К тому же, когда подрастет поколение нынешних детей, среди которых аутисты составляют 1,5-2%, — то чудесных исцелений может не хватить на всех. И придется думать о том, как быть с остальными. Богослужение в день памяти преподобного Алексия в Свято-Покровской Голосеевской пустыни. Фото: goloseevo.com.ua Наша правда Слово Божие не ограничено ни эпохами, ни пространством, ни культурным контекстом. В то же время молитва Господня, как и вся проповедь Спасителя, вся Благая весть, была обращена к вам, нейротипикам. И с этим, кажется, нужно что-то делать.  Лично я всю жизнь учусь переводить Евангелие с вашего языка на наш. Вернее — на мой язык. Как известно, если вы встретили одного человека с аутизмом, то вы знаете лишь одного человека с аутизмом. Лично мне, например, крайне сложно (почти невозможно психологически) принять евангельские предписания — настойчиво просить, стучать в дверь, докучать. А для какого-нибудь другого человека с аутизмом такое поведение более чем естественно. У меня бывали весьма курьезные попытки исполнить евангельский императив «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Пока я не начал догадываться, что желания ближних далеко не всегда похожи на мои. Бывает трудно принять многие риторические обороты и метафоры в речи Спасителя. Мне понятнее прямолинейность, очищенная от многозначности и психологизма. Некоторые риторические приемы апостола Павла или евангелиста Луки упорно кажутся мне ложью (хотя, конечно, не являются таковой). «У меня очень выраженное чутье на неискренность. Это у нас у всех, кстати. Несмотря на то что у нас проблемы с чувствами, с любовью, с привязанностью, с эмпатией, мы очень хорошо на интуитивном уровне понимаем, когда нам врут», — пишет один из членов клуба анонимных аутистов. От себя бы добавил: я понимаю, что мне врут даже тогда, когда мне не врут. По крайней мере, не врут сознательно. А лишь следуют некоему коммуникативному канону, предполагающему отклонение от буквального смысла слов. Мой любимый святой (хоть и не назначенный, подобно преподобному Алексию, покровителем аутистов) — тоже бывал чрезмерно правдив и прямолинеен, даже на допросах в ГПУ. Вот какие чувства он испытал, прочитав в «Журнале Московской Патриархии» заметку о воссоединении западноукраинских униатов с Православной Церковью:

http://pravmir.ru/svyatye-autisty-detski...

Архим. Варлаам, наместник Лавры, знал любовь послушника Владимира Шепелева к его благодетелю приснопамятному митр. Филарету и потому, намереваясь постричь Владимира в монашество, на бумаге предназначил ему имя в монашестве – Филарет. Но вот наступил и день пострижения – Великий Четверг Страстной седмицы 1872 года, 13-ое апреля. Пострижение совершал сам архиеп. Варлаам в Антониевой церкви Ближних пещер. Когда в чине пострижения подошло время назвать Владимира новым именем, архим. Варлаам забыл то имя, которым решил назвать Владимира в монашестве, а какой-то тайный голос подсказал ему другое имя: Алексий. Так он после минутной борьбы с собой и назвал Владимира Алексием в честь Алексия, человека Божия, празднуемого 17-го марта. После пострижения о. Алексия в монашество его скоро, 12-го сентября того же года, из типографии перевели на послушание записчика в больничный «Николаевский монастырь», так называется один из храмов К.-П. Лавры, имеющий своего особого настоятеля, подчиняющегося непосредственно Духовному Собору Лавры. Здесь о. Алексий получил в год своего пострижения в монашество, в день памяти Святителя Митрофана Воронежского – 23-го ноября посвящение в сан иеродиакона. Св. Митрофан Воронежский был как бы Ангелом преп. Алексия: в день открытия мощей св. Митрофана мать о. Алексия получила предсказание о его рождении, исцеление о. Алексия от немоты произошло в Митрофаниевской церкви и вот, посвящение в сан иеродиакона о. Алексия совершилось опять в день памяти Святителя Митрофана. Записчиком при Николаевском монастыре о. Алексий был до 23-го декабря 1874 года, когда он был назначен ризничим того же монастыря. От времени служения о. Алексия иеродиаконом при Николаевском монастыре осталось одно вещественное доказательство его духовного настроения в тот период его жизни. Ещё до сих пор сохраняется в алтаре Николаевской церкви подаренный туда преп. Алексием серебряный стаканчик для запивки после св. Причастия с надписью: «За упокой иерод. Алексия (Шепелева)». Этот стаканчик говорит о том, что преп. Алексий уже тогда думал о смерти и старался молитвою и добрыми делами приготовлять себя к достойной её встрече. 5. Лаврский иеромонах

