Скачать epub pdf Великопостное богослужение в домашних условиях Теоретически в домашних условиях при наличии необходимых книг можно совершить все службы суточного круга. В этом вопросе в качестве конкретного руководства можно рассматривать такие книги, как «Часослов для мирян» и «Служба мирским чином» (Киев, 2006). В то же время запрещено совершать церковные таинства, в том числе и Литургию любого типа (как полную, так и Преждеосвященных Даров); важно отметить, что Литургия не является службой суточного круга, потому наше утверждение о возможности совершения всех служб суточного круга можно принимать без оговорок. При этом следует руководствоваться следующими правилами: 1 . Все иерейские возгласы во всех случаях заменяются одним: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». 2 . Все те молитвы и песнопения, которые в храме поются, дома могут быть прочитаны. 3 . На вечерне и утрене вместо положенных по уставу ектений произносится только «Господи, помилуй»: за великую и просительную ектении – 12 раз, за сугубую – 40 раз, за малую – по 3 раза. Следует при этом учесть, что в период Великого поста (до Великой Среды включительно) сугубая ектения произносится только по субботним и воскресным дням, а также в праздничные дни (полиелейные праздники и Благовещение Пресвятой Богородицы). Вместо возгласа по окончании ектении произносится: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». 4 . Миряне могут самостоятельно совершать все необходимые на великопостном богослужении поклоны, в том числе читать молитву преподобного Ефрема Сирина . 5 . Миряне могут произносить прокимны, «Аллилуиа» и «Бог Господь…» со стихами (потому что по Типикону эти тексты произносит канонарх). 6 . Миряне могут читать паремии, апостольские и евангельские зачала. Все предваряющие и последующие иерейские возгласы («Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, прости», «И о сподобитися нам…» и т.д.) опускаются. Произносится только название зачала – например: «К Солунянам послание святаго апостола Павла чтение», «От Луки святаго Евангелиа чтение» – и далее сразу читается текст зачала.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Скачать epub pdf ОТДЕЛ I. НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ БОГОРОДИЧНЫЕ И ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ Богослужение в дни великих двунадесятых праздников посвящается празднуемому событию, что выражается в изменяемых частях богослужения – чтениях, молитвословиях, песнопениях. Богослужение в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, совершается со всей торжественностью. Церковь «облекается в одежды светлыя» (во «весь светлейший сан», как говорится в Уставе о Пасхальном облачении) и совершает богослужение при полном освещении храма. Священнослужители облачаются в священные одежды соответствующего празднику цвета: в Господские праздники – золотого (символ торжества), в Богородичные – голубого или белого (символ невинности и девственной чистоты). В Господские праздники, в целом, принято золотое облачение, но на праздники Богоявления, Преображения и Вознесения Господня – облачения белого цвета, на Воздвижение Креста Господня – фиолетового или красного, а на вечерне в день Пятидесятницы – цвет зеленый, «в цветах». На Пасху цвет облачения – белый и красный. В ангельские праздники облачения белые, в апостольские – желтые, в святительские – золотые (в Киево-Печерской Лавре – голубые), в преподобнические праздники цвет облачения – зеленый (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынь и лесов), в мученические – красный (символ страданий). В богослужении великих праздников пение – как выражение радостного состояния души – преобладает над чтением. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не совершать коленопреклонений, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы тем самым подчеркивать высокое значение торжества. В Уставе так и указано: «При богослужении в Неделю и во Владычний праздник и в Пятидесятницу колена не преклонять» (Типикон, гл. 2). Церковь приносит свою духовную радость и торжество праздника в дома христиан, ослабляя или совсем разрешая пост в эти дни. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ Во все великие праздники положено совершать всенощное бдение, причем на утрене всегда поются каноны только праздничные, из Минеи (в средние праздники с бдением читается кроме праздничного также канон Богородице).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

