Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх Кирилл и председатель Правительства РФ Д.А. Медведев возглавили итоговое заседание Попечительского совета фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря 27 ноября сопредседатели Попечительского совета фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря Святейший Патриарх Кирилл и председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев возглавили итоговое заседание Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению обители. 27 ноября 2019 года сопредседатели Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев возглавили заключительное заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению обители. В заседании приняли участие члены Попечительского совета: спецпредставитель Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа, председатель совета директоров ПАО «Газпром», председатель правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.А. Зубков; первый заместитель председателя Правительства РФ — министр финансов РФ А.Г. Силуанов; министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ К.Ю. Носков; заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ — руководитель секретариата председателя Правительства РФ М.И. Тринога; генеральный директор Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» С.В. Чемезов; генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» О.В. Белозеров; председатель правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллер; наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря, заместитель председателя правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников)

http://sedmitza.ru/patriarch/2019-11-27/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кузьмин А. В., Рыков Ю. Д. Новые источники по истории вологодских монастырей Рецензия на книгу: Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты/Отв. ред. М. С. Черкасова. Вологда: Древности Севера, 2011. 496 с. Работа «Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.» представляет собой первое комплексное издание описей XVI–XVIII вв. 8 наиболее значимых вологодских обителей. Книга подготовлена коллективом авторов в составе кандидата исторических наук О. Н. Адаменко, кандидата исторических наук Н. В. Башнина и доктора исторических наук М. С. Черкасовой при участии А. П. Анишиной, Н. А. Бараевой, Е. А. Виноградовой, А. Н. Красикова, доктора филологических наук С. Н. Смольникова, кандидата исторических наук И. Н. Шаминой. Источники публикуются впервые; большинство из них издается по подлинникам. Имущество каждой из обителей представлено двумя описями: ранней и поздней. Этот принцип вызван стремлением публикаторов продемонстрировать имущественное и хозяйственное положение каждой духовной корпорации с целью их исторического сравнения. Публикации текстов переписных книг предшествует статья Н. В. Башнина и М. С. Черкасовой «Историко-археографическое введение. Вологодские монастыри и их переписные книги» (С. 11-25). Графическая карта-схема данных обителей в XVI–XVIII вв. составлена О. Н. Адаменко и Н. В. Башниным (С. 26). Издание переписных книг вологодских монастырей составляет основную часть книги (С. 27–343). Публикуются описи Спасо-Прилуцкого, Спасо-Каменного, Дионисиева Глушицкого, Лопотова Пельшемского, Сямжемского Спасо-Евфимиева, Спасо-Преображенского Нуромского, Троицкого Павлова Обнорского и Введенского Корнилиева Комельского монастырей. Издание источников сопровождает подробный научно-справочный аппарат. В его состав входят указатели: личных имен и фамилий (С. 346–375), названий географических объектов (С. 376–388), иконографии (С. 389–405), книг (С. 406–414), высших, центральных и местных государственных учреждений, органов местного самоуправления (С. 415). Им предшествует статья «Принципы составления указателей» (С. 344–345). Имеется и «Предметно-терминологический словарь» (С. 416–423).

http://sedmitza.ru/lib/text/4157217/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Новые исследования румынских документов архива афонского Иверского монастыря Статья посвящена обозрению новых документов богатейшего «румынского архива» Иверского монастыря, которые делают доступными для изучения историю разносторонних связей афонской обители с Молдавией и Валахией на протяжении нескольких столетий. В. Г. Ченцова , кандидат исторических наук (Институт всеобщей истории РАН) Новые исследования румынских документов архива афонского Иверского монастыря Давно начатая в Греции работа по описанию и исследованию архивов афонских монастырей и публикации регест документов, проводимая учеными в тесном сотрудничестве с насельниками монастырей пополнилась еще одним важным изданием: трудом Фл. Маринеску с описанием румынской части архива Иверского монастыря. Изучение документов румынского происхождения в архивах афонских монастырей позволяет получить новые важные свидетельства не только по истории этих обителей, но и по истории греческого присутствия в дунайских княжествах. Сохранение там традиций «Византии после Византии» проявлялось, в том числе, в покровительстве румынских правителей православным монастырям, оказавшимся на бывших византийских землях, захваченных османами, а также в восприятии местной элитой тех сокровищ византийского культурного и духовного наследия, которые были перенесены греками в румынские земли. Важность присутствия греческого монашества в Молдавии и Валахии и значение ктиторской деятельности правителей этих государств на Святой горе осознается как в церковных, так и в ученых кругах. Неудивительно, что в последнее время наблюдается всплеск интереса к истории владений восточных патриархатов и афонских, палестинских и иных греческих монастырей на территории румынских княжеств, т. е. к «преклоненным» (приписным) монастырям и к деятельности живших в них греческих иерархов Нельзя не отметить и то обстоятельство, что из «преклоненных» монастырей в Молдавии и Валахии, называемых по-гречески метохами, представители греческого духовенства вели переписку с русским царским двором, там же были составлены многочисленные греческие грамоты, хранящиеся в московских собраниях.

