Закрыть itemscope itemtype="" > Всегда ли ревнительство приводит к уходу из Церкви? Протоиерей Андрей Ткачев размышляет о допустимых и непозволительных формах ревнительства 02.04.2011 2824 Время на чтение 3 минуты Мне кажется, что, прежде всего, нам всем нужно интересоваться историей Церкви и затем уже обрести для себя серьезный вывод. Церковь никогда не благоденствовала и всегда страдала. Сегодняшнее положение надо сравнивать с историческим ходом церковного корабля. Сравнивать надо болезни нынешние с болезнями прошлого. На фоне того, что было, я не вижу смысла поднимать шум по поводу личности Патриарха Кирилла. Хорошо, что энергичный Патриарх в самое нужное время занимает гражданскую позицию, выступает с проникновенными проповедями. У нас нет механизма, который бы выявлял слабости церковной жизни и врачевал бы эти слабости. Но это не причина для отказа поминать Патриарха на ектеньях . Иначе движение «ревнителей» будет приобретать исключительно полусектанский раскольнический характер. Люди, ревнующие о Церкви, должны стучать во все двери и заниматься, прежде всего, собственной паствой, преобразовывать свои приходы качественнее и лучше. Переживать о вселенском церковном организме – похвально, но надо понимать и свою компетентность в этом вопросе. Патриарх был избран Поместным Собором, Патриарх является одним из тех Первоиерархов Православия, которых поминают как брата и сомолитвенника Предстоятели всех Поместных Православных Церквей. Это аксиома духовной жизни, и вне этого существует только сектанство. Что же касается проблем Церкви, то тут у церковного народа должна быть, прежде всего, благая обеспокоенность ими. Эти проблемы не возникли в течение нашей жизни. Накопление ошибок началось столетиями ранее. Нельзя разрешить проблемы в считанные годы, а нужно сделать анализ, чтобы понять что в наших силах изменить, а что - нет. Еще надо помнить, что Церковь не обещает благополучия на Земле. Если Христос страдал на Кресте, то надо и нам всем поскорбеть вместе с Христом, поплакать. Надо верить в силу молитвы, нужно сострадание к ближнему. Нужно всем нам помнить, что Господь Бог творит по молитвам людей чудеса. Нужен нам также церковный суд, в котором бы разрешались все проблемные вопросы. Нужна также большая степень воцерковленности и культурности мирян, чем она есть сейчас.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/02/vs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Две России 13.05.2015 883 Время на чтение 9 минут «Есть примиритель всего внутри самой земли нашей, который покуда еще не всеми видим, - наша Церковь... В ней заключено все, что нужно для жизни истинно русской, во всех ее отношениях, начиная от государственного до простого семейственного...» Н.В.Гоголь В последние годы, особенно в связи с известными победами России на политическом и спортивном поприщах, в российском обществе много стали говорить о патриотизме, о возвращении к своим корням; у русских людей появился невиданный до сих пор интерес к своей истории. Многие из них перестали стесняться своей национальной идентичности, сознательно, бережно и внимательно, относятся к своей принадлежности Русскому миру, дорожат этим. В патриотическом подъеме оказались солидарны и власть и народ. Отсюда можно видеть регулярно совершающиеся различные мероприятия и акции: митинги, собрания, конференции, так называемые флэшмобы, концерты и прочее. Часто раздаются воодушевленные и искренние голоса о том, что, вот, Россия возрождается, она поднялась с колен, с ней начинают считаться; что раньше она только теряла, а сейчас начинает больше приобретать и возвращать прежде утраченное, собирать вокруг себя друзей и единомышленников. Казалось бы, действительно, все это сейчас имеет место, и хочется думать, как и многие, что любимое Отечество обретает прежнюю силу, и подобно птице Феникс, воскресает из пепла забвения и поругания. