Летом болезнь о. Алексия видимо уменьшилась, и он бодрее выглядел; а когда наступила осень и зима 1916 года, то он с внешней стороны казался совсем здоровым. Но, несмотря на улучшение своего здоровья, батюшка готовился к смерти. Летом и осенью 1916 года он говорил своим духовным детям, что ему уже не придётся больше красного яичка кушать. За месяц до своей смерти, прощаясь с одной уезжающей на позиции сестрой милосердия по имени Александра, отец Алексий сказал ей: «Больше мы с тобой уже не увидимся». И действительно, когда эта сестра милосердия, приехавши в Киев, пошла в Голосеевскую пустынь, то там нашла только могилку батюшки. 4-го марта 1917 года, за 8 дней до своей кончины, о. Алексий, воспользовавшись приездом в Голосеевскую пустынь своего духовника, иеромонаха Китаевской пустыни о. Иринея, исповедовался у него. За неделю до своей смерти, отдавая своё бельё в стирку, о. Алексий ясно сказал бравшей у него бельё женщине: «Это уж последний раз помоете мне бельё». За три дня до своей кончины батюшка, по обыкновению, раздавал булки трудящимся на экономическом дворе при Голосеевской пустыни и говорил: «Кушайте, кушайте, больше уж не придётся мне вам давать». А за день и в самый день своей смерти о. Алексий щедро раздавал своё келейное имущество своим духовным детям из монахов и послушников Голосеевской пустыни: при этом он им напоминал о будущей жизни и давал краткое, но сильное наставление: «Молитесь, молитесь!..» Но никто даже из близких к о. Алексию людей не думал, что наступает время отшествия батюшки в загробный мир: все как-то уж привыкли к частому воспоминанию о. Алексия о смерти, а физическое здоровье его было лучше, чем месяца два-три назад. Наступило 11-ое марта 1917 года. Была суббота четвёртой седмицы Великого поста. На дворе стояла зима. Землю покрывал ещё толстый слой снега. О. Алексий, по обыкновению, рано вышел из своей келлии в церковь и там приготовил всё необходимое к совершению божественной Литургии. После Литургии он сам приготовил облачение к совершению воскресной службы и прибрал алтарь к наступающему празднику. Днём батюшка чувствовал себя хорошо: принимал посетителей, беседовал с ними, исповедовал их и своих монахов. Без четверти в 4 часа пополудни о. Алексий взял в левую руку мантию и служебник, а в другую – свою палочку и пошёл в церковь слушать всенощную: он готовился к служению Литургии в наступающее воскресение. (Последний раз о. Алексий совершал божественную Литургию за 5 дней до своей смерти, в неделю Крестопоклонную.) Но когда он вошёл в церковь, у него ноги подкосились и он, будучи не в силах дальше идти, сел на скамейку. Подошедшие к нему монахи спросили: «Вам, батюшка, плохо?» «Да» – ответил он. «Вас отвести в келлию?» – спросили они его. – «Нет, мне нужно быть в алтаре: я завтра буду служить».

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Однажды, пред Великим постом 1915 г., он привёл с собою к о. Алексию своего друга Михаила Верченко, хорошо настроенного юношу, который намеревался принять монашество. Посмотревши на нового своего гостя, о. Алексий после, когда к нему пришёл студент Готовцев один, сказал ему: «Михаил твой долго не проживёт: он скоро умрёт». Для Готовцева эти слова оказались неожиданными, и он не совсем поверил. Верченко был вполне здоровым, жизнерадостным, трудолюбивым молодым человеком. Но слова о. Алексия сбылись. Весною же 1915 г. Михаил Верченко стал прибаливать. Летом у него открылась чахотка. Осенью из деревни он приехал в Киев лишь для того, чтобы отправиться в Крым для лечения. Оттуда Верченко в Ялте скончался. Получивши эту горестную весть, студент Готовцев в тот же день отправился в Голосеевскую пустынь попросить преп. Алексия помолиться об упокоении новопреставленного раба Божия Михаила. Придя к старцу, Готовцев выжидал удобного момента, чтобы изложить свою просьбу. Вдруг о. Алексий обращается к нему и говорит: «Я должен сообщить тебе новость».– «Какую?» – «Твой Михаил умер». Студент был поражён. Весть из Крыма о смерти Верченко только что была получена, и потому никто не мог раньше него сообщить её о. Алексию; да к тому же из Академии к батюшке в это время никто не ходил из студентов, кроме Готовцева и Верченко. Из Крыма никто не мог написать о. Алексию о Верченко, потому что у них там не было общих знакомых. Откуда же мог узнать о. Алексий о смерти Верченко? Сам старец вывел из затруднения поражённого студента. «В день Сретения Господня, 2-го февраля, часа в 4 ночи окончил я своё вечернее правило,– начал говорить о. Алексий,– и присел на диван отдохнуть. Вдруг вижу, входит в мою комнату Михаил в студенческой форме и, обращаясь ко мне, говорит: «Батюшка, помолитесь обо мне Господу: я умираю, и моя душа уже начинает проходить мытарства. Почему Вы меня не постригли в монашество?» После этого он скрылся. Я очень жалею, что я его тайно не постриг в монашество. Это можно было сделать, так как я знал, что он скоро умрёт: от него дышало смертью ».

