К случаям, в к-рых вероучительные ошибки не становятся «диавольским» грехом, по-видимому, относится формальная принадлежность человека к тому или иному еретическому сообществу. Как тот, кто формально принял Православие, но не живет в соответствии с его нормами и требованиями, по существу не является правосл. христианином, так и тот, кто принимает еретическое исповедание не как осознанное убеждение, а лишь как дань национальной или культурно-исторической традиции, не является Е. Не все из последователей еретических учений заняли точно такую же мировоззренческую, богословскую и поведенческую позицию, какой придерживались их создатели. Нисколько не умаляя ошибочности усвоенного ими вероучения и ни в коей мере не снимая с них вины за то, что они поддались еретическому соблазну, нельзя не признать, что многие из них в своем исповедании веры не пошли путем подлогов, насилия, обмана и открытого противления истине, каким шли сами ересеархи и их фанатичные последователи, совершая тем самым не обычный, а «диавольский» грех. Т. о., не всякий, исповедующий ересь, автоматически становится Е. К основоположникам еретического учения, ересеархам, увлекающим за собой множество последователей, в первую очередь могут быть отнесены слова Христа: «...горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18. 7); «...кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18. 6). Рубрики: Ключевые слова: ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры АВАТОН греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря АВТОКЕФАЛИЯ церковная, автокеф. Церкви - самостоятельные, не зависящие ни от какой иной поместной Церкви, но являющиеся частями Церкви Вселенской АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости

http://pravenc.ru/text/190131.html

2) Вместо ветхозав. жертв, служивших только прообразом истинной жертвы, Бог , низавшего греха, т. е. И. Христа сделал для нас жертвой за грех: 2Кор. 5:21 . Эта жертва Сына Божия была совершена однажды: Евр. 9:11–12 . Совершив этою Своею жертвою наше примирение с Богом ( Рим. 5:9–10 ), снятие проклятия с рода человеческого, тяготевшее от первых людей, Христос восхотел этою же жертвою очищать всех людей из уверовавших в Него во все времена. Каким образом? – Отдав Себя, Свое Тело и Кровь в жертвенную пищу и питие верующим: Иоан. 6:54–56 . 3) Писание говорит, что «все по закону очищается кровию и без пролития крови не бывает очищения»: Евр. 9:22 , так И. Христос и благоволил преподать людям в св. Причащении Кровь и Тело Свое для очищения грехов и во здравие души и тела с верою приемлющего христианина. 4) Установление таинства св. Причащ. совершено Самим Господом на тайной вечере: Мф. 26:26–28 ; (Здесь И. Христос не сказал: это – хлеб, а: это тело Мое, или: сие есть вино, а: сие есть кровь Моя). Христос и раньше установления таин. Евхаристии предрекал, что ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную. ( Иоан. 6:54 ). Таким образом Слово Божие ясно учит нас, что в таинстве св. Причащения под видом хлеба и вина мы вкушаем истинное Тело и истинную Кровь Христа во оставление грехов и что без приобщения Тела и Крови Христовой нельзя получить спасения, нельзя иметь жизни вечной. 5) В 1Кор. 10:16–17 говорится: «чаша благословения, которую благословляет, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем...» на основании этих слов также поступают и все пастыри Правосл. Церкви при пресуществлении Св. Даров, исполняя этим повеление Божие: Иоан. 6:53 . 6) Из повествования о чудесном насыщении 5000 челов. 5-ю хлебами и 2 рыбами видно, что только ближ. ученики – апостолы не соблазнились предсказанием Господа дать в снедь Свое Тело и Кровь ( Иоан. 6:26;58–61;66–69 ). Отсюда вывод: что словами Христа ученики Его не только не соблазнились, но и уверовали в то, что настанет время, когда они и все верующие христиане будут причащаться истинного Тела и истинной Крови Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