III. Утверждение веры и благочестия Положение православия в Холмско-Варшавской епархии Число православных Холмско-Варшавской епархии к концу 1897 года простиралось до 440.402 душ обоего пола. Означенное число православных в отношении религиозно-нравственного состояния может быть разделено на следующие три категории: а) древлеправославных, б) воссоединенных от унии бывших греко-униатов, не уклоняющихся от православия и в) так наз. упорствующих б. греко-униатов. Состояние древлеправославных, как и прежде, было вполне удовлетворительно. Они часто посещают храмы Божии и усердно заботятся о поддержании внешнего и внутреннего их благолепия. Многие из древлеправославных церквей, именно благодаря их усердию, имеют богатые утварные и ризничные вещи, а самые церковный здания содержатся в отличном поряди на средства, собираемые прихожанами же. В праздничные дни редкий прихожанин, живущий вблизи церкви, не пойдет на богослужение в церковь . Долг исповеди и св. Причастия не исполняют только те, кому препятствуют сделать это или служебные обязанности или отдаленность от церкви. Утешительным также представляется вообще и религиозно-нравственное состояние второй категории православных, именно воссоединенных и не уклоняющихся от православия бывших греко-униатов. Сии последние преданы православной церкви, неукоснительно посещают богослужение, исполняют все духовные требы и по своим средствам жертвуют на нужды своих приходских храмов. В числе многих отрадных сторон в жизни сей воссоединенной от унии части населения Холмско-Варшавской епархии особенно обращает на себя внимание обычай путешествовать в известные праздники в г. Холм, в Леснинский, Вировский и Теолинский монастыри и даже в Почаевскую лавру, для поклонения местным святыням и исполнения в означенных местах долга исповеди и св. Причастия. Посещая древлеправославные храмы и обители, бывшие греко-униаты мало-помалу усвояют православные обычаи и более и более сливаются воедино с Православной Церковью . Что касается упорствующих б.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

  разделы   рассылка  распечатать Эдуард Попов Праздник духовного единства Ющенко потерпел тактическое поражение и надеется отыграться чуть позже Источник:  Новая Политика В минувшие выходные и в понедельник 28 июля в Киеве прошли грандиозные празднования 1020-летию Крещения Руси. Вчера в столице Украины на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры состоялось богослужение в честь святого князя Владимира – Крестителя Руси, ставшее кульминацией церковных торжеств. Богослужение возглавил Патриарх Московский и всея Руси Aлekcuй II, который прибыл на Украину 26 июля. Без преувеличения эти дни стали праздником церковного и духовного единства православных народов России, Украины и Белоруссии. О том, какой размах приняли торжества, читатели могли судить сами по репортажам из Киева. Многие тысячи людей со всех областей Украины приехали на праздник. По данным киевской милиции, 15 тысяч человек собрались только на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры – больше эта площадь не могла вместить. Праздник стал по-настоящему всенародным. Радость торжества православного единства, к сожалению, была омрачена политикой. Действия президента Украины Виктора Ющенко хоть и были предсказуемы, все же внесли диссонанс в празднование духовного юбилея. И, к огорчению всех православных, вносят разлад в отношения двух Церквей – Русской Православной и Константинопольского Патриархата. Изначально празднование Крещения Руси задумывалось Ющенко и его окружением (а также стоящими за их спиной кукловодами) как политическое действо. Праздничные торжества, приуроченные ко дню духовного рождения Руси, понадобились как повод для нанесения удара по Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Политики, пришедшие к власти на Украине, прекрасно осознают, что эта власть далеко не безгранична. Пределы русофобской и антироссийской политики – в осознании общерусского и православного единства великороссов и малороссов. Поэтому для окончательного отрыва – сначала духовного, затем политического – Украины от России наносятся удары по русскому языку и Православной Церкви.

