Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА ВЕЧЕРНЕ НА ВЕЧЕРНЕ На Господи, воззвах: стихиры мучеников 3, глас 4. Подобен: Яко добля: На Господи воззвах: стихиры мучеников 3, глас 4 Феону и Феопемпта мудрыя воспоим:/Христовым бо догматом повинующеся,/служение всяко нечестивое светло упразднивше,/святе, и честне, и благонадежне послужиша,/Единаго Бога и Господа пред лицем мучителей благодерзновенно исповедающе,/и венчаеми свыше. Феону и Феопемпта мудрых воспоем:/ибо они, учениям Христовым повинуясь,/все нечестивое служение открыто упразднив,/святому и досточтимому благоговейно послужили,/Единого Господа и Бога пред лицем тиранов бесстрашно исповедуя/и увенчиваясь свыше. Жития, долу влекущая, и пищи наслаждение,/и цветущую славу, всехвальнии, оставивше яко привременну,/Христу прилепистеся,/Того добротою красною распалаеми,/и принесостеся, яко сладковоннии шипцы,/и венцем нетленнаго Царствия Боголепно венчастеся. Жизнь приземленную, и роскошью наслаждение,/и отцветающую славу оставив, как кратковременную,/вы, всехвальные, ко Христу прилепились,/красотою Его, как совершенной,/воспламеняясь радостно,/и принесены были Ему, как розы благоуханные,/и венцом нетленного Царства/Божественною силою увенчаны. Иже мир возненавидевше,/премирни явистеся,/в Церкви первородных совокупистеся/и со Ангелы поете песнь нетленную,/пред Богом предстояще вкупе,/скверную идольскую лесть отринувше,/мучителей безумие мученически посрамисте. Mip возненавидев,/высшими мipa вы явились,/с Церковью первенцев сочетались,/и со Ангелами поете песнь нетленную,/предстоя пред Богом лицом к лицу;/нечестивое же обольщение идолами отринув,/вы тиранов безумие своим мученичеством ниспровергли. Ины стихиры преподобныя, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Иные стихиры преподобной, глас 1 Славы отцев воистинну возжелавши,/славу нетленную возлюбила еси,/темже отступльши сладких,/тело твое болезнем всем отдала еси./И ныне болезней приемлеши возмездие/со Христом царствующи. Славы отцов поистине возжелав,/к славе нетленной ты устремилась;/потому, отрекшись от наслаждений,/тело свое ты всем трудам предала./И ныне за те труды награды принимаешь,/со Христом царствуя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

3. Вторник. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия. Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. На вечерне кафизма 6-я (если накануне совершалось всенощное бдение – кафизмы нет). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «О, преславнаго чудесе!..». Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется) . Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорданскую реку...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне...». На малом повечерии поем трипеснцы предпразднства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на повечерии), глас 2-й и глас 6-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...» (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика). По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й, кондак мученика, глас 8-й; седален пророка, глас тот же. «Слава» – седален мученика, глас тот же, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 8-й: «Яко Ангел...», и о кондаке мученика, глас 4-й: «Всею любовию...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских...») и икос предпразднства, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-16/

20. Понедельник. Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия Богоносца. Прав. Иоанна Кронштадтского. Свт. Даниила, архиеп. Сербского. Прп. Игнатия, архим. Печерского, в Дальних пещерах. Примечание. С этого дня Октоих не поется до отдания праздника Богоявления, за исключением воскресных дней. По воскресным дням не поется полиелей, кроме памяти великого святого. На утрене седмичных дней читаются две рядовые кафизмы, а на вечерне – третья рядовая. Седальны после кафизм – предпразднства или попразднства. Отменяются междочасия часов и рядовой канон Богородицы (Октоиха) на повечерии. Библейские песни до отдания праздника Богоявления – «Поем Господеви…». В предпразднства Рождества и Богоявления на повечериях назначаются особые каноны, составленные по подобию канонов Страстной седмицы (см. Типикон, 20 декабря). Приводим порядок совершения полиелейной службы прав. Иоанна Кронштадтского в соединении с шестеричной службой сщмч. Игнатия Богоносца и службой предпразднства. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: прав. Иоанна, глас 6-й – 4, и сщмч. Игнатия, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – прав. Иоанна, глас 6-й: «Селения святых…», «И ныне» – предпразднства (см. в службе сщмч. Игнатия), глас 8-й: «Восприими, Вифлееме…». Вход. Прокимен дня. Паримии прав. Иоанна – 3. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – прав. Иоанна, глас 8-й: «Единому Богу…», «И ныне» – предпразднства, глас 1-й: «Предпразднуим, людие…». По Трисвятом – тропарь прав. Иоанна (по выбору). «Слава» – тропарь сщмч. Игнатия, глас 4-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды), тропарь прав. Иоанна (по выбору; единожды). «Слава» – тропарь сщмч. Игнатия, глас 4-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. По каждой кафизме – седален прав. Иоанна (дважды), «Слава, и ныне» – седален предпразднства (см. в службе сщмч. Игнатия).