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что так называемое «возрождение России» почему-то не имеет корня, не имеет, для того, чтобы быть действительно возрождением, серьезных на это, прежде всего, духовно-нравственных причин, и весь пафос по этому поводу напоминает детскую забаву в пускании мыльных пузырей. Для того чтобы Россия, действительно, явила и Богу и миру свое истинное величие, необходимо, чтобы, прежде всего русские как государствообразующий народ, будучи потомками ушедшей Святой Руси, духовно потрудились во славу Божию. Но ничего подобного мы не видели, особой жертвы со стороны нашего общества явлено не было. Даже возникает законное недоумение: «За какие такие заслуги Бог благоволит нашему Отечеству?». Ведь вернуть, казалось бы, навсегда утраченное невозможно без участия всеблагого Промысла Божия. Может быть, это некий аванс со стороны Господа российскому обществу, который необходимо отработать? Но надо прямо сказать, что даже аванса, и даже от такого Милостивого и Всепрощающего Бога, общество детоубийц и прелюбодеев не заслуживает.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Для меня это был, прежде всего, Царский год» Протоиерей Геннадий Беловолов подвел итоги 2013 года 31.12.2013 930 Время на чтение 4 минуты «Русская народная линия» проводит традиционный опрос авторов по итогам года. Сегодня об основных событиях 2013 года размышляет в интервью РНЛ настоятель храма св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (Леушинское подворье) протоиерей Геннадий Беловолов : «Для меня это был, прежде всего, царский год. Празднование 400-летия Дома Романовых , хотя и не стояло в программе государственных празднований, тем не менее, вылилось в настоящее всенародное торжество. В этом смысле это был уникальный год по концентрации событий, посвященных Дому Романовых. Наверное, за всю историю после 1917 года такого года еще не было. Тем более приятно, что всё это стало возможно благодаря исключительно инициативе снизу. В начале года было глубокое беспокойство, не окажется ли этот год провальным, каким получился 2012 год, объявленный на самом высоком уровне Годом русской истории в память 1150-летия основания Российской государственности. Тогда было много ожиданий и надежд, но в итоге год в плане празднования этой даты прошел незаметно и закончился ничем. Было несолидно делать такую заявку и ничем её не наполнить. В этом же году случилось всё с точностью до наоборот. Полное молчание государства, которое так и не сделало ни одного официального заявления на тему юбилея 400-летия Дома Романовых и, тем не менее, год оказался насыщен множеством «царских» событий, торжеств и мероприятий. На многих сайтах ведется учет этих мероприятий . Если же посмотреть этот список всех событий, окажется, что не было ни одной недели, чтобы что-то не происходило в России или за рубежом, связанное с Домом Романовых. Это само по себе стало необычайным феноменом. Начать хотя бы с множества конференций, которые проходили в Москве , Костроме и Петербурге. В том числе и РНЛ проводила конференции на базе СПбГУ. Проводились различные торжественные мероприятия и вечера. Только в Петербурге прошло несколько таких вечеров, причем, проводились они как монархическими, так и общественными организациями.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/31/dl...