Как мы видим, Феодоровская икона Божией Матери в 1613 году отнюдь не была малоизвестным, местночтимым образом. Она стала монархической святыней задолго до воцарения Дома Романовых. Для участников Великого московского посольства было принципиально важным ее присутствие при призвании Михаила Феодоровича. Весьма показательно, что посольство, войдя в Кострому, прежде отправилось в Успенский собор, где был отслужен молебен Феодоровской иконе Богородицы и лишь затем, взяв образ, двинулось крестных ходом с костромским духовенством и народом в Ипатьевский монастырь. Более того, возглавлявший посольство боярин Федор Шереметев имел при себе в этом путешествии список с Феодоровского образа. Великое московское посольство не имело возможности делать что-либо по своему усмотрению, поскольку перед путешествием в Кострому получило самые подробные указания. Это относится и ко всему, что происходило в Ипатьевском монастыре. Указания опирались на прецедент 1598 года, когда впервые (!), после многовекового правления Рюриковичей власть перешла к новой династии Годуновых. Поэтому, почти все детали призвания на царство Бориса Феодоровича были воспроизведены при призвании Михаила Романова, а многие речи, произнесенные в московском Новодевичьем монастыре (месте призвания Годунова), были повторены в Ипатьевской обители. Все это должно было продемонстрировать народу преемственность и законность новой власти. Русская Церковь, воспринимая чудесное явление иконы и восстановление царского престола после Смутного времени, как близкие по своему духовному значению события, нашла необычный способ связать их воедино через календарь. Формально прославление Феодоровского образа в 1613 г. не было повторным и не устанавливало еще одного праздника. Просто празднование событий августа 1239 года было перенесено на март (об этом сообщалось и в подписи на списках с иконы). И в день «наречения» нового государя отмечалось именно Явление Феодоровской иконы Божией Матери. Свидетельство тому - новая служба чудотворному образу, составленная в конце XVIII века. Она целиком посвящена событиям явления иконы. Царю Михаилу Феодоровичу посвящено лишь несколько строк, но весьма примечательных. В них он сравнивается с Моисеем, выведшим свой народ из рабства.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/26/...

И вот он, такой маленький, делал поклоны перед иконой. Через несколько часов, уже на Всенощной, мама пришла вся в слезах: мальчик заснул, температуры нет. Это чудо при мне случилось, сам видел. Обычно батюшка посылал к иконам Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона, если люди приезжали за каким - то облегчением, с болезнью, или от скорбей. Он это спасение от недугов себе не приписывал, понимал, что не он дает, а Бог дает через него. Здесь каждый день происходит какое - то чудо. Можно назвать нашу икону Талабской, в других местах такой иконы нет " . Икона Божией Матери Смоленская есть и в приделе, освященном в честь этого образа Божией Матери в храме свв. Апостолов Петра и Павла рядом с островом Талабенец, на острове Верхнем (Белов). 10 августа вокруг островов Талабск, Талабенец и Верхний будут совершены Крестные ходы в честь иконы Богородицы Смоленская. Смоленская икона Божией Матери, именуемая " Одигитрия " (Путеводительница), по церковному преданию, была написана святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

В ту же ночь отец Серафим во сне увидел, будто от церкви Зосимы и Савватия и от находящейся в этой церкви иконы Казанской Божией Матери исходит необыкновенный свет. Он направился туда, зашел в храм, поклонился перед иконой до земли, а Царица Небесная от иконы подала ему для лобзания руку со словами: — Приди в дом ко Мне. Отец Серафим отвечал Ей: — Матерь Божия, я не знаю, где Твой дом. Она говорит: — Найдешь. И в это самое время является ему и святой Иоанн Богослов. Отец Серафим попросил его объяснить, чего хотела Матерь Божия, приглашая его в Свой дом, ведь он не знает, куда идти. Святой апостол отвечал ему: «Ты не знаешь, а я знаю. Пойдем со мной...» — в это время он проснулся. После этого отец Серафим начал усердно хлопотать о возведении храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Он смог привлечь к этому святому делу благотворителей и сам физически очень много работал на его строительстве. С Божией помощью ему удалось довести начатое дело до конца. В 1896 году храм был освящен. Именно в этом храме 2 апреля 1897 года он был пострижен в схиму. Мощи схимонаха Серафима (Калмыкова). После этого отец Серафим прожил еще четыре года и, преданно послужив обители в течение 30-ти лет, с миром предал душу свою горячо им любимому Господу. Случилось это 22 октября (4 ноября) 1900 года, в воскресенье, в день празднования Казанской иконы Божией Матери. Господь сподобил его умереть именно в тот самый день, когда празднуется память Казанской иконы Божией Матери, на постройке храма в честь которой он так много потрудился. Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков». Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012. Скит Крумица фотогалерея Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=272...

