Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Раб Божий — это звание, которое нужно заслужить 9 апреля, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Мы привыкли всегда говорить: «На всё воля Божия». Но отдаём ли мы себе отчёт, что это значит, когда мы произносим эти слова? 9 апреля. ПРАВМИР. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Благовещенском храме Углегорска. По окончании богослужения архиепископ Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом, — сообщает Пресс-служба Горловской и Славянской епархии Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель и благочинный, дорогие братья и сестры! Я от всей души поздравляю вас с Благовещением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, великим двунадесятым праздником, который в этом году пришёлся на дни Страстной Седмицы. Так бывает нечасто. И, несмотря на то, что это дни особые, праздник Благовещения всё равно стоит на первом месте. Мы его празднуем сегодня в этом храме как престольный день. Празднуем торжественно, как будто бы и нет Страстной Седмицы у нас на календаре. Я впервые на Благовещение здесь, в этом храме совершаю богослужение. Так получалось, что каждый год в этот день я богослужение совершал в городе Горловка. Там тоже был Благовещенский храм. И мы в этом храме молились, было соборное архиерейское богослужение, мы торжественно этот день праздновали. В прошлом году, в августе, этот храм в результате прямого попадания снаряда был полностью разрушен. Сейчас на этом месте ничего нет. Здесь настоятель Благовещенского храма отец Виктор, он со мной сегодня приехал на службу. Надеюсь, что когда закончится война, мы этот храм сможем восстановить. Но я с большой радостью приехал сюда для того, чтобы помолиться вместе с вами в этот праздничный престольный день. Праздник Благовещения — это день особенный. Этот день наполнен такой радостью, которая показывает нам, что в мире, в жизни человеческого рода всё совершается по Промыслу и по воле Божией. Ничего без воли Божией не происходит. Что бы ни было, верующий человек, христианин знает, что без Промысла Божия это не происходит.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Беседа 1. О богослужении дней седмицы I. «Скажите мне, – говорил некогда один древний учитель христианам своего времени, – скажите мне вы, приходящие в Церковь только в дни праздничные: другие дни недели не также ли праздники, не также ли дни Господни и как бы дни воскресные? Только иудеям свойственно дни различать, и потому-то Господь сказал, что праздников их ненавидит душа Его, а христианин, напротив, смотрит на все дни, как на дни Господни, даже более – как на дни пасхальные, потому что в каждый из них на Божественной литургии закалается агнец Божий и все ему причащаются». Таков, по мысли благочестивой древности, должен быть у христианина взгляд на дни жизни своей! Все они должны быть посвящены Богу и ни один из них не должен проходить без славословия и благодарения Богу. И святая Церковь не только подобно Давиду возвещает имя Господне «вечером и утром и в полдень» ( Пс.54:18 ), не только освящает молитвой вместе с пророками и апостолами важнейшие часы дня: первый, третий, шестой и девятый, но и все эти молитвословия ежедневно разнообразит новыми песнопениями в честь Господа или святых Его, так что каждый день седмицы освящен у нее каким-нибудь воспоминанием. II. Седмица по уставу Церкви, начинается с вечера субботы . Такое счисление дня возводит мысль нашу через целый ряд веков к самому первому дню творения, когда, по глаголу Божию, «и был вечер, и было утро: день один» ( Быт.1:5 ); равно напоминает и тот вечер, который предшествовал светлому дню воскресения и в который Спаситель, совершив дело нашего искупления, почил плотью во гробе, а духом сошедши в преисподняя, истощил, по слову Церкви, вся адова царствия. Воспоминанию славного воскресения Христова посвящены все церковные песнопения воскресного дня . Но среди хвалебных песней в честь сего новозаветного события, Церковь не оставляет без внимания и первоначальной Божественной заповеди о седьмом дне, по которой день сей должен напоминать человеку о Боге, как Творце и Промыслителе всех тварей. В глубокую полночь она собирает верных для славословия «всемогущей, животворящей и светоначальной святой Троицы, мирную (видимую) и премирную (невидимую) тварь ради единой благости от несущих приведшей и о ней промышляющей и в троичных канонах, певаемых на воскресной полунощнице, песнословит Триипостасного Бога, преимущественно как Зиждителя мира видимого и невидимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Благовещение Пресвятой Богородицы: о Богослужении Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву 5 апреля, 2005 Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву С удивлением Она сказала Вестнику: «Ты являешься Мне, как человек, с непостижимыми словами. Я — не знающая мужа и брака Дева. Отойди от Меня далеко. Ты не прельстишь Меня, говоря, что Господь со Мною и вселится в Мою утробу. Как Я, Отроковица, зачну Необъятного и Невместимого, как буду Матерью Моего Создателя и пространным местом для Превосходящего Херувимов. К браку Я не имею отношения, не познала сласти. Как же рожду Сына?» История праздника Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название «Благовещение Пресвятой Богородицы». Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. Слово святителя Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин упоминают об этом празднике как о древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII вв.,вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью. Особенности богослужения праздника По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но, так как часто совпадает с днями Великого поста, имеет только один день предпразднства и один день попразднства, или отдания праздника. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 5-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Литургическое освещение праздника

