О политике и обществе Христианская община и гражданское общество 52 Церковь как «комбинат духовно-бытового обслуживания»? Одной из существенных проблем, и богословских, и социальных, является понимание того, что такое Церковь . В богословии осмысление этой проблемы называется экклезиологией, и это осмысление направлено прежде всего на мистическую, таинственную сторону жизни Церкви, а потому и не знакомую стороннему взгляду светского общества. В общественном представлении Церковь мыслится исключительно как мощный институт, прежде всего идеологический, ну и как политический и экономический (все чаще в светской прессе звучит определение Церкви как бизнес-корпорации). Очень непросто сегодня Церкви дать иное знание о себе обществу, которое, с одной стороны, не интересуется ее мистической жизнью, а с другой – все-таки хочет видеть Церковь прежде всего носительницей милосердия, любви, прощения, свидетельства правды, поборницей социальной справедливости. В этом смысле перед самой Церковью стоит задача разобраться, почему именно институциональные признаки Церкви стали решающими для общества в ее определении. По моему убеждению, сегодня назрела необходимость разобраться, а как Церковь воспринимается внутри себя не богословами, а теми, кто причисляет себя к православным, которых, по оценкам социологов, около 70% населения. Из многолетнего священнического опыта могу сказать, что сегодня для большинства приходящих или заходящих в церковь людей она является «комбинатом духовно-бытового обслуживания», где за определенную сумму можно получить необходимые для всякого православного Таинства: крещение, отпевание, венчание, а также через молебны и акафисты святым попросить помощи в получении здоровья, счастья в личной жизни и успехов в труде. Можно пойти дальше и начать выстраивать свою религиозную жизнь через чтение молитв, посты, участие в богослужении и Таинствах. Но парадигмой отношений человека и Церкви будет следующее: «Я пришел в это место, чтобы взять то, что необходимо лично мне». И Церковь в таком случае обслуживает частные религиозные, вполне благочестивые интересы человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

О церковном этикете Отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви — у тех, кто сталкивается с некорректным, нетерпимым, грубым обращением со стороны около-церковнослужителей. 16 июня, 2004 Отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви — у тех, кто сталкивается с некорректным, нетерпимым, грубым обращением со стороны около-церковнослужителей. В православии существует собственный церковный этикет. Что он из себя представляет? Об этом Вы узнаете, прочитав статью протоиерея Максима Козлова. Церковный этикет Давайте вновь поговорим о таком понятии как церковная вежливость и церковный этикет. Ну, может возникнуть вопрос: неужели нет более важных и актуальных тем для общения в прямом эфире? Конечно, много важного и много актуального, но каждый из нас по себе знает, что отсутствие вежливости в Церкви или незнание нами церковного этикета порождает много проблем. От простых — например, человек не знает, как правильно подойти и обратиться к священнику, к епископу, как составить то или иное письмо, правильно адресованное в ту или иную церковную инстанцию. А отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви — у тех, кто сталкивается с некорректным, нетерпимым, грубым обращением со стороны около-церковнослужителей. Да, конечно, есть уровни нашей жизни, нашего бытия, где всякая, в общепринятом смысле слова, вежливость или уже тем более, всякий этикет, отступают. Да, мы знаем, что преподобный Серафим в этом смысле — совершенно вне традиции церковного благочестия, церковного обычая XIX столетия — приветствовал всех приходящих к нему (в некоторое время его жизни) словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Приветствовал так и крестьянина, и губернатора, и архиерея. Но для того, чтобы вот так себя вести, так сказать эти слова, нужно, наверное, сначала стать преподобным Серафимом! Потому что представим, если какой-нибудь обычный монах или мирянин в монастыре будет вот так ходить и всем говорить: «Радость моя, Христос воскресе!» Увидит наместника монастыря послушник и тоже будет к нему так обращаться, когда тот его определяет на какое-нибудь послушание… Наверное, это вызовет скорее наказание, чем поощрение! Итак, для нас, обычных людей, не достигших тех высот, которых достиг преподобный Серафим, конечно же, общечеловеческие нормы вежливости и церковного этикета являются обязательными.

