п.» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 42. Л. 120). Ускоренное и фактически насильственное присоединение униатов к Православию потерпело неудачу. К сер. сент. 1950 г. из 262 греко-католич. священников Православие приняло лишь ок. 100 чел. Наиболее активных противников воссоединения власти либо подвергали арестам, либо переселяли в Моравию. Е. полагал, что Экзархат Московской Патриархии в Чехословакии оказался не готовым к воссоединению греко-католиков с правосл. Церковью. Среди униатов не было авторитетного лидера, также не была создана инициативная группа, к-рая могла бы должным образом подготовить воссоединение. Е. предлагал Московской Патриархии осуществить ряд мер по упрочению позиций правосл. Церкви в Вост. Словакии, в частности организовать приезд сюда делегации бывш. униатов Закарпатской Украины для совместных служб и встреч с паствой. Т. о., Е. стремился, насколько это было возможно, противопоставить репрессивным мерам органов власти планомерную миссионерскую деятельность. Е. особо заботился о развитии в Чехословакии правосл. богословского образования. 14 нояб. 1948 г. в Карлови-Вари была открыта правосл. ДС, переведенная на следующий год в Прагу. В 1950 г. она была преобразована в Православный богословский фак-т, размещенный в Прешове в здании бывш. греко-католич. академии. Е. принимал активное участие в движении по защите мира. По его инициативе при Синоде Чехословацкой Православной Церкви была создана постоянная комиссия по вопросам участия Церкви в борьбе за мир, а в епархиальных центрах - епархиальные комиссии мира. В связи с укреплением правосл. Церкви в Чехословакии активно обсуждался вопрос о предоставлении ей автокефалии. Желательность обретения правосл. Церковью полной самостоятельности высказывалась и со стороны властей Чехословакии, обратившихся за содействием к Правительству СССР. 30 янв. 1951 г. Совет министров СССР в соответствии с пожеланиями чехословацкого правительства принял секретное постановление по поводу автокефалии Чехословацкой Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/189719.html

Во время бескоролевья (1586-1587) после смерти Стефана Батория кн. Острожский сотрудничал с канцлером Яном Замойским, поэтому, несмотря на то что К. К. был готов оказать поддержку в борьбе за польск. трон царю Феодору Иоанновичу , в итоге он поддержал швед. принца Сигизмунда Вазу, убеждал запорожских казаков признать его королем. В последующие годы отношения кн. Острожского с Замойским испортились. Будучи вел. гетманом и канцлером Короны Польской, Замойский оказался в конфликте с Сигизмундом III, который стремился противопоставить ему могущественный род Острожских. В 1593 г. Сигизмунд назначил Януша Острожского на высший пост в гос-ве - каштеляна краковского. Это был первый случай, когда магнат «русского» происхождения занял эту должность, связанную с исконно польск. землями. Самый младший сын кн. Острожского Александр стал тогда волынским воеводой. Эти назначения ухудшили отношения Острожских с Замойским. Представители обоих родов до 1601 г. соперничали в споре о владениях и влиянии на укр. землях. Имущественный конфликт был причиной раздора между Янушем Острожским и Кшиштофом Косинским, одним из вожаков запорожских казаков. Личная ссора переросла в казацкое восстание (дек. 1591 - февр. 1593), во время к-рого казаки под предводительством Косинского грабили имения шляхты и магнатов на укр. землях, в т. ч. владения Острожских. Войска Острожских и их сторонников подавили восстание, победив казаков в битве под Пяткой в февр. 1593 г. В нач. 90-х гг. XVI в. К. К. вернулся к осуществлению планов унии между православной и католической Церквами, что было вызвано продолжавшимся кризисом правосл. Церкви в Речи Посполитой. Магнат поддержал кандидатуру Ипатия Потея как епископа Владимиро-Брестского. Потей, еще будучи мирянином, был известен проуниатской деятельностью (обсуждал проект унии с патриархом Иеремией II в 1589). В июне 1593 г. кн. Острожский послал Потею письмо с пожеланием, чтобы правосл. архиереи предприняли действия для заключения унии с католиками. Князь предполагал, что Потей представит его предложения на Соборе Киевской митрополии, по-видимому не состоявшемся. К. К. хотел провести переговоры об объединении Церквей при участии правосл. патриархов, в первую очередь К-польского, и правосл. правителей: рус. царя, господарей молдавского и валашского. По всей видимости, князь объединял религ. унию с созданием антиосманской лиги христ. гос-в. В концепции К. К. уния была также связана с проведением реформ в православной Церкви, в первую очередь школьной реформы, чтобы ликвидировать, как он писал Потею, «wielkie grubijanstwo u duchownych» (большую грубость в духовных). По мнению кн. Острожского, уния не должна была нарушать традиц. правосл. уклада. Ее целью было обеспечение большего престижа правосл. Церкви в Речи Посполитой, в то время сильно ослабленной переходом в католичество или в протестант. деноминации представителей «русской» шляхты и магнатов.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

