Строительство храма святой мученицы Анастасии Узорешительницы начато в колонии1 осенью 1999 года. К началу 2001-го уже освящены и установлены кресты, заканчиваются кровельные работы, начато изготовление иконостаса. Но Церковь не есть только храм — это собрание верующих, поэтому Церковь в колонии действует и сейчас, а начала действовать еще в 1994 году, когда в маленькой комнатке (не более 15 квадратных метров) в одном из административных помещений жилой зоны была устроена часовня, или, как ее называли в колонии, “молель-ная комната”. Руками осужденных был изготовлен иконостас. Размеры его таковы, что пройти с Чашей через диаконские врата священник может только боком, однако богослужения проходят регулярно. Минимум раз в два месяца, иногда чаще совершается Божественная литургия, тогда в колонию приходят два священника: отец Владимир, настоятель храма святителя Николая в деревне Зародище, прикрепленный к колонии для постоянного духовного окормления осужденных, и отец Виталий, настоятель поселковой церкви Тихвинской иконы Божией Матери. По великим праздникам служит благочинный церквей Невельского округа отец Петр в сослужении духовенства. Два раза в неделю отец Владимир ведет прием осужденных по всем вопросам, в другие дни осуществляет крещение, служит молебны. В часовне во время литургии помещается 11–12 человек; когда народу собирается больше, приходится стоять в коридоре. Это смущает молящихся, поэтому, когда часовня наполняется, пришедшие позже чаще всего покидают богослужение. Таким образом, потребность в новом большом храме очень велика и возрастает с каждым днем, так как православная община укрепляется и ширится. Этому способствуют и другие мероприятия, проводимые администрацией колонии. По субботам проводятся Евангельские чтения, во время занятий читаются тексты Евангелия, предназначенные для чтения в храме во время воскресной службы в соответствующую неделю, а также их объяснения по книгам отца Григория Дьяченко “Объяснения воскресных (другая книга — праздничных) Евангелий”. Проводятся также праздничные собрания: совмест-ные чаепития с предваряющими беседами о смысле и содержании православного праздника. Чай, хлеб, мука, масло (для блинов) обычно предоставляются администрацией по рапорту психолога; конфеты, печенье, другие разрешенные для передачи в колонию продукты (кроме сигарет) передаются священниками из окрестных храмов Идрицы, Зародища, иногда г. Себежа. Осужденные с большим вниманием относятся к таким собраниям, причем само чаепитие со временем перестало играть здесь существенную роль, как это было вначале. Об этом говорит хотя бы то, что не менее охотно посещаются раз в две недели Евангельские чтения, которые проходят без всякого чаепития. Поначалу же такие праздничные собрания были хотя и более многолюдны, но имели своим смыслом только чай и конфеты. Они проходили шумно, надрывно весело, с шутками, далеко не всегда позволительными христианам, с использованием электромузыкальных инструментов.

http://pravmir.ru/tserkov-v-kolonii/

ЦВ 22 (466) ноябрь 2011 /  29 ноября 2011 г. 18:17 Жизнь как служение 19–21 ноября в Москве прошли торжества, посвященные 65-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В столице России собрались Предстоятели Православных Церквей — Грузинской, Польской, Чешских земель и Словакии, а также представители Болгарской и Румынской Православных Церквей. Вместе с Предстоятелем Русской Церкви они приняли участие в богослужениях и праздничных мероприятиях. Накануне празднования в Москву прибыла великая христианская святыня — пояс Пресвятой Богородицы, поклониться которому в Храм Христа Спасителя пришли десятки тысяч верующих. События, связанные с памятной датой в жизни Святейшего Патриарха Кирилла, дают возможность увидеть подвижническое служение Предстоятеля Русской Церкви, почувствовать силу и радость общения церковной иерархии, клира и народа в духе православного единства.  «Воспринимая всё то, что надлежит делать мне как Патриарху, я в меру своих сил старюсь ответить на Божий призыв, сознавая, что без благодати Божией невозможно ни совершить добрых дел, ни тем более обрести спасение», — отметил Святейший Патриарх Кирилл в ответ на поздравления участников торжеств по случаю 65-летнего юбилея Предстоятеля Русской Церкви. Подтвреждением сказанного служит активная и плодотворная деятельность Московского Первосвятителя, дела и свершения Патриарха, которые невозможно реализовать без помощи Божией. Об этом в течение двух дней праздничных торжеств говорилось неоднократно. Череда юбилейных мероприятий началась с вечера 19 ноября. В канун празднования 65-летия Предстоятеля Русской Церкви в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя было совершено всенощное бдение. Богослужение возглавили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также Предстоятели Поместных Православных Церквей, прибывших в Москву для участия в юбилейных торжествах: Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор. Собору Предстоятелей сослужили члены Священного Синода Русской Православной Церкви, архипастыри и многочисленное духовенство. Перед полиелеем в храм была принесена великая христианская святыня — ковчег с поясом Пресвятой Богородицы. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл и Предстоятели Поместных Церквей поклонились святыне.

