты и лично проследил за погребением останков, «со многим безславием, яко простаго мертвеца, постави в земли и землею засыпа» (Там же. Л. 204). При этом архиерей отделил от мощей частицу и, прибыв в Желтоводский мон-рь, отдал ее архим. Тихону, к-рый спрятал святыню в некоем укромном месте монастырского собора. Вскоре архим. Тихон ушел из Желтоводского мон-ря в «Поморския страны, и в тамошних пустынях же и монастырех нача скитатися, яко един от странных монахов» (Там же. Л. 207).

http://pravenc.ru/text/Макариев ...

В это время Макарьев монастырь благоговейно величали " Лаврой преподобного Макария " . Относительно благополучно пережил монастырь секуляризацию церковных земель XVIII века, в XIX столетии Унженская обитель была возведена на степень первоклассных, став, таким образом, вторым по значению монастырём епархии после Ипатьевского монастыря. В ХХ веке она разделила участь многих старинных монастырей: здесь располагались такие " важные " учреждения, как физкультурный клуб, склад зерна и машинно-тракторная станция. В 1919 году монастырь был упразднён, братия изгнана. В 1926 году закрыли первый из монастырских храмов, надвратную Никольскую церковь (с 1971 года в ней размещался краеведческий музей), а 12 декабря 1929 года состоялось закрытие и остальных храмов. После закрытия монастыря из обители исчезли многие ценности. Некоторые - как, например, чудотворная Макарьевская икона Божией Матери - бесследно. Мощи прп. Макария были вскрыты и увезены в Кострому. Они были обнаружены случайно в 1990-м году в запасниках краеведческого музея города Юрьевца Ивановской области. 14 мая 1990 года святые мощи крестным ходом перенесены в Кострому, в Воскресенский кафедральный собор на Дебре, а уже в 1992 году они прибыли в Макарьев, в городской приходской храм. Мощи прп. Макария Унженского вернулись в обитель в 1995 году (с 2007 года его глава находится в Свято-Троицком Макариево Желтоводском монастыре, что на Волге). В 1930-х годах, за исключением небольшого участка и двух башен, была разобрана ограда (кирпич с разобранных стен использован для строительства народной бани). В кельях бывшей обители было устроено общежитие для трактористов расположившейся на территории монастыря МТС, был здесь даже и маслозавод. Позже размещался детдом, а в годы войны - эвакогоспиталь, затем зооветеринарный техникум. В конце 1950-х годов комплекс Макариево-Унженского монастыря был объявлен памятником архитектуры XVII-XVIII веков и взят под охрану государства. В 1970 году специалистами Костромской реставрационной мастерской были начаты работы по реставрации монастыря, которые велись до начала 1990-х годов под руководством архитекторов Л. С. Васильева и А. П. Чернова. Была воссоздана часть утраченных монастырских стен, реставрировались и церковные здания. 16 июля 1993 года определением Священного Синода РПЦ Макарьево-Унженский монастырь был возрождён как женский, а в январе 1994 года Костромской епархии передали весь ансамбль монастырских зданий. Сегодня памятники архитектуры костромского зодчества на территории обители выглядят, прямо скажем, весьма удручающе. Обшарпанные фасады зданий и храмов, местами исчезнувшая побелка. Как ни как, прошло уже более 30 лет со времени последней реставрации. В 2001 году из-за сильного пожара, случившегося в Макарьевой обители, выгорел корпус братских келий, а в 2003 году обрушилась шатровая колокольня Благовещенского храма.

