Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТРОЖСКАЯ АКАДЕМИЯ Правосл. научный и образовательный центр в г. Остроге (ныне Ровненской обл., Украина). Включал школу (коллегиум, 3-язычный лицей), госпиталь и типографию, в которой помимо других изданий была подготовлена и напечатана Острожская Библия (1581); центр существовал в период ок. 1576-1636 гг. О. а. создана киевским воеводой, маршалком Волынской земли кн. Константином Константиновичем Острожским, покровителем православных в Речи Посполитой, с целью сохранения правосл. Церкви в католич. гос-ве, противостояния полонизации и латинизации православных. 70-80-е годы XVI в. были временем активной борьбы кн. Острожского за утверждение позиций православной Церкви. Наиболее значительные инициативы были связаны с Острогом, ставшим в сер. 70-х гг. XVI в. собственностью магната (королевский привилей на наследственное владение Острогом князь получил в нояб. 1576). Ко времени создания О. а. в Речи Посполитой существовали центры правосл. просвещения. Прежде всего это кружок кн. А. М. Курбского в Миляновичах (ныне Турийского р-на Волынской обл., Украина), где делали переводы с греч. языка трудов визант. авторов, были составлены антикатолич. сочинения. Связи кружка кн. Курбского с кн. Острожским были тесными. В наст. время нет сомнения в том, что «Маргарит», изданный в Острожской типографии в 1595 г., был переведен с греч. языка в Миляновичах. Очевидно, что и опыт переводов с латыни был заимствован в Остроге из Миляновичей. По мнению К. Ю. Ерусалимского, в планы кн. Курбского входило создание правосл. академии, но реализован этот проект был не в Миляновичах, а в Остроге ( Ерусалимский К. Православная академия на Волыни XVI в.: Нереализованный проект кн. Андрея Курбского//Острозька давнина: Наук. зб. Ocmpir, 2014. Вип. 3. С. 113-147). Др. центром было владение гетмана Г. А. Ходкевича Заблудово. Там имелась типография, куда гетман пригласил Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца (1568-1570), и была создана одна из первых православных академий ( Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Православная Академия Ходкевичей и ее издания. Мн., 1996). Крупнейшим центром правосл. книгопечатания и обучения был Вильно, где впервые после Ф. Скорины было начато кириллическое (православное) книгоиздание. В 1568-1572 гг. в Вильно за счет братьев Зарецких был опубликован на церковнослав. языке Часовник с послесловием на простой мове, в дальнейшем развернули деятельность типографии братьев Мамоничей и В. М. Гарабурды. Важным центром православного просвещения являлся Львов, где книгопечатание в 70-х гг. XVI в. начал Иван Фёдоров, оно продолжилось в 90-х гг. XVI в. благодаря Львовскому Успенскому братству . Можно предположить, что между Вильно, Львовом и Острогом существовали контакты.

http://pravenc.ru/text/2581675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРОВСКИЕ Геровские, братья, деятели карпаторосского национального движения. Из семьи Ю. Геровского, директора Ставропигийского ин-та во Львове, депутата австр. парламента, внуки А. И. Добрянского-Сачурова . Алексей Юлианович (31.08.1883, Львов-17.04.1972, Нью-Йорк), журналист, политический деятель в Закарпатье. Учился в гимназиях в Инсбруке и Черновицах (ныне Черновцы, Украина), окончил Черновицкий ун-т, где изучал право. В 1903 г. вместе с братом Георгием приехал в Закарпатье, чтобы посетить центр правосл. движения в с. Иза. Арестован венг. властями, недолго находился в тюрьмах Мармарошсигета и Будапешта. В 1910-1913 гг. А. Ю. издавал в Черновицах газ. «Русская правда», поддерживал правосл. движение в Закарпатье. По собственной инициативе явился на Мармарошсигетский процесс (1913-1914) против правосл. движения, был арестован за русофильскую агитацию и резкую критику политики мадьяризации. Также были арестованы все близкие родственники А. Ю. В 1914 г. вместе с братом Георгием бежал в Россию, с началом первой мировой войны и вступлением рус. войск в Галицию и Буковину вернулся в Черновицы в качестве «старшего чиновника по особым поручениям» при рус. губернаторе. В 1915-1917 гг. был советником министра иностранных дел России по проблемам Австро-Венгрии и Балкан. В марте 1918 г. выехал из Петрограда и присоединился к Добровольческой Армии. В Екатеринодаре издавал газ. «Единая Русь». После эвакуации в К-поль переехал в Закарпатье, вошедшее в состав Чехословакии. В 20-х гг. XX в. пытался объединить силы русофилов и правосл. Церкви. Принимал участие в Конгрессе национальных меньшинств в Женеве, выступал с античехословацкими заявлениями. А. Ю. был председателем Центрального исполнительного комитета правосл. общин и юрисконсультом при Синоде Сербской Православной Церкви по делам Закарпатской епархии, активно участвовал в создании приходов. В 1927 г. был выслан из Чехословакии, переехал в США, возглавил Карпато-русский союз (1935-1938), из средств к-рого оказывал поддержку автономистским русофильским силам в Закарпатье. По инициативе А. Ю. в 1936 г. в Нью-Йорке было создано пресс-агентство КАРУС, задачей к-рого стало информирование русинов в США о положении в Закарпатье, 12-13 февр. 1937 г. в Нью-Йорке состоялся Конгресс подкарпатских русинов, ультимативно потребовавший от правительства Чехословакии предоставления Закарпатью автономии в течение 60 дней. Это ускорило обсуждение данного вопроса в парламенте Чехословакии.