http://e-vestnik.ru/church/zhizn_kak_slu...

Эксапостиларии Великих Господских праздников Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Пройдут дни Святой Троицы, и в Церкви надолго умолкнут слова праздничных светильнов. Будут идти богослужения святым Апостолам, дни торжества икон Богоматери, дни святых Русской земли, а в службах — все нет праздника, который сопровождался бы торжественным светильном. Минуют длинные вешние и летние дни, и природа уже придет к своему повороту, когда, наконец, наступит Успенский пост, и с ним — великий праздник Преображения Господня. Необычно торжественно в храме, необычно воспоминание восхождения Спасителя с учениками на гору Фавор, радость и торжество службы переполняет человеческое сердце. Велики и торжественны слова праздничного канона, и душа верующего покоится в объятиях и красоте праздничного величания Христа, возшедшего на гору — незадолго перед страданиями. В словах стихир не умещалось величие праздника. Теперь, в произнесении канона, его высоких и радостных слов, радость нарастает. В речении светильна в этот день радости опять преподносится верующим таинство Святой Троицы, — но уже иначе, чем раньше, чем в великий день Пятидесятницы. Свете неизменный Слове, света Отца нерожденна, — начинает творец эксапостилария свой победный гимн, — во явленнем свете Твоем свет видехом Отца, свет и Духа, светом наставляюща всю тварь. Здесь, в службе праздника Преображения Господня, на первое место ставится свет Сына, свет Христа, грядущего на страдания. Этот свет, здесь, на Фаворе явленный свет Христов, руководит всеми остальными событиями. …во явленнем свете Твоем свет видехом Отца, свет и Духа, светом наставляюща всю тварь. Слова службы действенны и тогда, когда ты бываешь лишен возможности присутствовать в этот праздник в храме. Мне не забыть великого утешения, пережитого в Сибири, на берегу большого озера. Тихо струилась тогда молитва моего друга Марии; долго сидела она на тонком стволе березы по окончании прочитанной нами службы, уходя в глубину пережитых слов…

http://pravmir.ru/eksapostilarii-velikih...

О Богослужении I. Православное учение о Богослужении Богослужение православной Церкви состоит из совокупности молитвословий, песнопений и священнодействий, совершаемых по определенным, установленным Церковью, правилам. В основании христианского православного богослужения положено совершение таинства св. причащения. Это таинство есть новозаветная безкровная жертва, заменившая собою жертвы ветхозаветные. Оно установлено Спасителем для сообщения верующим спасительной силы Его крестной смерти. Установлены Спасителем и другие таинства для сообщения верующим благодатной помощи Божией. Определены и особые лица для совершения богослужения: сначала апостолы, а потом преемники их служения – епископы, священники и диаконы. Уже при апостолах христианское богослужение получило определенный состав. Она состояла из молитв песнопений, чтения слова Божия, проповеди и совершения таинств, особенно же таинства св. причащения. Окончательное устройство христианское богослужение получило при преемниках апостолов – отцах и учителях Церкви. Все сектанты – рационалисты, хотя и ратуют против внешнеобрядового богопочтения православной Церкви, но на практике и сами не могут обойтись без тех или других обрядов. Так, у всех сектантов существует, прежде всего, общественное богослужение. Сектанты той или другой местности в воскресные или праздничные дни собираются в какой-либо условный дом, с внешней стороны ничем не отличающийся от обыкновенного сектантского жилого дома, и здесь совершают свое обычное общее моление. Моление это состоит из чтения св. Писания с объяснением, произнесения особо составленных и принятых молитв, а также и пения духовных песней. Кроме того, в состав сектантского богослужения, особенно у молокан, у которых богослужение сравнительно с другими сектантами, торжественнее и сложнее, – введены также сектантами поклоны, коленопреклонения, ужин, названный «вечерию» или «преломлением хлеба», «братствование» или «целование» и т. под. Таким образом, у сектантов есть свое особенное внешее или обрядовое богопочтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О православном Богослужении Православное Богослужение отправляется три раза в день – вечером, утром и в полдень. Первое называется вечерня, второе утреня, а третье литургия или обедня. Вообще православное Богослужение совершается не так как у нынешних евреев, где каждый может совершать Богослужение, как умеет; оно отправляется, как некогда у древних израильтян, непременно священниками, облаченными в священные