С конца 1970-х годов Голосеевская Пустынь стала приходить в полное запустение. В 1979 году в полуразрушенном домике, расположенном недалеко от него, поселилась монахиня Алипия (Авдеева, †I988), Христа ради юродивая подвижница. На территории разрушенной Пустыни матушка прожила последние девять лет своей святой, подвижнической жизни. Наделенная от Бога многими дарами Духа Святого и, в том числе, и даром прозорливости, старица предсказывала, что в Голосеево еще будут службы и будет монастырь. Матушка Алипия видела Ангела-Хранителя взорванного храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», и сонм Преподобных Печерских над Пустынью. По воле Божией матушка Алипия не дожила до возрождения Голосеевской Пустыни: оно началось только спустя восемь лет после ее смерти... В 1993 году в Голосеево вновь был открыт скит Киево-Печерской Лавры. Скитоначальником назначили игумена Исаакия (Андроника), которому предстояло заново отстроить обитель почти на голом месте. Практически без средств, без денег, с малым числом людей. Первая Литургия была совершена 2/15 июня, в день памяти святого великомученика Иоанна Сочавского, а затем стали служить по воскресным и праздничным дням. 21 сентября (4 октября) 1993 года наместник Киево-Печерской Лавры игумен Ахилла и скитоначальник Голосеевской Пустыни игумен Исаакий с братиями обрели святые мощи прославленного в лике местночтимых святых преподобного Алексия Голосеевского. Это стало великой духовной поддержкой для братии и прихожан. В 1996 году, в год прославления в лике местночтимых святых святителя Петра (Могилы), Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, благословил открыть в Голосеевской Пустыни самостоятельный мужской монастырь в честь Покрова Божией Матери. Его наместником был утвержден скитоначальник Архимандрит Исаакий. В 1999 году Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил в Голосеево закладку храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». И в этом же году в монастырской домовой церкви обновились две иконы. На одной из них до этого не было никакого изображения вообще, а после освящения закладки храма на ней как бы «проявились» Лики Спасителя, Богоматери с Богомладенцем, Архистратига Михаила и Великомученика Георгия Победоносца.

http://sobory.ru/article/?object=02896

«Что же, на войну идёте, раб Божий? Идите, идите, Господь благословит Вас... Четыре месяца быстро пробегут... Будете ранены, а потом возвратитесь домой... А как Ваше имя?» Старец подошёл к иконостасу и начал молиться. Я встал. Молитва была короткая. Старец снова сел. Я, наконец, пришёл в себя и начал беседу. «Скажите, отец Алексий! Ведь Россия победит своих врагов – не так ли? Недавно я получил письмо от генерала Духонина. Он пишет, что хотя Германия и её союзники надломлены, но война будет долго длиться и будет тяжёлой, пока мы принудим немцев положить оружие...» Отец Алексий слегка качнул головой. Лицо его приняло сосредоточенное выражение. Взор старца ушёл в какую-то даль. «Что будет, что будет с Россией! Боже мой, Боже мой! Что война, война? Кровью зальётся Русская земля. Храмы поколеблются, кресты снесут с них, а мощи святых угодников в Днепр побросают!.. В зверей люди обратятся! Много изменников окружают Царя... Много прольётся христианской крови». Громко и отчётливо звучал голос старца, пока говорил он эти слова о грядущих ужасах войны... Страх овладел мною. Старец молчал, склонив голову на свою длинную белоснежную бороду... У меня помимо воли вырвался вопрос: «Отец Алексий! Почему вы ушли из мира в монашество? Что вы в нём нашли?» Старец, как бы очнувшись, скрестил руки на груди и вскинул на меня взгляд, снисходительно улыбаясь. В этом взгляде я почувствовал всю наивность моего вопроса (проникнуть в «тайны»!), а любовное излучение его взгляда тут же прощало мне это любопытство, от которого я освободился навсегда... Старец встал, надел епитрахиль, подошёл к иконостасу и стал молиться. Я слышал слова этой чудной молитвы. Повернувшись ко мне и положив руку на голову, старец с незабываемой любовью произнёс: «Да благословит Господь раба Божия Николая на бранное дело... Спаси Вас Господь!..» Я снова с большим усердием поцеловал руку старца, искренно просил у него прощения и просил разрешения по возвращении с войны снова навестить его. «Когда вернётесь, Господь позовёт меня на Суд Свой» – проговорил старец и низко поклонился мне... Я ответил глубоким поклоном и вышел из келии...