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-presvya...

Богослужение в воскресные дни Богослужение в воскресные дни в изменяемой части своей совершается по октоиху и триоди; но для песнопений октоиха не указывается гласа, на какой их петь; потому что гласы определяются предшествующими Великому посту неделями и потому каждый год подвержены изменению. Песнопения же и молитвословия минеи (если не случится особого праздника с полиелеем или бдением) оставляются и восполняются песнопениями и молитвословиями из триоди в память особых священных событий и лиц, представляющих в жизни своей высокие примеры поста и молитвы. А именно: а) Воскресенье 1-й недели поста называется неделею православия по случаю совершаемого в сей день торжества православия, установленного в Греции в IX веке, в память победы православной веры и церкви над всеми ересями, возмущавшими церковь Христову, п особенно в память восстановления при Имп. Ирине (797–802) почитания св. икон после продолжительного на них гонения со стороны иконоборцев. В кафедральных храмах при архиерейском служении совершается особый обряд, называемый чином православия. Обряд сей состоит в пении благодарного молебна пред возлежащими на аналое среди храма иконами Спасителя и Божией Матери. В конце молебна, после молитвы об укреплении верных в православной вере и очищении православной церкви от ересей и расколов, возглашается: Кто Бог велий 3-жды, читается весь символ веры и произносится 12 анафематствований, т.-е. отлучений от церкви лжеучителей и на каждое сонм священно-служителей отвечает трижды: анафема! После отлучений возглашается вечная память всем защитникам православия и многолетие защитнику и покровителю православной церкви Государю Императору, Государынь Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому. Оканчивается чин православия пением: «Тебе Бога хвалим» и целованием икон. б) В воскресенье 2-й недели прославляются подвиги св. Григория Паламы , сперва инока Афонской горы, а потом Архиепископа Фессалонитского (XIV века), «иже, поется в службе ему, православия догматы насадил и веры семя умножил добре».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В день памяти преподобного Серафима Вырицкого Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Покровском соборе г. Гатчины Операторы: Р. Самсонов, А. Леднев. Звукооператор: А. Бригадов 3 апреля 2014 г. 17:57 3 апреля 2014 года, в день памяти преподобного Серафима Вырицкого, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Гатчинскую епархию   Санкт-Петербургской митрополии .  Первосвятительский визит приурочен к знаменательным датам — 65-летию преставления прп. Серафима Вырицкого, 100-летию основания Покровского собора в г. Гатчине и 100-летию освящения Казанского храма в поселке Вырица. В Покровском соборе Гатчины Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Праздничное богослужение было посвящено 100-летию этого храма. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  архиепископ Петергофский Амвросий , ректор  Санкт-Петербургских духовных школ ;  епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Царскосельский Маркелл ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Александро-Невской лавры ;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; протоиерей Владимир Феер, настоятель Павловского кафедрального собора Гатчины, благочинный Гатчинского городского округа; протоиерей Михаил Юримский, настоятель Покровского собора Гатчины; протоиерей Георгий Преображенский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице; духовенство Гатчинской епархии. Богослужение посетили губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, вице-губернатор Ленинградской области С.Н. Перминов, глава администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Е.В. Любушкина, глава муниципального образования Гатчинский муниципальный район Леининградской области А.И. Ильин, глава администрации муниципального образования город Гатчина А.Р. Калугин, руководители государственных структур Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

http://patriarchia.ru/db/text/3619812.ht...