одежды, и в освященном храме. При Богослужении помогают священниками иногда диаконы, и непременно бывают чтецы и певцы. Такой образ их священнослужения установлен по примеру ветхозаветной церкви, в которой диаконов заменяли левиты, помогавшие священникам при Богослужении. Не буду объяснять вам вечернего Богослужения отдельно, как оно совершается в будни, а укажу только на то, что совершается на всенощном праздничном бдении, в котором вечерня соединяется с утреней. Всенощное Богослужение 13 изображает прежде всего сотворение Мира, падение человека и вообще ветхозаветные времена, в которые люди подготовлялись к принятию Спасителя Мира; а потом воспоминаются и события новозаветные, как рождество Спасителя и воскресение Его. Во время воскресной всенощной воспоминается воскресение Господа нашего Иисуса Христа с его спасительными действиями для людей. Это воспоминается тогда, когда поют: «хвалите имя Господне и далее: «Благословен еси Господи», – когда читается воскресное утреннее Евангелие и когда выносят Евангелие для поклонения и лобзанья всему народу. О подробностях этого Богослужения и таинственном значении их поговорим особо, в другое время, или прочитаем готовое сочинение. Я, как мирянин и малоученый, не беру на себя смелости много говорить с вами от себя о таком важном предмете; скажу вообще, что все, читаемое и воспеваемое во время всенощной, заимствовано из священных книг Ветхого и Нового Завета; и все это свидетельствует, о важности православного Богослужения. Слушая его в церкви, я особенно начал благоговеть, к молению христиан и убедился, что Богослужение христиан, которое так, унижают иудеи, священно и Богоприятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

III. Воскресное богослужение § 31. Воскресное Богослужение Воскресное богослужение, или (по октоиху) Богослуженье недели (т.-е. недельного дня) есть праздничное в кругу седмичном, и молитвословия и песнопения поются в большей части из октоиха, нежели из минеи. Оно бывает со всенощным бдением и без бдения. С Пасхи до Воздвижения положено совершать на воскресные дни всенощное бдение с малою пред ним вечернею; а с Воздвиженья до Пасхи, если не случится в воскресенья великих праздников со бдением, положено совершать с вечера великую вечерню с 9-м перед нею часом и повечерием после нее; а утром – воскресную полунощницу и утреню с 1-м часом. Утреня совершается с полиелеем, если воскресенья будут стоять от 22-го сентября до 20 го декабря, и от 14-го января до недели сырной (кроме недели мытаря и фарисея) – и без полиелея; но со чтением Евангелия, если воскресенья будут стоять от недели сырной до 22-го сентября, и от 20-го декабря до 14-го января. Вместо полиелея поются тогда непорочны или псалом 118-й. Когда в воскресные дни надлежит петь полиелей и вместо него непорочны – это указывается в следующем порядке времени года, начиная с недели ап. Фомы: а) в неделю ап. Фомы – полиелей без паримий, б) в следующие недели до Пятидесятницы – непорочны, в) в Пятидесятницу – полиелей, г) с недели всех святых до 21-го сентября – непорочны, д) с 22-го сент. по 20-е декабря – полиелей, е) с 20-го дек. по 14-е янв. – непорочны, ж) с 15-го янв. до недели мытаря и фарисея – полиелей, з) в неделю мытаря и фарисея – непорочны, и) в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную – полиелей с присоединением пения псалма: «На реках Вавилонских», и) с 1-й недели Великого поста до 5-й включительно – непорочны, к) в неделю Ваий – полиелей. Примеч. Если в какие недели случится празднование святому с подиелем или бдением, то всегда поется полиелей. Чинопоследование воскресного богослужения I. Со всенощным бдением II. Без бдения С вечера сперва совершается служба 9-го часа, потом – малая вечерня, а после нее – всенощное бдение, – днем часы и литургия 1. Девятый час совершается по обычному чину, а затем без отпуста часа – малая вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 4 – Богослужение Совершение богослужения, то есть служения Богу, – это главное, для чего создан храм, для чего люди приходят в церковь . Служением Богу, в узком смысле, может быть названо служение человека словом и действием, которые предназначены только Богу. Богослужение совершают только священнослужители, в нем могут участвовать и миряне, имеющие благословение на каждое конкретное чтение или пение. Все православные христиане, посещая церковь , храм Божий, участвуют в богослужении молитвой. УСТАВ И БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ. Православное богослужение состоит в совершении Таинств, чинопоследований, обрядов, в чтении молитв, пении, а также