З. Барсукова Глава десятая Первое богослужение на якутском языке, совершенное архиепископом Иннокентием. – Посвящение протоиерея Петра Попова во епископа якутского. – Воспоминания протоиерея Виноградова о семилетнем пребывании Иннокентия в Якутске. – Буря на пути из Дуи в Кастри. Пятнадцатого июля 1859 года, в Якутском Троицком соборе было в первый раз совершено богослужение на якутском языке, а 19 день июля был назначен преосвященным Иннокентием, для отправления в первый раз на этом языке божественной литургии. С раннего утра толпы народа спешили к соборной церкви, которая едва ли когда вмещала столько молящихся, как в тот день. Тут были и якуты, были и русские, большая часть которых знает якутский язык не хуже туземцев. Обедне предшествовал благодарственный Господу Богу молебен, отправленный преосвященным Иннокентием, который сам читал и Евангелие на якутском языке. «Сия глагола Иисус и возведе очи Свои на небо и рече: Отче, прииде час: прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя» ( Ин.17:1–24 ), – начал владыка. По окончании молебна, он обратился с краткою речью к инородцам; затем началась литургия. Первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно все богослужение, казались удивительными для самих якутов. Хотя служение происходило в первый раз, но оно шло чрезвычайно стройно, обычным порядком. Особенно занимало инородцев читанное на тот раз Евангелие. Тронутые до глубины души якуты, от лица всех своих собратий, представили архиепископу Иннокентию просьбу, чтобы 19-ое июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали божественное слово в храме на своем родном языке. «Действительно», пишет Кыллахский священник, о. Попов, «для них это событие составляет эпоху 30 новой жизни, жизни религиозно-нравственной, в которой дышет любовь Божия, переданная святым Евангелием, взамен того безграничного и бессознательного страха к существу, только карающему, каким вообще представляло туземное население Бога Творца, Промыслителя и Спасителя. И эта новая жизнь, – в познании Единого истинного Бога и, Его же, из любви к роду человеческому, послал – Иисуса Христа – в особенности обнаружилась в те блаженные и отрадные минуты, в которые туземный народ услыхал в первый раз свой родной язык при общественном и торжественном богослужении, открытом великим миссионером, высокопреосвященным Иннокентием, в то время озарявшим наш отдаленный край своим святительским управлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Продолжается суд над митрополитом Морфским Неофитом, который совершил общественное богослужение с нарушением карантина 05.08.2021 4856 Фото: Pravoslavie.ru Утром вчерашнего дня, 4 августа, перед окружным судом Никосии предстал митрополит Морфский Неофит (Масурас) , сообщает сайт Вестник Кипра . Его обвиняют в том, что в праздник Богоявления, 6 января, он совершил общественное богослужение и крестный ход на реку Серрахис с нарушением карантинных декретов. За это ему был выписан штраф в 300 евро, который так и не был оплачен. Адвокат митрополита Никос Клиридис заявил, что архиерей Кипрской Православной Церкви не заставлял граждан нарушать противопандемийные меры, а просто призвал их прийти на праздничную службу. Что касается богослужения, то митрополит выполнял свои религиозные обязанности в соответствии с теми правами, которые ему предоставляет Конституция страны. Клиридис также с сожалением отметил, что самому митрополиту не разрешили ответить на обвинения. В это время перед зданием суда прошла акция в поддержку обвиняемого иерарха Кипрской Церкви. Около пары десятков собравшихся, которые приехали к суду, несмотря на сильную жару, держали в руках плакаты с лозунгами «Руки прочь от нашего владыки», «Митрополит Неофит, мы с тобой», «Жив Господь Бог наш». Напомним, в начале года на Кипре действовали карантинные ограничения, которые предписывали совершать богослужения внутри храмов в присутствии максимум 75 человек. Митрополит Неофит несколько месяцев назад высказался и насчет прививки от коронавируса, сказав, что сам он не прививался и прививаться не намерен. Тема коронавируса и та позиция, которую в период пандемии занимают некоторые представители Кипрской Церкви, была затронута в публикации издания Politis. Корреспондент Дионисис Дионисиу обвинил того же митрополита Неофита, а также митрополита Лимассольского Афанасия в том, что они «продолжают жить в Средневековье» и отрицают пользу медицинских препаратов. Адвокат Христофорос Иоанну выпустил заявление, в котором указал, что корреспондент исказил позицию митрополита Афанасия и тот никогда не выступал против медицинской помощи и прививок от COVID-19 в частности. «Митрополит Афанасий много раз высказывался публично и ясно, отвечая на вопросы, которые ему адресовали слушатели его прямых эфиров. Он говорил, что прививка от коронавируса - это не вопрос духовной жизни, а исключительно медицинская тема, которую каждый может обсудить со своим личным врачом», заявил юрист.