http://religare.ru/2_56461.html

§ 138. В книге о Св. Духе; в других сочинениях. Когда пересматриваю я то, пишет Григорий Богослов , что писал он (св. Василий) о Св. Духе, приобретаю Бога достопоклоняемого, проповедую истину свободным и твердым духом, следуя его богословию» 503 . Св. Григорий имел при сем в виду конечно и сочинение против Евномия, но преимущественно книгу о Св. Духе, сочинение, писанное св. Василием против Аэтия, которого поборником был и Евномий. Это сочинение написано по следующему случаю: аэтиане 504 , услышав при одном праздничном богослужении св. Василия, что в славословии Св. Троице пели то: «слава Отцу с Сыном и Св. Духом», то «слава Отцу чрез Сына во Св. Духе», тотчас стали разглашать, что св. Василий вводит учение новое и себе самому противоречащее. Св. Амфилохий, вероятно сам бывший при богослужении и слышавший клеветы аэтиан 505 , просил св. Василия написать сочинение о Св. Духе, чтобы заградить уста врагам веры, и в 375 г. сочинение было уже готово для Амфилохия 506 . Объяснив в 1-й главе своей книги случай, по которому пишет сочинение, св. Василий во 2-й и 3-й гл. показывает, почему аэтиане так внимательны к слогам: «Аэтий, говорит он, писал, что несходное по природе и произносится не одинаково, и наоборот. В 4-й и 5-й гл. показывает, что Свящ. Писание не знает подобной диалектической разборчивости, употребляя предлоги с, в и чрез о лицах Св. Троицы не всегда однообразно, но всегда удерживает мысль о равенстве лиц. За тем, сказав в гл. 9-й о наименованиях Духа, в гл. 10-й—11—й заповедью о Крещении обличает лишающих Духа славы равной славе Отца и Сына; а в гл. 12-й объясняет им же, что значит Крещение во имя Иисуса Христа. В гл. 13–15-й решает несколько возражений; в гл. 16-й доказывает из слов апостола ( 1Кор. 12:4–9 ), что в разделении дарований духовных Дух Св. действует точно также как Отец и Сын, и тому же повелевает учиться из миротворения: «Познай общение Духа со Отцом и из первоначального творения. Чистые, разумные, премирные духи потому святы и именуются святыми, что получили внутреннее освящение от Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

§ 1. Нынешняя форма поста. Время и пространство считаются в философии принципами, т. е. способами, ограничения вещей. Это значит: не зная вещей такими, как они существуют вне нас и сами по себе, мы знаем их лишь такими, какими они являются в пространстве и времени. Они должны пройти чрез призму этих условий нашего познания, чтобы быть воспринятыми нами. С другой стороны, и воздействовать на внешний мир мы можем не по самой сущности его, а лишь на обнаружении его для нас, т. е. опять же в границах времени и места. Этот общий закон нашего отношения к лежащему вне нас миру имеет некоторое приложение и к нашей религиозной жизни. Хотя Бог настолько близок к нам, что мы «в Нем живем, и движемся, и есмы» 1 ), и настолько сроден нашей душе, что может ей открываться непосредственнее, чем материальный мир, однако и Его отношение к нам не может совершенно обойти рамок места и времени. Нельзя отрицать, что Бог в храмах становится ближе к нам, чем в другом месте. А если так, то и во взаимных отношениях между Богом и нами имеют значение определения места. Тем более, в этих отношениях должны иметь значение определения времени, менее, так сказать, вещественные и грубые. Священные времена должны не менее приближать Бога к нам, чем священные места. Это своего рода храмы Богу во времени, более духовные, чем храмы в собственном смысле, следовательно, более приличные для Божества и более угодные Ему. Вступая в священное время, мы чувствуем благодатное влияние, аналогичное тому, которое испытываем при входе в храм. Разница, конечно, есть, но она выгоднее для священного времени… Во-первых, благодатное влияние здесь продолжительнее (хотя может быть менее интенсивно); во-вторых, оно разнообразнее. Нет двух праздников, которые навевали бы на нас совершенно одинаковые чувства. Можно сказать, в каждый праздник Бог нам открывается совершенно с другой стороны. По крайней мере, в Православной Церкви совокупность песнопений, составляющих богослужение каждого великого праздника, настолько своеобразна по общему характеру своему, что настраивает верующего совершенно не так, как в другой праздник. В этом отношении разница, и большая, есть даже между такими сравнительно второстепенными праздниками, как, напр., Сретение и Благовещение. А богослужение с его песнопениями и напевами и служит выражением нашего настроения в праздник; этим настроением были вдохновлены праздничные песни и мелодии их творцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