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

6-ГО ДЕКАБРЯ 1875 года о. Алексий был возведён митр. Арсением в сан иеромонаха. Это рукоположение состоялось неожиданно как для самого о. Алексия, так и для окружающих его. 6-ое декабря, день святителя Николая, был престольным днём в Николаевском монастыре. В 1875 году в этот день здесь выразил желание служить сам митрополит Арсений. К этому торжественному дню, по указанию лаврского начальства, готовились к рукоположению: один монах – в сан иеродиакона, и один иеродиакон – в сан иеромонаха. Но вот за несколько дней наместник Лавры, архим. Варлаам, видит сон. Ему является Святитель Николай и приказывает представить к рукоположению в иеромонахи иеродиакона Алексия. Архим. Варлаам рассказывает свой сон митрополиту Арсению. Митрополит, выслушавши рассказ, распорядился намеченного к рукоположению на 6-ое декабря иеродиакона оставить до другого праздника, а вместо него подвести иеродиакона Алексия. Так неожиданно и чудно состоялось рукоположение в сан иеромонаха. На него возложили новое послушание, которое он потом нёс при разных храмах Лавры до конца своих дней – это духовничество. 20-го августа 1879 года о. Алексий Духовным Собором был переведён с должности ризничего Николаевского монастыря на такое же послушание на Ближние пещеры. Должность ризничего на пещерах для о. Алексия была одним из приятных послушаний. Открывать по утрам раки преподобных, смотреть за чистотою покрывал и гробов, в которых почивали св. мощи – это для отца Алексия не составляло никакого труда, а доставляло одно духовное утешение. Там, в пещерах, у мощей свв. угодников и молитва лилась свободнее из его сердца; там он забывал всё мирское и, всегда видя перед собою нетленно почивающих угодников, невольно стремился к подражанию им. Насколько о. Алексий был хорошим ризничим, видно это из слов начальника Дальних пещер того времени. Когда начальнику Дальних пещер нужен был новый ризничий, он пришёл к наместнику Лавры и говорит: «Дайте мне такого ризничего, как вот ризничий Ближних пещер – о. Алексий». Для богомольцев, посещавших во множестве пещеры, о. Алексий всегда был ласков и приветлив. Никто не мог так ласково провести по пещерам и толково рассказать о печёрских подвижниках, как это умел делать о. Алексий. Высокопреосвященный Платон, который тогда был митрополитом Киевским, знал об этом и поэтому часто поручал о. Алексию сопровождать по пещерам почётных гостей. 6. Тайны духовного мира

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

В книге Ивана Никодимова «Воспоминание о Киево-Печерской Лавре (1918-1943)» читаем об Абашидзе: «Помню, как он ежедневно в священнической фелони и омофоре совершал богослужения. Глубокий старец, небольшого роста, он еще носил следы прежней красоты. Черные выразительные глаза выдавали в нем, несмотря на большую седую бороду и белые, как лунь, волосы, в прошлом темного брюнета… Особенно охотно и с чувством глубокой симпатии он рассказывал о своих встречах с царской семьей…» В 1923 ему было всего 55, но окружающим он представлялся глубоким старцем. Абашидзе почитался в Киеве как великий подвижник, молитвенник и духоносный старец, к которому за духовными советами стекались православные из России, Украины, Белоруссии, Грузии. «Жил он не для себя – писал владыка Леонтий, – а для Бога, для Церкви и для людей. Ни один православный