«Интерфакс» передает из Казани : «В Казани на месте обретения в XVI веке Казанской иконы Божией матери полным ходом идут реставрационно- восстановительные работы одного из храмов ансамбля Богородицкого женского монастыря - Крестовоздвиженской церкви». В Нижнем Новгороде в праздник Казанской иконы Божией Матери состоялся крестный ход в память победы народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского, освободившего в 1612 году Москву от польско-литовской интервенции. Об этом рассказывает корреспондент «Маяка»  Александр Цирульников . В Свято-Троицкий храме в селе Казачинском на севере Красноярского края мироточит Казанская икона Божией Матери, сообщает «Седмица.Ru». «Прихожане храма утверждают, что после усердных молитв с людьми стали происходить чудесные исцеления... В Красноярской епархии Русской Православной Церкви сообщили, что икона Божией Матери в селе Казачинском – единственная мироточащая икона на территории края». «Поучения в день Казанской иконы Божией Матери» можно прочитать на сайте «Русская линия» . В частности, в публикацию включены поучения священника И.Казанского из журнала «Саратовские епархиальные ведомости», N38, 1876 год и священника В. Боженова из книги «Христианская беседа. Проповеди и статьи для назидательного чтения при внебогослужебных собеседованиях» 1897 года. Большой материал «День спасения Отечества», посвященный празднованию в честь Казанской иконы Божией Матери публикует сайт  Седмица.Ру. В нем приводятся слова поздравления, сказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II после всенощного бдения 3 ноября, а также «Слово Святейшего Патриарха после богослужения в Казанском соборе на Красной площади в день Казанской иконы Богородицы». Далее в статье можно прочитать ответы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы корреспондентов СМИ, заданные после богослужения 4 ноября. Особое внимание журналистов привлекает вопрос о предложении Государственной Думы сделать 4 ноября новым государственным праздником. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что новый государственный праздник пока еще не утвержден, вопрос обсуждается. Святейший Патриарх Алексий рассказал о духовом и историческом значении празднования 4 ноября. Его Святейшество, в частности, сказал: «Преодоление смуты проистекало из недр нашего народа. Минин и Пожарский, выдающиеся представители нашего народа, собрали ополчение для того, чтобы защитить Русь, чтобы положить конец смуте и восстановить государство Российское, сынами и дочерьми которого и мы сегодня являемся. Этот день можно считать днем всеобщего единения, так как это единение проистекало из народных глубин. Оно не было инициировано властями, а исходило из любви людей к своему Отечеству».

http://pravoslavie.ru/4912.html

Широкое почитание М. и. в Новое время отсутствует; информация об образе с таким названием (в т. ч. с эпитетом «Жизнеподательница») в лит-ре, в т. ч. в сформировавшемся к кон. XIX в. своде чудотворных икон, не представлена. Название иконы «Животодательница» без к.-л. сведений, в т. ч. о месте ее пребывания, содержится в Месяцеслове архиеп. Сергия Спасского в списке икон Божией Матери «в России, дни празднования которым не известны или самыя иконы малоизвестны» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 2. С. 539). В то же время не позднее 1847 г. икона была включена в лицевой свод икон Божией Матери в его расширенном варианте (со 160 иконами), что является свидетельством не только ее почитания в составе общерус. наиболее чтимых образов, но и о наличии представления об иконографии данной иконы. Так, образ с подписью «Живодательница» помещен в ряду икон, не имеющих дня празднования, на 4-листовой гравюре «Изображение явленных и чудотворных икон» работы выпускника имп. АХ Е. Н. Долгова (1800-1847) ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 483-485, под 154). Сведения о М. и. есть в описании Межиричского монастыря 1889 г.: «В четырехъярусном иконостасе, над царскими вратами главного престола имеется чудотворная икона Пресв. Богородицы с предвечным Младенцем, держащим свернутую хартию в левой руке,- письма православного, удержана после францискан... Икона имеет в длину 1 арш. 10 вер. И в ширину 1 арш. 2 вер. На ней находится надпись MP ΘY и IC XC, что показывает, что икона эта в этой церкви была... до отдачи ея ксендзам францисканам. Икона эта почиталась за чудотворную и католиками» ( Теодорович. 1889. С. 784. Прим. 1). Время появления иконы в семье князей Острожских неизвестно. Иконография иконы, указывающая на византийское происхождение, ее статус родовой святыни породили ничем не подтвержденное предположение о том, что в XIV в. она была дарована кн. Острожскому Вселенским патриархом. Существует версия, по которой икона могла появиться в Межириче при кн. Константине Константиновиче Острожском (1528-1608; см., напр.: Пархоменко. 2001. C. 122) благодаря широким связям с греческим миром, инициированным в т. ч. деятельностью в Остроге академии. Следуя этой логике, привезенная в Межирич икона была помещена в заново возведенный в сер. XVI в. Троицкий храм. В качестве основного, вероятно, следует рассматривать мнение ряда исследователей, которые связывают появление М. и. на Волыни с кругом церковных вкладов, сделанных отцом Константина Острожского, кн. Константином Ивановичем (см.: Александрович. 2011; Бендюк. 2011).