К 1 апр. 1925 г. в Николаеве имелось 5 правосл. общин, насчитывавших 3750 чел. В 1925 г. представители правосл. общины пытались получить не действовавшую с 1915 г. часовню в Николаевском торговом морском порту, но власти ее закрыли. К кон. 1925 г. в Николаевском округе насчитывалось 38 правосл. общин, к-рым принадлежало более 30 храмов. В Николаеве «тихоновскому» течению принадлежали церкви: кладбищенская Всехсвятская (391 чел.), Александро-Невская полковая (982 чел.), греч. Николаевская (572 чел.), Леонидо-Феодосиевская (165 чел., в 1926 перешла к обновленцам). В Новоодесском р-не действовала Архангело-Михайловская ц. в с. Себине (877 чел.). В Варваровском р-не «тихоновское» течение имело Екатерининскую ц. в с. Трихаты (1839 чел.), Преображенскую ц. в с. Нечаянном (645 чел.), Петропавловскую ц. в с. Петровском (610 чел.). Во Владимировском р-не имелись 4 правосл. церкви: Архангело-Михайловская в с. Дрентелево, Покровская в с. Ново-Владимировка, Троицкая в с. Софонове (Троицком), Николаевская в с. Владимировка. Самой многолюдной была община в Софонове - 1340 чел. Правосл. общины в Николаевском р-не действовали при церквах: Богоявленской и Духовской в пос. Богоявленск, Покровской в пос. Воскресенск, Духовской в с. Водопой (ныне в черте Николаева), Рождество-Богородичной и Успенской в с. Калиновка, Петропавловской в с. Матвеевка, Архангело-Михайловской в с. Пересадовка, Георгиевской в с. Широкая Балка, Рождество-Богородичной в с. Валовском, Петропавловской в с. Балабановка. Самыми многочисленными были общины сел Пересадовка и Валовское - 1500 и 1457 чел. соответственно. В Очаковском р-не правосл. общины действовали в Николаевской ц. в с. Куцуруб (1433 чел.), Николаевской ц. в с. Аджисполь (1870 чел.) и в ц. св. Евфросинии Суздальской в с. Парутине (815 чел.). В Вознесенском р-не имелась 1 «тихоновская» община - при Покровской ц. в с. Белоусовка. В Привольнянском р-не также действовала одна Покровская ц. в с. Привольном. В Новобугском р-не православные объединились вокруг 3 церквей: Успенской и Покровской в с. Явкине и Димитриевской в дер. Новодмитровка. Самым многолюдным был Успенский приход в Явкине - 1128 чел.

