Портал Богослов.Ru публикует доклад настоятеля Петропавловского подворья монастыря Введенская Оптина пустыньархимандрита Мелхиседека (Артюхина) на конференции «Преподобный Сергий Радонежский – возродитель традиции общежительного монашества на Руси». Эта встреча прошла8-9 октября 2014 года в рамках празднования 700-летия преподобного и стала первым представительным форумом наместников, игуменов и игумений за прошедшие четверть века. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, досточтимые матушки, дорогие братья и сестры! «Богослужение есть цвет церковной жизни и вместе с тем корень и семя ее» (1) Предание Православной Церкви в различных своих формах определяет монашество как ангельский чин, что предполагает максимально возможное уподобление жизни инока жительству ангельскому, которое в свою очередь заключает в себе два основных свойства: непрестанное славословие Творца и исполнение воли Божьей. Из этого следует, что богослужение и послушание – есть главные цели монашеского Подчеркивая исключительное значение молитвы в монастырской жизни, прп. Нил Синаит называет монаха «жертвенником Господа, на котором и с которого возносятся Всевышнему Богу чистые Именно в богослужении, а не в каком-либо другом деле, раскрывается монашеское служение миру, который только и «стоит С самых первых времен существования христианского монашества молитва и богослужение становятся тем стержнем или основанием, относительно которого строятся остальные области жизни иноков. Из Жития прп. Феодора Освященного (IV в.) мы знаем, что в верхней Фиваиде, где монастыри отличались высоко духовной и строгой жизнью, иноки в течение дня находились в особом уединении, а к вечеру собирались вместе, «совершали молитвы, и вели вза­имную беседу о душеспасительных Устав прп. Пахомия Великого, переданный ему ангелом, регламентировал совершение днем, вечером и ночью 12-ти молитвословий, на которые братия «собирались все вместе в Получалось, что весь день у Тавеннисиотов происходило чередование труда и общей молитвы, подчас становившейся у египетских иноков непрестанным

http://pravoslavie.ru/74658.html

Разделы портала «Азбука веры» Архиерейское богослужение [греч. αρχιερατικ λειτουργα, лат. liturgia pontificalis], в визант. обряде — богослужение, совершаемое архиереем (лицом в епископском сане). По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя Христа — Главу всей Церкви: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь » ( Игнатий Богоносец , сщмч. Послание к Смирнянам. Гл. 8); поэтому и в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. В связи с этим архиерею принадлежит право (а в древности — зачастую и обязанность) предстоятельствовать за всяким богослужением в своей епархии; викарными епископами и священниками службы совершаются постольку, поскольку им позволяется это епархиальным архиереем: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» (Там же). Согласно древним описаниям христианского богослужения — «Апостольскому преданию» (III b.), «Апостольским постановлениям» (ок. 380), «О церковной иерархии» (одному из трактатов «Ареопагитик», koh. V — haч. VI b.) и др.,— епископ возглавлял сонм священнослужителей при совершении не только таинств Евхаристии и Священства, но и Крещения, Mvponoмaзahuя, Покаяния. Следы этого есть и в более поздних богослужебных книгах: в РНБ. O. n. I. 14. Л. 48 об. 68 об., XIV b., и во мн. др. рукописях говорится об архиерее, совершающем Крещение и Mvponoмaзahue; принятый ныне в греч. Церквах Архиератикон содержит особый чин обручения и венчания, совершаемый архиереем (за Божественной литургией или отдельно — ρχιερατικν. Σ. 126—139); чины отпеваний по совр. печатным Требникам считают обычным участие архиерея (Требник Большой. Л. 104 об., 126) и т. д. Т. о., всякое богослужение может быть архиерейским. В ходе истории в Церкви установилась приходская система, так что основными совершителями богослужений в каждом приходе стали священники. Тем не менее литургическая жизнь прихода всецело зависит от правящего архиерея: «Ни один священник не может священнодействовать… если не имеет рукоположения, рукоположение же — от архиерея; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее, священник не совершает таинств без престола, престол же освящается мvpoм, а мvpo освящается одним архиереем… Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения… И также не может крестить без мvpa… Следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства… И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни cb. мvpa, ни Крещения, ни, следовательно, христиан» ( Симеон Солунский . О священном помазании. Гл. 77 (в рус. изд. (45)). Идея связи епископа и прихода постоянно подчеркивается: имя правящего архиерея возглашается почти за всяким богослужением; Евхаристия совершается на антиминсе, подписанном архиереем.