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Прошло мало времени, брат поехал в поле по сено, начали утягать – и тут лопается верёвка, палка ударяет брата, и он отошёл ко Господу, а жена осталась честной детям матерью». Другой случай живых свидетелей. Одна старушка очень беспокоилась, чтобы наследить Царство Небесное, пошла она к отцу Алексию, а он ещё издалека говорит ей: «Хоть с краёчку, но в раёчку». И больше она с ним не говорила, умерла. Свидетели говорят, что во время войны два человека решили откопать о. Алексия и забрать золото, но случилось так, что один выскочил из ямы и удавился, а другой лишился ума. г. Киев, 1980 год. 19. Прославление ОБИТЕЛЬ Голосеевская была разрушена; сначала осквернена и опоганена бессовестными людьми и их вождями. Что веками со страхом Божиим собиралось и с любовью строилось – пошло на бессознательное варварское уничтожение ради глупо вымышленных нереальных идей, родившихся как результат желания дешёвенькой наживы за чужой счёт. Так было до испытания «огнём и мечом» в годы Второй мировой войны, так и после. Когда уже всё дотла разложилось от падшей человеческой лени, схватились за голову. Слава Богу, появилась свобода, а с ней и совесть. Открытие мощей началось с Блаженного Старца Феофила, мощи которого обрели в этом году и они почивают открыто в гробнице в Троицком соборе в Китаевской пустыни. Прп. Алексий почивает в Голосеевской пустыни, где могила его очень почитается, но мощи ещё не открыли. Храмы в пустыни и все постройки, за исключением одного корпуса, разрушены, но новоявившаяся благочестивая братия уже возобновляет жизнь возле гробницы Преп. Алексия. Есть случаи чудесной помощи. Прославление совершилось в конце праздника Св. Равноапостольного Великого Князя Владимира 15/28 июля сего года (1993) за всенощным бдением в Троицком храме Киево-Печерской Лавры сонмом архиереев и множеством народа. Священноначалие со слезами на глазах после стольких лет полного запустения на месте святе вновь провозгласило крестом-победительные гимны Всевышнему, свидетельствуя этим, что живёт и «дивен Бог во святых Своих». Богу нашему Слава. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Все эти подвижники благочестия, прославленные в ХХ веке в лике местночтимых святых Украинской Православной Церкви, приняли участие в судьбе еще одного замечательного киевского старца - преподобного Алексия Голосеевского. Преподобный Алексий Голосеевский (в миру - Владимир Иванович Шепелев) родился на Пасху 1840 года в семье майора Киевского Арсенала. Он был девятым ребенком в семье. Его мать, Мария Казимировна, перешедшая в Православие из католичества отличалась особой набожностью и благочестием. За восемь лет до рождения мальчика святитель Антоний Воронежский ей предсказал, что у нее родится сын-калека, который будет Божиим слугой. Владимир родился немым. 12 лет благочестивая мать вымаливала у Бога исцеление отрока. Она посещала с ним киевских старцев и просила их молитв, раздавала руками мальчика много милостыни больным и заключенным. На Пасху 1853 года владыка Филарет исцелил Володю от немоты. Первыми словами исцеленного отрока стали слова «Воистину воскресе» - ответ на пасхальное приветствие святителя. По благословению владыки благодарная мать дала сына для дальнейшего воспитания в Киево-Печерскую Лавру, в которой будущий старец провел впоследствии 38 лет. Все заботы о его воспитании и образовании взял на себя владыка Филарет, благодаря этому, преподобный стал одним из образованнейших людей своего времени: он прекрасно знал как церковные так и светские науки. Но более всего преуспел в постижении науки из наук - монашества - и в исполнении главных заповедей Господних о любви к Богу и ближнему. Преподобный Парфений научил его молитвенному деланию, владыка Филарет - деятельному милосердию. Под мудрым руководством этих старцев и их послушный ученик преуспел в духовной жизни и сам стал старцем. Пройдя 16-летний послушнический искус, он был пострижен в монашество с именем Алексий - в честь преподобного Алексия, человека Божия, а затем· рукоположен в священнический сан. Главным послушанием, которое батюшка нес до смерти, стало духовничество. Претерпев клевету и гонение, старец был переведен сначала в Преображенскую, а затем - и в Голосеевскую Пустыни. В Голосеево преподобный прожил более 20 лет. Здесь в полной мере раскрылся его дар - старческого окормления людей. Киевские митрополиты, владыки, настоятели монастырей, монахи, дворяне, купцы, представители интеллигенции, студенты, мещане, крестьяне - все они находили в старце Алексии любящего и понимающего отца. За великое смирение преподобный удостоился от Бога дара прозорливости, рассуждения, исцелений. Но чаще всего к нему шли за утешением и любовью. Батюшка каждого человека называл «мое сокровище», и это были не просто слова: все люди были для батюшки бесценным сокровищем, и так он учил относиться к ближнему и своих духовных детей. Любвеобильного старца знали не только в Киеве и в Украине, но в самых отдаленных местах необъятной России, и отовсюду к нему спешили люди.

