Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 125. Жизнь до рождения Условия крещения в смерть Христову 21.04. Светлая седмица Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! В древней Церкви существовал обычай на Светлой седмице проводить так называемый тайноводственный катехизис, то есть рассказывать новокрещеным о Таинствах. А я хочу вам сегодня поведать о тайне спасительного принятия самого Крещения, которая заключается в тщательном приготовлении к нему. Об этом приготовлении в Писании сказано так: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян. 2, 38 ). Следовательно, приготовление к святому Крещению – это прежде всего покаяние, которым обозначается изменение одного состояния на другое. Данное изменение включает в себя не только перемену сознания, но и главным образом перелом воли, а конкретней, — скажем словами св. Феофана Затворника — «отвращение от греха и обращение к Богу». Суть покаяния евангельского состоит с одной стороны, в оставлении греховной жизни, а с другой, в приобретении веры во Христа. И что важно, согласно утверждению преп. И. Дамаскина, благодать Святого Духа сообщается «по мере веры и предварительного очищения». В силу этого от «обращенных» требуется кардинальное изменение всего образа жизни в соответствии с верой во Христа. То есть они должны еще до Крещения научиться жить по-христиански, так что омовение в крещальных водах – это в известной мере не начало, а завершение процесса принятия веры во Христа. «Мы не омываемся, чтобы перестать грешить, но потому, что уже перестали», — говорил живший во 2 веке Тертуллиан . Только «тот принимает крещение во оставление грехов, кто перестает грешить, - вторил ему Ориген , — если же некто приходит ко крещению, продолжая грешить, оставления грехов он не получит». С этим утверждением соглашаются и Отцы Церкви. Так св. Григорий Нисский , предупреждает: «Если омывается тело, в то время как душа не омыла пятен своих страстей, и жизнь после крещения – такая же как и ранее, было бы смело сказать, я скажу это и не отступлю, в таких случаях дар Святого Духа никогда не появится в том, что происходит». Исходя из этого же понимания св. Иоанн Златоуст объявляет всем: «Я и прежде сказал, и теперь говорю, и не перестану говорить, что, кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится». Блаж. Августин даже написал целый труд под названием «О вере и делах», в котором осудил практику крещения отказывающихся жить по христианским заповедям. Это же имеет в виду и известный английский апологет христианства Честертон, говоря, что прежде, чем крестить человека, надо его сделать джентельменом, т.е. таким человеком, который соблюдает элементарные нормы этики.

http://azbyka.ru/video/125-zhizn-do-rozh...

Третий год служения Христова 46. Исцеление дочери хананеянки. Мф. 15:21–28; Мк. 7:24–30 Пошел Господь в языческую страну Финикию, главные города которой были Тир и Сидон. И вот, когда Он шел, одна из обитательниц этой страны, хананеянка, издали кричала Ему: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется». – Но Он не отвечал ей ни слова. Это молчание не было следствием равнодушия к страданиям кричавшей и ее дочери; оно было испытанием ее веры. А она, не смея еще приблизиться к Иисусу, продолжала кричать издали и молить Его. Она так неотступно и громко молила об исцелении ее дочери, что Апостолы подошли к Господу и просили отпустить ее. Желая продолжить испытание веры хананеянки, Он сказал Апостолам: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. – Слова эти нельзя понимать буквально; Сам Христос много раз говорил, что Царство Его, Царство Божие на земле, вместит в себе все народы земли, а не одних только евреев; но так как пришествие Христа было обещано евреям, то и весть о наступлении Царства Его должна была быть объявлена прежде всего им. В этом смысле и надо понимать слова Иисуса Христа о том, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева. Он послан прежде всего спасти евреев, а затем и всех прочих людей, населяющих землю; а так как спасение евреев еще не совершилось и ими окончательно еще не отвергнуто, то обращение язычников казалось преждевременным. Постепенно приближаясь к Иисусу, хананеянка наконец подошла к Нему; она припала к ногам Его и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Все еще испытывая ее веру, Господь молчал; затем на неотступную просьбу ее ответил: Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам: дай прежде насытится детям.– Говоря так, Господь хотел испытать веру хананеянки и показать силу этой веры Своим Апостолам. Она же сказала Ему в ответ: Так, Господи! но и псы под столом едят крохи у детей. Тронутый смирением и силой веры хананеянки, Господь сказал: О женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему! пойди! бес вышел из твоей дочери.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