http://azbyka.ru/arhierejskoe-bogosluzhe...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Предварительные сведения 1. Понятие о Богослужении Богослужением Православной Христианской Церкви называется соединение молитвословий, песнопений, чтений слова Божия и священнодействий, совершаемых по определенному, установленному Церковью, чину или порядку чрез посредство пастырей Церкви. Богослужение, как внешняя сторона религии, служит средством для выражения христианами внутренней религиозной веры и благоговейных чувств к Богу, а равно и средством для таинственного общения с Богом. Отсюда и цель установленного Православною Церковью Богослужения заключается: (Знаменский. Учение о Богослужении Православной Церкви.) 2. Разделение Богослужения на общественное и частное Богослужение, которое совершается от лица всей Церкви и по потребностям, общим для всех христиан, называется общественным: оно выражает общение всей Церкви со Христом; а Богослужение, совершаемое по нуждам и желаниям отдельных лиц, называется частным: оно выражает общение отдельных членов с Церковью и чрез нее со Христом. 3. Разделение церковных служб на постоянные и особенные Православное Богослужение состоит из многоразличных церковных служб. Сообразно с делением христианского Богослужения на общественное и частное, и церковные службы делятся на два главных вида: 4. Понятие о кругах Богослужения Службы общественного Богослужения слагаются из троякого рода молитвословий и песнопений: Молитвословия и песнопения, приспособленные к определенным часам дня, образуют из себя службы дневные, суточные. На каждый день эти службы неизменны и составляют как бы основание общественного Богослужения, так что и самое название свое получают от времени их совершения (служба, совершаемая вечером, называется вечерней, и т. д.). Суточные (дневные) службы, изменяясь в течение дня, по прошествии дня снова начинаются и следуют в том же порядке как и в прежний день. Весь ряд служб дня и называется кругом Богослужения суточным или дневным. Молитвословия и песнопения, приспособленные к дням седмицы, образуют из себя службы седмичные. Службы эти, изменяясь с каждым днем седмицы, по прошествии ее снова начинаются и следуют в том же порядке как и в прежнюю седмицу. Весь ряд служб седмицы и называется кругом Богослужения седмичным.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Разделы портала «Азбука веры» Эта тема мне кажется важной, потому что богослужение, как таковое, лежит в основе воспитательного процесса нашей семинарии. Принципы богослужебного пения – это слово, сопровождаемое мелодией, и это традиция, дающая ориентиры, как через пение сделать богослужебное слово новым способом жизни. И если эти принципы имеют прямое отношение к созиданию культуры человечества, то богослужебное пение вносит в нее то благодатное содержание, которое оживает в нас пониманием Дела Божия на земле и созданием условий для духовно-нравственного возрастания человека. Как известно пением сопровождается богослужение в Божиих храмах и в домах верующих. Богослужение являет нам ту благодатную стихию, где воплотившееся Слово Божие желает послужить спасению людей через благое слово и где люди, в ответ, служат Богу через слово. При этом они славят Бога не безжизненными и бездушными инструментами, а благороднейшим, естественным инструментом – человеческим голосом. Словом они выражают конкретные, логически выраженные идеи, из которых сложены молитвы, славословия, поучения, экзегеза, проповедь, а музыкальный элемент этим богослужебным текстам придает эмоциональную окраску, способствует прорисовке этих идей на скрижалях человеческого сердца. И когда в православный храм входит музыкальная стихия в виде слова, соединенного с музыкальным звуком, то этим словом говорится о Главном в нашей жизни и объясняется, почему, в связи с музыкой, появилось то или иное настроение и какими конкретными идеями оно вызвано. Пение самого священника, совершающего богослужение, чтение псаломщиком богослужебных текстов нараспев, или же пение, совершаемое хорами и богомольцами в храме, — все подчинено тому главному содержанию богослужебного Смысла, которое сокрыто в тексте, присутствует в звуках, насыщает их, вздыхает, стонет, ликует в них, вдохновляя поющих так же, как оно вдохновляло сначала самих песнотворцев и духовных композиторов. Таким образом, богослужебное пение Православной Церкви является одной из форм самого богослужения.

http://azbyka.ru/principy-bogosluzhebnog...