епископ, и даже некоторые из обновленцев, впоследствии принесших покаяние, не проезжали мимо его скромного жилища, чтобы не зайти для духовной беседы». Бывал у старца и епископ Лука (Войно-Ясенецкий). Известно о владыке Димитрии одно чудесное откровение. Отражено оно в житии преподобного Алексия Голосеевского (Шепелева; 1840-1917): «В 1925=м, через 8 лет после захоронения о. Алексия, наместнику Лавры Архиепископу Димитрию (Абашидзе) во сне явился о. Алексий и просил перезахоронить его в другое место, ибо он плавает в воде…» Перезахоронение представлялось невозможным: «Ведь умер Патриарх Тихон, пошли большие смуты, церкви закрывают, беспощадно ломают, общее полное гонение на Святую Веру… Вскоре о. Алексий явился Архиепископу и с великой строгостью просил его перезахоронить. Архиепископ, видя, что это промысел Божий, и зная о. Алексия ещё в живых, решился идти к властям гражданским… Власти удивила решительность архиепископа. Конечно, для них сновидения не были причиной перезахоронения, и было отказано. Но тут сразу власти передумали и решили так: хорошо, разрешаем, только с условием, если окажется неправда, тут же все зачинщики будут арестованы и преданы суду. Наказание за агитацию несёте Вы, Владыка Димитрий. Владыка взял на себя ответственность, надеясь на милость Божию и молитвы о. Алексия... Отслужили всенощную, а утром Божественную Литургию, после литургии — панихиду по о. Алексию. И вот приближается момент Божия чуда. К месту прибыло много гражданских властей, вооружённых солдат. Начало сделал сам Владыка. Он взял лопату и очистил холмик над могилой, потом дал лопату солдатам, они начали копать в глубину. Не успели прокопать на глубину лопаты, как все провалились в воду!» Гроб буквально всплыл на поверхность. «Страх поразил гражданских властей. Все они разбежались. Владыка с христианами радовались…»

http://pravoslavie.ru/53530.html

В 1993 году произошло обретение мощей отца Алексия, которые и сейчас находятся в храме Голосеевского мужского монастыря. А в 1999 году он был прославлен как местночтимый святой в лике преподобных. 30 ноября 2017 года состоялось общецерковное прославление преподобного Алексия (Шепелева). НАСТАВЛЕНИЯ преподобного Алексия Голосеевского ИСТОЧНИКИ: скрыть способы оплаты Смотри также Блаженная Алипия Киевская, Христа ради юродивая Блаженная Алипия Киевская, Христа ради юродивая Сергей Герук Будто открытую книгу, читала матушка Алипия (Авдеева), известная как Христа ради юродивая прозорливая старица, сердца приходящих к ней людей. Ныне блаженная покоится в нижнем ярусе Покровского храма Голосеевского монастыря. На развалинах этой обители, закрытой в 1926 году, она многие годы подвизалась. Блаженная Алипия как бы приняла духовную эстафету подвижников Голосеевских и горячо молилась о возрождении Голосеевской пустыни. Комментарии SVG 24 марта 2021, 08:28 Преподобный отче Алексие, моли Бога о нас! Ольга 23 мая 2019, 23:46 Преподобный Алексий, молитвами своими спаси нас! Кира 25 марта 2019, 01:05 Как же хорошо в Голосеевской пустыньки у батюшки Алексия! Была там, наверно, 10 лет назад и до сих пор помню как было мирно и радостно на душе. Жаль, что теперь не съездишь туда. Батюшка Алексей помолись за нас! рбМарина 24 марта 2019, 20:34 ПРЕП.АЛЕКСЕЙ ПОМОЛИСЬ об иер Вячеславе Андрея Романа бол отр Варвары Андрея Александра Димитрия Елены отр Ксении отр Киры Екатерины мл Алексея Дарии Евгения Антония СПАСИ И СОХРАНИ!!!СПАСИ ГОСПОДИ МАРИНА ЗА СТАТЬЮ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ!!! Наталья Богоявленская 24 марта 2019, 19:12 Какая мудрость: " Делай добро, пока руки теплы " . Когда охладеют руки, уже ничего не сможешь сделать. Надо успеть. Спаси Господи за эту статью. р. Б. Любовь 23 марта 2019, 23:55 Преп. Алексий,моли Бога о мире в Церкве Христовой, об умножении веры,об вразумлении заблудших, умягчении злых сердец....о мне грешней и чадах моих и о всех православных христианах! Аминь! Спаси Господи за статью!