ЦВ 13-14 (336-337) июль 2006 /  11 июля 2006 г. Не богоискательство, а сатанизм? Михаил Дунаев, профессор Московской духовной академии — один из наиболее жестких и бескомпромиссных критиков рок-культуры. Он уверенно называет рок-культуру «искусственно созданной духовной отравой» и последовательно критикует логику защитников рока, которые, по его мнению, «совершают несомненное преступление перед русской культурой». Мы попросили Михаила Михайловича рассказать о том, что заставило его обратиться к этой теме, и попытались поспорить, действительно ли рок так опасен. — Михаил Михайлович, расскажите, пожалуйста, что послужило поводом для написания вами книги о рок-культуре? — Во-первых, книгой я бы это не назвал. Это публицистическая статья, довольно обширная, поэтому издательство выпустило ее, как брошюрку. А поводом стало то, что со всех сторон звучит этот ритмический грохот и никуда от него не скроешься. И еще сожаление о том, что молодежь, не зная настоящей культуры, затуманивает себя подобными вещами. А это вещь небезопасная. Если же человек делает что-то для себя небезопасное, надо его об этом предупредить. — На какие материалы вы опирались при написании этой работы? — Прежде всего, на брошюры диакона Андрея Кураева и игумена Сергия (Рыбко) (Кураев А. Рок и миссионерство. — М., 2004; иером. Сергий (Рыбко). Современная культура: сатанизм или богоискательство. — М., 2002. — Ред.). Это главное. Кроме того, в этом же издательстве готовятся к печати еще несколько книжек на тему рока — я со всеми этими материалами знаком. Много работ было и прежде, но они замалчиваются. Начиная с того же самого который в середине 80-х выпустил свою работу о рок-музыке. С тех пор подобных работ было достаточно много. Но у нас получается так: что неудобно, то замалчивают. Неудобно прежде всего тем, кто этим пользуется, тут ведь очень большие деньги крутятся. Те, кто этими деньгами пользуется, не хотят, чтобы убили курицу, которая им несет золотые яйца. Кроме того, я общался со многими профессионалами — музыковедами, медиками.

http://e-vestnik.ru/society/ne_bogoiskat...

Церковь в мире людей. Женщина в Церкви Я против женского священства протестантов ничего не возражаю. Более того, все те служения, которые несет пастор протестантов, может нести и православная женщина. Подумайте сами, какие функции выполняет пастор в протестантской общине. Протестантский пастор прежде всего проповедник. Но и у нас женщина может быть проповедником и учителем (в воскресной школе или в богословском институте, например). 13 декабря, 2009 Я против женского священства протестантов ничего не возражаю. Более того, все те служения, которые несет пастор протестантов, может нести и православная женщина. Подумайте сами, какие функции выполняет пастор в протестантской общине. Протестантский пастор прежде всего проповедник. Но и у нас женщина может быть проповедником и учителем (в воскресной школе или в богословском институте, например). — Отец Андрей, почему Церковь так несправедлива к женщине? Ведь сколько в церковной литературе, особенно древней, особенно монашеской, весьма негативных высказываний о женщине как о «вместилище греха и скверны»! — Если уж исходить из позиций терпимости и равноправия, то давайте будем «терпимы к нетерпимости» других людей и культур. Попробуем понять, прежде чем заклеймить. Да, в некоторых книгах (в аскетических руководствах для монахов) проскальзывает то, что можно оценить как «дискриминацию» женщины в Церкви. Но тут появляется повод заметить, сколь опасным может быть изучение религий только по книжкам. Если студенту дать задание сделать подборку высказываний святых отцов о женщине, то с помощью интернет-библиотек он быстренько наберет десятка два нужных цитат. И большинство из них будут весьма нелестными для женщин. Но такой исследователь ошибся бы, если бы предположил, что именно таково и есть учение Церкви. Чтобы понять Церковь, надо в ней жить и ощущать неписаный «этос Православия». Итак, представьте средневековый город. В нем есть два монастыря: мужской и женский. И вот в обеих обителях разыгрывается одна и та же сценка. В мужском монастыре юный послушник подходит к игумену и говорит: «Отче, тут такое искушение у меня было… Я вчера работал на монастырском поле. А мимо такая девушка с коромыслом прошла. Я, грешным делом, загляделся на нее. А потом всю ночь уснуть не мог: помыслы блудные и мечтания одолевали…» Старец же говорит ему в ответ: «Да, от женщин нам, монахам, одни искушения. Ты бегай их, не засматривайся на них, не разговаривай с ними, не держи их образ в памяти. Помни: не может долго лежать сухая солома рядом с тлеющим углем! Женщины для нас — источник гибели и скверны!»