http://pravenc.ru/text/2565630.html

к Польско-Литовскому гос-ву. О позиции И. и Дорошенко в вопросах о положении правосл. Церкви в Речи Посполитой говорит содержание сохранившихся в оригинале за подписью Дорошенко инструкций послам войска Запорожского в окт. 1669 г. На 1-м месте в них стоит требование ликвидировать унию, как это предусматривалось условиями Гадячского договора, «все уряды и достоинства церковные» должны быть переданы православным, которые выберут на них кандидатов «волною елекциею от духовных и светских обывателев». Полоцк и Витебск должны войти в Мстиславскую епархию, а Вильно, Новогрудок и Минск - в епархию Киевского митрополита. Правосл. Церкви должны быть возвращены все пожалования правосл. князей и панов, особенно захваченные иезуитами имения Острожской академии . Для разбора судебных дел, в к-рых замешаны правосл. священнослужители, следовало создать особый духовный орган - трибунал из правосл. людей, духовных и светских. Владения мон-рей и церквей должны быть освобождены от военных постоев, а священники - от повинностей. Помимо академии в Киеве и коллегии в Гоще православные должны были получить право основать коллегию в Могилёве, где не могли действовать школы др. исповеданий. Владения правосл. учебных заведений также необходимо освободить от военных постоев. Православные должны иметь доступ ко всем должностям в Речи Посполитой. С этим было связано требование, чтобы «русский» язык снова стал офиц. языком канцелярий и судопроизводства. Эти инструкции, составленные, очевидно, при активном участии И., повторяли и усиливали те требования, к-рые войско Запорожское адресовало Речи Посполитой и в предшествующие годы. Вряд ли митрополит и Дорошенко рассчитывали, что польск. власти согласятся на эти требования. Скорее в них следует видеть отражение той программы, к-рую гетман Дорошенко и И. рассчитывали осуществить при поддержке Османской империи. Поднятые в инструкциях вопросы стали предметом переговоров между казацкими послами и польск. комиссарами в Остроге в 1670 г. В инструкциях Дорошенко казацким послам подчеркивалось, что без принятия решения о ликвидации унии послы не должны приступать к обсуждению др.

http://pravenc.ru/text/578527.html

Вскоре В. умер. В религ. политике В. ставил своей целью упрочение и расширение позиций католичества на подвластных ему землях - в Литве и Польше. Сразу после принятия Крещения он постарался поставить литов. бояр-католиков в более привилегированное положение (королевский привилей 1387 г. о великокняжеском хозяйстве, распоряжение о запрещении браков между православными и католиками), чем православных. В. принял участие в издании в 1413 г. вместе с Витовтом Городельского привилея, согласно к-рому наиболее важные гос. должности в Литве могли предоставляться только католикам. С нач. 90-х гг. XIV в. церковная политика В. касалась прежде всего «русских» земель в составе Польши (территория совр. Зап. Украины). В. подтвердил пожалования прежних правителей правосл. епископским кафедрам. Так, Перемышльскому еп. Афанасию он подтвердил податной иммунитет, к-рым пользовались земельные владения кафедры, а также право епископа осуществлять суд по духовным делам и «брать куны с попов». К.-л. земельных пожалований правосл. церковным учреждениям В. не делал. Унаследованные от своих предшественников - рус. князей - ктиторские права В. неоднократно использовал для передачи правосл. мон-рей вместе с их владениями польск. панам. Правосл. приходские священники в отличие от католич. клириков должны были выплачивать в королевскую казну по 1 золотому с церкви. За совершенные проступки они отвечали не в церковном, а в гос. суде. После смерти священника его наследники должны были уплачивать старосте (представителю власти) «отумерщину». В годы правления В. в центрах адм. округов-поветов были заложены «городовые костелы», обеспеченные земельными пожалованиями и доходами от торговых пошлин. Поскольку католич. приходы часто не имели паствы, установилась практика взимать десятину на содержание костела со всех крестьян, державших землю «на немецком праве» и проживавших на территории прихода. Так, Львовский католич. архиепископ забирал десятину в свою пользу со всего населения округи. Протесты правосл. шляхты против притязаний архиепископа В. отклонил. К этому же времени восходит запрет строить новые правосл. храмы на «русских» землях Польского королевства.

