Митрополит Варсонофий: Приход человека сентября 2014 В 2014 году приходская тематика вышла на первый план в общецерковной медиаповестке. С обличениями в адрес злых тетушек, отпугивающих людей от храмов, на июньском Высшем Церковном Совете выступил Святейший Патриарх Кирилл. В июле Священный Синод издал несколько постановлений , прописывающих рекомендации по развитию приходской жизни в городах и иных поселениях. В сентябре во все епархии Русской Православной Церкви было направлено Патриаршее распоряжение , призывающее архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян обсудить, каким должен быть современный приход. В интервью порталу " Приходы " управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий рассказывает о том, почему священноначалие так пристально к приходским общинам. Владыка, на июльском заседании Священного Синода были приняты решения, описывающие современную приходскую жизнь. В частности, упоминается термин " сельские приходы " . Что мы подразумеваем под этим понятием? Допустим, до революции за определенным храмом в сельской местности закреплялась конкретная территория, народ ходил только в определенный приход. В другие приходы, может быть, только на богомолье в праздничные и престольные дни верующие отправлялись. Люди были сосредоточены вокруг одного прихода, в своей общине. А сегодня это что? - Не так давно я гостевал в родном селе. Приехали на мою службу из нескольких районных центров, на автобусах. Почему? Потому что туда прибыл митрополит, было торжественное богослужение. Но в другие воскресные и праздничные дни они в мое село не ездят, а посещают свои церквушки. И ситуация эта весьма понятна и логична. Если бы наш народ был по-настоящему воцерковлен, он бы каждую субботу и воскресенье посещал свой храм. А в какие-то праздничные, особые престольные дни он мог бы посещать и другие церкви. Так было до революции. Часто даже в престольные праздники приглашали особых протодиаконов, священников, которые хорошо проповедовали, величаво служили. Но сегодня у нас народ не каждое воскресенье посвящает Богу, многие бывают только на Пасху, на Рождество, ну и, может, на двунадесятые праздники заглядывают свечку поставить. Поэтому сейчас не может быть закрепления прихожанина за конкретным приходом.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Ректор Российского православного института намерен совершать регулярные молебны у храма св. ап. Иоанна Богослова 8 октября, 2010. Редакция " Правмира " Ректор РПИ игумен Петр (Еремеев) намерен, начиная с 9 октября 2010 года, совершать регулярные молебны у Иоанно-Богословского храма, который патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно своим указом передал общине вуза. Молебны Иоанну Богослову будут служиться во дворе храма на Новой площади все воскресные и праздничные дни до того момента, пока один из приделов храма не будет освобожден Музеем Москвы для совершения общиной вуза регулярных богослужений. Ректор РПИ игумен Петр (Еремеев) намерен, начиная с 9 октября 2010 года, совершать регулярные молебны у Иоанно-Богословского храма, который патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно своим указом передал общине вуза. Молебны Иоанну Богослову будут служиться во дворе храма на Новой площади все воскресные и праздничные дни до того момента, пока один из приделов храма не будет освобожден Музеем Москвы для совершения общиной вуза регулярных богослужений. «Как настоятель храма и ректор института я искренне рассчитываю на Вашу помощь в предоставлении для богослужений соответствующего помещения, что позволит придать этим массовым богослужебным собраниям православной интеллигенции и учащейся молодежи Москвы организованный характер», — говорится в письме, которое игумен Петр направил главе департамента культуры Москвы Сергею Худякову и директору Музея Москвы Галине Ведерниковой. Ректор РПИ выражает уверенность, что положительное решение данного вопроса «позволит начать плодотворный и обоюдополезный диалог Музея и Патриаршего подворья о дальнейшем использовании церковных помещений». Кроме того, игумен Петр предложил создать совместную рабочую группу для координации вывода из церковных строений экспозиции, фондов и дирекции Музея Москвы в другие здания, с целью «улучшения деятельности данного учреждения культуры». «Члены профессорско-преподавательской корпорации и студенты нашего института разделяют общую любовь москвичей к главному музею столицы и глубоко озабочены существующими тяжелыми и стесненными условиями выставочной деятельности и фондохранения музея в неприспособленных храмовых помещениях», — отмечает ректор Российского православного института.

http://pravmir.ru/rektor-rossijskogo-pra...

