…Вспоминал и Великую пятницу с субботою: бывало, постишься перед Пасхой. А ныне не удержался. Теперь нужно хоть смириться. И преподобный Серафим учил, что на сытый желудок не должно благовествовать. Пойдем дальше… Ныне была утреня… Седальны по кафизмах: «Ныне бывшая на земле», но оказавшаяся «ширшею небес», ибо вместила Невместимого и Небом Творца, преставляется… Как же Ее встречают «там», на Небе? – Праведных души, умерших ранее Ее по искуплении, – а впоследствии всякий год, до нынешнего включительно, прибавлялись все новые праведники, – и ангельстии лицы (то есть лики, целые хоры), взирая на Тебя, яко Царице, хвалу достойно всегда Тебе приносят. Мы же считаем себя недостойными стоять с ними в ряду, с хвалителями Твоими… Мы ПРОСИТЕЛИ недостойные: молящи не престай о нас, воспевающих Тя на земле… Итак, ангелы бесплотные и люди – там и здесь – воспеваем предпразднственная. А Ты? Ты же, как преставившаяся (теперь) уже, и «там» молишися прилежно избавитися от бед нам. Завершился круг главных мыслей: будем все праздновать! Матерь Божия преставляется на небо… Выше всех… Там Ей кланяются… И мы поем и просим Ее молитвы… И Она уже молится. Доселе в стихирах главный образом касались мы основных идей Успения. А в каноне предпразднства славословится самое преставление, погребение, восшествие на небо. Видите: Церковь разумно, но и последовательно все делает. …Так и при жизни бывает: умрет какой-нибудь великий человек… Все поражены. И тотчас же начинают прежде всего дивиться! – Как? неужели умер? Он умер! А потом сразу вспоминают о его великих делах, значении, ибо это в нем самое важное было для него и для всех. А уж потом интересуются вопросом: как же, однако, все это было? Как хоронили? как отпевали? как погребали? говорили ли речи? Вот так же и Церковь : дивится, славит дела, а теперь, в каноне [предпразднства], описывает преставление. Приникнем сюда ухом души и мы. Глас 5-й канона… Он радостный, но в концах – печальный… Тихо-грустный. Поразительно – «похоронный " … Плачущий – медленно… Им поется и отпевание Спасителя в Субботу…

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

7 Общие указания Устава о пении канонов на повечериях предпразднства Богоявления следующие: праздничный канон поется на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6), и затем ирмос оба лика вкупе. Если у канона два ирмоса, то ирмос 1-го канона поется дважды, тропари же обоих канонов на 6, и затем ирмос 2-го канона оба лика вместе. 8 Если на повечерие переносится служба Минеи, канон святого Минеи поется без ирмосов, в песнях с трипеснцами трипеснцы предваряют. О порядке пения служб на повечерии см. также: 13 марта, вторник 2-й седмицы Великого поста. 9 Так как в службе предпразднства содержатся четыре седальна по кафизмах, то возможен следующий порядок: по 1-м стихословии – 1-й седален предпразднства, «Слава» – преподобного, «И ныне» – 2-й седален предпразднства; по 2-м стихословии – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 3-й седален предпразднства; по полиелее – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 4-й седален предпразднства. 10 По Минее, на хвалитех стихиры поются на 6: предпразднства – 3 и преподобного – 3, но это указание неточно. Типикон в аналогичной службе 21 декабря (свт. Петра) назначает не шесть, а восемь стихир: предпразднства хвалитные – 4, и святого – 4 (первая стихира – дважды). Петь стихиры следует согласно указанию главы Типикона 21 декабря (то есть на 8), поскольку в службе свт. Петра учитываются особенности богослужения предпразднства Рождества Христова (аналогичные предпразднству Богоявления), которые отсутствуют в периоды предпразднств и попразднств прочих двунадесятых праздников: в частности, в предпразднства Рождества и Богоявления, помимо трех обычных утренних стихир на стиховне, в рядовой службе приводятся еще четыре хвалитные стихиры предпразднства. 11 О пении блаженн и об исполнении ирмосов песней канона в составе тропарей на блаженнах см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 18. 12 Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия. 13 Рядовые чтения 2, 3, 4 и 7 января можно опустить ввиду Крещенской отступки.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-15/