http://pravenc.ru/text/2562782.html

  Весть же о чуде пронеслась по всему Афону, так что многие монахи прибыли в Дохиар поклониться иконе Божией Матери «Скоропослушница» и увидеть исцеленного трапезаря. После этого события в обители было установлено особое и постоянное чествование чудотворной иконы. Проход же в трапезную, над которым находился святой образ, был закрыт, так что образовалось подобие часовни, или молитвенной комнаты, а справа от иконы, по другую сторону входа в трапезную, выстроили прекрасный храм в честь образа Божией Матери «Скоропослушница». Икона Божией Матери «Скоропослушница» относится к иконографическому типу «Одигитрия». Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Для образа характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стали писать в короне. Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» совершается 9/22 ноября. Перед образом Божией Матери происходило и происходит множество чудес. По молитве перед чудотворной иконой прозревали слепые, начинали ходить хромые и расслабленные, несчастные спасались из плена и оставались целыми при кораблекрушении.   На Руси списки с иконы Божией Матери «Скоропослушница» всегда пользовались большой любовью и почитанием, многие прославились чудесами, особенно исцелениями от падучей болезни (эпилепсии) и беснования.   В 2011 году по благословению игумена Дохиара архимандрита Григория (Зумиса) на средства благодетеля Спасо-Евфросиниевской обители Константина Георгиевича Шавеля дохиарской братией для Полоцкого монастыря был сделан список с иконы Божией Матери «Скоропослушница». 25 декабря сего года святыня была доставлена в Спасо-Евфросиниевскую обитель. Комментарии Всего комментариев: 19 2013/02/11, 10:38:11 Царица небесная, Пресвятая Богородица, Скоропослушница! Прости прегрешения вольные и невольные!Даруй выздоровление р.Б.Марине. Смиренно прошу тебя о помощи! Выслушай мои молитвы и не отвергай меня,грешную! Пошли мне удачу, помоги мне найти работу по возможностям моим,чтобы трудом своим честно зарабатывать деньги и избавиться от долгов. На все воля твоя,услышь молитвы мои,матушка,помоги,рабе Б.Марине.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=1011