Часть VI. Дни седмицы Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся стати пред Сыном человеческим ( Лк.21:36 ). Упомянув о Воскресном и первом дне седмицы и о всех неделях 683 в продолжение года, теперь по порядку упомянем о Богослужении и в прочие дни седмицы. Дни седмицы, или как в Церковном уставе иногда они называются, дни седмичные, по общепринятому наименованию суть: Воскресенье, Понедельник, Вторник, Среда, Четверток, Пяток, Суббота. Но в проследовании Богослужения под именем дней седмичных разумеются преимущественно дни простые, т. е. непраздничные 684 . Они так же посвящены, как и первый день седмицы – каждый особому благоговейному воспоминанию и в каждый из них положена в Церковном Уставе особая Божественная служба. Назначение дней седмицы, – каждого для особенного священного воспоминания и Богослужения, началось в I веке христианства, при Апостолах. Веровавшии, говорит св. Евангелист Лука, по вся дни терпяще единодушно в церкви. Апостолы по всяже дни в церкви, и в домех не престаяху учаще и блаювествующе Иисуса Христа ( Деян.2:46. 5:42 ). О Богослужении общественном первых христиан во все дни седмицы свидетельствуют также писатели II, III и IV века: Тертуллиан , Ориген , Златоуст и Августин. «У нас, говорит Тертуллиан 685 , каждый день святится всенародно». Ориген говорил некоторым из своих современников: «вы, кои только в праздничные дни ходите в церковь , скажите, не праздничные ли и прочие дни? не Господни ли также дни? Христианин смотрит на все дни, как на Господни, потому что ежедневно закалается Агнец Божий и все ему причащаются; и вас приглашают ежедневно идти к водам слова Божия и предстоять кладезям его» 686 . Св. Златоуст говорит, что христиане еженедельно собирались для слушания Писания дважды и трижды 687 . «Пасха бывает трижды в неделю, и иногда и четырежды, и даже столько раз, сколько мы захотим, потому что Пасха не пост, а приношение и жертва, совершаемая всякий раз, как бывает собрание (литургия). И сегодняшнее приношение, и то, которое совершено вчера, и совершается каждый день, одинаково с бывшим в оный субботний день» 688 . Бл. Августин, свидетельствуя о ежедневном общественном Богослужении древних христиан, пишет: «одни постятся в субботу, а другие нет; инне ежедневно причащаются тела и крови Господа, а некоторые в известные только дни. Инде не проходит ни одного дня без жертвы, а инде приносится жертва только по субботам и воскресеньям» 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

28 июля 2008 года – в третий день своего визита на Украину – Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил праздничное богослужение на соборной площади Киево-Печерской лавры. 28 июля 2008 года – в третий день своего визита на Украину – Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил праздничное богослужение на соборной площади Киево-Печерской лавры. В день памяти святого равноапостольного князя Владимира Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, многочисленные архипастыри из России, Украины, Беларуси, Молдовы, представители Поместных Православных Церквей. На празднования 1020-летия Крещения Руси в главную обитель Украины съехалось несколько тысяч паломников – киевляне и жители других областей Украины, а также гости из-за рубежа. По окончании Божественной литургии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приветствовал священноархимандрит Киево-Печерской лавры Блаженнейший митрополит Владимир. «Жизнь христианина невозможна без надежды», – особо подчеркнул Предстоятель Украинской Православной Церкви и выразил чаяние, что в будущем отпавшие от церковного общения украинские раскольники воссоединятся с Церковью Христовой. В заключение Его Блаженство высказал пожелание, чтобы Святейший Патриарх Алексий чаще посещал пределы Украинской Православной Церкви. Поздравляя всех собравшихся богомольцев с 1020-летием Крещения Руси, Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил: «Святой равноапостольный князь Владимир стоял у колыбели нашей Поместной Церкви, которая на протяжении всей своей 1020-летней истории являла миру несчетное множество угодников Божиих». По его словам, кем бы ни были эти подвижники – русскими, украинцами, белорусами – именно в древнем Киеве лежит начало духовной жизни народа, здесь исток его церковного и национального самосознания. «В Киеве не только наша общая купель. Здесь – начало нашего просвещения, летописания. Здесь, в пещерах, где ранее подвизался первый русский митрополит Иларион, преподобные Антоний и Феодосий положили начало иноческому подвигу, утвердив устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями», – подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.

http://pravmir.ru/1020-letie-kreshheniya...