В день праздника Собора Архангела Гавриила митрополит Волоколамский Иларион и представители Поместных Православных Церквей совершили богослужение на подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве 27 июля 2014 г. 11:52 26 июля 2014 года, в праздник Собора Архангела Гавриила, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию на московском подворье Антиохийской Православной Церкви  — в храме во имя святого Архангела Гавриила. Владыке Илариону сослужили настоятель Подворья, представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока митрополит Филиппопольский Нифон , архиереи Антиохийской Церкви: митрополит Тирский и Сидонский Илия и епископ Селевкийский Ефрем; представитель Патриарха Иерусалимского при Московском Патриаршем престоле архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Александр (Пихач), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , благочинный храмов Богоявленского округа Москвы архимандрит Дионисий (Шишигин), помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, клирики храма. На праздничном богослужении присутствовали первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ А.П. Торшин; член Императорского православного палестинского общества , вице-президент ОАО «РЖД» А.В. Салтанов; министр-советник, заместитель главы Представительства Европейского Союза в Российской Федерации Свен-Олов Карлссон; послы Колумбии, Чили, Сербии, Голландии, Пакистана, Кот-д’Ивуар, представители дипломатического корпуса Франции и других стран. После сугубой ектении была прочитана молитва о мире на Украине. По окончании Божественной литургии у храма был отслужен молебен перед иконой Архистратига Гавриила.

http://patriarchia.ru/db/text/3696396.ht...

В Иерусалиме торжественно отмечают праздник Святой Троицы Иерусалим, 16 июня 2008 г. Торжественно отмечает Святой град Иерусалим праздник Святой Живоначальной Троицы, который, по давно установившейся традиции, продолжается здесь, на Святой земле, 3 дня, с воскресенья по вторник. В первый день Святой Троицы духовенство Иерусалимской Православной Церкви совершило ночное Богослужение на Голгофе, в Храме Гроба Господня. В нем приняли участие многочисленные паломники, сообщает Седмица.Ru . Затем утром уже у самого Гроба Господня службу возглавил Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины Блаженнейший Феофил. По принятому обычаю литургия служилась в приделе Святого Ангела Кувуклии Гроба Господня, украшенной многими горящими свечами и лампадами. Среди священнослужителей, сослуживших Патриарху Феофилу, были арабы и русские, в частности — начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев), читавший в чине Троицкой вечерни с коленопреклонениями положенные в этот день молитвы на церковно-славянском языке. В это же утреннее время в Иерусалиме торжественные богослужения состоялись и в русском Горненском женском монастыре, принадлежащем Московской Патриархии, в женском Русском Гефсиманском монастыре и Русском монастыре Вознесения Господня, находящихся в ведении РПЦЗ, а также в русском Троицком соборе Русской Духовной миссии. К своему главному храмовому празднику Троицкий собор был благолепно украшен цветами и пальмовыми ветвями. Зеленью были оформлены и большие иконы в алтарной части храма, среди которых — величественные образа Святой Троицы и Сошествия Святого Духа на Апостолов. Торжественное праздничное богослужение в Троицком соборе возглавил митрополит Днепропетровский и Павлогорадский Ириней. Ему сослужили прибывшие с ними с Украины священники и духовенство Русской духовной миссии. Стройное пение небольшого по составу хора Русской Духовной миссии, доставило истинное утешение многочисленным паломникам, специально прибывшим на праздник из России, Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья.

