На сей счет экзегетами высказываются многие и различные мнения. Одни говорят, что под [выражением] «по образу и по подобию Божию» подразумевается начальствующее и самовластное [положение] человека [в мире], другие — что умное и незримое начало души [человеческой], третьи — что нетленное и негреховное начало, [имевшееся тогда], когда появился на свет Адам, и, наконец, четвертые утверждают, что здесь изрекается пророчество о крещении. «А после всех и мне, как некоему извергу» (1 Кор. 15,8) явилась мысль высказаться об этом. И прежде всего достоин исследования следующий вопрос: почему Бог не назвал «по образу и по подобию Своему» разумных, невещественных, небесных и близких к Нему Ангелов? Ведь они куда в большей степени, чем человек, обладают самовластным и начальствующим [положением, царствуя] над всей землей и над самим человеком. Равным образом нетленность, невещественность, незримость, чистота и все другое похвальное, высказываемое об Адаме, [значительно более] преизбытучествует в духовных и небесных хороводах нетелесных [сил, чем в человеке]. Разве кое–что из вышесказанного не намекает нам на более глубокий [смысл повествования о сотворении] человека по образу [Божиему]? Ведь человек был создан не только как некий первый образ и подобие Божие, но и как второй, третий, четвертый и пятый, наглядно представляя, словно в некоем зерцале и отпечатлеваемой (а не естественной) тенеписи, таинство Триипостасного Божества. Человек также ясно предызображает и Вочеловечивание Бога Слова — Единого от Святой Троицы. Пожалуй, одна душа есть [сотворенное] по образу одного Божества, а сочетание души и тела в нас есть [сотворенное] по подобию Воплощения Слова. Возвращаясь к самому началу повествования [о сотворении человека], мы, исходя оттуда, словно [черпая] из некоего глубочайшего источника, прежде всего исследуем следующий вопрос: почему Бог создал ипостаси пращуров и родоначальников наших (я имею в виду Адама, Еву и происшедшего от них сына) не по подобию остальных разумных существ, то есть Ангелов, или же не создал их равными и схожими [прочим] одушевленным существам? Но Бог привел в бытие Адама беспричинно и нерожденно, сына же второго человека соделал рожденным; Еву же не рожденно и не беспричинно, но по восприятию и исхождению, Он неизреченным образом привел в бытие происшедшей от сущности беспричинного Адама.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

В естественном состоянии человек есть образ и подобие Бога. Образ и подобие Божие – онтологические характеристики человека. Способ существования человека заключается именно в том, чтобы быть образом Бога, без этого человек не был бы человеком. Образ Божий дается человеку сразу с момента сотворения и пребывает в человеке всегда и неизменно. Прежде всего образ Божий проявляется в разумности человека. Разум человека – отображение Божественного Логоса, Слова Божьего, второй ипостаси Троицы, поэтому разум предполагает обладание даром слова: «Разумным [существам] присуща естественная красота – слово» с. 16]. Подобие Божие заключается в духовности, бесстрастности и нетленности человека и проявляется в его нравственности, благости и премудрости. Подобием Бога обладал первый человек (Адам) до грехопадения. В антропологии Максима Исповедника важное место занимает проблема состава человеческой природы. Человек – двуединое существо, «синтетическая природа» с. 126]: он соединяет в себе два мира: земной и небесный. «Человек есть связующая грань между Богом и тварью» с. 235]. Для этого человеку были даны два начала: божественное (душа) и природное (тело). Двусоставность человеческой природы является выражением гармонии духовного и материального миров, что дает человеку особое, преимущественное положение в мире. Человек есть «микрокосм», «малый мир в великом», средоточие всего сотворенного мира, центр мироздания. Бытие