Празднования в честь Феодоровской иконы Царицы Небесной проходят, в соответствии с церковным календарем, 27 марта и 29 августа. В день празднования явления иконы, 29 августа, после Божественной литургии совершается общегородской крестный ход: от Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора он выходит на центральную Сусанинскую площадь города, где служится молебен – и затем крестный ход направляется к Спасо-Запрудненской церкви, на место явления святыни в XIII веке. 29 августа 2002 года торжества в честь чудотворного Феодоровского образа Богоматери впервые в истории Костромы возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 2001 года по благословению церковного священноначалия чудотворная Феодоровская икона Божией Матери приносится в различные епархии Русской Православной Церкви для поклонения верующих, участвует в общецерковных торжествах и значимых событиях. В 2009 году пред ликом костромской святыни, принесенной в московский Храм Христа Спасителя, состоялись избрание на Патриарший престол и интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 2003 году был начат сбор пожертвований для восстановления золотой ризы, украшавшей икону до 1922 года. Благодаря усердию верующих из многих городов и селений России и зарубежья, прилагавших для украшения святыни и свои средства, и ювелирные изделия, уже в 2006 году золотая риза была вновь изготовлена по ее сохранившимся изображениям. Ныне, как и в прежние времена, она возлагается на Феодоровский образ Богоматери в праздничные дни. С 2014 года ежегодно в конце сентября чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносится в Ипатьевскую слободу Костромы, расположенную вблизи Святого озера, места славных битв 1262 и 1609 годов. В Иоанно-Богословской церкви Ипатьевской слободы архиерейским чином совершается Божественная литургия с сугубым заупокойным поминовением героев-воинов минувших веков, а затем крестный ход с чудотворной иконой отправляется на берега Святого озера к сохранившейся там часовне. Еще недавно это озеро официально именовалось Некрасовским, но в 2019 году по представлению администрации Костромской области правительство Российской Федерации возвратило озеру его древнее название – Святое.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

В начале октября французы заняли Боровск и подошли к Малоярославцу. После сражения под Малоярославцем французские полчища двинулись в сторону Калуги. Епископ Евлампий с духовенством молились перед чудотворной Калужской иконой, которая находилась в храме Рождества Богородицы села Ромоданова. И заступничеством Богородицы враг не вошел в город, а начал отступление по Смоленской дороге. Взятые под Малоярославцем пленные французы свидетельствовали, что «на них внезапно напал страх и трепет, так как они увидели стоящую на воздухе Калужскую икону Божией Матери... и услышали Ее повеление идти к Гжатску» 3 . Поэтому третье празднование ей совершается 12/25 октября в память спасения Калуги от нашествия наполеоновских войск в 1812 году. К слову, свою всероссийскую известность икона получила именно после этих военных событий. О явлениях и чудесах от нее доложили императору Александру I и Святейшему Синоду, что сделало ее почитание общецерковным. Празднование 12/25 октября было также установлено с совершением крестного хода. «Изнесение иконы из села Калужки в ближние пределы» стало частой практикой, так что икона много путешествовала. Ежегодно святыня доставлялась даже в Оптину пустынь. Однажды от нее получил благодатную помощь («некоторое облегчение», как написано в летописи обители) преподобный старец Амвросий Оптинский, который болел водянкой. Неоднократно крестные ходы совершались для избавления Калуги от разных болезней и пожаров. Приносилась святыня для помощи жителям южных пределов Калужской губернии, и только город Боровск, около половины населения которого составляли старообрядцы, долго не признавал святую покровительницу. Но в 1899 году после исцеления жены коллежского асессора Зинаиды Чуфаровской икона по просьбе этой семьи была принесена для поклонения верующих в Боровск, где к крестному ходу все же примкнули старообрядцы, «которые за все время трехдневного пребывания святой иконы в городе присутствовали за богослужениями в соборном храме» 4 . Так икона стала почитаться и приверженцами старых традиций. Существуют даже некоторые списки Калужской иконы, выполненные в древнем стиле старообрядческой иконографии. С тех пор она чтится и как «раскольников на путь благий обращающая», потому что «Божественную веру прославила еси, прелесть же раскола посрамила еси» 5 . В тридцатые годы XX века храм Рождества Пресвятой Богородицы села Калужки, в котором пребывала явленная икона, был закрыт, колокола сброшены, церковные ценности конфискованы. Существует версия, что икону переносили из храма в храм, пока она не оказалась в местном краеведческом музее. Но «в сороковых годах XX века, при Онисифоре (Пономарёве), еп. Калужском и Боровском, Калужскую икону вернули Русской Православной Церкви и поставили в храме вмч. Георгия " за верхом " , приобретшем в советский период статус кафедрального собора». Там она находится и сегодня (см.: Легостаев В. В. История церкви с. Калужка. Калуга, 2000. С. 73–74).