395 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь». А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». 396 В 1472 г. в Москве по случаю перестройки Успенского собора открывали гробы митрополитов для осмотра их тел, и о результате осмотра пишется в одной летописи: «Иону цела суща обретоша, Фотия же цела суша не всего, едины ноги толико в теле, а Кипреана всего истлевша, едины мощи», совершенно ясно, что””едины мощи» значит: одни кости. В 1667 г. открыты были мощи преп. Нила Столбенского, и о них было доносимо: «гроб и тело его (Нила) святое земли предадеся, а мощи святые его целы все; ясно, что слова: «а мощи целы все» значат: «а кости целы все». Голубинский Е. проф. История канонизации святых в русск. Церкви. 1903 г., стр. 298. 397 «Если бы это было так», – пишет проф. Ε. Голубинский, – «то все усопшие, тела которых оказались нетленными, были бы причислены к лику святых. Однако этого нет. Из усопших, тела которых оказались нетленными, но которые не были прославлены чудотворными, остаются не причтенными к лику святых, можно указать на митроп. Тобол. Павла Конюскевича (†1770 г.), нетленное тело которого почивает открыто в Киевской Лавре, и на княжну Слуцкую Софию Юрьевну (†1617 г.), нетленные мощи которой почивают в Слуцком (Минск. губ). Троицком монастыре. В Авг. мес. 1419т., по случаю перенесения в новопостроенный Успенский собор (в Москве), обретено было нетленным тело митроп. Филиппа, скончавшегося 6 лет и 5 мес. тому назад; в продолжение двенадцати дней тело не было погребаемо, очевидно, в ожидании не последует ли от него чудотворений; но чудотворений не было, и оно, несмотря на нетление, спустя двенадцать дней предано было погребению». История канон. св. в рус. Церкви. 1903 г., стр. 301–302. 398 Никитский С. Вера Правосл. Восточ. Грско-Российск. Церкви, по её символическ. кннг. Тетрадь 1-я. 1889 г., стр. 84.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В Символе веры читаем: «Верую в единого Бога... Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.» Мир невидимый, ангельский, сотворен Богом, сотворен раньше в мире видимого. «При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости, " - сказал Господь Иову ( Иов. 38:7 ). Апостол Павел пишет: «...ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли...» ( Кол. 1:16 ). Некоторые Отцы Церкви в первых словах книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю,» – разумеют под небом не физическое небо, образованное впоследствии, а небо невидимое, или жилище горних сил. Многие учители Церкви высказывают мысль, что Бог создал ангелов далеко прежде видимого мира (Амвросии, Иероним, Григорий Великий , Анастасий Синаит ) и что при создании последнего они уже предстояли пред ликом Творца и служили Ему. Св. Григории Богослов размышляет об этом так: «Так как для благости Божией не довольно было заниматься только созерцанием Себя Самой, а надлежало, чтобы благо разливалось все далее и далее, так чтобы число облагодетельствованных было как можно больше (потому что это свойственно высочайшей благости), – то Бог измышляет прежде всего ангельские небесные силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершенно Духом... Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир, вещественный и видимый, или стройный состав неба и земли и того, что есть между ними» Мысли св. Григория Богослова следует и св. Иоанн Дамаскин (Точное Исповед. Правосл. Веры, кн. 2, гл.3). Природа ангелов По своей природе ангелы суть деятельные духи, имеющие разум, волю, знание. Они служат Богу, исполняют Его промыслительную волю и прославляют Его. Они – духи бесплотные, и поскольку принадлежат к миру невидимому, не поддаются лицезрению нашими телесными очами. «Когда ангелы, наставляет преп. Иоанн Дамаскин , по воле Божьей являются достойным людям, то являются не такими, каковы сами в себе, а в таком преображенном виде, в каком плотские могут видеть их.» В повествовании книги Товита ангел, сопровождающий Товита и его сына, сказал им о себе: «все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, а только взорам вашим представлялось это» ( Товит. 12:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Стихи 27–28. «И как человеком положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». – «Доказав», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «что не надлежало умирать многократно, апостол показывает теперь и то, почему Он умер однажды. Положено, говорит, человекам однажды умереть. Итак, Он умер однажды за всех людей. Как, разве мы уже не умираем прежнею смертью? Умираем, но не остаемся в ней; а это не значит умирать. Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни; если же после смерти он оживает, и притом лучшею жизнью, то это не смерть, а успение. Смерть могла удержать у себя всех; потому Христос и умер, чтобы освободить нас... Почему он сказал: «грехи многих», а не всех? Потому, что не все уверовали. Он умер за всех, чтобы спасти столько, сколько от Него зависит: смерть Его сильна была спасти всех от погибели, но Он подъял грехи не всех, потому что сами не захотели». 517 Клятва Учение Православной Церкви о клятве и присяге. Бог клялся. Клятва – Божие установление. В ветхозаветное время. Обряды при клятвах: Пророчества о существовании клятвы. Именем Божиим клялись в Новом Завете. Свидетельства об употреблении христианами клятвы. Опровержение возражений. Клятва (религиозная) 518 есть удостоверение в истинности сказанного или в исполнении обещанного, соединенное с благоговейным призыванием Самого Бога во свидетеля истины и в карателя лжи и обмана. Когда же клятва дается по установленной Церковью и государством форме и с соблюдением предписанных ими обрядностей, она получает название присяги. 519 Учение Православной Церкви о клятве и присяге «Если Сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам, в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твердым намерением, отнюдь не изменять ей» (Правосл. Катехиз.). Бог клялся

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

2/15 сентября 1901 г. В 9 30 Тихон проследовал из приходского дома в Богоявленскую часовню, куда на воскресную обедню пришли более 150 человек. «После Евангелия на Божественной литургии священник В. Александров, с благословения Владыки, сказал пространное поучительное слово на прочитанное о. иеродиаконом евангелие «о любви к Богу и ближнему» ( Мф. 22:35–40 ), а после «буди имя Господне» Архипастырь обратился к молящимся с словом привета и поучения. В своей проповеди Владыка остановил свое и слушателей внимание на некоторых местах апостольского чтения в неделю 15-ю и применил их к современным обстоятельствам. «По милости Божией, – говорил Владыка, – мы – служители и члены православной Церкви. Имея тот же дух, как написано: «я веровал и потому говорил», – и мы веруем, потому и говорим ( 2Кор. 4:13 ), проповедуем не по корыстолюбию, не по зависти и любопрению, а с добрым расположением ( Филип. 1:15 ), желая, дабы седящыи во тме и сени смертней 408 обрели Свет истинный в правосл. Церкви. Проповедуем, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом ( 2Кор. 4:2 ); не заманиваем к себе всякими обещаниями, не покупаем себе членов и последователей деньгами, как иногда клевещут на нас... Предлагаем только одну истину, – хочешь, прими ее, – и иные слушают гласа нашего и принимают ее, а для иных благовествование наше остается закрытым, ибо бог века сего ослепил их умы, дабы для них не воссиял истинный Свет Христов (ст. 3 – 4). И таковые еще воздвигают против нас всякие нарекания и возбуждают преследования и судебные иски... Однако, подобно Апостолу, мы не унываем и не отчаиваемся (ст. 8 – 9): верим, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит и нас и поставит пред Собою (ст. 14). Бог нам прибежище и сила: сами же мы по себе немощны и слабы, носим сокровище в хрупких глиняных сосудах, и преизбыточная сила, действующая в нас, принадлежит Богу, а не нам (ст. 7). В самом деле, как мы малочисленны в стране сей по сравнению с другими исповеданиями, как бедны и худосочны, если станем себя сравнивать с членами других церквей здесь! Однако мы не унываем, ибо смотрим не на временное и видимое, а на вечное – невидимое (16:18). Не бойся малое стадо, говорил Христос своим ученикам; Бог избирает не мудрое мира, а немощное и незнатное, дабы посрамить знатных, и сильных, и мудрых ( 1Кор. 1:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

