Скачать epub pdf Содержание От автора Введение Глава I. Грузинская Православная Церковь История Грузинской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви 2. Грузинский Экзархат в составе Русской Православной Церкви 3. Восстановление автокефалии 4. Католикосы-Патриархи после восстановления автокефалии 5. Духовная жизнь: древнейшие храмы и их святыни; монашество; подвижники, мученики 6. Современное положение Грузинской Православной Церкви 7. Отношения между Грузинской и Русской Православными Церквами в прошлом и настоящем Монастыри Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви Предстоятели Грузинской Православной Церкви Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» Глава II. Сербская Православная Церковь Исторический очерк Сербской Православной Церкви 1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии 2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии 3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине 4. Черногорская митрополия 5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого 6. Сербская Православная Церковь в XX веке 7. Современное положение Сербской Православной Церкви 8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей 9. Участие в экуменической и миротворческом движениях Македонская Православная Церковь 1. Краткая история с древнейших времен 2. Обстоятельства провозглашения автономии и «автокефалии» 3. Современное положение Епархии Сербской Православной Церкви Епархии Македонской Православной Церкви Предстоятели Сербской Православной Церкви IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» Глава III. Румынская Православная Церковь Исторический очерк Румынской Православной Церкви 1. Период раннего христианства на территории современной Румынии 2. Церковь в румынских княжествах до турецкого порабощения 3. Румынская Православная Церковь при османском владычестве 4. Православная Церковь в Валахии и Молдове, объединенных в единое государство Румынию 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Закрыть Храм православного монастыря в Благовещенске передают католикам С этого решил начать свое служение в Амурской области новый епископ Лукиан (Куценко) 24.11.2011 2818 Время на чтение 4 минуты Одним из кадровых решений последнего Священного Синода, вызвавшим пересуды в обществе стал перевод 71-летнего архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила (Стеблюченко) на новообразованную Усть-Каменогорскую и Семипалатинскую кафедру в Казахстан. Многие недоумевали как это можно старого архиерея, которому уже «до пенсии» осталось меньше 4 лет «кинуть на пустое место». Причем, вопреки обыкновению Св. Синод даже не поблагодарил владыку Гавриила за понесенные труды, а ведь он - известный в Церкви человек, многолетний наместник Псково-Печерского монастыря, 17 лет возглавлявший Благовещенскую кафедру. Да, человек с непростым характером, крутого нрава, но много сделавший для Церкви. Узнав о таком решении Св. Синода владыка Гавриил слег, и сейчас, насколько нам известно, находится в больнице. Редакция РНЛ не стала тогда поднимать этот вопрос, решив, что видимо у Священноначалия были какие-то неведомые нам веские причины снять с кафедры старого архиерея, не поблагодарив его за труды. Но эта история получила неожиданное продолжение, о котором уже молчать нельзя. Новый Благовещенский архиерей, бывший наместник Александро-Свирского монастыря епископ Лукиан (Куценко), прибывший к месту своего служения 1 ноября, одним из первых своих решений передал храм Гавриило-Благовещенского монастыря католикам. Уже 11 ноября он встретился с ординарием Римской католической епархии Святого Иосифа Кириллом Климовичем, с которым обсудил вопрос о передаче православного храма католикам. Этот храм был построен католиками, но уже многие десятилетия является православной святыней. И вот православный архиерей решил, не дожидаясь, когда возведут кафедральный собор, уже сейчас «восстановить историческую справедливость» в отношении «братьев-католиков». Это решение вызвало справедливое возмущение православных. К нам в редакцию поступило заявление от инициативной группы верующих, которые возмущены этим решением и просят Святейшего Патриарха Кирилла вмешаться в этот процесс.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/24/hr...