http://e-vestnik.ru/church/kaluzhskaya_i...

В сборнике «Солнце Пресветлое», принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (10-20-е гг. XVIII в.; МГУ НБ. 293), на л. 76 помещены изображение и краткая история Л. и. (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу «Спасительница Римского народа» с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: «Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове». В сб. «Солнце Пресветлое», переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42), история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением 2 икон «Богоматери Римской» (празднование в февр. и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют). Исключением в наст. время представляется изображение Л. и. в иконографическом варианте «Умиление» в 7 клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК) - 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Л. и. С. П. Заиграйкина Иллюстрации к «Сказанию...» о Л. и. «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) известны по немногочисленным и разнообразным по технике исполнения и масштабу памятникам рус. искусства с сер. XVI в. (фрески, клейма иконописных образов, серебряные дробницы). Как самостоятельный сюжет иллюстрации к «Сказанию...» появляются в московском искусстве с 60-х гг. XVI в., в XVII в. встречаются преимущественно в составе иллюстрированных циклов сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

За три дня до празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Канавку вырыли почти полностью и благоустроили. Последний участок Канавки был передан монастырю в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление. 27 апреля 1995 года возобновили традицию после поздней литургии в течение Пасхальной недели ежедневно и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке крестным ходом. Крестные ходы по ней совершаются также впраздник памяти преподобного Серафима 2/15 января; в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа; на погребение Матери Божией 16/30 августа; в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря; 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие. Вот уже почти два столетия идут и идут непрерывным потоком паломники по святой Канавке, идут по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам. Святая Канавка Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка. Прп. Серафим говорил, что Царица Небесная Своим пояском Сама измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Именно поэтому в Дивееве обязательно нужно пробыть сутки, обязательно переночевать, чтобы сподобиться этого благословения Божией Матери, Которая ночью проходит по Канавке. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями, потом к другому окну: «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ее красоты!». – сказал Владыка Серафим со слезами. Канавка эта до Небес высока. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет она нам вместо золота!» Ежедневно все сестры ходят по Канавке вечером, после вечерней трапезы, неся впереди икону Божией Матери Умиление. Преподобный Серафим говорил, что антихрист не перейдет Канавку. Многие понимают это духовно (в частности, так считал Владыка Серафим (Звездинский)) – кто будет читать с благоговением Богородичное правило, душу того антихрист не одолеет.