всего космоса связано с бытием человека. Максим Исповедник говорит, что «весь мир, состоящий из видимых и невидимых [существ]1 подобен человеку, а человек, состоящий из тела и души, называется миром» с. 167]. Итак, человек состоит из души и тела. Душа обладает такими свойствами, как бессмертие, разумность, бестелесность: «человек есть человек по причине своей мыслящей и разумной души, благодаря которой он есть образ и подобие Бога» с. 167]. Следуя античной традиции, Максим Исповедник добавляет, что душа состоит из трех сил: разумной, желательной и раздражительной. Причем разумная часть души имеет две способности: созерцательную (ум) и деятельную (разум). К созерцательным способностям относятся мудрость, созерцание, ведение. Умом человек стремится к познанию истины. К деятельным способностям относятся рассудительность, делание, добродетель и вера. Естественным для разума является стремление к благу. Для познания Бога, который есть Истина и Благо, необходимо сочетание двух этих способностей души.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Что остается при таком подходе? Планета Марс. Как бы то ни было, большинство специалистов уверено, что почва Марса, этой «красной планеты», — активна. Как адаптироваться к жизни на иных планетах без жизни на Земле? Говорят, что происходящее сейчас — еще не конец мира, и каждый должен постараться найти некий смысл в своей жизни. Что касается воображаемых марсиан, они, кажется, близки к тому, чтобы дать ответ на мучащий наших искателей вопрос: да, они единственные обитатели во вселенной. Можно подумать, что такие, как Ю. Мильн, с жиру бесятся. Но не напрасно, наверное, в бурном обсуждении его предложения у иных интеллектуалов постоянно звучит такая нота: может быть, самый главный вопрос человечества — есть ли в этой бесконечной вселенной иные разумные существа, которые ищут нас, смотрят на нас, или мы одни? Более того, мне приходилось слышать от разных богословов и священников: ответа на этот вопрос Церковь не знает. Значит, поиск оправдан? Леонид Дулов, г. Екатеринбург Церковь знает ответ на этот вопрос. В Библии, написанной Богом, то есть по вдохновению Духа Святого, ясно сказано о Творце и о творении мира. «В начале сотворил Бог небо и землю». Небо и земля — это мир видимый и невидимый. Это бесчисленные мириады ангелов и это человек, который соединяет небо и землю. Слово Божие совершенно. Оно совершенно, потому что дает полноту всего — видимого и невидимого, временного и вечного, духовного и физического. Любые домыслы и фантазии о существовании иных разумных существ (кроме ангельского и человеческого) Церковь решительно и безоговорочно в силе Духа Святого отметает. В Откровении сказано о словах Писания: «Если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей». Так свидетельствует Бог, ставший человеком, Который грядет судить мир с бесчисленным сонмом ангелов. Как Вы думаете, почему даже самые достойные политические партии, если бы таковые у нас были, особенно накануне выборов, выносят самый беспощадный суд чисто внешним явлениям и ни слова не говорят о нравственном распаде? Самые лучшие и талантливейшие ученые искренне ужасаются преступлениям, совершаемым в области экономики, и не могут понять, что экономика — это не такая нейтральная наука, как, скажем, физика или математика, а в первую очередь то, что раскрывает отношения людей между собой. А отношения людей между собой являют смысл, самое главное в жизни. И прежде всего, они должны быть нравственными. Суждения этих экспертов, их суд бывают порой точными и глубокими, но по существу ничего в реальности не меняется. Я имею в виду не только то, что происходит в мире сегодня, но то, что длится в течение всей долгой человеческой истории — обессмысливание смысла. Единственное, чем отличается наше время — это степень углубления и ускорения распада.