http://pravmir.ru/o-cerkovnom-etikete/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Свет Христов просвещает всех 15.03.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 2-я Великого Поста В течение Поста Господь зовет нас молиться более истинной молитвой. То, что произошло с евангельским расслабленным, может произойти и с нами. Надо чтобы это событие помогло нам понять, что такое подлинная молитва, и начать жить этой молитвой — молитвой сердца. Она заключается в том, чтобы мы искали Господа с такой же настойчивостью, как эти четыре человека — с решимостью преодолеть все препятствия и предстать пред Ним такими, какие мы есть, — в нашей очевидной немощи. Очевидной, потому что она вынуждает нас принести к ногам Господа все наши нужды, все наши болезни. Но чудо в том, что Господь идет дальше и глубже — до той болезни, которая сокрыта в наших сердцах. И об этом должна быть прежде всего наша молитва. Господь не забывает наши телесные немощи, но исцеляет прежде всего наш грех, наше греховное состояние. Можно понять соблазн книжников: «Только Бог может отпускать грехи». Это действительно так, и мы тоже это знаем, обращаясь к Отцу нашему Небесному, чтобы Он простил нам наши грехи. Дар прощения исходит от Отца, и потому Христос открывает Своим совопросникам новую тайну, говоря, что «Сын Человеческий принял власть отпускать грехи». Сын Человеческий — это значит Сын Отца Небесного, ставший истинным Человеком, чтобы взять на Себя грех мира, грех каждого из нас. Также Сын Сей Возлюбленный принимает от Отца в Своем человечестве власть давать жизнь, власть воскресения, и может отпустить грех. Но это может быть понято только тогда, когда Христос совершит спасение, отдав Свою жизнь любовью на Кресте. В этом и заключается Благая Весть, которую Он возвещает Своим апостолам в первый день Воскресения. «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся». В этом — свет, полнота откровения о спасении. Дух Святой, принятие нами Его и есть исцеление нашего состояния греховности. Постараемся понять что Христос исцеляет наше состояние греховности, то есть расположенности ко греху нашего сердца, из чего и проистекают все наши недолжные помышления, слова и поступки, наша духовная инертность, все, что ранит других и прежде всего Господа, живым образом Которого они являются, даже если этот образ не имеет ни вида, ни доброты.

http://moral.ru/svet/

Откровение и истолкование (Впервые: Revelation and Interpretation II Biblical Authority for Today I Ed. by Alan Richardson and Wolfgang Schweitzer. London-Philadelphia, 1951, рр. 163–180. Русский перевод Н. Холмогоровой впервые в: Альфа и Омега. 8 (1996), сс. 5–19. Перевод выполнен по изданию: The Collected Works I, рр. 17–36. Мы публикуем новую редакцию этого перевода). Что бо, аще не вероваша нецыи? Еда неверствие их веру Божию упразднит? ( Рим.3:3 ) Весть и свидетельство Так что же такое Библия ? Книга в ряду других книг, доступная и понятная любому случайному читателю? Нет, это, прежде всего, священная книга, предназначенная для верующих. Конечно, и священную книгу как «литературное произведение» может читать любой. Сейчас речь не об этом. Мы говорим не о тексте, а о заключенной в нем Вести. Свт. Иларий Пиктавийский выразил это различие особенно ярко: «Писание не в чтении, а в понимании» – Scriptura est non in legendo, sed in intelligendo 12 . Есть ли в Библии , если рассматривать ее в целом, как единую книгу, какая-то Весть? И кому она адресована – если адресована кому-нибудь? Призван ли каждый человек в одиночку постичь и истолковать смысл Книги? Или это дело общины – а отдельных людей лишь постольку, поскольку они принадлежат к этой общине? Каково бы ни было происхождение отдельных документов, включенных в Библию, очевидно, что Книга, в целом, создана общиной – сначала Ветхим Израилем, затем Христианской Церковью . Библия – это не полное собрание всевозможных исторических, законодательных и религиозных сочинений; это избранное, санкционированное и засвидетельствованное использованием (прежде всего, литургическим) в общине, а затем и формально – авторитетом Церкви. Книги Библии отбирались и объединялись в целое со вполне определенной целью. «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин.20:30–31 ). Эти слова в большей или меньшей степени относятся и ко всей Библии. Несколько документов были отобраны, отредактированы, собраны в одной книге и даны верующим, народу, как верная запись Божественной Вести. Весть Божественна; она исходит от Бога; это Слово Божие. Но принимает изреченное Слово и свидетельствует о Его истинности община верующих. Вера удостоверяет, что Библия священна. Библия, как книга, составлена в общине и предназначена прежде всего для наставления общины. Книга и Церковь неразделимы. Библия – то же, что Завет, а Завет заключается с людьми. До Рождества Христова Слово Божие было вверено Народу Завета (см. Рим.3:2 ), теперь Весть о Царстве хранит Церковь Воплотившегося Слова. Библия – истинное Слово Божие, но оно стоит на свидетельстве Церкви. Ведь, несомненно, что библейский канон определен и утвержден Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Откровение и истолкование Впервые (на