http://ruskline.ru/politnews/2021/08/05/...

Из жизни прихода храма Христа Спасителя в Аньере (1932–1974) Начало жизни прихода Слово, сказанное 14 февраля 1933 года Вспоминаю Карпатскую Русь. Эта область входит ныне в состав Чехословакии. Но до этого в течение нескольких столетий она принадлежала Венгрии. В Карпатской Руси живут русские люди; сотни лет они были оторваны от России и Русской Православной Церкви и находились под игом чужим. И, несмотря на это, русские люди в Карпатской Руси не утратили ни своей веры, ни своего языка. Каждое село имело свою церковку, старенькую, дряхлую, деревянную. Около нее держались русские люди, и она поддерживала и руководила их в жизни. После великой войны (очевидно, что автор имеет в виду первую мировую войну – Примеч. изд.) в силу различных местных обстоятельств во многих русских селах храмы были отняты и переданы католикам. Русские люди остались без храмов. Но они не отказались от Господа. Божественная Литургия служилась под открытым небом или в хижинах. Народ не мог отказаться от Господа. Храмы отняты – начались постройки новых храмов. За эти годы воздвигнуто в Карпатской Руси несколько десятков церквей. Все трудились, все жертвовали. Давали деньги, землю, строительный материал, работали своими руками со своими лошадьми; мужчины, женщины, дети – все были строителями. В праздничный день там, на службе Божией, весь народ. Поет вся церковь . Ни долгое чужое иго, ни отнятие храмов и церковного имущества, ни бедность всей их жизни не принудили их ни отказаться от своей принадлежности к русским, ни охладеть к своей святой вере. Господь пребывает с ними, они не отвратились от Него. Подобное же происходит в нашем зарубежье – всюду, где есть русские люди, строятся храмы, организуются богослужения. Но не всюду одинаковое рвение. Бывает, устроят храм и богослужения, но в храме пусто, нет молящихся; бывает, устроят храм, но в нем не совершается даже и богослужения. Рвение пропало, вера оскудела... Что будет с нашей попыткой создать храм в Аньере? Создадим ли мы храм, будем ли в нем молиться? Несложное это дело, но требует от нас воли, настойчивости, рвения. Дело начато, отказаться от него – отказаться принять в своем городе Господа. Да не будет этого! Постараемся послужить Господу, подумаем о своих душах и о душах наших детей. Не охладеем в деле строительства православного храма Христа Спасителя в Аньере. Потрудимся сами и призовем к этому тех, кто еще не с нами. Будем строить наш храм молитвою, словом веры и делом любви. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Н.И. Державин Богослужение Православной Церкви Всенощное бдение Все богослужения Православной Церкви глубоко символичны. Любые священнодействия, кроме исторического смысла (причины и истории их появлений), имеют еще и символическое значение. Это совершенно особый язык – язык символов, с помощью которого Церковь говорит с нами и открывает нам грани иного бытия. Всенощным бдением, или всенощной, называется богослужение, которое совершается вечером накануне воскресений и особо чтимых праздничных дней. Свое название оно получило потому, что в древности христиане собирались в храме поздно вечером и молились всю ночь до рассвета. Потом, из снисхождения к человеческим немощам, богослужение стали начинать раньше, а в самом чинопоследовании делать сокращения. Теперь всенощная длится 3, иногда 4 часа, и только в некоторых монастырях продолжается до утра. Всенощное бдение состоит из трех частей: великой вечерни, праздничной утрени и небольшой заключительной части – первого часа. Церковный день начинается с вечера. Таким образом, вечерня является первой службой церковного дня и в то же время последней службой уходящего дня астрономического. Вечерня Вечерня символизирует ветхозаветные времена: сотворение мира, грехопадение, изгнание из рая, раскаяние и молитву, а затем надежду и ожидание Спасителя. Все это последовательно раскрывается в стройной и красивой схеме богослужения. Вечерня начинается с открытия Царских врат. Священник и диакон в молчании кадят престол и алтарь. Это безмолвное каждение символизирует начало творения мира. В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1, 1 ), но еще не прозвучало Его творческое слово. После каждения священник первым своим возгласом прославляет Творца: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков, и четырежды призывает верующих: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу... В ответ хор торжественно поет 103-й псалом Давида о сотворении мира, прославляя Премудрость Божию: Благослови, душе моя, Господа...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Особенности богослужения на Успение Богородицы в Афонском Пантелеимоновом монастыре Торжества на Успение Богородицы в Афонском Пантелеимоновом монастыре В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре торжественно отметили праздник Успения Пресвятой Богородицы. Все праздничные торжества проходили в Свято-Успенском соборе обители, который находится возле собора святого великомученика и целителя Пантелеимона Кроме этого, в день Успения Пресвятой Богородицы, по традиции, из Свято-Пантелеимоновой обители священнослужители, певчие и паломники прибыли в принадлежащий русскому монастырю Свято-Успенский скит «Ксилургу», дабы украсить Престольный Праздник этой древнейшей Русской обители на Святой Горе. Уставной особенностью Афонского богослужения в день Успения является то, что оно совершается в соединении с чином погребения Плащаницы, на которой изображена Пресвятая Богородица, лежащая на смертном одре. Обычные для праздничного богослужения полиелейные псалмы в этот день не используются, поскольку поется 17 кафизма с величаниями или похвалами, разбитая на 3 статии. По святогорской традиции, после Великого Славословия, в Свято-Пантелеимоновой обители был совершен крестный ход с выносом плащаницы, символизирующий собой погребение Пресвятой Богородицы. Крестный ход с погребением плащаницы на Святой Горе был заимствован в древности из Иерусалимского Устава, где он совершается не вокруг храма, а из Иерусалима в Гефсиманию, буквально повторяя скорбное шествие апостолов, совершавших погребение Пресвятой Богородицы. Погребение плащаницы широко распространилось из Иерусалима во всех Поместных Церквях, однако везде оно приобрело свои отличия, как по чину, так и по времени совершения, поскольку невозможно в точности повторить в местных условиях особенности Иерусалимского Типика. Важно отметить, что с Афона эта традиция с древнейших времен была заимствована и в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. По Уставу Святой Горы Афон празднование Успения Пресвятой Богородицы продолжается здесь до 28 августа/10 сентября.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2648