154 См. Дни Богослужения Правосл. Кафол. Вост. Церкви, lIpomouep. Дебольского. Т. 1. стр. 113–114. 156 И первосвященника 3ахарии не упоминается в «Древностях» Иосифа Флавия. Вероятно и 3ахария был только саганом или другим сановником из членов «священнического совета». См. выше примечание об Иссахаре. 157 Д. Б. стр. 121. Столь необычное введение Пресвятой Девы Марии в само Святая Святых Церковь поныне прославляет в своем песнопении: «Ангелы, вхождение Пречистой зряще, удивишася: како со славою Дева вниде во святая святых» (канон, п. 9, 21 ноября). 164 По воскресении Спасителя Апостолы имели обычай оставлять при трапезе своей одно место праздным и возглавие, на котором полагали хлеб в часть и честь Воскресшего, так, как бы Он находился при них неотлучно и Своим пречистым телом; а после стола возносили этот хлеб, называемый Господнею частью, славя великое Имя Пресвятой Троицы (в этом обыкновении Апостолов имеет свое начало и наш теперешний обычай готовить Св. Артос в день Пасхи). Имея вышеозначенный обычай, Апостолы и на третий день после Успения Богоматери, по окончании своей трапезы, хотели возносить хлеб, в часть Господню отложенный; но, как только они намеревались произнести свою обычную на этот раз молитву: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам», то внезапно услышали горе – хвалебное пение Ангелов и увидали Пресвятую Деву на небесах „живу (т.е. с Ея пречистым телом), со множеством ангелов стоящую и неизреченную славою осиеваемую, яже и рече к ним: радуйтесь (Четьи – Минеи, 15 Августа). Это явление Богоматери открыло Апостолам тайну необретения тела Ея во гробе, т.е. что Она взята наконец на небо вместе с телом, и с сего времени возношение стали совершать в честь Богоматери, которое известно ныне под именем Панагии, – причем вместо: «Господи, Иисусе Христе», возглашали: «Пресвятая Богородице, помогай нам», – как и ныне поется: «Пресвятая Богородице, спаси насъ!» См. обо всем изложенном нами о Пресвятой Деве Марии в книге Дебольского – Дни Богослуж. Т. I. 168 Еще яснее о предании Спасителя, а именно за тридцать сребреников, предсказано у пророка Захарии: и скажу им: если угодно вам, то дайте мне плату мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось ее в церковное хранилище – отличная цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать сребреников и бросил их в сокровищницу дома Господня ( Зах. 11:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

1Кор.7:7, 32–33, 38 ). Сами апостолы предоставили себе свободу, пребывать ли в брачном состоянии (апостол Петр – ср. Мф.8:14 ; 1Кор.9:5 и др. апостолы) или оставаться девственниками (апостол Павел, Иоанн Богослов, Иаков Заведеев). «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж. Говорит это (апостол)», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «не поставляя в качестве закона, будто без этого ему нельзя было сделаться епископом, а только полагая предел неумеренности, потому что у иудеев позволено было вступать во второй брак и одновременно иметь две жены». 277 – «Проповедь», – говорит блаженный Феодорит , – «была вначале. Язычники не упражнялись в девстве, иудеи не дозволяли его, потому что многочадие почитали благословением. Итак, поскольку в то время невозможно было без труда найти соблюдающих плотскую чистоту, апостол повелевает рукополагать из бывших в брачном состоянии тех, кто чтил целомудрие». 278 7) Епископ должен «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим.3:7 ). Апостол требует от кандидатов на епископство такой внутренней чистоты, чтобы и враги христиан – «внешние» (язычники – ср. 1Кор.5:12 ; Кол.4:5 ; 1Фес.4:12 ) – давали о нем добрый отзыв. В православной Церкви о нравственных качествах кандидатов на священные степени требуется обязательно доброе свидетельство от соответствующих учреждений и лиц. 8) У православных, кроме епископов, пресвитеров и диаконов, есть патриархи, митрополиты, архиепископы, протопресвитеры и проч. Эти наименования означают особые заслуги и достоинства иерархических лиц, но не степени священства. Ср. «Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами» ( Гал.2:9 ), «знаменитые» ( Гал.2:6 ), «знаменитейшие» ( Гал.2:2 ). 1 Вселенские соборы: Никейский (в 325 г.), Константинопольский (в 381 г.), Ефесский (в 431 г.), Халкидонскиий (в 451 г.), Константинопольский (в 551 г.), Константинопольский (в 680 г.) и Никейский (в 787 г.). Поместные соборы: Анкирский (в 314 г.), Неокесарийский (между 314 и 325 г.), Гангрский (в 340 г.), Антиохийский (в 341 г), Лаодикийский (в 343 г.), Сердикский (в Сердике, ныне Софии, в 343 г.), Карфагенский (в 419 г.), Констатитинопольский (в 861г.) и Константинопольский (в 879 г.). Никодим еп. Правила правосл. Церкви с толкованиями. Том 1-й. Перев. с серб. 1911 г., стр. 8–32. 10 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». 