Закономерно возникает вопрос: почему именно эти даты? Потому что по промыслу Божию как раз реставрация этой иконы, которая происходила в течение двух лет была завершена к интронизации Святейшего Патриарха. И мы с вами знаем, что сам кафедральный Храм Христа Спасителя был построен русскими людьми в благодарность за победу в Отечественной войне 1812 года. И Смоленский образ, как мы с вами знаем из истории, играл самую важную духовную роль в этом событии более чем двухсотлетней давности. Поэтому в 2012 году по благословению Святейшего Патриарха икона Божией Матери в празднование двухсотлетия победы над войсками Наполеона была принесена на Бородинское поле. Так же как она была принесена за двести лет до того в войска Кутузова, и всякий русский солдат поклонялся ей, прося помощи Божией Матери в приобретении мужества и сил для победы над врагом. И вот волею судеб Смоленская икона посещает кафедральный Храм Христа Спасителя, который связан с этими всеми событиями. И ее принесение в кафедральный собор города Смоленска также знаменательно, поскольку оно произойдет в день Сретения Господня, и встреча иконы состоится в этот же день. Во всем этом мы усматриваем благословение Царицы Небесной, Которая Сама определяет эти все даты. Не буду очень долго говорить о том, какое значение Смоленская икона имела для города Смоленска за все эти века, зная, как каждый смолянин почитает наш Смоленский образ и хорошо знает историю его, поэтому я не буду напоминать, понимая, что все мы, живущие в нашем регионе хорошо знаем историю этой чудотворной иконы. Но особо хочу отметить ту обеспокоенность и те многочисленные вопросы, которые уже задают Русской Православной Церкви и специалистам, которые производили реставрацию, связанные с тем: та же ли это икона, которая весь предшествующий век, XX столетие, была в Успенском кафедральном соборе? И мы утвердительно отвечаем все вместе, что это та же самая икона, никакой иной список, нет никакой подмены, это тот же образ. Но мы с вами должны обратить внимание, что те реставрационные работы и тот первоначальный лик, открытый специалистами-реставраторами, самыми ведущими в нашей стране, конечно же, вызовет у всех нас удивление тем, что мы теперь увидим не образ Божией Матери " Умиление " , а строгий образ Царицы Небесной, свидетельствующий о том, что Она является защитницей города Смоленска от неприятеля. И это связано с тем, что она изначально была подарена Борисом Годуновым в 1602 году как надвратная икона Смоленской Божией Матери. И потом волею судеб она оказалась и была помещена в Успенский собор на то место, на котором она пребывала последнее столетие, как минимум, на том месте – с правой стороны собора.

http://religare.ru/2_106025.html

Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус гос. святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Д. и. также была заступницей и покровительницей правосл. воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне» (Там же. Т. 13. С. 347). В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Д. и. о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея (Там же. Т. 14. С. 12). В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской иконы Божией Матери московский мон-рь . Для него сделали список чудотворной иконы - «подобие пречюдные иконы пречистые Богородицы Донския» (Там же. С. 15). Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) В XVII в. Д. и. оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорус. земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Д. и. и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Д. и. в Донской мон-рь (Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8-12), а в 1649-1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Д. и. Во время больших крестных ходов Д. и. выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677-1678) и Крымские походы кн. В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Д.