http://moral.ru/dom_10_2015/

Здесь я должен сказать, что старец Порфирий очень интересовался науками и разными отраслями человеческих знаний. Он считал их даром Божиим (а это так и есть), и известные ученые неоднократно поражались его образованности – он имел глубокие познания в медицине и в физике… Но это уже другая история. Обо всём этом мы, возможно, поговорим в следующий раз. Послушайте, что рассказывает старец Порфирий: «В Америке проводился такой эксперимент: ученые посадили цветы в двух одинаковых комнатах с одинаковой температурой, одинаковой почвой и поливом, но с одним отличием – в одной комнате звучала мягкая приятная музыка. Результат? Цветы в этой комнате очень сильно отличались от других. Они были более живыми, более яркими и быстрее росли». Комментируя этот эксперимент, старец Порфирий говорил, что, если такое происходит в мире неразумных существ, то тем более это касается существа разумного, плода человека. Послушайте и о таком случае. Духовное чадо старца рассказывает: «В 1977-м году мы узнали, что у нас будет ребёнок, и очень обрадовались. Мы сразу же захотели сообщить об этом отцу Порфирию, который с самого начала нашего знакомства разделял все наши радости и скорби и поддерживал нас своей молитвой и советами. Мы поехали к нему в монастырь и лично объявили о счастливом событии. Он был очень доволен, лицо его светилось от радости». Общество изменяется, когда меняются люди Старец придавал семье огромное значение и считал настоящую и правильную семью залогом здоровья всего общества и основой развития такого общества, из которого выйдут праведные и благочестивые люди. Ведь общество изменяется не тогда, когда меняются социальные системы, а когда меняются люди. Каждый из нас, изменяясь, меняет и общество, и всю систему. Если мы установим другой политический строй, а люди будут вести себя как прежде, то практически ничего не изменится. Мы будем наблюдать эксплуатацию одних людей другими и несправедливое отношение к ближнему. Послушайте, что сказал им старец: «Теперь ваше счастье стало полным. Всеблагой Бог удостоил вас великого дара. Вы – добрые люди, а Господь любит добрых людей и отвечает на их молитвы. Я же говорил вам, что у вас обязательно будет ребенок, но вы, как Фома неверующий, не верите моим словам. Я знаю, что вы любите меня, но у вас слабая вера. Вы начинаете испытывать сомнения, если не получаете просимого сразу. Когда вы приезжаете, то выглядите грустными и подавленными, а когда уезжаете, выглядите счастливыми и радостными, ваша вера обновляется. Вам кажется, что ваша машина летит. А теперь позвольте мне дать вам несколько советов, о которых следует знать будущим родителям. Я хотел бы, чтобы вы постоянно помнили об этих вещах и обязательно их применяли, если вы не хотите иметь несчастного ребенка и сами не хотите стать несчастными».

http://pravoslavie.ru/140784.html

«О прогрессе в конце мировой истории» Христианское понимание провиденциализма и прогресса С.В. Посадский Говоря о санкционированных Богом формах ограничения человеческой свободы в социальной жизни, мы говорим о Божественном промысле. Христианское представление о Божественном промысле  носит название провиденциализма (от лат. providentia – провидение). Суть провиденциализма можно выразить точными словами святителя Иоанна, митрополита Тобольского: «Что есть Провидение? Это одно из свойств Божиих – видеть все действующее, действовавшее и имеющее действовать в будущем, как настоящее, и иметь всемогущую и непрестанную заботу о Своем творении» 1 . Св. Иоанн Дамаскин о Провидении говорит так: «Провидение есть воля Божественная, которою все содержится и все разумно управляется» 2 . В Православном Исповедании провиденциализм раскрывается следующим образом: «от малого до великого Бог знает все в точности, и о всяком творении в особенности промышляет» (чл. 1, отв. на вопр. 29). Провиденциализм неразрывно связан с познанием  Личного Бога. Очевидно, что Бог как Существо Личное есть не только Создатель мира, но и его Правитель.  Личный Бог не является безучастным зрителем мировых процессов, но имеет непрестанную заботу о Своем творении. Он активно участвует в мировой жизни, причем, участвует, не нарушая свободного самоопределения своих разумных созданий. Будучи всеблагим, Он все направляет ко благу и заботится как о мире в целом, так и каждом отдельном существе. Православный богослов и философ В.Д. Кудрявцев-Платонов отмечает, что сама идея Промысла основываются на двух взаимосвязанных положениях. Во-первых, Бог предстает как Существо Личное и абсолютно совершенное. Во-вторых, мир предстает как совокупность существ ограниченных и несовершенных. Подчеркнем, что несовершенным мир предстает в двух аспектах. Прежде всего, он несовершенен в сравнении с абсолютным Божественным бытием, всесовершенным, нетварным и всецело самобытным. Далее, он стал несовершенным по причине грехопадения человека, повредившего свою природу и все подчиненное ему мироздание.