Скачать epub pdf ЗАКЛЮЧЕНИЕ Древняя Русь имела немало темных сторон и в богослужебной области. Русское обрядоверие в его крайних, иногда уродливых формах, конечно, не может быть похваляемо. Но то несомненно, что оно истекало из страстной жажды русскими людьми спасения, крепкого желания быть в Церкви, жить по Ее руководству. Русские люди знали, что земная жизнь – только приготовление к жизни будущей, что в этой жизни Святая Церковь надежная и единственная руководительница ко спасению, и потому они боялись, как бы в чем не отступить от руководства Святой Церкви, как бы в чем, даже в малом, не погрешить против написанного в святых книгах, Церковью данных в руководство. Важнейшее из дел земных – молитва . Она по преимуществу должна совершаться в точном соответствии с указаниями Церкви, отсюда то, что древние люди, не только священнослужители, но и миряне старались узнавать все, что касается молитвы, старались вникать в Устав Церковный, и поэтому знали, а многие и хорошо знали, Устав и подробности служб и последований, дорожили ими, любили их, берегли их, тщательно следили за их точным исполнением. С печальных времен Петра I, когда через прорубленное в Европу окно понесло в Русскую землю заморским угаром, когда многие люди, вкусившие в Европе от древа познания, стали больше смотреть на землю, чем на небо, на земле искать цели и смысла жизни, тогда и дело молитвы, богослужения перестало считаться делом первостепенной важности. Теперь перестали интересоваться не только мелкими подробностями богослужения, но и вообще богослужением, Типикон продолжали печатать, но богослужение по нему онемеченным русским людям стало казаться непроизводительной тратой времени, – ведь так много и «необходимых» и «полезных» дел надо переделать. Стали сокращать богослужение, но так как сам Устав не дает указаний, как можно сокращать его до такой степени, до какой было желательно, начались сокращения кому как вздумается. Богослужение все более становилось шаблонным, бесцветным, однообразным. Теперь уже нередко и совершители богослужения считали ниже своего достоинства узнавать и запоминать мелкие подробности богослужебных последований. Теперь не только миряне, но и иные священнослужители не стали знать Устав, а богослужение правили по привычке, по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Славянская литургия на берегах Атлантики (+ ФОТО) За богослужением пел хор Свято-Николаевского Патриаршего собора. Уже позже настоятель храма протопресвитер Александр Карлутсос скажет, что традиционная славянская литургия была отслужена «в точности, как и в России». 24 января, 2012 За богослужением пел хор Свято-Николаевского Патриаршего собора. Уже позже настоятель храма протопресвитер Александр Карлутсос скажет, что традиционная славянская литургия была отслужена «в точности, как и в России». Среди современных греков ходит поверье, что еще со второй половины XV века тема братских связей Греции и России затрагивалась в разговорах практически в каждой православной греческой семье. В 1832 году Россия сыграла важную роль в создании греческой нации. В современной греческой истории и произведениях литературы также упоминается о том, что Россия, как православная страна, всегда приходила на помощь греческому народу. Греческая интеллигенция и бизнесмены находили в России пристанище на протяжение четырех столетий после порабощения своей родины Османской империей. Вкладом в развитие отношений между православными России и Греции стал визит Управляющего Патриаршими приходами в США Архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана в греческий Успенский храм в пригороде Нью-Йорка Саутхэмптон, что на Лонг-Айленде. Это один из так называемых этнических районов Большого Нью-Йорка, где проживает немало греков и русских. За богослужением пел хор Свято-Николаевского Патриаршего собора. Уже позже настоятель храма протопресвитер Александр Карлутсос скажет, что традиционная славянская литургия была отслужена «в точности, как и в России». Прихожанка храма Дэйзи Лайнис, преподаватель и редактор приходской газеты, тоже поделилась со мной светлыми впечатлениями о славянской литургии в храме. Да и все, кто присутствовал на славянской литургии, получили уникальный культурно-религиозный опыт. За богослужением звучали по-гречески возгласы: «Миром Господу помолимся», «Господи, помилуй», пение «Трисвятого», и потому даже те, кто говорят только по-гречески, могли следить за службой.

http://pravmir.ru/slavyanskaya-liturgiya...