http://pravmir.ru/cerkov-v-mire-lyudej-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Выиграна первая стратегическая битва Доклад Александра Горбатова на круглом столе: «Обострение цивилизационного противостояния. Первые итоги атаки либералов на Церковь и власть» 25.10.2012 1065 Время на чтение 9 минут От редакции. 23 октября, в редакции журнала « Москва » прошел круглый стол Клуба национальной прессы «Обострение цивилизационного противостояния. Первые итоги атаки либералов на Церковь и власть» . Предлагаем нашим читателям вводный доклад Александра Горбатова, положивший начало дискуссии. Победу в сражении за веру и достоинство одержали Русская православная Церковь, народ России и ее власть. Возможно, такое определение кому-то покажется слишком пафосным но оно, тем не менее, имеет полное право на существование. Прежде всего, почему речь идет не о какой-то отдельной акции, а именно о полномасштабной организационно-информационной войне? Потому что всем известное дело пресловутой панк-группы - всего лишь повод и одно из центральных звеньев целой кампании, планировавшейся одновременно с усилением протестных действий в стране. Цель была - нанести удар по Владимиру Путину и в качестве кандидата в президенты, а затем и президента страны. В одной с ним связке обозначался и патриарх Кирилл. Их тесное и плодотворное взаимодействие стало крайне опасным для либерально-секуляристских сил и в нашей стране, и на Западе. Такое взаимодействие вызвало осознание того, что духовно-нравственное укрепление России грозит провалом всему либеральному проекту, который осуществляется уже четверть века. Он, этот проект, призван вовлечь Россию в орбиту глобального мира, одновременно лишив ее опоры на естественные, выработанные веками основы веры и духовно-нравственного существования. Православная церковь, на протяжении всей холодной войны в ХХ веке рассматривалась на Западе, во всяком случае, на словах, в качестве альтернативы, прежде всего, религиозной, нравственной и истинно авторитетной существовавшей официальной коммунистической идеологии и пропаганде. Четыре десятилетия после войны звучал призыв вернуться к корням, вещали на Россию десятки радиоголосов. Но уже с начала девяностый годов, после распада СССР , церковь сама начала подвергаться атакам разной степени агрессивности, в страну ринулись чуждые нам силы, полагая, что Россия - это некая духовная пустыня. Вспомним толпы проповедников-шарлатанов, внушавших якобы истинное слово веры на стадионах, в теле- и радиоэфире. Их время скоро прошло, но для того, чтобы очистить от этой скверны страну, потребовались немалые усилия патриархии, всего православного духовенства, верующих страны, патриотической общественности. Даром для православной церкви эта борьба и победа в ней не прошли. Тогда, с середины девяностых годов, в СМИ одно за другим стали появляться публикации о «табачно-алкогольном» бизнесе РПЦ, причастности к нему высших иерархов, в частности, в то время митрополита Кирилла. Отголоски тех атак слышны и по сей день. Используются они и в нынешней войне.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/25/vy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Эпоха потерь и приобретений О потерях и приобретениях минувшего столетия (1917-2017) размышляет Константин Михайлович Долгов, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки России. 04.03.2017 1003 Время на чтение 14 минут Узаконенное беззаконие - Константин Михайлович, можно перечислить главные потери и приобретения нашей страны за последние сто лет? - Минувшее столетие для всего человечества, и в особенности для России, было исключительно напряженным, противоречивым и очень тяжелым временем - драматическим и трагическим. Это время двух мировых войн, многих революций, контрреволюций, эпоха, когда погибали миллионы и миллионы абсолютно невинных людей, что стало величайшей трагедией для всего человечества. В России эти процессы протекали особенно тяжело и трагично