http://elitsy.ru/holy/911/

8 (21) июля было установлено празднество Явления чудотворной иконы Божией Матери в городе Казани. С подлинного образа Богородицы неоднократно делали списки, и в конце прошлого века историки церкви затруднялись сказать, где находится оригинал — в Казанском соборе Петербурга или на месте, в Казани. Одна из копий, приобретенная и высокочтимая князьями Пожарскими, стала источником еще одного празднества. В начале XVII века, когда Россия переживала «смутное время» и столица была захвачена польскими интервентами, собралось народное ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. В дружине князя прибыла к Москве и фамильная Казанская икона Божией Матери. Ополченцы и воины в борьбе с иноземцами возложили упование на свое ратное умение и заступничество Богородицы. 22 октября 1612 года русские войска штурмом взяли Кремль и изгнали поляков из Москвы. Первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, установил в этот день совершать празднование и крестный ход Казанской иконе Божией Матери как избавительнице государства от чужеземного владычества. В 1633 году у стен Кремля построили Казанский собор и поместили туда чудотворную икону. В конце XVIII века император Павел I включил 22 октября в число табельных, то есть неприсутственных дней. Вот такому торжественному событию посвящалась Казанская церковь, строительство которой в Отрожке началось в 1903 году. Чертежи храма выполнил местный архитектор Вячеслав Иванович Гайн (1876—1943). Выпускник Петербургского института гражданских инженеров, он с 1901 года проектировал жилые и общественные здания в губернском городе. В. И. Гайн стал первым архитектором-реставратором Воронежа, он руководил возвращением первоначального облика дома И. А. Потапова (ныне Художественный музей на проспекте Революции) и дома-музея И. С. Никитина. Построенные им здания выделяются в окрестной застройке своим обликом, воскрешающим многие элементы декора, характерные для допетровской Руси XVII столетия. Казанская церковь в современном Воронеже может служить наиболее яркой иллюстрацией псевдорусского стиля. Краснокирпичное здание с многоцветием деталей фасада, увенчанное невысоким куполом и четырьмя декоративными главками, смотрится на фоне окружающей ее безликой архитектуры как теремок из русской сказки. Расположена церковь как бы на границе прошлого с настоящим: с одной стороны ее окружают высотные панельные дома, с другой — одноэтажные частные домики, сохранившиеся от деревни Отрожки.

http://sobory.ru/article/?object=08968

В 1835 году Успенский и Богоявленский соборы стали кафедральными соборами Костромской епархии (до этого с 1744 года кафедра костромского епископа пребывала в Троицком соборе Ипатьевского монастыря). В документах при упоминании храмов Костромского кремля обычно встречается обобщающее именование «Успенский кафедральный собор», поскольку оба собора имели единый клир и общее хозяйственное устроение. В Успенском соборе богослужения совершались в теплое время года, в Богоявленском – в холодное; соответственно порядку служб из одного собора в другой переносили чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери (в обоих соборах она помещалась в иконостасе слева от Царских врат). Ко второй половине XIX века Богоявленский собор стал тесен для богомольцев, поскольку население Костромы увеличивалось; в церковные праздники Богоявленский собор наполнялся молящимися так, что, по свидетельству клириков собора, даже свечи в нем гасли от духоты, и в некоторых случаях доступ в собор приходилось ограничивать с помощью полиции. Чтобы устранить эти неудобства, епископ (с 1868 года архиепископ) Костромской и Галичский Платон (Фивейский), управлявший Костромской епархией в 1857–1877 годах, предпринял расширение Богоявленского собора пристройкой к нему с севера и юга обширных приделов. Закладка приделов состоялась 4 сентября 1866 года, и уже 10 ноября 1868 года архиепископ Платон совершил освящение правого (южного) придела в честь Феодоровской иконы Божией Матери и во имя святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца. Выбор святых для посвящения придела объясняется тем, что это – небесные покровители императора Александра II и Осипа (Иосифа) Ивановича Комиссарова; таким образом, в посвящении придела отражена была историческая память о покушении Каракозова на императора Александра II и спасении государя (по официальной версии) костромичом, уроженцем села Молвитино (ныне поселок Сусанино) О.И. Комиссаровым. Левый (северный) придел собора – в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя святого мученика Платона (18 июня ст.ст. 1809 года, в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери, родился Павел Фивейский – будущий архиепископ Платон, а святой мученик Платон стал его небесным покровителем в монашеском постриге) – был освящен архиепископом Платоном 3 марта 1873 года. После пристройки приделов Богоявленский собор стал вмещать до 6000 молящихся.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав посвятил сообщение празднованию 640-летия явления Тихвинской иконы Божией Матери и 250-летия со дня присвоения Тихвину статуса города. В рамках празднования этих событий состоялись фестивали " Тихвинский благовест " и " Под Покровом Божией Матери " Тихвинская " . Фестиваль духовной музыки " Тихвинский благовест " прошел 7 июля на берегу Дымского озера. Ему предшествовала Божественная литургия в Антониево-Дымском монастыре . 8-9 июля состоялись торжества по случаю 640-летия явления Тихвинской иконы Божией Матери в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре . После Божественной литургии в обители прошел фестиваль " Под покровом Божией Матери " Тихвинская " . Выступил мужской хор петербургского Христорождественского подворья Александро-Свирского монастыря . Владыка Мстислав также познакомил с проектом молодежного отдела Тихвинской епархии " Святые тропы " , ставшим победителем грантового конкурса губернатора Ленобласти. В рамках проекта прошла смена молодежного палаточного лагеря " Колчановская святыня " , который также получил грант губернатора Ленобласти. 12 августа в лагере состоялась встреча " Развитие молодежного паломничества и туризма " на базе культурно-спортивного комплекса " Алексино " с епископом Мстиславом, представителями администрации Волховского района и Колчановского сельского поселения. По итогам работы лагеря появились два проекта: " Деревянное кольцо " , направленный на сохранение памяти о деревянном церковном зодчестве, и " От истоков к современности, от поисков к Истине " , который позволит малоцерковным людям узнать историю православия на Руси на примере святынь области. Сообщение епископа Гатчинского и Лужского Митрофана было посвящено XI миссионерской конференции движения " Ставрос " , прошедшей 25 июля в Иоанно-Богословском Череменецком монастыре , а также совещанию руководителей молодежных отделов епархий и представителей региональных органов власти по молодежной политике и туризму СЗФО в рамках межрегионального форума " Ладога " , которое планируется провести 6 сентября в поселке Зеленый Бор.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