http://pravenc.ru/text/164843.html

В XVI в. братчины послужили примером для организации братств в крупных городах Зап. Руси: во Львове, в Вильне, в Киеве. В XVI в. подобные братства окончательно институализируются, получают грамоты от польск. королей, местных правосл. епископов и К-польских патриархов, они берут на себя уже гл. обр. благотворительные задачи, собирают средства на разнообразные церковные нужды. Их деятельность выходит далеко за рамки приходов и даже епархий. В XVII в. они практически становятся церковно-общественными орг-циями, деятельность которых была ориентирована на защиту Православия от агрессии со стороны униатства, в связи с чем они подвергаются дискриминации со стороны властей Речи Посполитой, способствовавших внедрению и распространению унии. В результате одни братства в Польше были запрещены и прекратили существование, другие перешли в унию, нек-рые какое-то время действовали нелегально. После разделов Польши уже в составе Российской империи в западнорус. епархиях возрождаются братства. В 1864 г. Святейшим Синодом были изданы «Основные правила для учреждения православных церковных братств», в к-рых братства характеризуются как об-ва, составленные из лиц правосл. исповедания разных сословий, для служения нуждам правосл. Церкви, противодействию посягательствам на ее права со стороны иноверцев, инославных и раскольников, для строительства и благоукрашения правосл. храмов, для дел христ. просвещения и благотворительности и миссионерского служения. Такие братства образуются в рамках приходов, при мон-рях, а также в границах целых епархий. В 1893 г. в России действовали 159 правосл. братств, в к-рых состояли более 37 тыс. братчиков. После Октябрьской революции 1917 г. продолжали существовать ранее учрежденные братства и создавались новые братства и сестричества, но дискриминационная политика властей по отношению к Церкви, аресты членов затрудняли их деятельность. Законодательство 1929 г. сделало само их существование нелегальным, и в 30-х гг. XX в. братства и сестричества прекращают существование. Начало возрождения братств и сестричеств в РПЦ относится уже только к кон. 80-х гг., по благословению патриарха Алексия II в 1990 г. возник Союз православных братств. Деятельность некоторых братств вызвала критику со стороны священноначалия, духовенства и мирян. На Архиерейском Соборе 1994 г. было отмечено уклонение одних братств в радикальный политизированный консерватизм, других - в реформаторский подход к каноническим основам церковного строя, третьих - в коммерциализацию своей деятельности. В связи с этим было принято решение о деятельности братств исключительно в приходских рамках.