V. Внутренняя монастырская жизнь Главный характер её – общежительность. – Разные роды и степени монастырского послушания. – Участие всех братий в трудах по удовлетворению вещественным нуждам монастыря. – Старший между трудящимися. – Время, посвящаемое на труды. – Молитва , сопровождающая их. – О богослужении в обители. – О господствующем напеве при богослужении. – Торжественность праздничных служений. – О праздничных днях в монастыре, скитах и часовнях. – О крестных ходах на Валааме. – О постах. – О совершаемых в обители поминовениях. – Общность в содержании иноков. – О трапезовании иноков. – О нестяжательности братий. – О жизни св. „советом”. – Жизнь инока от вступления в обитель до смерти. Главный характер жизни монастырской есть строгое соблюдение общежительного устава. Этим уставом для всего братства определяются общие труды, общая молитва , общая трапеза, одинаковая для всех одежда и все прочее. Основанием общежития остается тот же устав, введенный старцем Назарием, текст которого изложен выше в подробностях. Составляя многочисленное общество и собственными руками удовлетворяя большей части своих нужд, братия заняты многоразличными трудами. Труды их называются „послушаниями”. Первое из них – послушание о. настоятеля. Оно возлагается на него всем братством и в нём утверждается он св. Синодом. В общежительном монастыре все малейшие предметы должны необходимо доходить до его сведения, чтобы, с одной стороны, сообщить всему внутреннему управлению характер единства, а с другой чтобы освободить должностных от греха самочиния (самовольства), тяготящего совесть послушника и производящего смущение в братстве. В жизни монастырской, в жизни духовного подвижничества, встречаются Христовым воинам многие вопросы совести, разрешение которых они спешат узнать от их духовного водителя – отца игумена, и его опытным словом прекращают волнение своей мысли. Все это необходимо требует от настоятеля совершенного самоотвержения, постоянной готовности выслушивать всякого, обращающегося к нему за решением по должности, или за советом в деле духовном. Вместе с тем настоятель принимает посетителей, сам непосредственно следит за правильностию действий лиц должностных, часто посещает места общих послушаний, посещает и скитских братий и проводит в духовных беседах с ними по нескольку часов; таким образом из краткого исчисления обязанностей игумена, видно, как тяжек труд его и как важно для всего общества его многостороннее послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

НОВОСТИ ВСЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ Владимир Путин взял у Патриарха благословение на управление страной ПАТРИАРХ И СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ ПРЕДСТОЯЩИЕ СОБЫТИЯ На 5 января намечен Собор Предстоятелей Церквей в Иерусалимской Патриархии. 6 января в Троицком соборе Иерусалима состоится Всенощное бдение. Утром 7 января будет совершено совместное праздничное Рождественское богослужение Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей в Вифлеемской базилике, воздвигнутой над местом Рождения Спасителя мира. На богослужении, как было объявлено ранее, будет присутствовать президент России Борис Ельцин. В этот же день делегация Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Алексием возвратится в Москву. В ночь на 8 января патриаршим чином будет совершено праздничное Рождественское богослужение в Храме Христа Спасителя. 9 января в 9.30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Божественную литургию в Успенском соборе Кремля. ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА 28-29 декабря в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Заслушав доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Священный Синод передал на решение Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских ряда иерархов, священнослужителей и мирян, представленных Акмолинской, Воронежской, Казанской, Красноярской, Московской, Нижегородской, Омской, Пермской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Таллинской, Симферопольской, Тобольской, Ярославской епархиями. Одобрены проекты икон Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора новопрославляемых святых на предстоящем Архиерейском Соборе. Священный Синод одобрил также план внешней деятельности Русской Православной Церкви на 2000 год, выразил удовлетворение фактом проведения 6-7 декабря в Московском Свято-Даниловом монастыре V Всемирного Русского Народного Собора, счел важным состоявшийся на Соборе диалог между лидерами и представителями ряда крупнейших избирательных объединений, созданных в преддверии выборов в Государственную Думу.