http://pravoslavie.ru/26890.html

В Николаевском храме в Шанхае совершена Божественная литургия впервые за полвека 11 мая, 2010. Редакция " Правмира " 9 мая 2010 года впервые после полувекового перерыва в Никольском храме-памятнике, построенном русскими эмигрантами в центре Шанхая, было совершено православное богослужение. 9 мая 2010 года впервые после полувекового перерыва в Никольском храме-памятнике, построенном русскими эмигрантами в центре Шанхая, было совершено православное богослужение. В небольшом храме, под сводами которого впервые за долгие годы вновь зазвучали церковные и песнопения, собрались десятки православных верующих из стран СНГ и дальнего зарубежья, проживающих в мегаполисе. Многие из них пришли в праздничный день с детьми. По окончании Божественной литургии протоиерей Алексий Киселевич, духовно окормляющий православную паству в Шанхае, совершил благодарственный молебен по случаю Дня Победы, а затем — заупокойную литию о почивших воинах. Возобновление богослужений в храме, закрытом в годы «культурной революции», стало возможным благодаря усердию многих людей — членов православной общины, сотрудников Генерального консульства России и членов Русского клуба в Шанхае, много лет добивавшихся сначала выселения из храма увеселительных заведений, а потом возможности возобновления служб. Поддержку этим усилиям на протяжении многих лет оказывал Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, председателем которого был тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Вопрос о возобновлении богослужений в одном из исторических храмов Шанхая в период Всемирной выставки ЭКСПО-2010 поднимался и в ходе посещения города делегацией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации во главе с архиепископом (ныне — митрополитом) Волоколамским Иларионом 20 декабря 2009 года. Тогда члены делегации совершили в Никольском храме краткую молитву и пропели песнопения в честь Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.

http://pravmir.ru/v-nikolaevskom-xrame-v...

Глава 31 1–21. Заботы Езекии о восстановлении черед священнослужения и об источниках содержания левитов и священников. 2Пар.31:1 .  И по окончании всего этого, пошли все Израильтяне, там находившиеся, в города Иудейские и разбили статуи, срубили посвященные дерева, и разрушили высоты и жертвенники во всей Иудее и в земле Вениаминовой, Ефремовой и Манассииной, до конца. И потом возвратились все сыны Израилевы, каждый во владение свое, в города свои. Религиозная ревность Езекии по истреблению принадлежности языческого культа и не только в пределах Иудейского царства ( 4Цар.18:4 ), но и на территории царства Израильского (доживавшего тогда последние дни самостоятельного политического существования), могла находить, как было уже упомянуто, сочувственный отклик со стороны последнего израильского царя Осии. Оба царя могли с одинаковой ревностью исполнять соответствующее предписание закона ( Втор.7:5 ). 2Пар.31:2 .  И поставил Езекия череды священников и левитов, по их распределению, каждого при деле своем, священническом или левитском, при всесожжении и при жертвах мирных, для службы, для хваления и славословия, у ворот дома Господня. Распределение священников и левитов по чередам священнослужения произведено было в свое время Давидом ( 1Пар.24:19 ), но при нечестивых преемниках его на иудейском престоле, как и все отправление культа Иеговы, не могло остаться в неприкосновенности, особенно же при Ахазе, когда был заперт сам храм. Езекия, в целях правильного течения богослужения повседневного и праздничного, восстановил священнические и левитские череды для служения «у ворот дома Господня» (евр. бишааре махинот Иегова, Vulgata: en portis castrorum Domini), т.е. храма (LXX: ν τας πλαισ (ν τας αλας) ικου Κυρου). 2Пар.31:3 .  И определил царь часть из имущества своего на всесожжения: на всесожжения утренние и вечерние, и на всесожжения в субботы и в новомесячия, и в праздники, как написано в законе Господнем. Обычай доставления царями материалов для жертвоприношения храма, вероятно, вел начало от Давида. О Соломоне это прямо утверждается во ( 2Пар.8:12–13 ), равно предполагается в рассказе о посещении Соломона царицей Савской ( 3Цар.10:4–5 ). У пророка Иезекииля о доставлении жертвенных материалов храму говорится, как об обязанности князя ( Иез.45:16–17 ). После плена, за отсутствием национального царя или князя, иудейская община установила ежегодный подушный налог: 1/3 сикля на поддержание ежедневного богослужения ( Неем.10:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Встречаем Рождество правильно: 8 советов Уже вот-вот грядет праздник Рождества. Как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? Советует епископ Обуховский Иона (Черепанов).  На праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия - это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник.  Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января. Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого. Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков - древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию. 2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать. В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/939...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010