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-02/

3. Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Глас 5-й. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой предпразднства Богоявления и службой прор. Малахии (без праздничного знака). Примечание. Служба мч. Гордия может быть перенесена на повечерие в пятницу вечера (см. 2 января) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 4, предпразднства, глас 6-й – 3 (см. на стиховне вечерни, без стиховных припевов), и пророка, глас 8-й – 3. «Слава» – предпразднства, глас 4-й: «О, преславнаго чудесе!..», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры предпразднства, глас 2-й (см. на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Явися славы Отчее Сияние...» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «На Иорданскую реку…» (см. на стиховне вечерни). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…» (единожды). Примечание. Трипеснцы предпразднства, положенные на повечерии под 3 января (глас 2-й: «На камени мя веры...», и глас 6-й: «К Тебе утренюю...»), переносятся на повечерие предыдущего дня (см. 2 января). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, предпразднства на 4 и пророка на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия праздника Богоявления: «Глубины открыл есть дно…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-16/

20. Вторник. Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия Богоносца. Прав. Иоанна Кронштадтского. Свт. Даниила, архиеп. Сербского. Прп. Игнатия, архим. Печерского, в Дальних пещерах. Примечание. С этого дня Октоих не поется до отдания праздника Богоявления, за исключением воскресных дней. По воскресным дням не поется полиелей, кроме памяти великого святого. На утрене седмичных дней читаются две рядовые кафизмы, а на вечерне – третья рядовая. Седальны после кафизм – предпразднства или попразднства. Отменяются междочасия часов и рядовой канон Богородицы (Октоиха) на повечерии. Библейские песни до отдания праздника Богоявления – «Поем Господеви...». В предпразднства Рождества и Богоявления на повечериях назначаются особые каноны, составленные по подобию канонов Страстной седмицы (см. Типикон, 20 декабря). Приводим порядок совершения полиелейной службы прав. Иоанна Кронштадтского в соединении с шестеричной службой сщмч. Игнатия Богоносца и службой предпразднства. Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: прав. Иоанна, глас 6-й – 4, и сщмч. Игнатия, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – прав. Иоанна, глас 6-й: «Селения святых...», «И ныне» – предпразднства (см. в службе сщмч. Игнатия), глас 8-й: «Восприими, Вифлееме...». Вход. Прокимен дня. Паримии прав. Иоанна – 3. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – прав. Иоанна, глас 8-й: «Единому Богу...», «И ныне» – предпразднства, глас 1-й: «Предпразднуим, людие...». По Трисвятом – тропарь прав. Иоанна (по выбору). «Слава» – тропарь сщмч. Игнатия, глас 4-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды), тропарь прав. Иоанна (по выбору; единожды). «Слава» – тропарь сщмч. Игнатия, глас 4-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-02/