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Вечная тебе память, незабвенный наш батюшка о. Алексий. Мы веруем, что ты теперь вместе с другими угодившими Господу верующими христианами предстоишь пред Престолом Вседержителя и имеешь великое молитвенное дерзновение пред Богом. Не забывай же нас, скитающихся ещё на земле осиротелых твоих духовных детей, но молись за нас Господу, чтобы Он управил наш путь в Небесное Царство, где бы мы снова с тобою встретились при немерцающем свете Божественного сияния... В полугодовщину кончины о. Алексия, 11-го сентября 1917 года, на его могиле был освящён прекрасный мраморный крест-памятник, сооружённый духовными детьми покойного старца. На лицевой стороне памятника написано: «Здесь покоится многотрудное тело Иеромонаха Алексия (Шепелева), старца-духовника Киево-Печерской Лавры. Род. 14-го апреля 1840 г. – скончался 11-го марта 1917 г.» На обратной стороне памятника: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное ( Мф. 5:3 )».И затем часто повторяемые о. Алексием слова, отражающие его смирение: «Что я? – убогий монах». На нижней части памятника выбито посвящение: «Незабвенному батюшке любящие его духовные дети». 18. Перенесение мощей ЗАПИСАНО со слов свидетелей, которые в настоящее время в живых. Прошло 8 лет после захоронения батюшки Алексия,– говорит Евдокия Сергеевна, которой в то время было 20 лет. Это было в 1925 году, наместником Лавры был Архиепископ Димитрий (Абашидзе). Архиепископу Димитрию во сне явился о. Алексий и просил перезахоронить его в другое место, ибо он плавает в воде. Архиепископ не дал полного значения этому сну. В другой раз снится ему о. Алексий и уже серьёзно просит его перезахоронить. Архиепископ Димитрий задумался, но как это сделать? Ведь умер Патриарх Тихон, пошли большие смуты. Большинство священников начали служить по новому стилю. Аресты священнослужителей, церкви закрывают, беспощадно ломают, общее полное гонение на Святую Веру. Казалось, об этом нельзя и думать, а не до перезахоронения. Вскоре о. Алексий явился Архиепископу и с великой строгостью просил его перезахоронить. Архиепископ, видя, что это промысел Божий, и зная о. Алексия ещё в живых, решился идти к властям гражданским и просить их перезахоронить старца о. Алексия. Власти удивила решительность архиепископа. Конечно, для них сновидения не были причиной перезахоронения, и было отказано, но тут сразу власти передумали и решили так. Хорошо, разрешаем, только с условием. Если окажется неправда, тут же все зачинщики будут арестованы и преданы суду: «Наказание за агитацию несёте Вы, Владыка Димитрий». Владыка взял на себя ответственность, надеясь на милость Божию и молитвы о. Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

И что же? Благодаря каким-то обстоятельствам, свадьба была отложена на некоторое время, а потом случилось то, чего боялся старец: невеста неожиданно умерла. И духовные дети о. Алексия высоко ценили молитвы своего старца: они часто больше нуждались в молитвах своего батюшки, чем в советах и материальной помощи. Все приходящие к о. Алексию особенно усиленно просили у него молитв. И старец молился за всех. Он молился не только днём, но и целыми ночами; не только в уединении, но и тогда, когда беседовал со своими посетителями. Следуя завету св. Апостола ( 2Солун. 5:17 ), он стяжал непрестанную молитву. 