http://pravenc.ru/text/154995.html

Христофор, еп. Нилупольский, совершает Божественную Литургию Христофор, еп. Нилупольский, совершает Божественную Литургию На Александрийский престол был избран бывш. Патриарх К-польский Софроний IV (1870-1899). Он составил новое Положение о церковном управлении из 32 статей и подал его на утверждение егип. правительству (1874). В нем предусматривалось участие в избрании Патриарха представителей всех правосл. общин Египта, а также легальных профсоюзов Каира и Александрии, врачей, ученых, адвокатов. Правда, это Положение так и не было утверждено. Патриарх принял участие в К-польском Соборе по вопросу о болг. схизме (1872). При слабых наследниках Мухаммада Али во 2-й пол. XIX в. Египет быстро потерял экономическую самостоятельность и превратился в полуколонию европ. держав. Строительство дорог, каналов, перерабатывающих предприятий, рост внешней торговли привели к наплыву из-за рубежа огромного количества технических специалистов, торговцев и предпринимателей. Среди иммигрантов было много христиан - греков и сирийцев, заполнивших важные социальные ниши (бизнес, издательское дело, журналистика, образование). В XIX - нач. XX в. представители правосл. народов играли в экономике и культуре Египта куда более значительную роль, чем в предшествующие столетия. Иностранное засилье, финансовое закабаление страны вызвали рост националистических настроений, кульминацией стало восстание Ораби-паши (1882). Патриарх Софроний и правосл. духовенство, как и представители др. конфессий, покинули Египет. В Каире и Александрии остались только 2 священника, на долю к-рых выпали тяжкие испытания во время бесчинств мятежной толпы. Восстание было подавлено после артиллерийского обстрела Александрии англ. флотом. Египет был оккупирован англичанами и, формально оставаясь до 1914 г. в составе Османской империи, фактически стал брит. протекторатом. Резкие изменения в жизни Египта не могли не наложить свой отпечаток и на положение Александрийского Патриархата. Прежде всего следует отметить скачкообразное увеличение правосл. общины за счет притока иммигрантов: к нач. XX в. она составляла ок. 100 тыс. чел. (63 тыс. греков, остальные - правосл. арабы сир. и ливан. происхождения). Численность духовенства увеличивалась медленнее: в нач. XX в. под властью Патриарха состояли 2 митрополита и ок. 50 клириков. По мере роста правосл. населения строились новые церкви, в т. ч. в В. Египте и Судане (в 1884 в Патриархате насчитывалось 30 храмов и 4 молитвенных дома).

http://pravenc.ru/text/82070.html

В этих условиях возросло значение в политической жизни Л. в. к. зачаточной формы шляхетского представительства - сейма, к-рый в эти годы собирался часто. Сейм принимал решения о сборе главного гос. налога - «серебщины» и чрезвычайного налога - «поголовщины» (от уплаты таких налогов землевладельцы были освобождены привилеем 1447 г., для сбора налогов нужно было их согласие). Сейм также принял ряд решений о нормах военной службы, ее организации, наказаниях за неявку. В 1529 г. после обсуждений подготовленных текстов был принят новый свод законов - Первый Литовский статут. Л. в. к. постепенно превращалось в сословно-представительную монархию. Сейм первоначально был собранием членов рады и представителей власти разного уровня, а также шляхтичей, имевших возможность и желание участвовать в его работе. Начиная с 1512 г. в работе сейма стали участвовать выборные делегаты от шляхты разных поветов - адм. округов. Финансовые затруднения власти использовали города, многие из к-рых сумели за деньги приобрести самоуправление на Магдебургском праве, однако в работе сейма участвовал лишь представитель Вильно с совещательным голосом, города облагались налогами без их участия. Главную роль в деятельности сейма играли магнаты - богатые аристократы, занимавшие высокие гос. должности. Судя по переписи войска 1528 г., отряды воинов, выставлявшихся из своих владений магнатами, составляли большую часть армии Л. в. к. Шляхетские делегаты в эти десятилетия были пассивными, тем более что в выборе делегатов с мест активно участвовали представители администрации. Первые десятилетия XVI в. были временем, более благоприятным для правосл. общества и правосл. Церкви в Л. в. к., чем предшествующий период. Заинтересованность в лояльности правосл. подданных во время русско-литов. войн способствовала тому, что попытки добиться осуществления унии Церквей прекратились. Был фактически отменен запрет на строительство правосл. храмов даже в столице Л. в. к. Вильно. Имело значение и то, что, стремясь ослабить господствующие позиции литов. знати, правители содействовали возвышению правосл. знати. Примером может служить волынский магнат кн. Константин Иванович Острожский, к-рый сумел вдвое увеличить свое состояние благодаря пожалованиям, к 1500 г. стал командующим армией Л. в. к., в 1522 г. занял пост воеводы Трок - один из главных адм. постов гос-ва. Такие правосл. вельможи активно помогали своим единоверцам даже в общегос. масштабе.