http://azbyka.ru/progress

Все формы видимого бытия были созданы из первоначальной материи, которая явилась результатом первого творческого Божественного акта. Материальный мир был создан Богом за шесть дней. Православное богословие, основанное на учении святых отцов, не дает оснований считать, что под словом «день» подразумеваются некие огромные периоды времени, длительностью в сотни миллионов и миллиардов лет. Всемогущий Бог все творит по своему произволу и не связан какими либо «законами природы». Он Сам Творец физических законов материального мира, которые установлены Им не случайно, «что получится», а являются таинственными образами законов духовной жизни. Материальный мир предназначен быть как бы колыбелью новых духовных существ, призванных с ангелами к участию в жизни вечной. Поэтому установленные Богом физические законы этого мира и свойства вещества - молекул, атомов, элементарных частиц, их взаимодействий, электромагнитных и гравитационных полей; затем свойства всех сотворенных живых существ, от бактерий и вирусов до крупнейших животных и растений - имеют глубокий духовный смысл. Посему, сотворенный мир можно еще назвать божественной поэзией, являющей мудрость и славу Творца в законах вещества. Из неустроенного и хаотичного первозданного вещества Бог творит удивительный и прекрасный мир, украшенный морями и океанами, реками и озерами, разными приятного вида цветами, деревьями и другой растительностью, наполненный бесчисленным множеством разнообразных живых существ, живущих в мире и согласии. Все это устроено премудростью Божьей из «начальных пылинок вселенной» (Прит.8:26), то есть, из атомов и различных элементарных частиц. По безмерному всемогуществу Своему Бог мог бы создать всю земную красоту в один кратчайший миг. Но творит Бог мир в шесть дней, и каждый день имеет свое таинственное значение, отражающие некие важные духовные свойства будущего владыки земли - человека. И поскольку мир творится для человека, то, прежде всего, мир должен стать видимым: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт.1:3-4). Свет дает возможность познавать мир, радоваться его красоте и гармонии, удивляться премудрости. Но свет бесполезен, если нет зрителя, то есть человека. Именно для него творится свет, как символ разума. Действительно, если нет разумного зрителя творения, способного созерцать и познавать окружающий мир, то не нужен и свет, возвещающий в сотворенных небесах и земле славу Творца. И свет творится первым, что бы все творимое в последующие дни стало для будущего человека явным, и для всех последующих поколений . То, что свет хорош, также сказано для нас, учеников божественной премудрости.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/19/...

Говоря об этике, профессор акцентирует внимание на идее этики, где идея, по Юркевичу, объективно реальная сущность вещи, ее разумная основа, «норма» и «закон» ее существования. Поэтому, признавая значение опыта и наблюдения, он выдвигает требование находить и толковать идею через явления наличий действительности. Этика, утверждает Памфил Юркевич , базируется на субъективном утверждении, свободно выдуманном философами, а не всегда и повсюду осознаваемом человечеством факте действительной разницы между добром и злом, правдой и ложью. И разница эта касается существ разумных и духовно свободных, способных самостоятельно выбирать цели, а также способных к оценке, базирующейся на личной свободе, так как суждения о справедливости и несправедливости, правде и лжи не могут быть делом нашей прихоти. Для этой оценки существуют нормы, меры, признаваемые всеми. Эта разница касается существ, которые знают нормы и те идеи, согласно которым что-то оказывается справедливым или несправедливым, похвальным или негодным. Памфил Данилович уделяет внимание значению закона необходимости для поступков человека. Человеческая личность, подчеркивает он, на первый взгляд, кажется нам подчиненной закону необходимости, или причинности, согласно которому поступки ее должны рассматриваться как необходимые в силу их причин. По закону причинности все поступки человека как физического существа стоят в одном ряду, как последствия своих причин, без деления на добрые и злые, таким образом беззащитные перед вольным самоопределением человека. При этом Юркевич, вступая в полемику с материалистами, акцентирует внимание на том, что закон причинности господствует в мире физики и механики, однако поступки человека могут от него и не зависеть. Человек – подчеркивает профессор философии – является нравственной личностью, – не только одной из вещей мира, не только обстоятельство бытия, зависимое от сложной причины, а и существо, которое сознательно подчиняет себя законам нравственной свободы и различает законы, порожденные благочестием, и законы, порожденные необходимостью. Понятно, развивает свою мысль Юркевич, что человек может рассматриваться прежде всего, как частица внешнего мира, подчиненная природным законам, и случаются причины, которые вынуждают человека действовать несознательно, только инстинктивно, но все же, признавая такие качества человека как всеобщие, мы уподобили бы его иным творениям видимого мира. Именно вследствие своей разумности, поддерживает Памфил Данилович, человек способен выбирать между добром и злом, правдой и неправдой, и таким образом не может объяснять и оправдывать свои действия только законом причинности. Этот свободный выбор, это вольное подчинение себя законам моральной свободы он называет свободным самоопределением субъекта, которое есть великий дар Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pamfil_Yurkevi...