и коснулись почти каждой семьи. Первая мировая война была развязана, как всегда, Европой, и, прежде всего, конечно, Германией - несмотря на то, что кайзер Вильгельм был родственником Николая II и они поддерживали личные отношения. Россия в этой войне поначалу побеждала. До революции она представляла собой одну из самых развитых стран мира, была мировым лидером по темпам развития, приросту населения, по производству валового продукта находилась на 5 месте, занимая лидирующие позиции по целому ряду других важных показателей - добыче стали, чугуна, строительству железных дорог, животноводству, производству зерна и т.д. И Европа, конечно, опасалась, что Россия будет впереди всех. Тем более что революции, назревавшие на Западе, прежде всего в Германии, пугали всю Европу, особенно буржуазию Германии. И она пыталась всячески «сплавить» эту революцию в Россию, не дать ей возникнуть в Германии, где рабочий класс и социал-демократическая партия были очень сильными. Немецкие деньги шли русским революционерам, в том числе социал-демократической партии во главе с Ленины м. И в конце концов вспыхнула революция - на фоне войны и того недовольства, того брожения, которое началось в русском народе в связи с затянувшейся Первой мировой войной. Социал-демократы во главе с Лениным выбросили целый ряд лозунгов, подхваченных простыми людьми - рабочими, крестьянами и солдатами: «превратим империалистическую войну в войну гражданскую», «земля должна принадлежать крестьянам - тем, кто ее обрабатывает, фабрики должны принадлежать рабочим - тем, кто на них работает», «долой министров-капиталистов».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Георгий Митрофанов Проповедь о святом благоверном князе Александре Невском " loading="" decoding="" title=""/> Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день, дорогие братья и сестры, является днем поминовения святого благоверного и великого князя Александра Невского. На протяжении многих десятилетий этот праздник был одним из самых почитавшихся местных праздников в Санкт-Петербургской епархии, и многие десятилетия именно святой благоверный и великий князь Александр Невский почитался ходатаем и заступником Петербургской земли. Проходили многие десятилетия, и опыт поколений христиан нашей епархии свидетельствовал о том, что именно этот святой подвижник благочестия находится в какой-то глубокой и очень явно ощущаемой, явно проявляющейся в нашей жизни связи с нашей землей. И сегодня этот праздник призван заставить нас задуматься не только о нашей духовной, но и о нашей исторической жизни, ощутить себя не только христианами, но христианами Русской Православной Церкви, христианами нашей с вами епархии. К сожалению, случилось так, что в течение многих веков святой благоверный великий князь Александр Невский представал, прежде всего, в образе грозного побеждающего воина. И то, может быть, самое главное содержание его служения, самые главные особенности его личности, которые, наверное, и сделали возможным его прославление как святого, укрывались от внимания очень многих православных христиан. И для нас с вами сейчас святой благоверный князь Александр Невский, который по праву считается идеалом русского князя, русского Государя, русского государственного человека, предстает прежде всего как полководец, как победитель шведов и немцев на северных землях Руси. Но если бы служение его было связано только с этими победами, а я напомню вам, что свои победы он одержал в Невской битве, когда ему было всего лишь 20 лет, а в битве на Чудском озере, когда ему было всего лишь 22 года, если бы он таковым молодым отважным полководцем и остался в истории Руси, наверно, не суждено было бы ему стать святым, ибо главные свои победы одерживал и претерпевал он в своей дальнейшей жизни, о которой мы, как правило, очень мало размышляем. Постараемся, дорогие братья и сестры, вспомнить тот аспект его жизни и служения, который нередко укрывается от нашего взора.

