Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дней. Пс. 92:6 В напечатанной на страницах Богословского Вестника за 1897 год и 11) статье, под заглавием: «Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, в его отношении к Московской Духовной Академии (к столетию со дня его рождения 26 августа 1797–1897 г.)», мы указывали на живое, деятельное и благодетельное участие этого приснопамятного святителя во многих сторонах жизни Московской Духовной Академии и, как на один из следов такого участия, указывали между прочим на устройство домовой академической церкви. По подробности об этом и остальном обещали мы сделать предметом особых наших статей 1 . Исполняем теперь это обещание, и прежде всего будем вести речь о церкви академической, так как осуществление мысли о ней последовало ранее осуществления других предначертаний времени святительства митрополита Иннокентия на Московской кафедре в отношении к подведомой ему духовной академии. Московская духовная академия открыта была в день Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1814 г., и этот день с тех пор всегда отличался особенною торжественностью празднования в академии, при чем богослужение сопровождалось актом, на котором ректор академии произносил иногда речь, читались списки студентов и лучшим из них раздавались награды. Богослужения (литургии) совершаемы были в лаврских церквах: акт же происходил в академической зале, в которой читались лекции по богословию, производимы были публичные испытания и совершаемы были по временам молебствия, всенощные бдения и другие богослужения, которые, по уставу церковному, допускаются вне освященного храма. Литургию, разумеется, и в другие воскресные и праздничные дни академическое братство, в котором всегда было значительное число представителей монашествующего и белого духовенства, отправляло в лаврских церквах, обыкновенно осенью и зимою в теплой трапезной церкви, а от недели Пасхи до осени в холодном Успенском соборе. В весеннее время этот собор, не успев еще обогреться после зимних морозов, бывал весьма неудобен по сырости воздуха и стен, так что академическое начальство принуждено было довольствоваться ранними литургиями в других небольших церквах лавры. По предварительном распоряжении академического начальства, по соглашению с лаврским, о том, в какой из лаврских церквей должно быть совершаемо богослужение, кому участвовать в совершении богослужения и т.д., обыкновенно студенты, в старину, под предводительством инспекции, попарно шли (с 1850-х годов попарное шествие уже не соблюдалось) в назначенную церковь , к началу службы, какая бы погода в ту пору ни случилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

ЖМП 1 январь 2022 /  5 января 2022 г. 14:00 Когда отверзается и когда затворяется ОБ ОБЫЧАЕ СОВЕРШЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ ПРИ ЗАКРЫТЫХ ЦАРСКИХ ВРАТАХ  Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения» 1 . Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович.  PDF-bepcuя . В Русской Православной Церкви при отверстых царских вратах совершают Литургию архиереи, а также священники, удостоенные права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни и до молитвы Господней «Отче наш» , и все священники, служащие в кафедральных соборах и храмах, удостоенных соответствующего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 2 . Это же право имеют священники, состоящие в должности благочинных 3 . Остальные иереи совершают Божественную литургию при закрытых царских вратах, кроме времени Пасхальной седмицы и праздника Рождества Христова. В Православных Церквах греческой богослужебной традиции Божественная литургия всегда совершается при открытых царских вратах. Поместные Церкви славянской традиции — Болгарская , Сербская и иные — формально придерживаются того же чина, что и Русская Православная Церковь, но более молодое поколение духовенства все чаще совершает Литургию, ориентируясь на греческий обычай.