http://pravenc.ru/text/2110584.html

В послании приводились следующие аргументы для участия правосл. богословов в межхрист. встречах: представители др. церквей будут черпать свои познания о правосл. Церкви из живого общения с ее представителями; общение с протестантами поможет постепенному искоренению у них предубеждений в отношении Православия как христианства 2-го сорта; правосл. христиане постепенно поймут образ мыслей своих зап. братьев и узнают, что разные изъявления христ. веры и жизни зависят от исторических обстоятельств и условий, влиянию к-рых в своем продолжительном историческом развитии Вост. церкви не подверглись (Православие и экуменизм. С. 68-71). Т. о. постепенно формировались основные принципы участия правосл. Церквей в экуменическом движении, важнейшим из к-рых стал принцип свидетельствования о вероучении и кафолическом предании Церкви, и в первую очередь о единстве Церкви, как оно осуществляется в жизни Поместных православных церквей. В том же году представители К-польской, Александрийской, Элладской, Сербской, Болгарской Церквей и рус. эмиграции приняли участие в учредительной конференции движения «Вера и церковное устройство» в Женеве, где предложили до начала серьезных дискуссий об объединении создать «содружество Церквей» для «совместной деятельности в сфере моральных и социальных проблем». В 1927 г. на конференции в Лозанне православные выступили с критикой документов движения «Вера и церковное устройство», к-рые, с их т. зр., предлагали только внешнее единство христиан, допуская излишнюю широту в толковании христ. вероучения, и отказались от голосования, т. к. сочли недопустимым любой компромисс в вероучении, а также нашли, что термины, использовавшиеся в документах, допускают двоякое толкование. Правосл. Церкви принимали участие в работе движения «Жизнь и деятельность». Так, в 1925 г. на 1-м межцерковном конгрессе в Стокгольме присутствовали делегаты К-польской, Александрийской, Иерусалимской, Кипрской, Элладской, Румынской, Сербской и Болгарской Православных Церквей. В 1936 г.