В России остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, созданный местными мастерами в 1900 г. Первоначально образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем был перенесен в церковь на Смоленском кладбище. 9 июля 1992 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией монастыря Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена из Смоленского храма на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. А в 1996 г., накануне дня празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, состоялось перенесение образа из Петербурга в Валаамскую обитель. 10 июля 2002 г. Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери. Она расположена в некогда упраздненном Никольском храме, на том месте, где в 1897 г. была обретена чудотворная икона Божией Матери, получившая позднее название «Валаамская». Сегодня чтимый список Валаамской иконы Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служат молебны, происходят исцеления, засвидетельствованные в летописи обители. Вот, например, случай, рассказанный послушником Валаамского монастыря Е.: «Вечером 20 мая 2003 г. я находился на послушании в церковной лавке. В храме в это время шла вечерня на день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В лавке ко мне обратилась женщина, чем-то сильно взволнованная. По ее виду – она была в брюках и накрашенная – я заметил, что она – человек невоцерковленный. Женщина рассказала, что сейчас с ней произошло чудо. Много лет она страдала неизлечимой болезнью ног, даже не могла подниматься по лестнице. В этот день она приехала на Валаам вместе с туристической группой. Зайдя в храм, помолилась у иконы Божией Матери (название ее она не знала) и пошла погулять по монастырю. Спустилась вниз по каменной лестнице на причал, потом снова поднялась наверх и только тут поняла, что получила исцеление».

http://pravoslavie.ru/124029.html

К иконе приезжал и наследник русского престола Александр Николаевич, который ходатайствовал перед Святейшим Правительствующим Синодом о том, чтобы, учитывая чудотворения, которые происходят от иконы, образ был признан чудотворным и ему было установлено празднование в Русской Православной Церкви. По ходатайству цесаревича и имея ввиду свидетельства многих людей, получивших исцеления, Синод принимает такое решение, и затем государь император его высочайше утверждает. С тех пор, в течение более чем 150 лет, совершалось чествование иконы Божией Матери Аксайской, которая переносилась крестными ходами и в Большой Лог, и в Старочеркасскую, и в Новочеркасск, и в Ростов-на-Дону. Почитание этой иконы длилось до самого начала XX века, когда на Донскую землю пришла безбожная власть. Мы не знаем, что произошло с иконой, но знаем, что следы ее теряются. Краткое воспоминание об Аксайском образе мы видим в некоторых публикациях в США. Икона была вывезена за пределы Области Войска Донского, но, к сожалению, следы этого образа мы не могли найти, хотя и упорно искали. Но воспоминания об иконе сохранялись в народной памяти, в сердцах аксайчан, жителей Донского края. После того, как по благословению Святейшего Патриарха была изготовлена точная копия Донской иконы, жители Аксая, духовенство выразили желание воссоздать и Аксайский образ Божией Матери. После молитвы Пресвятой Богородице мы начали длительные архивные поиски, которые открыли нам и историю явления иконы, и историю ее почитания, но, самое главное, были обретены изображения чудотворного образа, что помогло иконописцам максимально приблизиться к тому виду, что имела историческая икона, обретенная в 1830 году. Я думаю, что событие восстановления почитания Аксайской иконы будет привлекать благословение Божие на Аксайскую землю и всех тех, кто станет приходить и обращаться с молитвой к Божией Матери», — сказал глава Донской митрополии. После освящения образа от площади Героев начался многотысячный крестный ход во главе с казачьей конницей к Одигитриевскому храму с участием делегаций казаков из Франции, Великобритании и с Дальнего Востока. Митрополит Меркурий совершил праздничную Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный приходов Аксайского округа протоиерей Андрей Мекушкин, секретарь Ростовского епархиального управления иеромонах Артемий (Кузьмин), руководитель епархиального отдела по работе с казачеством протоиерей Сергий Маштанов, благочинный приходов Таганрогского округа протоиерей Алексий Лысиков, председатель архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии протоиерей Валерий Волощук, и.о. наместника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря иеромонах Сергий (Коломиц), благочинный приходов Западного округа Ростова-на-Дону иерей Александр Литвиненко, клирики Ростовской епархии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». 1992 г. Иконописец А. М. Соколов (Высоцкий мон-рь в Серпухове) Список местночтимой иконы имелся в серпуховской ц. св. Александра Невского на Главной пл. (1889, разрушен в 1934), при к-рой было создано Александро-Невское братство трезвости; каждое воскресенье в храме перед списком «Н. Ч.» совершали молебен с чтением акафиста. Тем не менее, несмотря на активизацию в кон. XIX - нач. XX в. процесса собирания сведений о чудотворных иконах, в т. ч. по материалам епархиальных изданий, информация о «Н. Ч.» не вошла в эти своды (в частности, сведения об иконе отсутствуют в книгах С. И. Снессоревой (Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1891, 18982) и Е. Н. Поселянина (Погожева) ( Поселянин Е. Богоматерь)). Но одна публикация, повесть И. С. Шмелёва «Неупиваемая Чаша» (1918), принесла иконе самую широкую известность, в т. ч. в кругах рус. эмиграции. Повесть, зафиксировав в своем названии наименование иконы, стала своеобразным поэтическим реликварием для хранения памяти о чудотворном образе на сломе эпох. Реальные события и монастырское предание об иконе оказались включены в художественный замысел произведения, но остались узнаваемы. Прерванная событиями 1917 г. история «Н. Ч.» получила продолжение в 80-х гг. XX в. Восстановлению памяти и воссозданию утраченной иконы способствовал назначенный в 1981 г. на служение в серпуховскую ц. прор. Илии иером. Иосиф (Балабанов; с 2015 митрополит Курганский и Белозерский). По изображению «Н. Ч.», опубликованному в статье сщмч. Иакова Бриллиантова, он благословил написать копию чудотворной иконы, и вскоре в Илиинском храме перед новосозданной иконой стали совершать молебны (в наст. время икона находится там же). В 1991 г., по открытии Высоцкого муж. мон-ря, о. Иосиф, уже будучи его наместником и архимандритом, заказал московскому иконописцу А. М. Соколову еще один список иконы, к-рый был выполнен в 1992 г. К маю 1993 г. икона, украшенная серебряным басменным окладом, была освящена (в левый нижний угол иконы позже был вмонтирован ковчежец с частью пояса Пресв. Богородицы) и поставлена в трапезной ц. Покрова Пресв. Богородицы Высоцкого мон-ря; с того года 18 мая, в день памяти прп. Варлаама Серпуховского, в мон-ре начали чествовать и «Н. Ч.». Новонаписанный образ практически сразу стал центром притяжения паломников, к-рые были свидетелями чудесных исцелений одержимых различными страстями (ведется летопись чудес от иконы). При иконе висят многочисленные приклады - обетные пожертвования молящихся. 30 мая 1997 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил включение «Н. Ч.» в список чудотворных икон Божией Матери Православного церковного календаря с празднованием 18 мая.