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Прежде всего, это пошло» «Ещенепознер» о Шмемане 07.12.2021 1165 Источник: блог автора Очень не хотел говорить об этом , но поскольку многие просили прокомментировать, молчать нечестно. Прежде всего, это пошло. Пошлая пародия на Тайную Вечерю. На этом уже можно было бы поставить точку. Мои умные знакомые, люди со вкусом, выключили передачу после первых пяти минут. У меня не идеальный вкус – я продержался больше часа. С самого начала признаюсь в любви к отцу Александру. Но любовь может быть зрячей. То, что в отце Александре Шмемане было драмой и болью, герои «ещенепознера» превратили в фарс. И писать об этом тоже больно. Поэтому ограничусь двумя наблюдениями. Стоит ли говорить о Шмемане с сигаретой и Агатой Кристи на диване после совершения Литургии как проявлении свободы? Драма Шмемана, открытая дневниками, как раз и заключается в разрыве между жизнью тонкого, проницательного, щедро одаренного прозападного интеллектуала и жизнью православного священника, живущего в Предании, и призванного покрывать чужое несовершенство не только благодатью Божией, но и собственным терпением. Это драма выгорания, драма несвободного, несчастного человека. Уместно ли превозносить выгорание? Поразило толкование на тропарь Кресту. Крест – это не просто орудие любви. Христианство не только о любви. Христианин это воин. «Образ солдата, воителя - один из центральных в посланиях апостола Павла “переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа” Тим. 3]. В образах чувственно постигаемой действительности описывается духовное оружие христиан, развертывая исходный тезис «оружие воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь Кор. 10:4]. «Облекитесь во всеоружие Божие» (panovplion облекшись бронею правды (qwvraka " dikaiosuvnh " ), «возьмите щит веры» (quvreon " pivstew " ), «и шлем спасения возьмите (perikefavlion " swthriva " ), и меч духовный (mavcairan pneuvmati), который есть Слово Божие» [Еф. 5: 11-17] (Чевела О.В. «Оружия воинствования нашего не плотские»: образ и понятие в зеркале литургической поэзии).

http://ruskline.ru/opp/2021/12/07/prezhd...

Как наказывать детей?Как воспитать ребенка в неполной семье? Что делать, если дети неуважительно относятся к матери?А если ребенок начинает воровать?Можно ли поощрять ребенка деньгами?Как объясните ребенку, что Бог не всегда исполняет молитвы? В семье иерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 14 внуков. Старший сын Филипп — диакон, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. Старшая дочь Татьяна — кандидат филологических наук, преподает в школе и в Свято-Тихоновском богословском институте. Все дети живут церковной жизнью, многие получают богословское образование. Мы попросили отца Александра рассказать о том, как решить сложные вопросы воспитания детей. – Как помочь детям начать путь длиною в жизнь? См. также беседу о.Александра Ильяшенко: Господь каждый ваш шаг зачтет. Как воспитать детей верующими – Мне кажется, что для того, чтобы родители могли помогать своим детям, они, прежде всего, не должны их бояться. Когда появляется первый ребенок, то для семьи – это сильное   потрясение. И если родители молодые, если ребенок первый в жизни, то не понятно, что с ним делать. На этой почве возникает комплекс, связанный с воспитанием ребенка. Ребенка, прежде всего, нужно любить. Причем любовь – это понятие практическое, не теоретическое, не эмоциональное. Это твердая уверенность в том, что ты знаешь, что делать и делаешь это правильно относительно своего ребенка. И уверенность эта – есть плод духовного усилия. Не самовнушение, не плод теоретического знания, а результат постоянной церковной, духовной жизни. Так как в духовной жизни в человеке раскрываются самые его глубинные качества, которые он изначально не осознает. Прежде всего, хочу обратить внимание на понятие, которое, к сожалению, выпало из нашего представления о жизни – это чувство собственного человеческого достоинства. Не гордость, не превозношение, не тщеславие, а некое одновременно твердое и смиренное сознание того, что ты – человек, ты – творение и образ Божий.

http://pravmir.ru/trudnye-voprosy-vospit...

