июля 1-го. Суббота. Служба в храме Воскресения. На Сионе. В обители Св. Саввы. Подобно перво-христианам, сегодняшний день мы начали с вечера, отправившись после 8 часов в храм Гроба Господня, который, вскоре после нашего прихода, турецкая стража заперла на замок. Провести ночь в храме Гроба Господня – значит выслушать богослужение, которое здесь, по примеру перво-христианской церкви, совершается всегда по ночам. И многие из нас уже не одну ночь провели в храме Гроба Господня, присутствуя за богослужением. Сегодня же в храме Гроба Господня мы собрались все вместе, так как Преосвященный намерен был совершить богослужение, за которым, по существующему благочестивому обычаю паломников, мы приготовились причаститься Св. Христовых Тайн. Едва лишь мы вошли в храм, как поджидавшая нас турецкая стража закрыла его двери и храм сразу погрузился в полумрак, сообщивший ему какое то особенно-таинственное величие. Трепетные тени мерцавших лампад побежали во все стороны по обширному храму. Здесь уже было много народу. Слух о том, что в храме Гроба Господня будет совершать богослужение русский Архиерей явление крайне редкое здесь – быстро разнесся по Иерусалиму и его окрестностям, а потому в храме сегодня собрались не только все русские паломники, проживающие в Иерусалиме, но многие и из местных жителей, и из ближайших окрестностей Иерусалима. По заведенному издавна порядку, православное богослужение в храме Гроба Господня начинается обыкновенно всенощным бдением, которое совершается после 9 часов на Голгофе; литургия же начинается ровно в 12 часов ночи на Гробе Господнем. Так было и сегодня. Около 9 часов из приемной настоятеля Свято-гробского Братства, о. Евфимия, мы поднялись на Голгофу. О. Анастасий и о. архидиакон облачились в священные одежды, несколько отличающиеся покроем от наших, и у престола, поставленного над Голгофской скалой, с благословения Владыки, начали богослужение. Народ стоял здесь же рядом с священнодействующими, тесным кольцом окружая их. С правой стороны на архиерейском месте стал один из присутствовавших в храме митрополитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Литургическое содержание годового круга богослужений определяет богослужебный устав всей Восточной, и в том числе Русской Церкви. «В то время как собственное содержание самой Божественной литургии, в отличие от литургии нашей Церкви, почти неизменно,— пишет в своем кратком, но содержательном очерке годового круга богослужений Восточной Церкви П. Килиан Кирххоф,— все богатство восточной духовности, пронизывающей ритмы богослужений, изливается почти исключительно в богослужениях, примыкающих к Божественной литургии. Вся полнота церковных богослужений заключена в четырех взаимно дополняющих и пронизывающих друг друга богослужебных кругах, двух годовых, одном недельном и одном дневном» . Столь содержательный и многообразный характер богослужений православной Церкви накладывал особый отпечаток на жизнь монастыря, где должны были и в действительности могли совершаться все уставные богослужения. Благодаря этому не получалось монотонности, которая может особенно удручать послушника и неопытного инока,— и в то же время обилие Божественных песнопений, пронизанных догматическим учением Церкви и составляющих содержание православного богослужения , открывало всякому монаху и всякому богомольцу, постоянно приходившему на службу в монастырь, возможность для духовного просвещения . Два годовых круга — круг подвижных праздников, связанных с Пасхой, и круг неподвижных праздников, посвященных Спасителю, Божией Матери и памяти святых, составляют основу; дополняются они недельным и дневным кругами, пронизанными литургическим содержанием годовых кругов, ибо каждый день недели посвящен определенному событию из Священной истории или памяти святых, а в течение дня читаются строго определенные часы . Праздники годового круга — это дни, которые бывают только раз в году, а богослужения дневного и недельного круга — это постоянно повторяющиеся песнопения, имеющие огромное значение для монастырского обихода , для всего строя монастырской жизни в течение суток, которые они, начиная с 6 часов вечера, разделяют на 7 частей . Монастырский устав определяет дисциплинарную сторону монастырского быта, а распорядок дня в монастыре зависит от богослужебного устава. Его основу составляет типикон (по-русски — устав) православной Церкви, сложившийся в течение нескольких столетий .