Из греческих рукописей можно еще отметить Евхологий той-же Синодальной библиотеки 261/279, XIV века, где мы находим пока наиболее раннюю приписку о многолетствовании царей на царских часах (в том числе и на часах великой пятницы). 9 4. Славянские памятники. Славянские рукописи, почти не сообщая новых данных, все-же нередко разъясняют и дополняют греческие источники. Между прочим, в греческих памятниках рассматриваемые часы нигде не называются «царскими». Вероятно, название это русского происхождения в при том позднейшего времени; по крайней мере, оно встречается только в славянских рукописях XVI–XVII века, каковы, например, Синодальные Уставы 390/334 (л. 491 об. и 500) и (л. 54 об, и 199 об.), а также Чиновники, иначе Обрядники, или Обиходники наших кафедральных соборов и монастырей. Что касается самого последования царских часов Рождества и Богоявления с их тропарями и чтениями, то оно было известно у нас с древнейших времен. В наиболее древних памятниках мы встречали одни только тропари или стихиры царских часов, – быть может, потому что и самые памятники относились к «Стихирарям». В Стихираре XII–XIII в. Московской Типографской библиотеки, 152 331, тропари Рождественских часов приведены под таким заглавием: «Стихиру часьныя поема в навечерии Рож. Хрва». Здесь опущена только 8-я стихира «Слыши небо», и взамен, после «Днесь раждается», положена стиховная стихира предпразднства: «Сионе тържьствоуй». – Часовые тропари Богоявления озаглавлены: «Стих(иры) часная сътворена Софронием архиепикм иерлмским». Состав особенный. Первые три тропаря – обычные; четвертым стоит восьмой; затем следует попавшая свода, очевидно, по ошибке стихира из числа стиховных на повечерии Рождества: «Велие и преславьное чюдо събысться дъньсь. яко Дева ражает – (конец:) и на земли мир»; далее идут три первые стихиры на «Господи воззвах»: «Просветителя нашего» и следующие; потом – нынешняя стихира по водоосвящении: «Въспоим верьнии»; наконец: «Ангельская воиньства оужасошася о видимем. дьньсь в Иордане». Всего десять тропарей. После них – «стих(иры) на Бгоявление». 10

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Образы первее пророками показал еси Твоего Богоявления,/ныне сокровенная действами сказал еси,/явль тайны человеком днесь, подая новое возрождение. Образы Богоявления Твоего/Ты прежде показал пророкам;/ныне же действиями сокровенные таинства открыл,/людям в этот день явившись/и подавая новое возрождение. Простре Иордан воды, яко плещи,/с трепетом прияти Зиждителя, телесно крещаемаго и вся освящающаго:/несть свят, паче Тебе, Господи, – взывающия. Простер Иордан воды, как хребет,/с трепетом, чтобы принять Творца,/телесно крещаемого/и освящающего всех, восклицающих:/“Нет святого, кроме Тебя, Господи!” Велие ко спасению напутие крещением подает Христос/чувствующим Его Божественное осияние, с веселием поющим:/несть свят, паче Тебе, Господи Человеколюбче. Великое ко спасению пособие/– крещение подает Христос/ощутившим Его Божественное блистание,/с веселием поющим:/“Нет святого, кроме Тебя, Господи-Человеколюбец!” Песнь 4. Ирмос: Еже ко Крещению Твое пришествие провидя, Аввакум,/ужасся, вопияше:/на море кони Твоя,/воды многи навел еси, Спасе, смущающия. Песнь 4 Ирмос: Ко крещению Твое пришествие провидя,/Аввакум в изумлении взывал:/“На море возвел Ты, Спаситель, коней Твоих,/воды многие смущающих!” Явльшуся Тебе телом, освятися земля,/воды благословишася, Небо просветися,/род же человеков горькаго мучительства вражия избавися. Когда явился Ты во плоти,/освящена была земля,/воды исполнились благословения,/небо просветилось, род же смертных/от горького самовластия врага избавился. Глаголом Божественным ныне Предтеча из пустыни грядет ко Иордану, глаголя:/покайтеся, приближися бо Небесное Царство,/призывая вся к славе Божией. По слову Божественному Предтеча/ныне из пустыни пришел ко Иордану, возглашая:/“Кайтесь, приблизилось Небесное Царство”,/и призывая всех к славе Божией. Превращей первее море в сушу, и источники от несекомаго источив,/прегрешений очищение ныне содевает во Иорданских струях огнем Духа. Превративший прежде море в сушу,/и из утеса источивший источники,/горнило для согрешений ныне устрояет/в струях Иордана огнем Духа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