англ. яз.) в материалах Симпозиума Всемирного Совета Церквей: Revelamion and Inmerpremamion//Biblical Authority for Today (Ed. by Alan Richardson and Wolfgang Schweitzer). London: Student Christian Movement/Philadelphia: Westminster Press, 1951. P. 163–180. Воспроизведена без изменений в 1–м томе Собрания сочинений Флоровского. Печатается по последнему изданию в переводе Л. А. Успенской . Что бо, аще не вероваша неции? еда убо неверствие их веру Божию упразднит? Рим.3:3 Благовестие и свидетельство Что такое Библия? Такая ли это книга, как всякая другая, предназначенная любому читателю, который бы сразу понял ее собственный смысл? Нет, это книга священная, обращающаяся, прежде всего, к верующим. Конечно, священную книгу можно читать и просто «как литературу». Но это к нашей непосредственной задаче отношения не имеет. Нам теперь важна не буква, а благовестие. Св. Иларий выразил это очень ярко: Scriptura est non in legendo, sedin intelligendo [Священное Писание заключается не в чтении, а в понимании]. Несет ли Библия, взятая в целом как книга, некую определенную весть? А если да, то к кому она, собственно, обращена? К отдельным ли лицам, которые смогут понять книгу и распространить ту весть, которая в ней заключается? Или к общине, а к отдельным ее лицам только постольку, поскольку они к этой общине принадлежат? Каково бы ни было происхождение отдельных документов, включенных в книгу, ясно, что она, как целое, есть творение общины, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Библия никак не является полным собранием всех существующих исторических, законодательных и религиозных писаний; она является подборкой некоторых из них, авторитет и подлинность которых засвидетельствованы их употреблением (прежде всего, литургическим) в общине и, наконец, формальной властью Церкви. И «подборка» эта создавалась с очень определенной задачей и проверялась ею. «Многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих. Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его» ( Ин.20:30,31 ). Это, в большей или меньшей степени, приложимо и ко всей Библии. Были отобраны, изданы, объединены вместе определенные писания и затем преподаны верующим, народу, как авторизованная версия божественного благовестия. Благовестие божественно; оно – от Бога; это Слово Божие. Но признает сказанное Слово и свидетельствует о его истине община верующих. Священность Библии утверждается верой. Как книга, Библия была составлена в общине и, прежде всего, для назидания этой общине. Книга и Церковь не могут быть отделимы друг от друга. Книга и Завет существуют вместе, а Завет предполагает людей. И в Ветхом Завете Слово Божие было вверено народу Завета ( Рим.3:2 ), и благовестие о Царствии хранится в Церкви воплощенного Слова. Библия есть действительно Слово Божие, но держится оно свидетельством Церкви. Канон Священного Писания бесспорно установлен и авторизован Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Откровение и истолкование Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Рим 3:3 Весть и свидетельство Так что же такое Библия? Книга в ряду других книг, доступная и понятная любому случайному читателю? Нет, это прежде всего священная книга, предназначенная для верующих. Конечно, и священную книгу как “литературное произведение” может читать любой. Сейчас речь не об этом. Мы говорим не о тексте, а о заключенной в нем Вести. У свт. Илария есть многозначительные слова: “Scriptura est non in legendo, sed in intelligendo” [Писание не в чтении, а в понимании]. Есть ли в Библии, если взять ее в целом, какая-то Весть? И кому она адресована — если адресована кому-нибудь? Призван ли каждый человек в одиночку постичь и истолковать смысл Книги? Или это дело общины — а отдельных людей лишь постольку, поскольку они принадлежат к этой общине? Каково бы ни было происхождение отдельных документов, включенных в Библию, очевидно, что Книга в целом создана общиной — сначала Ветхим Израилем, затем Христианской Церковью. Библия — не собрание всевозможных исторических, законодательных и религиозных сочинений; это избранное, санкционированное и засвидетельствованное использованием (прежде всего литургическим) в общине, а затем и формально — авторитетом Церкви. Книги Библии отбирались и соединялись в целое со вполне определенной целью. “Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” (Ин 20:30–31). Эти слова в какой-то степени относятся ко всей Библии. Несколько документов были отобраны, отредактированы, собраны в одной книге и даны верующим, народу, как верная запись Божественной Вести. Весть Божественна; она исходит от Бога; это Слово Божие. Но принимает Слово и свидетельствует о Его истинности община верующих. Вера удостоверяет, что Библия священна. Библия как книга составлена в общине и предназначена прежде всего для наставления общины. Книга и Церковь неразделимы. Библия — то же, что Завет, а Завет заключается с людьми. До Рождества Христова Слово Божие было доверено Народу Завета (см. Рим 3:2), теперь Весть о Царстве хранит Церковь Воплотившегося Слова. Библия — истинное Слово Божие, но оно стоит на свидетельстве Церкви. Ведь несомненно, что библейский канон установлен и утвержден Церковью.