О богослужебных книгах Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам. Священнослужители и церковнослужители при богослужении и все принимающие участие в совершении богослужения должны произносить молитвословия, кроме кратких из них, не на память, а по богослужебным книгам. Они обязаны знакомиться с уставом богослужения, иметь ясное понятие о богослужебных книгах, должны освоиться с находящимися в них названиями молитвословий, песнопений, чтений, привыкнуть понимать указания на них церковного устава (Типикона) и уметь находить в богослужебных книгах то, что назначено для пения и чтения в известные дни. Знание устава богослужения приобретается, главным образом, практическим способом. Но как при всяком опытном изучении дела помогает исполнению труда сведущий руководитель, так и приобретению знания церковного устава могут помогать руководственные указания и прежде всего о богослужебных книгах. Для более же успешного ознакомления с ними следует начинать с того, что проще и известно, и затем направляться к более сложному и мало известному. Самое первое необходимое знание заключается в сведении, сколько служб совершается ежедневно и какой состав их. Затем – ясно обозначить содержание богослужебных книг. В продолжение суток положено совершать три богослужения: а) вечернее, б) утреннее и в) около полудня. Каждое из этих богослужений состоит, в большую часть года, из трех служб. Вечернее богослужение составляют службы: девятый час, вечерня, повечерие; утреннее – службы: полунощница, утреня, первый час; богослужение около полудня составляют службы: третий час, шестой час, литургия. В таком порядке бывают службы кроме воскресных и праздничных дней. В воскресные же и праздничные дни службы совершаются в несколько ином порядке. Тогда совершается так называемое всенощное бдение. За некоторое время (за час или за два) совершаются девятый час, вечерня, которая называется малою, и повечерие. Позже, вечером (а иногда и ночью), бывает всенощное бдение. Оно состоит из вечерни, называемой великою, утрени и первого часа. Около полудня тогда совершаются: третий час, шестой час и литургия. В Великий пост службы совершаются в несколько ином порядке (что можно видеть в особых таблицах).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В день памяти святой Екатерины митрополит Волоколамский Иларион совершил богослужение в Екатерининском храме на Всполье — подворье Православной Церкви в Америке 7 декабря 2020 года, в день памяти святой великомученицы Екатерины, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил праздничное богослужение на московском подворье Православной Церкви в Америке – в Екатерининском храме на Всполье. За Божественной литургией архипастырю сослужили представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), настоятель Екатерининского храма, представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриаршем престоле протоиерей Даниил Андреюк, клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, временно исполняющий обязанности благочинного Москворецкого церковного округа, настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной слободе и храма Воскресения Словущего в Барашах протоиерей Сергий Точеный, настоятель храма священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин, клирики храма. На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения со словами приветствия к митрополиту Илариону обратился настоятель Подворья протоиерей Даниил Андреюк. Поблагодарив сослужащих архипастырей и духовенство за молитвы, отец Даниил огласил приветствие Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Тихона.