http://pravenc.ru/text/2578111.html

Происшедшее в кон. 80-х гг. в странах Вост. Европы и особенно в Украинской ССР возрождение структур греко-католических Церквей, сопровождавшееся захватами правосл. храмов и притеснением верующих, осложнило православно-католич. диалог, приостановленный Поместными Православными Церквами по инициативе РПЦ. И. П. выразил по этому поводу сожаление, но назвал «нормализацию жизни» греко-католич. Церквей «исправлением допущенной несправедливости» и их «естественным возвращением к открытой церковной жизни после гонений», призвав возобновить диалог «братским разрешением спора в духе справедливости, любви и прощения» (Послание епископам европейского континента от 31 мая 1991//Единство в многообразии. 1993. С. 221). Считая возможным продолжение сотрудничества с правосл. Церквами в области совр. европ. евангелизации, И. П. пригласил правосл. Церкви прислать делегатов на специальную ассамблею синода католич. епископов Европы (28 нояб.- 14 дек. 1991). Однако 8 окт. 1991 г. Свящ. Синод РПЦ отклонил приглашение папы, указав на невозможность совместного обсуждения вопросов миссии и евангелизации в условиях, «когда у нас дома уже практически создаются параллельные миссионерские структуры... Наше участие в этих дискуссиях в Риме носило бы двусмысленный характер... Мировое же христианское общественное мнение было бы введено в заблуждение относительно подлинного характера взаимоотношений между нашими Церквами в данный момент» (Заявление о специальной ассамблее Синода епископов Римско-Католической Церкви по Европе//ЖМП. 1992. 1. С. 11-12). Решение РПЦ было поддержано др. правосл. Церквами, и для изложения православ. позиции К-польский Патриарх Варфоломей I направил на открытие синода экзарха Юж. Европы Италийского митр. Спиридона (Папагеорги), выступившего с речью, в к-рой напряженность в православно-католич. отношениях была объяснена насильственными действиями греко-католиков на Украине и в Румынии, а также увеличением католич. структур в странах с преимущественно правосл. населением, что вызывало подозрения в стремлении к прозелитизму и означало отход от братских принципов православно-католич. отношений, выработанных в последние годы.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

Конфессиональная ситуация в Речи Посполитой накануне и в период разделов отличалась чрезвычайной напряженностью. Нек-рое оживление православных, связанное с надеждами на поддержку со стороны имп. Екатерины II (1762-1796), вызвало резкое противодействие представителей католич. Церкви. В конституцию Варшавского сейма 1766 г. по предложению Краковского католич. еп. Солтыка было внесено постановление, объявлявшее врагом отечества каждого, кто осмелился бы на сейме поднять голос в пользу иноверцев. Фанатизм католич. партии и униатов был причиной восстания гайдамаков под рук. М. Железняка и И. Гонты, вошедшего в историю под названием «колиивщины» (1768-1769). Георгий (Конисский), архиеп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский. Гравюра. XIX в. Георгий (Конисский), архиеп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский. Гравюра. XIX в. К 1-му разделу Речи Посполитой на всей ее территории уцелело 40 правосл. мон-рей и ок. 200 правосл. приходов, из них 130 - в Б. Именно в это тяжелое время на защиту Церкви встали выдающиеся правосл. деятели Переяславский еп. Гервасий, игум. Матронинского мон-ря Мелхиседек (Значко-Яворский) и Могилёвский архиеп. св. Георгий (Конисский ; 1755-1795). Еще в 1763 г. Георгий (Конисский) обратил внимание имп. Екатерины II, а в 1765 г. кор. Станислава Августа Понятовского (1764-1795) на преследования православных в Речи Посполитой. Однако приказы короля прекратить насилия и решения сейма 1768 г. предоставить диссидентам свободу вероисповедания игнорировались, положение православных гарантировалось только присутствием рус. войск в пределах Речи Посполитой. С присоединением вост. части Б. к России процесс возрождения правосл. жизни на этих землях пошел быстрыми темпами: были обнародованы правительственные распоряжения, запрещавшие под страхом строгого наказания совращать православных в унию и без согласия рус. правительства публиковать папские буллы. Теперь сыновья от смешанных браков считались православными. Эти распоряжения не только упрочили положение правосл. населения Б., но и повлияли на возвращение униатов к вере отцов и дедов. За первые 8 лет после присоединения к России ок. 250 тыс. униатов перешли в Православие.