Официальное сообщение Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Официальное сообщение Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви Православие.Ru , 2 июня 2005 г. Официальное сообщение с очередного заседания Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви проходившего с 15 по 26 мая 2005 года в Белграде / В период с 15 по 26 мая 2005 года прошло очередное заседание Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, которое проходило под председательством Его Святейшества Патриарха Сербского Господина Павла в обновленном монастыре Житомыслич в Герцеговине и в Белграде. В работе Собора участвовали все епархиальные архиереи Сербской Православной Церкви. Очередное заседание Священного Архиерейского Собора началось 15 мая в монастыре Житомыслич (Захолмско-Герцеговинская епархия), который был разрушен до основания во время военных столкновений последнего десятилетия XX века, а сейчас полностью восстановлен. В первый день работы Собора Его Святейшество Патриарх Сербский Павел в сослужении присутствующих архиереев совершил божественную Литургию, на которой состоялось торжественное освящение восстановленной древней православной святыни, а также торжественная канонизация новопрославленных святых священномучеников, священномонахов Михаила, Нестора, Серафима и Иоанна; священников Момчило, Доброслава, Милана, Йована, Божидара, Богдана, Трифона, Велимира, Божидара, Марка, Димитрия, Будимира, Релье, Лазаря, Савы, Савы, Милорада, Ратомира, Михаила, Душана, Добросава, Андрии и Слободана, пострадавших за православную веру во время Второй мировой войны, и святого исповедника Варнавы, епископа Хвостанского. Их имена внесены в диптихи святых Православной Церкви, во славу Имени Божьего, и на радость полноты Церкви Православной. C 16 по 26 мая заседания Собора проходили в Белграде. Собор с удовлетворением констатировал, что отделочные работы на храме Святого Саввы на Врачаре успешно завершены и призвал всех благотворителей и жертвователей, прежних и новых, помочь в работах по его внутреннему убранству, как это делалось с великой любовью раньше.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

архимандрит Херувим Карамбелас Часть 10. Отец Герасим Менайас В предыдущей части книги «Образы современных святогорцев» мы представили жизнеописание отца Филарета из монастыря Констамонит, этого нищего духом 369 , воистину блаженного, смиренного и кроткого старца. Сейчас мы приблизимся к другому образу афонского монашества, оставшегося в памяти отцов Святой Горы, как говорится, прекрасным во всех отношениях и явившего монашеское житие в особых его дарах. Это образ монаха Герасима Менайаса, химика, который попрал славу сего мира и делом научил, что в нем все – суета, суета сует 370 . Этот человек победил плоть с ее сладострастием, презрел служение деньгам, презрел сребролюбие, это начало всякого зла 371 , и жил в нестяжании и полном самоотвержении, ставшем примером и для других. Потрясающее обращение которого к Богу привело к тому, что он обменял афинские дворцы на пещеры и «козью» лачугу пустыни. Отец Герасим был образованным монахом, соединившим мирскую мудрость с добродетелью. Университетское образование – как и любой природный талант – становится положительным или отрицательным фактором для развития нашей души, смотря по тому, как мы используем его. Сегодня православное монашество, похвала нашей Церкви, расцветает на Святой Горе и вне ее множеством молодых монахов, ученых всех наук. Это благословение Всесвятой Владычицы нашей Богородицы, а также некая надежда, которая не постыжает 372 , когда опыт отдельной личности основывается на предании святых и богоносных отцов наших, как это произошло с отцом Герасимом Менайасом. Сведения для составления этой краткой его биографии нам предоставили бывший игумен монастыря святого Павла архимандрит Андрей (ученик приснопамятного старца Герасима, подвизавшийся вместе с ним), приснопамятный игумен монастыря Великой Лавры архимандрит Афанасий, игумен монастыря святого Павла архимандрит Парфений и другие отцы этого монастыря, пустынник старец Дамаскин из скита святого Василия и отец Варфоломей из скита святой Анны, старец почти ста пяти лет, который жил вместе с отцом Герасимом. Старец Феодосий из монастыря святого Павла передал нам часть переписки отца Герасима.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Горки Ленинские, пос. санатория. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Собор Вознесения Господня. Вознесенский собор Карта и ближайшие объекты В середине 19 века селом Лукино-Спасское, расположенного на левом берегу реки Пахры, владел ротмистр Николай Иванович Головин. По его кончине его вдова Александра Петровна решила основать в селе монастырь, которому бы передала в дар 212 гектаров земли. Она обратилась к Московскому Митрополиту Филарету, чтобы тот посодействовал исполнению желания помещицы. В селе Лукино уже тогда находилась каменная Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1846 году. Возле этого храма вскоре и образовалась православная женская община, переведенная сюда из села Ям, открытие которой состоялось 17 (30) мая 1870 года. Первая настоятельница общины матушка Параскева Саватюгина сразу приступила к строительству и благоустройству обители. В 1871-1874 гг. были построены: настоятельский корпус, двухэтажный келейный корпус, дом для причта, колокольня, конный и скотный дворы. А затем была возведена каменная ограда и посажен фруктовый сад. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Вскоре после открытия монастырь посетил московский мещанин Василий Федорович Жолобов. Его поразило, что в праздничные дни Крестовоздвиженская церковь не может вместить всех молящихся. Василий Федорович предложил игуменье Евгении 10 тыс. рублей на начало строительства соборного храма. В 1889 году епархиальным архитектором С.В. Крыгиным был подготовлен проект, а весной 1890 года состоялась закладка собора. В.Ф. Жолобов ежегодно выделял определенную сумму из своих доходов, а впоследствии всю организацию работ по строительству храма взял в свои руки, при этом сам нанимал рабочих и производил с ними расчет. К лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста 38 метров. Следующим летом приступили к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов. Церковную утварь помогли приобрести благотворители.