http://mospat.ru/ru/news/61031/

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  3.7 из  5) Предыдущий Следующий 47. Ароматное богослужение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы рассмотрели общую структуру Вечерни. Теперь несколько занятий посвятим ее частностям. Сегодняпоговорим о каждении, которым начинается вечерня в составе Всенощного бдения и которым сопровождаются отдельные части основных богослужений. Благовония за богослужением Богослужение в виде воскурений имеет Божественное происхождение. Еще в Ветхом Завете Бог так повелел Моисею: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне… ароматы… для благовонного курения ( Исх. 25, 2, 6 ). Моисей приготовил таковые для того и другого употребления, причем пропорции составных веществ были указаны опять-таки Самим Богом ( Исх. 30, 22-25, 34-38; 37, 29 ). В качестве курительного материала при Моисее брались стактионих, душистый халван и чистый ливан; впоследствии к ним прибавили еще другие ( Исх. 43, 24; Иер. 6, 20 ; ср.: Сирах. 24, 7 ). Каждение благовонными веществами в новозаветной Церкви также употребляется с самого начала ее основания, о чем говорят Апостольские Постановления и различные чины Литургий. Каждение употребляется в торжественные моменты службы. У далеких от Церковной жизни существует убеждение, что каждение — принадлежность грустного, скорбного, печального, по преимуществу заупокойного богослужения. Но с точки зрения церковного Устава, наоборот, каждение есть признак торжественности, праздничного характера богослужения, важности его частей. Значение каждения А сейчас хочу обратить ваше внимание на такую уставную особенность, согласно с которой Всенощное бдение начинается с каждения всего храма. То, что его полагается производить до начала са­мой службы и в присутствии всех собравшихся к ней, равно как обстоятельность, с какою описывается оно в Типиконе, делает из него как бы особую службу!! Причем, каждение должно совершаться в полном безмолвии и все должны в это время стоять. В этом случае, каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов со­жжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных рели­гиях, христианская Церковь удержала эту и еще немногие (елей, вино, хлеб).