http://sobory.ru/article/?object=00163

Люди, памятники, дома " . В 1986 году в связи с увеличением числа прихожан к основному объёму была сделана пристройка, выполняющая роль трапезной. Но и она не смогла вместить всех верующих, особенно по большим праздникам. Поэтому в 1993 году началось строительство новой трапезной и колокольни (старую колокольню переделали в световой барабан, пробив свод четверика). Площадь храма увеличилась вдвое, появились два новых придела - Преподобного Макария Желтоводского и Унженского и Святителя Ионы, митрополита Московского. Кроме того восточная апсида, в которой сейчас находится центральный алтарь, также была увеличена. В настоящее время архитектурный ансамбль Крестовоздвиженского храма состоит из трёхъярусной колокольни, увенчанной высоким шпилем, просторной трапезной, основного объёма со световым барабаном и миниатюрной главкой. Апсида квадратная в плане, со скруглёнными углами, на её восьмигранном куполе находится миниатюрная главка на глухом барабане. Фасады апсиды и трапезной украшают мозаичные панно с изображением икон. На территории храма находятся две часовни - Святого Мученика Уара, где происходит отпевание усопших, и церковная лавка. Кроме того, возведена часовня и над источником преподобного Макария Желтоводского, бьющего недалеко от храма. В 1998 году на первом этаже дома причта был освящён в честь святых мучеников Веры, Надежды, Любови и матери их Софии крестильный храм. Трёхъярусная колокольня Крестовоздвиженского храм построена в 1995 году. На массивном высоком четверике покоится восьмигранный ярус звона, углы которого подчёркнуты рустовкой. Следующий ярус также восьмигранный, имеющий, скорее. декоративное значение. На куполе имеются четыре круглые люкарны (оконные проёмы на крыше, закрытые по бокам и сверху). Венчает сооружение высокий шпиль с крестом. После постройки новой колокольни старую, над четвериком храма, переделали в световой барабан. Проёмы на ярусе звона застеклили, превратив их в окна, над куполом вместо маленькой главки на длинной, тонкой " шее " возвели глухой барабан, украшенный мозаичными иконами с изображением святых, который завершается главкой в виде луковички, увенчанной массивным крестом.

http://sobory.ru/article/?object=03373

Внутри храм выглядит очень небольшим, камерным, однако намоленность этого компактного помещения ощущает всякий, вошедший под его своды. В притворе церкви - два больших полукруглых окна. Ранее на их месте были выходы на крытую паперть. Мощный портал ведёт в главный придел храма, освящённый во имя Сергия Радонежского. При реставрации была бережно сохранена и частично восстановлена старинная кладка из красного кирпича в виде фигурных колонн и арки над входом. Двери поменьше ведут в придел свт. Макария Желтоводского и Унженского. Трапезная храма также разделена на две части - большую и меньшую. Иконостас главного придела деревянный, трёхъярусный, ранее, до 1929 года, он был пятиярусным, с иконами, написанными в XVII веке, и если приглядеться, то на стене видны кронштейны, на которые крепились два верхних ряда икон, ныне утраченных. Между двумя приделами прорублена дверь, створки её расписаны современными прихожанами в старорусском стиле. Стены и своды украшены фресками на библейские темы. В храме находится икона преподобного Серафима Саровского - едва ли не единственная уцелевшая от прежних времён святыня. После закрытия и разорения в 1929 году она пропала. И лишь в конце 1990-х после того, как храм возродился к жизни, её вернула одна местная жительница Комягино, в семье которой икона хранилась все эти годы безвременья. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г. Церковь Сергия Чудотворца каменная построена в селе Сергееве в 1678 г. В переписных книгах Московского уезда Бохова стана под 1678 г. написано: «за стольником Никитою Ивановичем Акинфовым родовая вотчина отца его село Сергиево, а в селе церковь каменная, причетников у той церкви нет». Новопостроенная церковь Сергия Чудотворца с теплою трапезою и приделами св. Макария Желтоводского Чудотворца и св. Григория Нисского Чудотворца была освящена в 1679 г. и обложена данью, которая собиралась «с жилых церквей» в патриаршую казну… по указной статье 14 алтын 2 деньги, заезда гривна. За последующие 1680 – 1739 гг.