http://sobory.ru/article/?object=14002

Заявление Управления делами Московской Патриархии в связи с ситуацией вокруг Боголюбского монастыря Владимирской епархии 11 ноября, 2010. Редакция " Правмира " В последнее время в средствах массовой информации вновь активно стала обсуждаться ситуация вокруг пребывания несовершеннолетних в Боголюбском монастыре Владимирской епархии в период до 2009 года. В последнее время в средствах массовой информации вновь активно стала обсуждаться ситуация вокруг пребывания несовершеннолетних в Боголюбском монастыре Владимирской епархии в период до 2009 года. Проведя совместно с Синодальным информационным отделом предварительное изучение ситуации во Владимирской области, а также материалов средств массовой информации, Управление делами Московской Патриархии констатирует следующее. Осенью 2009 года в средствах массовой информации было опубликовано обращение на имя Патриарха Московского и всея Руси несовершеннолетней бывшей воспитанницы Боголюбовского монастыря Валентины Перовой, которая заявляла, что во время своего пребывания в монастыре подвергалась жестокому обращению. Созданная по благословению Святейшего Патриарха Кирилла комиссия констатировала, что заявленные Валентиной Перовой факты не могут найти своего подтверждения, поскольку все опрошенные несовершеннолетние, проживающие в Боголюбском монастыре, свидетельствовали об обратном. К аналогичным заключениям пришли следственные органы, а также комиссия Общественной палаты Российской Федерации. На тот момент в обители пребывали немногочисленные сироты, а также дети, помещенные родителями в монастырь под опеку насельницы обители монахини Георгии (Курчевской), и дети при родителях, проживающих в монастыре. Поскольку дети в Боголюбской обители были полностью интегрированы в монастырскую жизнь, что не соответствует традиции и правилам жизни монастырей Русской Православной Церкви, комиссией Московской Патриархии были даны рекомендации Владимирскому епархиальному управлению, направленные на создание для несовершеннолетних соответствующих их возрасту быта и распорядка. Священноначалием были также даны указания по ограничению и, в перспективе, полному исключению пребывания несовершеннолетних при монастыре, поскольку комиссия сочла, что условия и распорядок Боголюбского монастыря и в будущем не позволят руководству обители в полной мере исполнить все данные ему рекомендации.

http://pravmir.ru/zayavlenie-upravleniya...