А.М.Пентковский К истории славянского богослужения византийского обряда в начальный период (кон. IX – нач. Х в.) Источник Addenda et corrigenda В юбилейном выпуске «Богословских трудов» нами была опубликована статья, посвященная двум славянским канонам архангелу Михаилу (анонимному и составленному священником, впоследствии епископом Константином, одним из сотрудников свт. Климента Охридского  – КаМ2 и КаМ8, в соответствии с принятыми в статье сокращениями) 1 . Результаты исследования позволили сделать вывод о принадлежности КаМ2 свт. Клименту Охридскому и о вторичности КаМ8 по отношению к КаМ2. Затем, исходя из общепринятого мнения о составлении свт. Климентом Охридским Похвального слова архангелам Михаилу и Гавриилу (ПСаМГ в соответствии с принятой в статье сокращениями) для монастыря прп. Наума Охридского 2 , было высказано предположение о связи каждого из рассматриваемых канонов с посвященной архангелу Михаилу церковью в монастыре прп. Наума Охридского. Предложенную локализацию текстов поддерживало, по умолчанию, и общепринятое мнение о посвящении церкви в охридском монастыре свт. Климента вмч. Пантелеимону. Это мнение основано на единственном свидетельстве греческого Краткого жития свт. Климента, составленного в первой трети XIII в. 3 , и оно не поддерживается другими агиографическими источниками, так как в славянском переводе Краткого жития соответствующий фрагмент текста отсутствует 4 , а в пространном греческом Житии свт. Климента, восходящем к славянскому тексту X в., посвящение монастыря не указано 5 . При этом историко-литургический анализ славянского перевода праздничного богослужебного последования, составленного в XIV в. и совершавшегося в охридском монастыре свт. Климента, показал, что 27 июля, в день памяти вмч. Пантелеймона и свт. Климента Охридского, совершалось праздничное «всенощное бдение» (в соответствии с нормами Иерусалимского устава) свт. Клименту, а не вмч. Пантелеймону как «храмовому святому» 6 . Составленное в X в. славянское богослужебное последование свт. Клименту также свидетельствует, что 27 июля в охридском монастыре совершалась празднование памяти свт. Климента Охридского и рядовая служба вмч. Пантелеймону 7 . Более того, в Охриде и в Охридско-Преспанском регионе имеется только одна церковь , посвященная вмч. Пантелеймону (в охридском селе Велгошти), а также не зафиксировано ни одного топонима и гидронима, зависящего от этого посвящения, что указывает на отсутствие традиции посвящения церквей и монастырей вмч. Пантелеймону, которая могла бы быть обусловлена посвящением охридского монастыря вмч. Пантелеймону.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А. О богослужении и о всех важнейших предметах, имеющих к нему отношение А. О рядовых церковных службах О времени совершения служб церковных. Богослужение в церквах монастырских, соборных и городских, имеющих более одного причта, должно быть совершаемо ежедневно, а в однопричтных и сельских, сверх воскресных и праздничных дней 1 , сколько можно, чаще, смотря по возможности 2 (Уст. Д.К., 34). Благочинный должен наблюдать, чтобы священники в сельских церквах, кроме воскресных, праздничных и высокоторжественных дней, совершали литургию, сколько можно, чаще, особенно же в св. Четыредесятницу не опускали бы преждеосвященных литургий 3 ; в церквах же градских однопричетных – непременно 3 раза в неделю, если бы и не случилось в продолжение оной торжественных и праздничных дней, в двухштатных же – четыре 4 , а в четырёхштатных – ежедневно 5 (Ин. бл., 10). Некоторые Архипастыри распорядились завести по всем церквам своих епархий особые богослужебные журналы , в которых бы отмечались службы церковные за подписом всех членов причта и церковного старосты, с добавлением в журнале после каждого богослужения, совершались ли при этом какие требоисправления, а в храмовые, царские и высокоторжественные дни совершились ли после богослужений молебствия храмовому празднику или благодарственные, и сколько примерно бывает народа в церкви; об уважительных причинах, по которым не было совершаемо богослужение, тоже записывалось бы в указанные журналы. Общего для всех епархий узаконения относительно этих богослужебных журналов не имеется, а потому и руководством относительно ведения их, а также и их формы, и содержания, служат существующие постановления местного Е.Н. 6 В 1886 г. Св. Синодом (см. Ук. 1886 г., III, 28; сн. ниже, III отд., Собр. Преосвящ. в Казани) было вменено духовенству в обязанность повсеместно служить по воскресным и праздничным дням вечерню, по Уставу, с возможной торжественностью, производя звон в большой колокол, и по окончании вечерни, смотря по нуждам прихожан, произносить проповеди , вести беседы о предметах веры и нравственности, назидательные поучения, читать жития святых, или же служить молебны с акафистом 7 (сн. Ук. Св. Син. 19 июн. 1890 г.). – См. ниже, о праздниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию на месте разрушенного Свято-Троицкого кафедрального собора Архангельска 23 августа 2009 г. 13:25 В воскресенье 23 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на площади перед зданием Архангельского драматического театра имени М.