http://pravenc.ru/text/77856.html

воспитание. Особое положение в отношении смешанных браков действовало в юридически автономном Великом княжестве Финляндском. Б. православных с лютеранами, если оба были подданными Великого княжества, венчались в церквах обоих вероисповеданий, а дети крестились и воспитывались в исповедании отца. На проживавших в Финляндии лиц российского подданства распространялись общеимперские законы относительно Б. Временно аналогичный порядок действовал также в Царстве Польском и в остзейских губерниях. Окончательно правила о смешанных Б. были закреплены во 2-й редакции Устава духовных консисторий (1883). Смешанные Б., чаще всего с протестантами, совершались и особами, принадлежавшими к имп. династии. Причем предварительное присоединение к правосл. Церкви было обязательным лишь для невест наследников Российского престола. Иное положение действовало в Российской империи относительно Б. православных со старообрядцами, официально именовавшимися раскольниками до 1905 г. Таковые Б. не могли совершаться в правосл. храме правосл. священником. Этот запрет не распространялся на Б. с единоверцами. Б., повенчанные в старообрядческих церквах, даже если один из супругов принадлежал к правосл. Церкви, не признавались имеющими достоинство церковного Б., но при условии записи в особые метрические книги, ведение к-рых возлагалось на полицию, они получали юридическое значение. Имп. указом от 17 апр. 1905 г. старообрядцы и сектанты, исповедующие веру в Богосыновство Господа Иисуса Христа, были уравнены относительно возможности вступления в Б. с лицами правосл. исповедания, с инославными признанных законом вероисповеданий. Б. православных с нехристианами оставались безусловно запрещенными и в синодальную эпоху. Российским гражданским законодательством запрещались Б. с нехристианами российским подданным католич. вероисповедания. При этом российским подданным протестант. исповедания в соответствии с их конфессиональным правом разрешалось вступать в брак с мусульманами и евреями, но не с язычниками. Однако канонический запрет Б.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Сразу же после наречения на митрополичью кафедру И. обратился к королю, находившемуся на Гродненском сейме, с письмом, в котором содержались просьбы об удовлетворении нужд правосл. Церкви. 25 июня 1568 г. был получен составленный на сейме ответ. Две просьбы И. касались важнейших условий существования правосл. духовенства в Польше и Литве. И. просил, чтобы в обоих гос-вах церковные должности не передавались людям светским; если же кто из мирян получит церковную должность и в течение 3 месяцев не примет духовный сан, то архиереи могли бы отбирать у него «достоинства и хлебы духовные» и передавать др. лицу. Король согласился, но уточнил, что у тех, кто не захотят принять духовный сан, должность будет отбирать не митрополит или др. епископ, но король, который передаст ее кандидату по своему выбору. И. также высказал пожелание, чтобы правосл. архиереи имели в сенате «место и голос» наравне с католич. епископами «по обычаю наших предков архиепископов». Просьба митрополита была связана с тем, что на Гродненском сейме король фактически отменил дискриминационные решения Городельского сейма относительно православных и подтвердил равенство прав правосл. и католич. шляхты, провозглашенное в 1563 г. Однако католич. власти не были заинтересованы в установлении фактического равенства православных с католиками, и король отложил решение вопроса о представительстве правосл. архиереев в органах власти «на инший час». И. также ходатайствовал о возвращении присвоенного посторонними лицами церковного имущества, на что король согласился, потребовав список таких имений. Митрополит просил запретить светским лицам вмешиваться в духовные дела и суды, и король обещал оповестить соответствующих должностных лиц. Кроме того, И. требовал, чтобы дела по церковным имениям не разбирались в замковых и земских судах, а передавались на суд королю как верховному патрону Церкви. Король возразил, что будет рассматривать дела только об имениях, пожалованных им самим, а в делах по всем др. имениям духовенство будут вызывать в суд, к-рый положен по Литовскому статуту.

http://pravenc.ru/text/578334.html

В чины литургий по требованию Антиохийского патриарха Игнатия IV перед причащением мирян внесена молитва «I believe, O Lord, and I confess» (        ) визант. обряда. Причащение преподается мирянам под 2 видами, как совместно, так и раздельно. Литургии совершаются на квасном хлебе, к-рый, как правило, делается в форме гостий. В приходах сохраняется зап. календарный стиль (кроме празднования Пасхи), крестное знамение принято в его зап. форме. Таинства совершаются по зап. обрядам, чинопоследование Крещения объединено с чинами и молитвами Миропомазания (Конфирмации) и «первого Причастия» из рим. Ритуала. Дискуссии Несмотря на разрешение нек-рыми Поместными Православными Церквами создания З. о. п. о., вопрос о допустимости богослужебного употребления зап. обрядов в правосл. Церкви остается открытым. Ряд правосл. богословов и литургистов, в т. ч. Н. Д. Успенский , высказывали критику относительно служения зап. обрядов по реконструированным чинам, к-рое приводит к их отрыву от существующих богослужебных традиций. Диоклийский еп. Каллист (Уэр) , протопр. А. Шмеман и др. указывали на то, что древние зап. обряды, сложившиеся в Зап. Церкви до разделения Церквей, претерпели существенные изменения в ходе их дальнейшего развития, тем самым простое удаление Filioque или добавление эпиклезы в евхаристический канон еще не делают зап. обряды полностью соответствующими правосл. вероучению. Помимо того, еп. Каллист (Уэр) отмечал, что существование З. о. п. о. приводит к частым расколам и еще большему разобщению верующих внутри правосл. диаспоры. Лит.: Overbeck J. J. Die orthodoxe katholische Anschauung im Gegensatz zum Papstthum und Jesuitismus, sowie zum Protestantismus. Halle, 1865 (рус. пер.: Овербек И. Свет с Востока: Взгляд на кафолическое Православие сравнительно с папством и протестантством. Вильно, 1867); idem. Catholic Orthodoxy and Anglo-Catholicism: A Word about Intercommunion between the English and Orthodox Churches. L., 1866; он же. Благопромыслительное положение правосл.