http://sobory.ru/article/?object=03505

Основан Преподобным Макарием Унженским и Желтоводским, в 1439 году. Обитель эта – скудная до конца XVI века – состояла тогда из незначительных деревянных строений и не была ничем особенно замечательна. В царствование Феодора Иоанновича, как кажется, начались чудотворения от мощей св. Макария; по сему-то поводу, вероятно, царь обратил внимание на обитель: ибо прислал сюда в 1596 году строителем бывшего боярина Хвостова (в иноч. Давида), и приказал ему доносить о всех нуждах монастырских. Но кончина царя, вскоре последовавшая, а за тем смутные времена отдалили на долго совершенное благоустройство Унженского монастыря. Старец Давид построил новые церкви, но также деревянные, а каменных, как видно, не мог, по неимению пособий, хотя и удалось ему испросить у царя Василия Иоанновича Шуйского право на владение никоторыми близлежащими селениями. – В начале XVII века, когда Филарет Никитич томился в плену у поляков, Великая Старица Марфа Иоанновна посетила обитель, вместе с малолетним сыном Михаилом Феодоровичем, и молилась у гроба св. Макария о возвращении Филарета. По вступлении на престол царя Михаила и чрез два месяца по восприятии родителем его Патриаршеского сана, царь совершил в 1620 году торжественное шествие в Унженский монастырь для поклонения мощам св. Макария и принесения благодарности Угоднику Божию за минование всех бед молитвами его. Для сего заблаговременно построен был в обители деревянный дворец. День прибытия царя, 4 октября, празднован был при жизни его особенным торжеством до 1645 года, а с того времени до ныне, совершается здесь соборная панихида. – В то время обитель именовалась уже Лаврою, и управляема была игуменом. В 1669 году все ее деревянные церкви и строения, в том числе и Царский Дворец, погорели; после чего церкви уже сооружены каменные. Ныне здесь находятся семь великолепных церквей, из коих: 1) Соб. Живоначальной Троицы, в которой почивают мощи св. Макария Желтоводского, в богатой раке. Храм этот построен был прежде над могилою Преподобного Макария деревянный; Строителем Давидом сооружен новый в 1596, также деревянный, с приделом Флора и Лавра, а каменный воздвигнут в 1669 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Чем-то это место неуловимо напоминает белокаменную Святогорскую лавру, которая так же вознеслась на скалах над Северским Донцом. Только, конечно, в Свияжской пустыни все гораздо меньше – и гора, и сам монастырь. Интересно, что все строения стоят и не на вершине горы, и не у подножия, а посередине. Это очень редкое размещение. Посреди склона – природная терраса, гигантский балкон. Ограда, опоясавшая прямоугольный монастырь с трех сторон, еще усиливает это сходство с балконом. Ниже – обрыв, а выше – лесистые кручи. Монастырь и его окрестности производят удивительное впечатление в любое время года. Летом обитель как бы тонет в густом зеленом бархате, осенью – в золотом. Эта зелень или золото, в зависимости от сезона, отражается в воде, возвышаясь над ней огромной стеной с башенками деревьев. В мае стена как бы подернута легкими облаками первой листвы, а сам монастырь на ее фоне кажется расцветшим, как белый цветок. Наконец, зимой он просто возносится, как чудесное видение, как рождественская сказка, над многокилометровой снежной равниной Волги. Раздел из книги А. Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии» Макарьевская пустынь, общежительная, около города Свияжска. Основана в XVII веке иноком обители преподобного Макария Унженского (см. Костромскую епархию) Исайей, который и погребен (10 декабря 1661 года). В пустыни находится икона преподобного Макария Желтоводского. При пустыни странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Расположен на правом берегу реки свияги. К настоящему времени сохранились постройки: пекарня, Возненсения Господня церковь, настоятельный корпус, Божией Матери «Всех скорбящих радость» церковь, часовня, два братских корпуса, строения хоз. двора, склад, ледник, ограда монастырская. Вознесения Господня церковь,1691, перестроена 1835, камень. Построена на средства свияжской жительницы Н.Н.Саврасовой (по плану 16 века), колокольня на средства казанского купца Е.А. Лебедева. Божией Матери «Всех скорбящих радость» церковь, 1866 г., перестроена 1887 г.