12. Сила молитвы МОЛИТВА одухотворяла преподобного Алексия, вселяла в его сердце Св. Духа. Дух же Святый просвещал его разум и давал ему видеть то, что сокрыто от обычного человека. Преп. Алексий под влиянием Св. Духа постигал мысли других людей, узнавал прошедшую жизнь своих посетителей, предвидел будущее. Этот дар Св. Духа, который у нас принято называть прозорливостью, с одной стороны, привлекал к о. Алексию массу духовных детей, а с другой – давал ему возможность безошибочно определять нравственное состояние приходящих к нему людей и предлагать им соответствующие советы. Но старец не всегда и не перед каждым человеком проявлял свою прозорливость, но только тогда и пред тем, когда была в этом нужда и когда человек, стоящий перед ним, был способен воспринять для себя с пользою проявление этого дара. Всех случаев прозорливости преп. Алексия нет возможности перечислить. Укажем только некоторые. Зашла однажды к о. Алексию приехавшая из Харькова на богомолье в Киев одна интеллигентная дама с сыном гимназистом 4-го класса. После продолжительной беседы с матерью батюшка неожиданно обратился к сыну и говорит: «Слушайся, Митя, маму. Меня не школа учила, не гимназия, а родная мать. Если будешь слушаться маму, будешь как Иоасаф Белгородский ». Дама была восхищена ласковою беседою о. Алексия, но она особенно была поражена тем, что батюшка назвал неизвестное для него имя её сына и предсказал ему великую будущность. Уходя, она даёт о. Алексию 10 руб. и просит у него молитв. О. Алексий принимает деньги, поспешно идёт во внутреннюю комнату, берёт там ещё 5 руб. и, имея в руке 15 руб., говорит: «Простите, не сердитесь на меня, возьмите всё это: вам нечем будет за квартиру заплатить». Дама упала к ногам старца и со слезами благодарила его за любовь. Она, действительно, отдала о. Алексию последние 10 руб. и не имела, чем заплатить за квартиру.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Бывали у о. Алексия нуждающиеся лица из интеллигентных кругов, которые не только не могли просить себе помощи, но и стыдились взять предлагаемое: батюшка, будучи не только чутким к чужой нужде, но и вместе с тем и деликатным человеком, умел и таким лицам оказывать помощь. Со слезами на глазах такие лица благодарили дорогого батюшку. Не ограничиваясь милостынею, раздаваемою в келии, о. Алексий нуждающимся деньги посылал по почте, развозил к праздникам подарки по больницам, богадельням и тюрьмам. А сколько монашествующих и послушников ходят в одеждах, купленных на средства о. Алексия! Такая любовь и милосердие старца привлекали к нему сердца всех соприкасающихся с ним людей. К о. Алексию все шли как к отцу родному. Каждый был убеждён, что у батюшки он встретит одну ласку и сочувствие своему горю. А поэтому с полным доверием духовные дети о. Алексия раскрывали ему свои душевные раны и с радостью принимали от него отеческие наставления. Любовь преп. Алексия по отношению к людям выражалась не в одних только советах и сочувственных словах и материальной помощи приходящим к нему несчастным людям, но она выливалась и в его горячей молитве к Богу и Его святым за всех просящих у него помощи и содействия. И сам батюшка больше значения придавал своей молитве, чем советам и материальной помощи. Иногда бывало так, что советы батюшки не принимались посетителями или не имели влияния, тогда он переставал убеждать своего гостя, видимо соглашался с ним и даже благословлял его на предпринимаемое им дело; но когда тот уходил из келии старца, батюшка начинал молиться о его вразумлении. И бывало, что человек, не вразумлённый советами старца, изменял своё намеренное под влиянием его молитв, или обстоятельства так изменялись, что невозможно было этому человеку исполнить своё желание. Так, пришёл однажды к о. Алексию один молодой человек и стал просить у него благословения на женитьбу. О. Алексий не благословил его и отговаривал его от этого шага. Юноша настаивал на своём. Тогда старец взял икону и благословил его, но сам внутренно молился о том, чтобы Господь не допустил этого брака.