Как Тело Христово, Церковь есть духовный организм, жизнь которого не вмещается в пределах земного, временного бытия. Но как имеющая свое пребывание и на земле, земная Церковь имеет и должна иметь свои земные грани и очертания, есть человеческое общество, имеющее свои не только внутренние, но и внешние свойства. И если Церковь, как жизнь или организм, в качестве предмета веры невидима и неопределима, то Церковь, как земное общество, видима и определима, и принадлежность или непринадлежность к этому обществу есть дело явное и самоочевидное. Не весь человеческий род входит в Церковь, а только избранные, и даже не все христиане в полноту принадлежат к истинной Церкви, а лишь православные. И то, и другое рождает свою проблему для испытующего разума и религиозной веры, и пред той и другой проблемой изнемогает богословие. Каким образом, если Господь воспринял на Себя все человеческое естество, соединился с человечеством во всем его многоединстве, Тело Христово, Его Церковь, внешне простирается только на часть этого человечества, призванного ко Христу во святом крещении, истинной жизнью в Нем живут только избранные из избранных? Господь заключил в неведение первый из этих вопросов и в полуведение второй (на котором будем останавливаться ниже). Как бы мы уповательно ни распространяли спасительное дело Церкви в полноту времен на все человечество, бесспорно, что прямая воля Господа, которой мы должны любовно покориться, такова, что в Церковь призываются избранные, притом принявшие это призвание, и, хотя проповедь о Христе обращена ко всей твари ( Мк.16:15 ) и всем народам ( Мф.28:19 ), однако не все слышат и следуют ей, и не все находятся в Церкви. Спасение человеческого рода чрез вступление в Церковь Христову совершается не механически, помимо свободы человеческой, но предполагает вольное приятие или неприятие Христа: «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Вступление или невступление в Церковь связано с верой или неверием, и это есть внутренний интимный акт, вытекающий из недр свободного самоопределения человека. Поэтому уже (помимо внешних, исторических причин, затрудняющих и задерживающих проповедь Евангелия) не все члены человеческой семьи входят в Церковь, а лишь открывшие сердце вере. Чрез веру входят в Церковь , чрез неверие из нее выходят. Церковь, как земное общество, есть, прежде всего, единство веры, притом правой веры, возвещенной миру апостолами по наитию Святого Духа и по повелению самого Господа. Чрез веру приходят к Церкви и содержат правую веру; ее хранить и исповедовать есть условие принадлежности к Церкви, которая, поэтому, прежде всего и определяется как общество, связанное единством правой веры. И так как вера не беспредметна, но содержательна, и это содержание может и должно быть выражено в слове, исповедании и проповедании, то Церковь и определяется, прежде всего, как общество, связанное единством религиозно-догматического сознания, содержащее и исповедующее правую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Месяц Июль 1-й день 310. Больным, для того чтобы избавиться от болезни, нужно прежде всего надеяться на помощь Божию, а не на людскую (Из жизни св. бессребренников Космы и Дамиана и св. мученика Потита. Чет. Мин. июля 1) Что прежде всего нужно больным, для того чтобы избавиться им от обдержащих их болезней? Им нужно вообще, во-первых, иметь твердую веру в Бога; во-вторых, должно помнить, что в руках лишь Божиих власть жизни и смерти нашей; в-третьих, веровать в то, что исцелить их может лишь один Бог; и, в-четвертых, вследствие сказанного, нужно больным прежде всего надеяться на помощь Божию, а не на людскую. Вы скажете: почему же именно это, а не другое что нужно больным, для того чтобы избавиться от болезней? На это ответим вам примерами следующими. Святые мученики Косма и Дамиан, память которых св. Церковь совершает 1-го июля, были врачами. «Они, – сказано, – целили болезни всякие действенно», и с тех, которых лечили, не требовали никакой другой мзды, кроме той, чтобы больные веровали в Бога. Они говорили больным: «Мы только руки