http://sedmitza.ru/lib/text/436579/

О Богослужении I. Православное учение о Богослужении Богослужение православной Церкви состоит из совокупности молитвословий, песнопений и священнодействий, совершаемых по определенным, установленным Церковью, правилам. В основании христианского православного богослужения положено совершение таинства св. причащения. Это таинство есть новозаветная безкровная жертва, заменившая собою жертвы ветхозаветные. Оно установлено Спасителем для сообщения верующим спасительной силы Его крестной смерти. Установлены Спасителем и другие таинства для сообщения верующим благодатной помощи Божией. Определены и особые лица для совершения богослужения: сначала апостолы, а потом преемники их служения – епископы, священники и диаконы. Уже при апостолах христианское богослужение получило определенный состав. Она состояла из молитв песнопений, чтения слова Божия, проповеди и совершения таинств, особенно же таинства св. причащения. Окончательное устройство христианское богослужение получило при преемниках апостолов – отцах и учителях Церкви. Все сектанты – рационалисты, хотя и ратуют против внешнеобрядового богопочтения православной Церкви, но на практике и сами не могут обойтись без тех или других обрядов. Так, у всех сектантов существует, прежде всего, общественное богослужение. Сектанты той или другой местности в воскресные или праздничные дни собираются в какой-либо условный дом, с внешней стороны ничем не отличающийся от обыкновенного сектантского жилого дома, и здесь совершают свое обычное общее моление. Моление это состоит из чтения св. Писания с объяснением, произнесения особо составленных и принятых молитв, а также и пения духовных песней. Кроме того, в состав сектантского богослужения, особенно у молокан, у которых богослужение сравнительно с другими сектантами, торжественнее и сложнее, – введены также сектантами поклоны, коленопреклонения, ужин, названный «вечерию» или «преломлением хлеба», «братствование» или «целование» и т. под. Таким образом, у сектантов есть свое особенное внешее или обрядовое богопочтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Статьи Собрание статей отца Александра Шмемана — великого православного богослова и пастыря XX века. Статьи, довольно грубо, можно разбить на три темы: литургическое богословие, Церковь, современное положение Православия. В данное собрание вошли следующие статьи отца Александра Шмемана: Пост и Литургия Авторитет и свобода в Церкви Богослужение в секулярный век Исповедь и причастие Богословие и богослужение По поводу богословия соборов Богослужение и таинства Догматический союз Задача православного богословия сегодня Знаменательная буря Литургическая реформа: Дебаты Литургия и эсхатология Мир в свете православной мысли и опыта Миссия Православия Можно ли верить, будучи цивилизованным? О христианской любви Обновление Освящение жизни Основополагающий вопрос О чуде Православное богослужение Православный мир: прошлое и настоящее Рождественское богослужение Православной Церкви Русское богословие 1920–1972 Светлая печаль Свобода в Церкви Святая святым Символ веры Символы и символизм византийской литургии Таинство и символ Таинство любви Церковь после апостолов Школа русского богословия Дети и Церковь Статьи Пост и Литургия Заметки по литургическому богословию Перевод Наталии Безбородовой Оригинал на сайте Schmemann.org Литургические правила Православной Церкви предписывают совершать Божественную Литургию после Вечерни в определенные дни поста. А именно: в четверг и субботу Страстной Седмицы Великого Поста, вечером накануне Рождества, Богоявления и праздника Благовещения. Как и Литургия Преждеосвященных Даров, она всегда служится после Вечерни. Как мы помним. Типикон предписывает определять время для совершения Вечерни, ориентируясь на заход солнца, но не в определенные часы дня. Всем уже давно известно, что это правило сегодня стало мертвой буквой, и исполняется лишь формально, таким образом, что не Литургия переносится на вечер, а наоборот, Вечерня совершается утром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 39. О церковности богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы уже много говорили о различных способах совершения домашнего богослужения. Сегодня мне хочется поговорить с вами о том, как любой вид богослужения сделать церковным! Почему это важно? — Потому что, говорят, что «церковная молитва выше домашней»… А почему она выше? — Потому что в храме совершается? Или потому что ее совершают совместно, а не по одиночке? Несомненно то, что всякая вообще молитва, где бы и при каких обстоятельствах она ни была возносима, как возносимая верным и послушным чадом Православной Церкви, есть по существу молитва церковная. Обратите внимание, что такая молитва возносится «верным и послушным чадом Православной Церкви», а значит, по ее правилам! Церковной молитва становится не от того, что она совершается в Церкви, как здании (в храме), а от того, что совершается церковными людьми (членами Церкви) в Церкви Христовой (как обществе верующих) и по правилам Церкви (т.е. по Уставу). Достоинство молитвы церковной главным образом и заключается, в том, что молящимуся по правилам Церкви приходится ограничивать себя, стеснять свою свободу, вводить в известные рамки свое настроение, подчинять свои желания общему чину и порядку, творить молитву не как хочется, а Церковь велит. Причем, не важно, где ты это делаешь – в храме ли, или дома, или у кого-либо в гостях. О прп. Савве Освященном (зачинателе того Устава, которым мы пользуемся до сих пор) рассказывают характерный эпизод, как он однажды, находясь на аудиенции у имп. Юстиниана, пока тот обсуждал со своим квестором его ходатайство, он, желая соблюсти время суточного богослужения, «отойдя в сторонку стал тайно совершать службу 3 часа», и на упрек своего диакона в невнимании к царю ответил: «Они, сын мой, делают свое дело, а мы должны делать свое» (§ 73). Когда же этого нет, а есть лишь самоугождение, требующее в угоду себе нарушения уставов, тогда МАЛА ЦЕНА такой МОЛИТВЫ, которая становится нецерковной, хотя бы совершалась и церковными людьми и целым их сообществом, и в храме или в самом прославленном монастыре.

http://azbyka.ru/video/39-o-cerkovnosti-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 52. Обряд Тихого Света Возжжение светильника вечером Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем знакомится с частностями Вечернего богослужения. Итак, после псалмопения с чередованием иерейских молитв и церковных песнопений, наступает кульминационный момент вечернего богослужения пение Гимна под названием «Свете тихий», в котором этим Светом святой славы бессмертного Отца Небесного, именуется Христос. Мы, прийдя на закат солнца и увидев свет вечерний, воспеваем Бога – Отца, Сына и Святого Духа, говоря, что Он, как Сын Божий, дающий жизнь, достоин быть воспеваемым и прославляемым во все времена благоговейными (преподобными) устами. Для нас Господь — Свет Немеркнущий и Незаходящий. Заметим, что в этом песнопении нет просьбы или какого-то прошения, даже хвалебный и благодарственный характер в нем пребывает прикрыто. Это гимнография созерцательного характера. Слова «пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний» выявляют тематическую связь гимна с вечерним временем суток. Именно этот текст определяет во многом характер Вечерни. В.З. В ранней Церкви пение данного гимна сопровождал обряд возжжения светильников. Этот обряд восходит еще ко временам ветхозаветного вечернего богослужения, совершавшегося в скинии, когда Аарон вечером перед воскурением фимиама зажигал лампады ( Исх. 30 ;8). Книга Левит указывает, в чем заключалась обрядовая сторона этого богослужения: „И сказал Господь Моисею, говоря: Прикажи сынам израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник… На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда” ( Лев. 24:1-4 ). Как видим, в центре этого богослужения находился обряд возжения и поставления светильника, перед которым Аарон воскурял фимиам и который затем горел „пред Господом от вечера до утра”. Обряд вечернего возжигания светильника у иудеев считался настолько священным, что он не был забыт после разрушения Иерусалимского храма, и талмуд предписывает воздавать славословие Богу, зажигая вечером светильники 2 .