http://pravenc.ru/text/2565164.html

и. у одной бездетной пары родилось долгожданное дитя (Чудо 6), а ребенок др. семейной пары был исцелен от падучей болезни (Чудо 7); чудеса 8 и 9 - участие иконы в жизни мон-ря во время споров и тяжб между 1816 и 1821 гг.; Чудо 10 - сокрытие Н. и. от турок в период с 3 июня 1821 г. до 28 окт. 1822 г. на Русской горе (на этом месте ныне находится скит Старой иконы Божией Матери) и преображение лика Пресв. Богородицы на иконе после ее обретения; далее - 3 чуда исцелений: от болезни крови (Чудо 11), хромого (Чудо 12), расслабленного (в 1835; Чудо 13); оправдание в 1839 г. несправедливо осужденного архим. Неонила (Чудо 14); благополучное разрешение вопроса, связанного с претензиями боярина Й. Катарджу на владения мон-ря (1839-1840; Чудо 15); защита местности от холеры в 1847 г. (Чудо 16); исцеление глаз ослепшего мон. Иегудиила в 1854 г. (Чудо 17); чудесное возвращение похищенных от иконы драгоценных привесов (подвесок) в 1856 г. (Чудо 18). В рус. сб. «Солнце Пресветлое», раннем рукописном своде чудотворных икон Божией Матери (нач. XVIII в.- МГУ НБ. 293. Л. 120 об.- 121 об.; копия - ГИМ. Муз. 42. Л. 134 об.; в обеих рукописях - без гравюры), икона впервые фигурирует с наименованием «Молдавская». Составитель сборника предпочел в выборе названия более широкий топографический принцип, хотя его единственный источник сведений об этой иконе архим. Иоанникий (Галятовский) упоминает и конкретное место нахождения Н. и.: «...образ Пресвятой Богородицы в земле Молдавской, в монастыре Нямецком». В тексте указана фантастическая дата обретения образа - 491 г., в качестве дня празднования фигурирует 21 марта, а в кратком сказании 2 чуда объединены в одно, совершившееся во время процессии на храмовый праздник Вознесения Господня (земной поклон и самостоятельное передвижение иконы по храму, где она встала в алтаре). Иконография Честная глава прп. Симеона Дивногорца в кафоликоне Нямецкого мон-ря. Фото: pra-voslavie.ru Честная глава прп. Симеона Дивногорца в кафоликоне Нямецкого мон-ря. Фото: pra-voslavie.ru Иконография лицевой стороны иконы с образом Божией Матери относится к типу «Одигитрия» с Младенцем Христом на левой руке и принадлежит к варианту этого изображения, сложившемуся в X-XI вв.,- варианту наиболее репрезентативному, где положение голов Матери и особенно Сына близко к фронтальному (на Н.