и. и Елецкой Черниговской иконе с разными датами празднования, принятыми в совр. «Православном церковном календаре»: день празднования Е. и. зафиксирован под 11 янв., Елецкой Черниговской - под 5 февр. Уже в нач. XIX в. на листовой гравюре «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» под 11 янв. указано празднование Е. и. с надписью: «Явление иконы пртыя Бцы Елецкои», а явление Елецкой Черниговской - под 6 февр. (РНБ ОЭ. Собр. В. И. Даля. РНК III. 474. 1212; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 472). Поскольку древняя история Е. и. неизвестна, были попытки связать ее с соименным черниговским образом. Наличие 2 икон одного названия и с одной датой явления (1060) объяснялось, в частности, Е. Поселянином тем, что «одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона… признается подлинником, а другая - Елецкая, находящаяся в городе Ельце…- списком» ( Поселянин. 1909. С. 115). Однако здесь же в противоречие сказанному приведены разной иконографии литографические изображения обеих икон (Там же. Ил. на с. 115, 155), входившие в гравированные своды чудотворных икон Богородицы, которые создавались со 2-й пол. XVIII в. В этом же сборнике даны неверные сведения, повторявшиеся в изданиях с кон. XIX в., о местонахождении Е. и. в Ельце в соборной ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери - храма с таким освящением в городе не существовало. Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва) Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва) Мнение о связи 2 икон может рассматриваться, поскольку разделение образов по иконографии и датам празднования зафиксировано позднее в сравнении с легендарной датой их явления. Известно, что в 1146 г., когда Елец впервые упоминается в Никоновской летописи, он являлся центром удела Черниговского княжества и входил в состав Черниговской епархии. Дата празднования, установленная Е. и.,- 11 янв.- соотносится с датой появления в XVII в.