http://azbyka.ru/video/52-obrjad-tihogo-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  3.8 из  5) Предыдущий Следующий 5. Суточное богослужение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Поздравляю всех с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, а также нашу прихожанку, ветерана Великой Отечественной войны, известного на всю страну своим подвигом, Барсученко Марию Тимофеевну, которой сегодня исполняется 99 лет от роду. Желаю ей крепкого здоровья. А вам напоминаю, мы с вами обсуждаем тему о том, КАК УСТРОИТЬ СВОЕ ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ ? Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, какие существуют виды обязательных богослужений? Предварительно следует сказать, что богослужебные молитвословия зависят от времени суток, в которое богослужение совершается, от дня недели (седмицы), и дня года. Так образуются три круга богослужений: 1) суточный круг, 2) седмичный и 3) годовой. Из соединения элементов трех этих кругов и составляется богослужение каждого дня. В течение дня Устав предписывает совершать богослужения не один раз, и не два, а гораздо больше. Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой утро, день, вечер и ночь. Этот обычай перешел к нам, христианам, и не только. Например, в исламе на молитву встают 5 раз в день в определенные промежутки времени. И хотя так сложилось сегодня, что у нас в храме это делают не более двух раз в день, потому что чаще собираться затруднительно, однако это не означает, что мы сами (вне храма) не должны совершать никакого богослужения в течение дня. А теперь внимание, вопрос: Кто скажет, сколько раз мы должны становится на молитву в течении суток? Ваши варианты?.. Подумайте еще… А теперь сравните: Согласно нынешнему Уставу в течение суток мы можем совершать 9 видов богослужений. Впрочем, как вы заметили, это еще не ответ. Ответ будет в конце нашего занятия. А пока давайте посмотрим, что это за богослужения? Перечисляю: 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Изобразительные, 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница.

http://azbyka.ru/video/05-sutochnoe-bogo...

Скачать epub pdf Центром жизни христианина является богослужение, что именно в богослужении христианин встречается и имеет возможность сродниться с миром Божественным. Этому не противоречит то, что есть в истории христианства примеры, и примеры яркие, когда верующие люди спасались и без богослужений: разбойник на Кресте, преподобная Мария Египетская или Павел Фивейский в пустынях, легендарные, а может быть и реальные три старца на острове, свидетельство о которых, взятое из «Пролога», использовал в рассказе Лев Толстой, с их молитвой, обращенной к Пресвятой Троице: «Трое Вас, трое нас, помилуй нас!» Но все это, хотя и яркие примеры, но исключения, а для подавляющего большинства христиан богослужение было и остается средоточением их религиозной жизни, в котором оправдывается историческое значение слова «религия», на древне-латинском языке «religio», значившее «дело», «связь», то есть связь между миром Божественным и миром человеческим. В чем заключается райское блаженство? По свидетельству Святых Отцов Церкви, оно заключается в непрестанном созерцании Божественной красоты. Божественной правды. Божественной славы и силы. Но это пассивная сторона райского состояния. Активная же ее сторона заключается в непрестанном выражении блаженства, наслаждения созерцанием правды и славы Божией, в раскрытии таким образом себя в любви Божией, в благодарении Бога за все и в восхвалении Его. То есть, в том, что составляет основной, главнейший элемент Богослужения. Богослужебная жизнь есть здесь на земле отблеск и верный образ Божественной жизни в вечности, к которой бы будем призваны за порогом смерти. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Кто любит богослужение, кому оно отрадно и родно, тот еще здесь на земле сростается с содержанием вечной жизни, и потому эта жизнь там (то есть, за порогом смерти, в блаженной вечности) не окажется ему чуждой: он с любовью узнает в ней все то, что любил и ценил он здесь в священные часы богослужения». Другими словами, богослужение приучает верующих к вечности, к вечной жизни в Царствии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Содержание (ИСТОРИКО-ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)    История не сохранила до нашего времени литературных свидетельств о существовании в раннем христианстве вечернего богослужения, которое имело бы значение нарочитого молитвенного освящения христианами вечернего времени, вне связи с евхаристией или с агапой. Возможно, что такого отдельного от евхаристии и вечери любви общественного богослужения не существовало. Но, с другой стороны, было бы неправильным отрицать существование в раннем христианстве самой идеи молитвенного освящения вечера и выражение ее хотя бы в самых простейших литургических формах, доступных для общей молитвы членов тех „домашних” церквей, о которых говорит ап. Павел (Римл. 16:4).    