http://pravenc.ru/text/178950.html

В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова. Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери. Первый Акафист Божией Матери " Неупиваемая Чаша " был составлен священномучеником Иаковом Бриллиантовом, пресвитером Серпуховского Владычнего монастыря. Этот акафист был издан издательством Троице-Сергиевой Лавры. Им же было составлено описание явления иконы Божией Матери во Владычнем монастыре. 30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона " Неупиваемая Чаша " была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный Список Чудотворной иконы. Множество списков с иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " распространены во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением и кровотечением, что является видимым знаком Божественной благодати. Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. В сердцах верующего народа чудотворная икона Богоматери " Неупиваемая Чаша " , находящаяся во Владычнем монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся. В День празднования чудотворной иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " 5/18 мая при огромном стечении народа во дворе обители архиерейским чином сонмом архипастырей и духовенства торжественно совершается Божественная Литургия, а затем начинается величественный Крестный ход с Чудотворным образом.

http://azbyka.ru/palomnik/Икона_Неупивае...

Князь Димитрий Михайлович Пожарский по обету своему в 1625 году украсил чудотворный образ многою утварью; в 1630 году, уважая благоговение царя к чудотворной иконе, собственным иждивением воздвиг в Китай-городе на углу никольской улицы и красной площади, в благодарность Господу за избавление Москвы и русского царства от поляков, теремный казанский собор, и в этот собор перенёс икону Богоматери на своих руках в 1633 году. В 1649 году 22-го октября установлено совершать празднование казанской Богоматери во всей России, по случаю рождения у Алексия Михайловича наследника престола царевича царевича Димитрия Алексеевича, - что для России, недавно испытавшей тяжкие бедствия от пресечения царского рода, служило радостным залогом будущего благоденствия. Священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия дома Романовых на царский престол - их семейный чудотворный образ казанской Богоматери в 1710 году, по повелению императора Петра I, перенесён из Москвы в С.-Петербург, в освящение новой, на берегах Невы, столицы».(4) Таким образом, в отечественной литературе был весьма недвусмысленно артикулирован «вывод» о явленности «Санкт-Петербургской» («Петербургской») Казанской иконы Божией Матери. Вместе с этим, в начале 1850-х гг. известным богословом и духовным писателем, протоиереем Казанского собора (собора Казанской иконы Божией Матери) г. Москвы А.И. Невоструевым (1806 - 1872), которого поддержали ранее работавшие в Казанской Духовной Академии (КДА) профессор философских наук, священник церкви Николая Чудотворца в Столпах г. Москвы (затем - церкви Воскресения Словущего в Барашах г. Москвы) И.А. Смирнов-Платонов (1816 - 1860) и священник Д.И. Кастальский (1820 - 1891), было высказано предположение, что «та самая» икона, «которая явилась в Казани в 1579-м году», пребывает в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г. Москвы, а в КБМ «находится только список с неё».(5) В качестве оппонента А.И. Невоструева выступил церковный историк, автор «Краткого исторического сказания о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой» (1849 г.)(6) и других работ, профессор русской церковной и гражданской истории КДА Г.З.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие. Чудесное обретение Курско-Кореной иконы Божией Матери и первые ее чудеса Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»  — одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне. В 13-м столетии, в страшную годину татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область не избежала общей участи русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