http://sobory.ru/article/?object=02896

Бывали преп. Алексию явления из загробного мира и раньше этого случая. Когда он был ещё ризничим Великой церкви Лавры, в лаврской типографии работал хороший наборщик – молодой человек по имени Иоанн (день Ангела 24 июня). О. Алексий, как духовник Иоанна, советовал ему в Петров пост поговеть, поисповедаться и ко дню Ангела приобщиться. Иоанн не послушался, а дал обещание о. Алексию поговеть в Успенский пост. Но не пришлось ему исполнить своего обещания. Вскорости после дня своего Ангела он пошёл на Днепр купаться и там утонул. О. Алексий помолился за него после смерти, а потом и забыл о нём. Через некоторое время, в воскресенье после утрени, о. Алексий, зашедши к себе в келлию, сел отдохнуть. Вдруг слышится стук, открывается дверь, и в комнату, где сидел старец, входит Иоанн. О. Алексий вскочил со стула, на котором сидел. «Разреши меня,– обратился Иоанн к батюшке,– а то я связан: соблудил и, не покаявшись, утонул». О. Алексий сейчас же накинул епитрахиль и прочитал над Иоанном разрешительную молитву. Видение исчезло. Через некоторое время, по молитвам о. Алексия, который хотел узнать, имело ли значение разрешение, снова явился Иоанн и сказал, что теперь ему легче. 14. Помощь прозорливостью ОТЕЦ АЛЕКСИЙ предвидел будущее, видел настоящее душевное настроение людей, постигал их прошедшую жизнь. Но свою прозорливость батюшка не проявлял бесцельно, при всяком удобном и неудобном случае. Прозорливость свою преп. Алексий обнаруживал большею частию тогда, когда хотел поддержать слабого человека или вразумить заблудшего, или обличить грешника, или предупредить об опасности... 1 . Семейство К-ых, состоящее из отца, матери и нескольких детей, прогуливаясь по Голосеевскому лесу, зашло в пустынь. Набожная мать предложила мужу и детям зайти к о. Алексию за благословением и наставлением. Батюшка, выйдя из келлии, сказал им: «Идите чай пить». Все отправились в монастырскую гостиницу. Уселись за стол. Вдруг приходит о. Алексий и ставит пред матерью семейства банку варенья, говорит: «Ешь сама, но мужу не давай, ешь сама».