б) Метафизическое или онтологическое доказательство. Что такое душа человеческая? Душа человеческая есть единичное, т. е. простое и невещественное самостоятельное и самодеятельное существо, и притом существо самосознательно-личное, одним словом, она есть духовный атом. Из этого понятия о душе человеческой с необходимостью вытекает невозможность ее уничтожения, потому что только сложное разлагается на составные части, или ее бессмертие 157 . в) Телеологическое доказательство. Зачем мы живем на земле? Какая цель и какое назначение нашего существования? И осуществляется ли наше назначение вполне в здешней жизни? Вот вопросы, с которыми тесно связан вопрос о бессмертии человека. Все в этом мире имеет свое назначение и все достигает своего назначения – сообразно с законами и пределами, указанными каждому роду предметов и существ. Никто не может сказать, чтобы солнце, чтобы дерево, чтобы животное не исполняли, не хотели или не могли исполнить своего назначения: они не могут не исполнять его, они исполняют его по необходимости. Посмотрим на человека – высшее в видимом мире существо, венец творения на земле. Подобно всем прочим существам в мире, и он, конечно, имеет свое назначение: он должен сделаться и быть тем, чем ему следует быть – человеком, то есть он должен развить все силы своего существа, раскрыть все содержание своей природы, исчерпать полноту своего существования до последних возможных пределов. Теперь спрашивается: достигает ли он этого своего назначения на земле, как достигают своего назначения все прочие твари? 1) Человек есть прежде всего существо разумное. Итак, первая цель его жизни – развитие его ума. Более двух тысяч лет назад философ Аристотель в одном из своих знаменитых творений сказал: «Всякий человек имеет естественное желание знать» (Метафиз. 1, 1). А между тем, чем более расширяется перед ним горизонт знания, тем более встречает он неизъяснимых тайн, недоступных его уму. Только самодовольно мелкие умы не хотят ничего знать о тайнах природы, тогда как величайшие и серьезнейшие исследователи истины всегда сознают, что тайна повсюду составляет начало и конец, что самое существование мира и последнее основание всех законов остается и останется навсегда величайшей тайной. «Я знаю одно, – что ничего не знаю», – повторит вслед за Сократом всякий серьезный изыскатель истины, сопоставляя результаты, достигнутые человеческой мыслью, с бесконечной областью еще неисследованного и неисследимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Честертон точно сформулировал разницу между христианством и °буддизмом в одном мудром замечании: «Христианин сочувствует людям, потому что они умирают, а буддист сочувствует им, потому что они живут. Христианин скорбит из-за того, что портит жизнь человека; но буддист скорбит о нём из-за того, что он жив» (Generally Speaking, 115–16). Откровенно и поэтично рассказывая о своих личных чувствах, Честертон признаётся: «Я всегда верил, что в мире сокрыто волшебство; теперь я думаю, что в мире, возможно, существует волшебник [...] Наш мир имеет какое-то назначение; а где есть назначение, есть и личность. Я всегда воспринимал жизнь прежде всего как сказку; а где есть сказка, есть и сказочник» (Orthodoxy, 61). Чудеса. Честертон считает, что Бог принимает активное участие в жизни мироздания. Честертон определяет чудо как «быстрокрылую власть разума над материей» (ibid., 137). Реальность чудес занимала центральное место в апологетических построениях Честертона. Он настаивал, что чудеса должны подтверждаться свидетельствами, точно так же, как и другие исторические события. «Моя вера в то, что в человеческой истории происходили чудеса, вовсе не является мистической; я верю в это на основе людского свидетельства, как верю в открытие Америки» (ibid., 161). «Заговор фактов» вынуждает разум признать это. Свидетели были не мистическими визионерами, а рыбаками, земледельцами и тому подобное, людьми «неотёсанными и недоверчивыми» (ibid., 163). С другой стороны, отрицание чудес основано отнюдь не на свидетельствах, а на философской убеждённости. «Есть только одна причина, по которой разумный человек не верит в чудеса. Он верит в материализм» (St. Francis of Assisi, 204). Верующие