на вас возлагаем, но силой нашей сделать ничего не можем. Знайте потому, что избавить вас от болезней может лишь всемогущая сила Христа, Единого истинного Бога, в Которого если несомненно уверуете, тотчас же станете здоровы». Чем же кончалось? Тем, говорит повествование о жизни Святых, что все, которые веровали во Христа, подлинно тотчас же делались здоровыми. Другой подобный пример мы находим в жизни св. мученика Потита, память коего св. Церковь совершает также 1-го июля. Однажды Потит пришел в город Валерию, где жена одного сенатора по имени Кириакия была поражена страшной проказой, от которой ни один из врачей города не мог излечить ее. Потит пришел к дверям ее дома и сел при них. К нему вышел слуга Кириакии, вошел с ним в разговор и между прочим спросил: «Можешь ли ты очищать прокаженных?» Потит отвечал: «Где будет вера, там будет и исцеление. Владыка мой Иисус Христос по вере дает всякому просящему у Него». Слуга сказал: «Можешь ли ты исцелить нашу госпожу от проказы?» Мученик отвечал: «Если будет веровать в Бога, будет здорова». Слуга сказал: «Если исцелишь ее, получишь во владение все имения ее». Святой отвечал: «Не желаю я ни золота, ни серебра, ни имений ее, а ищу только одного – чтобы душу ее соединить с Богом». Тогда слуга сказал о Потите госпоже своей, и мученик был введен к ней. Кириакия сказала ему: «Умоляю тебя, если можешь, исцели меня!» Святой отвечал: «Веруй в Бога, и будешь здорова». Женщина сказала: «Научи же меня, как нужно веровать». Потит стал говорить ей о Боге истинном, и слова его пали на добрую землю. После поучений его Кириакия воскликнула: «Не в иного бога теперь верую, а в Того, о Котором ты говорил мне, и лишь на Него Одного возлагаю надежду моего исцеления». После сего Потит, преклонив колени, помолился о Кириакии Богу, и она, после молитвы его, очистилась от проказы, и тело ее сделалось чистым, как тело молодого отрока.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Митрополит Иларион: Мы встречаемся с католиками прежде всего, для того, чтобы засвидетельствовать об истине в Православной вере 4 июня, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) В наших отношениях не должно быть никаких двойных стандартов, никакой «двойной бухгалтерии»: или мы друзья и союзники, или мы враги и соперники. 4 июня 2014 года митрополит Волоколамский Иларион, принимающий участие в проходящем в Минске IV Европейском православно-католическом форуме, совершил в минском храме Покрова Пресвятой Богородицы, что в Крупцах, Божественную литургию в сослужении архиепископа Михаловско-Кошицкого Георгия (Православная Церковь Чешских земель и Словакии) и епископа Силуана, окормляющего приходы Румынской Православной Церкви в Италии. По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к молившимся с приветственным словом, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Ваше Высокопреосвященство владыка архиепископ Георгий, Ваше преосвященство владыка Силуан, дорогой отец настоятель протоиерей Виктор, дорогие отцы, братья и сестры! В этот день, когда мы с вами движемся по пути от праздника Вознесения Господня к празднику Пятидесятницы и ожидаем сошествия Святого Духа на святых апостолов и на их преемников, которые поныне продолжают апостольское служение, Господь сподобил нас совершить Божественную литургию в этом святом храме Покрова Пресвятой Богородицы, построенном по образцу знаменитого древнего храма Покрова на Нерли. Мы собрались в Минске для того, чтобы вместе с нашими католическими братьями поразмышлять о том, как христиане должны себя вести в этом мире, в котором людям навязываются самые разные взгляды и представления, зачастую идущие вразрез с тем, что заповедует нам Господь Иисус Христос. Мы встречаемся с католиками не для того, чтобы заключить какую-то унию или договориться о неких компромиссах, но, прежде всего, для того, чтобы засвидетельствовать об истине в Православной вере, чтобы они услышали наш голос и нашу позицию, а также и нашу обеспокоенность тем, что происходит сегодня в мире.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-myi...