http://pravenc.ru/text/182587.html

и пообещала выплачивать госпиталю 2 тыс. злотых ежегодно. 22 янв. 1623 г. в письме к «русским бакалярам» Ходкевич запретила им преподавать «по-польски и по-латинськи, только по-руски» ( Hoffman J. Acta kociola farnego ostrogskiego//Rocznik woyski. Równe, 1934. T. 3. S. 210). Все это привело к понижению статуса О. а. до начальной школы. По-видимому, княгиня нашла возможность передать деньги из фундуша своего деда, кн. Острожского, на нужды школы при острожском костеле. В фундушной грамоте княгини от 25 окт. 1624 г. записано: «А для воспитания детей в христианской набожности и освобожденных науках согласно воле князя Константина... из фонда на Суражу, предназначенного на школы греческую и латинскую, позволяю и предоставляю прикостельной католической школе половину той фундации, то есть 180 злотых» ( Kardaszewicz S. Dzieje dawniejsze miasta Ostroga: Materialy do historyi Woynia. Warsz.; Kraków, 1913. S. 140-141). Заручившись поддержкой папы Урбана III , Анна Алоиза в 1633 г. попыталась окончательно отобрать Суражский фундуш, что вызвало возражения еп. Афанасия (Пузыны), к-рый подал протест в Луцкий гродский суд (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 672-674). Решающими для О. а. стали события 1636 г., когда во время Пасхи Анна Алоиза спровоцировала восстание правосл. острожских мещан. После жестокого подавления восстания в городе были ликвидированы правосл. институты и введена уния. Событие отразилось в анонимном стихотворном произведении «Лямент в утрапєню острожских мещан» ( Житецький П. Острозька mpareдiя//ЗНТШ. 1903. Т. 51. С. 1-24 (отд. паг.)). О. а. перестала функционировать. Назначенный ей кн. Острожским фундуш в 1640 г. окончательно отошел иезуитскому коллегиуму. Значение О. а. для развития правосл. Церкви и культуры на восточнослав. землях невозможно переоценить. Противостоя пропаганде католицизма и унии, острожские богословы излагали обоснование истинности Православия, спасительности правосл. Церкви, ее верности христ. догматам и канонам. Проводилась мысль, согласно к-рой борьба за правосл.

http://pravenc.ru/text/2581675.html

Приходские школы на о-ве Эзель находились в крайне неблагоприятных условиях: не было помещений, школьных пособий, писчебумажных принадлежностей; местные жители были настолько бедны, что не могли обеспечить своих детей одеждой и отдельной от семьи едой. По примеру и побуждению благочинного правосл. духовенство на Эзеле активно способствовало устройству школ: на выделяемые казной деньги арендовались помещения у местных землевладельцев, священники с церковного амвона призывали крестьян отдавать детей учиться, на собственные средства покупали книги, учебники, бумагу. В результате трудов духовенства эзельские правосл. школы стали одним из очагов правосл. просвещения эстонцев, эзельскую школу окончил первый глава Финляндской Православной Церкви архиеп. Герман (Аав) . В 1868 г., когда на Эзеле случились голод и эпидемия, В. по приглашению местного дворянства активно участвовал в комитете по вспомоществованию пострадавшим от неурожая. За 17 лет пребывания В. на острове Эзельское благочиние сделалось образцовым, благочинный был возведен в сан протоиерея. 1 марта 1870 г. Ревельский еп. Вениамин (Карелин), как и В., приехавший в Прибалтийский край в ответ на призыв еп. Филарета (Гумилевского) и много сделавший для правосл. миссии среди эстонцев, поручил В. возглавить эст. отд-ние реорганизованного Поверочного комитета по переводу богослужебных книг на местные языки (создан в 1847). В 1870 г. перед реорганизованным комитетом была поставлена задача исправления и переиздания уже существующих рукописных и печатных переводов, большинство из к-рых было сделано священнослужителями для личного употребления еще в 40-х гг. и нуждалось в корректировке и редактировании. К работе в комитете В. привлек священников Я. Линденберга, Г. Тоотса, М. Кейгериста, диак. Н. Орлова, преподавателя Рижской ДС П. Михкельсона, преподавателя Прибалтийской учительской семинарии Д. Тамма. Комитет рассмотрел и подготовил к печати ряд богослужебных книг для эст. храмов, среди них - «Начальное наставление в правосл.

http://pravenc.ru/text/150167.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010