18) ( περεπρε) После сего, по повелению Божественному, сын Захарии возвел дух свой (к небеси) и, простерши руку, возложил на Царя (царей), омывает Его водами, и потом ведет на землю Господа земли и моря, Котораго свидетельствовал с неба Родитель (Бог Отец) гласом, подобно как перстом; сказав: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Итак, сему Отцу, и крестившемуся Сыну, и Святому Духу, вопию: «Сокруши, Избавителю, угнетающих мою душу, освободи От трудов, Свет неприступный!» Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове./Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 42–47. 3. Вступительная статья игум. Платона (Игумнова) Творение преподобного Романа Сладкопевца , помещаемое в древних кондакарях под 6 января, является одним из немногих кондаков, полностью воспроизводимых во всех рукописях, включая синайские 4 . Известно около тринадцати рукописей с собраниями кондаков преподобного Романа, относящихся, главным образом, к X-XII векам, в которых имеется кондак на Святое Богоявление, что, несомненно, свидетельствует о высоком достоинстве этого творения святого отца. Вопрос о происхождении термина «кондак» и о том, употреблялся ли этот термин во времена святого Романа, является дискуссионным 5 . Профессор Н. Д. Успенский указывает, что происхождение термина «кондак» обычно связывают с греческим словом «контакион», которым обозначался свиток, намотанный на палочку – «контос», в отличие от книг, где пергамент складывался в четверку – «тетрадион». В приложении к богослужебным песнопениям термин «кондак» стал употребляться только в IX веке. Святой Роман не называл и не мог называть свои произведения кондаками 6 . В его первоначальном литургическом значении кондак определяется как ведущая жанровая форма ранневизантийской церковной гимнографии, сложившаяся в V-VI веках и достигшая наибольшего расцвета в эпоху Романа Сладкопевца 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Песнопения воскресных дней по Пасхе (вплоть до Недели о слепом) совершаются в течение седмицы или чуть меньше, последний день может называться О. (в совр. печатном Типиконе - в отношении Недели 4-й по Пасхе - о расслабленном), хотя с этим О. соединяется неск. последований. Празднование Преполовения удлиняется в Иерусалимском уставе до среды следующей седмицы (т. о., О. становится «октавой» этого праздника). Вплоть до среды 6-й седмицы (перед Вознесением) поются пасхальные песнопения, сама среда получает название «Отдание Пасхи», в службе этого дня соединяются последования Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения. В совр. практике эти указания игнорируются, служба совершается по уставу одного из будних дней Светлой седмицы, но с нек-рыми особенностями; данный устав сложился в греч. богослужебной практике к XIX в. ( Κωνσταντνος. Τυπικν. Σ. 202-203; Βιολκης. Τυπικν. 1888. Σ. 400-401). Если О. совпадает с воскресным днем, устав службы определяется Марковыми главами , помещенными в месяцеслове после О. На случай совпадения подвижных О. Вознесения и Пятидесятницы с днем полиелейного или бденного святого имеется указание в Марковой главе под 25 мая. Отдание Богоявления 14 янв. совпадает с днем памяти свт. Саввы Сербского, из-за чего его последование переносится на 12 янв., однако в дониконовском издании 1641 г. приводится вариант соединения его последования с О., если храм носит имя этого святого (Устав. М., 1641. Л. 424). В совр. практике РПЦ О. Богоявления может соединяться с полиелейной службой равноап. Нине, а 21 сент.- со службой свт. Димитрию Ростовскому. Уставные указания на этот счет помещены в совр. изданиях Минеи расширенного состава (Минея. Сент. М., 2003. С. 579-595; Минея. Янв. Ч. 1. М., 2002. С. 573-586) и частично отражают рубрики в издании Минеи дополнительной (М., 1909. Л. 19 об.- 31, 83 об.- 89 об.). Номера перечисленных глав и указаний слегка расходятся в отношении стихир на «Господи, воззвах», устава канона и положения кондака и икоса праздника по 3-й или 6-й песни.