Михаил Шкаровский Скачать epub pdf Постановка проблемы, новизна статьи и основные выводы История Русской Православной Церкви советского периода была, прежде всего, историей неслыханного ранее в России гонения на веру. Известно, что сталинские репрессии 1930-х гг. унесли жизни сотен тысяч православных священнослужителей и мирян. В это страшное время было закрыто подавляющее большинство храмов, упразднены все монастыри, разрушена система духовного образования, уничтожены миллионы книг религиозного содержания и т. д. Антицерковная деятельность советской власти широко известна во всем мире, однако известна она, прежде всего, с «внешней» стороны террора, насилия и воинствующей атеистической пропаганды. Вместе с тем за рамками большинства источников и научных исследований, как правило, оставались скрытые от посторонних глаз механизмы направленной на подчинение Церкви партийно-государственной работы. Предлагаемая читателям статья является одной из первых попыток представить обобщенную картину церковно-государственных отношений в СССР в последний период жизни и правления Иосифа Сталина (1943–1953). В работе рассматриваются некоторые еще незатронутые исследователями аспекты российской церковной истории новейшего времени, при этом был использован обширный корпус источников, в числе которых много ранее недоступных архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот. Большинство затронутых в статье проблем напрямую связано с современностью. К их числу относится, например, вопрос о «внешнеполитическом» курсе Московской Патриархии. Именно со сталинских времен советское руководство стремилось использовать Церковь в интересах своей внешней политики, видя в ней союзника в деле привлечения мирового общественного мнения на сторону внешнеполитических инициатив СССР. Советское государство хотело направить международную активность Московской Патриархии на объединение деятельности Православных Церквей (прежде всего из стран так называемой «народной демократии», а также Ближнего Востока) «в противостоянии политике капиталистических держав». Однако руководство Патриархии сумело использовать эти контакты для защиты и отстаивания интересов Церкви внутри страны. С течением времени советское правительство было вынуждено все в большей степени считаться с мнением мировой общественности, соответственно корректируя свои действия по отношению к Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О миссии крестом и кастетом Проблемы миссии всегда находятся в числе самых животрепещущих и обсуждаемых. Прежде всего, следует решить вопрос: как она должна осуществляться? 28 января, 2013 Проблемы миссии всегда находятся в числе самых животрепещущих и обсуждаемых. Прежде всего, следует решить вопрос: как она должна осуществляться? Каким должен быть современный миссионер? Как он должен общаться с людьми, чтобы привести их в Церковь, а не в ловушку из собственных страхов? Чему мы можем научиться у древних проповедников? Стоит ли преследовать миссионера за «либерализм»? Исполнение Христова наставления апостолам — идите и научите все народы — требует неимоверного труда и полной самоотдачи. Чтимые Церковью миссионеры претерпевали гонения от язычников, испытывали проблемы с местным населением, иногда их убивали. В наше время до физического устранения проповедников дело доходит, слава Богу, сравнительно редко. Вместе с тем, проблемы миссии всегда находятся в числе самых животрепещущих и обсуждаемых. Прежде всего, следует решить вопрос: как она должна осуществляться? Большую помощь в поиске ответа может дать ранняя апологетическая литература. Защитники христианства первых веков плодотворно трудились не только в деле опровержения гнусных слухов, но и приводили в Церковь ее новых членов. Главным импульсом деятельности апологетов являлось горячее желание возвестить вероучительные истины всему миру, поделиться радостью с каждым человеком, а также избежать ответственности за преступное молчание. Святой Иустин Философ в «Разговоре с Трифоном иудеем» отмечает: «по сердечному состраданию к вам я употребляю все усилия, чтобы вы познали наше учение, которое вам так чуждо; если же нет, по крайней мере, я буду неповинен в день суда». Очевидно, что кропотливое исследование миссионерских технологий апологетов будет весьма полезно нашим современникам. Как проповедует святой Иустин? Вспомним историю его знакомства с Трифоном. Однажды, прогуливаясь по аллеям Ксиста, он встретился с философствующим иудеем, гулявшим там же в компании друзей. Плащ святого привлек внимание Трифона, между ними завязался разговор о философии и вере. Начало диалога было непростым. Друзья Трифона начали смеяться над словами апологета, и Иустин хотел удалиться. Однако, удержанный Трифоном, остался для продолжения беседы.

http://pravmir.ru/o-missii-krestom-i-kas...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010