http://pravmir.ru/otkrovenie-i-istolkova...

П.А. Смирнов Глава IX. Истолковательные сочинения Общая характеристика их Одним из важнейших дел жизненного подвига Преосв. Феофана являются его замечательные труды по изъяснению Слова Божия. В них святитель настойчиво стремился к тому, чтобы дать обстоятельное толкование всех библейских книг, в особенности Нового Завета; но постоянно отвлекаемый многими другими серьезными занятиями и заботами не мог привести в исполнение своего желания и успел написать следующие сочинения: толкование на все послания ап. Павла, кроме послания к евреям 137 , на псалмы 118 и 33 и евангельскую историю о Боге Слове. Свои труды экзегет главным образом сосредоточил на посланиях св. ап. Павла потому, чтобы прежде всего удовлетворить неотложную нужду Церкви. Другие новозаветные писания имели, хотя краткие, по его замечанию, толкования покойного Преосв. Михаила. Изъяснения же творений великого апостола языков совсем не было в нашей духовной литературе. При обозрении истолковательных сочинений прежде всего необходимо установить вопрос о том, к чему автор главным образом стремился в них, какая была важнейшая задача и цель его. Сам экзегет дает довольно ясный и определенный ответ на этот вопрос: «Богатство псалма сего, говорится во введении в изъяснению 118 псалма, и расположило нас посвятить размышлению о нем достойное время и предложить то вниманию богобоязненных и ревнующих о спасении своем христиан, в той уверенности, что это хоть какую-нибудь принесет им нравственную пользу». Та же мысль еще определеннее выражена при толковании 33 псалма: «Предлагаемые заметки вызваны желанием не столько дать ученое толкование псалма, сколько представить опыт, как обращать в созидание духовное столь употребительные в церкви Давидские песни, извлекая из них уроки для упорядочения своих мыслей и доброго настроения своего сердца и всей жизни». Следовательно, важнейшая цель изъяснения Слова Божия, по учению Преосв. Феофана, должна быть нравоучительная и назидательная. При толковании священного текста его главным образом занимают нравственные вопросы; он прежде всего стремится извлечь заключающиеся в нем практические истины, которые бы послужили делу упорядочения и созидания нашей духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Поучение к поселянам по случаю скудного урожая хлеба Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Матф. 6:33 ). Очень часто приходилось слышать мне, братие христиане, ваши горькие жалобы на скудный урожай хлеба в нынешнем году. Да, возлюбленные, нынешний год для многих из нас, точно, скудный на хлеб, и этот хлеб, что ни дальше, становится дороже. А при скудости хлеба и его дороговизне много нагорюешься, много потерпишь голода и всякой нужды. Видя вас в такой горести, не могу я молчать пред вами, чтобы не оставить вас без своего пастырского слова. И я нахожу благопотребным сказать вам теперь о том, почему и для чего не посылает нам Господь обильных урожаев, и каким способом должны мы достигать хороших урожаев и всего необходимого нам для жизни. Вот что говорит нам об этом Господь: ищите прежде царствия Божия и правды Его и сия вся – урожаи, и все, что нужно для жизни, – приложатся вам. Что значит искать царствия Божия и правды Его? Значит прежде всего и более всего стараться убегать всякого худого дела, жить и поступать всегда по заповедям Господним, достигать вечного своего спасения. А за такую благочестивую жизнь нашу Господь посылает нам Свою благодать, благославляет наши поля, наши труды и занятия. А где Божие благословение, там и радость истинная, довольство и спокойствие души. Теперь посмотрим на самих себя, насколько искали мы царствия Божия и правды его? достойны ли мы Господня благословения? Скажем, напр., вот о чем: когда вы начинаете сеять хлеб, то вы, испрашивая у Бога небесного благословения, часто так говорите: «уроди, Господи, хлеб на всякую душу христианскую и на все доброе и полезное». То есть, этим вы даете пред Богом обещание своими избытками хлеба делиться с ближними, жертвовать на украшение храма Божия и на другие добрые дела. Какое святое и приятное Богу обещание! Какая высокая добродетель – быть милостивым и благотворительным! Для этого именно и Господь посылает нам урожаи и избытки хлеба. Но как поступаем мы, получая от Бога дары и милости? Мы часто забываем поблагодарить Бога от чистого сердца, забываем, что между нами есть люди, требующие нашей помощи, забываем и про всякое доброе дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.3 из  5) 59. Учитель Израилев В Евангелиях Иисус из Назарета называется по-разному: например, Сын Человеческий, Сын Давидов, Сын Божий, Христос