Иоаким, патриарх Московский и всея Руси (Савелов) Родился в 1620 году Происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову, и на 35 году жизни (в 1655 году) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря. В 1657 году назначен патриархом Никоном строителем Новгородского Иверского монастыря. Вскоре, по ходатайству боярина Ртищева, переведен в Москву строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского монастыря. С 1664 года – архимандрит Чудовского монастыря. 22 декабря 1672 года хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. 26 июля 1674 года, после годового междупатриаршества, избран патриархом Московским. В 1681 году дал грамоту о построении каменной церкви в честь иконы Божией Матери Владимирской в г. Арзамасе, вместо сгоревшей. В 1685 году посвящал Гедеона, князя Четвертинского, в митрополита Киевского. Скончался 17 марта 1690 года. Погребен в Московском Успенском соборе. Самостоятельная деятельность Иоакима проявилась с 1673 года, с назначением его митрополитом Новгородским. Первые его распоряжения касались внешней обрядности, на которую он вообще обращал большое внимание. Он указал игуменам и протопопам, спорившим о местах, «кому под кем стоять и заседать», установил, кем должна собираться церковная дань, ввел представление сведений митрополиту о материальном положении причта и приходов. В 1673 году посылал из Новгорода архимандрита Макария на увещевание взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря. Будучи избран на патриарший престол, Иоаким за все свои 16 лет патриаршества принимал деятельное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства. Основные его усилия были направлены на борьбу против новых веяний, проникавших в то время в русское общество, против стремлений сблизиться с иноземцами, против иностранного влияния, шедшего, главным образом, из Польши.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛОЯРОСЛАВЕЦКИЙ ЧЕРНООСТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МАЛОЯРОСЛАВЕЦКИЙ ЧЕРНООСТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Калужской и Боровской епархии Калужской митрополии), находится на окраине г. Малоярославца Калужской обл., на берегу р. Лужи, на вершине холма - т. н. Особной горы, которую именовали Чёрным островом, т. к. она была окружена рвами и оврагами и поросла лесом. Местоположение и дало название монастырю; другой, бытовавший до XX в. вариант названия, видимо искаженный,- Черноострожский. Первоначально монастырь был мужским. По устному преданию, был основан в XIV в. удельными князьями Оболенскими. Однако в духовной грамоте 1486 г. верейского кн. Михаила Андреевича среди прочих деревень, жалуемых приходским церквам Малоярославца, упомянута дер. Романсково (Раменсково), приписанная «к Николе» (СГГД. Ч. 1. С. 300). Вероятно, здесь упомянут не мон-рь, а церковь свт. Николая Чудотворца на месте буд. обители. XVI в.- 1775 г. Первое письменное упоминание о М. м. содержится в выписи из переписных книг Ильи Чемесова 1621 г.: «...в Ярославце на посаде монастырь, а в нем церковь Николы Чудотворца ветха, стоит без пения, запустела от 7118 года» ( Леонид (Кавелин). 1863. С. 11). Вероятно, обитель была основана в XVI в., после присоединения Малоярославца к великому княжеству Московскому, на посаде города. Монастырь находился на территории Патриаршей обл. В период Смутного времени М. м. был разорен. В выписи из переписных книг Михаила Павлова (1653-1654) обитель «на острову Черный» упоминается по-прежнему с запустевшей церковью. К 1659 г. М. м. был возобновлен, там хранились рукописи, связанные с его историей. Наиболее ранняя - грамота от 10 марта 1659 г. царя Алексея Михайловича с указом, в к-ром фиксировалась передача церковной земли и пустошей на оброк «Ярославца Малого пустыни Николы Чудотворца, что на острову». В документе упоминается 1-й известный строитель (1659-1671) старец Ипатий с братией, к-рые обязывались ежегодно вносить оброчные и пошлинные деньги в патриарший приказ (Там же. С. 18). В мон-ре хранились квитанции об уплате этих денег начиная с 1660 г. В 1662 г. были также взяты на оброк церковные земли малоярославецких храмов св. Иоанна Предтечи и арх. Михаила.