http://sobory.ru/article/?object=02903

Второе обретение мощей святителя Митрофана было совершено в 1989 году, а в 1998 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, было установлено особое празднование второму обретению его мощей 4/17 сентября. Ныне мощи святителя Митрофана покоятся в Благовещенском соборе Воронежа. Труды: Духовное завещание//Духовное завещание святителя Митрофана, епископа Воронежского//Воронежская старина. – Воронеж, 1902–1916; 1903. – Вып. 3. – С. I-IV, 188–219. Литература: Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 3-е изд. – СПб., 1903. – Т. 3. – С. 167–176. Введенский С. Н. Святитель Митрофан Воронежский как церковно-государственный деятель эпохи преобразования. – Воронеж, 1904. Введенский С. Н. Два эпизода для характеристики нравов в Воронежской епархии при святителе Митрофане (1682–1703). – Воронеж, 1903. Введенский С. Н. Вопрос о разграничении Воронежской епархии от Рязанской при святителе Митрофане. – Воронеж, 1903. Введенский С. Н. Васька Желтовский: Эпизод из истории раскола в Воронежском крае при святителе Митрофане//Памятная книжка Воронежской губернии на 1904 г. – Воронеж, 1904. – Отд. 3. – С. 183–190. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. – Казань, 1913. – С. 111. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 576, 600–604, прим. 27. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 30, 31, 32. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 4. – С. 163. Булгаков С. В. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви: в 5 вып. – Харьков, 1897, вып. 3, 4. – С. 199. Макарий (Миролюбов) , иеромонах. Сказание о жизни и чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. – М., 1850. – С. 64. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Житие святого Митрофана, епископа Воронежского. – СПб., 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Из поморских экспедиций я дважды вывозила резные кресты с характерными для старообрядцев сложными аббревиатурами, символизирующими ту или иную священную фразу или евангельскую цитату, — продолжает Кольцова. — Местные жители часто ставили их в красный угол наравне с иконами. " Да и на карбасе не жалко с собой возить " , — сказал мне один рыбак, продемонстрировав нечто вроде изготовленного кустарно ушка для подвеса. А местность между Выгом и Чаженьгой — вообще излюбленное место так называемого хождения староверов, чьи иконописцы там перемещались, зарабатывая себе на хлеб». Постепенно и местные мастера, рассудив, что они ничем не хуже, стали писать иконы для старообрядцев. На выставке можно найти интереснейший памятник из этого ряда — образ преподобного Макария Унженского с житием из Макарьевской часовни деревни Качикова гора. Средник ее написал православный мастер, а клейма — старообрядческий, из Олонецкой губернии. «Желтоводского чудотворца в наших краях в древности почитали очень сильно. Неслучайно монахи Ошевенского монастыря еще в 1640 году в лесной глуши на берегу Хергозера основали небольшую пустынь, посвятив ее преподобному Макарию, и паломники стекались туда со всей округи», — говорит искусствовед. «В службах епархиальных древлехранителей сейчас развернута весьма интенсивная работа по выявлению и сохранению архитектурного наследия, находящегося у Церкви в пользовании. В то же время, что и как делать с движимыми памятниками, на местах не всегда понимают, — резюмирует заведующий отделом программ Патриаршего совета по культуре Александр Парменов. — Многих приходится учить видеть красоту и ценность даже в позднейших, как кому-то кажется на первый взгляд, иконах, чтобы уже нашим потомкам не пришлось спасать их остатки от полной утраты. Эта выставка учит бережному отношению к любым предметам храмового убранства — как священнослужителей с их помощниками, так и всех остальных». Выставка открыта до 17 февраля. Адрес: Москва, ул. Пречистенка, 19 КОММЕНТАРИИ Митрополит Псковский и Порховский Тихон , председатель Патриаршего совета по культуре Нечасто для столь широкой аудитории выставляются произведения православного художественного наследия Русского Севера.

http://e-vestnik.ru/culture/ikony_kargop...