http://sedmitza.ru/text/833281.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шамина И. Н. Коломенские Спасо-Преображенский, Голутвин, Бобренев и Брусенский монастыри по переписной книге 1701 г.   Описание монастырей Российского государства и их вотчин в 1701–1705 гг. составлялось в связи с передачей управления духовными корпорациями в 1701 г. из приказов Большого Дворца и Патриаршего разряда воссозданному Монастырскому приказу. Это была попытка Петровского правительства провести частичную секуляризацию церковно-монастырского землевладения и хозяйства. Первое упоминание об этом описании и характеристика значения переписных книг содержатся в работе М. И. Горчакова Большое внимание этому виду источников уделил И. А. Булыгин. Он рассмотрел механизм работы Монастырского приказа по проведению переписи, установил время этого процесса – 1701–1705 гг. Работа над изучением переписных книг 1701–1705 гг. продолжается. Описания церковно-монастырских владений начала XVIII в. изучала Н. В. Соколова. Она проанализировала организационные принципы и практику проведения переписи в Нижегородском уезде О. Н. Адаменко изучила опись Спасо-Каменного монастыря 1702 г. Большое внимание переписи начала XVIII в. уделила М. С. Черкасова. Она рассмотрела механизм проведения этого описания в Вологодском уезде и выявила 3 книги в составе фонда Монастырского приказа РГАДА, а также несколько рукописей в Государственном архиве Вологодской области. Черкасова рассмотрела различные социально-экономические вопросы, на которые дает ответ источник В другой своей работе М. С. Черкасова изучила монастырские архивы, зафиксированные в переписных книгах, в том числе начала XVIII в. В 2011 г. увидело свет издание, посвященное переписным книгам вологодских монастырей. В нем опубликованы переписные книги Спасо-Каменного и Сямженского Евфимьева монастырей 1701–1702 гг. Н. В. Башнин в фонде Монастырского приказа РГАДА обнаружил еще одну, четвертую книгу, где содержатся описания вологодских монастырей: Дионисиева Глушицкого, Спасо-Нуромского и Александрова Куштского. Исследователь изучил и опубликовал переписную книгу Дионисиева Глушицкого монастыря Мною были изучены и опубликованы переписные книги вологодских Иннокентиева Комельского, Павлова Обнорского и Григориева Пельшемского Лопотова монастырей, Семигородней пустыни А. Н. Говорова опубликована переписную книгу Симоно-Воломского монастыря Устюжской епархии