http://pravenc.ru/text/2561740.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Закарпатский старец схиархимандрит Гавриил (Легач) 1 Закарпатский старец схиархимандрит Гавриил (Легач)   9 июля – день преставления схиархимандрита Гавриила (Легача, 1901-1977), игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон схиархимандрит Гавриил (в миру Георгий Васильевич Легач) родился в крестьянской семье в 1901 году в селе Копашнево Хустского уезда Мармарошской губернии, что на Закарпатье (на тот период в составе Австро-Венгрии, позднее – Чехословакии, ныне – Закарпатская область, Украина). Отца звали Василий, а мать – Марией. Получил неплохое домашнее образование. Родной дед научил его читать и писать. При хорошей памяти он за короткое время освоил то, что могло ему дать образование на дому. Следует отметить, что находясь под властью Австро-Венгрии, Православная Церковь в Закарпатской Украине после насильственного введения в 1646 году Ужгородской унии была полностью уничтожена. В крае вплоть до начала ХХ века не существовало ни одного православного прихода, не говоря о монастырях. Их возрождение непосредственно связано с влиянием Святой Горы Афон и в частности Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В последнем, 8 июля 1908 года, принял Святое Православие будущий апостол Закарпатья А. Кабалюк, ныне известный как преподобный Алексий Закарпатский. Приняв Православие и причастившись Св. Таин, он получил тогда из рук архимандрита Свято-Пантелеимонова монастыря Мисаила афонскую икону Божией Матери «Акафистная» со словами «Примите от меня эту икону Божией Матери и отвезите ее в свой край как благословение Святой Горы». На обратной стороне иконы было написано: «Святая Афонская Гора 1908 года июля 8 дня. Сия святая Икона Пресвятыя Богородицы, подобие видом и мерою чудотворной Афонской Зографского монастыря, писана и освящена на Афоне и даруется от игумена русского Афонского Пантелеимонова Монастыря архимандрита Мисаила со всей о Христе братиею нововозсоединившемуся с Святою Восточною кафолическою Православною Церковию во святой обители нашей, отныне духовному сыну нашему, раку Божию Александру Кабалюку, жителю и подданному Австро-Унгарии во благословение ему от святыя Горы Афонския - земнаго удела Царицы Небесныя н нашей священной обители во имя святого и славного Великомученика н Целителя Пантелеимона, в благодатную ему помощь от всяких бед, зол и напастей, от всяких врагов видимых и невидимых и во укрепление его в торжественно данном им обещании даже до смерти быть верными н послушным Святой Апостольской Православной Восточной Церкви, ея же Глава есть Всесвятой Господь наш Иисус Христос. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси раба Твоего. Мати Божия, просвети всех заблудших».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=186...

Под Покровом Божией Матери Великий князь Иван III, собиратель Русской земли вокруг Москвы, основал в ней первый Покровский монастырь. За свою многовековую историю обитель трижды меняла свое местоположение, оставляя после себя приходские храмы. В наши дни Покровский монастырь действует как женская обитель за Таганскими воротами и прославлен во всем православном мире. Покров на Лыщиковой горе Ранняя история Покровской обители настолько бедна фактами, что историки вынуждены, воссоздавая ее путем анализа, строить различные версии. Все началось во времена великого князя Ивана III, который основал мужской Покровский монастырь близ своей резиденции в Старых Садах. Занявшийся обустройством тех земель, он заметил поблизости скромную деревянную церквушку Иоанна Златоуста, поставленную некогда купцами-сурожанами, которая была освящена по его именинам. Государь приказал разобрать ее и перенести в свой великокняжеский Покровский монастырь, а на том месте основать Златоустинский. Было это в 1479 году. Покровский монастырь в Садех располагался у будущих Ильинских ворот в начале Маросейки, как сторожа, и дал имя Покровке. Чуть позже его перевели в Лыщиково, но от него осталась приходская церковь Покрова, впервые упоминаемая в 1488 году, – она простояла до конца XVIII века. Потом она лишилась прихожан, так как напротив нее появилась замечательная церковь Николая Чудотворца в Блинниках. Тогда старую, ветхую Покровскую церковь разобрали, и из ее камня построили местный храм Спаса на Глинищах. А на месте разобранного храма в 1796 году выстроили усадьбу, где жила графиня Варвара Петровна Разумовская, родная сестра графа Николая Петровича Шереметева и несчастная, покинутая жена графа Алексея Кирилловича Разумовского, одного из создателей Царскосельского лицея. Во время Отечественной войны этот особняк на Маросейке, 2 занимал французский маршал Мортье (отчего дом попал на страницы романа Л.Н. Толстого «Война и мир»). Примерно в то же время, на рубеже XV–XVI веков, на Лыщиковой горе появился другой великокняжеский Покровский монастырь – близ пересечения Николоямской улицы и Земляного вала.

http://pravoslavie.ru/4514.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010