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Келейника у него не было. Старец сам себе во всём служил: сам носил дрова, сам топил печь и ставил самовар, сам подметал комнаты, только к концу жизни, когда о. Алексия начали оставлять силы и он стал болеть, ему прислуживал сначала живший в пустыни монах Азария, а потом наёмный мальчик из соседнего села. Пища о. Алексия была скудна: он питался только тем, что ему приносили из трапезы, а в конце жизни и того не ел. Однажды митр. Флавиан, гуляя с о. Алексием по двору Голосеевской пустыни, спросил его: «Что Вы кушаете?» – Старец ответил: «То, что Божия Матерь даёт». А последние годы он питался только трапезным борщом с хлебом и тёплым чаем без сахару и хлеба. Приведём повествование воина первой мировой войны, посетившего старца в 1916 году, за год до его блаженной кончины. Из него явствует духовная высота старца, а вместе с этим его прозрения о судьбах России. Его описания рисуют нам домашнюю обстановку старца, в которой хранился избранник Божий. «Мы шли по длинному коридору, по сторонам которого были равноудалённые двери. Пред одной из них мы остановились. «Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас!» – проговорил послушник. «Аминь!» – раздался приглушённый ответ. Послушник отворил дверь, и я вошёл в сени кельи, а затем и в самую келью. Не скрою: я волновался, сердце усиленно билось, и я с трудом справился с дыханием. Келья – маленькая комната, просто обставленная. Через деревянный пол шла полотняная дорожка до киота. На окнах глухие занавески. Пахнет кипарисом, воском, чабрецом (ароматная степная трава), лампадным маслом... Сладостная тишина вошла мне в душу... «Идите, идите, раб Божий! Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – благословил меня старец. Я очнулся и с усердием поцеловал руку старца. Сняв руку с моей головы, старец подошёл к окну и благословил мою семью, что меня очень обрадовало. Затем он пригласил меня в соседнюю комнату. С благословения старца, мы сели на скамейку. То была комнатушка с изношенным деревянным полом и обветшалыми стенами. Слепая занавеска на единственном окне. В углу небольшой иконостас со старинными иконами, пред ними – лампада. Аналой, на нём – Евангелие, крест, епитрахиль. Вплотную к стене топчан, покрытый старым одеялом, из-под которого виднелась солома – ложе старца. Я был пуст: ни одной мысли, ни одного вопроса. Я сидел и умилённо смотрел на старца, перекладывая фуражку из руки в руку.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Будучи в последний год своей жизни больным, он не перестал принимать посетителей, при этом так говаривал: «Я мог бы уйти от этой суеты в богадельню и там совершенно успокоиться, но не могу я бросить этих страждущих людей, приходящих ко мне за помощью». Что особенно привлекало народ к старцу Алексию – это его ласковое, любовное обращение. Всех он встречал с радостной улыбкой, всем был рад. Встречая пришедшего к нему посетителя, он обыкновенно говаривал: «Пожалуйте, моё сокровище». Пришедшего он ласково расспросит о его жизни, будет от всей души сочувствовать его скорбям, несчастиям, возблагодарит Господа за радости пришедшего к нему незнакомого человека, осведомится о том, как его гость добрался до него, не обидел ли он кто его в дороге, не взял ли лишнего извозчик, есть ли деньги на обратный путь. И если у гостя не оказалось денег, о. Алексий сейчас же, не медля ни минуты, вручит ему достаточную сумму на обратный путь. Но часто он и не спрашивал своих посетителей о том, есть ли у них деньги или нет, а просто при прощании вручал уходящему посетителю три или пять рублей денег и говаривал: «На трамвай». Духовные дети о. Алексия встречали в келии своего старца не одни ласковые речи, но угощение. О. Алексий любил угощать своих посетителей. Всех, кто бы ни приходил к нему, он сажал за