http://azbyka.ru/video/47-aromatnoe-bogo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 46. Вечернее богослужение Общая схема и смысл вечерни. Ее связь с трапезой и Евхаристией Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня мы начнем разговор о Вечерни. Нам понадобиться не одно занятие, чтобы объяснить ее структуру, отдельные части и смысл. Сначала обратимся к истории. Первоначально не было таких основных служб, как вечерня или утреня. Были лишь молитвенные часы (3, 6 и 9), и то, это было домашнее молитвенное правило, состоящее из нескольких псалмов и молитвы «Отче наш». Вечерня появилась из общей вечерней трапезы, которая называлась трапезой любви (Агапой), и сначала завершалась Евхаристией, а затем, когда Евхаристия переместилась на утро, превратилась в благотворительную и поминальную трапезу. И вот с этого времени прежнее евхаристическое вечернее собрание стремится обрести свой собственный молитвенный чин. И в этом – исток появления Вечерни. Причём, возникающая Вечерня продолжает рассматривать себя в качестве подготовки к утренней Евхаристии, т.е. её чин складывается как пред-евхаристический. И до сих пор существует требование участвовать в вечернем богослужении готовящимся к причащению! В Православной Церкви вообще литургический день начинается с захода солнца, согласно библейскому последованию творения: «И был вечер, и было утро: день один» ( Быт. 1. 5 ). Начинается вечерня на закате дня, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. По объему вечернее богослужение сравнительно краткое. Потому что, будучи первой службой церковного дня, она вместе с тем является одной из последних служб дня естественного, когда сил на длительную службу уже нет. Устав различает несколько типов вечерни – вседневную, великую и малую: Вседневная вечерня совершается по будням; Великая – накануне воскресных и праздничных дней; Малая – лишь в некоторых монастырях перед трапезой, предшествующей всенощному бдению, чтобы не оставлять вечернее время совсем без молитвы. В большинстве случаев она не совершается никогда.

http://azbyka.ru/video/46-vechernee-bogo...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Утреня (заутреня) (греч. ρθρος (ортхрос) (от глагола ρθρζω — рано приходить)) – одно из богослужений суточного круга – церковное общественное богослужение , совершаемое, согласно  Уставу , утром. Время совершения и место Утрени в суточном круге богослужений Суточный круг, согласно сложившейся традиции, зафиксированной в Типиконе (книге, излагающей богослужебный устав), привязан не к астрономическому, но к так называемому богослужебному времени. Так, первое богослужение суточного круга – Полуночница (слав. Полунощница) – должна начинаться по прошествии половины ночи. Следующая служба – Утреня . Согласно Типикону, ее окончание совпадает с рассветом («Слава Тебе, Господи, показавшему нам свет!» – характерное начало воспеваемого или читаемого в конце утрени т. н. великого славословия). Далее – Первый час , совершаемый как правило сразу после утрени, в первом часу начинающегося с восходом солнца дня. Следующие богослужения суточного круга – Третий час , Шестой час , Изобразительны (по сути, древнее молитвенное правило ко Святому Причащению: у монахов в то время, когда складывался устав, была распространена практика ежедневного келейного причащения запасными дарами, освященными за воскресной или праздничной Литургией; после причащения полагалась трапеза), Девятый час , Вечерня , Повечерие (по-вечерие, то есть служба после “вечери” – ужина). Литургическая тема Утрени Каждое богослужение подразумевает выражение некоторой основной идеи; в частности, утреня, завершающаяся на восходе солнца, носит мессианский характер, воспевая восход Солнца Правды – первое пришествие в мир обетованного Спасителя, Господа Иисуса Христа. Уже в самом начале утрени, перед шестопсалмием, начинает раскрываться эта тема: «Слава в вышних Богу…» – песнь Ангелов на Рождество Христово. Происхождение Утрени Утреня в целом составлена из двух частей различного происхождения, обозначаемых обычно как кафедральная (городская) и монашеская. Первая из них, признаваемая наиболее древней, совершалась на рассвете в Иерусалиме в храме Воскресения Христова начиная с IV в. и оканчивалась вышеупомянутым великим славословием. Вторая, называемая тогда «канон», – предшествовала первой, совершалась в конце ночи, еще до рассвета, и сложилась в монашеской практике. Считается, что в V в. в монастырях эти службы совершались уже соединенными друг с другом. Виды Утрени

http://azbyka.ru/utrenya

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010