http://pravoslavie.ru/120075.html

Монахи под руки подняли о. Алексия на ноги, но он никак не мог самостоятельно стоять. Женщины, пришедшие ко всенощной, видя, что о. Алексий сильно заболел, подняли плач. Тогда монашествующие взяли о. Алексия на руки и понесли его в келлию; женщины им помогали. Здесь о. Алексия положили на койку. Но недолго ему пришлось лежать на одре болезни. В 8 ч. 45 минут вечера он тихо, безболезненно отошёл ко Господу. Лицо его после смерти не выражало предсмертных мук: оно было ясно, мирно и спокойно. Точно уснул батюшка на время. Так тихо угас светильник веры, много лет просвещавший и согревавший всех с ним соприкасающихся людей. 17. Погребение СЕЙЧАС ЖЕ после смерти тело о. Алексия было, по обычаю, облачено во все монашеские одежды. Утром перед Литургией над усопшим была совершена в келии первая панихида. После панихиды тело о. Алексия было перенесено в церковь . По постановлению Духовного Собора Лавры, погребение о. Алексия состоялось в понедельник, 13-го марта, после Литургии Преждеосвященных Даров в Голосеевской пустыни. Несмотря на то, что весть о смерти о. Алексия ещё не успела к понедельнику облететь всего Киева, Покровская церковь , где совершалось отпевание о. Алексия, была полна молящихся. Сюда собрались люди всех званий и состояний. Здесь было и городское духовенство, и монашествующие, и прибывшие из Лавры и других пустыней, и монахи киевских монастырей, и много мирян. Всё это были духовные дети о. Алексия, прибывшие отдать последний долг дорогому своему наставнику и отцу. Все они были опечалены кончиной о. Алексия, и у весьма многих из них на глазах можно было видеть слёзы. Божественную Литургию и отпевание совершал духовный сын о. Алексия, начальник Преображенской пустыни, архимандрит Анфим в сослужении монашествующей братии. Пред началом отпевания было сказано краткое слово. Градом слёз и долго непрестающими рыданиями были встречены первые слова проповедника: «Потеряли мы, братия и сестры, дорогого своего наставника и неизменного руководителя в жизни, батюшку о. Алексия!» Несколько минут пришлось проповеднику молчать, пока слушатели не успокоились. В дальнейшей своей речи проповедник выразил приблизительно следующие мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Алексия у дверей его келлии ежедневно можно было видеть несколько посетителей, приходивших к нему за советами, за облегчением своего горя, с просьбами за живых и умерших. Ничто не удерживало посетителей о. Алексия: ни холод, ни жар, ни дождь, ни снег; к преп. Алексию шли и летом, и зимой, и ранней весной, и поздней осенью, но более всего старец был обременяем посетителями летом, когда ничего не препятствовало путешествию в Голосеевскую пустынь. У келлии преп. Алексия можно было встретить и священников, и монахов, и мирян. К о. Алексею приходили и богатые и бедные, и знатные и не знатные, и учёные и необразованные, и заботящиеся о своём спасении и забывшие о том, как нужно угождать Богу... Но больше всего у келлии преподобного толпилась беднота, которую питал он не одним словом Божиим, но и хлебом насущным. О. Алексий всех одинаково принимал, всех старался обласкать, каждому чем-либо помочь. И действительно, он помогал страждущим людям. В келлию его люди входили расстроенные, с мрачными лицами, взволнованные, а выходили спокойными, умиротворёнными, со слезами радости на глазах. У старца Алексия искали умиротворения своей совести не одни паломники и монахи, но и архипастыри, и даже Киевские митрополиты. Так, Черниговский архиеп. Антоний вызывал о. Алексия к себе в Чернигов в апреле 1911 г. для предсмертной духовной беседы и на его руках предал дух свой Богу. Голосеевская пустынь есть ни что иное, как дача Киевских митрополитов, где они летом отдыхают от своих архипастырских трудов. В течение пребывания о. Алексия в Голосеевской пустыни на Киевской митрополичьей кафедре сменилось четыре архипастыря: Высокопреосвященные Иоанникий Руднев (1891 – 1900), Феогност Лебедев (1900 – 1903), Флавиан Городецкий (1903 – 1915) и Владимир Богоявленский (1915 – 1918). Два из них, особенно продолжительно пребывавшие на Киевской кафедре, – митр. Иоанникий и митр. Флавиан – имели о. Алексия своим духовником, а митр. Владимир несколько раз просил молитв у о. Алексия. 