http://sedmitza.ru/lib/text/7758339/

Монастырский Приказ, в виде особого самостоятельного государственного учреждения, основан Соборным Уложением Царя Алексея Михайловича в 1649-м году. Приказ этот представляет весьма заметное явление в истории русского права и государства. Судьба его подобна участи многих других приказов государственных учреждений России XVII в., была весьма переменчива. Монастырский Приказ три раза открывался и три раза закрывался; переходил из одного ведомства в другое: бывал и административно-церковным учреждением, и государственным; являлся и высшею инстанциею в делах, ему подведомственных, и среднею; то имел значение, силу, власть и права высшего самостоятельного государственного учреждения, центрального по своему ведомству для всей России, то подчиненно соединялся с другими учреждениями, от которых единственно и полу-чал свое значение и без которых не имел никакой силы; то стоял выше нескольких приказов, ему подчиненных (каковы: Богаделенный, патриаршие Дворцовый и Казенный), то становился с некоторыми из них наравне.—Круг его деятельности разнообразился в разные времена - но всегда был очень обширный по географическому пространству и по количеству лиц, ему подведомственных. По предметам своего ведомства Монастырский Приказ был и судебным учреждением, и административным, и финансовым, и даже специально назначался для реформаторской деятельности в отношении к некоторым сторонам русской Церкви; но ни в один период своего существования он не был исключительно посвящен какому либо одному роду дел—судебных, административных и т. п. Он всегда сосредоточивал в себе разнообразие предметов по отношению к известным классам русского народа.—Случалось, что Монастырский Приказ в ходе исторических событий совсем исчезал из ряда государственных учреждений и по видимому навсегда; но чрез несколько времени он снова является и действует с очень заметною силою в государстве. В многократных переменах Монастырский Приказ действует с своим именем; но в 1724 году он переименовывается в Учреждение с другим названием, которое тоже не раз изменялось, — оставаясь в существе тем же учреждением и служа одному и тому же делу, которое в ходе исторического развития принимает разные виды своего положения, соответственные тому или другому времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/439418/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Положение о монастырях и монашествующих Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года. 30.11.2017 662 Время на чтение 80 минут I. ВВЕДЕНИЕ Положение о монастырях и монашествующих (далее - Положение) принято в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви: «Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, " Положения о монастырях и монашествующих " и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем» . Положение, отражающее многовековой опыт монашеской жизни и традиции русского монашества,определяет основные принципы и правила жизни монастырей Русской Православной Церкви в современных условиях и служит основой для внутренних уставов монастырей, которыми устанавливаются правила взаимоотношенийв конкретной обители, распорядок жизни, расписание богослужений,особенности послушаний и т.п. Положение призвано способствовать утверждению в монастырях духа единства и братолюбия, и ограждению монашеской общины от разногласий и нестроений, которые могут происходить из-за неверного понимания цели и порядка монашеской жизни. Положение является общим руководством для архипастырей в их попечении о монастырях, для игуменов и игумений обителей, а также для всех насельников монастырей ижелающих вступить на путь монашеской жизни. В настоящем Положении не рассматриваются установления, касающиеся монахов, не проживающих постоянно в монастырях. Хотя многие установления являются общими для всех иночествующих, жизнь монахов, несущих послушания при духовных учебных заведениях, в синодальных и епархиальных учреждениях, а также на приходах, имеет свои особенности. В настоящем Положении определяются основы жизни как мужского, так и женского монашества. Для облегчения текста используется только терминология, касающаяся мужских монастырей: игумен, братство, брат, монах, инок, послушник. За исключением оговоренных случаев все утверждения Положения касаются также игумении, сестричества, сестры, монахини, инокини, послушницы.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/po...

Одновременно с числом епархий и клириков Русской Православной Церкви значительно выросло количество храмов и монастырей. Если на 1 января 2009 года храмов, в которых совершается Литургия, и монастырей насчитывалось соответственно 29 263 и 804, то к 1 января 2024 года — уже 41 151 (на 11 888 храмов больше) и 994 (на 190 обителей больше). При этом количество мужских монастырей на 1 января 2024 года составляет 486 (на 91 больше по сравнению с январем 2009 г.), женских — 508 (больше на 99). На 1 января с.г. в этих обителях подвизаются 15 830 монашествующих, из них 6351 — в мужских монастырях и 9518 — в женских (в 2009 году такая статистика не велась). Число высших духовных учебных заведений за минувшие 15 лет выросло с 45 до 56. Статистика по клирикам, храмам и монастырям является относительной, так как точная информация по Украинской Православной Церкви на сегодняшний день отсутствует по причине гонений на нее. За основу статистики по Украинской Православной Церкви взяты данные 2020 года. Церковная статистика (в пределах РФ) В пределах Российской Федерации в 2009-2024 гг. были образованы 61 митрополия (в 2009 году митрополий, объединяющих епархии, не было) и 138 новых епархий — теперь их количество составляет 207. Число архиереев, несущих служение в России, выросло с 88 до 224. Количество клириков увеличилось с 17 713 до 25 620 (из них священников — с 14 683 до 22 407, диаконов — с 2430 до 3213). Количество российских храмов, в которых совершается Литургия, увеличилось с 14 290 до 25 098, монастырей — с 464 до 608 (из них мужских — с 226 до 300, женских — с 238 до 308). На 1 января 2009 года статистика по количеству монашествующих не велась. На 1 января 2024 года их число составляет 9627 человек (4014 насельников и 5652 насельниц). Число российских высших духовных учебных заведений за минувшие 15 лет выросло с 32 до 41; также впервые появилось 15 центров подготовки церковных специалистов. Число православных молодежных объединений в России выросло с 463 до 3293 (1312 из них из них — подростковых). Актив молодежных объединений составляет 67 800 человек, в т.ч. 21 500 подростков.

http://patriarchia.ru/db/text/6099616.ht...