Слово имолчание в богослужении Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 30 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 Владыко, как ты впервые столкнулся с проблемой глухого человека на богослужении? Я никогда не задумывался об этой проблеме, потому что рус­ские глухие, какие у нас бывали в храме, богослужение знали, до известной степени даже наизусть знали службу. Но однажды у меня появился методистский пастор, старший над целой областью Англии, и обратился с просьбой принять в Православную Церковь его взрос­лого сына. Я удивился. Он мне объяснил, что его сын совершенно глухой, а методистское богослужение все построено на слове, на звуке: чтении Священного Писания, связанной с ним проповеди, гим­нах, которыми оснащено богослужение. И его сын стоит и ничего не может воспринять, он может только следить по книге. Он случайно забрел к нам в храм, вернулся домой и говорит: “Мне надо стать членом этой общины! Потому что в этом храме я, правда, ничего не слышал и, вероятно, ничего и не понял бы, потому что это русская церковь, но я все мог видеть: я видел всю повесть Нового Завета и всю нашу веру, раскрывающуюся в том, что представлено архитектурой и богослужебным действием”. Он был принят? Я его готовил в течение какого-то времени. Он мог читать слова по моим губам, поэтому когда мы находились лицом к лицу, он знал, что говорится (в храме на службе это, конечно, невоз­можно). И через некоторое время я его принял в Православие, и он уже много лет православный. Как после стольких лет он относится к своему первичному переживанию? Он не переменил своего мнения. Он из Лондона переехал в Шот­ландию и там оказался в греческой церкви, языка которой он так же не понимает, как и славянского. Но он все по-преж­нему пони­мает, потому что храм говорит ему о том же самом, чему он на­учился здесь. Может быть, не глухие не так хорошо понимают, что говорит им храм? Что именно говорит им храм? Я думаю, что не глухие часто ничего не понимают из того, что говорит им храм, потому что не смотрят. Большинство людей скользят глазами, не вглядываются. Люди входят в храм и начинают по-своему “молиться”; то есть поставят свечи, пойдут туда, пойдут сюда, потом станут и слушают богослужение. А если бы только они остано­вились… Я всем бы посоветовал, не только глухим: как войдешь в храм, остановись у двери и постой там — как в притче Христовой мытарь стоял в храме, в сознании, что это область, которая принадлежит всецело Богу, это место Его пребывания, и никто в эту область не может войти иначе, как по милости Божией. “По праву” никто в храм не входит. Поэтому войди, остановись и посмотри: что ты видишь? — и перед тобой открывается целый мир и архитекту­ры, и иконописи, и людей. Ведь мы часто, когда думаем о храме, думаем об архитектуре, о пространстве, но не о людях, находящих­ся в нем.

http://pravmir.ru/slovo-imolchanie-v-bog...