http://pravenc.ru/text/155520.html

В 1930 г. паства АПЦ в Египте едва насчитывала 120 тыс. верующих, подавляющее большинство составляли греки. Патриарх Мелетий II развил активную миссионерскую деятельность по распространению Православия в Африке. Путешествуя по всему континенту, Мелетий учредил кафедры в Йоханнесбурге (1928), Бенгази, Триполи, Тунисе (1931), Судане и Эфиопии. Уделяя особое внимание подготовке клира, долгое время получавшего богословское образование за рубежом, Патриарх Мелетий II основал Свято-Афанасьевское ДУ (1928), преобразованное в 1934 г. в высшую духовно-педагогическую семинарию (ее работа была прервана во время второй мировой войны и возобновлена в 1957). Патриарх Мелетий принял участие в Ватопедской межправосл. комиссии (1930) по вопросу предстоящего диалога с Др. Вост. Церквами, а также в Лондонской конференции с англиканами, на к-рой АПЦ признала действительность англикан. хиротоний. Несмотря на то что в Африке всегда существовала помимо греч. многотысячная арабоязычная правосл. община, коренные народности континента до нач. XX в. не были приобщены к Православию: географическим барьером была пустыня Сахара, др. помехой для миссионерской деятельности являлась мусульм. работорговля, опустошавшая Вост. и Центр. Африку. Начало распространению Православия в Тропической Африке положили коренные африканцы Уганды и Кении . В результате деятельности самоотверженных первопроходцев-миссионеров они обратились в Православие, построили церкви и образовали общины. В 1946 г. правосл. сообщества Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение с Патриаршим престолом, а в 1963 г. церковная ассамблея в Кампале вынесла решение о присоединении правосл. христиан этих стран к АПЦ. В 1958 г. были учреждены 3 новые епархии в Тропической Африке: Восточноафриканская (в наст. время Кенийская и Иринупольская ) с центром в Дар-эс-Саламе (Танзания) для правосл. христиан восточноафрикан. стран (Кении, Уганды и Танзании), Центральноафриканская (Киншаса, ДР Конго) и Западноафриканская (в наст. время Камерунская , Яунде). В 1968 г. были образованы епархии Родезийская (в наст. время Зимбабвийская , Хараре) и Мыса Доброй Надежды (Кейптаун, ЮАР). Наконец, в сент. 1997 г. учреждены 4 новые епископии: Мадагаскарская (Антананариву), Нигерийская (Лагос), Ганская (Аккра) и Букобская (Танзания). Православие стремительно, т. о., распространилось сначала в Вост., а затем в Юж. и Зап. Африке. Правосл. общины появились в Конго (Браззавиль), Камеруне и Гане. В Яунде (Камерун) была открыта семинария для франкоязычных православных. Укоренилась и стремительно растет миссия на Мадагаскаре. В 1982 г. в Найроби (Кения) была открыта Патриаршая семинария, где обучаются студенты со всех частей Африканского континента.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Инициатор создания Юго-Зап. отд-ния географического об-ва, А. организовал систематические археографические и географо-этнографические изыскания. Деятельность А. как археографа связана с работой в качестве главного редактора (1864-1880) во Временной комиссии для рассмотрения древних актов при канцелярии Киевского ген.-губернатора, занимавшейся изучением Юго-Зап. края. Одним из результатов этой деятельности стали 2 работы А. по истории Церкви. В кн. «Очерк отношений польского государства к православию и Православной Церкви» (1866) А. исследовал политику польск. гос-ва по отношению к Православию гл. обр. во 2-й пол. XVII в., когда с помощью различных мер принуждения большую часть правосл. населения Речи Посполитой заставили принять Брестскую унию . При этом А. подчеркивал неблаговидную роль группы правосл. иерархов, к-рые под давлением власти тайно перейдя в унию, воздействовали изнутри на паству, видевшую в них правосл. епископов. Непрерывная и возрастающая экспансия католичества продолжалась и в XVIII в. (вплоть до третьего раздела Польши в 1795), что вызывало неоднократные ответные шаги российской дипломатии. Особенно тяжело сказывалось, по мнению А., вмешательство польск. гос-ва во внутрицерковную жизнь правосл. Церкви (выборы архиереев, поставление священников). Основной вывод, к-рый сделал А.,- преследование Православия в Речи Посполитой было результатом целенаправленной политики, продиктованной не церковными, а гос. интересами. Др. книга А. «Очерк состояния Православной Церкви в Юго-Зап. России по актам (1650-1798)» (1871) также посвящена церковной жизни на Украине и в Белоруссии во 2-й пол. XVII-XVIII в., но отличается от первой более подробным анализом источников и хронологическим изложением исторических событий. В этой работе А. собрал многочисленные факты преследований правосл. населения со стороны католич. духовенства и польск. шляхты. Считая униатство искусственным явлением, историк писал: «Вызванная политическою и религиозною интригою, уния лишена была жизненной силы со дня своего рождения» (Антонович В. Б. Очерк состояния Православной Церкви в Юго-Зап. России по актам (1650-1798). С. 98).

http://pravenc.ru/text/114062.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010