2/15 Предпразднство Богоявления. Святителя Сильвестра, папы Римского (335). Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Праведной Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). С этого дня по 5 января – предпразднство Богоявления. Тропарь предпразднству, глас 4 Готовися, Завулоне,/и красуйся, Неффалиме,/Иордане реко, стани,/подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку;/веселися, Адаме с праматерию,/не крыйта себе, якоже в раи прежде,/ибо, наги видев вы явися,/да облечет в первую одежду./Христос явися, всю тварь хотя обновити. Кондак, глас тойже Во струях днесь Иорданских быв, Господь/Иоанну вопиет:/не убойся крестити Мя,/спасти бо приидох/Адама первозданнаго. Тропарь святителю Сильвестру, папе Римскому, глас 4 Правило веры И образ кротости... (общий святителю). Кондак, глас тойже Во священницех священник явился еси Царя и Бога, богоносе,/постником собеседник быв,/отонудуже, срадуешися ныне ликом ангельским, отче, веселяся в Небесных,/Сильвестре, славне пастырю,/спасай любовию совершающия память твою. Ин кондак, глас тойже Яко звезду тя вселенней, святе,/яви иже славы Господь,/добродетели предложив паче денницы, блаженне./Свет бо еси нам, отче Сильвестре. Величание Величаем тя,/святителю отче Сильвестре,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу, глас 4 От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/и Тому единому работати пламенне вожделев 39 ,/непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/избранник возлюблен Божия Матере явился еси./Сего ради вопием ти:/спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш. Кондак, глас 2 Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне ,/в Саровскую обитель вселился еси,/и тамо ангельски пожив,/многим путь был еси ко спасению./Сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/и даром исцелений и чудес обогати./Темже вопием ти:/радуйся, Серафиме, преподобне отче наш. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Г.С. Битбунов Часть 3. Двунадесятые праздники в православном богослужении Современный богослужебный формуляр двунадесятых праздников, подробное описание которого не входит в задачи настоящего пособия, отличается большим разнообразием, величием и торжественностью. Кроме того, все 12 празднований – за исключением Рождества Христова, Богоявления и Пятидесятницы, имеют по одному дню предпразднства, Рождество Христово располагает пятью, Богоявление – четырьмя, Пятидесятница предпразднства не предусматривают. Количество дней попразднства вместе с днем отдания бывает разным – от одного до восьми дней. Причиной такого неравномерного количества служит разное соотношение двунадесятых праздников с другими днями богослужения: то близость к другим праздникам, например, Рождество Пресвятой Богородицы находится рядом с праздником Воздвижения, то пост (Благовещение Пресвятой Богородицы). Последний день попразднства называется отданием праздника 24 . Очевидно, в великие праздники за богослужением пение преобладает над чтением, что служит выражением радостного состояния молящихся. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не преклонять колен, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы даже положением тела выражать радость. И внешняя сторона богослужения достигает в эти дни полной торжественности – сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий. Храм облекается в светлые одежды, служба совершается при полном освещении храма. Сами священнослужители облачаются в соответствующие содержанию праздника облачения: в Господские праздники – облачение цвета золота (символ торжества), в Богородичные – голубого или белого цвета (символ невинности и девственной чистоты). При этом на Богоявление, Преображение и Вознесение употребляется облачение белого цвета, на Воздвижение – фиолетового или красного, на праздник Входа Господня во Иерусалим допускается зеленый. В Пятидесятницу положен золотой цвет, а на вечерне – зеленый в цветах. Наконец, Церковь вносит духовную радость, торжество, ослабляя или совсем опуская пост в эти дни и совершая в домах христиан славословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ визант. гимнограф. Под именем Г. или Гавриила Монаха сохранились кондаки (многострофные), каноны и самогласная стихира. Ж. Б. Ф. Питра отождествлял его с прп. Гавриилом Иверским (XI в.), др. исследователи (К. Крумбахер, С. Петридис (Ж. Б. Рабуа-Буске), К. Эмеро, П. Николопулос, П. Пасхос, К. Мицакис) предполагали, что это был к-польский монах из Евергетидского или из Студийского мон-ря, живший в IX-X вв. 8 из 9 кондаков, носящих имя Г., содержатся только в Патмосском Кондакаре, минейная и триодная части к-рого (Patm. gr. 212 и 213) были созданы одним переписчиком (возможно, в К-поле) в XI в., по мнению Николопулоса, для вклада патриарха К-польского Николая III Грамматика в основанный в 1088 г. прп. Христодулом мон-рь св. Иоанна Богослова на Патмосе. Кондаки Г. посвящены предпразднству Богоявления (5 янв.), сщмч. Феопемпту и 1003 мученикам (7 февр.), прп. Феофилакту, еп. Никомидийскому (8 марта), Собору арх. Гавриила (26 марта), прмц. Февронии (25 июня), прп. Симеону, Христа ради юродивому (21 июля), предпразднству Преображения Господня (5 авг.; по указанию Мицакиса, этот гимн имеет сходство с богоявленским кондаком прп. Романа Сладкопевца ) и усопшим монахам (в одну из суббот Пятидесятницы). Авторство Г. подтверждается наличием его имени в акростихах. Еще один кондак, надписанный именем Г.,- на память мучеников Никомидийских Фотия и Аникиты (12 авг.) - сохранился не полностью в 7 рукописях X-XIII вв. (Ath. Vatop. gr. 1041, Sinait. gr. 926 и др.) (проимий и 4 строфы; реконструкция именного акростиха допустима); в печатные Минеи проимий и 1-я строфа вошли в качестве кондака и икоса; Пасхос сомневается, что этот гимн написан тем же Г. В печатные богослужебные книги вошел канон Г. прп. Луке Стириоту († 946; пам. 7 февр.) 2-го плагального (6-го) гласа, сохранившийся также в Минее рубежа XIII и XIV вв. (ГИМ. Син. греч. 153. Л. 59-63), происходящей из к-польского мон-ря св.