http://azbyka.ru/propovedi/mitrofanov_sv...

Римская Церковь решила связать свою судьбу с франками. Этому не помешало то, что после VII Вселенского Собора иконопочитание в Византии было восстановлено, и не было никаких чисто церковных препятствий для общения между римской и константинопольской Церквами. Рим был в определенной степени разочарован результатами этого Собора, потому что Рим ждал от него гораздо большего: не только восстановления иконопочитания, но и возвращения всего, что было отобрано у римской Церкви императорами-иконоборцами. Но Константинополь не хотел об этом и слышать. Официальный Константинополь в лице императорской и иерархической властей не хотел слышать о различных папских притязаниях, в том числе и на примат в Церкви Христовой. И только ревнители православия — монашествующие готовы были идти до конца в поддержке Рима. Но так называемые зилоты не смогли на Соборе провести свою точку зрения. С другой стороны, поскольку Риму были нужны франки, Рим был готов идти на очень большие уступки в отношении Франкского государства, и это выразилось в том споре, который поднял Карл Великий по поводу догматического определения VII Вселенского Собора. При дворе Карла неизвестно кем были составлены так называемые «Карловы книги», в которых в остром полемическом тоне отвергались не только определения иконоборческого собора 754 года, но и определения VII Вселенского Собора 787 года. «Карловы книги» имели в виду, прежде всего, политическую цель, желая возвысить государство Карла Великого в ущерб Византии, которая якобы впала в ересь на VII Вселенском Соборе. Обвинения, выдвинутые против учения, выраженного VII Вселенским Собором, были крайне неудачными. Прежде всего, по той причине, что составители «Карловых книг» имели в руках чрезвычайно несовершенный латинский перевод деяний Собора, который никак не отражал всей тонкости греческой богословской терминологии (различие между служением и поклонением и т. п.). Отвергая иконопочитание, как оно было утверждено VII Вселенским Собором, Карл Великий ссылался на старое учение папы св. Григория Двоеслова, которого на Западе называют Григорием Великим. Отношение этого папы к иконам было не совсем православным. Сохранилось письмо св. Григория Двоеслова одному подчиненному ему епископу. Когда он узнал, что этот епископ в своей епархии уничтожил все иконы, он сказал, что тот проявил ревность, но не по разуму и объяснил, зачем нужны иконы. По объяснению св. Григория Двоеслова, иконы — это книги для неграмотных, они помогают сосредоточиваться в молитвах, приходить в умиление, вспоминая события Священной Истории. Иными словами, в этом учении об иконах им усваивается значение всего лишь психологическое и педагогическое. В то время как учение об иконах VII Вселенского Собора более глубокое: оно говорит не только о психологическом и педагогическом значении икон, но и об их онтологическом значении, о том, что иконы соединяют молящегося с тем, кто изображен на иконе, хотя икона и не тождественна с тем, кто на ней изображен.