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

В Преображенской пустыни о. Алексий прожил 4-е с половиной года. Здесь ему жилось спокойно. Сёстры Степановы сюда не являлись. Вспоминая в конце жизни о проведённом в Преображенской пустыни времени, о. Алексий говорил: «Это было самое лучшее время в моей жизни. Я там всегда помнил о смерти». О. Алексию напоминало о смерти находящееся в Преображенской пустыни братское кладбище и часто погребаемые там умершие. 15-го ноября 1895 года постановлением Духовного Собора Лавры о. Алексий из Преображенской пустыни переведён в Голосеевскую пустынь на должность ризничего в пустыни. В этой должности, будучи вместе с тем духовником – старцем лаврской братии и приходящих богомольцев – преп. Алексий и окончил свои дни. 8. Голосеевская пустынь В ГОЛОСЕЕВСКОЙ пустыни преп. Алексий прожил 21 год 3 месяца и 24 дня. Главными его обязанностями здесь были: очередное богослужение, наблюдение за ризницей и духовничество. Духовничество и наблюдение за ризницей о. Алексий не оставил до конца своих дней, а от очередного богослужения он освободился, ввиду болезненного состояния, всего за год до своей смерти. Первые годы пребывания в Голосеевской пустыни о. Алексий проводил обычно, как и все прочие иеромонахи: совершал богослужения, смотрел за порядком в церкви и исповедовал приходящий народ. Одним разве он отличался от других – это воодушевлённым чтением поучений после запричастного стиха. Но с течением времени мудрыми советами, вовремя сделанными предупреждениями он стал обращать на себя внимание православных людей: сначала прилегающих к пустыни селений, затем г. Киева и, наконец, всей необъятной России. О преп. Алексии знали в Петрограде, в Москве, и на Кавказе, и в Сибири, и на Дону. Он был известен и в городах, и в сёлах, и в монастырях. Такую широкую известность о. Алексия не трудно объяснить: посещавшие во множестве Киево-Печёрскую Лавру богомольцы знакомились здесь с о. Алексием и, обласканные, успокоенные им, разносили весть о нём по всем уголкам нашего обширного отечества. В последние годы жизни преп.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Обустройство Голосеевской пустыни продолжилось и после кончины владыки Филарета. Хозяйство Голосеевского хутора, принадлежащего Киево-Печерской Лавре, было большим и процветающим. С ноября 1895 года по 1917 год в Голосеевской пустыни жил духовный сын старца Парфения – ризничий и духовник Киево-Печерской Лавры – Алексий (Шепелев), будущий преподобный Алексий Голосеевекий. При нем Голосеевская пустынь стала резиденцией Киевских митрополитов. Духовный сын преподобного Парфения митрополит Иоанникий (Руднев), пришедший на Киевскую кафедру в 1891 году, решил разобрать уже ветхую к тому времени деревянную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», и построить новую над могилой своего духовного отца. Однако до кончины высокопреосвященного Иоанникия (8 июня 1900 года) в 1900 году успели только разобрать церковь . К строительству новой, но уже каменной церкви (по проекгу архитектора Е. Ермакова) приступили только спустя 10 лет, при митрополите Флавиане (Городецком), пришедшем на Киевскую кафедру в 1903 году. Строительство этого храма, возможно, началось, и закончилось, не без влияния духовного отца Владыки Флавиана старца Алексия. В 1912 году новую, пяти купольную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» торжественно освятил наместник Лавры архимандрит Амвросий. Старец духовник Киево-Печерской Лавры преподобный Алексий скончался 11 марта 1917 года и был погребен у восточной стены нового храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». В период революции и Великой Отечественной войны большинство святынь в Голосеево было разрушено. Возрождение началось в начале девяностых годов XX века. В 1993 году, когда монастырь наконец-то вернули Церкви, от нет остался один митрополичий корпус, да и тот без окон и дверей. Пятнадцатого июня 1993 года начался новый отсчет в жизни обители: спустя почти семьдесят лет здесь была совершена первая литургия. С этого дня богослужения в Голосеево стали совершаться по воскресеньям и праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

С самых древних времен был на этом месте хозяйственный хутор Лавры; но блаженной памяти, бывший митрополит Киевский Петр Могила соорудил здесь деревянную церковь во имя Иоанна Сочавского, построил для себя небольшой дом, развел сад и учредил монашеское общежитие. В XVIII веке Голосеевский скит обустраивается. Архимандритом Варлаамом строится еще одна деревянная церковь в честь пустынножителя Варлаама и Иоасафа. Потом, когда церкви Обветшали, митрополит Тимофей (Щербацкий) соединил их в одну – во имя Иоанна Сочавского. В 60-х годах XVIII века, архимандрит Зосима (Валкевич) строит в пустыни еще одну деревянную церковь – во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». После его кончины монашеское общежитие было упразднено, и пустынь Голосеевская обращена опять в свое первобытное экономическое заведение. Одна церковь будет отдана в Богуславский монастырь, другая обветшает и разрушится. Впоследствии в пустыни останутся только два-три крестьянских домика, в которых будут жить лаврские служители, назначаемые для хозяйственных работ. До 1831 года в Голосеево не было церкви. Но в 1831 году, при митрополите Евгении (Болховитинове) , по решению Духовного Собора Киево-Печерской Лавры в Китаевской пустыни разберут и перенесут в Голосеево деревянную церковь во имя трех святителей: Петра, Алексия и Ионы. Но она будет установлена на каменном фундаменте и освящена во имя святого Иоанна Сочавского, а в 1852 году, за три года до кончины преподобного Парфения, эта деревянная церковь будет переименована во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник. Голосеевская пустынь, казалось, никогда уже не сможет возродиться. И вот из этого последнего плачевного ее назначения, высокопреосвященный Филарет обратил Голосеевекую пустынь опять в монашеское общежитие. При нем Голосеевская пустынь получила новую известность и новую жизнь. В августе 1853 года пустынь станут именовать Свято-Покровской; по древнему обычаю наших предков, иноческие обители назывались по имени сооруженных в них храмов. И все, что в Голосеевской пустыни потом видел всякий посетитель, исключая одной лишь древней, но обновленной деревянной церкви во имя иконы «Живоносный Источник», было сделано высокопреосвященным Филаретом.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