священных действиях. Совершают богослужение не произвольно, как кому заблагорассудится, а по определенному порядку, уставу, принятому в Церкви. Устав богослужения излагается в книге, которая называется Типикон , что в переводе с греческого и значит “устав”. Порядок совершения богослужений изложен в Служебнике и Требнике , которые содержат последовательность всего, что читает, возглашает и пропевает священник или диакон. Для архиерейской службы составлен Чиновник . Для чтецов составлены другие книги. Следованная Псалтирь содержит последовательность служб суточного круга: вечерни, утрени, часов и других. Для этой же цели составлен Часослов . Для певцов и чтецов составлены: Октоих – службы недельного круга (например, воскресные, понедельничные и т. д.); Минея – службы святым и праздникам на каждое число каждого месяца (более 25 томов). Триодь Постная – службы Великого поста. Триодь Цветная – службы Пасхи и всех пасхальных дней, включая Троицу. Кроме того, есть Ирмологий , Стихирарь , Праздничная и Общая Минея и другие. Для мирян, которые желают следить за богослужением, издана брошюра “Всенощное бдение и литургия”. Хотя в ней нет всех изменяющихся текстов, основные молитвы и песнопения в ней все же имеются. Виды богослужений – 9-й час, вечерня , повечерие , полунощница, утреня , 1-й час, 3-й час, 6-й час, литургия – составляют суточный круг богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Содержание Богослужение будничное Богослужение воскресное Богослужение праздничное     Документы, относящиеся к истории древнего христианского богослужения, крайне скудны. Вследствие этого, наши сведения о его составе и особенностях за древний период довольно отрывочны и неполны. Между тем, иметь точное и ясное понятие об этом предмете весьма важно, как для понимания духа и значения всего вообще христианского богослужения на всех стадиях его истории, так и в частности для объяснения и оправдания его особенностей в настоящее время. Поэтому, открытие всякого нового памятника, обещающего пополнить и пояснить существующие сведения о древнем периоде христианского богослужения, не может быть встречено иначе, как с живейшим интересом и радостью. К сожалению, подобные открытия бывают весьма редко. – Впрочем, в последнее время литургической науке в этом отношении посчастливилось. В ее распоряжение поступает несколько новых весьма ценных документов, относящихся притом к самому древнему периоду. Таковы: Διδαχη των πο δ τλων и считавшиеся утраченными главы первого послания св. Климента римского к Коринфянам. Таково же вновь открытое „Путешествие к святым местам св. Сильвии Аквитанки“ – S. Silviae Aquitanae peregrinatio ad loca sancta. Этот последний памятник сделался известен ученому миру лишь с очень недавнего времени. Он опубликован, с введением и примечаниями, итальянским ученым Гамуррини в начале прошлого 1887 года в периодическом издании Римской историко-юридической академии (Bibliotheca dell Academia storico-giuridica, volume quarto) под следующим заглавием: S. Hilarii tractatus de mysteriis et hymni et S. Silviae Aquitanae peregrinatio ad loca sancta. Accedit Petri diaconi liber de locis sanctis (Romae 1887). На западе этот памятник успел уже обратить на себя должное внимание и филологов и географов и литургистов и вызвал значительное количество статей 1 ; у нас же о нем еще мало кому известно. Вот общие о нем сведения. Рукопись, с которой сделано издание, принадлежит библиотеке братства св. Марии в Ареццо (Fraternitas s. Mariae vel laicorum). Она – пергаменная и происходит из Монте-Кассинского монастыря, где была изготовлена в XI в. по приказанию знаменитого аббата Дезидерия, бывшего потом, с 1086 г., папою под именем Виктора III. В Ареццо она перенесена была по всей вероятности Амвросием Растреллини, который был аббатом монастыря Монте-Кассино 1599 – 1602 г., но жизнь свою кончил в Ареццо. К сожалению, в течение времени рукопись весьма много пострадала и дошла до нас в весьма неполном виде. В ней-40 листов. Из них первые 15 содержат сочинение Илария „О таинствах“ без начала и с большим пропуском в конце и несколько его гимнов без конца. Следующие 25 листов содержат „Peregrinatio» тоже в весьма неполном виде-без начала и конца и с небольшим пропуском по средине. По мнению Гамуррини обе половины рукописи писаны разными руками; последняя – рукою более древнею, чем первая. Нам нужна только вторая половина или путешествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Чинопоследование всенощного бдения Православное богослужение – это общение верующих с Богом, Пресвятой Девой Марией и святыми угодниками