признают чудеса, потому что располагают свидетельствами о них. Неверующие отрицают чудеса, потому что располагают доктриной против них. Творение. Для Честертона творение было «величайшей из всех революций» (Chaucer, 27). Как представляется, он не отрицает возможность творения через эволюцию (см. эволюция теистическая), но он также признавал недостатки эволюционной доктрины как теории происхождения жизни (см. эволюция биологическая). И даже если эта теория верна, «эволюция, как объяснение, как высшая философия причины появления живых существ, всё равно сталкивается с проблемой появления кролика из пустой шляпы; процесс, обычно предполагающий хотя бы намёк на чьё-то вмешательство» (ibid., 172). Как заявляет Честертон, предполагать, что эволюция породила человеческий разум, – «всё равно что отвечать человеку, вопрошающему, кто проехался колесом ему по ноге, что это проехалась эволюция. Определить процесс – ещё не означает определить его движущую силу» (A Handful of Authors, 97–98). Далее, «со стороны эволюциониста абсурдно жаловаться, что немыслимо было бы для заведомо непостижимого Бога сотворить всё из ничего (см. творение: различные взгляды), а затем прикидываться, будто бы в большей степени мыслимо, что это «ничто» могло само превратить себя в нечто» (Saint Thomas Aquinas, 173).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

На первый взгляд, здесь речь идет о разных вещах: одно дело политика, другое – личная нравственность. Но нет, отвечает Экземплярский, если «общество, нация или государство, это, прежде всего, совокупность составляющих эти общества членов», то «такое или иное, большее или меньшее общество» не может иметь «иной закон добра в своей жизни, чем тот, какой руководит его отдельными членами» 3 . К этому выводу с неизбежностью приводят, считает он, и современная философия с ее идеей «царства человечности», и христианство с его идеей Богочеловечества. «Пред лицом обоих этих царств – и царства человечности, и Царства Богочеловеческого – отдельные царства и народы являются не более, как членами общечеловеческого организма, призванными исполнить известное назначение в общей экономии жизни, подобно тому, как в известном обществе его благу служат отдельные личности» 4 . И государства, и люди суть «члены единого живого целого, которые настолько живут и достойны жить, насколько в своем существовании согласуются с законами жизни вечной и непреходящей – законами Божьего Царства или верховного добра» 5 . Всякая другая цель – для государства ли, для человека ли – означает только то, что они служат своим идолам, отвергая мысль о «живом Боге истории» 6 . Таким образом, чтобы называться христианским, иными словами, занять свое место в Царстве Божием, государство «должно быть учреждением нравственным, должно ставить достойные цели своего существования и в достижении этих целей служить делу созидания Божьего Царства» 7 . Само собой разумеется, что сказанное о внешней политике государства должно всецело относиться и к области внутренней политики 8 . Сделав этот краткий обзор, зададимся теперь главным для нас сейчас вопросом – вопросом о генезисе авторских идей. Безусловно, какие-то вещи лежат на поверхности и прежде всего, речь идет о влиянии на Экземплярского тех, кто назван им самим. Во-первых, это Кант с его трактатом «О вечном мире» 9 , где прямо утверждается, что государство должно рассматриваться как «моральное» или «свободное» лицо, а «люди и государства, находясь между собой в внешних взаимовлияющих отношениях, должны рассматриваться как граждане общечеловеческого государства» 10 . Правда, даже по Канту, задача государства заключается в необходимости так организовать жизнь некоторого количества разумных существ, «чтобы, несмотря на столкновение их личных устремлений, последние настолько парализовали друг друга, чтобы в публичном поведении людей результат был таким, как если бы они не имели подобных злых устремлений» 11 , а кроме того, согласно ему же, «от государства нельзя требовать, чтобы оно отказалось от своего, хотя бы и деспотического, устройства до тех пор, пока ему грозит опасность быть немедленно поглощенным другими государствами» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010