http://pravenc.ru/text/2578017.html

По имеющимся данным, до 46 человек пострадали в те времена именно за веру, а не за то, что были кулаками. Мы хотим изучить их следственные дела для того, чтобы подготовить и потом представить данные Комиссии по канонизации при Священном Синоде Русской Православной Церкви — чтобы достойные были прославлены в лике святых. Среди пострадавших были и священники, и миряне. — Будет установлено празднование Собора молдавских святых, подобно тому как, например, установлен праздник в честь Собора белорусских святых? — Празднование Собора молдавских святых уже установлено, но почему-то оно до сих пор не включено в общецерковный календарь. Еще 2004 году я обращался к Патриарху Алексию с просьбой благословить празднование Собора молдавских святых 1/14 октября. В этот же день совершается празднование в честь Покрова Божией Матери, а также иконы Божией Матери «Гербовецкая» — это главная святыня православной Молдовы. Святейший Патриарх подписал это прошение. — В Молдове отмечают такой праздник? — Да. И мы не делим святых по национальному признаку — эти румыны, а те русские. Есть угодники Божии, прославившиеся в Молдове, которые были румынами по национальности; есть те, которые были гражданами Российской империи. Это и преподобный Паисий Величковский, это и священномученик Серафим (Чичагов), который служил в Молдавии с 1907 по 1914 год, а в 1937 голу был расстрелян на Бутовском полигоне. — Сейчас многие граждане Молдовы живут за пределами своей страны, в том числе и в России. Их судьбы складываются по-разному: некоторые попадают к несознательным работодателям, которые их обманывают, пользуясь их плохим знанием языка. Бывает, что молдаване оказываются в криминальной среде, а иногда люди просто пропадают. Печется ли митрополия об этих людях? — Молдавский народ очень трудолюбив — я говорю обо всех живущих на территории Молдовы, а это и молдаване, и румыны, и болгары. В последнее время очень многие наши сограждане работают за рубежом, в первую очередь в Италии, потому что итальянский и молдавский языки очень близки — в среднем через два месяца молдаване начинают почти свободно изъясняться на итальянском. Они работают также и в Греции, в Португалии, во Франции, в Испании… И, конечно, приезжают в Россию.

http://patriarchia.ru/db/text/1552164.ht...