http://e-vestnik.ru/church/kogda_otverza...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Во едино Малой и Великой России быть». Переяславская рада: трагедия или триумф? 18.01.2014 270 Время на чтение 5 минут 18 января исполняется 360 лет со дня проведения знаменитой Переяславской рады. Юбилей этот на Украине ныне не праздничный. Большинство украинских историков (точнее - называющих себя таковыми) утверждают, что в январе 1654 года в Переяславе имел место коварный обман украинцев Москвой. Дескать, ни о каком воссоединении речь тогда не шла. Гетман Богдан Хмельницкий хотел лишь заключить военный союз против Польши, однако вероломные «москали», воспользовавшись ситуацией, оккупировали Украину и поработили ее. В связи с этим «национально сознательные» авторы говорят о «Переяславской трагедии». Насколько справедлива такая оценка? Попробуем разобраться. Начнем же с того, что в ту эпоху малорусы (или украинцы, если кому-то хочется употреблять это более позднее наименование) совсем не воспринимали случившееся как трагедию. Наоборот, радость и ликование были всеобщими. Достаточно указать на восторг, с каким в малорусских селах и городах встречали ехавших на Раду царских посланцев - боярина Василия Бутурлина, окольничего Ивана Алферьева, думного дьяка Лариона Лопухина. Первым на пути послов лежал небольшой городок Карабутов. За несколько верст до него послов встретили казаки со знаменем. С почетом провели они великороссиян в населенный пункт. В местном храме состоялось торжественное богослужение. Священник провозгласил многолетие и здравие царю всея Руси Алексею Михайловичу, его супруге и детям. «В то время, - писали потом в отчете послы , - были в церкви и многие люди мужеского полу и женского; и видя то, что молили Бога о государском многолетнем здоровье, великою радостью радовались и плакали на радости, чтоб Господь Бог велел им быть под государевою высокою рукою» . На следующий день посольство прибыло в другой городок - Красное. И вновь на подъезде их ждали городовой атаман и казаки со знаменем. А непосредственно перед городскими воротами представителей русского царя встретили «священницы в ризах со кресты и с иконами, и со святою водою, и всем городом с великою радостью» . Под колокольный звон проследовали посланцы в церковь. Снова состоялось торжественное богослужение. Когда же боярин Бутурлин со свитой вышли из храма, в их честь устроили пальбу из пушек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > С Днём духовного рождения нашего народа! В Крестном ходе в Киеве приняло участие рекордное число верующих — более 350 000 человек 27.07.2021 1681 Время на чтение 3 минуты Фото: УПЦ МП Сегодня на Украине торжественно отмечается 1033-я годовщина со Дня Крещения Руси . Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил праздничный молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП. Вместе с Его Блаженством за богослужением молились представители Антиохийской, Сербской Православных Церквей и Православной Церкви Чешских земель и Словакии, епископат, духовенство всех епархий Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, десятки тысяч православных верующих со всей Украины и группы иностранных паломников из Черногории, Грузии, Польши и других стран. Богослужебные песнопения исполнил хор Киевской духовной академии и семинарии под руководством архимандрита Романа (Подлубняка). За богослужением были вознесены молитвы с благодарностью Богу за все благодеяния, которые Господь даровал Украине, за то, что Он избрал наш народ и через святого князя Владимира привел к Православной вере. От имени всех верных звучали молитвенные просьбы сохранить Церковь от расколов и невзгод, приумножить любовь среди нашего народа и даровать мир и благосостояние украинскому государству. После завершения молебна Митрополит Онуфрий обратился к многолюдной пастве с приветствием и духовным наставлением. «Сердечно поздравляю с Днем Крещения Руси - Днем духовного рождения нашего народа! Пусть Бог молитвами святого князя Владимира помогает нам. Пусть Бог молитвами Пречистой Своей Матери хранит всех нас!» – пожелал Предстоятель УПЦ МП. После завершения молебна на Владимирской горке Митрополит Онуфрий вместе с представителями Поместных Православных Церквей, епископатом и духовенством УПЦ МП возглавил Большой Крестный ход с чудотворными иконами. В молитвенном шествии в этом году приняли участие 350 тысяч православных верующих — такую цифру во время брифинга озвучил Управляющий делами УПЦ МП митрополит Антоний.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/27/s_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Украинская Православная Церковь: приближается время духовного подвига и особых искушений 10.03.2021 685 Время на чтение 6 минут Источник: Православие.Ru Глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинс кой Православной Церкви, митрополит Нежинский и Прилукский Климент рассказал, чем жила Украинская Православная Церковь зимой 2021 года. Киев Новостную повестку Православной Церкви вот уже почти две тысячи лет формирует церковный календарь. Поэтому главные события первых месяцев года связаны с христианскими праздниками. В первую очередь это, конечно, Рождество Христово, на праздновании которого сказалась эпидемиологическая ситуация в стране. И в этом году более шести миллионов зрителей смотрели онлайн-трансляцию праздничного богослужения из Киево-Печерской лавры, которое возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Такую величину можно объяснить тем, что многие люди еще боятся посещать людные места и потому решили посмотреть богослужения онлайн. Сейчас на Украине стартовала вакцинация от COVID-19, но общественный резонанс по этому поводу существовал еще с конца прошлого года. На эту тему в своих проповедях не раз высказывался Блаженнейший Митрополит Онуфрий, обращая внимание на важность правильного отношения к своей жизни и здоровью и подчеркивая, что верующие не должны забывать о «вакцине вечности» — покаянии. Ведь зачастую люди допускают подмену понятий, и вместо страха перед грехом и опасения оказаться в ситуации, когда Бог у них стоит не на первом месте в жизни, боятся каких-то вещей, которые на самом деле совершенно неочевидны и не имеют никакого подтверждения в Священном Писании. С заявлениями по поводу вакцинации не раз выступали управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, а также глава Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор. Последний в своем комментарии отметил, что международное сообщество настаивает на добровольности процесса вакцинации, который должен исключать любые принудительные меры по принятию или непринятию этой медицинской процедуры.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/10/ukrain...