http://sedmitza.ru/lib/text/434196/

Священники большого города. Отец Алексий Уминский В церкви нет фейс-контроля. Церковь — место, которое собирает свободных людей, не ограничивая их мнения, но концентрируя их внимание на Евангелии. В церкви могут в равной степени существовать монархисты, демократы, анархисты, националисты, либералы и многие другие, если их собственное представление о мире прежде всего ориентируется на Евангелие. 25 мая, 2012 В церкви нет фейс-контроля. Церковь — место, которое собирает свободных людей, не ограничивая их мнения, но концентрируя их внимание на Евангелии. В церкви могут в равной степени существовать монархисты, демократы, анархисты, националисты, либералы и многие другие, если их собственное представление о мире прежде всего ориентируется на Евангелие. Про родителей и чтение Мои родители — классическая советская интеллигенция: мама — учитель, папа — инженер, член партии. Не думаю, что они могли предположить, что их сын станет священником. Наверное, если бы им такое сказали, они просто не поверили бы. Я крестился, когда мне было двадцать лет. Не могу сказать, что в моей жизни случались какие-то колоссальные катаклизмы, катастрофы, которые резко меняли мой внутренний мир. В Евангелии Иисус говорит о том, что Царствие Небесное вызревает в каждом человеке незаметно — как семя сеется в поле, и никто не видит, как оно растет. Я даже не знаю, когда и кем было в меня всеяно это семя — скорее всего, моими неверующими родителями. Сущностные, содержательные вещи, которые они в себе имели и хранили, были мне естественным образом переданы — видение мира, любовь, которая их соединяет, отношение к друзьям, радость о прекрасном. Кроме того, были книги. В студенческие годы мы уже читали книги, которые были в самиздате, ходили по рукам. Тогда чтение было иным. Книга в семьсот страниц давалась тебе на одну ночь, и надо было ее не просто прочесть по диагонали, а впитать ее в себя. Мы были тогда как губки — в 18–20 лет я прочел всего Платона, потому что была жажда. Сейчас я не могу удержать книгу в руках более сорока минут, я перестаю читать, потому что перестаю понимать, что читаю, мозги не справляются. А в то время я не просто прочел огромное количество книг — я их помню до сих пор и какие-то вещи могу цитировать по памяти. Это была удивительная эпоха передачи поколенческой эстафеты.

http://pravmir.ru/svyashhenniki-goroda-o...

Скачать epub pdf Октябрь Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 2. 10. С. 353–368 (1-я пагин.). (Продолжение.) —353— и громогласно проповедуем, что Христос по природе есть истинный Бог и Сын Божий, но по преизбытку благости снизошёл в меру тварей и, ведая, желая и будучи в силах спасать, действительно спас нас, избавил от диавольского заблуждения и даровал нам благодать боговедения. И так как Он есть мудрость Бога Отца, то нет ничего, чего бы Он не знал. Ведь Он есть Творец всего сущего и ничего из сотворённого Им не лежит вне Его ведения. Бог, говорит Писание, премудростию основа землю, уготова же небеса разумом ( Прит.3:19 ) и: вся премудростию сотворил ( Пс.103:34 ), и: в нем суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна ( Кол.2:3 ). Он есть податель мудрости и всю разумную природу умудрил премудро творческой силой, ибо премудрости и разума Его нет числа ( Пс.146:5 ). И если Он сам говорит: вся елика имать Отец моя суть ( Ин.16:5 ), и: яко же знает Мя Отец, и аз знаю Отца ( Ин.10:15 ), и: никтоже знает Отца токмо Сын ( Мф.11:27 ), то знающий большее из всего, не может, конечно, не знать и меньшего. Думать и верить не так и противоположно этому не только есть богохульство, но и невозможно. Для того, кто знал всё прежде бытия, что может быть вне всего, чего бы он не знал? Отсюда всеми, которые знают Бога, согласно и единогласно Ему усвояется имя Спасителя. Это означает также и имя Иисус, получившее в действительных делах (Христа) подтверждение и доказательство своего значения. А что Он, ведая спасать, и хотел спасать, в этом нас убеждают прежде всего следующие слова: вся елика восхоти, Господь сотвори на небеси и на земли ( Пс.113:11 ). Писание затем убеждает нас, что древнюю истинную волю Отца о спасении —354— выполнил великого совета Ангел, воля Коего ни в чём не отлична от воли Отца; напротив, Он Сам есть эта воля, и премудрость и сила и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010