http://pravenc.ru/text/189783.html

Незадолго до начала Великой Отечественной войны, 7 ноября 1939 года, величественный храм в Марьиной Горке взорвали; разрушено было и множество других храмов в Пуховичском благочинии. Однако Промыслом Божиим за окраиной Марьиной Горки, в селении Блонь, уцелела единственная церковь, где чудотворная икона Божией Матери и обрела место своего временного пребывания. В сложное атеистическое время люди утратили то, что их предки берегли веками. Почитание самого дорогого — своей местной святыни — вместе с верой в Бога стало затухать в сердцах людей. По праздникам икона по-прежнему выносилась на крестный ход и отношение к ней было особенное, но никто уже точно не помнил, что это за образ, и какая удивительная история с ним связана. В 2001 году в г. Марьина Горка состоялось празднование 125-летия сельскохозяйственного техникума, основанного священником Фомой Русецким. В праздновании принял участие архиепископ Стефан (Корзун) , который в начале 1960-х годов учился в этом техникуме и втайне посещал Блонский Свято-Троицкий храм. Владыка Стефан пожелал посетить храм своей юности и помолиться перед Марьиногорским чудотворным образом Божией Матери, о котором помнил, что в те годы он почитался наряду с Жировичским образом, и люди шли к нему крестными ходами за 50 км, желая поклониться Пресвятой Богородице. Зайдя в церковь, архиепископ Стефан узнал в древней храмовой иконе тот самый образ Божией Матери, перед которым когда-то молился. С того момента икона вновь начала почитаться людьми как чудотворная и именоваться «Марьиногорская». 8 сентября 2010 года по благословению митрополита Филарета (Вахромеева) было совершено торжественное перенесение иконы в новопостроенный храм благоверного великого князя Александра Невского в Марьиной Горке. Клирики Свято-Духова кафедрального собора г. Минска протоиерей Сергий Гордун и протодиакон Николай Авсиевич составили акафист, величание, тропарь, кондак и молитву Пресвятой Богородице. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6036275.ht...

После крестного хода с чудотворною иконою почти все, даже самые безнадежные, больные выздоровели, и из сотни больных умерло лишь двое-трое, а затем вскоре моровая язва и окончательно прекратилась во Владимире. Между тем, моровая язва продолжала свирепствовать в Москве, унося в могилу каждый день по нескольку человек. Жители первопрестольного града в страхе прибегали к московским чудотворным иконам и угодникам Божиим, моля их об избавлении от праведного гнева Божия. Когда слух о чудотворениях Боголюбской иконы Божией Матери во Владимире дошел до Москвы, то и здесь стали притекать с мольбою к этой иконе, слезно прося Заступницу усердную, Матерь Господа вышняго, об избавлении рода христианского от губительной болезни. По вере и усердию молящихся, болезнь и здесь начала ослабевать. С того времени и в Москве прославилась Боголюбская икона Божией Матери и доселе с благоговением чтится всеми набожными горожанами. II. Как часто ныне истощаются иные в домогательстве помощи человеческой, а не вспомнят о Боге «Помощнике в скорбех» ( Пс.45:2 )! Сколь многие из нас стараются найти себе облегчение в нужде и болезнях у людей, а не помыслят, что есть усердная за всех Заступница, Матерь Бога нашего. Правда, Она помогает в бедах и скорбях не всегда, а только тогда, когда мы заслуживаем Ея помощи и ходатайства пред Богом. а) Итак спросим себя: когда и в каких случаях можем надеяться получить, чего просим, у небесной Матери нашей? Всегда, когда просим Ее с живою, непоколебимою верою, с детскою любовию и покорностию, с твердым и несомненным упованием, с искренним желанием употребить все, подаваемое Ею по воле Божией, во благо и спасение души своей; особенно же, когда сами с искренним усердием и любовию к Ней стараемся быть истинными детьми Ея, истинными последователями Божественного Сына Ея, Господа Иисуса Христа; когда, подражая Ей, стараемся благоугождать Господу исполнением святых и животворных Его заповедей, служа Ему с благоговением и страхом – верою и чистотою, воздержанием и терпением, любовию и милосердием к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010