Закрыть «Преподобный Сергий Радонежский - не только молитвенник, но и выдающийся государственный и общественный деятель» 700-летие своего небесного покровителя отпраздновала Троице-Сергиева Приморская пустынь 09.10.2014 229 Время на чтение 4 минуты 8 октября в Троице-Сергиевой Приморской пустыни состоялись главные петербургские торжества в честь 700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского. Более 8000 тысяч паломников во главе с епископом Царскосельским Маркеллом прошли к обители Крестным ходом от железнодорожной платформы Сергиево (Володарская). В колонне крестоходцев находились первые лица Администрации Санкт-Петербурга, в том числе вице-губернатор Василий Николаевич Кичеджи. В возрожденной обители большую часть паломников принял храм во имя преподобного Сергия Радонежского, богослужение в котором возглавил архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии. Ему сослужили архиепископ Сурожский Елисей (Русская Православная Церковь в Великобритании и Ирландии), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусская Православная Церковь), епископ Глазовский и Игринский Виктор, епископ Армавирский и Лабинский Игнатий, представители Грузинской, Греческой, Украинс кой и Финской Православных Церквей, духовенство Санкт-Петербургской митрополии. Перед началом литургии за помощь в организации в городе на Неве празднования в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского Василий Николаевич Кичеджи был награжден медалью апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он поздравил паломников от имени губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко. В этот день праздничная служба в Троице-Сергиевой пустыни, по примеру Троице-Сергиевой Лавры, проводилась одновременно во всех действующих храмах монастыря, которых насчитывается пять. В недавно отреставрированном храме святого мученика Валериана в Зубовском корпусе богослужение возглавил епископ Царскосельский Маркелл. Обращаясь к прихожанам, он напомнил, что задача христианина: « стремиться к Богу, каждый выполняя свою миссию здесь, на земле. Преподобный Сергий Радонежский для нас не только памятник исторических событий, а светильник, свидетель того, что можно сделать, превратив свое собственное сердце в обитель Пресвятой Троицы ».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/09/pr...

Когда Христос стоит незримо… О самом необычном богослужении Великого поста 25 февраля, 2015 О самом необычном богослужении Великого поста Каждому христианину, более или менее регулярно посещающему храм, приступающему к спасительным Таинствам, известно, что Великий пост «не состоится», если хотя бы раз не прийти на Литургию Преждеосвященных Даров. Эта удивительная по своему покаянному настрою служба совершается в течение всего Великого поста по средам и пятницам; а в Страстную седмицу — в понедельник, вторник и среду. NB: статья написана в конце Великого поста 2013 года.  Господь рядом Конечно, она совершается в будни, конечно, трудно выкроить драгоценное утреннее время, занятое работой и заботами о ближних, — трудно, но можно. И нужно. Потому что без этой Литургии не сложится образ великопостного богослужения, да и сам Великий пост рискует остаться чисто гастрономическим предприятием. Почему? Потому что Литургия, которая служится в Великий пост по субботам и воскресеньям, это та самая Литургия, на которую мы ходим и в обычные, непостные дни. Она написана по чину святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого и почти ничем не отличается от той, которая служится в привычное время. Поэтому если и в пост ходить в храм исключительно по выходным дням, то будет полное ощущение, что поста нет, и все происходит, как всегда, быть может, лишь с небольшими нюансами. Чин Литургии Преждеосвященных Даров был написан в VI веке святителем Григорием Двоесловом, папой Римским. По духу и структуре она совсем другая, более, если так можно выразиться, великопостная, менее праздничная. Главная особенность — во время Литургии Преждеосвященных Даров происходит причастие заранее освященными Телом и Кровию Христовой. Заранее, то есть прежде текущего момента, отсюда и название. Если во время «простой» Литургии мы просим о том, чтобы по молитвам Церкви Господь и в этот раз пресуществил хлеб и вино в Свои Святые Тело и Кровь, то в течение всей Литургии Преждеосвященных Даров Дары уже есть и находятся в алтаре. Они были освящены на обычной, воскресной Литургии, и пребывают в храме с воскресенья. Таким образом, с самого начала Литургии Преждеосвященных Даров Сам Христос незримо стоит в Царских вратах, рядом с верующими. Осознание этого факта придает богослужению особый трепет.