В 2001 г. вышла в свет книга: « Жития и Жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших (от царствования царя-мученика Николая II Александровича и до наших дней) 1165 . На стр. 49 помещено жизнеописание Священномученика Марка, епископа Сергиевского (в миру Новосёлов Михаил Александрович, канонизирован на Архиерейском Соборе в 2000 г.) Он являлся ревностным исповедником и защитником имяславия и резко критиковал имяборчество Святейшего Синода. На стр. 256 в жизнеописании св. Макария, митрополита Московского (Парвицкого), отмечено, что созданная им комиссия по расследованию исповедания имяславцев, в которой он был председателем, признала, что учение имяславцев – православное, святоотеческое, не содержит никакой ереси, и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно Афонских старцев было упразднено. На стр. 331 в жизнеописании преп. Алексия Голосеевского о тмечается, что с Афона были несправедливо изгнаны в 1913 году тысячи русских монахов-имяславцев и что преп. Алексий ещё в 1911 году предсказал одному, стремящемуся на Афон иноку, что скоро оттуда будут приезжать в Киев, что и случилось. На стр. 616 – жизнеописание священномученика Гермогена (Долганова), епископа Саратовского, сторонника и защитника имяславия. На стр. 660 – жизнеописание царственных венценосных мучеников Государя Николая, Царицы Александры и их детей. Все они были защитниками имяславия и покровителями имяславцев . На стр. 755 – жизнеописание преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары. Великая Княгиня – сторонница имяславия , она издала 2-й выпуск книги «На горах Кавказа». Во 2-м томе этой книги «Жития святых» на стр. 150 – жизнеописание священномученика Арсения , епископа Серпуховского ( Жадановского ) – автора вышеупомянутой книги «Свете тихий». Он – сторонник имяславия , поместил в своей книге объективный материал об Афонском деле. На стр. 252 второго же тома – жизнеописание священномученика Феодора, архиепископа Волоколамского (Поздеевского), сторонника имяславия .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Митрополит Иоанникий любил бывать в Го- лосеевской пустыни. Как мы уже отмечали, первым его духовным отцом был преподобный Парфений, а последним – преподобный Алексий (Шепелев). Святитель решил перестроить ветхую деревянную Голосеевекую церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», вернее построить над могилой почившего старца Парфения новую церковь , чтобы увековечить тем самым молитвенную память о своем духовном отце. По первоначальному плану, обновленная церковь должна была быть деревянной, на каменном фундаменте. Но вышло иначе. При жизни митрополита Иоанникия в 1900 году, церковь успели разобрать, а к строительству приступили только спустя десять лет, после утомительных судебных процессов с родственниками почившего, которые претендовали не только на все его имущество, но и на деньги, требовавшиеся для строительства Голосеевского храма. Когда все препятствия остались позади, по проекту архитектора Е.Ермакова, стали строить храм, но уже не деревянный, а каменный. И выросла в пустыни церковь -красавица – украшение обители и молитвенная память о старце Парфении и его духовном сыне, символ духовного единения и родства, начинающихся на земле и продолжающихся в вечности. В 1912 году пятикупольную каменную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник " - торжественно освятил наместник Лавры архимандрит Амвросий. Владыка Иоанникий был последним Киевским мирополитом XIX века. Праведная кончина митрополита Иоанникия наступила в Голосеевской пустыни восьмого июня 1900 года. Вполне возможно, что он почил на руках своего второго духовного отца Алексия. Погребен владыка Иоанникий в Крестовоздвиженской церкви, которая с начала ее основания служила местом погребения духовных лиц и в которой находятся погребения многих митрополитов Киевских. Архиепископ казанский и свияжский Антоний (Амфитеатров) Архиепископ Антоний (Амфитеатров Яков Гаврилович) родился 15 октября 1815 года в семье священника, племянник высокопреосвященного Филарета (Амфитеатрова) , митрополита Киевского. Окончив Калужскую Духовную семинарию, поступил в 1835 году в Киевскую Духовную Академию. Тридцать первого декабря 1839 года был назначен бакалавром Академии по греческому языку. Двенадцатого сентября 1840 года принял монашеский постриг и 18 сентября рукоположен в иеромонаха.  

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010