http://pravenc.ru/text/попразднство.html

Чтец – 2-й тропарь: «Приидите, Владыки славная...». 2-й лик – «Днесь Владыка плотию обрезася...». Чтец – 2-й тропарь: «Приидите, Владыки славная...». 1-й лик – «Величай, душе моя, во иерарсех...». Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря...». 2-й лик – тот же припев. Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря...». 1-й лик – «Величай, душе моя, вселенныя...». Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря...». 2-й лик – тот же припев. Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное...». 1-й лик – «Величай, душе моя, от Кесарии...». Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное...». 2-й лик – тот же припев. Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище...». 1-й лик – «Величай, душе моя, украсившаго...» (вместо «Славы»). Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище...». 2-й лик – «Величай, душе моя, Честнейшую...» (вместо «И ныне»). Чтец – 4-й тропарь канона святителя: «Превыспренняя водами...». Оба лика вместе – первый припев Обрезания: «Величай, душе моя, по закону плотию...» и катавасию – ирмос 1-го канона Богоявления: «Недоумеет всяк язык...». Затем оба лика вместе – последний припев Богородицы: «Величай, душе моя, Честнейшую Небесных воинств, Деву Пречистую Богородицу» и катавасию – ирмос 2-го канона Богоявления: «О, паче ума...». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия. По 9-й песни – светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы . На хвалитех стихиры праздника и святителя, глас 5-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас...». Великое славословие . По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-14/

Чтец – 2-й тропарь: «Приидите, Владыки славная…». 2-й лик – «Днесь Владыка плотию обрезася…». Чтец – 2-й тропарь: «Приидите, Владыки славная…». 1-й лик – «Величай, душе моя, во иерарсех…». Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…». 2-й лик – тот же припев. Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…». 1-й лик – «Величай, душе моя, вселенныя…». Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…». 2-й лик – тот же припев. Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное…». 1-й лик – «Величай, душе моя, от Кесарии…». Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное…». 2-й лик – тот же припев. Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище…». 1-й лик – «Величай, душе моя, украсившаго…» (вместо «Славы»). Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище…». 2-й лик – «Величай, душе моя, Честнейшую…» (вместо «И ныне»). Чтец – 4-й тропарь канона святителя: «Превыспренняя водами…». Оба лика вместе – первый припев Обрезания: «Величай, душе моя, по закону плотию…» и катавасию – ирмос 1-го канона Богоявления: «Недоумеет всяк язык…». Затем оба лика вместе – последний припев Богородицы: «Величай, душе моя, Честнейшую Небесных воинств, Деву Пречистую Богородицу» и катавасию – ирмос 2-го канона Богоявления: «О, паче ума…». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия. По 9-й песни – светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы . На хвалитех стихиры праздника и святителя, глас 5-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас…». Великое славословие . По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-14/