и даже Господь – все эти именования указывают на Него как на Мессию, праведного Царя и Спасителя. В Его поступках можно найти нечто от священнодействия, в Его речах – нечто от пророчества, но Он больше, чем священник или пророк, поэтому Евангелия не называют Его этими словами. Зато почему-то самые разные люди – от апостолов до фарисеев! – обращались к нему как к Учителю, и Евангелисты сохранили такое именование. Такое отношение к учительству восходит еще к Ветхому Завету, где оно играет одну из главных ролей. Главное в Ветхом Завете, разумеется, Закон, на древнееврейском языке называемый словом «тора». Но наш перевод не совсем точен: на самом деле это слово означает не столько свод правил (для их обозначения есть свои слова), сколько Учение – то, что передается от одного человека к другому, что дает ему наставление и ориентиры в этой жизни. В самом деле, закон ставит нам внешние рамки и не заботится об остальном, тогда как учение прежде всего устанавливает некий внутренний стержень – а внешние ограничения служат лишь логическим выводом, применением его главных принципов на практике. В Ветхом Завете мы видим целую группу книг, говорящих о Премудрости, прежде всего это Притчи Соломона. Премудрость изображена у Соломона как царица, которая созывает людей на пир, чтобы преподать им свое учение – и речь, конечно, идет не просто о некоем наборе научных знаний, но о целой жизненной программе. Мудрость, приобретаемая прежде всего с наставлениями отца и матери (здесь, кстати, используется то же самое слово «тора») – это путь, по которому человек идет к Богу, и житейские практические советы оказываются тут неотделимы от важнейших духовных наставлений. Когда израильтяне вернулись из вавилонского плена, они сделали две вещи: восстановили Храм, в котором стали заново совершать положенные жертвоприношения, и открыли в своих городах и поселениях синагоги – дома собраний, в которых не приносились жертвы, но зато возносились молитвы к Творцу. Центральное место в иудаизме занимает текст Библии, поэтому молитва была неотделима от его чтения и изучения, которое также происходило в синагоге, как во время самого богослужения, так и во время особых школьных занятий, ведь при синагогах в новозаветные времена уже существовали школы, называемые «бейт-мидраш», т.е. «дом учения».

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-smysl...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Валериан Кречетов " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 4  голоса:  5.0 из  5) Тема семьи очень широка, глубока и сложна. Современный мир со своими телесериалами и мелодрамами порой вносит большую путаницу в умы и сердца людей. Предлагаем вашему вниманию отрывок из беседы с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове, старшим духовником Московской епархии, протоиереем Валерианом Кречетовым, в которой он помогает разобраться в запутанных вопросах, связанных с созданием настоящей православной семьи. – Батюшка, в чём главный смысл семьи? – Прежде всего, семья – это союз сердец. И этот союз – нерушимый. Муж и жена соединены Богом, и хотя они оба наделены свободной волей, но уже изначально в них заложено единение и в то же время иерархия и единоначалие, потому что жена создана из ребра мужа. Это необходимо помнить, что первенство мужа – не от человека, а от Бога. При этом семейный союз всё-таки предполагает духовное единство, потому что Господь сказал: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт 2:18 ). Сказано – помощника! И сотворил жену… Когда человек собирается вступать в брак, он должен ясно осознавать, что это раз и навсегда, и никаких рассуждений и размышлений потом уже быть не должно. Раз вступил в брак – всё, ты уже «отрезанный ломоть», «взялся за гуж – не говори, что не дюж». Эти поговорки именно об этом. А когда уже вступил в брак, тут уж нужно помнить, что, прежде всего, семейная жизнь – это подвиг. Прежде всего, конечно, нужно помнить, что человек должен над собой трудиться. Не поступать по принципу «как я хочу». Ведь сказано: «муж собой не распоряжается, а распоряжается жена; жена собой не распоряжается, а распоряжается муж» (см.: 1Кор.7:4 ). Они должны жить по воле Божией. Это значит, что чьё желание больше согласуется с волей Божией, ту сторону и надо принимать. В основе должны быть не своё желание и свои соображения, а истина. Поэтому жить уже необходимо по принципу: живи не как хочется, а как Бог велит. И здесь опять же нужно молиться и просить, чтобы Господь указал и помог. А когда Небо молчит, не надо ничего предпринимать.

http://azbyka.ru/semya/davat-drugomu-las...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010