http://pravmir.ru/kogda-hristos-stoit-ne...

Л.М. Евсеева. Византийские иконы proksynesis в богослужебном обиходе Ритуальное поклонение иконам было известно в Византии раннего периода, о чем говорит, например, текст Софрония Иерусалимского VII вв. о чудесах святых Кира и Иоанна, которых некий Феодор видел во сне коленопреклоненными перед образом Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи 172 . Максим Исповедник также пишет о целовании икон Христа и Богоматери, но в особых, исключительных случаях 173 . Церковное обрядовое поклонение иконам в Византии появилось уже в постиконоборческое время и имело в качестве догматического основания постановления VII Вселенского собора о поклонении иконам и Кресту, а в качестве ритуального образца – церемонию торжественного возглашения и поклонения иконам в Софии Константинопольской 11 марта 843 г., символизировавшую окончательную победу над иконоборцами. Обряд поклонения иконам стал частью церковного богослужения православной церкви и совершается по сей день в определенные его моменты, специально предназначенные для этого акта 174 . Иконы proskynesis, что можно перевести как «поклонные», упоминаются – преимущественно во множественном числе – в византийских императорских монастырских типиконах и отдельных монастырских инвентарях 175 , что послужило основой поиска исследователями реальных памятников этого типа или данных о нем. Однако каких-либо описаний этих икон тексты, как правило, не содержат. Распространенное множественное число в этих текстах, можно предположить, обозначает не исключительные, прославленные иконы, а некие обиходные, скорее всего организованные в серии. Безусловно, это некий особый тип икон. Современная наука не имеет развернутого исследования относительно византийских икон proskynesis. Однако многие современные исследователи так или иначе касались этой проблемы. В.Н. Лазарев одним из первых связал иконы proskynesis, известные по византийским инвентарям, с неболыиими по размеру изображениями праздников, которые выставляются в церкви во время богослужения, но полагал при этом, что они стояли в обычные дни на темплоне, откуда снимались по одной в соответствующие праздничные дни года 176 . К.Уолтер считает иконы proskynesis иконами особых функций, о которых упоминает византийский автор XII в. Кодин, говоря о церковной практике выставлять икону с изображением святого или праздника для поклонения в день памяти 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Малый вход литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных благодаря наличию лекционарного аппарата для чтения за богослужением. Священный текст может быть представлен в Е. с. как в виде отдельных литургических чтений, расположенных в соответствии с устройством года церковного (см. ст. Лекционарий ; в слав. традиции этот тип Е. с. именуется апракосом ), так и в непрерывном виде, т. е. так же как в полной Библии (см. Четвероевангелие ). Е. с. хранится на св. престоле как одна из главных святынь в храме (отсюда иное название Е. с.- напрестольное Евангелие), символизирующих живое присутствие Христа в общине. В правосл. традиции чтения Евангелия за богослужением, составляющие центральную часть литургии оглашенных, а также праздничной и воскресной утрени и ряда особых служб (различных богослужений Страстной седмицы, царских часов и др.), совершаются диаконом, священником или епископом по Е. с. Для чтения книга обычно износится из алтаря и полагается на аналой , стоящий на амвоне (во всех случаях чтения Евангелия диаконом, а также во время царских часов, часов Страстной седмицы, за утреней Великой пятницы, в 1-й день Пасхи), или читается предстоятелем, к-рый держит Е. с. в руках (этот обычай широко распространен в совр. греч. традиции, но малоупотребителен в русской), или же диакон держит перед ним книгу. В нек-рых