http://pravoslavie.ru/news/index01.htm

Разделы портала «Азбука веры» Почему делают земные поклоны в воскресенье, нарушая каноны? 2.20K 26.12.2023 Церковь Здравствуйте. Простите, но меня уже много лет подряд просто поедом есть вопрос, ответ на который я не могу получить ни от знакомых мне Православных священников, ни из Православных интернет сайтов. Вообще ни от кого не могу получить чёткого и обоснованного ответа. Помогите моему незнанию. Я Православный Христианин. И много лет, для меня много, потому-что до встречи с иеромонахом Феодосием, который вскоре был рукоположен в сан Архимандрита, я был “Сомневающимся”, а до сентября 1993-го года я был даже атеистом, благо Господь вразумил меня грешного. Но вопрос не в этом. Дело в том, что примерно двадцать лет, с того момента, как я осознал, что Иисус Христос есть единственный, кто спасёт всех обратившихся к нему, я как-то молился ко Господу, не регулярно, но всё же читал утренние и вечерние молитвы, редко, но всё же исповедовался, причащался Святых Христовых Тайн, однако при этом не вникал в суть и смысл Православного Богослужения. В начале 2014 у меня ослучилась семейная драма. Я остался один. В этой ситуации я, в очередной раз, взвыл и как обычно делает большинство людей обратился ко Господу. Вскоре по милости Божьей я успокоился, жизнь как-то наладилась и с этого момента я всё старательнее, стал посещать местный храм, молиться о прощении, исповедоваться, причащаться и стараться не попасть на суд Божий по уши в дерьме. … Простите, но именно тогда, я начал читать о Истории Тела Христова-Церкви Православной, изучать Правила Богослужения, читать каноны, акафисты, жития Святых и в один момент прочитал о том, что некоторые правила Святых Вселенских Соборов просто запрещают в Воскресные и Праздничные дни свершать земные поклоны. В 20- правиле Первого Вселенского Собора сказано, что во всех Епархиях в Воскресные и Праздничные дни должны “стояще приносить молитвы”, в 90м правиле Шестого Вселенского Собора сказано: “От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение.”

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-delajut-...

Рождество в храмах стало другим. Как православные Европы встречают праздник в карантин Рассказывают священники из Германии и прихожане из Литвы и Англии 7 января, 2021 Рассказывают священники из Германии и прихожане из Литвы и Англии Светлый праздник Рождества православные христиане в разных странах мира встречают во времена ограничений, связанных с пандемией, а в некоторых случаях — полного локдауна. Как проходят праздничные богослужения «Правмиру» рассказали священники Берлинско-Германской епархии Московского Патриархата, а также прихожане православных храмов в Литве и Англии. В Оксфорде церкви открыты для прихожан Доктор Нина Кругликова (Оксфордский университет), гид в Оксфорде и прихожанка храма свт. Николая Чудотворца: — В Англии с полуночи 6 января объявлен третий национальный локдаун, когда выходить из дома можно только в аптеку, магазин, к врачу, на прогулку и для занятий спортом. Церкви на этот раз остаются открытыми, но с соблюдением определенных правил. Введены бесплатные билеты, которые позволяют контролировать поток прихожан, а также предусмотрены санитайзеры на входе, маски и необходимая дистанция между прихожанами.  На Рождественской службе мне предстоит быть дежурной, поэтому вся ответственность за надлежащим исполнением правил лежит в том числе и на мне. Городской совет строго следит за тем, чтобы все церкви соблюдали меры предосторожности, поэтому на каждую службу могут прийти с проверкой.  С наступлением новой ковидной эпохи, большинство приходов стали проводить онлайн службы, доступные для всех желающих. По возможности могут совершать несколько литургий, как это было в румынском приходе — была вечерняя литургия накануне Рождества и две службы на сам праздник. Некоторые смотрят службу в виртуальном режиме (дома или из машины), а на причастие подходят уже после окончания богослужения, с благословения священника. Праздничные трапезы, конечно, отменены, однако приходская жизнь продолжается посредством встреч в зуме после воскресных и праздничных литургий. Известный во всем православном мире митрополит Каллист недавно провел зум-утренник для детей из православных приходов по случаю разрезания рождественского хлеба «Василопита» — традиции, распространенной в Греции и в некоторых других православных странах. 