стол и поил чаем с булками, маслом и вареньем. Булки у батюшки были особенно вкусные, чай – особенно сладкий, так как он по своей щедрости клал в него весьма много этой сладости. Умилительно было видеть, как старец, рассадивши своих гостей по всем комнатам, сам суетился, угощал своих дорогих посетителей, приговаривая: «Кушайте, кушайте, пожалуйста, не стесняйтесь». Угощая по чувству любви гостей в келии, о. Алексий по тому же чувству не мог отказывать в содействии всем нищим, убогим, разбитым жизнью людям, которые приходили к нему за помощью. Всех таких несчастных он старался удовлетворить. Одним он давал деньги, другим – пищевыми продуктами... Бывая в городе, батюшка приобретал там в большом количестве чай, сахар, булки.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Со смертью о. Алексия мы утеряли великого старца, незаменимого руководителя в духовной жизни: ибо кто лучше о. Алексия мог утешить в печали, разрешить недоумение, дать вовремя совет, предупредить об опасности?.. Со смертью о. Алексия мы теряем живой пример высокохристианской жизни, ибо его жизнь полна живой веры, непрестающей любви, тихого смирения и прочих добродетелей. Бедняки в лице о. Алексия теряют к тому же и щедрого благодетеля, ибо о. Алексий, хотя и не обладал богатством, никому из бедных не отказывал в помощи. Но смерть не отобрала от нас окончательно о. Алексия, но, в некотором отношении, даже приблизила его к каждому из нас. Если раньше мы ждали очереди, чтобы войти в келлию о. Алексия за получением совета, то теперь мы все одновременно окружаем его гроб и вместе получаем назидание от его многопоучительной жизни. Если раньше мы за его святые молитвы получали от Бога всевозможные благодеяния, то теперь, когда он ближе стоит к Престолу Вседержителя, эти благодеяния от Господа будут изливаться на нас в большей мере. Поэтому перестанем печалиться и плакать, но будем усердно молиться Господу, чтобы Он ввёл нашего батюшку в светлый чертог Своего блаженного Царства, дабы он мог там с большим дерзновением молиться за нас, слабых, осиротелых своих духовных чад. Храм Голосеевской пустыни в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Могила для о. Алексия была вырыта с восточной стороны нового храма Голосеевской пустыни в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Из Покровской церкви до могилы дорогие останки о. Алексия были перенесены на руках и бережно опущены на место вечного упокоения. Не успели ещё зарыть могилы, как из города стали прибывать новые группы почитателей о. Алексия, из которых каждый считал своим долгом отслужить панихиду на могиле дорогого батюшки. И с тех пор не проходит и дня, в который бы не совершалось одной или нескольких панихид на могиле о. Алексия. Так успокоился от своих трудов великий старец и тёплый молитвенник Киево-Печерской Лавры о. Алексий.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Преподобный Алексий совершал проскомидию несколько часов, чтобы иметь возможность вынуть частички за всех своих духовных чад, благодетелей и за тех людей, которые просили его святых молитв. В начале 1916 года он стал серьезно болеть. Духовные чада старались облегчить его страдания, но батюшка мало полагался на медицинские средства, а более уповал на помощь Божию. За восемь дней до кончины старец исповедался у своего духовника, иеромонаха Китаевской пустыни Иринея. За день до кончины и в день смерти он раздал духовным детям свое имущество. Отпевание и погребение состоялось 13/26 марта. Церковь была полна молящимися и плачущими. Алексий Голосеевский был прославлен в 1994 году как местночтимый святой Украинской Православной Церкви, состоялось обретение его мощей, которые открыты для поклонения в Голосеевском монастыре. 