случаях (в воскресные дни, за утреней Великой пятницы, в 1-й день Пасхи) устав предписывает читать Евангелие из алтаря, но на практике это предписание часто не соблюдается. При совершении треб, чинопоследование к-рых включает чтение Евангелия, обычно используется Е. с. небольшого размера - т. н. требное Евангелие (как правило, оно не износится из алтаря специально для чтения, а просто помещается на требный аналой). Е. с. также износится из алтаря во время торжественных процессий: за Божественной литургией - на малом входе ; на вечерне - на входе в те дни, когда вечерня соединена с полной литургией или когда за вечерней или за литургией Преждеосвященных Даров устав предписывает читать Евангелие; на утрене - в Великую субботу (а по нек-рым древним уставам - и в др. дни; вход с Евангелием на утрене Великой субботы дал начало священнодействиям с плащаницей ); при совершении крестного хода . Изнесение Е. с. из алтаря и целование его верующими составляют одно из центральных священнодействий воскресной утрени (см. ст. Воскресенье ) и символизируют явление Христа по Его воскресении и поклонение Ему.

http://pravenc.ru/text/180916.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАЖЕН МУЖ [греч. Μακριος νρ; церковнослав.    ], в правосл. богослужении - название 1-й кафизмы Псалтири (Пс 1-8) или ее 1-й «славы» (1-й трети, «1-го антифона» - Пс 1-3) по начальным словам Пс 1. 1: «                ». «Б. м.» обычно поется на праздничной вечерне (как в составе всенощного бдения, так и отдельно) под воскресные и праздничные дни. Появление «Б. м.» как самостоятельной литургической единицы связано с палестинским разделением Псалтири на 20 кафизм; к тем традициям, где бытовало иное деление Псалтири, термин «Б. м.» неприложим. Тем не менее, поскольку в богослужебных системах древней Церкви Псалтирь, как правило, пропевалась или прочитывалась за неделю, ее начальные псалмы часто стихословились вечером в субботу или утром в воскресенье. В кафедральном богослужении К-поля VI-XII вв.- «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...» (Пс 1.1). Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. 129 д. Л. 2) «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...» (Пс 1.1). Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. 129 д. Л. 2) песненном последовании - Пс 1 и 2 с припевом «Аллилуия» составляли 1-й изменяемый антифон в субботу вечером, с к-рого начиналось пение рядовой Псалтири ( Арранц. С. 281). В старом (до реформ ХХ в.) римском обряде стихословие Псалтири начиналось на воскресных nocturnae (ночная служба) ( Taft. Liturgy of the Hours. P. 137). В Типиконе Hieros. S. Crucis. 43 - памятнике иерусалимского богослужения IX-X вв., описывающем богослужение страстной и пасхальной седмиц в соборном иерусалимском храме Воскресения,- «Б. м.» поется в Великую субботу вечером (Дмитриевский. Богослужение. С. 172-173). В богослужебных системах, придерживающихся палестинского деления Псалтири, 1-я кафизма была также закреплена за вечером субботы. Древнейшая известная рукопись палестинского Часослова (Sinait. gr. 863, IX в.) начинается с 1-й кафизмы, без указаний, когда следует ее исполнять; вслед за кафизмой выписан 1-й час и др. службы суточного круга (Mateos. Un horologion. P. 48). Издатель Часослова Х. Матеос объясняет необычное положение кафизмы в рукописи тем, что переписчик, начав переписывать литургическую Псалтирь, впосл. изменил свое намерение и решил переписывать Часослов (Ibid. P. 60). Такое объяснение представляется неубедительным, потому что в заглавии рукописи (помещенном перед 1-й кафизмой) указано: «Часослов по уставу Лавры святого отца нашего Саввы». Палестинское деление Псалтири вошло в Студийский устав , как и в более поздний Иерусалимский.

http://pravenc.ru/text/ Блажен муж .html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010