Чтец – 2й тропарь: «Приидите, Владыки славная…». 2й лик – «Днесь Владыка плотию обрезася…». Чтец – 2й тропарь: «Приидите, Владыки славная…». 1й лик – «Величай, душе моя, во иерарсех…». Чтец – 1й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…». 2й лик – тот же припев. Чтец – 1й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…». 1й лик – «Величай, душе моя, вселенныя…». Чтец – 1й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…». 2й лик – тот же припев. Чтец – 2й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное…». 1й лик – «Величай, душе моя, от Кесарии…». Чтец – 2й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное…». 2й лик – тот же припев. Чтец – 3й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище…». 1й лик – «Величай, душе моя, украсившаго…» (вместо «Славы»). Чтец – 3й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище…». 2й лик – «Величай, душе моя, Честнейшую…» (вместо «И ныне»). Чтец – 4й тропарь канона святителя: «Превыспренняя водами…». Оба лика вместе – первый припев Обрезания: «Величай, душе моя, по закону плотию…» и катавасию – ирмос 1го канона Богоявления: «Недоумеет всяк язык…». Затем оба лика вместе – последний припев Богородицы: «Величай, душе моя, Честнейшую Небесных воинств, Деву Пречистую Богородицу» и катавасию – ирмос 2го канона Богоявления: «О, паче ума…». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия. По 9й песни – светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы . На хвалитех стихиры праздника и святителя, глас 5й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6й: «Излияся благодать…», «И ныне» – праздника, глас 8й: «Сходяй Спас…». Великое славословие . По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Σ. 39; Правдолюбов С. , протодиак. Великий канон святого Андрея Критского: (История. Поэтика. Богословие): Магист. дис./МДА. [М.], 1987. Т. 2. С. 70-73, 171-172. В. В. Василик, М. С. Желтов Славянские азбучные стихиры (А. с.) Циклы слав. А. с. были обнаружены в кон. 60-х - нач. 80-х гг. XX в. в результате открытий К. Ивановой-Константиновой, Б. Йованович-Стипчевич, В. М. Загребина и Г. Попова . В наст. время известны слав. А. с. на пред- и попразднство Рождества Христова и на Богоявление в Минеях Праздничных XI-XIV вв. и в чине погребения мирян и священников в южнослав. Требниках XIII-XIV вв. (известны в 2 полных серб. списках: кон. XIII? - нач. XIV в., РНБ. О. п. 1. 14 (издан Загребиным) и посл. четв. XIV в., О. I. 469, а также фрагмент (только начало, до буквы «д») в среднеболг. Зайковском Требнике 1-й пол. XIV в.- София. НБКМ. 960; издан Б. Холошняем). Старший список слав. А. с. на предпразднство Рождества Христова содержится в рус. Праздничной Минее (восходящей непосредственно к старослав. оригиналу - РГАДА. Ф. 381. 131), датируемой не позднее рубежа XI-XII вв. Непереводной характер слав. А. с. не вызывает сомнений, т. к. число их в каждом из 36 циклов (кроме попразднства Богоявления, от к-рого сохранилось лишь 16 стихир) соответствует числу букв древнейшего слав. алфавита (в циклах визант. авторов число стихир соответственно - 24). Начальные буквы слав. А. с. соответствуют алфавитному порядку и составу букв глаголицы: в них имеются песнопения на букву «джерв» («г» мягкое) между буквами «и» и «к» и по 2 стихиры на буквы «п» (вторая между и - соответствует глаголической букве «пе») и «х» (вторая между и - соответствует глаголической букве «холм»). В этом смысле слав. А. с. служат дополнительным источником реконструкции первоначального глаголического алфавита наряду с абецедариями , «Азбучной молитвой» свт. Константина Преславского и древнейшими азбучными стихами. Тесная связь слав. А. с. в рукописной традиции со слав. гимнографическими сочинениями, снабженными текстовыми акростихами (в т.

http://pravenc.ru/text/115370.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010