http://pravenc.ru/text/161267.html

сост. Е. Кустовский Содержание От составителя Ирмологий, с Богом Святым, обдержай вся ирмосы осмогласника, Владычних же и Богоматере праздников и всего лета Ирмосы 1-го гласа Ирмосы 2-го гласа Ирмосы 3-го гласа Ирмосы 4-го гласа Ирмосы 5-го гласа Ирмосы 6-го гласа Ирмосы 7-го гласа Ирмосы 8-го гласа Ирмосы в предпразднство Рождества Христова Ирмосы в предпразднство Святых Богоявлений Ирмосы певаемые на Святей горе Афонстей на Покров Божией Матери месяца октября в 1-й день Песнопения основных богослужений Последование основных песнопений чина вечерни Последование основных песнопений чина утрени Песни Троичны Песнопения полиелея Степенны и прокимны на осмь гласов По 50-м псалме, в неделю: Песни Священнаго Писания вседневнии Песни Священного Писания праздничные Песни Священнаго Писания во Святую Четыредесятницу Хвалитные псалмы Евангельские стихиры утренние Последование Литургии Преждеосвященных Даров Дополнения Канон во Святую Неделю Пасхи и во всю Светлую Седмицу Последование Пасхальной Литургии Величания Господским, Богородичным и великих святых праздникам, со избранными псалмами Припевы на 9-й песни на Господския, Богородичныя и великих святых праздники Богородичное приложение Богородичны воскресны на осмь гласов всего лета Богородичны стихирные осми гласов Отпустительныя тропари воскресны осми гласов Богородичны Богородичны опустительныя по тропарех святых     От составителя Эта книга рассчитана на пользование ею на клиросе во время богослужения, и ставит своей задачей расположить тексты в наиболее удобной для этого структуре. В связи с этим в данной книге произведены некоторые изменения, чем она и отличается от предыдущих изданий Ирмология. 1. Каждая песнь ирмосов во всех гласах начинается с воскресного ирмоса. 2. Следующие за воскресным ирмосом тексты расположены в «праздничной» рубрикации, одинаковой для всех песен своего гласа. В эту рубрикацию вошли наиболее употребительные праздники Минеи и Триоди. 3. В некоторых гласах рубрикации дополнены наиболее известными и употребимыми канонами. Например, в 6-м гласе отдельную рубрику составили ирмосы Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского . В 8-м гласе в отдельную рубрику вошли ирмосы Богородичного канона, наиболее часто употребляемые в праздничных службах святым Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подпишитесь на наш Телеграм Праздник Богоявления – о том, как Бог снисходит к нам… Шел утром на работу и услышал колокола. Сегодня предпразднство Богоявления, или Крещения. На сердце как-то тепло стало сразу. Я подумал: как я все-таки люблю православную традицию. Мне нравятся протестантские богослужения, там есть радость и славословия, которых, на мой взгляд, не хватает нашей службе, мне очень нравится и современная католическая месса. Католики сделали то, чего очень не хватает нам: перевели службу на национальные языки, поставили священника лицом к людям, стали читать все молитвы вслух. Всё! Это никакая не реформация – это возвращение к традиционному нормальному богослужению. Но я понимаю, что до основания православный и хочу в этой традиции и умереть. Мое воцерковление началось с богослужения. Когда Бог коснулся моего сердца, я пошел в православный храм. И долгое время мое оглашение заключалось в посещении богослужения и чтения различной религиозной литературы. Наверное, по своему внутреннему устроению я религиозный тип. Религиозный – совсем не значит верующий, так же, как и нерелигиозный совсем не значит неверующий. Под религиозностью я понимаю влечение к некоей культовой эстетике, к культовым проявлениям веры. Они у кого-то могут быть, у кого-то нет. Конечно, я готов проводить богослужение, если надо, и в квартире, и в подвале, как древние христиане – без проблем. Но если есть возможность, то здорово, что можно всё это сделать в храме. Мне нравится то наследие, которое можно назвать православной культурой, традицией. Я думаю, что это не просто человеческие предания. В этом тоже дышит Дух Божий. Именно поэтому так больно наблюдать за тем, что происходит с православным богослужением сейчас: насколько оно формализовано и выхолащивается под видом «традиционализма» и «борьбы с модернизмом и обновленчеством». Как жалко, что такое сокровище просто гибнет в омуте непонятного языка и вообще бессмыслицы. А ведь нужно сделать простые вещи, чтобы «расколдовать» службу. Снова возвращаюсь к опыту братьев-католиков. Надо разрешить служить на русском языке, читать вслух молитвы, открыть Царские врата навсегда (можно их вообще убрать). Начать строить храмы или вообще без иконостаса, или с низким, как у греков, чтобы пространство алтаря было открыто. Что нам мешает это сделать? Пусть остаются храмы, где молятся на ЦСЯ, – какие проблемы? Но я уверен, если начнут вводить русское богослужение, то через некоторое время практически никто не будет служить на ЦСЯ, всё это станет достоянием церковной археологии, чем оно уже давно по сути и является. ЦСЯ – это достояние церковной истории, культуры, но жить нужно в реальности, а не в музее.

http://blog.predanie.ru/article/bog-yavl...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010