Положение о монастырях и монашествующих ноября 2017 Положение о монастырях и монашествующих (в формате .docx) Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 2017 года. I. ВВЕДЕНИЕ Положение о монастырях и монашествующих (далее - Положение) принято в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви: " Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, “Положения о монастырях и монашествующих” и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем " . Положение, отражающее многовековой опыт монашеской жизни и традиции русского монашества, определяет основные принципы и правила жизни монастырей Русской Православной Церкви в современных условиях и служит основой для внутренних уставов монастырей, которыми устанавливаются правила взаимоотношений в конкретной обители, распорядок жизни, расписание богослужений, особенности послушаний и т.п. Положение призвано способствовать утверждению в монастырях духа единства и братолюбия, и ограждению монашеской общины от разногласий и нестроений, которые могут происходить из-за неверного понимания цели и порядка монашеской жизни. Положение является общим руководством для архипастырей в их попечении о монастырях, для игуменов и игумений обителей, а также для всех насельников монастырей и желающих вступить на путь монашеской жизни. В настоящем Положении не рассматриваются установления, касающиеся монахов, не проживающих постоянно в монастырях. Хотя многие установления являются общими для всех иночествующих, жизнь монахов, несущих послушания при духовных учебных заведениях, в синодальных и епархиальных учреждениях, а также на приходах, имеет свои особенности. В настоящем Положении определяются основы жизни как мужского, так и женского монашества. Для облегчения текста используется только терминология, касающаяся мужских монастырей: игумен, братство, брат, монах, инок, послушник. За исключением оговоренных случаев все утверждения Положения касаются также игумении, сестричества, сестры, монахини, инокини, послушницы.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Исторические явления, вызвавшие Петровский Монастырский Приказ Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования Чрез 23 года после закрытия в 1677 году Монастырский Приказ, как мы увидим ниже, снова открылся с многосторонними правами уполномочия, ему дарованными Петром. Главная деятельность возобновленного Приказа обращена была к вопросу о переводе церковных вотчин и доходов в заведывание государства. Это была главная его деятельность, но не исключительная, подобно тому, как в эпоху Уложения он был по преимуществу судебным учреждением, но не исключительно заведовал судебною частью. Чтобы объяснить исторически происхождение, права и деятельность петровского Монастырского Приказа, считаем необходимым предварительно указать предшествующие восстановлению его явления в истории русского права и государства, которые подготовили его восстановление и его новую деятельность и которые объясняют широкие права, ему данные, и безграничную распорядительность, на которую он был уполномочен государством. В и особенно в XVII веке Московское государство, как говорено было, во всех сторонах своей жизни и деятельности стремилось к самою средоточению, к собиранию и усилению своих сил и прав. Такое стремление его обнаруживалось и в отношениях его к церкви. Здесь оно проявлялось в бесчисленных фактах; касалось многих сторон и отношений; поддерживалось разно-образными целями,—и нравственными, и финансовыми, и судебно-гражданскими, и политическими в тесном значении слова; подходило к ограничению гражданских и государственных преимуществ и прав церковных учреждений с различных пунктов, различными путями и с разных сторон. Мы видели, как государство сосредоточило—было в своем ведомстве судебно-гражданские привилегированные права церковных учреждений и выразило такое сосредоточение чрез учреждение Монастырского Приказа. К той же цели самою средоточения государство стремилось и в других отношениях к церкви. В следствие того накопилось в течение двух столетий множество явлений, в которых обнаружилось это стремление. Некоторые из них были формулированы законодательством; другие же, и большая часть их, представлялись как отдельные факты, временные распоряжения, случаи вызванные временными государственными нуждами. Короче,—цель государства к сосредоточению ясно выражалась в общей внутренней его политике, но общих и окончательных средств к достижению ее оно не формулировало до XVIII столетия.

http://sedmitza.ru/lib/text/439433/

Сортировать по Исключить новости Рабочая встреча по вопросам преподавания духовно-нравственных дисциплин в школе прошла в Высоко-Петровском монастыре 4 августа, 2009. Редакция " Правмира " 3 августа 2009 года в Высоко-Петровском монастыре состоялась рабочая встреча председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) епископа Зарайского Меркурия с ректором Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, руководителем Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России 2006-2010 гг.» игуменом Киприаном (Ященко). 3 августа 2009 года в Высоко-Петровском монастыре состоялась рабочая встреча председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) епископа Зарайского Меркурия с ректором Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, руководителем Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России 2006-2010 гг.» игуменом Киприаном (Ященко). В ходе беседы владыка Меркурий обратил внимание на значимость разработки стандартов нового поколения, важность включения в них духовных дисциплин и необходимость приглашения Русской Православной Церкви государством к совместной работе в этой области. При этом было отмечено, что на данном направлении церковной деятельности должен соблюдаться принцип соборности на основе братской любви, в соответствии с которым допускается разномыслие, но исключается разногласие. Епископ Меркурий отметил необходимость объединения профессионалов в области образования. В этих целях создана и действует Комиссия по преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию при Отделе, в работе которой участвуют заместитель министра образования и науки Российской Федерации И.И. Калина, академик Российской академии образования профессор В.А. Попков, другие представители, включая священнослужителей Церкви, видных ученых, педагогов, общественных деятелей.

http://pravmir.ru/rabochaya-vstrecha-po-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010