23 Секта баптистов. Основателем секты баптистов, которые вначале назывались анабаптистами (перекрещенцами), был ученик Мартина Лютера Николай Шторк, который с своим другом Фомою Мюнцером произвел религиозно-политическую революцию в Германии, известную под именем «Великой крестьянской войны» и стоившей человечеству более ста тысяч жертв. Мюнцер, взятый в плен, был обезглавлен в 1525 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Спасительными плодами воскресения Христова являются: А) победа над адом и смертью; Б) блаженство святых на небесах и начало бытия Небесной Церкви; В) ниспослание Духа Святаго и создание Христовой Церкви на земле. А) Победа над адом и смертью Человеческое существование после потери рая имеет две формы: а) земная — телесная жизнь и б) загробная жизнь. Земная жизнь заканчивается телесной смертью. Душа и после телесной смерти сохраняет свое бытие, но состояние ее за гробом, по слову Божию и по учению Отцов Церкви, бывает разное. До пришествия на землю Сына Божия и до Воскресения Его из мертвых — души умерших находились в состоянии отверженности, в удалении от Бога, в мрак, в ад, в преисподней (евр.: шеол, Быт. 37:35). Пребывание в аде было подобно духовной смерти, как это выражено в словах ветхозаветного псалма: «Во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6). В ад заключены были и души ветхозаветных праведников. Эти праведники жили на земле верой в грядущего Спасителя, как это разъясняет ап. Павел в 11 гл. послания к Евреям, и по смерти томились в ожидании искупления их и освобождения. Так продолжалось до воскресения Христова, до наступления Нового Завета: «Все эти свидетельствованные в вере не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». (Евр. 11:39 и 40, по русск. переводу). Наше избавление было и их избавлением. Христос, после Своей крестной смерти, сошел душою Своею и Своим Божеством в ад, в то время, как Его тело находилось в гробе, благовествовал пленникам ада спасение и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Царя Небесного (Правосл. Исповедание, ч. 1). Об этом изведении праведников читаем в послании ап. Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал». (1 Петр. 3:18 и 19) — «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, — читаем там же далее, — чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

7)7) Приводимые сектантами слова ап. Павла к еп. Тимофею о том, чтобы люди не занимались баснями, нисколько не говорят о Священном Предании. Там ясно указано, чтобы люди не верили сказкам, т. е. говорится здесь про сказки о языческих богах. При апостолах были такие еретики гностики, которые смешивали язычество с христианством и вносили в христианство языческие мифы – басни про своих богов «эонов» с бесконечными родословиями этих богов. Обличение ап. Павла, написанное против еретиков-гностиков, которое приводят сектанты против Правосл. Церкви, как раз относится к ним самим. Ап. Павел говорит про них, что сектанты, именно, не будут принимать здравого учения. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху. И от истины отвратят слух, и обратятся к басням.» ( 2Тим. 4:3–4 ). Так вот, настало это время; появились люди, которые от истины отвратились, а обратились к басням: Христу не верят, а верят Томасу Мюнцеру, анабаптисту, Вильяму Миллеру, адвентисту и другим. Сектанты именно «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорили, ни того, что утверждают» ( 1Тим. 1:5–7 ). Православная Церковь ясно учит, что предание есть слово Божие, не записанное в книгах Св. Писания, полученное св. Апостолами из уст Иисуса Христа, или же открытое Духом Святым, и ими потом переданное изустно своим ученикам, от которых оно дошло преемственно до нас чрез учение Церкви. Это не басни, а слово Божье: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как ч слово человеческое, но как слово Божие (каково оно есть по истине), которое и действует в нас верующих» ( 1Солун. 2:13 . См. Деян. 13:5, 17:3 ). Таким образом, уже самое понятие о Св. Предании, как слове Божием убедительно доказывает, что, наряду с Св. Писанием, должно признать и Св. Предание, как Богооткровенный источник вероучения. Приводимый сектантами второй текст ( 2Тим. 3:15–17 ) нисколько не оправдывает сектантов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010