9. Святитель Феодосий Черниговский В 1896 году вся Россия трепетно и радостно ожидала открытия мощей великого угодника Божия, более 200 лет нетленно почивавшего в Чернигове,– святителя Феодосия. Задолго до этого события начали собираться со всех концов православные люди в скромный доселе город Чернигов, а ко дню самого открытия святых мощей – 9-го сентября – город принял вид волнующегося человеческого моря. Прибыл в числе почётных гостей и митрополит Киевский Иоанникий. Его сопровождал о. Алексий. В то время слава о его подвижнической жизни, даре прозорливости и удивительном смирении разнеслась далеко за пределы его родного города Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Евдокия Сергеевна не помнит, в какой день и число Владыка объявил после Литургии в Лавре, что будет перезахоронение о. Алексия. Большое стечение народа было в Голосеевском скиту у могилы о. Алексия. О. Алексий был похоронен в 5-ти метрах от стены церкви «Живоносный Источник». Отслужили всенощную, а утром Божественную Литургию, после Литургии – панихиду по о. Алексию. И вот приближается момент Божия чуда. К месту прибыло много гражданских властей, вооружённых солдат. Начало сделал сам Владыка. Он взял лопату и очистил холмик над могилой, потом дал лопату солдатам, они начали копать в глубину. Не успели прокопать на глубину лопаты, как все провалились в воду, и гроб о. Алексия плавает наверху. Этот страх поразил гражданских властей. Все они разбежались. Владыка с христианами радовались. После успокоения взяли гроб с телом о. Алексия и занесли в церковь , вся она наполнилась благоуханием. Началось всенощное бдение, и после полиелея Владыка умакал стручец в расщелину среди гроба в миро и помазывал народ. Было много плача, многие исцелялись от недугов. Гроб был деревянный, и вода в расщелину не попадала, а там лежало тело и миро, так продолжалось 3 дня. Через 3 дня отслужена была панихида, и похоронили о. Алексия 20 метров ниже от прежнего места, где и на сегодняшний день он почивает. В настоящее время от Голосеевской пустыни осталась пустыня. Храмы Троицкий и «Живоносного Источника» разрушены, остался подвал от «Живоносного Источника», и тот засыпан землёй. Останки старца были обнаружены нетленными. Могила о. Алексия и другие рядом могилки стоят. Много людей приезжают к могилке о. Алексия, служат панихиды, просят его молитв. Это место находится в черте города Киева, ехать 1-ым автобусом до Сельхозакадемии. Этот участок находится под ведением Сельхозакадемии. В настоящее время есть ещё живые свидетели, которые говорят о чудесных предсказаниях преп. Алексия. Дед Афанасий рассказывает: «Я был маленьким, как мой старший брат овдовел, осталось трое детей. После года он решил взять детям матерь, но прежде, чем жениться, он пошёл за благословением к о. Алексию. О. Алексий ему благословил взять мать детям, но не ту, что брат определил, а другую и ему сказал, чтобы готовился в вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Алексия и после этого. Они теперь стали лично преследовать о. Алексия. Идёт ли о. Алексий по Лаврскому двору – они догоняют его и начинают его называть вором, обидчиком бедных беззащитных женщин; появляется ли о. Алексий в храме для исповеди богомольцев, сёстры и здесь производят шум, крича на весь храм: не подходите, православные, исповедываться к этому монаху; он такой-то и такой, при этом они