Храм был передан Калужской епархии 28 июля 1992 г. 30 августа 1992 г. в храме была совершена первая Божественная Литургия. Были приобретены колокола, построена звонница, проведено отопление в Покровский придел. С января 1995 г. в газете «Юхновские вести» стало выходить приложение к Юхновским вестям «Светильник». При храме действует воскресная школа. На приходе почитаются иконы: Божией Матери «Казанская»; святителя Николая Чудотворца и исповедника Георгия (Лаврова, †21 июня/4 июля) с частицей мощей. Престольные праздники приход отмечает: 22 октября/4 ноября , 8/21 июля –– празднование Казанской иконе Божией Матери; 6 декабря/19 декабря, 9 мая/22 мая –– дни памяти святителя Николая; 1/14 октября –– Покров Пресвятой Богородицы. Источник: Впервые собор упоминается в указе Павла 1 от 8 января 1797 года. Начал строительство нового церковного здания в центре города протоиерей Илия Войташевский, служивший в Юхнове с 1794 года. Затем строительство было перепоручено купцу Рябову и в 1804 было завершено. Главный престол был освящен в 1815 году. По окончании строительства церковным старостой был избран купец Ольховский. Каменная соборная пятиглавая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была устроена с двумя приделами: южный в честь Покрова Божией Матери, северный в честь святителя Николая. Первоначально храм и колокольня стояли отдельно, впоследствии, к 100-летнему юбилею храма они были соединены каменным притвором. Тогда же на колокольне были устроены часы. По окончании войны с Наполеоном предводитель юхновского дворянства Симеон Яковлевич Храповицкий пожертвовал в храм Казанскую икону Божией Матери в серебряном,вызолоченном окладе, которая сопутствовала Юхновскому народному ополчению 1812 года. Эта икона была поставлена за правым клиросом под нею привешено древко с штандарта с вышитою золотом надписью: “Сей трофей дан за ваграмское сражение Наполеоном, 28 французскому драгунскому полку, и взят 1813 г. января 19 дня полковником, дворянским предводителем и кавалером Семеном Храповицким; настоящий штандарт поверг к стопам его императорского величества, чрез г-на сенатора Каверина; а древко оного в Юхновский Казанский собор к образу Божией Матери, за избавление оного города и округа 1812 г. октября 18 дня”.

http://sobory.ru/article/?object=09859

Храм воздвигнут вместо деревянной кладбищенской Богородской церкви. Церковь была деревянная, одноэтажная и стояла южнее существующего собора. Место, где она находилась, было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху (не сохранился). Одигитриевский собор был заложен в 1741 г. Строительство затянулось более чем на 40 лет, и только в 1785 г. состоялось освящение храма иконы Божией Матери Одигитрии на втором этаже здания. «Теплая» церковь во имя Богоявления Господня на нижнем этаже была освящена ранее, в 1770 г. Собор является первым каменным сооружением Верхнеудинска. Сооружение собора было обусловлено заметным увеличением населения города благодаря развитию торгового обмена. В то же время после многолетнего перерыва, вызванного в каменном строительстве Сибири отправкой всех мастеровых на форсированную застройку Санкт-Петербурга, в середине XVIII в. от Тобольска до Восточной Сибири начинается подъем каменного зодчества, в первую очередь церковного. Собор был закрыт постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР от 6 сентября 1929 г. После ликвидации прихода в соборе находились курсы стройкадров, затем с 1934 г. – антирелигиозный музей, еще позже – Краеведческий музей, который начал приспосабливать его для своих нужд. Здание было взято под охрану государства. В 1959–1961 гг. здесь производились реставрационные работы. До 1999 г. в помещении Одигитриевского собора располагались фонды Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. 31 марта 1992 г. при соборе был зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории. 1 августа 1995 г. вышел указ Президента Республики Бурятия Л.В. Потапова о поэтапной передаче собора под управление Русской Православной Церкви. 23 мая 1996 г. во время празднования Вознесения Господня на колокольне собора были установлены 6 колоколов. С 1997 г. в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» («Путеводительница»), проводится крестный ход от Свято-Троицкого храма к Одигитиевскому собору с последующим богослужением. 30 октября 1999 г. замироточила икона Божией Матери «Одигитрия». 20 декабря 1999 г. приходу официально был передан нижний придел во имя Богоявления Господня. Здесь 26 марта 2000 г., впервые за 70 лет после закрытия, была совершена Божественная литургия. В сентябре 2004 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил верхний придел главного собора Бурятии.

http://sobory.ru/article/?object=14351

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010