30 ноября 2017 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении преподобного Алексия Голосеевского с установлением даты памяти 24 марта. Свернуть Святитель Софроний, епископ Врачанский, Болгарский (1739–1813) Святителя Софрония считают создателем современного болгарского литературного языка. Последние годы жизни он провел в Бухаресте и посвятил книжной деятельности. Здесь были созданы его лучшие творения, вдохновившие болгарское национальное возрождение. Во время Русско-турецкой войны 1806—1812 годов призывал болгар содействовать русским. Новомученики и исповедники Российские Исповедник Патрикий (Петров), иеромонах (1877–1933) Всего год он прожил в ссылке в Казахстане. Слушайте рассказ о иеромонахе Патрикии на радио «Вера» . Исповедник Василий Малахов, пресвитер (1873–1937) «Я принял сан священника недавно, но я принял его совершенно сознательно, хорошо понимая, что я этим самым подписал себе ордер ГПУ на право у меня обысков и ареста, а возможно, и ссылки» Слушайте краткое житие священника Василия на радио «Вера» . Икона Пресвятой Богородицы Кипрская (Стромынская) Список Кипрской иконы Божией Матери стал благословением преподобного Сергия Радонежского при основании не сохранившегося до наших дней Стромынского монастыря. С 1841 года являет свою чудотворную силу икона, находящаяся в Успенской церкви села Стромынь в 65 километрах к северо-востоку от Москвы. По указанию властей в советское время церковь закрыли и из нее вывозили иконы, облачение, священные книги, утварь. Главную святыню храма сохранили прихожанки Евдокия Николаевна Мартынова и Анна Семёновна Юдкина.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

6 . Смиряй свою плоть, воюющую на дух; храни чистоту душевную и телесную. 7 . Для монаха постоянное правило – непрестанная молитва Иисусова, сменяемая молитвою к Пресвятой Богородице. 8 . Четьи-Минеи – вот друзья монаха. Б. Наставления мирянам: 1 . Да будет во всём Его святая воля – «да будет воля Твоя...» 2 . Христианину необходимо всегда быть мыслями со Христом. 3 . Своё «я» везде следует устранять, и на хуления и злословия других смотреть как на вразумление Божие. 4 . К себе должно относиться строго, а к другим – снисходительно. Человека борют нечистые помыслы; это пройдёт – злость на сердце нападает, а после этого – уныние и т.д. Одно сменяется другим. А всё это для нашего смирения. 5 . Смирение необходимо в себе воспитывать. 6 . Молитва , соединённая с милостынею,– великое дело: сам на себе испытал. 7 . Поститься должно так, чтобы никто не знал об этом. 8 . Делай добро, пока руки теплы. 9 . Лишнее раздавайте своими руками. 10 . Нельзя пройти по пути духовной жизни, не зная искушений, но Господь не посылает человеку искушений выше его сил. 11 . Болезнь тела рождает смирение души, как Апостол говорит: «Если наш внешний человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». 12 . Сначала поклоняемся «Кресту Твоему», а потом и «Воскресение Твое» славим. Так и в человеческой жизни: сначала страдания, а потом радость. 13 . Во время скорбей необходимо терпение с великодушием. 14 . Единственный способ облегчения скорбей – это слёзы, терпение и молитва. 15 . Когда ниоткуда нельзя ожидать помощи, тогда является небесная помощь. 16 . Люди ответят за страдание бессловесной твари. 17 . Во время исповеди о. Алексий обыкновенно говорил: «Веру имей: как после бани чисто твоё тело, так после исповеди душа очищается Божией благодатью от грехов». В. Изречения преп. Алексия: 1 . Что я? – убогий монах. 2 . Если бы я был в роскоши, я бы не видел столько милостей Божиих. 3 . Приближение человека к Богу есть приближение его к своему счастью; удаление человека от Бога есть удаление его от своего счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010