называли о. Алексия разными нехорошими именами; совершает ли он богослужение в храме – они и здесь дерзают нарушать молитвенную тишину своим криком по адресу о. Алексия... О. Алексий с терпением переносил попущенное для него Богом искушение. Но Лаврское начальство, видя, какой соблазн производили дерзкие женщины вокруг о. Алексия, решило избавить его от этого испытания, а поэтому 30-го апреля 1891 года Духовным Собором о. Алексий был переведён из Лавры на очередное богослужение в лаврскую Спасо-Преображенскую пустынь. Как ни тяжело было о. Алексию переносить оскорбления от сестёр Степановых, но когда он узнал, что из Лавры его переводят в Спасо-Преображенскую пустынь, для него это оказалось ещё тяжелее. Проведя в Лавре 38 лет, о. Алексий к ней привык – Лавра сделалась для него вторым отеческим домом. Дорога для него была Великая, «небес подобная» церковь ; не хотелось ему расставаться с громогласным Лаврским пением и гармоничным колокольным звоном на большой лаврской колокольне; жаль ему было и пещер со св. мощами Преподобных... Но всего обиднее для о. Алексия было то, что его отправляли в ссылку безо всякой со стороны его вины... Грустный, унылый шёл о. Алексий по лаврскому двору после того, как получил весть о своём переводе. Вдруг навстречу ему идёт блаженный старец Паисий и ласково говорит: «Чего грустишь, душечко?.. Вспомни Христа Спасителя... Как Его безжалостно били, как заушали, плевали в Него. И не Он ли претерпел позорную крестную смерть? А всё ради кого? Ради нас, душечко...» О. Алексию стало легче после такого наставления. «Значит, такова воля Божия» – подумал он и, уже спокойный, стал собираться к переезду в Преображенскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Ровно через четыре месяца я был на фронте и участвовал в боях. В одном из них, в атаке, я был ранен. Отправленный в Киевский госпиталь, я быстро поправился. Я вспомнил о старце. Знакомый епископ сообщил мне, что старец уже о Бозе почил». Что касается молитвенных подвигов о. Алексия, то они были сокрыты от постороннего глаза. Но есть основания думать, что покойный старец иногда целые ночи проводил без сна за молитвой. Совершение же общественного богослужения было для всех видно. Служение преп. Алексия производило умиляющее впечатление. Особенно он воодушевлённо читал акафист Божией Матери. Для совершения проскомидии для него было мало двух часов: так много он поминал. Во время поминовения на проскомидии он клал много земных поклонов. Светильничные молитвы о. Алексий прочитывал несколько раз. Во время произнесения иеродиаконом на просительной ектеньи последнего прошения – «Христианския кончины живота нашего...» – старец падал ниц пред св. Престолом. Любил о. Алексий ежегодно ездить в Никольскую пустынь Черниговской губернии, там совершать Литургию и молиться пред чудотворным образом Святителя Николая. Несколько раз в году ездил батюшка и в Лавру для поклонения чудотворной иконе Божией Матери и св. мощам печёрских угодников. Бывая в городе, о. Алексий каждый раз заезжал на Бесарабку и здесь, хоть на минутку, заходил в крытый рынок, где стоит большая икона Св. Николая, ставил перед иконою свечу, клал земной поклон и молился Святителю о том, чтобы Он сохранил Киев от голода, как Он спасал от этого бедствия Миры Ликийские. О. Алексий, живя в пустыни для Господа, избегал славы и возвышений. Когда ему предложили занять должность Блюстителя Дальних Пещер – он отказался. Но митр. Флавиан, почитавший о. Алексия и высоко ценивший его старческую деятельность, всё-таки сумел почтить старца: в 1913 году он наградил о. Алексия палицей. 11. Характер старческой деятельности СТАРЧЕСКАЯ деятельность преподобного Алексия проистекала из любви к людям и вся была окрашена этим высоким христианским чувством.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010