Божиими через молитвы, песнопения, чтения Слова Божия и священнодействия, совершаемые Церковью по определенному чину. За богослужением ум, чувства, душа человека молитвенно возносятся к Богу и святым, чтобы прославить Любовь, Премудрость и Благость Божию и, испросив Божественную помощь, познать истины христианской веры и нравственности, встать на благодатный путь спасения, жить по заповедям Господним в духе христианской любви, в радости благословенного труда, в надежде наследования жизни вечной. В богослужении Сам Господь нисходит к людям, чтобы подать им Свое Откровение, напитать верующих нетленной пищей в святом таинстве Причащения. Начало новозаветному христианскому богослужению положил Сам Господь Иисус Христос , установив таинство Святого Причащения на Тайной вечери и заповедав: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф. 26, 26–28 ; Мк. 14, 22–24, 26 ; Лk. 22, 19–20; I Кор. 11, 23–26). Во исполнение заповеди Спасителя святые апостолы и их преемники, просвещая Светом Христовым народы вселенной, учреждали Церкви и устанавливали порядок богослужений. Святая Православная Церковь в своей неиссякаемой любви, постоянной заботе о жизни, здоровье и спасении своих верных чад установила девять служб в сутки: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, часы 1-й, 3-й, 6-й; литургию (как средоточие всех служб суточного круга) и 9-й час, а также службы особенные, частные, в таинствах Крещения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Брака (Венчания), Священства (Хиротонии), Елеосвящения (Соборования) и в чинах погребения усопших, освящения воды, молебнах. Накануне воскресных и праздничных дней вечером в православных храмах совершается богослужение, называемое всенощным бдением. В древности эта служба имела греческое название ποννυχς (панихида), всенощная, или: " Αγρυπνα – ночное богослужение, а также латинское: vigilia – бодрствование. На заре своего становления христианская Церковь совершала ночные богослужения по примеру Христа Спасителя и Его учеников, часто проводивших ночь в молитве. Обычай совершать богослужение ночью был воспринят христианами последующих времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В настоящее время как известно читателю, епископальная Англиканская церковь и церковь Северной Америки ищут единения с православно-католической церковью. Великая честь, великая сила будет 19-му веку, если это, истинно-великое, дело совершится... Но наше слово к читателю не об этом. Наше слово о богослужении Англиканской церкви. Богослужение это, при поиске Англиканской церковью единения, станет делом очень немаловажным. Почему? – Потому, что богослужение известной церкви есть выражение вероучения этой церкви в священных действиях, обрядах. Какова вера церкви, таково и её богослужение. Между вероучением например православным и лютеранским различие большое; такое же поэтому большое различие и между богослужением православной церкви и лютеранской. Вера, если можно для наглядности сравнить, так же отражается в богослужении, как предмет в зеркале. Таким образом при поиске Англиканской церковью единения невозможно отдельно рассматривать вероучение данной церкви от богослужения. Разграничивать одно от другого дозволял только один Рим своим миссионерам, которые оставляли между новокрещёнными языческие обряды. (При исключительном поиске Римом только земных интересов папы, а не веры, это объясняется легко). Между тем разграничение вероучения и богослужения, как было заявлено в текущем году 1 , желает и Англиканская церковь и некоторые из лютеран, ожидающие света истины с Востока. «В настоящее время вопрос, возбуждённый брошюрой Овербека («Свет с Востока») состоит только в том: может ли православная восточная церковь благословить существование православно-католических национальных церквей на западе, т.е. могут ли быть допущены, при единении в вере, различное чинопоследование и обряды, так чтобы, например, католик-француз, отказавшись от догматических заблуждений своего вероисповедания, в то же время мог остаться при чинопоследованиях и обрядах своей галликанской церкви, испанец – испанской, англичанин – англиканской, житель Медиолана – медиоланской. В настоящее время вопрос только в этом. Если на него последует положительный ответ, тогда ищущие единения с православной церковью вышлют свои богослужебные книги на рассмотрение Св. Синода; если же ответ будет отрицательный, дело (угроза...) прекратится в самом начале». Вот почему, в настоящее время вопрос о богослужении Англиканской церкви есть дело большой важности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010