http://pravmir.ru/rozhdestvo-v-hramah-st...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2013 16 мин., 15.12.2013 1-я страница обложки – старинная книга в цепях на амбарном замке (фото PressFoto) и надпись: «Апокрифы. Что скрывают «запретные книги»?». См. одноименную статью Александра Моисеенкова в разделе «Вера» (С.32-37). Пролог : (на заставке – фото Вавилов Митя, www.phototypie.ru) Владислав Ходасевич . «День морозно-золотистый…». Стихотворение//Фома. - – декабрь 2013. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма о мужчинах: Письма женщин о настоящих мужчинах . [Продолжение темы, начатой в предыдущем номере Теперь на вопрос «Куда исчез настоящий мужчина?» отвечают женщины]. Фото Ильи Бабаева и Тимура Ханова//Фома. - – декабрь 2013. – С.4-7. – (рубрика « Письма »). См. рубрику «Тема номера» в журнала «Фома» за 2013 г. (С.14-29). Дарья Затулина , пресс-секретарь министра обороны РФ. Обыкновенные поступки . – С.5; Алла Митрофанова , преподаватель. Про географа и сердце. – С.5-6; Елена Кизякова , телеведущая. Чудо из пенопласта . – С.6; Яна Раскина . юрист. Встреча с христианином. – С.6-7. Интервью номера: Эмерик Шопрад , Франция. Русская мечта французского политолога Беседовал Константин Мацан . Фото Владимира Ештокина и фото РИА Новости//Фома. - – декабрь 2013. – С.8-14. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Эмерик Шопрад » (С.9). На врезке к статье публикуется заметка: « Эмерик Шопрад о взаимных стереотипах русских и французов» (С.12,13). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Алексей Светозарский , профессор Московской духовной академии, комментатор телетрансляций праздничных богослужений//Фома. - – декабрь 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Реклама : С.15: Тема номера. Почему не читают Евангелие? : Вступление от Редакции //Фома. - – декабрь 2013. – (рубрика « Тема номера. Почему не читают Евангелие ?»). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Алексей Светозарский , профессор Московской духовной академии, комментатор телетрансляций праздничных богослужений//Фома. - – декабрь 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-128...

Скачать epub pdf Благодарение Богу – Русская Православная Церковь , вступая в третье тысячелетие от Рождества Христова, смогла провести в Москве, в восстановленном за пять лет храме Христа Спасителя, Архиерейский Собор. Это событие, собравшее в стольный град практически весь епископат нашей церкви и представителей всех Поместных Православных Церквей, участвовавших в праздничных богослужениях и мероприятиях по случаю Великого Юбилея христианства, вызвало живой интерес всего христианского мира и мировой общественности. 10 лет назад, в 2000 года в Москве проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором был прославлен сонм новомучеников и исповедников Российских, приняты основы социальной концепции Русской Православной Церкви. О тех исторических днях вскоре по завершении собора написыл ныне покойный епископ Сергий (Соколов) . Благодарение Богу – Русская Православная Церковь , вступая в третье тысячелетие от Рождества Христова, смогла провести в Москве, в восстановленном за пять лет храме Христа Спасителя, Архиерейский Собор. Это событие, собравшее в стольный град практически весь епископат нашей церкви и представителей всех Поместных Православных Церквей, участвовавших в праздничных богослужениях и мероприятиях по случаю Великого Юбилея христианства, вызвало живой интерес всего христианского мира и мировой общественности. СМИ, в меру своей компетентности и заинтересованности, писали, и еще будут много писать об этом, оценивая различные аспекты прошедшего Собора, но окончательное слово о прошедшем событии, конечно же, со временем скажет история, сопоставив работу и результаты Собора с многочисленными иными Соборами, проходившими ранее и не только в России. Настоящее воспоминание тоже не претендует на полноту освещения прошедшего события и является, скорее, внутренней потребностью автора – участника Собора – проанализировать его работу с точки зрения личной духовной пользы для всех его участников. Конечно же, мера участия в работе Собора была многогранна: от простого присутствия в зале и наблюдения за активностью коллег-архиереев до многолетней, весьма непростой, по обстоятельствам нашего сложного времени, подготовки конкретных материалов для последующего их обсуждения и принятия соборным решением.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010