Но тот неотступно молил пастыря показать ему сына, а пастырь искал и не находил его, и понял он, что речь идет о Макарии. Тотчас чудный этот пастырь позвал к себе ученика своего и, сотворив обычную молитву, сказал: «Чадо Макарий, отец твой ищет тебя, хочет видеть». Преподобный же ответил: «Отец мне – Господь Бог мой, сотворивший небо и землю, и все, что на ней, а ныне, господин, – ты, учитель мой». Отец же его, вне кельи стоявший, заплакал: «Чадо мое родное, Макарий, покажись мне, отцу своему, избавь нас от печали». Преподобный, стоя внутри кельи, ответил ему в оконце: «Невозможно, господин мой отец, здесь нам увидеться, так как написано в Евангелии: „Если кто любит отца или мать более меня, – недостоин меня”. Если ты, господин, хочешь увидеть меня, то свидимся мы в будущем веке. А сейчас, отец мой, не огорчай меня этим и с миром отойди от кельи моей, да не лишусь я Господнего дара». Отец снова сказал: «Чадо мое, если ты не явишь мне лицо свое, не отойду от твоей кельи. Протяни мне хотя бы руку твою!» Преподобный не мог утолить мольбу отца; с великой неохотой обнажил он руку свою и протянул ее отцу в окно, а лица своего так и не показал. Отец взял Макария за руку и, лобзая, промолвил: «Чадо мое сладкое, Макарий, спасись сам и моли за меня Бога, чтобы и я молитвами твоими спасся». И пошел домой, радуясь, как будто нашел некое бесценное сокровище, и восхваляя Бога. Тогда же поведал о сыне и супруге своей, матери блаженного. И оба радовались и славили Бога за такую милость для своего сына. Все братья в обители чтили и славили преподобного за великую его добродетель. Но блаженный не хотел чести от людей и славы временной, желая уединения и сладкого безмолвия, и ради этого ушел он из обители и отправился в пустынное место, на реку под названием Лух. Здесь он построил себе маленькую келью и начал подвизаться против невидимого врага – слезными молитвами, бдением, пощением, всенощными молебнами. Вскоре всюду прошла слава о нем из-за его добродетелей, и люди стали чтить и славить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЕВ РЕШЕМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кинешемской епархии Ивановской митрополии), находится в с. Решма Кинешемского р-на Ивановской обл. Первоначально мужской. XVII в. Макариев Решемский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариев Решемский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Основан, вероятно, в нач. XVII в. по инициативе жителей слободы Решма (впервые упом. в 1593-1594), входившей в состав дворцовой Юмахонской вол. Суздальского у. В 1608 г. мн. районы В. Волги охватило восстание против самозванца Лжедмитрия II . В слободе Решма выступление восставших возглавил крестьянин Григорий Лапша. На подавление восстания Лжедмитрий II направил лучшего полководца - полковника А. Ю. Лисовского. Летом 1609 г. здесь произошли 2 битвы, в ходе к-рых войска Лисовского пытались переправиться через Волгу. Впервые это произошло у Юрьевца, возле о-ва Мамшина, 2-й раз - 28 июня 1609 г. у безымянного острова ниже слободы Решмы. Войска Лисовского были разбиты местными ополченцами. В Житии прп. Макария Желтоводского и Унженского сказано, что «решемстии жители» перед сражениями дали обет - в случае победы построить монастырь во имя преподобного (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 366. Л. 216, 218). После 1609 г. на устье р. Нёмды напротив Юрьевца и в слободе Решме был основан монастырь. Вероятно, закладка обители у зап. окраины слободы произошла уже в 1609 г., а 1-й храм построили в 1612-1615 гг. В сооружении монастыря участвовало все население дворцовой Юмахонской вол. М. Р. м. относился к т. н. мирским монастырям, создававшимся и содержавшимся волостными общинами; он никогда не имел своих крестьян ( Павлов-Сильванский. 1988. С. 205-206). Весной 1612 г. через Решму, по дороге от Юрьевца к Кинешме, прошло ополчение К. Минина и Д. М. Пожарского. С сер. XIX в. некоторые историки ошибочно называли основателем М. Р. м. прп. Макария Желтоводского и Унженского.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010