То же самое произошло и на «родине» чудотворного образа: храмы закрывались, уничтожались святые иконы. В период страшного богоборческого лихолетья была уничтожена даже сама память о Трубчевском образе Пресвятой Богородицы. Однако в перечне чудотворных икон Божией Матери, публикуемых в Православном церковном календаре Московской Патриархии, она числилась до 1954 года, но уже в 1955 году по каким-то причинам ее из перечня исключили. Отсчет новейшей истории чудотворного Трубчевского образа Пресвятой Богородицы начинается с 1993-го года, когда по требованию общественности г. Наровчата возобновились поиски пропавших музейных ценностей, в том числе и чудотворной иконы. Образ нашелся в пыли и паутине хранилища, которым, по словам музейного работника, «накрывали горшки». Была она без оклада, серебряной ризы, грязная и истрепанная. По дате ее написания, обнаруженной в нижнем углу, по сходству с описанием ее в монастырской летописи, по другим признакам, компетентная комиссия признала в ней утерянную Трубчевскую икону Божией Матери. Через два года после этого события появляется первое официальное упоминание о чудотворном образе. Его внесли за 534 в списки Православных икон Матери Божией энциклопедического словаря «Христианство» (Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х томах. Под ред. С. С. Аверинцева. М., 1995. Т. 3, с. 574). Интересно, что в этом издании указано празднование в честь Трубчевской иконы дважды в год: 3/16 октября и в пятницу 3-й седмицы по Пятидесятнице. А в июле 2002 года чудотворный образ был обнаружен и в Трубчевске. Произошло это следующим образом. …У благочестивой горожанки Марии Андреевны Купреевой сгорел дом. От строения ничего не осталось. И разве не чудо, что все иконы, включая и бумажные, огонь не тронул. Мария Андреевна, человек одинокий, решила уйти в Дом Милосердия, что в селе Плюсково Трубчевского района, а иконы передала в местный храм во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Одна из икон смутно напоминала Трубчевскую. Особенно вызывал интерес тот факт, что на древнюю доску был нанесен свежий слой краски (причем работал иконописец в нарочито лубочной манере). Пазы иконы, сработанные особым образом, указывали на то, что ранее она хранилась либо в иконостасе, либо в специально изготовленном для нее киоте.

http://pravicon.com/info-4031

В монастыре находились две чудотворные иконы - Одигитрии и Умиления. Явление первой иконы произошло следующим образом. В 1653 году пятнадцатилетнему пастуху, юродивому Тимофею, на Синичьей горе было видение, он услышал голос, возвестивший, что на этом месте через шесть лет воссияет Божия благодать. Через шесть лет он пришел на эту гору и увидел в ветвях сосны икону Божией Матери Одигитрии. Жители близлежащего селения Воронич пришли туда крестным ходом со встречальной иконой Умиления. Только Тимофей смог снять икону с ветвей дерева. После этого обе иконы поставили в Георгиевском храме Воронича. Царь Иван Грозный, узнав о явлении чудотворной иконы, повелел поставить там часовню, а гору назвали Святой. Через год, когда часовня сгорела, по указу царя был построен каменный Успенский храм и основан монастырь, получивший название Святогорского (Сказания 1993:469-471). Икона Одигитрии Святогорской в XIX веке пользовалась большим почитанием в окрестностях монастыря и летом ее торжественно носили по близлежащим селам, оставляя ее там на время, служа молебны и читая перед ней акафисты. Празднование иконе бывало два раза в году: 17 июля и 1 октября на Покров Пресвятой Богородицы. Пушкин знал предания связанные с явленной иконой, не раз видел ее и встречальную икону Умиления в монастырском храме, был свидетелем крестных ходов. Вероятно, поэтому знакомая поэта П.А.Осипова, помещица из соседнего Тригорского, писала ему: «Сегодня у нас было интересное зрелище: увоз иконы Святогорской Божьей Матери. С час тому назад прошел крестный ход при чудной погоде; множество довольно приличной публики, в ожидании прибытия иконы, расположилось у подошвы нашей горы десять или 12 экипажей, стоявших по близости, дополняли картину». Иконы, иногда древние и прославленные Пушкин видел в квартирах своих друзей и знакомых, например, у княгини Зинаиды Волконской, салон которой Пушкин посещал. Как сообщает А.Н.Муравьев, княгиня любила св. равноапостольную Ольгу, «так как и в ее жилах текла кровь Рюрикова, и род Белозерских особенно благоговел пред сею великою просветительницею Руси.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010