В. Ломоносова — на месте, где находился Свято-Троицкий кафедральный собор Архангельска, разрушенный в годы гонений. Для совершения Литургии на площади установили престол под сенью, рядом с которым была помещена чтимая икона Успения  Пресвятой Богородицы, доставленная из возрожденного Успенского храма Архангельска. Его Святейшеству сослужили и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , архиепископ Костромской и Галичский Александр , архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан , архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон , архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , епископ Архангельский и Холмогорский Тихон , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , духовенство Архангельской и других епархий Русской Православной Церкви. На богослужении присутствовали вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Н. Чилингаров, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, губернатор Ненецкого АО И.Г. Федоров, мэр Архангельска В.Н. Павленко, представители органов государственной власти и общественных организаций региона. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «С великой радостью я приветствую всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, на этом воскресном праздничном богослужении, на том самом месте, где стоял величественный кафедральный собор. Сегодня нет собора, но мы молимся на этом месте. Эта молитва глубоко символична — этой молитвой мы как бы сопрягаем времена. Мы утверждаем преемственную связь не только поколений, но преемственную связь тех идеалов, которыми была сильна наша страна и наш народ».

http://patriarchia.ru/db/text/725543.htm...

Архиепископ Волоколамский Иларион: «Религиозное измерение — необходимое условие гармонизации социальной системы» 8 грудня 2009 р. 18:22 Председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион ответил на вопросы главного редактора интернет-портала «Религия и СМИ» А.В. Щипкова. — Ваше Высокопреосвященство, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает множество поездок по епархиям внутри России, а также за рубеж — в Константинополь, на Украину, в Белоруссию. Принимая во внимание масштаб личности Святейшего Патриарха, можно предположить, что он ставит перед Церковью задачи глобального характера. В этой связи все эти поездки можно считать последовательными шагами на пути к поставленной цели. Какова же эта цель? — Задача глобального характера была поставлена перед Церковью ее Главою — Иисусом Христом при Его вознесении: Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа; учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. 28:19-20). Вместе с тем в задачи каждого отдельного Предстоятеля Поместной Церкви входит не только сохранение и приумножение веры в отведенных этой Церкви территориальных пределах, но и поддержание единства всех Поместных Церквей. Последнее, в частности, достигается посредством общения Предстоятелей Церквей друг с другом. Это могут быть и совместные богослужения, и двусторонние или общеправославные встречи, и частные визиты, в ходе которых обсуждаются темы общего характера, разрешаются в духе братской любви недоумения, возникающие в отношениях между Церквами. Поездки Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по епархиям Русской Православной Церкви в ее канонических пределах, а сегодня это все страны бывшего СССР, кроме Грузии и Армении, носят, прежде всего, внутрицерковный характер. Первосвятитель встречается со своей паствой, знакомится с жизнью епархий, возглавляет праздничные богослужения. Кроме того, в своих посещениях различных областей России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других стран, Предстоятель Русской Церкви использует свое исключительное положение для встреч с высшим государственным руководством этих регионов, чтобы защитить перед ними духовные интересы своих пасомых, обозначить свое видение церковно-государственных и церковно-общественных отношений, напоминая всему обществу о приоритете духовных ценностей над материальными. Наконец, визиты Святейшего Патриарха имеют широкое культурное значение, поддерживают бытие уникальной восточнославянской православной цивилизации, более тысячи лет питающей мировоззрение целых народов и государств.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210008...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010