Среди торжественных богослужений Православной Церкви самым величественным и радостным является богослужение Святой Пасхи. Само наименование праздника – «Пасха» (с древнееврейского – переход к жизни вечной) в соответствии с воспоминанием о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых вызывает у христианина священный радостный трепет. «Пасха! Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе...», – воспевал боговдохновенный поэт святой Иоанн Дамаскин . Торжественное богослужение Светлого Праздника богато высокохудожественными песнопениями и проникновенными священнодействиями и обычаями, в которых ясно выражены глубокие истины веры христианской в связи с величайшим событием Воскресения Христова. Обратимся к последованию пасхальной службы и изложим ее и символическое значение священных обрядов и обычаев пасхального богослужения. Богослужение кануна праздника – Великой Субботы наряду с воспоминанием о пребывании Господа во Гробе и Его сошествии во ад содержит мысли о Его Воскресении и потому является как бы предпразднством Светлого Христова Воскресения. В этот субботний день, на вечерне, соединенной с литургией святого Василия Великого , после входа с Евангелием и пения «Свете Тихий...», читаются перед Плащаницей пятнадцать паримий 1 . После 6-й паримии при открытых царских вратах поется стих «Славно бо прославися» и в заключение чтения паримий – «Господа пойте и превозносите Его во веки». В этих паримиях содержатся важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о вечном спасении людей через Крестные страдания Господа Иисуса Христа и о последовавшем за уничижением Господа Его славном Воскресении. Пение за литургией вместо «Трисвятаго» «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» напоминает молящимся о времени преддверия Праздника Пасхи, когда в Древней Церкви совершалось крещение оглашенных. Словами о Крещении во Христа начинается в эти предпразднственные часы и чтение Апостола ( Рим. 6:3–11 ), которое повествует о жизни христианской, о том, что верующие во Христа должны уподобиться Ему в жизни, раз и навсегда умерши греху, как и Сам Иисус Христос умер за грехи людей и воскрес для того, чтобы вечно жить и царствовать над смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Часть I. Православное богослужение и его основные атрибуты Глава 1. Храм как место совершения богослужения Храмом Божьим называется особое, посвященное Богу и освященное здание (или отдельная часть в здании), где собираются христиане для принесения Богу своей общей молитвы и для получения от Него благодати через Святые Таинства 5 . Так как все христиане вместе составляют Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь , то и здания, в которых они собираются для общей молитвы, именуются также церковью. Но, кроме этих общих назва­ний, каждая церковь имеет свое частное название, например, церковь Святой Троицы, Воскресения Христова, святых апостолов Петра и Павла, Успения Пресвятой Богородицы, святого апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца. Частные названия церквей даются потому, что престолы православных храмов освящаются в честь конкретного священного события или во имя какого-либо святого, отчего получает свое название весь храм и приход. Нередко в одном храме бывает несколько престолов и соответственно им – несколько приделов, то есть под одной кровлей оказываются как бы собранными несколько храмов. Они освящаются в честь разных лиц или событий, но весь храм в целом обычно получает название от главного, центрального престола. Однако иногда народная молва закрепляет за храмом название не главного, а одного из боковых приделов, если он освящен в память особо почитаемого святого. Если в церкви служат несколько священников (в идеале – семь) и богослужения совершаются каждый день, то такой храм именуется собором. Собор, в котором богослужения регулярно совершает правящий архиерей, называется кафедральным. §1. Краткая история христианского богослужения Богослужение появилось на земле вместе с человеком. Созданный по образу и подобию Божию и одаренный потребностью общения с Богом, человек естественно, по своей природе, стремится к Богу. Уже в 4-й главе книги Бытия (в истории о Каине и Авеле) мы встречаем упоминание о древнейших богослужениях, которые состояли из принесения жертв. Далее, как повествует книга Бытия, богослужения долгое время ограничивались представителями одного рода (семейства), а совершал жертвоприношения глава рода (Авраам, Исаак, Иаков). В Израиле только в XIII веке до Р.Х. при Моисее появилось общественное богослужение, в котором участвовал весь народ, а также было учреждено священство – особая наследственная каста, представители которой могли совершать богослужение. Также были подробно расписаны обряды, которые необходимо было исполнять при совершении служб. При царях Давиде и Соломоне учреждается богослужебное пение (в основном пелись псалмы), а в 959 году до Р.Х. освящен Иерусалимский храм. Таким образом, до 586 года до Р.Х. в храме совершались жертвоприношения при пении псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Чинопоследование всенощного бдения Православное богослужение – это общение верующих с Богом, Пресвятой Девой Марией и святыми угодниками Божиими через молитвы, песнопения, чтения Слова Божия и священнодействия, совершаемые Церковью по определенному чину. За богослужением ум, чувства, душа человека молитвенно возносятся к Богу и святым, чтобы прославить Любовь, Премудрость и Благость Божию и, испросив Божественную помощь, познать истины христианской веры и нравственности, встать на благодатный путь спасения, жить по заповедям Господним в духе христианской любви, в радости благословенного труда, в надежде наследования жизни вечной. В богослужении Сам Господь нисходит к людям, чтобы подать им Свое Откровение, напитать верующих нетленной пищей в святом таинстве Причащения. Начало новозаветному христианскому богослужению положил Сам Господь Иисус Христос , установив таинство Святого Причащения на Тайной вечери и заповедав: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф. 26, 26–28 ; Мк. 14, 22–24, 26 ; Лk. 22, 19–20; I Кор. 11, 23–26). Во исполнение заповеди Спасителя святые апостолы и их преемники, просвещая Светом Христовым народы вселенной, учреждали Церкви и устанавливали порядок богослужений. Святая Православная Церковь в своей неиссякаемой любви, постоянной заботе о жизни, здоровье и спасении своих верных чад установила девять служб в сутки: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, часы 1-й, 3-й, 6-й; литургию (как средоточие всех служб суточного круга) и 9-й час, а также службы особенные, частные, в таинствах Крещения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Брака (Венчания), Священства (Хиротонии), Елеосвящения (Соборования) и в чинах погребения усопших, освящения воды, молебнах. Накануне воскресных и праздничных дней вечером в православных храмах совершается богослужение, называемое всенощным бдением. В древности эта служба имела греческое название ποννυχς (панихида), всенощная, или: " Αγρυπνα – ночное богослужение, а также латинское: vigilia – бодрствование. На заре своего становления христианская Церковь совершала ночные богослужения по примеру Христа Спасителя и Его учеников, часто проводивших ночь в молитве. Обычай совершать богослужение ночью был воспринят христианами последующих времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010