Апостолы происходили из иудеев, и свою проповедь о Христе распространяли в первую очередь среди своих благочестивых соплеменников. Это обстоятельство обусловливало существование некоторых связей между Новозаветной церковью и центром религиозной жизни иудейства — ветхозаветным храмом. Наличие этой связи отмечает Дееписатель, когда говорит, что первые христиане „каждый день единодушно пребывали в храме” (Деян. 2:46) и что „Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый” (Деян. 3:1). Предание сохранило сведения о том, что первому епископу Иерусалимской христианской общины, ап. Иакову не возбранялось входить даже во „Святая”, и его обычно видели в храме стоящим на коленях и молящимся. Эта связь первых христиан с Иерусалимским храмом прекратилась только в связи с рассеянием их из Иерусалима после мученической кончины первого диакона св. Стефана (Деян. 8:1). Но и после этого слово благовестил о Христе неслось в первую очередь к иудеям рассеяния, так что до средины II века основной контингент членов Церкви составляла диаспора.    Обращаясь к религиозной жизни ветхозаветного иудейства, мы видим, что еще книга Исход предписывала евреям совершение в скинии нарочитого вечернего богослужения: „И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши” (30,8). Книга же Левит указывает, в чем заключалась обрядовая сторона этого богослужения: „И сказал Господь Моисею, говоря: Прикажи сынам израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения и скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда” (24, 1 —4). В центре этого богослужения находился обряд возжения и поставления „вне завесы ковчега откровения и скинии собрания” светильника, перед которым Аарон воскурял фимиам и который затем горел „пред Господом от вечера до утра”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

Часть 5 1. Частные Богослужения Кроме богослужения общественного, совершающегося в определенные времена для всех верующих, есть еще разные виды богослужения частного. Это молитвословия и священнодействия, которые совершаются особо, в различные времена, по требованию и частным нуждам отдельных верующих. Эти виды богослужения в просторечии носят обыкновенно название треб. Чинопоследования их собраны в богослужебных книгах, которые носят названия: «Требник», «Дополнительный требник», «Великий требник», «Книга молебных пений». Некоторые из этих чинопоследований изданы отдельными книгами, а также помещены особым отделом в конце так называемого «Иерейского молитвослова». К числу таких богослужебных чинопоследований относятся последования всех таинств, кроме, конечно, Евхаристии, которая совершается за – божественной литургией, и которая является средоточием всего общественного богослужения, также сюда относятся чины погребений усопших, молебные пения и молитвы на самые разнообразные случаи. В этих молитвословиях и священнодействиях (кроме Евхаристии и священства), входящих в книгу Требник, или более правильно Потребник, как она называлась в древности на Руси, как показывает и самое наименование ее, в ней содержится все, что потребно каждому чаду Православной Церкви. И в этом особенно ярко выразилась материнская забота св. Церкви о ее чадах – всех верующих христианах. Требы эти охватывают все течение жизни человека, начиная от появления его на свет и кончая преданием его земле после кончины. По замыслу св. Церкви, буквально каждый шаг христианина, каждое его начинание или предприятие, все должно освящаться молитвой, призыванием благодати Божией и благословением. Истинный христианин ничего не делает без благословения Божия, твердо зная, что только в этом благословении надежный залог его успеха. Св. Церковь и идет в этом отношении ему навстречу, предлагая соответствующие по содержанию богослужебные чины и молитвы на все случаи жизни. Все эти чинопоследования изложены в Требнике приблизительно в таком порядке, в каком является в них потребность в жизни христианина, начиная от его рождения: поэтому и мы в таком же порядке и будем их рассматривать. 2. Требник, часть первая

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010